Научная статья на тему 'Опыт внедрения информационных технологий в рамках региональной программы модернизации здравоохранения: итоги и перспективы'

Опыт внедрения информационных технологий в рамках региональной программы модернизации здравоохранения: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
377
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТЫ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / INFORMATION SYSTEMS / HEALTHCARE INFORMATION SYSTEMS / ELECTRONIC HEALTHCARE RECORD / INFORMATION SYSTEM DEPLOYMENT / HEALTHCARE MODERNIZATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалов А. А.

В статье приводится анализ результатов реализации мероприятий раздела «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение» областной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы. Дана оценка достижения целевых индикаторов программы и динамики базовых показателей информатизации учреждений здравоохранения области, намечены пути закрепления положительной динамики в исполнении масштабных задач информатизации здравоохранения и обеспечения максимальной эффективности от вложений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of implementing information technologies within the regional healthcare modernization program: results and prospects

The article analyzes results of the government program «Implementation of modern information technologies in healthcare», performed within the regional healthcare modernization activities in the Nizhny Novgorod region in 2011-2012. The estimation of achieving program KPI`s of healthcare informatization are given in order to consolidate the positive dynamics of large-scale problems and to maximize the effectiveness of government investments

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения информационных технологий в рамках региональной программы модернизации здравоохранения: итоги и перспективы»

ВрЭЧ :::: ИТ в управлении здравоохранением

™ и информационные

технологии

%

>

А.А. КОНОВАЛОВ,

к.м.н., директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Медицинский информационный аналитический центр» (ГБУЗ НО «МИАЦ»), г. Нижний Новгород, Россия, konovalov@zdrav.kreml.nnov.ru

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 614.2:61.002.63:61.003:681.3

Коновалов А.А. Опыт организации внедрения информационных технологий в рамках региональной программы модернизации здравоохранения: итоги и перспективы (МИАЦ Нижегородской области, г. Нижний Новгород, Россия)

Аннотация: В статье приводится анализ результатов реализации мероприятий раздела «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение» областной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы. Дана оценка достижения целевых индикаторов программы и динамики базовых показателей информатизации учреждений здравоохранения области, намечены пути закрепления положительной динамики в исполнении масштабных задач информатизации здравоохранения и обеспечения максимальной эффективности от вложений.

Ключевые слова: информационные системы, медицинские информационные системы, электронные медицинские карты, внедрение информационных систем, программа модернизации здравоохранения.

UDC 614.2:61.002.63:61.003:681.3

Konovalov А.А. Experience of implementation of information technologies within the regional healthcare modernization program: results and prospects (Nizhny Novgorod regional center of medical information and analysis, Nizhny Novgorod, Russia)

Abstract: The article analyzes results of the government program «Implementation of modern information technologies in healthcare», performed within the regional healthcare modernization activities in the Nizhny Novgorod region in 2011-2012. The estimation of achieving program KPI's of healthcare informatization are given in order to consolidate the positive dynamics of large-scale problems and to maximize the effectiveness of government investments. Keywords: information systems, healthcare information systems, electronic healthcare record, information system deployment, healthcare modernization program.

Введение

Можно с уверенностью сказать, что 2011-2012 годы войдут в историю информатизации отечественного здравоохранения как период масштабных задач и беспрецедентного финансирования в рамках региональных программ модернизации здравоохранения.

Впервые регионам была предоставлена возможность в короткий срок количественно и качественно изменить информационную среду системы здравоохранения, заложив прочную основу для устойчивого развития как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Впервые задачи информатизации здравоохранения

I/IT в управлении здравоохранением

www.idmz.ru

SOI 3, №4

■■■■

гш

получили четкие формулировки в составе федеральных законов [1, 2] и приказов отраслевого министерства [3].

Организация региональных мероприятий

Внедрение в арсенал системы здравоохранения Нижегородской области современных информационных технологий в рамках региональной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на

2011-2012 годы осуществляется на основании Постановления Правительства Нижегородской области № 174 от 15 марта 2011 года и соглашения между Правительством Нижегородской области, Минздравсоцразвития России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области от 19 сентября 2011 года.

