Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ, СИГВЕИ И ИНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ, СИГВЕИ И ИНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ГИРОСКУТЕР / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ / СИГВЕЙ / УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / INDIVIDUAL MOBILITY EQUIPMENT / GYROSCOOTER / TRAFFIC RULES / ELECTRIC SCOOTER / SEGWAY / ROAD PARTICIPANTS / ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS / MODERN VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишина Юлия Вячеславовна

Статья посвящена проблеме законодательного урегулирования правового положения лиц, использующих в качестве средств передвижения по дорогам общего пользования различные современные технические устройства, в том числе электросамокаты, сигвеи, моноколеса. Тренд на микромобильность, возможность быстрого перемещения в городской среде без заторов и дополнительных временных потерь, появление на рынке услуг компаний, сдающих самокаты в аренду, привели к широкой популяризации таких устройств. При этом возрастной диапазон пользователей средств весьма широк: от детей двух-трехлетнего возраста, использующих мобильные устройства как средства развлечения, до солидной взрослой аудитории, прибегающей к помощи электросамокатов для решения вопросов транспортной доступности. Цель работы - проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок и условия участия в дорожном движении лиц, использующих современные мобильные технические средства, сформулировать предложения по корректировке предлагаемого к внесению в правила дорожного движения понятия «средства индивидуальной мобильности». Новизна исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических аспектов использования для перемещения по дорогам общего пользования современных технических средств передвижения (средств индивидуальной мобильности). В результате анализа нормативных правовых актов, научной литературы, судебной практики автором обозначены отдельные проблемы законодательного регулирования рассматриваемой сферы, сформулированы признаки средств индивидуальной мобильности. Автор акцентирует внимание на наличие сложностей в правоприменительной практике, связанных с несовершенством правового регулирования участия в дорожном движении лиц, управляющих сигвеями и электросамокатами, вносит предложения по установлению дополнительных критериев отнесения устройств, предназначенных для передвижения, к категории средств индивидуальной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мишина Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF PERSONS USING ELECTRIC SCOOTERS, SEGWAYS AND OTHER MODERN TECHNICAL MEANS OF MOVEMENT

The article is devoted to the problem of legislative regulation of the legal situation of road traffic participants using various modern technical devices as means of transportation on public roads, including electric scooters, segveys, monowheels. The trend towards micromobility, the possibility of rapid movement in the urban environment without congestion and additional time losses, the emergence of companies leasing scooters on the service market have led to a wide popularization of such devices. At the same time, the age range of users of these devices is very wide: from two-three year-old children using mobile devices as means of entertainment, to a solid adult audience using electric scooters to solve issues of transport accessibility. The purpose of the work is to analyze the regulatory framework governing the procedure and conditions for participation in road traffic of persons using modern mobile technical means, to formulate proposals for adjusting the concept of «means of individual mobility» proposed for introduction into traffic rules. The novelty of the study consists in a comprehensive analysis of the theoretical and practical aspects of the use of modern vehicles (personal mobility vehicles) for moving along public roads. As a result of the analysis of normative legal acts, scientific literature, judicial practice, the author identified certain problems of legislative regulation of the area under consideration, formulated signs of means of individual mobility. The author focuses on the existence of difficulties in law enforcement practice related to the imperfection of the legal regulation of the participation in road traffic of persons using sigways and electric scooters, makes proposals for the establishment of additional criteria for classifying devices useed for movement as individual mobility vehicles.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ, СИГВЕИ И ИНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА»

15.3. Проблемы определения административно-правового статуса лиц, использующих для передвижения электросамокаты, сигвеи и иные современные технические средства

