Научная статья на тему 'НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПЕШЕХОД / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чупрова Антонина Юрьевна

Целью работы является исследование проблем юридической ответственности за несоблюдение правил дорожного движения при использовании средств индивидуальной мобильности. В статье проводится анализ понятия «средство индивидуальной мобильности», рассматриваются основные тенденции статистики и вопросы правовой оценки дорожно-транспортных происшествий с участием новых видов средств передвижения на российских дорогах. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о целесообразности внесения в действующее законодательство изменений, позволяющих устранить имеющиеся законодательные противоречия и пробелы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Чупрова Антонина Юрьевна

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции

Chuprova Antonina Yur'evna

doctor of sciences (law), professor, professor of the criminal law and criminology chair All-Russian State University of Justice

E-mail: [email protected]

Новое в законодательстве о безопасности дорожного движения:

криминологический аспект

New in the legislation on road safety: criminological aspect

Аннотация. Целью работы является исследование проблем юридической ответственности за несоблюдение правил дорожного движения при использовании средств индивидуальной мобильности. В статье проводится анализ понятия «средство индивидуальной мобильности», рассматриваются основные тенденции статистики и вопросы правовой оценки дорожно-транспортных происшествий с участием новых видов средств передвижения на российских дорогах. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о целесообразности внесения в действующее законодательство изменений, позволяющих устранить имеющиеся законодательные противоречия и пробелы.

Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, транспортное средство, пешеход, дорожно-транспортное происшествие, нарушение правил дорожного движения, юридическая ответственность.

Abstract. The purpose of the work is to study the problems of legal liability for non-compliance with traffic rules when using means of individual mobility. The article analyzes the concept of "means of individual mobility", examines the main trends in statistics and issues of legal assessment of road accidents involving new types of vehicles on Russian roads. As a result of the conducted research, conclusions were drawn about the expediency of introducing amendments to the current legislation to eliminate existing legislative contradictions and gaps.

Keywords: means of individual mobility, vehicle, pedestrian, traffic accident, violation of traffic rules, legal liability.

В последние годы законодательство, регламентирующее ответственность за нарушение правил дорожного движения, претерпело существенные изменения, значительно усилив наказание лицам, их игнорирующим. В какой-то степени это послужило условием повышения безопасности российских дорог. Статистические данные ГИБДД России за последние десять лет свидетельствуют об уменьшении числа нарушений правил дорожного движения с 203597 эпизодов, зафиксированных в 2012 году, до 133331 нарушения в 2021 году (- 52,7%). Число смертей на дорогах также значительно снизилось. Если в 2012 году в результате ДТП погибло 27991 человек, то в 2021 году - 14874 человека (- 88,1%). Успехи, безусловно, очевидные.

Однако такие положительные сдвиги не относятся к средствам индивидуальной мобильности, которых становится все больше на российских дорогах и тротуарах. Согласно статистике ГИБДД, за 9 месяцев 2022 года произошло 838 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в которых 19 человек погибли и 870 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года основные показатели аварийности увеличились в два раза. Наибольшее количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности зарегистрировано в Москве (198) и Санкт-Петербурге (116). Также в пятерку вошли Краснодарский край (53), Тюменская (45) и Нижегородская области (39). Наибольшее число погибших отмечается в Московской, Свердловской и Тюменской областях и в Москве1.

С учетом появления на дорогах новых транспортных средств, Правительство внесло изменения в Правила дорожного движения (ПДД)2. Вместе с тем, вопросы, касающиеся ответственности за наруше-

1 В России за девять месяцев в два раза выросло число ДТП с электросамокатами и другими СИМ// https://tass.ru/obschestvo/16245053

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федера-ции».//Справочно - информационная система «Гарант».

Чупрова А. Ю. Новое в законодательстве о безопасности дорожного движения: криминологический...

