Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / средства индивидуальной мобильности / привлечение к административной ответственности / правила дорожного движения / правовое регулирование / road safety / means of individual mobility / bringing to administrative responsibility / traffic rules / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бахрам Хамитович Сайтходжаев

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности, которые с недавних пор получили широкое распространение в Кыргызстане. В ходе использования средств индивидуальной мобильности допускаются нарушения правил дорожного движения, которые приводят к дорожнотранспортным происшествиям, причиняющим вред здоровью граждан и их имуществу. Серьезную проблему вызывает использование средств индивидуальной мобильности в местах массового скопления граждан (на площадях, в скверах и парках, возле крупных торговых центров), а также на автомобильных дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бахрам Хамитович Сайтходжаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF USE MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The article discusses the main problems associated with the use of personal mobility aids, which have recently become widespread in Kyrgyzstan. During the use of the SIM, violations of traffic rules are allowed, which lead to traffic accidents that cause harm to the health of citizens and their property. A serious problem is caused by the use of SIM in places of mass gathering of citizens (in squares, squares and parks, near large shopping malls), as well as on highways.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Научная статья УДК 34

© Сайтходжаев Б.Х., 2023

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Бахрам Хамитович Сайтходжаев

Республиканский учебный центр МВД Кыргызской Республики bahkram1984@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности, которые с недавних пор получили широкое распространение в Кыргызстане. В ходе использования средств индивидуальной мобильности допускаются нарушения правил дорожного движения, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям, причиняющим вред здоровью граждан и их имуществу. Серьезную проблему вызывает использование средств индивидуальной мобильности в местах массового скопления граждан (на площадях, в скверах и парках, возле крупных торговых центров), а также на автомобильных дорогах.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, средства индивидуальной мобильности, привлечение к административной ответственности, правила дорожного движения, правовое регулирование

Для цитирования: Сайтходжаев Б.Х. Вопросы правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности в Кыргызской Республике // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 59-62.

Original article

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF USE MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY

IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Bahram Kh. Saytkhodjaev

Republican Training Center of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic bahkram1984@mail.ru

Abstract. The article discusses the main problems associated with the use of personal mobility aids, which have recently become widespread in Kyrgyzstan. During the use of the SIM, violations of traffic rules are allowed, which lead to traffic accidents that cause harm to the health of citizens and their property. A serious problem is caused by the use of SIM in places of mass gathering of citizens (in squares, squares and parks, near large shopping malls), as well as on highways.

Keywords: road safety, means of individual mobility, bringing to administrative responsibility, traffic rules, legal regulation For citation: Saytkhodjaev B. Kh. Issues of legal regulation of use means of individual mobility in the Kyrgyz Republic // Road Safety. 2023. № 4. P. 59-62.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой важное направление деятельности современного демократического государства и включено в совокупность задач стратегического развития многих стран до 2030 года [1].

Кыргызстан не является исключением, поскольку обеспечение рассматриваемого вида безопасности служит важнейшей основой для реализации социально-экономических и демографических интересов государства [2, 3].

Как известно, последствия дорожно-транспортных происшествий причиняют значительный материальный и моральный ущерб как государству и обществу, так и отдельным гражданам [4].

В настоящее время в Кыргызской Республике наблюдается значительное увеличение случаев использования средств индивидуальной мобильности (далее - СИМ) (электрических самокатов (далее -электросамокаты), скейтбордов, гироскутеров, сигве-ев, моноколес).

Несмотря на растущую популярность этих технических средств передвижения, появление их в общественных местах, на улицах и дорогах выявило серьезные проблемы, связанные с обеспечением безопасности пешеходов, водителей автомототранспорт-ных средств и самих пользователей СИМ.

В Кыргызстане за девять месяцев текущего года зарегистрировано около 60 дорожно-транспортных происшествий с участием пользователей СИМ. Об этом на коллегии МВД Кыргызской Республики заявил Министр внутренних дел Улан Омоканович Ниязбеков [5].

Он отметил, что если в прошлом году подобных дорожно-транспортных происшествий вообще не было зафиксировано, то в настоящее время их становится все больше и больше, однако этому негативному явлению не уделяется должного внимания.

В результате таких дорожно-транспортных происшествий пострадали более 60 человек, причем в основном это касается города Бишкека и территории Иссык-Кульской области.

Так, в центре города Бишкека на пешеходном переходе юношу на электросамокате сбила машина. Еще одно дорожно-транспортное происшествие произошло прямо на главной площади столицы, в результате которого травмы получила девушка, не справившись с управлением электросамоката.