©Мишина Ю. В.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г.Орел, Российская Федерация

e-mail: ukkazluka@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме законодательного урегулирования правового положения лиц, использующих в качестве средств передвижения по дорогам общего пользования различные современные технические устройства, в том числе электросамокаты, сигвеи, моноколеса. Тренд на микромобильность, возможность быстрого перемещения в городской среде без заторов и дополнительных временных потерь, появление на рынке услуг компаний, сдающих самокаты в аренду, привели к широкой популяризации таких устройств. При этом возрастной диапазон пользователей средств весьма широк: от детей двух-трехлетнего возраста, использующих мобильные устройства как средства развлечения, до солидной взрослой аудитории, прибегающей к помощи электросамокатов для решения вопросов транспортной доступности. Цель работы - проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок и условия участия в дорожном движении лиц, использующих современные мобильные технические средства, сформулировать предложения по корректировке предлагаемого к внесению в правила дорожного движения понятия «средства индивидуальной мобильности». Новизна исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических аспектов использования для перемещения по дорогам общего пользования современных технических средств передвижения (средств индивидуальной мобильности). В результате анализа нормативных правовых актов, научной литературы, судебной практики автором обозначены отдельные проблемы законодательного регулирования рассматриваемой сферы, сформулированы признаки средств индивидуальной мобильности. Автор акцентирует внимание на наличие сложностей в правоприменительной практике, связанных с несовершенством правового регулирования участия в дорожном движении лиц, управляющих сигвеями и электросамокатами, вносит предложения по установлению дополнительных критериев отнесения устройств, предназначенных для передвижения, к категории средств индивидуальной мобильности.

Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, гироскутер, правила дорожного движения, электросамокат, сигвей, участники движения, административно-правовой статус, современные средства передвижения.

Для цитирования: Мишина Ю. В. Проблемы определения административно-правового статуса лиц, использующих для передвижения электросамокаты, сигвеи и иные современные технические средства // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 321-325.

Problems of determining the administrative and legal status of persons using electric scooters, segways and other modern technical means of movement

©Y. V. Mishina

Orel Law Institute of the Ministry of the Interrior of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, Orel, Russian Federation e-mail: ukkazluka@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of legislative regulation of the legal situation of road traffic participants using various modern technical devices as means of transportation on public roads, including electric scooters, segveys, monowheels. The trend towards micromobility, the possibility of rapid movement in the urban environment without congestion and additional time losses, the emergence of companies leasing scooters on the service market have led to a wide popularization of such devices. At the same time, the age range of users of these devices is very wide: from two-three year-old children using mobile devices as means of entertainment, to a solid adult audience using electric scooters to solve issues of transport accessibility. The purpose of the work is to analyze the regulatory framework governing the procedure and conditions for participation in road traffic of persons using modern mobile technical means, to formulate proposals for adjusting the concept of «means of individual mobility» proposed for introduction into traffic rules. The novelty of the study consists in a comprehensive analysis of the theoretical and practical aspects of the use of modern vehicles (personal mobility vehicles) for moving along public roads. As a result of the analysis of normative legal acts, scientific literature, judicial practice, the author identified

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS

certain problems of legislative regulation of the area under consideration, formulated signs of means of individual mobility. The author focuses on the existence of difficulties in law enforcement practice related to the imperfection of the legal regulation of the participation in road traffic of persons using sigways and electric scooters, makes proposals for the establishment of additional criteria for classifying devices useed for movement as individual mobility vehicles.

Keywords: individual mobility equipment, gyroscooter, traffic rules, electric scooter, segway, road participants, administrative and legal status, modern vehicles.

For citation: Mishina Yu. V. Problems of determining the administrative and legal status of persons using electric scooters, segways and other modern technical means of movement // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 321-325.

