Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПЕШЕХОД / ВЕЛОСИПЕДИСТ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров С.А.

В статье рассматриваются дорожно-транспортные происшествия с участием лиц, использующих для передвижения электросамокаты. Отмечается, что такие лица признаются пешеходом или водителем механического транспортного средства. Предлагается лиц, управляющих электросамокатами, приравнять к велосипедистам и при совершении ими преступления в области дорожного движения привлекать их по ст. 268 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CRIMINAL LAW REGULATION OF MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY AS A SOURCE OF INCREASED DANGER

The article deals with road accidents involving persons using electric scooters for transportation. It is noted that such persons are recognized as a pedestrian or driver of a motor vehicle. It is proposed that persons driving electric scooters should be equated with bicyclists, and if they commit a traffic ofiense, they should be prosecuted under Article 268 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ»

Научная статья © Петров С.А., 2023

NIION: 2010-0082-2/23-127 УДК 343.346

MOSURED: 77/27-006-2023-02-146

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Сергей Анатольевич Петров

Дальневосточный юридический институт МВД России petrovdvuimvd@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются дорожно-транспортные происшествия с участием лиц, использующих для передвижения электросамокаты. Отмечается, что такие лица признаются пешеходом или водителем механического транспортного средства. Предлагается лиц, управляющих электросамокатами, приравнять к велосипедистам и при совершении ими преступления в области дорожного движения привлекать их по ст. 268 УК РФ.

Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, электросамокаты, правила дорожного движения, пешеход, велосипедист, уголовная ответственность

Для цитирования: Петров С.А. Проблемы уголовно-правового регулирования средств индивидуальной мобильности как источника повышенной опасности // Современная наука. 2023. № 2. С. 23-26.

Original article

PROBLEMS OF CRIMINAL LAW REGULATION OF MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY AS A SOURCE OF INCREASED DANGER

Sergey A. Petrov

Far Eastern Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia petrovdvuimvd@mail.ru

Abstract. The article deals with road accidents involving persons using electric scooters for transportation. It is noted that such persons are recognized as a pedestrian or driver of a motor vehicle. It is proposed that persons driving electric scooters should be equated with bicyclists, and if they commit a traffic offense, they should be prosecuted under Article 268 of the Criminal Code of the Russian Federation. Keywords: means of individual mobility, electric scooters, traffic rules, pedestrian, cyclist, criminal liability

For citation: Petrov S.A. Problems of criminal law regulation of means of individual mobility as a source of increased danger // Modern Science. 2023. № 2. P. 23-26.

Состояние транспортной ситуации в нашей стране динамично развивается и характеризуется широким спектром повсеместного использования гражданами средств индивидуальной мобильности (далее - СИМ) как источника общедоступного и модного развлечения, а также эффективного средства передвижения.

Доступность, быстрота и удобство передвижения, относительная финансовая доступность сделали СИМ привлекательными в повседневной жизни.

В последние время участились случаи наездов лиц, передвигающихся на электросамокатах, на пешеходов и их травмирования.

Как следствие, возникла проблема уголовно-правового регулирования действий лиц, управляющих СИМ, при нарушении правил дорожного движения с наступлением общественно опасных последствий.

Ежегодно регистрируется значительное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием электросамокатов.

Так, в 2020 году произошло 410 ДТП с участием электросамокатов, в 2021 году зарегистрировано 672 ДТП, а в 2022 году - 941. Почти все нарушения правил дорожного движения произошли в городской черте и связаны с наездами на пешеходов [1].

Как правило, происшествия с участием электросамокатов регистрируются и попадают в сводки преступлений при наступлении таких общественно

опасных последствий, как причинение вреда здоровью или наступление смерти по неосторожности.

В научном познании преступлений, совершенных с использованием СИМ, проблема привлечения к уголовной ответственности лиц, управляющих электросамокатами, по вине которых наступили общественно опасные последствия, решается неоднозначно.

