Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ'

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УЧАСТОК / СОКРАЩЕНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / УЧАСТКОВЫЕ ПУНКТЫ ПОЛИЦИИ / ADMINISTRATIVE SECTION / DOCUMENT FLOW REDUCTION / DISTRICT POLICE COMMISSIONER / DISTRICT POLICE STATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булавкин Александр Александрович, Проценко Александр Иванович.

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности правового обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (далее - УПП). Авторами выделены положительные аспекты совершенствования нормативной базы, направленные на сокращение документооборота в работе вышеназванных сотрудников. В то же время обоснована целесообразность устранения недостатка конструкции нормы, регламентирующей предоставление участковых пунктов полиции, в которых УУП обязаны осуществлять работу в «шаговой» доступности от места жительства граждан, проживающих на закрепленных административных участках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INCREASING EFFICIENCY OF LEGAL SUPPORT OFFICIAL ACTIVITIES COMMUNITY POLICE OFFICERS

The article deal with the issues of improving the effectiveness of legal ensuring the activities of community police officers. The authors highlighted the positive aspects of improvement regulatory framework aimed at reducing document flow in the the work of the above-mentioned employees. At the same time, it is justified expediency of eliminating a design flaw, regulating the provision of precinct police stations, in which CPO are obliged to carry out work in "step-by-step" availability from places of residence of citizens living in fixed territories administrative areas.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ»

А. А. Булавкин,

кандидат социологических наук, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

А. И. Проценко,

Краснодарский университет МВД России

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

ISSUES OF INCREASING EFFICIENCY OF LEGAL SUPPORT OFFICIAL ACTIVITIES COMMUNITY POLICE OFFICERS

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности правового обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (далее — УПП). Авторами выделены положительные аспекты совершенствования нормативной базы, направленные на сокращение документооборота в работе вышеназванных сотрудников. В то же время обоснована целесообразность устранения недостатка конструкции нормы, регламентирующей предоставление участковых пунктов полиции, в которых УУП обязаны осуществлять работу в «шаговой» доступности от места жительства граждан, проживающих на закрепленных административных участках.

The article deal with the issues of improving the effectiveness of legal ensuring the activities of community police officers. The authors highlighted the positive aspects ofimprovement regulatoryframework aimed at reducing document flow in the the work of the above-mentioned employees. At the same time, it isjustified expediency of eliminating a design flaw, regulating the provision ofprecinct police stations, in which CPO are obliged to carry out work in "step-by-step " availability from places of residence of citizens living in fixed territories administrative areas.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации существенное внимание уделяется работе, направленной на повышение эффективности правового обеспечения деятельности полиции. В отчетных документах подчеркивается, что данная работа во многом способствует достижению положительных практических результатов в реализации функций полиции по защите жизни, здоровья, прав граждан, по противодействию преступности, охране общественного

порядка, собственности и общественной безопасности [1, 2].

Руководством МВД предпринимались активные меры по повышению уровня нормативного регулирования служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, о чем свидетельствует тот факт, что за сравнительно небольшой промежуток времени были разработаны уже два ведомственных приказа с целью совершенствования организации служебной деятельности участковых уполномоченных полиции.

В частности, указанная цель была определена в ранее действовавшем приказе МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», которым было утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее — Наставление согласно приказу № 1166) [3].

Кроме того, названная цель установлена действующим приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», утвердившим, в свою очередь, Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее — Инструкция согласно приказу № 205) [4].

Сопоставление их норм подтверждает вывод о положительной динамике по улучшению правового регулирования ряда функций УУП. Среди них необходимо выделить закрепление нормативных положений, направленных на сокращение количества служебных документов, которые должны вести участковые уполномоченные полиции (ранее — участковые уполномоченные милиции).

Так, до вступления в силу Наставления согласно приказу № 1166 им вменялись обязанности по ведению паспорта административного участка; паспортов на жилые дома; рабочей тетради; учетно-профилактических дел; контрольных карточек; журнала устных, письменных обращений и приема граждан; книги замечаний и предложений проверяющих, а также книги отзывов и предложений граждан. При этом сведения, фиксируемые в одних из таких документов (например, в паспорте на административный участок) в значительном объеме дублировались в других документах (в паспортах на жилые дома и так далее).

В соответствии же с Наставлением, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (в редакции от 08.09.2016), перечень служебной документации уже был ограничен. На указанных сотрудников возлагалась персональная ответственность за ведение и качественное оформление паспорта на административный участок; журнала учета приема граждан, их обращений и заявлений; книги замечаний и предложений проверяющих и книги отзывов и предложений граждан. При этом, в отличие от ранее действовавших правил, было разрешено ведение в электронном виде (с использованием автоматизированных систем) первых двух из перечисленных видов служебной документации.

Во время проведения в ведомственных учебных заведениях МВД России занятий с действующими участковыми уполномоченными полиции нередко отмечалось, что после таких изменений то дополнительное служебное время, которое освободилось за счет сокращения количества оформляемых служебных документов, используется ими более эффективно для реализации возложенных обязанностей по профилактике противоправных деяний.

