Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ САНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РЕШЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА'

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ САНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РЕШЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ САНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РЕШЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА»

рассказом. Это тем более важно для усовершенствования врача-лаборанта, имеющего некоторый практический опыт работы, включающий нередко уже ставшие привычными методические ошибки. Поэтому освоение указанных в программе методов проводится путем работы преподавателя с небольшими группами курсантов. При этом каждые 3 человека обеспечиваются аппаратурой и реактивами, а освоение каждого метода ведется под руководством специально подготовленного преподавателя.

Значительное внимание уделяется проведению занятий на учебных базах. Их выбор обусловлен целевой установкой цикла усовершенствования, его профилем и задачами, наличием условий для обмена передовым опытом работы.

Широко практикуются выездные циклы усовершенствования. Качество обучения специалистов во время выездных циклов во многом зависит не только от уровня учебно-методической работы, но и активного участия в этом деле органов здравоохранения и санитарной службы на местах. Хорошо подготовлены базы в Таллине, Вильнюсе, Риге, Кишиневе, Баку, Алма-Ате, Душанбе, Намангане, Южно-Сахалинске, где в 1977—1985 гг. были проведены выездные циклы усовершенствования врачей-лаборантов, на которых-изучался опыт организации лабораторного контроля за состоянием окружающей среды в указанных городах, который впоследствии был внедрен в учебный процесс.

Завершение цикла усовершенствования не должно оцениваться только по объему и качеству приобретенных знаний. Результаты обучения мы рассматриваем с позиций достижения предусмотренных целью обучения профессиональных умений с точки зрения «прироста» профессио-

нального мастерства. Для циклов усовершенствования врачей-лаборантов полностью себя оправдывают заключительные экзамены, которые позволяют не только проверить знания, но и обобщить и систематизировать пройденный курс. Однако зачастую в группе, где одновременно обучаются как сравнительно молодые врачи, так и врачи с большим профессиональным ста- ^ жем, хуже отвечают на экзамене более опытные врачи-лаборанты,- и не потому, что они хуже подготовлены, а потому, что их этот экзамен больше стесняет, они чувствуют себя не особенно удобно, опасаясь возможности получения недостаточно хорошей оценки. В связи с этим мы уже при первой встрече с прибывшими врачами-курсантами на вводном производственном совещании предупреждаем их, что оценка успеваемости будет зависеть не только и даже не столько от результатов экзамена, сколько от заключения преподавателей о всей работе курсантов во время цикла усовершенствования. В процессе преподавания проводится текущий контроль, а после завершения отдельных тем — рубежный контроль.

При опросе врачей-курсантов, прошедших усовершенствование, отмечено, что они тем больше 4 бывают удовлетворены подготовкой в институтах усовершенствования, чем эта подготовка ближе к их повседневной работе на местах. Это указывает на то, что дальнейшее осуществление дифференцированного подхода при организации и проведении обучения на цикле усовершенствования врачей-лаборантов невозможно без учета профессионально-должностных требований. В связи с этим в настоящее время проводится разработка этих требований для врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены СЭС.

Поступила 15.04.S6

УДК 614.4:614.78

М. Д. Чертков, В. И. Моргачева, 10. Ф. Карасев, С. И. Евсеев,

А. П. Штепа

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ САНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РЕШЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА

Днепропетровская городская санэпидстанция

Генеральный план является основным документом, в котором определяются перспективы развития города в целом. Он является основой для обеспечения согласованного решения по хозяйственным, градостроительным, экологическим и гигиеническим проблемам в целях создания благоприятных условий труда, быта и отдыха населения. Решение последних возможно в случае, если органы санэпидслужбы будут принимать непосредственное участие в разработке и претворении генерального плана в жизнь путем

контроля за его реализацией. Осуществление контроля начинается с анализа градостроительной, социально-демографической и санитарно-гигиенической ситуации, включающего ежегодные целенаправленные проверки Главного архитектурно-планировочного управления (Глав-АПУ) и института Днепрогражданпроект, сбор . данных о фактическом состоянии объектов го- ? родского хозяйства, обеспеченности жителей всеми видами обслуживания, состояния здоровья населения, а также обобщение результатов кон-

троля за основными параметрами городской среды (атмосферный воздух, водоемы, почва, питьевая вода, шум). Сопоставляя полученные за несколько лет данные, устанавливают тенденции в динамике развития интересующих показателей, которые и служат основой деятель-ности санэпидстанции (СЭС). Результаты ана-лиза направляют в исполком городского Совета народных депутатов и используют при составлении планов социально-экономического развития города.