Еще до внесения изменений в ПДД РФ авторы констатировали, что «законодательное закрепление правового статуса лиц, использующих данный способ передвижения, а также норм, регулирующих основные положения использования гироскутеров, сигвеев, моноколес, электросамокатов, необходимо для минимизации ДТП и травматизма среди пешеходов и иных участников движения на территории Российской Федерации» [2].

Очевидно, что назрела законодательная инициатива внесения соответствующих изменений в ПДД РФ и отраслевые нормы по установлению правового статуса лиц, управляющих СИМ, для упорядочивания использования и установления юридической ответственности для лиц, передвигающихся на электросамокатах, которые в последнее время стали создавать определенную угрозу пешеходам.

С 1 марта 2023 года в ПДД РФ внесено официальное понятие «средство индивидуальной мобильности», в соответствии с которым технические

устройства, предназначенные для передвижения человека посредством использования двигателя, относятся к транспортным средствам [3]. Вместе с тем законодательная регламентация не внесла ясности в определение статуса лица, управляющего СИМ.

Согласно ПДД РФ термин «механическое транспортное средство» не распространяется на СИМ, а понятие «водитель» не содержит упоминание о лицах, управляющих СИМ.

Лиц, нарушивших правила дорожного движения при управлении электросамокатами, суды зачастую приравнивают к пешеходам. Как заметили некоторые авторы, «практика их отнесения к категории «пешеход» связана с отсутствием в ПДД РФ такого понятия, как «лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности» [4].

Законодательная регламентация СИМ в ПДД РФ не внесла ясности в установление статуса лиц, управляющих СИМ.

Исходя из неопределенности правовой урегу-лированности СИМ, водитель электросамоката за нарушение правил дорожного движения при причинении тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему может быть привлечен к уголовной ответственности как за преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 264, 268 УК РФ), так и по статьям, предусматривающим ответственность против жизни и здоровья.

Лица, управляющие электросамокатами, в большинстве случаев на улицах передвигаются по тротуарам, как пешеходы. Согласно п. 4.1 ПДД РФ пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

В обязанностях для пешеходов ввиду их низкой мобильности ограничение скорости движения не предусмотрено.

Например, если в результате быстрого передвижения (бегом) пешеход кому-либо причинит вред здоровью, то будет нести уголовную ответственность за причинение вреда здоровью по неосторожности, но не за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Лицо, управляющее электросамокатом, имеет более высокую скорость передвижения, при этом приравнено к пешеходу и при наезде на пешехода также подлежит уголовной ответственности за причинение вреда здоровью по неосторожности в зависимости от степени тяжести или смерти по неосторожности.

В судебной практике имеются случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, управлявших электросамокатом и причинивших вред здоровью человека.

Так, Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга вынес приговор в отношении мужчины, который на электросамокате сбил четырехлетнего ребенка, причинив последнему тяжкий вред здоровью. Действия виновного квалифицированы по ч. 1 ст. 118 УК РФ [5].

Следует отметить, что Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу Я. по делу об административном правонарушении, принял важное решение о признании водителя самоката, допустившего столкновение с автомобилем на проезжей части в резуль-

тате нарушения им правил дорожного движения, пешеходом [6].

Очевидно, что запретительные меры ограничения езды по улицам на электросамокатах не будут иметь должного эффекта.

Тенденция к использованию гражданами для передвижения СИМ такова, что их количество будет только увеличиваться.

Соответственно возрастает число конфликтных ситуаций, прежде всего связанных с наездами электросамокатов на пешеходов.

В связи с этим в настоящее время возникла необходимость законодательного установления статуса водителя электросамоката с возникающими уголовно-правовыми последствиями при совершении им преступления в области дорожного движения.

Электросамокат является транспортным средством, снабженным электродвигателем и, соответственно, лицо, управляющее СИМ, не может считаться пешеходом.