Руководством Министерства внутренних дел России также указывается на значение данного направления оперативно-служебной деятельности, а именно правового регулирования службы УУП, особенно в условиях ежегодного увеличения нагрузки на их личный состав. Такое совершенствование нормативной базы позволяет оптимизировать деятельность данных сотрудников посредством освобождения от несвойственных либо избыточных функций. В частности, подчеркивается, что после сокращения документооборота их работа «.. .стала более предметной, и, как следствие, более результативной.».

Рассмотренная тенденция правовой регламентации сохранена и в нормах приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». В закрепленной данным приказом Инструкции установлено, что результаты проведенного УУП профилактического обхода, приема граждан и индивидуальной профилактической работы должны размещаться ими в «Сервисе обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно -аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации». Эта система предназначена для автоматизации деятельности сотрудников.

Вместе с тем полагаем необходимым дальнейшее повышение эффективности правового обеспечения служебной деятельности участковых уполномоченных полиции по некоторым другим аспектам. Так, по нашему мнению, целесообразно устранить определенные недостатки конструкции нормы, регламентирующей предоставление участковых пунктов полиции для работы УУП. На основании пункта 21 Инструкции согласно приказу № 205 названные сотрудники обязаны осуществлять свою службу на территории закрепляемого за ними административного участка или в расположенном на ней служебном помещении — участковом пункте полиции, а в соответствии с п. 31 такую значимую функцию, как прием граждан с заявлениями и другими обращениями,

им надлежит выполнять непосредственно в помещении участкового пункта полиции. В исключительных случаях, в случае отсутствия на административном участке указанного пункта либо невозможности осуществления приема в нем, допускается по решению начальника территориального органа МВД РФ проведение участковыми уполномоченными полиции приема граждан в здании этого территориального органа или в ином помещении, предоставленном органами местного самоуправления.

Таким образом, нормами права закреплены условия, при которых гражданам для получения необходимой им помощи полиции при нарушении своих прав не нужно тратить существенное количество времени на поездку в отделение полиции, расположенное зачастую далеко от их места жительства, учебы либо работы. Населению предоставлена возможность обратиться по многим важным вопросам правоохранительной направленности к участковому уполномоченному полиции в участковом пункте полиции, который находится в «шаговой» доступности. Кроме того, это способствует более оперативному принятию соответствующих мер по защите нарушенных прав граждан. Поэтому не случайно, что, например, в Краснодарском крае до 80% всех обращений населения в территориальные органы МВД России рассматриваются именно участковыми уполномоченными полиции.

Однако на практике обеспечение участковых уполномоченных полиции служебными помещениями на территории обслуживаемых ими административных участков остается на крайне низком уровне уже многие годы. Так, данные сведения были зафиксированы в приказе МВД России от 19.11.2013 № 919 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Сельский участковый"» [5]. Учитывая, что такие условия оказывают отрицательное влияние на эффективность работы УУП, названным приказом были определены мероприятия по улучшению обеспечения указанных сотрудников необходимым количеством служебных помещений [5], но, к сожалению, с 2013 года обсуждаемая си-

туация не разрешена в полном объеме, например, согласно отчетным данным, на территории Краснодарского края на административных участках на начало 2018 года не хватало 99 участковых пунктов полиции [6].

Согласно действующему в настоящее время законодательству, помещения для работы УУП на обслуживаемых ими административных участках (в пределах границ муниципальных образований) должны предоставляться органами местного самоуправления, но в части 7 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепившей это требование, не установлено, какие из многочисленных видов органов местного самоуправления обязаны предоставлять указанные помещения [7].

Как известно, органы местного самоуправления образуются в таких муниципальных образованиях, как городские и сельские поселения, муниципальные районы и муниципальные округа, городские округа и городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские районы и внутригородские территории городов федерального значения.

Существующая правовая неопределенность в вопросе о том, какие из них обязаны обеспечивать помещениями для работы участковых уполномоченных полиции, не позволяет более активно использовать возможности обращения в суды с исками о признании незаконным бездействия конкретного органа местного самоуправления по предоставлению вышеназванных помещений.

Заметим, что ранее аналогичные аспекты четко регламентировались Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». На основании статьи 36 данного закона решения о выделении служебных помещений под участковые пункты милиции надлежало принимать городским и районным органам местного самоуправления [8].

Учитывая вышеизложенные факторы, полагаем целесообразным внести в часть 7 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» необходимые уточнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 28.02.2018 // Официальный интернет-сайт МВД России. — URL: https://мвд.рф/docu-ment/12414315 (дата обращения: 17.10.2019).

2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и

противодействие преступности» за 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт МВД России. — URL: https://mvd.ru/up-load/site1/folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_z a_2018_OOP_i_PP.pdf (дата обращения: 17.10.2019).

