Валерий Валентинович КОТИЛКО
Профессор,
доктор экономических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Совета по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН (СОПС) E-mail: [email protected]
УДК 332.1
В.В.Котилко
Механизмы реализации региональных программ: обзор программ Курганской области
Мониторинг результатов реализации стратегических документов Курганской области включает:
- алгоритм действий по контролю реализации Стратегии развития Курганской области, состав и требования к содержанию документов - отраслевых и территориальных программ, планов и проектов, алгоритмы их развития и модификации (выраженные через систему аналитических таблиц);
- рекомендации по разработке программных продуктов, обеспечивающих возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и корректирования реализации Стратегии развития области;
- формирование модели единого информационного поля между экономическими субъектами региона и властью (опираясь на единые унифицированные формы и показатели).
Ключевые слова: механизм, стратегии, стимулирование, механизмы реализации, отраслевые и региональные рынки, инновационный тип экономического роста, направления перехода российской экономики
V.V.Kotilko
Mechanisms for the realization of regional programs: overview programs
the Kurgan region
Monitoring progress in the implementation of strategic documents of the Kurgan region includes:
- an action plan for monitoring the implementation of the development Strategy of the Kurgan region, the composition ana content requirements documents - sectoral and territorial programs, plans and projects, algorithms for their development and modification (expressed through an system of analytical tables);
- guidelines for developing software products that provide monitoring, analysis, forecasting and adjusting the Strategy for the development of the region;
- formation of a single information field between economic entities of the region and the government (based on a unified shape and indicators).
Keywords: mechanism, strategy, promotion, implementation mechanisms, sectoral and regional markets, innovative type of economic growth, the direction of transition of the Russian economy
'еханизм реализации мероприятий Стратегии учитывает принципиальные положения действующих программных, прогнозных, стратегических и концептуальных перспективных документов.
Механизм реализации «Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года» учитывает рекомендации отраженные в федеральных нормативно-правовых актах, а также увязан с основными положениями Устава Курганской области
и Закона Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
Стратегия опирается на сформулированные цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации, отраженные в различных перспективных документах области (областных программах), а также на мероприятия, включенные в планы действий Правительства Курганской области.
В ходе разработки механизма реализации основных положений и достижения намеченных параметров Стратегии, учитывались позиции, утвержденные в «Программе социально-экономического развития Курганской области среднесрочную перспективу». Анализировались также включенные в нее основные показатели социально-экономического развития, основные показатели социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, перечень целевых и ведомственных программ Курганской области, предусмотренных к реализации в период действия Программы, мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы Курганской области и перечень инвестиционных проектов.
Механизмы управления реализацией Стратегии охватывают весь имеющийся в распоряжении органов власти области и органов местного самоуправления инструментарий влияния на социально-экономическую ситуацию, включая инструменты налоговой и тарифной политики, политики бюджетных расходов, меры управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе, земельными ресурсами, установление нормативов, норм и стандартов, иные административные процедуры и другие инструменты.
Особое внимание в Стратегии уделяется возможности адаптации существующей системы управления к созданию эффективной системы стратегического управления областью, оценке степени управляемости субъекта РФ (т.е. определению вероятности выполнения принимаемых решений в области, относящихся к перспективным документам).
В ходе реализации Стратегии предполагается задействовать механизм систематической оценки уровня и степени выполнения, принятых ранее решений, определения соответствия сформулированных целей и полученных результатов. Для этого механизм реализации Стратегии предлагается ориентировать на увязку с программами проведения административной реформы в Курганской области, на согласование с мероприятиями, включенными в Концепцию кадровой политики Правительства Курганской области, а также на результативность деятельности
исполнительных органов государственной власти в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области».