После утверждения генеральный план становится обязательным документом, в развитии которого детализируются принятые решения. Сан-эпидслужба ведет постоянный контроль за соответствием этих решений утвержденному генеральному плану, в том числе при рассмотрении планировочной организации отдельных районов и участков города, проектов промышленных районов, детальной планировки и т. д.

Контроль зач соответствием этих документов положениям генерального плана является наиболее важным и ответственным этапом контроля за реализацией его в целом. Днепропетров-ф екая городская СЭС дала свои заключения с гигиеническими рекомендациями по схеме размещения промышленных объектов и формирования промышленных узлов, комплексной транспортной схеме города и проекту метрополитена, генеральной схеме санитарной очистки, 13 проектам детальных планировок и т. д.

На этом этапе удалось добиться значительного расширения перечня предприятий, подлежащих выносу, принятия решения о выносе радиопередающего центра за пределы жилой застройки, строительства мусоросжигательного завода, сохранения ряда зеленых массивов и др. Ни один из проектов детальных планировок не был согласован с первого предъявления. Основными причинами отклонения их от согласования были Г застройка территорий с неблагоприятными для проживания качествами окружающей среды, нечеткая формулировка предлагаемых оздоровительных мероприятий или неувязка их со сроками строительства жилья, заниженная обеспеченность объектами соцкультбыта и зелеными насаждениями относительно контрольных цифр генплана.

Следующим этапом контроля за реализацией генерального плана является рассмотрение материалов по отводам земельных участков в первую очередь под новые жилые массивы и промышленные предприятия, крупные объекты городского значения. Для повышения действенности надзора на данном этапе в городе проведена централизация согласования участков под новое У строительство. Все запросы из ГлавАПУ направляются только в городскую СЭС, которая или выдает заключение сама, или поручает эту работу районным СЭС. Специалистами городской СЭС выдается 35—40 % заключений, а по круп-

ным и важным в гигиеническом отношении объектам — 100 %■

Учитывая неблагоприятную санитарно-гигиеническую ситуацию, в ходе согласования промышленного строительства в первую очередь обращается внимание на соответствие его генеральному плану или проекту застройки промышленного района, мы выдали отрицательные заключения по строительству 5 новых и реконструкции 2 существующих предприятий.

В последнее время в городе внедрена форма предварительного рассмотрения вопроса о возможности привязки новых промышленных объектов. С краткой пояснительной запиской мы направляем в городскую плановую комиссию заключение СЭС, которое обсуждается на рабочем совещании этой комиссии. Так, по нашему предложению горисполком отказал в размещении на территории Днепропетровска завода с числом работающих 4000 человек.

При отводе территории под строительство новых жилых образований усилия СЭС направлены в основном на решение вопросов инженерного обеспечения, в первую очередь на соответствие мощностей головных сооружений водопровода и канализации.

Примером этого может служить работа сан-эпидслужбы по ограничению жилищного строительства на левом берегу Днепра до решения вопроса об ускорении ввода новых мощностей на левобережных очистных сооружениях. Земельный участок под размещение жилого массива «Фрунзенский» нами не согласовывался на протяжении 2,5 лет. В результате вдвое против планируемого на одиннадцатую пятилетку был сокращен объем строительства жилья, ведется строительство III очереди левобережных очистных сооружений.

Для осуществления контроля за выполнением требований санэпидслужбы городская СЭС при отводе земельных участков ежегодно осуществляет проверку ГлавАПУ по данному вопросу. В отдельных случаях мы вносим предложения в горисполком по отмене принятых решений. Например, при отводе участка под санитарно-за-щитную зону (СЗЗ) тепловозоремонтного завода не был учтен тот факт, что часть жилых домов не подлежит сносу. По нашему предложению ранее принятое горисполкомом решение отменено и население указанных домов будет отселено.