ние Правил дорожного движения владельцами средств индивидуальной мобильности (СИМ), стали еще более острыми. ПДД вводят новое понятие - средства индивидуальной мобильности, под которыми понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства1. В самом определении отсутствует исчерпывающий перечень СИМ, что связано с возможностью появления новых средств передвижения индивидуального использования. В то же время в связи с открытым перечнем средств индивидуальной мобильности, содержащимся в документе, к ним могут быть причислены другие транспортные средства, использующие двигатель при перемещении в пространстве

Правила относят средства индивидуальной мобильности к транспортным средствам, что позволяет сделать вывод об обязательности для водителей этих средств, соблюдать Правила дорожного движения2. Однако в данном нормативном акте совершенно не учитываются особенности новых видов транспортных средств и лиц, ими управляющих.

Во-первых, подобные средства передвижения широко используют современные молодые люди, в том числе и малолетние дети, которые сами по себе не являются ни субъектом административных правонарушений, ни субъектом уголовно-наказуемых деяний. Если принять во внимание психологические особенности детей и подростков, следует признать, что такие водители создают в местах их передвижения угрозу безопасности для здоровья и жизни многих людей, о чем, собственно, говорят цифры статистики.

Во-вторых, средства индивидуальной мобильности сами являются источником повышенной опасности. В продаже встречаются электросамокаты разных типов, в том числе с мощностью мотора существенно выше 250 ватт и имеющие возможность перемещаться в пространстве со скоростью до 100 км в час. Между тем, в законодательстве отсутствуют ограничения на продажу несовершеннолетним таких транспортных средств, а также требования пользоваться ими исключительно при наличии водительских прав определенной категории.

В-третьих, с учетом того, что средства индивидуальной мобильности рассматриваются в Правилах как транспортное средство, менее опасное, чем мопед, и приравниваются к пешеходам и велосипедам, их водителям в возрасте старше 14 лет, разрешено перемещаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов3. При этом, если масса транспортного средства не превышает 35 кг, при определенных условиях, перечисленных в п. 24.21 ПДД, возможно движение водителей СИМ, по тротуару и пешеходной дорожке. К таковым относятся: отсутствие велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо возможности двигаться по ним; сопровождение ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет. Перемещение по обочине допускается при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки либо возможности перемещаться по ним. Движение лиц, в возрасте от 7 до 14 лет, пользующихся СИМ, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон4.

Таким образом, независимо от возраста, водители средств индивидуальной мобильности имеют возможность перемещаться на тех же территориях, что и пешеходы, и велосипедисты. Мощность и скоростные возможности СИМ не являются сколь-либо значимым, ограничивающим их передвижение аспектом. В данном нормативном акте отмечается, что во всех случаях передвижение средств индивидуальной мобильности разрешается со скоростью не более 25 км/ч. Если пешеходы подвергаются опасности или водителями СИМ создаются помехи, лицо, использующее данное транспортное средство обязано спешиться или снизить скорость до скорости движения пешеходов. При этом обращается внимание на приоритет пешеходов перед водителями транспортных средств5. Насколько внимательно лица, не обязанные получать права на управление транспортным средством с достаточно мощным двигателем и значительными скоростными возможностями, будут соблюдать ПДД, изучать

1 Правила дорожного движения Российской Федерации//Справочно - информационная система «Гарант».

2 Правила дорожного движения Российской Федерации//Справочно - информационная система «Гарант».

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, п.24.1 Правил дорожного движения РФ.//Справочно - информационная система «Гарант»

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, п.24.3 Правил дорожного движения РФ.//Справочно - информационная система «Гарант»

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, п.24.6 Правил дорожного движения РФ //Справочно - информационная система «Гарант»

положения которых от них никто не требовал, вопрос риторический. Во всяком случае, резко возросшие статистические показатели дорожно-транспортных происшествий с этим видом транспортных средств, не дают оснований для оптимизма.