Механизм реализации мероприятий Стратегии ориентирует на использование следующих подходов:
• выбора инновационного сценария развития в качестве основного;
• поддержания конкурентоспособных отраслей добывающей, обрабатывающей, топливно-энергетической промышленности, транспортного и агропромышленного комплексов;
• ориентации на приоритетные направления и масштабы формирования инновационной системы области на базе использования имеющихся конкурентных преимуществ;
• стимулирования реализации важнейших целей Стратегии, связанных с ростом народонаселения, ростом «человеческого потенциала, качеством жизни, развитием территориально-отраслевых кластеров»;
• содействия оптимизации пространственного развития Курганской области;
• уменьшения рисков и угроз, вызванных нарушением безопасности экономических агентов.
Основные мероприятия и механизмы реализации Стратегии до 2020 г. нацелены на:
в социальной сфере:
• содействие резкому улучшению уровня жизни населения, улучшения демографической ситуации, росту реальных доходов населения и росту потребительского рынка;
• повышение эффективности занятости населения;
• стимулирование притока квалифицированных кадров.
в инновационной сфере:
• содействие диверсифицированному развитию на базе инновационного развития отраслей специализации области;
• организацию инновационных центров и технопарковых зон;
• формирование на территории области региональных научно-инновационных центров и зон опережающего развития.
в сфере инфраструктуры:
• содействие развитию и совершенствованию транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры;
• создание на области территориальных транспортно-логистических центров.
в сфере услуг:
• развитие информационных технологий и услуг;
• содействие развитию социальных услуг, особенно в части поддержания сельских поселений и депрессивных районов;
• развитие зон отдыха, рекреационных и инновационно-образовательных зон.
в инвестиционной сфере:
При отборе инвестиционных проектов особое внимание следует уделять проектам, способствующим:
• развитию базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта;
• превышению среднероссийских показателей уровня развития основного производства, производственной и социальной инфраструктуры, а также сферы индустрии сервиса;
• комплексному развитию экономики области, обеспечивая при этом первоочередное развитие отраслей специализации, обслуживающих отраслей, мощностей инфраструктуры и учреждений социальной сферы;
• поддерживающих развитие приоритетных «ядер роста» и региональных кластеров;
• реализацию и координацию тех направлений, которые увязаны с приоритетами национального и межрегионального уровня, а также инвестиционными проектами национального масштаба;
• преодолению сложившихся в регионе тенденций инерционного среднесрочного развития;
• поддерживающих сложившиеся позиции Курганской области по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции среди регионов Уральского федерального округа;
• увеличивающих долю инвестиций продукта;
• содействующих увеличению в проектах доли собственных средств и возрастанию доли привлеченных средств;
• ориентируясь на достижение более высоких позиций среди субъектов РФ по доле привлечения иностранных инвестиций;
• изменяющих долю иностранных инвестиций на душу населения, особенно в части прямых иностранных инвестиций;
• повышающих вклад в показатели, характеризующие «инвестиционную активность в области».
Учитывая комплексный характер Стратегии, и учитывая необходимость разработки в последующем специальной программы, в ней предполагается создание организационных предпосылок по управлению ходом ей реализации.
Предполагается образовать наряду с Экспертным консультативным советом при Правительстве Курганской области (обсуждающего ход разработки и реализации Стратегии на период до 2020 года), образовав при самостоятельное структурное подразделение при Министерстве экономики Курганской области, возглавляемое одним из заместителей министра с целью:
• постоянного мониторинга выполнения мероприятий Стратегии (в последующем программы);
• составления отчетов по реализации приоритетных направлений Стратегии (программы), нацеленных на выполнение главной цели, подцелей, задач и достижений намеченных результатов (по срокам и этапам реализации);
• представить отчеты по реализации Стратегии (программы) и анализу хода выполнения приоритетных мероприятий губернатору и в Правительство Курганской области;
• периодически координировать основные индикаторы оценки эффективности и результативности реализации Стратегии (Программы).
Министерство экономики области в процессе осуществления Стратегии уточняет перечни инвестиционных проектов, планируемых для реализации, а также готовит обоснования для приостановки или отмены действующих мероприятий, если ход их выполнения не удовлетворяет намеченный целям Стратегии (программы).