ВВЕДЕНИЕ

Появление на улицах городов людей на электросамокатах, моноколесах, сигвеях, гироскутерах и даже джамперах, превратившихся из спортивного инвентаря в доступное средство передвижения, перешло из разряда экзотики в повседневную реальность. Возможность реализовывать потребность в перемещении с минимальными для себя экономическими затратами использует все большее количество участников дорожного движения. Однако одновременно с повышением мобильности пешеходов растут и дорожные риски, неразрывно связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Прогрессивный портативный «транспорт» не слишком хорошо вписывается в существующую дорожную среду. Движение по тротуару со средней скоростью пешеходного потока, как правило, не соответствует желанию лица, использующего техническое устройство достичь конечной точки своего маршрута в минимальный временной промежуток. Увеличение скорости (особенно на электросамокатах и сигвеях) нередко представляет опасность уже для обычных пешеходов. Пытаясь использовать скоростные преимущества мобильных устройств, участники дорожного движения выезжают на проезжую часть. Однако передвигаясь по краю проезжей части (а иногда и вдоль линий дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки) лица, управляющие сигвеями, самокатами и другими аналогичными устройствами значительно повышают риск попадания под колеса автотранспорта. В этой связи государство столкнулось с необходимостью определения безопасной схемы движения для таких лиц и уточнения их правового статуса.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Не смотря на то, что задача определить правовое положение участников дорожного движения, использующих для перемещения по тротуарам и проезжей части моноколеса, электросамокаты и другие современные технические средства передвижения, в большинстве стран стала актуальной практически одновременно, единого подхода к определению административно-правового статуса таких лиц, в мировой практике нет. Как отмечает С.А. Сойников, вводимые нормы в ряде стран «предлагаются в виде локального эксперимента или временного решения» [Сойников, 2020: 334]. В попытке разрешить возникшую коллизию и обозначить место таких устройств и статус управляющих ими лиц в дорожном движении, государства используют разные средства - от полного запрета на передвижение по дорогам общего пользования до разрешения находиться на проезжей части при условии наличия у лица, использующего устройство, водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом или ав-

томобилем. Так, например, в Великобритании использование сигвеев и гироскутеров разрешено только на частных территориях 1. В Германии перемещение на гироскутерах и одноколесных устройствах возможно исключительно в парках, а на электросамокатах (отвечающим определенным техническим требованиям, в числе которых максимальная расчетная скорость от 6 до 20 км/ч) - по велосипедным дорожкам и улицам в пределах городов при наличии страховки2. В Нидерландах пользователи сигвеев, электросамокатов, моноколес могут двигаться по тротуарам и велодорожкам, однако скорость движения не должна превышать 25 км/ч3. Представляется, что неоднозначность подходов к урегулированию правового статуса новых участников дорожного движения обусловлена сразу несколькими аспектами:

- необходимостью корреляции прав и обязанностей этой группы с уже существующим законодательством, разработанным для «традиционных» участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов;

- неоднородностью технических характеристик используемых для движения устройств;

- состоянием улично-дорожной сети и возможностью адаптации ее инфраструктуры к движению с использованием новых технических средств передвижения;

- плотностью движения.

Так в Финляндии административно-правовой статус участников дорожного движения, использующих для перемещения мобильные средства, дифференцируется в зависимости от технического функционала используемых устройств. В частности, человек, передвигающийся с использованием устройства, максимальная скорость которого не превышает 15 км/ч, - это пешеход, а 25 км/ч - уже велосипедист. Однако следует заметить, что существующая в Финляндии дорожная инфраструктура позволяет велосипедистам (а следовательно, и большинству других участников движения, использующих мобильные устройства для движения) передвигаться достаточно свободно. Широкая сеть специальных велодорожек, совмещенных вело-пешеходных дорожек, а с 1 июня 2020 года еще и велосипедных улиц, при движении по которым водители других транспортных средств обязаны адаптировать свою скорость к скорости велосипедистов, позволяет реализовывать потребность в

1 Hoverboard' scooters are illegal to ride in public due to Segway rules, police say [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/technology/news/11926027/Hoverboard-scooters-are-illegal-to-ride-in-public-police-say.html

2 В Германии водителям электросамокатов разрешили ездить по проезжей части [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/20190603/1555210545.html

3 Reglement verkeersregels en verkeerstekens 1990 (RVV 1990) [Электрон-

ный ресурс] // Режим доступа:

https://wetten.overheid.nl/BWBR0004825/2020-01-01

перемещении на электросамокатах, сигвеях, моноколесах, минимизируя контакт с автомобильными потоками 4.

