Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПЕШЕХОДЫ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова М.В.

В статье рассматриваются проблемы безопасности дорожного движения при использовании средств индивидуальной мобильности в России. Освещены меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также вопросы правового характера и способы их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рубцова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ROAD SAFETY WHEN USING MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY IN RUSSIA

This article discusses the problems of road safety when using electric scooters, monowheels and other means of individual mobility in Russia, measures aimed at preventing harm to the life and health of citizens, as well as legal issues and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИИ»

Научная статья © Рубцова М.В., 2023

NIION: 2010-0082-2/23-128 УДК 34

MOSURED: 77/27-006-2023-02-147

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИИ

Майя Викторовна Рубцова

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации majya-rubcova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы безопасности дорожного движения при использовании средств индивидуальной мобильности в России. Освещены меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также вопросы правового характера и способы их решения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожное движение, электросамокаты, средства индивидуальной мобильности, транспортные средства, пешеходы, правила дорожного движения

Для цитирования: Рубцова М.В. Проблемы безопасности дорожного движения при использовании средств индивидуальной мобильности в России // Современная наука. 2023. № 2. С. 27-30.

Original article

PROBLEMS OF ROAD SAFETY WHEN USING MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY IN RUSSIA

Maya V. Rubtsova

Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation majya-rubcova@yandex.ru

Abstract. This article discusses the problems of road safety when using electric scooters, monowheels and other means of individual mobility in Russia, measures aimed at preventing harm to the life and health of citizens, as well as legal issues and ways to solve them. Keywords: road safety, traffic, electric scooters, personal mobility aids, vehicles, pedestrians, traffic regulations For citation: Rubtsova M.V. Problems of road safety when using means of individual mobility in Russia // Modern Science. 2023. № 2. P. 27-30.

С каждым годом в России стабильно растет количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием средств индивидуальной мобильности (далее - СИМ).

В 2022 году зарегистрировано 119 358 ДТП, в 2021 году - 58 599 (+ 100%). В результате ДТП с участием электросамокатов и электровелосипедов в 2022 году погибли 8 952 человека, в 2021 году - 4 539 человек (+ 86%). Общее число пострадавших в 2022 году составило 109 683 человека, в 2021 году - 54 720 человек (+ 100%) [1].

Большинство ДТП с участием СИМ (99%) происходит в населенных пунктах, поскольку это преимущественно городской способ передвижения.

Пользователи СИМ чаще всего попадают в ДТП на выездах с прилегающих территорий, перекрестках и пешеходных переходах. В половине случаев причиной ДТП является внезапное появление на дороге и малая заметность в потоке транспорта.

Наиболее распространенными причинами ДТП с участием СИМ являются движение по проезжей части, неподчинение сигналам регулирования и пересечение дороги вне пешеходного перехода [2].

В 94% случаев ДТП с электросамокатами произошли вследствие наезда на пешехода на перекрестках и пешеходных переходах [3]. По оценкам экспертов, чаще всего в ДТП попадают частные СИМ.

Кроме того, причинами ДТП с участием электросамокатов являются неровности на дорогах

и невнимательность пользователей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в ПДД РФ в части организации порядка движения на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах и других аналогичных устройствах, которые были отнесены к особой категории - СИМ.

Впервые дается определение: «Средство индивидуальной мобильности - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Необходимо обратить внимание на то, что данный перечень является открытым. Для СИМ установлена максимальная скорость передвижения - 25 км/ч. Поправки вступили в силу с 1 марта 2023 года.

Таким образом, электросамокаты и другие подобные средства передвижения получили официальный статус - СИМ. Согласно изменениям в правила дорожного движения СИМ признаны транспортными средствами.

Лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами регулиров-

щика для пешеходов. Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ, в пешеходной зоне - в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг; по тротуару и пешеходной дорожке - в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет.

Кроме того, вводятся запрет на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности; новые дорожные знаки, обозначающие зарядку для электромобилей и запрет движения автобусов.

Согласно новым правилам запрещается движение на электросамокате вдвоем и управление одной рукой. При выезде со двора необходимо уступить дорогу пешеходам. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены световые приборы. Данное требование также распространяется и на СИМ.

Вне населенных пунктов лица, передвигающиеся на СИМ, обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать их видимость водителями других транспортных средств.

Выезд на автомагистрали, на проезжую часть со скоростным режимом более 60 км/ч и буксировка запрещаются.

За нарушение указанных правил лицам, управляющим самокатами, будет грозить ответственность по ст. 12.29 (Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения) и ст. 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего). Размер штрафа по этим статьям составляет от 800 до 1500 рублей.

По мнению некоторых ученых, большое значение при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД лиц, управляющих СИМ, имеет идентификация личности правонарушителя.