В ходе реализации мероприятий Стратегии особенно отслеживаются те из них, которые затрагивают позиции других областных программ, концепций и прогнозов с целью их координации и обеспечения согласования по срокам реализации и финансирования.
Министерство экономики области является центром ответственности за координацию всех мероприятий Стратегии и осуществляет:
• подготовку проектов решений Правительства по ходу реализации Стратегии (программ);
• координацию действия заказчиков в ходе реализации целевых установок Стратегии (программы);
• разработку в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, касающиеся выполнения данной Стратегии (программы);
• согласование с различными исполнителями сроков выполнения и этапов реализации Стратегии;
• организацию экспертизы по результатам реализации и доработки Стратегии;
• согласование с участниками долгосрочной стратегии объемов финансирования;
• организацию независимой оценки показателей результативности и эффективности стратегических мероприятий.
В инвестиционной сфере механизм реализации мероприятий Стратегии включает:
• привлечение собственных средств предприятий, кредитов, областных и бюджетных средств;
• определение форм финансирования Стратегии с целью реализации:
- сложившегося механизма инерционно-
го варианта инвестирования в основной капитал;
- механизм нацеленного на реализацию инновационного варианта инвестирования в основной капитал;
• выделение в качестве одного из источника финансирования в основной капитал в среднесрочной и долгосрочной перспективе кредиты частных инвесторов;
• формирование благоприятного инвестиционного климата;
• использование правового механизма предоставления гарантий и залогов, форм и поощрения предприятий, ведущих к модернизации в рамках Стратегии.
Для реализации данного механизма поддержки выполнения мероприятий необходимо в ходе отбора инвестиционных проектов в рамках основных отраслей преимущественно ориентироваться на:
• переориентацию потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли;
• использование механизма государственно-частного партнерства;
• расширение использования механизмов страхования рисков;
• совершенствование и оптимизацию использования лизинговых схем в инвестиционном процессе;
• разработку предложений и использование накопленного опыта по субсидированию процентных ставок по кредитам предприятиям - участникам Стратегии (программы), осуществляющим модернизацию оборудования;
• учет механизмов реализации прогнозов развития и структуры изменений в промышленности Курганской области до 2020 г., рекомендованных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозных разработках министерств, ведомств, проектных и научно-исследовательских институтов Курганской области.
Механизм реализации мероприятий Программы ориентирует на ускоренное развитие предприятий, ориентированных на инновационную деятельность, развитие преимуществ, приграничных территорий, на реализацию положений Концепции промышленной политики, на реализацию мероприятий областной целевой программы «Региональная энергетическая программа Курганской области», на реформирование коммунальной энергетики, на реализацию комплексной областной программы «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в Курганской области, на решение жилищных проблем, поддержку малого предпринимательства, реализацию «Приоритетного национального проекта «Здоровье», на стимулирование активной внешнеэкономической деятельности, расширения сотрудничества с приграничными
областями Республики Казахстан, выхода на международные транспортные коридоры.
Механизма реализаций мероприятий Стратегии (в дальнейшем программы) предполагает стимулирование развития республиканских предприятий - экспортеров, а также использования механизма внутриотраслевого перераспределение инвестиций в пользу отраслей использующих новые технологии.
Для достижения этих приоритетных направлений Программы особое внимание уделяется ресурсному обеспечению инвестиционных проектов, инвестиций в развитие различных программ и выделение финансовых ресурсов на Программу в целом.
Создание благоприятного инновационно - инвестиционного климата в Курганской области включает следующие экономические рычаги, стимулы и организационные предпосылки:
• создание законодательно-правовой базы инновационной деятельности и венчурного предпринимательства;
• разработку и реализацию долгосрочной стратегии развития науки, технологий и инновационной деятельности;
• осуществление конкурсного рассмотрения инновационных проектов;
• предоставления бюджетных субсидий тем предприятиям, которые привлекают кредиты банков для реализации отобранных перспективных инновационных проектов;
• содействие сотрудничеству с российскими и зарубежными ассоциациями, работающими в рамках развития венчурной индустрии в России;
• использование имеющегося опыта по привлечению зарубежных технологий и нововведений.