Поскольку скоростные характеристики индивидуального электротранспорта достаточно высоки, ряд государств относят сами устройства (в частности сигвеи) к мопедам, а управляющих ими лиц - к водителям. Например, в Японии лицо, использующее для движения сигвей, должно иметь водительское удостоверение, подтверждающее право управлять мотоциклом или автомобилем5.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации с 2017 года ведутся активные дискуссии относительно статуса лиц, появляющихся в городской дорожной среде на таком индивидуальном «транспорте». Действующая редакция правил дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД) четкого ответа на поставленный вопрос не дает. Исследуя вопросы законодательного регулирования использования современных технических средств передвижения, Ю.Н. Калюжный отмечает возможность отнесения моноколес, сигвеев, гироскутеров, электронных самокатов к категории транспортных средств [Калюжный, 2019]. Аналогичной позиции придерживается И.А. Былинин [Былинин, 2019]. Числов А.И., Поделякин А.А замечают, что такие устройства «близки к велосипедам и мопедам» [Числов,Поделякин, 2019: 29]. Проводят аналогию отдельных средств передвижения с велосипедами Бурова И.Л., Рудов М.В. [Бурова, Ру-дов,2019]. Однако Госавтоинспекция на сегодняшний день относит лиц, использующих электросамокаты, моноколеса и другие подобные устройства, к пешеходам6. Соответственно им предписывается двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а при отсутствии таковых - по обочинам. Но нельзя оставить без внимания тот факт, что появление на тротуарах лиц перемещающихся на перечисленных устройствах нередко становится причиной получения травм «обычными» пешеходами. При этом наезд или падение лица, передвигающегося на мобильном устройстве, даже повлекшие травмы у других пешеходов, не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие, поскольку с точки зрения нормы права оба участника дорожного движения - пешеходы. Более того, лицо, «с ветерком» мчащееся по тротуару фактически не несет ответственности за свое поведение в дорожной среде, поскольку неосторожное причинение вреда здоровью другим участникам движения наказуемо только в том случае, если пешеход нарушает ПДД. Общие обязанности пешеходов лицо, управляющее электросамокатом, моноколесом и другими подобными устройствами, не нарушает, а особые - не прописаны в правовой норме. Как следствие: приобретая техническую новинку, не подпадающую в силу своих особенностей ни под одно из имеющихся в ПДД определений, люди «наивно предполагают вседозволенность в ее использовании» [Затоло-кин, 2018: 58].

4 Liikenneturva [Электронный ресурс] // Режим доступа: atwww.liikenneturva.fi.

5 Как регулируются правила передвижения на сегвеях и гироскутерах в разных странах мира. Газета «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3479860

6 ГИБДД: что нужно знать о сигвеях и гироскутерах [Электронный ресурс] // Режим доступа:

https://60.мвд.рф/news/item/20434163/?year=2020&month=6&day=1

Федеральные ведомства и общественные организации предлагают различные, подчас противоположные варианты закрепления правового статуса индивидуальных средств передвижения. Предложения создавать закрытую инфраструктуру для гироскутеров, сигвеев, электросамокатов и исключать их из движения по дорогам общего пользования высказывались в ГИБДД7. Общественное движение «Союз пешеходов» выступало против отождествления «мобильных пешеходов» с пешеходами и предлагало предусмотреть в правовой норме отдельную категорию водителей «электро-механических транспортных средств» или отнести таких участников дорожного движения к велосипедистам»8. Объединяет позиции всех участников дискуссии по обсуждаемому вопросу лишь признание того факта, что риски попадания в дорожно-транспортные происшествия лиц, использующих моноколеса, гироскутеры и другие аналогичные устройства, возрастают синхронно с распространением таких средств передвижения. Интересно, что сами участники дорожного движения пока не считают вопрос острым и наболевшим. Так, 55,15% лиц, принимавших участие в опросе проводимом ГИБДД, придерживаются позиции, что определение статуса лиц, управляющих электросамокатами, сигвеями и подобными им устройствами ни к чему не приведет. 26,58% опрошенных заявили, что им такие средства передвижения в дорожной среде не мешают, а сами они их не используют9.