Данное обстоятельство имеет огромное значение в случаях, когда СИМ предоставляются в пользование на основании договора проката. В этой связи коммерческим организациям рекомендуется требовать предоставления персональных данных другой стороны договора, чтобы обеспечить себе защиту в случае совершения последним административного правонарушения.

Помимо прочего ряд вопросов возникает и о предустановленной заводской возможности отслеживания месторасположения СИМ.

Законодатель не дает представления о том, у кого будет доступ к этим данным, будет ли храниться информация о передвижениях, каким образом будет обеспечиваться их безопасность, будут ли являться эти данные доказательством при

судебном разбирательстве, и не нарушает ли данная функция законодательство Российской Федерации.

Наконец, помимо правового регулирования, необходимо развивать инфраструктуру для СИМ. Разделение дорожек для электротранспорта и пешеходов приведет к минимизации опасных ситуаций.

Только комплексный подход позволит повысить безопасность движения по проезжей части и пешеходным зонам как для лиц, использующих СИМ, так и для пешеходов и автотранспортных средств [4].

В настоящее время Госавтоинспекция изменила вопросы в билетах по теоретическому экзамену на получение права на управление ТС. В них включены вопросы, связанные с управлением СИМ.

Между тем количество ДТП с участием водителей электросамокатов продолжает расти вследствие широкого распространения СИМ, как личных, так и предоставляемых различными шерин-говыми сервисами.

Например, в Москве с начала сезона водители электросамокатов сбили двух малолетних детей, которые были доставлены в больницу в тяжелом состоянии [5].

Во всем мире проблему обеспечения безопасности при передвижении на электросамокатах решают по-разному: в Германии необходима обязательная регистрация с получением номерных знаков, в Испании и Британии действуют штрафы за превышение скорости до 1,5 тысяч евро, в Париже на городском референдуме жители решили с 1 сентября 2023 года закрыть все сервисы аренды электросамокатов.

Их примеру хотят последовать и некоторые москвичи. Например, в Хамовниках предлагается ограничить движение, чтобы снизить аварийность поездок, сервисы аренды электросамокатов работают над технологией по типу автопилота. Различные сценарии, по словам экспертов, нужно прописать и в принятых к ПДД РФ поправкам, дополнив их важными уточнениями. И, конечно, необходима система контроля за соблюдением правил.

Однако, несмотря на возрастающее количество ДТП, рынок аренды самокатов в России увеличивается примерно на 60% в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза.

В 2022 году проводилось социологическое исследование, которое показало, что 91% людей не пользуется электросамокатами.

При этом, по мнению 81% опрошенных, популярность электросамокатов влияет на рост числа ДТП. Также 82% респондентов поддержали предложение о запрете водителям электросамокатов развивать скорость более 25 км/ч [6].

Как показывает практика, вступающие в силу изменения в ПДД РФ не в полной мере решают проблему снижения уровня ДТП с участием новых видов транспортных средств.

Например, остаются вопросы с квалификацией нарушений, допущенных водителями электросамокатов, повлекших последствия, предусмо-

28

ЬА'Н'

тренные ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Указанные транспортные средства не могут рассматриваться как предмет преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В новой редакции ПДД РФ механическое транспортное средство определяется как транспортное средство, приводимое в движение двигателем. При этом указывается, что термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины, но не распространяется на СИМ и велосипеды.

Данный подход вызывает определенные сомнения с учетом значительной мощности, скоростных возможностей и серьезной опасности для жизни и здоровья окружающих и водителей этих средств передвижения [7].

Остается неопределенным вопрос о том, по какой статье УК РФ будут квалифицироваться действия новых участников движения СИМ -264 или 268.

Кроме того, особую тревогу вызывает тот факт, что СИМ несут реальную угрозу безопасности дорожного движения, а ДТП с их участием имеют тяжелые последствия для здоровья граждан, что обуславливает необходимость их правового регулирования, в том числе в уголовно-правовом поле.

Появление новых видов средств передвижения влечет законодательные изменения в данной области, которые, в свою очередь, влияют на правоприменение уголовно-правовой нормы и побуждают к внесению дальнейших корректировок [8].

Разноплановость технических и эксплуатационных характеристик СИМ является одной из причин, затрудняющих определение их правового статуса, в связи с чем первоочередную важность приобретает их классификация.

Разработка четкого нормативного правового регулирования эксплуатации СИМ в отечественном законодательстве возможна лишь на основе универсальной классификации, закрепленной как в ПДД РФ, так и в государственных стандартах.

Следует отметить, что даже в случае упорядочивания движения СИМ с помощью ПДД РФ данные транспортные средства весьма затруднительно органично встроить в процесс дорожного движения, не ущемляя права иных его участников и обеспечивая должный уровень безопасности.

Широкое использование СИМ требует разработки не только правовых норм в области их эксплуатации, но и новых моделей развития городской инфраструктуры в целом и улично-дорожной сети в частности.