Обеспечение технического перевооружения, внедрения новейших технологий, реконструкции и модернизации производств. Предполагается стимулировать приоритетные отрасли и производства, участвующие в проектах, отобранных для включения в долгосрочную стратегию.
Особое значение уделяется стимулированию реконструкции и модернизации конкурентоспособных, высокотехнологичных производств с целью повышения бюджетной эффективности базовых отраслей.
Особый механизм реализации мероприятий предполагается применить для предприятий, выполняющих оборонный заказ и включающий:
• увеличение плановой прибыли по гособо-ронзаказу на компенсацию выплат процентов по обслуживанию кредита;
• принятие отсрочки по уплате задолженности по налогам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет;
• льготное финансирование через аккредитованные государством коммерческие банки с пониженной ставкой кредитования.
Намечается стимулировать использование строительными предприятиями высокопроизводительного, ресурсо- и энергосберегающего оборудования. Для этого необходимо предусмотреть бюджетное финансирование и кредитование развития предприятий промышленности строительных материалов с целью использования импортных технологий и развития местной машиностроительной базы.
Механизм реализации мероприятий в сфере АПК опирается на следующие экономические и организационные рычаги воздействия:
• разработку плана подготовки первоочередных законодательных, нормативно-правовых актов;
• принятие мер о порядке направления субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, получаемым в сельскохозяйственных кредитных кооперативах;
• компенсацию из бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям части стоимости горюче-смазочных материалов.
Среди приоритетных проблем в рамках реализации социальной политики в Программе намечается:
• совершенствование нормативно-правовой базы потребительского рынка;
• содействие внедрению новых технологий на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
• содействие в привлечении инвестиционных ресурсов в сферу услуг населения;
• поддержка предприятий, реализующих проекты открытия общедоступных детских, молодежных, специализированных объектов досуга;
• привлечение инвестиций для строительства новых и модернизации существующих школьно-базовых предприятий;
• охранение социально-значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей (путем поддержки за счет местных бюджетов, привлечения потребительской кооперации);
• содействие развитию местной промышленности;
• повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на социальные цели.
Планируется сформировать также нормативно-правовые условия, при которых участие в мероприятиях Стратегии (программы) является характеристикой имиджа компании, ее деловой репутации, особенно в части поддержки социально-значимых проектов.
Основным сценарием долгосрочного развития Курганской области является инно-
вационный путь. Для реализации направлений инновационной деятельности основные функции ее участников будут следующие.
► Правительство Курганской области:
- стимулирование процессов формирования, развития и функционирования инновационной системы;
- формирование государственных приоритетов инновационной политики;
- формирование экономических, правовых, институциональных условий для формирования и развития инновационной системы;
- финансирование мероприятий Стратегии в утвержденных рамках;
- софинансирование венчурных фондов;
- государственный контроль за исполнением Стратегии, в том числе за целевым использованием бюджетных средств;
- определение условий реализации долей государства в капитале инновационных компаний, приобретенных через венчурный фонд.
- государственный и общественный контроль за инвестированием средств;
- определение научных приоритетов;
- формирование рекомендаций для Правительства по созданию республиканской системы и корректировки деятельности Центра управления инновациями и венчурного фонда.
► вузы, НИИ, КБ:
- разработка научной продукции;
- организация НИОКР на предпроектной стадии в рамках уставной деятельности;
- предоставление на взаимовыгодной основе специалистов, научных разработок и лабораторно-производственной базы для организации инновационных предприятий;
- участие в капитале инновационных предприятий;
- взаимодействие с Межведомственной комиссией в корректировке функционирования Центра управления инновациями и направлений инвестиций венчурным фондом.
