правило, не только снижает потенциальный эффект преобразований в регионах, но и ведет к прямым народнохозяйственным потерям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазьев С. Экономическая политика: проблемы нынешней новой модели. // Российский
экономический журнал. 1996. № 5, 6.
2. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Издательский дом «Путь России»; ЗАО «Издательский дом «Экономическая литература»». 2002.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2000.
4. Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 2-е издание (стереотипное) - М.: УРСС, 1999.
6. Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юг России» до 2006 года (справочные материалы). - Ростов н/Д: Изд-во «Южная столица», 2001.
ПОЛЬСКАЯ М.А.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
В настоящее время в регионе не разработана стратегия управления совместным предпринимательством. Решение проблем развития совместных предприятий требует поиска путей более эффективного и быстрейшего выхода из подобной ситуации. Путь видится в разработке концепции развития совместным предпринимательством региона в 2008-2012 г.г.
Механизм реализации концепции заключается в разработке и реализации стратегии, целевой комплексной программы развития совместного предпринимательства региона.
Самой динамично развивающейся отраслью является строительство, то есть вложения иностранных инвесторов с каждым годом увеличиваются, например в 2005 году они возросли по сравнению с 2001 годом в 20,7 раз.
Таблица 1
Совместное предпринимательство в развитии предпринимательских структур сельского хозяйства
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Число действующих СП, 4 4 3 3 2 2
Доля занятых на СП, % 0,2 0,2 0,22 0,25 0,37 0,38
Доля инвестиций на СП, % 40,1 1,92 1,66 2,77 2,85 2,96
Доля произведенной продукции СП, % 1,92 1,89 3,24 3,01 2,85 3,15
Из таблицы 1 видно, что в сельском хозяйстве края наоборот наблюдается тенденция к снижению вложений иностранных инвесторов. Из 4 созданных совместных предприятий в сельском хозяйстве в конце 90-х годов, на данный момент существуют только 2. Тем не менее доля произведенной продукции СП увеличилась в 2005 году по сравнению с 2000 годом на 1,23%, что свидетельствует об эффективности создания совместных предприятий в этой отрасли АПК.
Объем иностранных инвестиций в АПК за период с 1998 года по 2006 год был самым высоким в 2002 году и составил - 47592,1 тыс. долл. США.
Мы полностью согласны с мнениями ряда авторов в области региональной экономики, что снижение объема иностранных инвестиций в АПК Ставропольского края связано с рядом причин.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
В. Прижигалинский, утверждает, что Ставропольский край занимает первое место в стране по числу преднамеренных банкротств на селе. Неразвитость сельхозпереработки (она дает в краевой бюджет всего 5,5 процента) ежегодно лишает край миллиардов рублей [2, с. 4].
Анализ инвестиционных процессов на продовольственных рынках Южного федерального округа показал, что интегральный уровень инвестиционной привлекательности Ставропольского края равен - (0.679), и находится в менее привлекательном положении по сравнению, например с Астраханской областью - (1.228) [1].
Е. Труфанов полагает, что отрицательное воздействие на инвестиционный климат в регионе оказывает противостояние политических элит. Формальная компетенция действующей сегодня в крае власти - это главный фактор, тянущий регион вниз [4, с. 7].
На наш взгляд существуют еще и другие причины, тормозящие привлечение иностранных инвестиций в региональный АПК:
1. Сельскохозяйственные предприятия имеют замедленный, по сравнению с промышленными, кругооборот производственных фондов. Это порождает дополнительную потребность в кредитных ресурсах. В свою очередь, высокие процентные ставки платы за кредит усугубляют трудности сельскохозяйственных предприятий, снижают их конкурентоспособность.
2. Непроработанность инвестиционных проектов, предложений. Потенциальные иностранные участники слабо разбираются в конъюнктуре и инфраструктуре краевого сельскохозяйственного рынка.
3. Отсутствие единого органа управления по контролю и лицензированию.
4. Недостаточная развитость нормативно-правовой базы: отсутствие нормативно-правовых актов, предоставляющих иностранным инвесторам финансовые гарантии, отсутствие практики сопровождения органами государственной власти края наиболее крупных и приоритетных инвестиционных проектов, отсутствие системы страхования внешнеторговых сделок, заключаемых предприятиями края.