Однако статистика дорожно-транспортных происшествий говорит о необходимости оперативного вмешательства государства в вопрос определения правового статуса «мобильных пешеходов». В настоящее время Министерство транспорта представило проект поправок в ПДД, в котором предлагается ввести новое для России понятие «средство индивидуальной мобильности» (далее СИМ), выделить лиц, использующих для передвижения такие средства, в отдельную группу участников дорожного движения и установить дополнительные требования к их нахождению в дорожной среде. Под СИМ предлагается понимать «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалид-10

ных колясок» .

Представленная дефиниция позволяет выделить следующие признаки средств индивидуальной мобильности:

1. СИМ это устройство (то есть механизм или конструкция), созданное для перемещения человека в пространстве.

2. СИМ предназначено для передвижения только одного человека.

3. Управляет СИМ именно лицо, передвигающееся с его помощью (в ином случае к СИМ следовало бы отнести детские коляски, детские велосипеды с ручкой управления и т.п.).

7 Гироскутеры и сегвеи едут в правительство [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3655584

8 Пешеходы со скоростью 20 км/час не ходят [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.souz-peshehod.ru/novosti/2010-08-20-11-24-46/466-peshekhody-so-skorostyu-20-km-chas-ne-khodyat

9 Официальный сайт ГИБДД [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://гибдд.рф/polls/archive

10 Проект изменений в ПДД [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96588

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС /

ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS ' '

4. СИМ приводится в движение мускульной силой, электродвигателем или их сочетанием.

Обратим внимание на то, что в отличие от терминов «велосипед», «мопед», «мотоцикл» четко позиционированных в ПДД как транспортные средства, средство индивидуальной мобильности это «устройство». Безусловно, транспортное средство это тоже определенное устройство, однако спектр его назначения более широк: перевозка людей, грузов, оборудования. Авторы проекта изменений в ПДД предлагают не распространять на средства индивидуальной мобильности термин «механические транспортные средства». По нашему мнению, при уточнении содержания понятия СИМ с применением дифференцированного подхода, основанного на разнице технических параметров используемых для движения устройств, большинство средств индивидуальной мобильности не следовало бы относить к транспортным средствам.

То обстоятельство, что предлагаемое определение СИМ не учитывает технические характеристики мобильных средств передвижения, представляется спорным. В категорию средств индивидуальной мобильности предлагается включить устройства с абсолютно разными показателями: роликовые коньки и электросамокаты, скейтборды и сигвеи. Между тем, СИМ с электродвигателем по своим техническим характеристикам может не отличаться от мопеда и даже превосходить отдельные модели. Например, бюджетный (а следовательно, и достаточно распространенный) электросамокат Kugoo M4 11имеет мощность двигателя в 500 ватт и может разогнаться до 55 км/ч11. А электромопед SpyRus Storm - двигатель с такой же мощностью и максимальной скоростью до 40 км/ч12. Мы не оспариваем тот факт, что в режиме длительной нагрузки данный электросамокат может не достигать минимальных для мопедов 0,25 кВт. Однако производители сертифицируют как электросамокаты и гораздо более мощные устройства. Например, на электросамокате Dualtron Ultra 2 установлены два электродвигателя мощностью в 2700Ватт (то есть при одновременной работе 5400Ватт), что позволяет развить скорость 85 км/ч13. Исходя из заявленных характеристик, этот электросамокат может составить достойную конкуренцию мопеду.

Соответственно, вопрос о том, к какой категории участников движения объективно необходимо отнести человека, перемещающегося на Dualtron Ultra 2, является дискуссионным. Отнести ли его к водителям (в данном случае мопеда) или к лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности (в настоящее время - пешеходов)? А ведь разница на сегодняшний день значительна - водитель мопеда обязан иметь водительское удостоверение. Прежде чем легально выехать на проезжую часть он обязан подтвердить возможность управлять транспортным средством по психофизиологическим параметрам, пройти курс обучения, позволяющий приобрести теоретические знания о правилах дорожного движения и первоначальные навыки управления транспортным средством. Для лица, использующего СИМ, такого условия эксплуатации устройства в проекте изменений в ПДД не предусмотрено. Между тем, основной контингент пользователей мобильных технических устройств именно подростки,

11 Sigvey.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sigvey.ru/goods/Jelektrosamokat-Kugoo-Jilong-S3-Black-9000-mA-ch?frommarket=&ymclid=15924239637845473275500003