► Центры инновационной деятельности:
- поиск и отбор перспективных инновационных проектов и научных исследований для реализации;
- поддержание и финансирование перспективных научных исследований на предпроектной стадии;
- предоставление услуг менеджеров проекта по доведению результатов исследований до проектной стадии, сопровождения и управления проектом;
- исполнение функций агента венчурно-
го фонда по организации проектного финансирования с участием венчурного фонда в капитале проекта;
- сопровождение и контроль реализации проектов;
- организация взаимодействия с вузами, НИИ, КБ, иными субъектами инновационной сферы;
- организация маркетинга проектов;
- организация взаимодействия с промышленными предприятиями в целях реализации продуктов инновационной деятельности;
- разработка схем выхода государства из капитала при доведении проектов до стадии развитого бизнеса;
- организация взаимодействия инновационных компаний с внешней средой - консалтинговыми, аудиторскими компаниями, налоговыми и иными государственными органами, потенциальными инвесторами, организация аутсорсинга в случае необходимости;
- содействие в получении кредитов, организация государственных гарантий по кредитам;
- предоставление на льготных условиях офисных и лабораторных помещений инновационным компаниям.
► Инновационные компании:
- проведение НИОКР и реализация результатов НИОКР в виде формирования инновационных компаний, которые со временем должны превратиться в устойчивые бизнесы.
► Венчурные фонды:
- финансирование инновационных компаний на проектной стадии, т.е. на стадии, когда разработан конечный инновационный продукт и сформирован детальный бизнес - план внедрения инновационного продукта путем вхождения в капитал инновационной компании;
- контроль за целевым использованием средств фонда;
- продажа долей инновационных компаний, вышедших на самоокупаемость и превратившихся в самостоятельные бизнесы.
► Промышленные предприятия:
- участие в капитале инновационных компаний и реализации инновационных проектов;
- предоставление на взаимовыгодной основе промышленной и лабораторной базы для реализации инновационных проектов.
Стратегия опирается на следующую группировку и классификацию экономических рычагов и механизмов реализации по сферам деятельности:
Механизмы реализации в демографии
- осуществление политики народосбере-жения в рамках Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года и Плана по ее реализации;
- реализация целевой Программы демографического развития Курганской области до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации.
Механизмы реализации в здравоохранении
- обеспечение соответствия гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи нормативам, предусмотренным территориальной программой государственных гарантий оказания населению Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи;
- сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для ее реализации финансовых средств;
- разработка мер, направленных на повышение качества медицинской помощи и улучшение здоровья населения с использованием программно-целевых методов;
- разработка комплекса мер по созданию эффективной системы охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья населения через:
- расширение и интенсификацию профилактической деятельности, включая всеобщую диспансеризацию детей;
- расширение видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
- развитие перинатальной помощи, строительство перинатального центра;
- осуществление системы эффективных мер по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья;
- оснащение учреждений родовспоможения и детства современным оборудованием с целью использования новых технологий в лечении больных;
- расширение системы оказания платной медицинской помощи населению;
- усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных);
- разработка комплекса мер по снижению масштабов алкоголизма и наркомании, укреплению здорового образа жизни;
- создание системы мониторинга состояния здоровья населения;
- совершенствование системы контроля качества и оценки оказания медицинской помощи на основе системы стандартизации медицинских технологий;
- оптимизация системы управления здравоохранением.
Механизмы реализации в сфере образования
- совершенствование нормативной правовой базы Курганской области в сфере образования;
- реализация целевых программ Курганской области в сфере образования;
- мобилизация и эффективное использование внутренних ресурсов системы образования;
- расширение межведомственного взаимодействия и привлечение общественных ресурсов к решению проблем образования.