В последнее время наблюдается постоянный рост количества таких случаев, причем пользователи СИМ, среди которых наиболее часто встречаются именно лица, управляющие электросамокатами, не только рискуют своим здоровьем, но и представляют реальную угрозу для пешеходов [6].

Безопасность до]

Таким образом, использование СИМ вызывает проблемы в дорожно-транспортной сфере, приводящие к травматизму различных категорий участников дорожного движения, особенно маленьких детей, являющихся пешеходами, и подростков, выступающих в роли пользователей СИМ.

При этом, по мнению С.В. Илькевича, с которым солидарен автор настоящей статьи, следует сознавать, что в недалеком будущем использование электросамокатов будет представлять собой самый эффективный способ передвижения, обеспечивающий мобильность граждан в условиях, когда многие потребители отвыкают от управления автомобилем, предпочитая пользоваться общественным транспортом или услугами агре-гаторов, предоставляющих относительно недорогую возможность воспользоваться такси, сопоставимую со стоимостью проезда на общественном транспорте [7].

Настал момент, когда представители правоохранительных органов Кыргызстана совместно с гражданским обществом и коммерческими организациями, предоставляющими услуги аренды СИМ, должны обратить пристальное внимание на весь пласт проблем, связанных с использованием всего комплекса СИМ.

При этом, по нашему убеждению, целесообразно воспользоваться наработанным опытом зарубежных государств, которые намного раньше столкнулись с необходимостью решения аналогичных проблем и выработали комплекс соответствующих мер.

Что касается правового регулирования, то, по нашему мнению, отдельные нормативные положения, затрагивающие эксплуатацию СИМ, которая неразрывно связанна с их интеграцией в систему дорожного движения Кыргызстана, должны быть закреплены на законодательном уровне.

Включение СИМ в процесс дорожного движения на территории Кыргызской Республики требует комплексных изменений в нормативно-правовой сфере, регулирующей организацию и осуществление дорожного движения [8, 9].

В частности, в правила дорожного движения следует включить четкое определение понятия СИМ, учитывающее их технические характеристики и особенности использования.

Остановимся на проблемах, касающихся дорожного фактора. В связи с тем, что имеющаяся в крупных городах дорожная инфраструктура пока еще не позволяет выделить отдельные полосы для использования СИМ, необходимо тщательно проработать новую редакцию норм правил дорожного движения, отражающих специфику участия в данном процессе пользователей этих транспортных средств.

В этой связи целесообразно предусмотреть определенные правила движения СИМ по отдельным элементам дороги с учетом их скоростных характеристик в целях предотвращения возможных дорожно-транспортных происшествий.

Например, разрешить передвигаться на СИМ по тротуарам со скоростью не более 10 км/ч. Приведем и другой пример: установить для СИМ особый скоростной режим на дорогах общего пользования, ограничив максимальную скорость передвижения 25 км/ч.

Необходимо продумать возможность предоставления преимущества при движении с использованием СИМ на специальных участках или в определенных условиях.

В то же время, как уже было отмечено, серьезную проблему вызывает использование СИМ в общественных местах с плотным скоплением людей (площади, скверы, парки, площадки возле крупных торговых центров), что обусловливает необходимость

>жного движения -

предусмотреть дополнительное ограничение скорости передвижения на СИМ в таких местах, а в отношении некоторых зон и запрет на использование подобных средств.

Такой запрет целесообразно установить также на автомагистралях и других дорогах, на которых разрешено высокоскоростное движение транспортных средств.

Проанализируем требования, касающиеся технического состояния СИМ. Как показывают результаты анализа обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, они происходят преимущественно в темное время суток.

Поэтому в правилах дорожного движения требуется предусмотреть обязательное использование освещения на СИМ в темное время суток, при пасмурной погоде и в других случаях недостаточной видимости.

Исходя из этого, следует обязать владельцев СИМ устанавливать на них фары, передние, задние и боковые светоотражающие фонари для обеспечения видимости данных средств передвижения в указанных выше условиях, разумеется, с учетом конструктивных особенностей отдельных разновидностей СИМ.

Наряду с изложенной обязанностью не менее актуальным является требование, касающееся наличия светоотражающих элементов на экипировке пользователей СИМ, что также облегчает другим участникам дорожного движения возможность замечать и распознавать подобные движущиеся объекты.