12 Electrotranssport.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://electrotranssport.ru/elektroskutery/elektromoped-spyrus-storm

13 Sigvey.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sigvey.ru/goods/Jelektrosamokat-Dualtron-Ultra-5400W-Chernyj

нередко имеющие размытые представления не только о правилах маневрирования, но и о правилах дорожного движения в целом. Признавая, что деятельность по управлению транспортными средствами сопряжена с повышенной опасностью, государство допускает к управлению мопедом только по достижении шестнадцатилетнего возраста. А право движения по краю проезжей части на СИМ предлагается предоставить уже с четырнадцати лет. При этом, как уже отмечалось выше, скоростные характеристики и мопеда и отдельных устройств, отнесенных к СИМ значительны. Однако водителю мопеда вменяется обязанность использовать при движении мотошлем, тогда как лицо, использующее для перемещения электросамокат, вправе двигаться без дополнительных средств пассивной защиты. Более того, правила дорожного движения ограничивают водителя мопеда в праве осуществлять перевозку пассажиров. Перевозка людей на таком транспортном средстве разрешена лишь при условии, что водительский стаж лица им управляющего - не менее двух лет. Данное положение оправдано, поскольку риск попадания в дорожно-транспортное происшествие для начинающего водителя выше, а ответственность за безопасность пассажира возлагается на лицо, управляющее транспортным средством. В то же время запрет на перевозку пассажиров с использованием СИМ не установлен и не предлагается к рассмотрению. Между тем самокаты, в том числе с электрическим приводом, оборудованные расширенной платформой-подножкой получают все более широкое распространение, особенно для перевозки детей. Нельзя обойти вниманием и вопрос ответственности за нарушение ПДД. Правомерно находящийся на проезжей части четырнадцатилетний подросток, управляющий СИМ, даже при совершении дорожно-транспортного происшествия не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку не является субъектом правонарушения. Более того, даже если правонарушителю уже исполнилось шестнадцать, он понесет ответственность как «иной» участник дорожного движения. А это существенная разница в штрафных санкциях. Если для водителя мопеда, в зависимости от тяжести причиненного здоровью пострадавшего лица, предусмотрен штраф до 25000 рублей (и при этом есть риск лишиться права управления), то для лица управляющего СИМ максимальное наказание составляет 1500 рублей. Кроме того разница в виде и объеме наказания нередко становится причиной осознанного выбора между мопедом и электросамокатом в пользу последнего более «возрастных» участников дорожного движения, допускающих для себя возможность отступления от ПДД, в том числе, управления современными техническими устройствами в состоянии опьянения.

Между тем, вопрос разграничения понятий «мопед» и «электросамокат» вызывает сложности и в правоприменительной практике. Решения о привлечении к ответственности лиц, передвигающихся с использованием мобильных устройств, пересматриваются. В частности, решением суда г. Самары было отменено постановление о привлечении П., передвигавшегося по краю проезжей части на самокате WOQU Ж1 с электроприводом, к ответственности по ч.1 ст.12.29 КоАП РФ, поскольку суд установил, что «согласно технических характеристик, данный электрический скутер не

14

является самокатом» .

14 Решение № 12-479/2018 от 15 октября 2018 г. по делу № 12-479/2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https ://su dact. ru/regu lar/doc/AXIJ30a7KoxT/

ВЫВОДЫ

По нашему мнению, некоторые устройства, оборудованные электродвигателем и попадающие под определение средств индивидуальной мобильности, следует исключить из указанной группы и отнести (или приравнять) к категории транспортных средств (мопедов), прописав в правовой норме диапазон технических характеристик таких устройств и обязав использовать средства индивидуальной защиты. Речь в частности идет о СИМ, которым планируется разрешить движение по проезжей части (оборудованные электродвигателем и не имеющие гироскопической стабилизации). Критерием для дифференцирования может служить максимальная конструктивная скорость устройства 25 км/ч. Указанный параметр позволяет отнести к СИМ практически все устройства, предназначенные для детей (они рассчитаны на максимальную скорость 20-25 км/час), обеспечить возможность адекватного движения в совмещенном с пешеходами и велосипедистами потоке (20 км/ч). Кроме того, представляется необходимым отнести к транспортным средствам (мопедам) и те мобильные устройства, конструкция которых позволяет осуществлять перевозку других лиц (например, двухместные электросамокаты), а норму,

