Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ'

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ»

ются документы, подлежащие тщательному анализу; подчеркивается, что вопросы охраны окружающей среды должны учитываться во всех разделах проекта и лишь обобщаться в разделе «Охрана окружающей среды». В этой главе рассматриваются также методы оценки правильности прогнозных разработок качества окружающей среды при различных вариантах размещения народнохозяйственных объектов и населенных мест. Большая часть главы посвящена изложению рекомендаций по размещению народнохозяйственных объектов (с учетом природных условий и профиля народнохозяйственного использования территорий), формированию систем расселения, территориальной организации массового отдыха населения, комплексному водопользованию, организации транспортных систем, охране окружающей среды.

Рекомендации касаются как вопросов гигие-

нической оценки готовых проектных предложений, так и формирования в случае их непригодности контрпредложений санитарной службы.

Приложения к методическим указаниям содержат: терминологический словарь по гигиене районной планировки, перечень нормативной, инструктивно-методической документации, справочной литературы; схему организации государственного санитарного надзора за районной планировкой; критерии и методические приемы оценок качества среды, проектных предложений и т. д.

Новые «Методические указания по предупредительному санитарному надзору за районной планировкой» являются временными. После апробации предполагается повторное их издание, в котором будут учтены все замечания и пожелания санитарных врачей.

Поступила 02.09.86

УДК 614.7:061.6.007] :658.386.3

Ф. Ф. Даутов

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ

Казанский институт усовершенствования врачей им. В. И. Ленина

Бурное развитие промышленности, химизация сельского хозяйства, широкий размах строительства выдвигают перед органами здравоохранения и прежде всего перед санитарно-эпидемиологической службой ряд важных задач по объективной оценке состояния окружающей среды и эффективности проводимых природоохранных мероприятий. Только на основе глубоких, научно обоснованных лабораторных исследований санитарные врачи могут разрабатывать соответствующие санитарно-гигиенические мероприятия.

В успешном осуществлении этих задач важная роль принадлежит работникам лабораторий санэпидстанций (СЭС), от уровня компетентности, практических навыков и идейно-полити-ческой зрелости которых зависят оперативность принимаемых решений и эффективность работы санитарно-эпидемиологической службы в целом. В связи с этим подготовка врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены СЭС является актуальной задачей.

Врачи-лаборанты в профессиональной деятельности пользуются специальными методами познания. Однако, как правило, они не имеют специальной подготозки и достаточных навыков по санитарной химии. Очевидно, для подготовки таких специалистов достаточно было бы 5 лет обучения в вузе, но с усиленным преподаванием дисциплин, которые важны для их будущей очень спецяфичной деятельности (химия, физика, гигиени водоснабжения и атмосферного воз-

духа, санитарная охрана водоемов, почвы и др.). В связи с этим необходимо разработать специализированную программу подготовки врачей-лаборантов. При этом их подготовка должна осуществляться на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов.

Отсутствие в настоящее время условий для подготовки врачей-лаборантов в вузах требует обязательной их специализации до поступления на работу в СЭС с последующим усовершенствованием через 3—5 лет. Однако повышение квалификации врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены СЭС в институтах усовершенствования проводится в недостаточном объеме.

Подготовка на цикле тематического усовершенствования «Лабораторные методы исследования в коммунальной гигиене» осуществляется нашей кафедрой с 1966 г. За этот период завершило обучение более 1300 врачей-лаборан-тов из различных областей и республик страны. На начальном этапе преподавание велось на основе учебного плана и программы, разработанных коллективом кафедры общей гигиены Казанского института усовершенствования врачей им. В. И. Ленина и утвержденных Главным управлением учебных заведений Минздрава СССР в 1975 г. В настоящее время методической основой усовершенствования является унифицированная программа последипломного обучения врачей отделений коммунальной гигиены, разработанная нами совместно с ЦОЛИУВ и ут-

вержденная Главным управлением учебных заведений Минздрава СССР 27 декабря 1985 г.