Реализация мероприятий областной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы, определенных разделом «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение», начала осуществляться, в отличие от прочих направлений, в более поздние сроки, конкретно — с февраля 2012 года. Это было связано с разработкой федеральной нормативной документации (в частности, Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — ЕГИСЗ), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 апреля 2011 года №364, комплекта методических рекомендаций).

Конкурсные процедуры в 2011 году были приостановлены в связи с поручением Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (п. III.2 протокола от

25.10.2011 №22), и возобновлены после

письменного согласования размещения заказа с Минздравсоцразвития РФ.

Суммарный объем финансирования по задаче 2, включая средства ОМС и областного бюджета, составил 507 295,4 тысяч рублей. По итогам года было законтрактовано 505 097,74 тысяч рублей (99,6%). Экономия по итогам года составила 2197,66 тыс. рублей, эти средства направлены на решение задач, поставленных в рамках одноименных мероприятий.

В 2012 году в сфере информатизации здравоохранения были поставлены две значительные по масштабу задачи: организация электронной записи на прием к врачу и ведение электронной медицинской карты. В целях решения поставленных задач были проведены следующие мероприятия.

В 194 учреждениях организована ведомственная защищенная сеть на основе широкополосных резервированных защищенных каналов связи и локальных вычислительных сетей. Организован центр обработки данных (ЦОД) Министерства здравоохранения Нижегородской области.

Оснащены компьютерным оборудованием в соответствии с архитектурой «тонкий клиент» 2377 рабочих мест, обучены специалисты, в том числе с использованием системы дистанционного обучения.

Функционирует в режиме опытной эксплуатации единая региональная медицинская информационная система, при этом предусмотрена совместимость с унаследованными информационными системами.

Первые итоги

В итоге по результатам за 2012 год рекордно — на 25,8% — вырос показатель обеспеченности автоматизированными рабочими местами учреждений здравоохранения. При этом техническая оснащенность рабочих мест увеличилась более чем в два раза и составила 0,42 на одного медицинского работника (рис. 1).

Практически вдвое (+90%) выросла обеспеченность серверным оборудованием. Фак-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ : N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

I и информационные

технологии

%

>

тическое наличие защищенных локально-вычислительных сетей в медицинских учреждениях увеличилось на 78,9% и составило 91% (от общего числа учреждений).

Впервые доля компьютерной техники, используемой в автоматизации лечебно-диагностического процесса, составила более половины (54,3%) от числа всего компьютерного парка системы здравоохранения, увеличившись более чем на треть (+34,3%) (рис. 2).

Наряду с ростом показателей технической оснащенности учреждений, необходимо особо отметить, что архитектура созданной информационной системы построена по признанно эффективной и перспективной на данный момент «облачной» технологии [4] и реализует принципы централизованного использования однократно введенных данных, — одно из непременных условий для эффективного решения задач по улучшению качест-

8

I/IT в управлении здравоохранением

www.idmz.ru

SOI 3, №4

■■■■

гш

ва и доступности медицинской помощи при условии охраны персональных данных и широких возможностей интеграции [5].

Использование централизованной аппаратно-программной базы способствует ведению единой базы данных медицинской помощи. В настоящий момент персональные данные 98% населения области конвертированы в формат электронной медицинской карты и доступны для редактирования во всех 194 учреждениях, оказывающих медицинскую помощь.

Электронная услуга записи на прием к врачу в Нижегородской области функционирует с декабря 2012 года в 125 учреждениях, оказывающих амбулаторную помощь. Услуга доступна через Портал государственных услуг Российской Федерации http://gosuslu-gi.ru, через Региональный портал записи на прием к врачу 1тМр://регистратура52.рф, и через информационные киоски (инфоматы).

Для обратной связи организована «горячая линия» для получателей государственной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу» — (831)435-57-55, работает электронный адрес для отзывов по услуге — registratu-ra@miac.nnov.ru, предоставлена возможность оставить отзыв в «личном кабинете» на портале государственных услуг.