устанавливающую дополнительные требования к движению лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, дополнить запретом на перевозку пассажиров с использованием данных устройств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что правовое урегулирование статуса лиц, использующих современные средства передвижения по улично-дорожной сети, приведет к их выведению из «серой» зоны ПДД. Создание четких и понятных правил нахождения таких лиц на дорогах, конкретизация их прав и обязанностей будет способствовать снижению потенциальной опасности для всех участников дорожного движения и формированию единого механизма правоприменения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,04%.

Рецензент: старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук, подполковник полиции Е.Ю. Кузминова

Список литературы:

Reference list:

О некоторых проблемах правового видов транспортных средств с

отношения в Российской

регламентации использующих

Бурова И.Л., Рудов М.В. регулирования новых электродвигателем. Имущественные Федерации.2019.№2.С.84-92.

Былинин И.А. К вопросу нормативно-правовой административно-правового статуса лиц индивидуальные транспортные средства с электродвигателем, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования. // NB: Административное право и практика администрирования. - 2019.

- № 5. - С. 15 - 20. URL: https://nbpublish.com/ library_read _article.php?id=30756

Затолокин А.А. Проблема правового регулирования государственного контроля за управлением гироскутером (сегвеем), электросамокатом / А.А. Затолокин, О.И. Вислогубова Под ред. Ю.Н. Калюжного // В сборнике: Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 57-61.

Калюжный Ю.Н. Современные проблемы законодательного регулирования использования отдельных видов электротранспорта // NB: Административное право и практика администрирования. - 2019.

- № 5. - С. 27 - 33. URL: https://nbpublish.com /library_read _article.php?id=30729

Сойников С.А.Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности). Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 216-219.

Числов А.И., Поделякин А.А. Вопросы, связанные с определением правового статуса участников дорожного движения, использующих электрические средства передвижения. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2019. №12.С.333-335.

Burova I. L., Rudov M. V. Some problems of legal regulation of new types of vehicles with an electric motor. Property relations in the Russian Federation.2019. No. 2. p. 84-92.

Bylinin I. Some issues of normative-legal regulation of the administrative and legal status of persons using individual vehicles with an electric motor, not intended for traffic on public roads. // NB: Administrative law and administration practice. - 2019. - № 5. - P. 15-20. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30756 Zatolokin A. A. the Problem of legal regulation of state control over the using of a gyroscuter (Segway), electric scooter / A. A. Zatolokin, O. I. Vislogubova ed. // In the collection: Current state and prospects of road safety: theory and practice Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference. 2018. p. 57-61.

Kalyuzhny Yu. N. Modern problems of legislative regulation of the use of certain types of electric transport / / NB: Administrative law and practice of administration. - 2019. - № 5. - p. 27-33. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30729 Soynikov S. A. Features of determining the administrative and legal status of road traffic participants using modern technical means of transportation (means of individual mobility). Bulletin of economic security. 2020. no. 1. p. 216-219.

Chislov A. I., Podelyakin A. A. Issues related to determining the legal status of road traffic participants using electric vehicles. Humanities, socioeconomic and social Sciences, 2019, no. 12, Pp. 333-335.

Статья поступила в редакцию 04.08.2020, принята к публикации 24.08.20200 The article was received on 04.08.2020, accepted for publication 24.08.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мишина Юлия Вячеславовна, преподаватель кафедры специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, г. Орел, Российская Федерация, AuthorID: 821465, e-mail: ukkazluka@mail.ru

Yulia V. Mishina, Lecturer at Special Training chair, Orel Law Institute of the Ministry of the Interrior of the Russian Federation named after V. V. Luky-anov, Orel, Russian Federation, AuthorID: 821465, e-mail: ukkazlu-ka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.