Научная статья на тему 'Вопросы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия через механизм инвестиционной политики'

Вопросы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия через механизм инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия через механизм инвестиционной политики»

© 2004 г. Н.А. Левченко

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Роль инвестиций в создании конкурентных преимуществ не одинакова и зависит от стадии, которой достигла страна в развитии национальной конкурентоспособности. Поэтому историю международной конкуренции часто рассматривают в теоретических работах как смену трех последовательных стадий: факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ [1].

На первой, начальной стадии, конкурентоспособность промышленного предприятия обусловлена исходными ресурсными преимуществами факторов производства.

На второй происходит дальнейшее развитие и усовершенствование последних, а предпосылками являются сложившиеся технические возможности, инфраструктура, информационная база и образование. Однако успех в этом периоде решают не они, а инвестиции, способные повышать конкурентные преимущества на основе более развитых факторов, к которым относятся высокообразованные кадры, исследовательские учреждения, инфраструктура обмена информацией.

На третьей - стадии нововведений - приоритет в конкуренции переносится в высокотехнологичные сегменты национальной экономики, в этом случае главным моментом является не улучшение отдельных факторных условий, а обновление технологии. Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений. У каждой из трех стадий свои конкретные задачи. Роль инвестиций в создании конкурентных преимуществ существенно возрастает на двух последних. Наличие некоторых избыточных факторов может не усилить, а наоборот, подорвать конкурентные позиции. Если ресурсов много или они слишком дешевы, вероятно их неэффективное использование.

Дефицит же часто влияет на стратегию фирм положительно, побуждая к поиску новаций, для преодоления возникших трудностей. Но при наличии абсолютно всех обстоятельств отрицательного свойства не исключен полный паралич. Создавать и совершенствовать все факторы на практике невозможно. Идеальна ситуация, когда есть сочетание благоприятных условий в одних областях и неблагоприятных - в других.

Когда резервы производственных мощностей на грани исчерпания, необходим масштабный приток инвестиций как внутренних, так и зарубежных. Сейчас наблюдается тенденция роста поступления последних. Согласно данным статистики, в 2001 г. общий объем иностранных инвестиций в экономику страны составил 14 258 млн дол., что на 30,1 % больше соответствующего показателя 2000 г. [2].

Задача повышения инвестиционной активности промышленных предприятий не может быть решена лишь прямым воздействием государства. Необходимо

формирование в регионах благоприятного климата, привлекающего частных инвесторов, способствующего росту реальных сбережений и ускорению трансформации накоплений в инвестиции. В этом случае очень важно повышение инвестиционного потенциала российских регионов на основе интеграции их производственной деятельности. Однако в современных условиях происходит крайне неравномерное распределение региональной инвестиционной активности, что увеличивает диспропорции в экономическом развитии территорий.

В соответствии с последней оценкой (2001 - 2002 гг.) инвестиционной привлекательности регионов в России, проводимой журналом «Эксперт», можно говорить об усилении дифференциации последних. Лишь шесть из них (Московская, Ленинградская, Ярославская, Ростовская, Тульская области и Хабаровский край) качественно улучшили свои позиции в инвестиционном рейтинге [3], согласно которому Ростовская область занимает 13 место в ранге инвестиционного потенциала в период 2001 - 2002 гг., что на два пункта выше соответствующего показателя предыдущего года (15 место в рейтинге 2000 - 2001 гг.). В настоящее время можно говорить о высоком уровне таких составляющих инвестиционного потенциала Ростовской области, как трудового, потребительского и институционального [3].

Российские регионы важны для инвестора прежде всего как источник квалифицированных трудовых ресурсов и потребительского рынка. Возросла экспертная значимость инфраструктурного институционального потенциала, обеспечивающего функционирование рыночной экономики. Это свидетельствует о продвижении к более цивилизованному рынку, основанному на разделении функций производства товаров и услуг. В современных условиях при жесткой фискальной политике государства региональные власти в качестве действенных мер бюджетного регулирования деятельности инвесторов применяют следующие формы поддержки последних: полное или частичное погашение из средств регионального бюджета процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов и снижение ставок арендной платы за землю.

Формирование благоприятного инвестиционного климата на отдельном промышленном предприятии целесообразно осуществлять в совокупности со следующими мерами:

- реформой промышленного предприятия, предусматривающей оценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью, существенным улучшением корпоративного менеджмента, строгим разделением прав и обязанностей менеджера промышленного предприятия, с од-

ной стороны, и прав и обязанностей собственника - с другой;

- развитием имущественного страхования;

- развитием инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения;

- становлением общерегиональной системы жилищного ипотечного кредитования, формированием вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных, внебюджетных финансовых ресурсов.

Стимулирование эффективного использования инвестиционных ресурсов с помощью всех доступных государству инструментов побуждает капитал двигаться в регионы. Естественно, что именно в таких случаях российское правительство может рассчитывать на максимальный рост своих доходов и возможностей пополнения федерального бюджета. Возрастающие при этом различия в уровнях экономического развития регионов, однако, определяют необходимость дополнительной государственной поддержки последних, объемы инвестиций в которые крайне малы. Следовательно, чистые эффекты инвестиционной политики государства меньше суммы прибыли от инвестиций в регионах, приоритетных с точки зрения экономической эффективности.

В то же время при формировании реальной инвестиционной политики побеждают мотивы социальной справедливости, т.е. начинает увеличиваться поддержка слабых в экономическом отношении регионов; недополучение возможного экономического эффекта в настоящее время может компенсироваться будущим снижением им государственной помощи. Другими словами, ориентация инвестиционной политики государства на экономическую эффективность обусловливает необходимость усиления социальной функции федерального центра; и наоборот, инвестиционная политика, нацеленная на обеспечение социальной справедливости, способна приносить государству экономический эффект. Важно отметить, что снижение безработицы в России, уровень которой в 2001 г. составил 6,4 млн человек (что на 1,1 млн

меньше соответствующего показателя 2000 г.), естественно способствует улучшению общеэкономической ситуации в стране [4].

В среднесрочной перспективе возможности широкого инвестиционного маневра для промышленных предприятий ограничены и даже в значительной мере предопределены. На это влияют сложившиеся в регионах уровень инвестиционной активности и региональный инвестиционный потенциал, сравнительная привлекательность данной территории для внутренних и внешних инвесторов и прогнозируемая в отношении последней инвестиционная политика государства.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что предусматриваемый на перспективу комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для отечественных и иностранных инвесторов направлен, во-первых, на улучшение макроэкономической конъюнктуры, а именно снижение инфляционных процессов, а также укрепление финансового положения промышленных предприятий. Во-вторых, на расширение экспортного потенциала в регионе, развертывание импортозамещающих производств. В-третьих, на продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внутренний и внешний рынки.

И наконец, в-четвертых, на развитие системы государственной и региональной поддержки инвестиционной сферы, предполагающее предоставление гарантий, обеспечение прав инвесторов и защиту их собственности.

Литература

1. Хурсевич С.Н. Направления активизации инвестиционного процесса в субъектах Российской Федерации // ЭКО. 2000. № 1. С. 81.

2. Иностранные инвестиции в экономику России в 2001 году // Вопросы статистики. 2002. № 7. С. 60.

3. Рейтинг регионов России // Эксперт. 2002. № 45. С. 89.

4. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1997 - 2002 гг. // Вопросы статистики. 2002. № 9. С. 42.

Южно-Российский государственный технический университет 27 марта 2003 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.