Механизмы реализации в части доступности жилья
реализация Целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в Курганской области" и отработка механизмов реализации муниципальных программ "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в муниципальных образованиях Курганской области
Механизмы реализации социальной политики
- развитие инновационных технологий социального обслуживания;
- организация социального обслуживания населения на основе внедрения государственных стандартов предоставления социальных услуг и административных регламентов;
- выполнение мероприятий, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства;
- организация деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения и филиалов Главного управления социальной защиты населения Курганской области с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Механизмы реализации в сфере рынка труда
- усиление взаимодействия с работодателями по сбору информации о вакансиях и заключению договоров по организации временной занятости населения, испытывающего трудности в поисках работы;
- сотрудничество с органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области по организации и финансированию программ временной занятости населения;
- внедрение не менее 8 административных регламентов по предоставлению государственных услуг по различным видам деятельности;
- проведение опережающей профессиональной ориентации и целенаправленной профессиональной подготовки безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда;
- использование гарантированного трудоустройства граждан за счет совместной с работодателями профессиональной подготовки работников;
- взаимодействие с работодателями по повышению качества вакансий в части предлагаемой оплаты труда, возможности переобучения или повышения квалификации на рабочем месте.
Механизмы реализации в сфере экологии
- реализация целевых программ Курганской области, ведомственных целевых программ в сфере охраны окружающей среды, подготовка предложений для включения мероприятий в соответствующие федеральные целевые программы;
- организация мониторинга окружающей среды;
- нормирование природопользования, в т.ч. установление нормативов (квот, лимитов) изъятия природных ресурсов, нормативов качества окружающей среды и вредных воздействий на нее;
- организация эффективных механизмов контроля в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Механизмы реализации в сфере инноваций
- формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных форм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности;
- развитие внутреннего рынка инновационной продукции.
Механизмы реализации в промышленности
- реализация Концепции промышленной политики Курганской области;
- реализация целевых программ Курганской области "Технологическое развитие и техническое перевооружение промышленности Курганской области" и "Развитие промышленного комплекса Курганской области";
- выполнение соглашений о социально-экономическом партнерстве Правительства Курганской области с собственниками организаций;
- заключение соглашений с региональными отраслевыми объединениями профсоюзов.
Механизм реализации в энергетики
- проведение работ по реконструкции Курганской ТЭЦ, включая разработку ТЭО проекта и проектно-сметной документации;
- строительство объекта новой генерации Курганская ТЭЦ-2 в г. Кургане;
- модернизация и строительство объектов электросетевого комплекса Курганской области.
Механизмы реализации в сфере транспорта
- создание условий для развития транспор-
та в Курганской области;
- удовлетворение спроса на транспортные услуги в Курганской области;
- обеспечение качества и безопасности транспортных перевозок;
- совершенствование систем управления пассажирским транспортом;
- реализация мероприятий Целевой программы Курганской области "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области".
Механизмы реализации в АПК
- реализация мероприятий областных целевых программ "Социальное развитие села Курганской области" и "Развитие сельского хозяйства в Курганской области";
- формирование системы соглашений о сотрудничестве между Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, муниципальными образованиями, крупными собственниками и инвесторами
- предприятий, сельхозтоваропроизводителями, заготовительными, перерабатывающими, обслуживающими и торговыми структурами, научными и образовательными учреждениями;
- совершенствование взаимовыгодных и паритетных экономических отношений между производителями сырья и перерабатывающими предприятиями;
- обеспечение активного участия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в межрегиональных и международных выставках и ярмарках.
Механизмы реализации в сфере использования природного потенциала
- внедрение и совершенствование рыночных механизмов предоставления природных ресурсов в пользование, организация конкурсов, аукционов;
- заключение договоров на предоставление территорий (акваторий) для долгосрочного пользования животным миром;
- привлечение инвестиций в развитие сферы природопользования и охраны окружающей среды;
- расширение сети особо охраняемых природных территорий;
- выдача долгосрочных лицензий на пользование животным миром.
Механизмы реализации в лесохозяй-ственной деятельности
- разработка и реализация мероприятий целевой Программы Курганской области "Воспроизводство лесов Курганской области";
- реализация мероприятий ведомственной программы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области "Охрана лесов от пожаров";
- проведение лесозащитных и санитарно-
оздоровительных мероприятий в лесном фонде;
- организация и проведение аукционов по продаже права аренды лесных участков и краткосрочного пользования лесными участками в целях заготовки древесины.
Механизмы реализации в строительном комплексе
- реализация мероприятий целевых программ Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" и "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Курганской области на 2008-2010 годы".