3 . Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. от 08.09.2016) (утратил силу) // Российская газета. — 2013. — 27 марта; Официальный интернет-портал

правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2016.

4. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2019).

5. Об утверждении ведомственной целевой программы «Сельский участковый» : приказ МВД России от 19.11.2013 № 919 (ред. от 28.10.2015) [Электронный ресурс]. — URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70464188/ (дата обращения: 18.10.2019).

6. Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю в 2017 г. (к отчету начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю перед Законодательным собранием Краснодарского края) [Электронный

ресурс] // Официальный сайт Главного управления МВД России по Краснодарскому краю. — URL : https://23.мвд.рф/action/ (дата обращения: 18.10.2019).

7. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165/(дата обращения: 17.10.2019).

8. О милиции : закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (утратил силу) // СПС «Консультант-Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_59/ (дата обращения: 17.10.2019).

REFERENCES

1. Vyistuplenie Ministra vnutrennih del Ros-siyskoy Federatsii Vladimira Kolokoltseva na ras-shirennom zasedanii kollegii MVD Rossii 28.02.2018 // Ofitsialnyiy internet-sayt MVD Rossii.

— URL: https://mvd.rf/document/12414315 (data obrascheniya: 17.10.2019).

2. Godovoy otchet o hode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennoy programmyi «Obespechenie obschestvennogo poryadka i pro-tivodeystvie prestupnosti» za 2018 g. [Elektronnyiy resurs] // Ofitsialnyiy internet-sayt MVD Rossii. — URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/ 869/ 963/Godovoy_otchet_za_2018_00P_i_PP.pdf (data obrascheniya: 17.10.2019).

3. Voprosyi organizatsii deyatelnosti uchastkovyih upolnomochennyih politsii : prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2012 g. # 1166 (red. ot 08.09.2016) (utratil silu) // Rossiyskaya gazeta. — 2013.

— 27 marta; Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy infor-matsii http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2016.

4. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsult-antPlyus». — URL: http://base.consultant.ru (data obrascheniya: 17.10.2019).

5. Ob utverzhdenii vedomstvennoy tselevoy pro-grammyi «Selskiy uchastkovyiy» : prikaz MVD Rossii

ot 19.11.2013 # 919 (red. ot 28.10.2015) [Elektronnyiy resurs]. — URL : https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70464188/ (data obrascheniya: 18.10.2019).

6. Informatsionno-analiticheskaya zapiska o re-zultatah deyatelnosti politsii GU MVD Rossii po Krasnodarskomu krayu v 2017 g. (k otchetu na-chalnika GU MVD Rossii po Krasnodarskomu krayu pered Zakonodatelnyim sobraniem Krasnodarskogo kraya) [Elektronnyiy resurs] // Ofitsialnyiy sayt Glavnogo upravleniya MVD Rossii po Krasnodarskomu krayu. — URL : https://23.mvd.rf/action/ (data obrascheniya: 18.10.2019).

7. O politsii : federalnyiy zakon ot 07.02.2011 # 3-FZ // SPS «KonsultantPlyus». — URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_110165/(data obrascheniya: 17.10.2019).

8. O militsii : zakon RF ot 18.04.1991 # 1026-1 (utratil silu) // SPS KonsultantPlyus». — URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_59/ (data obrascheniya: 17.10.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Булавкин Александр Александрович. Заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД. Кандидат социологических наук.

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. E-mail: bulavkin_aleksan@mail.ru

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12. Тел. 8-928-040-59-70.

Проценко Александр Иванович. Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД. Краснодарский университет МВД России. E-mail: protsenko1978@mail.ru

Россия, 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128. Тел. 8-938-406-37-40.

Bulavkin Alexander Alexandrovich. Deputy Head of the chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs. Candidate of Sociological Sciences.

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. E-mail: bulavkin_aleksan@mail.ru

Work address: Russia, 117997, Moscow, Academica Volgina Str., 12. Tel. 8-928-040-59-70.

Protsenko Alexander Ivanovich. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs.

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: protsenko1978@mail.ru

Work address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128. Tel. 8-938-406-37-40.

Ключевые слова: административный участок; сокращение документооборота; участковый уполномоченный полиции; участковые пункты полиции.

Key words: administrative section; document flow reduction; district police commissioner; district police

stations.

УДК 342

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Скрынникова М.В.

Правоведение : курс лекций / М. В. Скрынникова, А. В. Леженин. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2019. — 273 с.

В курсе лекций содержатся учебные материалы, как структурированные в соответствии с рабочей программой дисциплины «Правоведение», так и предназначенные для самостоятельного углубленного изучения правовой материи. Материалы лекций снабжены перечнями нормативных правовых актов и юридической литературы, а также структурно-логическими схемами изучаемых правовых конструкций.

Для курсантов радиотехнического факультета всех специальностей, а также слушателей факультета заочного обучения по специальности 11.03.01 Радиотехника Воронежского института МВД России, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.