Такой подход к регламентации использования средств индивидуальной мобильности представляется необоснованным. Как уже отмечалось, на рынке транспортных средств представлены различные виды электросамокатов, с различной мощностью двигателя и скоростными параметрами. При этом мощность некоторых видов электросамокатов существенно превышает мощность мопедов или скутеров. Более того, некоторые из них оборудованы сиденьем, что затрудняет дифференциацию транспортного средства, отнесение его к мопедам, скутерам или электросамокатам. Однако мопеды и скутеры вне зависимости от мощности или объема двигателя, а также развиваемой ими скорости, подлежат регистрации. Вождение этих транспортных средств требует получения прав специальной категории «М», что возможно при успешной сдаче экзамена, теоретическая часть которого включает проверку знаний правил дорожного движения, а также вопросы, касающиеся оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в аварии. Предъявление специальных требований, касающихся знаний ПДД к участникам дорожного движения, независимо от категории транспортных средств, является значимой превентивной мерой для снижения нарушений, повлекших причинение вреда пешеходам. Поэтому получение разрешений на вождение электросамокатов, сопровождающееся сдачей экзамена на знание правил дорожного движения, представляется целесообразной мерой в целях реализации программы обеспечения транспортной безопасности.

В этом аспекте, изменения в правилах дорожного движения, вступающие в силу с 1 марта 2023 года сложно отнести к направленным на обеспечение безопасности наиболее уязвимой группы участников дорожного движения - пешеходов. Действительно, в современной редакции ПДД отсутствуют отдельные положения, касающиеся электросамокатов, сигвеев и моноколес и указанные устройства рассматриваются в качестве вариантов иных транспортных средств, с учетом их возможной мощности, например, мопедов. Однако и вступающие в силу с 1 марта 2023 года изменения в ПДД не решают ни проблемы снижения уровня ДТП с участием новых видов транспортных средств, водителям которых предоставляются широкие возможности при отсутствии сколь-нибудь значимых требований, ни вопросы статуса электросамокатов большой мощности.

В судебно-следственой практике вопрос о статусе электросамокатов также однозначно не решен.

В этом ракурсе интерес представляет позиция следствия и Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в судебном решении по следующему делу. В мае 2021 года произошло ДТП со смертельным исходом. Внедорожник совершал поворот налево, а по встречной полосе двигался электросамокат, водитель которого за несколько метров до автомобиля потерял управление и упал, ударившись на полном ходу головой в автомобильное колесо автомобиля. От полученных травм он скончался. Следствие возбудило уголовное дело по ч.3 ст.264 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекших смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, определив китайский электросамокат Dualtron Ultra с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, которым управлял погибший, как механическое транспортное средство. Соответственно, в рассматриваемом ДТП участвовали два механических транспортных средства, в котором водитель внедорожника нарушил правила дорожного движения, не уступив дорогу другому механическому транспортному средству при повороте налево, с чем защита не согласилась и обратилась в Верховный Суд РФ, утверждая, что лицо, использующее средство индивидуальной мобильности следует приравнять к пешеходу. В принятом по этому делу судебном решении указывалось, что определение статуса средства индивидуальной мобильности зависит от его технически характеристик. У отдельных средств индивидуальной мобильности эти характеристики находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла, что предопределяет высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан. Однако в следующем абзаце суд отметить, что имеются технические средства передвижения различных конструктивных особенностей, приводимые в движение мотором небольшой мощности, развивающие малые скорости, имеющие определенные производителем максимальные нагрузки массы тела пользователя, указанные в инструкции по эксплуатации, используемые детьми и взрослыми на улице и дома для бытовых нужд. К таким средствам передвижения могут относиться и электросамокаты, технические характеристики которых не достигают минимальных значений, установленных для мопеда или мотоцикла1. Таким образом, Верховный Суд РФ не исключил, что электросамокат может быть отнесен к транспортным средствам, но их вид прямо в решении не обозначил.

Вместе с тем, в другом деле, Верховный Суд РФ не отменил постановление нижестоящего суда о привлечении лица, перемещающегося на электросамокате, к административной ответственности как пешехода, отметив при этом, что в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, ве-

1 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2022 года о делу № АКПИ22-66//Справочно - информационная система «Гарант».