Механизмы реализации в сфере малого и среднего предпринимательства
- взаимодействие органов государственной власти с предпринимательским сообществом, мониторинг проблем и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства;
- создание условий для развития малого предпринимательства в приоритетных для области отраслях;
- формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства, отраслевых объединений предпринимателей, кредитных кооперативов, бизнес-центров, развитие системы кооперации с крупными предприятиями;
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;
- реализация целевой Программы Курганской области государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы.
Механизмы реализации в сфере потребительского рынка
- реализация целевой Программы Курганской области "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Курганской области";
- совершенствование нормативной правовой базы Курганской области, регулирующей отношения в сфере потребительского рынка
Механизмы реализации в сфере банковского и страхового рынка:
- открытие новых пунктов банковского и страхового обслуживания в районах области;
- инвестирование привлеченных банковским и страховым сектором средств и сбережений граждан в экономику области на долгосрочной основе;
- повышения финансовой грамотности и информированности населения в сфере банковских и страховых услуг;
- расширение межведомственного взаимодействия и долгосрочного сотрудничества органов исполнительной власти, кредитных и страховых организаций.
Механизм реализации в сфере рынка земли и недвижимости
- совершенствование нормативной правовой базы Курганской области в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами;
- реализация мероприятий ведомственной программы Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области "Государственный учет объектов недвижимости Курганской области".
Механизм реализации в сфере приватизации и управления областным имуществом
- реализация мероприятий целевой Программы Курганской области по управлению государственным имуществом Курганской области;
- проведение приватизации государственного имущества Курганской области в соответствии с ежегодно принимаемым Прогнозным планом (программой) приватизации.
Механизмы реализации в сфере инвестиций
- поддержка инвестиционных проектов через бюджетное и налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
- определение приоритетных направлений развития Курганской области и организация разработки по ним отраслевых инвестиционных стратегий;
- организация разработки долгосрочной инвестиционной Стратегии Курганской области на базе отраслевых инвестиционных стратегий;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность в Курганской области;
- оказание организационно-методической, консультативной помощи органам местного самоуправления по разработке нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;
- стимулирование развития инфраструктуры инвестиционной деятельности через развитие инвестиционно привлекательных площадок и реализацию инвестиционных проектов;
- организация презентаций инвестиционных проектов для потенциальных инвесторов;
- повышение привлекательности инвестиционного имиджа области посредством проведения инвестиционных выставок, семинаров, конференций.
Механизмы реализации в сфере внешнеэкономической деятельности
- формирование нормативной правовой базы международного сотрудничества;
- организационное содействие участию организаций Курганской области в международных ярмарках, выставках, форумах, презентациях, деловых поездках;
- распространение информации об экс-
портном потенциале Курганской области во время визитов Губернатора Курганской области, официальных делегаций Курганской области, через посольства, консульства, торговые представительства зарубежных стран и России;
- развитие приграничного сотрудничества области.
Механизмы в сфере финансовой устойчивости
- обеспечение роста объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, в том числе за счет реформирования системы региональных налоговых льгот;
- повышение уровня собираемости налоговых платежей, зачисляемых в консолидированный бюджет области, и сокращение задолженности по ним;
- повышение качества администрирования платежей, формирующих областной бюджет;
- привлечение инвестиций, обеспечивающих условия для дальнейшего экономического роста и расширения налоговой базы региона;
- формирование областного бюджета на трехлетний период, совершенствование бюджетного процесса;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета;
- проведение анализа эффективности расходов бюджета;
- повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и, главным образом, на предотвращение финансовых нарушений, создавать основу для принятия эффективных управленческих решений;
- совершенствование межбюджетных отношений. Межбюджетное регулирование будет направлено на решение задач стимулирования органов местного самоуправления, увеличение собственных доходов и повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, что позволит создать финансовые условия для выполнения ими своих полномочий;
- снижение кредиторской задолженности бюджета Курганской области.