Учитывая, что СИМ должны поддерживаться в соответствующем техническом состоянии и отвечать определенным требованиям эксплуатации, полагаем, что ответственность за надлежащее техническое состояние указанных средств передвижения должна возлагаться на их пользователей.

Если электросамокаты или другие СИМ сдаются организациями или индивидуальными предпринимателями в аренду, то требования к их техническому состоянию должны возлагаться и на арендодателей.

С учетом этого для подобной деятельности следовало бы внедрить механизм получения специальных разрешений и предусмотреть надзор за технической исправностью рассматриваемых средств передвижения путем введения обязательного технического осмотра для всех СИМ.

Кроме того, представляется целесообразным ввести обязательное использование государственных номерных знаков для идентификации СИМ, что упростит выявление соответствующих правонарушений, о чем далее пойдет речь.

Рассмотрим человеческий фактор. Ранее уже говорилось о применении светоотражающих элементов на экипировке пользователей СИМ.

С учетом того, что СИМ фактически не оборудованы эффективными средствами пассивной безопасности, они являются источниками повышенной опасности как для других участников дорожного движения, особенно если на них передвигаются с превышением их потенциальной скорости, так и для самих пользователей.

В этой связи полагаем обоснованным выдвижение следующего предложения: обязать пользователей СИМ использовать при движении шлем для предотвращения возможных травм.

С учетом широкого распространения СИМ государственным органам уже сейчас необходимо решить вопрос о формировании культуры эксплуатации СИМ и правильного поведения при участии в дорожном движении лиц, использующих данные средства передвижения [10].

Ответственный подход к использованию СИМ со стороны лиц всех возрастов предоставит реальную возможность повысить безопасность передвижения на них, что будет способствовать повышению безопасности дорожного движения в целом.

При этом не следует забывать, что в целях обеспечения строгого и неуклонного соблюдения правил со стороны пользователей СИМ необходимо предусмотреть меры принудительного характера, связанные с установлением определенных ограничений, обратив особое внимание на использование СИМ несовершеннолетними лицами.

Полагаем, что начать следует с повышения возраста лиц, имеющих право эксплуатировать СИМ самостоятельно, без родителей или иных законных представителей.

Считаем, что до достижения несовершеннолетними 12-летнего возраста использование СИМ без сопровождения указанных лиц недопустимо и должно быть запрещено.

Использование СИМ лицами старше 12 лет до совершеннолетия возможно с условием информирования об этом родителей или иных законных представителей.

Кроме того, следует установить запрет на перевозку пассажиров, а также на управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения. Целесообразно продумать вопрос о введении соответствующей категории водительского удостоверения для управления определенными разновидностями СИМ.

Помимо выработки правил использования СИМ, необходимо разработать меры юридической ответственности за несоблюдение таких правил лицами, управляющими данными средствами передвижения.

В настоящее время законодательство Кыргызской Республики не предусматривает административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения владельцами СИМ [11, 12].

Следует иметь в виду, что вопросы установления юридической ответственности за эксплуатацию и участие СИМ в дорожном движении требуют комплексного рассмотрения и создания соответствующей законодательной базы.

Считаем, что к указанной ответственности (не только административной, но и уголовной) в случае нарушения правил пользования СИМ несовершеннолетними лицами должны привлекаться родители или иные законные представители этих лиц.

Таким образом, имеется необходимость внесения изменений в кодифицированные законодательные акты, предусматривающие расширение юридической ответственности за совершение нарушений правил дорожного движения, касающихся использования СИМ.

Возможно, данные предложения могут показаться достаточно строгими, однако речь идет в первую очередь о безопасности участников дорожного движения, в силу чего польза от применения таких норм, на наш взгляд, будет очевидной [13].

Одновременно необходимо усилить контрольно-надзорную деятельность со стороны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики для обеспечения соблюдения установленных правил пользователями СИМ.

По нашему мнению, реализация сформулированных предложений позволит адаптировать нормативно-правовую основу, касающуюся дорожного движения, что будет способствовать обеспечению безопасного «сосуществования» пользователей СИМ с другими участниками дорожного движения.

Список источников

1. Организация Объединенных Наций // URL: http:// unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 15.11.2023).

2. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 2021 г. № 59 // ИПС «ТОКТОМ» (дата обращения: 15.11.2023).

3 О Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы

4. Калюжный Ю.Н. Современные проблемы законодательного регулирования использования отдельных видов электротранспорта // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. № 5. С. 27-33.