Целью тематического усовершенствования является дальнейшее овладение теоретическими знаниями, практическими навыками использования лабораторных методов исследования в коммунальной гигиене. Учебный план рассчи-тан на 312 ч и включает теоретический (72 ч) и практический (240 ч) разделы. В теоретическом разделе рассматриваются организационные основы работы лаборатории СЭС, физические факторы окружающей среды, вопросы гигиены атмосферного воздуха, водоснабжения, санитарной охраны водоемов, гигиены почвы и санитарной охраны населенных мест, гигиены жилых и общественных зданий, а также физико-химические методы исследования. Задачей практической части цикла является закрепление теоретического материала и овладение современными физико-химическими методами анализа, а также приобретение практических навыков по методам лабораторного исследования. В программу включены в основном вопросы, которые встречаются в повседневной практике врача-лаборанта.

Практическое использование лабораторных ^ данных можно разделить на 3 этапа: получение информации химическими и физико-химическими методами, сопоставление результатов исследований с конкретными санитарно-гигиенически-ми условиями и использование полученных данных при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора. В настоящее время врач-лаборант осуществляет лишь 1-й этап познания — получение информации о концентрации вредных примесей. Анализ полученной информации — обязанность врача по коммунальной гигиене. Но целесообразно ли использовать специалиста с высшим образованием только в целях выполнения анализа? Мы считаем, что в обязанности врача-лаборанта долж-£ ны входить не только получение информации (практически все лабораторные методики способен освоить и специалист со средним образованием), но и анализ полученной информации и сопоставление ее с конкретными условиями отбора проб. Поэтому при подготовке врачей-лабо-рантов мы обращаем внимание на гигиенические вопросы интерпретации полученных результатов. В настоящее время из-за недостаточной подготовленности специалистов по санитарно-гигиеническим вопросам и лабораторному делу лишь некоторые врачи-лаборанты выполняют эти функции. В связи с этим почти 40 % теоретического курса унифицированной программы посвящено гигиенической характеристике окружающей среды и оценке полученных результа-^ тов.

В связи с существующими заниженными требованиями к санитарно-гигиенической квалификации врачей-лаборантов, когда от них требуется лишь освоение методик исследований, в лабора-

ториях отделений коммунальной гигиены СЭС работают специалисты самого разного профиля: химики, биологи, фармацевты и др., не имеющие нужных знаний в области гигиены окружающей среды. С другой стороны, врачи не имеют достаточной подготовки по химии и современным физико-химическим методам исследования. Не случайно они обычно выполняют наиболее простые химические анализы и не владеют хроматографическими, спектрографическими и полярографическими методами исследований. Между тем именно физико-химические методы являются в настоящее время ведущими среди методов лабораторных исследований. Поэтому в программе значительное место уделено формированию основных знаний и умений, позволяющих врачам-лаборантам выполнять сложные анализы на современных приборах.

Врачи-лаборанты имеют известный личный опыт в определенных условиях работы, и, несомненно, перед значительной частью совершенствующих свои знания молодых специалистов встают определенные вопросы, которые они должны разрешить в институте. В связи с этим в методике их усовершенствования чрезвычайно важна максимальная индивидуализация обучения. Помимо определенной обязательной программы, охватывающей основные вопросы деятельности лабораторий СЭС, врачу предоставляется возможность изучить особо интересующие его вопросы. Необходимость максимального удовлетворения индивидуальных запросов даже при хорошо составленных программах является первостепенной обязанностью институтов усовершенствования врачей.

По прибытии курсанта в институт мы стараемся путем личной беседы выявить его знания, степень подготовки, его желания и т. д., что позволяет целенаправленно комплектовать учебные группы. Необходимо отметить, что очень трудно бывает сохранить однородный контингент слушателей в группах — и по стажу, и по опыту работы, и по занимаемой должности. К сожалению, мы давно уже убедились в том, что длительный стаж работы курсанта далеко не всегда соответствует его фактической профессиональной подготовке. По понятным причинам это обстоятельство приводит к «пестроте» цикла, который нередко оказывается укомплектованным одновременно и молодыми, и начинающими, и опытными специалистами. Кафедра в таких условиях вынуждена искать и находить такие методы и формы преподавания, которые могли бы удовлетворить весь цикл в целом, одним из путей решения этой задачи является определение базисных знаний курсантов.