Механизмы реализации в сфере налоговой политики
- совершенствование законодательства Курганской области о налогах и нормативных правовых актов муниципальных образований о налогах;
- установление и выполнение ежегодных
заданий по мобилизации налоговых доходов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Курганской области и планов организационных мероприятий, направленных на увеличение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, мобилизуемых на территории Курганской области;
- деятельность областной межведомственной комиссии по мобилизации собственных доходов областного бюджета, комиссий, созданных на муниципальном уровне, по мобилизации собственных доходов местных бюджетов;
- выполнение Соглашения о реализации мер по мобилизации налоговых и неналоговых доходов областного бюджета от 05.06.2006 г.;
- заключение и выполнение соглашений с организациями (организациями-инвесторами), индивидуальными предпринимателями и соответствующими общественными организациями, предусматривающих внедрение новых технологий для технологического перевооружения действующих и создания новых производств, товаров и развития инфраструктуры, повышения объемов производства и реализации товаров, работ, услуг, производительности труда, заработной платы.
Механизм реализации в сфере бюджетного регулирования
- обеспечение достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования;
- обеспечение мер социальной защиты населения, усиление её адресного характера;
- использование принципа бюджетирования, ориентированного на результат, программно-целевого способа расходования бюджетных средств;
- установить соответствие объемов и качества предоставляемых услуг путем применения принципов нормативно-подушевого финансирования для организаций, предоставляющих услуги за бюджетные средства, внедрения конкурсного социального заказа, устанавливающего виды и объем услуг, контролируемых по результату их оказания;
- разработка и реализация целевых программ Курганской области;по наиболее важным направлениям развития Курганской области;
- сохранение и развитие социально-культурной сферы,
- обеспечение своевременного погашения и обслуживания государственного долга, снижение кредиторской задолженности бюджета;
- обеспечение контроля за планированием и расходованием бюджетными учреждениями фондов оплаты труда, объемов потребления коммунальных услуг;
- внедрение системы мониторинга качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
- оптимизация бюджетной сети и использования бюджетных средств с учетом снижения рисков их нерационального использования;
- распределение межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней по единым методикам на основе объективных критериев бюджетной обеспеченности с учетом количества конечных потребителей бюджетных услуг.
Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по следующим направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
Первое направление - развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития:
преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение уровня и качества жизни в целом;
формирование условий для устойчивого роста заработной платы сбалансированной с повышением производительности труда и качества рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
укрепление связи трудовых пенсий с заработной платой, повышение пенсий, с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений, до уровня, обеспечивающего достойный уровень жизни пенсионеров;
обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры на основе глубокой структурной и технологической модернизации этих сфер;
переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности;
обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
создание эффективной адресной системы поддержки бедного населения и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;
улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека; снижение уровня преступности; обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей.
Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:
создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях (стартапов), стимулирование развития малого бизнеса;
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития:
формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка
интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий;
создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства, и «экономику знаний»;
содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики с использованием механизмов частно-государственного партнерства, расширения доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силы, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.
Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов):
обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;
развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, основанных на использовании новых энергетических технологий;
формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;
укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны;
реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой структуры потребления пресной воды, при обязательном соблюдении природоохранных требований;
реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортоза-мещения на внутренних рынках продукции животноводства.
Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций , повышение эффективности участия в мировом разделении труда:
расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использования возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;
поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая превращение России в один из мировых финансовых центров;
выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании миро-
Информация об авторе:
Котилко Валерий Валентинович
(Россия, Москва)
Профессор, Академик РАЕН.
Доктор экономических наук.
Главный научный сотрудник.
"Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития РФ и РАН E-mail: [email protected]
вого экономического порядка.
Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики:
формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;
укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.
Information about author:
Kotilko Valerii Valentinovich
(Russia, Moscow) Professor, Academician of RANS Doctor of Economic Sciences. Chief researcher Council for the Study of Productive Forces» of Economic Development of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]