Нам представляется особенно важным создание перебатывающих предприятий с высокой степенью переработки. Согласно рейтингу районов и городов Ставропольского края: девять районов (Предгорный, Нефтекумский, Красногвардейский и др.) и четыре города (Ставрополь, Невинномысск, Кисловодск, Пятигорск) по степени экономической и социальной устойчивости представляют особый интерес для вложения инвестиций [3].
Проблемы переработки сельскохозяйственной продукции приобретают особую актуальность в условиях рыночных отношений. Предоставленная самостоятельность сельскохозяйственным товаропроизводителям в вопросах совершенствования структуры производства и реализации продукции привела к тому, что они вправе сами распоряжаться продукцией. К тому же в результате приватизации значительное количество свободной сельскохозяйственной продукции находится в распоряжении крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств.
В настоящее время перед производителями Ставропольского края стоит задача по сохранению рынков сбыта по основным видам продукции, развитию производства товаров народного потребления и т.п. А для этого региональным производителям необходимо заменить или обновить оборудование, технологии производства и управления. Иностранные инвестиции в экономике края призваны играть, как минимум, две важные роли. Первая - это дополнение к имеющимся внутренним источникам инвестиций. При этом важен тот факт, что иностранные инвесторы должны иметь равные права с российскими. Вторая роль иностранных инвестиций - это внедрение более эффективной практики управления, новых технологий, открытости, демонстрация более эффективных методов работы. В настоящее время перед производителями Ставропольского края стоит задача по сохранению рынков сбыта по основным видам продукции, развитию производства товаров народного потребления и т.п. А для этого региональным производителям необходимо заменить или обновить оборудование, технологии производства и управления.
Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности предприятий Ставропольского края, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг региона.
Стратегия управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае по привлечению иностранных инвестиций позволила бы создать условия для роста региональной экономики на основе притока новейших технологий в приоритетные отрасли, прежде всего передовых отечественных технологий, позволяющих усилить конкурентные позиции российских товаропроизводителей на мировом рынке. Реализация стратегии управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективной механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления края должны сформулировать систему льгот и преференций для иностранных инвесторов, закрепив их в законодательных актах Ставропольского края, а также создания совместных предприятий.
При широком использовании иностранного капитала необходимо учитывать опыт создания и функционирования совместных предприятий как начальной стадии осуществления инвестиционного процесса.
Августовский кризис 1998 года способствовал выигрышу той части отечественных производителей, кто больше ориентировался на собственную, российскую продукцию. В этой ситуации выиграли те, которые успели ранее приобрести импортное оборудование для создания современных производственных мощностей. Целый ряд предприятий края остаются неконкурентоспособными не только на внешних, но и на внутренних рынках.
Принципиально важно верно определить геополитические приоритеты внешнеэкономической деятельности Ставропольского края. При этом необходимо учитывать весь комплекс факторов как экономических (эффективность внешней торговли края с той или иной страной, группой стран), так и политических (внешняя политика России, особое положение Ставропольского края, как региона, подверженного негативному влиянию межэтнической и религиозной напряжённости на Северном Кавказе, пристальное внимание к данному региону со стороны исламских государств). В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности предполагает разработку и принятие адекватных мер по обеспечению безопасности региона, в том числе экономической.
С учётом значимости для экономики Ставропольского края различных вариантов привлечения иностранных инвестиций, можно выстроить следующий ряд приоритетов: наиболее перспективным вариантом привлечения иностранных инвестиций представляется использование финансовых схем так называемого «перфоманс-контрактинга»; данный вид инвестиций позволит привлекать в Ставропольский край иностранный капитал на срок более 5 лет в виде поставок зарубежного оборудования, проведения иностранными компаниями строительно-монтажных работ, эксплуатации и сопровождения проекта в течение срока возврата вложенных средств с последующей передачей объекта на баланс предприятия-заказчика.