С начала введения в действие электронной регистратуры в области записались на прием свыше 25 тысяч человек, доля записей в электронном виде составила около 6% от общего числа предварительной записи.

Таким образом, в целом целевые индикаторы региональной программы модернизации системы здравоохранения по задаче «Внедрение современных информационных технологий» были достигнуты.

Задачи ближайшей перспективы

Вместе с тем по результатам регулярно проводимого мониторинга функционирования информационной системы выявлено, что только в половине учреждений работа ведется с необходимой интенсивностью и налицо

необходимость «стимулирования ведения электронных медицинских карт» [6].

Очевидно, чтобы гарантировать исполнение масштабных задач информатизации здравоохранения и получить максимальную отдачу от инвестиций, важно обеспечить максимальную загрузку ресурсов информационной системы. Для этого в каждом учреждении рекомендовано:

— обеспечить работу на каждом подключенном рабочем месте, активно накапливать опыт работы с электронной медицинской картой, электронной записью на прием;

— при необходимости организовать дистанционное обучение сотрудников с использованием видеопортала;

— сообщать в службу поддержки о «слабых местах» системы для оперативной доработки;

— организовать разъяснительную работу с населением всеми доступными способами (85% обращений на «горячую линию» связаны с неинформированностью пациентов).

Заключение и предложения

Таким образом, в ходе реализации региональной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы достигнута беспрецедентная динамика количественных показателей оснащенности учреждений здравоохранения.

При этом особенно важно отметить, что проведенные изменения осуществлены в рамках единой государственной политики в сфере информатизации здравоохранения и построены на современной качественно новой аппаратно-программной базе.

Вместе с тем, чтобы гарантировать исполнение масштабных задач, поставленных Президентом и Правительством РФ, обеспечить стабильную положительную динамику и максимальную эффективность от вложений, представляется необходимым расширение мер государственной поддержки в вопросах информатизации здравоохранения, основанных на мероприятиях правового и финансового характера, в частности:

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■

ВрЭЧ :::: ИТ в управлении здравоохранением

™ и информационные

технологии

1. Детализация обязательств органов исполнительной власти и механизма финансирования мероприятий по информатизации системы здравоохранения как в системе ОМС, так и в отношении учреждений здравоохранения, финансируемых из средств соответствующих бюджетов, в период после завершения территориальных программ модернизации.

2. Разработка и введение в действие нормативных документов федерального уровня, устанавливающих минимальные нормативы обеспеченности медицинских организаций специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также аппаратно-программным обеспечением и сервисными услугами [7].

3. Разработка и создание ведомственных нормативно-правовых актов, разъясняющих положения федерального законодательства об электронной цифровой подписи (Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи») и устанавливающих программно-технические условия для обеспечения тождественности электронного и бумажного документа.

4. В целях обеспечения координации работ по информатизации здравоохранения необходимо кардинально пересмотреть вопросы полномочий взаимодействующих сторон и организации деятельности медицинских информационно-аналитических центров (в частности, Примерное положение об организации деятельности медицинского информационно-аналитического центра, направленное Письмом Минздрава РФ от 24.08.2001 № 2510/9138-01-32).

5. В связи с изменившейся в 2012 году нормативной базой по защите персональных данных (Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных») предлагается пересмотреть Методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости», согласованные 22.12.2009 ФСТЭК России и утвержденные 23.12.2009 Минздравсоцразвития РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 №364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

4. Гусев А.В. Перспективы облачных вычислений и информатизация учреждений здра-воохранения//Врач и информационные технологии. — 2011. — №2. — С. 49-53.

5. Копаница Г.Д., Цветкова Ж.Ю. Европейский опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2013. — № 1. — С. 49-53.

6. Зингерман Б.В, Шкловский-Корди Н.Е. Электронная медицинская карта и принципы ее организации//Врач и информационные технологии. — 2013. — №2. — С. 37-58.

7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.07.1998 №28 «Об утверждении Межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств».

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.