5 URL: https://woman.rambler.ru/children/51480206-pravila-ezdy-na-samokatah-v-kyrgyzstane-hotyat-uzhestochit-iz-za-uchastivshihsya-dtp (дата обращения: 15.11.2023).

6 В Кыргызстане за 9 месяцев зарегистрировано 58 ДТП с участием электросамокатов // URL: https://24. kg/proisshestvija/279077_vkyirgyizstane_za9mesyatsev_ zaregistrirovano_58dtp_suchastiem_elektrosamokatov (дата обращения: 15.11.2023).

7 Илькевич С.В. Источники формирования конкурентных преимуществ сервисов проката электросамокатов // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10. № 3. С. 238-251.

8 Закон Кыргызской Республики от 20 апреля 1998 г. № 52 «О дорожном движении в Кыргызской Республике» // ИПС «ТОКТОМ» (дата обращения: 15.11.2023).

9 Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128 // ИПС «ТОКТОМ» (дата обращения: 05.12.2023).

10. Ирошников Д.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 40-50.

11. Закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 г. № 1361-XII «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1994. № 3. Ст. 76.

12. Указ Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 г УП № 221 «О Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 20182040 годы» // ИПС «ТОКТОМ» (дата обращения: 15.11.2023).

13. Майоров В.И. Проблема совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. С. 416-425.

References

1. United Nations // URL: http://unctad.org/meetings/ en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (date of access: 15.11.2023).

2. Constitution of the Kyrgyz Republic dated 05.05.2021 № 59 // Information and legal portal «TOKTOM» (date of access: 15.11.2023).

3 About the National Development Strategy of the Kyrgyz Republic for 2018-2040 // link

4. Kalyuzhny Yu.N. Modern problems of legislative regulation of the use of certain types of electric transport // NB: Administrative law and administration practice. 2019. № 5. P. 27-33.

5. URL: https://woman.rambler.ru/children/51480206-pravila-ezdy-na-samokatah-v-kyrgyzstane-hotyat-uzhestochit-iz-za-uchastivshihsya-dtp (date of access: 15.11.2023).

Безопасность до]

6. In Kyrgyzstan 58 accidents involving electric scooters were registered over 9 months // URL: https://24. kg/proisshestvija/279077_vkyirgyizstane_za9mesyatsev_ zaregistrirovano_58dtp_suchastiem_elektrosamokatov (date of access: 15.11.2023).

7. Ilkevich S.V Sources of formation of competitive advantages of electric scooter rental services // Strategic decisions and risk management. 2019. Vol. 10. № 3. P. 238-251.

8. Law of the Kyrgyz Republic dated 20.04.1998 № 52 «On road traffic in the Kyrgyz Republic» // Information and legal portal «TOKTOM» (date of access: 15.11.2023).

9. Code of Offenses of the Kyrgyz Republic dated 28.10.2021 № 128 // Information and legal portal «TOKTOM» (date of access: 15.11.2023).

10. Iroshnikov D.V Legal problems of ensuring personal safety in transport in the conditions of using individual electric transport // Rule of law: theory and practice. 2019. № 4(58). P. 40-50.

>жного движения -

11. Law of the Kyrgyz Republic dated 11.01.1994 № 1361-XII «On the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic» // Gazette of the Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic. 1994. № 3. Art. 76.

12. Decree of the President of the Kyrgyz Republic dated 31.10.2018 UP № 221 «On the National Development Strategy of the Kyrgyz Republic for 2018-2040» // Information and legal portal «TOKTOM» (date of access: 15.11.2023).

13. Mayorov VI. The problem of improving administrative liability for traffic offenses // Current problems of administrative and administrative procedural law: a collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference dedicated to the memory of Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation Avrutin Yuri Efremovich on the occasion of his 75th birthday. SPb.: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. P. 416-425.

Информация об авторе

БХ. Сайтходжаев - кандидат юридических наук, начальник цикла «Административно-правовых дисциплин» Республиканского учебного центра МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Ж.Ш. Шабирова

Контакты: ул. Ласло Месароша д. 3, Бишкек, Кыргызская Республика, 720046 Information about the author

B.H. Saitkhodzhaev - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the cycle of «Administrative and legal disciplines» of the Republican Training Center of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic named after Major General of Militia J.Sh. Shabirov Contacts: ul. Laszlo Mesaros, d. 3, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720046

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 04.12.2023. The article was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 27.11.2023; accepted for publication 04.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.