Стратегия управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае. Применительно к условиям развития совместного предпринимательства стратегия управления регионального АПК предполагает не только выявление целей и путей развития предприятия, но и достигнутого уровня и степени развития техники, технологии, организации производства, труда и управления, конкурентоспособности продукции, а также развития персонала в самом совместном производстве.
Ставропольский край располагает достаточными стимулами к саморазвитию: благоприятные природно-климатические условия, запасы природных ресурсов, диверсифицированная промышленность, развитое сельскохозяйственное производство, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, накопленный научный потенциал и емкий внутренний рынок создают основу экономического роста. Главной задачей внешнеэкономической деятельности Ставропольского края является трансформация имеющегося потенциала в реальные показатели экономического развития на основе полномасштабного использования преимуществ международного крае на наш взгляд должна включать несколько этапов:
1. Обеспечение экономической безопасности:
- ограничение деятельности иностранных инвесторов в стратегических отраслях экономики Ставропольского края в рамках действующего законодательства;
- сохранение возможностей быстрого наращивания производства ряда товаров стратегического назначения, невзирая на импортную конкуренцию;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
- создание системы защиты регионального рынка от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры;
- диверсификация внешних рынков с целью стабилизации экспорта продукции предприятий Ставропольского края;
- дипломатическое обеспечение благоприятных условий внешнеэкономической деятельности предприятий Ставропольского края;
- контроль за притоком в край иностранной рабочей силы и посещающими край иностранными делегациями.
2. Этап стабилизации внешнеэкономического комплекса и упорядочения внешнеэкономических связей Ставропольского края.
Содержание данного этапа - определение приоритетов внешнеэкономической деятельности, на базе которых уточняются механизмы её регулирования, формируются системы стимулирования промышленного и сельскохозяйственного экспорта, основные направления привлечения иностранных инвестиций и развития туристического сектора.
На данном этапе дорабатывается соответствующая правовая база, формируется единая система внешнеэкономической информации, утверждается методологическая и нормативная база определения приоритетов ВЭД Ставропольского края.
На основе анализа деятельности крупнейших предприятий-экспортеров разрабатывается региональная программа развития экспорта. Определяется уровень импортозави-симости Ставропольского края и формируются эффективные механизмы осуществления импортных поставок. Проводится мониторинг рынков товаров и услуг иностранных государств посредством взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации зарубежном.
Уточняется оптимальная географическая структура внешнеэкономической деятельности края, обеспечиваются благоприятные условия работы ставропольских предприятий на внешних рынках. Определяются приоритетные направления (отрасли, объекты) привлечения иностранных инвестиций, разрабатываются соответствующие гарантийные механизмы.
3. Совершенствование инфраструктуры региона.
Инфраструктура в состоянии поддерживать текущие показатели внешнеэкономической деятельности Ставропольского края, но в перспективе необходимо уделить серьёзное внимание развитию таких её компонентов, как инвестиционные, страховые, консалтинговые компании, гостиничный бизнес, услуги авиаперевозчиков, уровень развития которых существенно отстаёт от стандартов, принятых в развитых странах.
Считаем необходимым, передать Торгово-промышленной палате Российской Федерации функцию аккредитации представительств и филиалов иностранных фирм и наделить ее рядом полномочий в области сертификации и стандартизации, а также ряд функций по координации выставочно-ярмарочной деятельности и предложить субъектам Российской Федерации делегировать подобные полномочия торгово-промышленным палатам в субъектах Российской Федерации.
Важным моментом в стратегии управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае должна стать отраслевая направленность тех отраслей, которые особо нуждаются в дополнительных источниках финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балаева С. Развитие инвестиционных процессов в целях обеспечения эффективного функционирования продовольственного рынка Южного федерального округа // Инвестиции в России. 2007. № 2.
2. Прижигалинский В. Экономика: от спекуляции к инвестициям. //Ставропольский бизнес. 2007. 12 ноября. С. 4.
3. Социально-экономическая устойчивость регионов Ставропольского края: факты и рейтинг за 2005 год. Статистический бюллетень / Госкомстат СК. - Ставрополь, 2005. С. 3.
4. Труфанов Е. Инвесторы нас игнорируют //Ставропольский бизнес. 2007. 15 октября.
С. 7.