Признавая лицо, управляющее электросамокатом, пешеходом, в случае его наезда на другого пешехода с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти последнему, правоприменитель вынужден квалифицировать действия виновного лица по ст. 118 УК РФ или по ст. 109 УК РФ соответственно, санкции которых значительно мягче, чем за схожие последствия по уголовно-правовым нормам, предусматривающим ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Приравнивание водителя электросамоката к пешеходу исключает его правовую включенность в структуру общественных отношений, складывающихся в сфере общественной безопасности, по поводу обеспечения соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Нелогично и несправедливо устанавливать послабление уголовного наказания лицам, которые на предельно высоких скоростях перемещаются по улицам населенных пунктов и создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Современные электросамокаты по сравнению с такими электрическими средствами передвижения, как гироскутер, моноколесо, электрические роликовые коньки, обладают намного большей скоростью, удобны и вследствие стремительного развития кикшеринга повсеместно используются в населенных пунктах для перемещения по улицам, особенно в крупных городах.

Передвигаясь по тротуарам, водители электросамокатов подвергают опасности жизнь и здоровье пешеходов, а на проезжей части создают помехи автотранспорту, что может привести к ДТП, в которых они сами становятся потерпевшими.

В средствах массовой информации говорится о том, что электросамокаты с мощностью электродвигателя 250 Ватт или максимальной скоростью более 20 км/ч необходимо приравнять к мопеду с разрешением двигаться только по проезжей части, а лицу, управляющему таким видом транспорта, иметь водительское удостоверение категории «М».

В этих рассуждениях имеется смысл, так как запрет на использование в зонах нахождения пешеходов электросамокатов повышенной мощности позволит значительно снизить количество наездов

24

ЬА'Н'

на граждан, однако полностью не снимает проблему обеспечения их безопасности на улицах.

В Тюмени суд признал водителя электросамоката виновным в управлении транспортным средством категории «М» (мопеды) в состоянии опьянения и с учетом административного наказания за отказ от медицинского освидетельствования назначил наказание согласно ч. 1 ст. 264.1 УК РФ.

Решение суда было основано на технических характеристиках электросамоката, согласно которым при максимальной мощности электродвигателя более 0,25 кВт и конструктивной скорости свыше 25 км/ч он был приравнен к мопеду.

Однако приравнивание электросамокатов к мопедам создает определенный диссонанс в статусе участников дорожного движения. Мопедом является механическое транспортное средство с максимально допустимой конструктивной скоростью 50 км/ч, предназначенное для движения по проезжей части.

Принятые поправки к примечанию к ст. 264 УК РФ изменили правовой статус указанной категории водителей транспортных средств, соответственно, изменилась их ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Согласно закону под механическими транспортными средствами в ст. 264 и 264.1 УК РФ понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право [7].

В соответствии с федеральным законодательством в области безопасности дорожного движения водители мопедов, квадрициклов и трициклов приравнены к водителям других механических транспортных средств, которые за нарушение правил дорожного движения с наступлением общественно опасных последствий стали нести ответственность по ст. 264 УК РФ [8]

Вместе с тем лица, использующие для передвижения электросамокаты, не имеют специальных водительских прав и при нарушении правил дорожного движения с общественно опасными последствиями не могут быть субъектами ст. 264 УК РФ.

С 1 февраля 2023 года в России вступил в силу национальный стандарт, который устанавливает технические требования к СИМ, в том числе к электросамокатам, ограничивая их скорость 25 км/ч [9].

Очевидно, что в зонах большой плотности пешеходов (на тротуарах, в парках, скверах, во дворах) предельная скорость СИМ должна составлять не более 15 км/ч.

Электросамокат является источником повышенной опасности и по своим техническим характеристикам соответствует транспортному средству «велосипед», который может иметь электродвигатель номинальной мощностью, не превышающей 0,25 кВт и автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

На наш взгляд, правовой статус водителя электросамоката схож с правовым статусом велосипедиста, который несет ответственность по ст. 268 УК РФ, если в результате его противоправных действий будет по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью или смерть человеку.