Чупрова А. Ю. Новое в законодательстве о безопасности дорожного движения: криминологический.

зущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. По обстоятельствам дела лицо, управляющее электросамокатом, было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.29 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. В поданной лицом жалобе указывается, что в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.29 КоАП РФ, поскольку он управлял самокатом, который, с учетом технических характеристик, является транспортным средством. Как видим Верховный Суд не согласился с таким подходом и отказался признать электросамокат транспортным средством1.

Отсутствие в судебно-следственной практике единства мнений по вопросу статуса средств индивидуальной мобильности лишь усугубят коррективы, внесенные в Правила дорожного движения Постановлением Правительства2, согласно которым средства индивидуальной мобильности признаются приравненным к пешеходам транспортным средством, для использования которого не требуется регистрации и получения разрешения.

Общественное мнение относительно средств индивидуальной мобильности и их правового статуса также сложилось весьма неоднозначно. Однако, скорость перемещения по пешеходным зонам в 25 км/час находят чрезмерной и противники, и сторонники новых видов транспортного средства, а также представители экспертного сообщества3.

Остаются вопросы и с квалификацией нарушений, допущенных водителями электросамокатов, повлекшие последствия, указанные в ст. 264 УК РФ. Указанные транспортные средства не могут рассматриваться как предмет преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ. В новой редакции Правил механическое транспортное средство определяется как транспортное средство, приводимое в движение двигателем. При этом указывается, что термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины, но не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды4. Такой подход вызывает определенные сомнения, с учетом значительной мощности, скоростных возможностей и серьезной опасности для здоровья и жизни окружающих и водителей новых видов средств передвижения, которую отметили как Верховный Суд РФ, так и представители МВД на одном из судебных процессов.

В силу указанного выше положения и того обстоятельства, что лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности приравнивается к пешеходу уголовная ответственность за нарушения Правил дорожного движения таким водителем может наступать по ст.268 УК РФ, и оказывается существенно более мягкой, нежели за аналогичные действия, совершаемые водителями механических транспортных средств. Судя по размеру санкций за нарушения Правил дорожного движения, законодатель не усматривает большой опасности в поведении субъектов данного преступления, несмотря на то, что последствия его поведения вполне сопоставимы с нарушениями правил дорожного движения водителями механических транспортных средств. Нарушителю не вменяется в вину также оставление места дорожно-транспортного происшествия, управление электросамокатом и другими, достаточно мощными, средствами передвижения в нетрезвом виде, и естественно, управление средствами индивидуальной мобильности без прав, поскольку никаких разрешений для их водителей не требуется. Чем меньше требований будет предъявляться государством к таким лицам, тем печальнее будет статистика ГИБДД в данном сегменте дорожного движения. Представляется, что обеспечение безопасности на российских дорогах не в последнюю очередь связано с усилением ответственности за ненадлежащее использование средств индивидуальной мобильности их водителями, если это повлекло вред здоровью человека или его жизни, установлением статуса средств индивидуальной мобильности в зависимости от их мощности и скоростных качеств, жестким ограничением мощности и скоростных качеств электросамокатов и иных транспортных средств, используемых детьми до 16 лет, признанием средств индивидуальной мобильности, сравнимых по пороговым значениям мощности и скорости с мотоциклами, механическими транспортными средствами, обязательностью их регистрации и получения разрешения на управление таковыми.

1 Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2022 года № 78-АД22-22-КЗ//Справочно - информационная система «Гарант».

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федера-ции».//Справочно - информационная система «Гарант».

3 «Это смертельно опасная дичь». Отвечаем на вопросы челябинцев, возмущенных нашествием самокатчиков //https://74.ru/text/transport/2021/05/13/69910133 (Дата обращения 12.09.2022г.)

4 Правила дорожного движения Российской Федерации//Справочно - информационная система «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.