Слушателям цикла предоставляется возможность на лабораторных занятиях самостоятельно овладеть точными методами контроля загрязнения окружающей среды. Часто повторяют старое правило, что учить надо показом, а не

2 Гигиена и санитария № 1

- 33 —

рассказом. Это тем более важно для усовершенствования врача-лаборанта, имеющего некоторый практический опыт работы, включающий нередко уже ставшие привычными методические ошибки. Поэтому освоение указанных в программе методов проводится путем работы преподавателя с небольшими группами курсантов. При этом каждые 3 человека обеспечиваются аппаратурой и реактивами, а освоение каждого метода ведется под руководством специально подготовленного преподавателя.

Значительное внимание уделяется проведению занятий на учебных базах. Их выбор обусловлен целевой установкой цикла усовершенствования, его профилем и задачами, наличием условий для обмена передовым опытом работы.

Широко практикуются выездные циклы усовершенствования. Качество обучения специалистов во время выездных циклов во многом зависит не только от уровня учебно-методической работы, но и активного участия в этом деле органов здравоохранения и санитарной службы на местах. Хорошо подготовлены базы в Таллине, Вильнюсе, Риге, Кишиневе, Баку, Алма-Ате, Душанбе, Намангане, Южно-Сахалинске, где в 1977—1985 гг. были проведены выездные циклы усовершенствования врачей-лаборантов, на которых-изучался опыт организации лабораторного контроля за состоянием окружающей среды в указанных городах, который впоследствии был внедрен в учебный процесс.

Завершение цикла усовершенствования не должно оцениваться только по объему и качеству приобретенных знаний. Результаты обучения мы рассматриваем с позиций достижения предусмотренных целью обучения профессиональных умений с точки зрения «прироста» профессио-

нального мастерства. Для циклов усовершенствования врачей-лаборантов полностью себя оправдывают заключительные экзамены, которые позволяют не только проверить знания, но и обобщить и систематизировать пройденный курс. Однако зачастую в группе, где одновременно обучаются как сравнительно молодые врачи, так и врачи с большим профессиональным ста- ^ жем, хуже отвечают на экзамене более опытные врачи-лаборанты,- и не потому, что они хуже подготовлены, а потому, что их этот экзамен больше стесняет, они чувствуют себя не особенно удобно, опасаясь возможности получения недостаточно хорошей оценки. В связи с этим мы уже при первой встрече с прибывшими врачами-курсантами на вводном производственном совещании предупреждаем их, что оценка успеваемости будет зависеть не только и даже не столько от результатов экзамена, сколько от заключения преподавателей о всей работе курсантов во время цикла усовершенствования. В процессе преподавания проводится текущий контроль, а после завершения отдельных тем — рубежный контроль.

При опросе врачей-курсантов, прошедших усовершенствование, отмечено, что они тем больше 4 бывают удовлетворены подготовкой в институтах усовершенствования, чем эта подготовка ближе к их повседневной работе на местах. Это указывает на то, что дальнейшее осуществление дифференцированного подхода при организации и проведении обучения на цикле усовершенствования врачей-лаборантов невозможно без учета профессионально-должностных требований. В связи с этим в настоящее время проводится разработка этих требований для врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены СЭС.

Поступила 15.04.86

УДК 614.4:614.78

М. Д. Чертков, В. И. Моргачева, 10. Ф. Карасев, С. И. Евсеев,

А. П. Штепа

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ САНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РЕШЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА

Днепропетровская городская санэпидстанция

Генеральный план является основным документом, в котором определяются перспективы развития города в целом. Он является основой для обеспечения согласованного решения по хозяйственным, градостроительным, экологическим и гигиеническим проблемам в целях создания благоприятных условий труда, быта и отдыха населения. Решение последних возможно в случае, если органы санэпидслужбы будут принимать непосредственное участие в разработке и претворении генерального плана в жизнь путем

контроля за его реализацией. Осуществление контроля начинается с анализа градостроительной, социально-демографической и санитарно-гигиенической ситуации, включающего ежегодные целенаправленные проверки Главного архитектурно-планировочного управления (Глав-АПУ) и института Днепрогражданпроект, сбор . данных о фактическом состоянии объектов го- ? родского хозяйства, обеспеченности жителей всеми видами обслуживания, состояния здоровья населения, а также обобщение результатов кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.