Согласно п. 24.4 ПДД РФ допускается движение велосипедиста по правому краю проезжей части

в определенных случаях, а также оговорено движение по тротуару или пешеходной дорожке, а в соответствии с п. 24.6 если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.

Вышеуказанные предписания движения для велосипедиста в полной мере соответствуют характеру передвижения по улицам электросамокатов.

Соответственно, при наступлении общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, смерти человека по вине лица, управляющего электросамокатом, его действия были бы квалифицированы по ст. 268 УК РФ, санкция которой более строгая, чем за преступления с аналогичными последствиями против жизни и здоровья.

По нашему мнению, проблема уголовно-правового регулирования противоправного поведения лица, управляющего электросамокатом, могла бы быть разрешена, если бы данный вид транспортного средства приравняли к велосипеду, и на лицо, управляющее электросамокатом, распространялись бы в полном объеме требования к велосипедистам.

Список источников

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России, 2023.

2. Волков П.А., Кеменяш Ю.В. Средства индивидуальной мобильности: вопросы теории и практики использования // Вестник Белгородского юридического института МВД России. Белгород, 2021. № 10. С. 81-84.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // URL: https:// publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.06.2023).

4. Баранчикова М.В. Лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности, как субъекты и потерпевшие в криминальных дорожно-транспортных происшествиях // Виктимология. 2022. Т. 9. № 4. С. 408-416.

5. URL: https:// yandex.ru/news/instory/Sbivshego rebenka shasov (дата обращения: 14.06.2023).

6. Постановление Верховного Суда РФ от 4 июля 2022 г. № 78-АД22-22-КЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.06.2023).

7. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.06.2023).

8. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.06.2023).

9. Гост Р 70514-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний (утв. и введ. в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метро-

логии от 6 декабря 2022 г. № 1446-ст) // URL: http // docs. cntd.ru (дата обращения: 19.06.2023).

References

1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023.

2. Volkov P. A., Kemenyash Yu.V. Means of individual mobility: issues of theory and practice of use // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Belgorod, 2021. № 10. P. 81-84.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 06.10.2022 № 1769 «On amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation» // URL: http // publication.pravo.gov.ru (date of access: 06.07.2023).

4. Baranchikova M.V. Persons managing means of individual mobility as subjects and victims in criminal traffic accidents // Victimology. 2022. V. 9. № 4. P. 408-416.

5. URL: https:// yandex.ru/news/instory/Sbivshego rebenka shasov (date of access: 14 06.2023).

6. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 04.07.2022 № 78-AD22-22-KZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.06.2023).

7. Federal Law dated 31.12.2014 № 258-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on strengthening responsibility for committing offenses in the field of road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.06.2023).

8. Federal Law dated 07.05.2013 № 92-FZ «On amendments to the Federal Law «On road safety» and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.06.2023).

9. GOST R 70514-2022. National standard of the Russian Federation. Electric means of individual mobility. Technical requirements and test methods (approved and put into effect by order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated 06.12.2022 № 1446-st) // URL: http // docs. cntd.ru (date of access: 19.06.2023).

Информация об авторе

С.А. Петров - доцент кафедры криминалистики Дальневосточного юридического института МВД России Контакты: пер. Казарменный, д. 15, Хабаровск, Россия, 680020

Information about the author

S.A. Petrov - Associate Professor of the Department of Criminology of Far Eastern Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: per. Kazarmenny, d. 15, Khabarovsk, Russia, 680020

Статья поступила в редакцию 21.06.2023; одобрена после рецензирования 28.06.2023; принята к публикации 05.07.2023. The article was submitted 21.06.2023; approved after reviewing 28.06.2023; accepted for publication 05.07.2023.

26

LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.