Тем не менее правовая регламентация статуса СИМ и управляющих ими лиц является важным шагом на пути к снижению аварийности с их участием и должна быть осуществлена в кратчайшие сроки [9].

Еще одна проблема, которая требует решения, - обучение пользователей СИМ управлению ими и правилам дорожного движения.

В данной ситуации необходимо внесение соответствующих поправок в ПДД РФ, регулирующих правила управления СИМ.

Проблема безопасности СИМ требует комплексного решения. Дорожный этикет является

неотъемлемым элементом культуры участников дорожного движения. Модель поведения людей играет в этом ключевую роль.

Этикет как совокупность принципов взаимного уважения в обществе призван сделать наше взаимодействие комфортным. Необходимо воспитывать культуру вождения, призывать к взаимопомощи и соблюдению правил дорожного движения всех его участников, что поможет исключить многие конфликты.

В дальнейшем следует совершенствовать правоприменение, правовые нормы, развивать инфраструктуру для пользователей СИМ.

Список источников

1. URL: https://proza.ru/2023/01/19/921?ysclid=lgw5o тЬ4Ы506782397(дата обращения: 25.03.2023).

2. URL: https://www.fontanka.ru/2023/04/06/72197 696/?ysclid=lgw5unq4nq163281195 (дата обращения: 25.03.2023).

3. URL: https://aif.ru/incidents/odnoy_iz_glavnyh_ prichin_avariy_s_elektrosamokatami_stali_nerovnye_do rogi?ysclid=lgw5cqwd5t379484992 (дата обращения: 25.03.2023).

4. Чуева А.С., Иващенко Н.А. Средства индивидуальной мобильности: проблемы правового регулирования. Очерки новейшей камералистики. 2023. № 1. С. 30-34.

5. URL: https://rg.ru/2023/04/23/reg-cfo/rezultat-bezna-kazannosti-v-moskve-uchastilis-sluchai-dtp-s- elektrosamo-katami.html?ysclid=lguurxo08x959066734 (дата обращения: 24.03.2023).

6. URL: https://vz.ru/opinions/2023/4/10/1206599. html?ysclid=lguugt8zow998706627 (дата обращения: 24.03.2023).

7. Чупрова А.Ю. Новое в законодательстве о безопасности дорожного движения: криминологический аспект. Юридическая техника. 2023. № 17. С. 487-490.

8. Эрте Д.А. Транспортное средство как предмет преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы всероссийской научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов и соискателей. Санкт-Петербург, 2022. С. 391-396.

9. Майоров В.И. Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего статус участников дорожного движения, использующих средства индивидуальной мобильности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 4(103). С. 69-77.

References

1. URL: https://proza.ru/2023/01/19/921?ysclid=lgw5o mb41d506782397(date of access: 25.03.2023).

2. URL: https://www.fontanka.ru/2023/04/06/72197696 /?ysclid=lgw5unq4nq163281195 (date of access: 25.03.2023).

3. URL: https://aif.ru/incidents/odnoy_iz_glavnyh_ prichin_avariy_s_elektrosamokatami_stali_nerovnye_ dorogi ?ysclid=lgw5cqwd5t379484992 (date of access: 25.03.2023).

4. Chueva A.S., Ivashchenko N.A. Means of individual mobility: problems of legal regulation. Essays on the latest cameralistics. 2023. № 1. P. 30-34.

5. URL: https://rg.ru/2023/04/23/reg-cfo/rezultat-bezna-kazannosti-v-moskve-uchastilis-sluchai-dtp-s- elektrosamo-katami.html?ysclid=lguurxo08x959066734 (date of access: 24.03.2023).

6. URL: https://vz.ru/opinions/2023/4/10/1206599.html ?ysclid=lguugt8zow998706627 (date of access: 24.03.2023).

7. Chuprova A.Yu. New in the legislation on road safety: criminological aspect. Legal technique. 2023. № 17. P. 487-490.

8. Erte D.A. A vehicle as the subject of a crime under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation // Law enforcement activities of internal affairs bodies in the context of modern scientific research. Materials of the All-

Russian scientific and practical conference of adjuncts, postgraduates and applicants. Spb., 2022. P. 391-396.

9. Mayorov V.I. Problems of improving legislation regulating the status of road users using means of individual mobility // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 4(103). P. 69-77.

Информация об авторе

М.В. Рубцова - старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022

Information about the author

M.V. Rubtsova - Senior Researcher at the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Contacts: ul. 2-ay Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022

Статья поступила в редакцию 26.04.2023; одобрена после рецензирования 03.05.2023; принята к публикации 11.05.2023. The article was submitted 26.04.2023; approved after reviewing 03.05.2023; accepted for publication 11.05.2023.

30 - LAW -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.