Один из этапов контроля за реализацией генерального плана города — согласование проектов размещения первоочередного строительства на предстоящую пятилетку. Этому предшествует большая работа, проводимая с проектировщиками в ходе разработки проектов. Только благодаря ей в проект первоочередного строительства на одиннадцатую пятилетку были включены многие гигиенические вопросы.

В последнее время санэпидслужба рассматри-

вает проектно-сметную документацию в период ее разработки. Это осуществляется при плановых ежегодных проверках проектных организаций по вопросу соблюдения санитарно-гигиенических требований в проектах, в ходе рассмотрения основных проектных решений на градостроительном совете, при предварительных консультациях проектных организаций и отдельных специалистов.

В ходе реализации генерального плана стало очевидным, что ряд важных гигиенических проблем, поставленных СЭС, не нашел в нем должного отражения.

Раздел «Оздоровление внешней природной среды» в генеральном плане не был предусмотрен. Был упущен вопрос утилизации промышленных и бытовых отходов, не предусматривалось создание СЗЗ промышленных предприятий. Перечень выносимых из селитебной зоны промышленных предприятий был неполным, а для включенных в него объектов не оговаривались сроки выноса. Поэтому санэпидслужба сконцентрировала свои усилия на решении этих вопросов и добилась положительных результатов.

Опыт контроля за охраной атмосферного воздуха показал, что данная проблема может быть успешно решена только на основе научно обоснованной программы мероприятий, по своей масштабности близкой к генеральному плану и утвержденной на республиканском или союзном уровне.

С 1977 г. городская СЭС принимает меры к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) защиты воздушного бассейна города. В настоящее время институтом Укргипромез составлен проект «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы для Днепропетровска на период до 2000 г.» Другой крупной проблемой для города является утилизация промышленных отходов. Ознакомившись с эксплуатацией полигона для утилизации промышленных отходов «Красный бор» в Ленинграде, наша СЭС вошла с предложением в городской комитет Компартии Украины и горисполком Днепропетровска о создании единого полигона по сбору, хранению и утилизации промышленных отходов предприятий города. В настояще время ТЭО такого полигона составлено, и заказчиком на дальнейшее проектирование и строительство определен трубопрокатный завод им. В. И. Ленина.

Как уже отмечалось, генпланом не предусматривалось создание СЗЗ. Решение этой проблемы мы осуществляли по двум направлениям. Первое — организация СЗЗ при расширении и реконструкции отдельных предприятий. Так, при

расширении и реконструкции кислородно-конвертерного цеха завода им. Петровского мы выдвинули требования о создании СЗЗ для всего Западного промышленного района. Неоднократные обращения в партийные и советские органы, республиканское и союзное министерства позволили добиться разработки проекта СЗЗ и выделения ассигнований на ее создание. Из 50 млн. ее стоимости освоено около 25 млн., отселено более 1250 семей. Таким же образом были решены вопросы создания СЗЗ для других 13 предприятий.

Второе направление — это целенаправленная работа по созданию СЗЗ для предприятий без учета их расширения и реконструкции. Первым создавать СЗЗ без учета расширения производственных мощностей будет Днепропетровский тепловозоремонтный завод. Такое решение было принято после обращения городской СЭС в Министерство путей сообщения о необходимости отселения жителей из прилегающей к заводу территории в связи с высокой степенью химического и физического загрязнения окружающей среды. Нами совместно с ГлавАПУ готовится проект решения горисполкома об утверждении перечня предприятий, которые должны создать СЗЗ.

Генеральным планом не оговаривались сроки выноса предприятий, и перечень их был далеко не полным. В настоящее время дополнительно разработана схема предприятий, выносимых из селитебной зоны. Учитывая степень отрицательного влияния промышленных объектов на окружающую среду и здоровье населения, наличие жалоб на ухудшение условий проживания, а также исходя из интересов комплексной застройки города, городской СЭС совместно с ГлавАПУ был подготовлен проект решения горисполкома о сроках выноса предприятий из центральной части города. Проводимая работа позволила расширить количество предприятий, подлежащих выносу, с 34 до 52.

По инициативе санэпидслужбы проводилось изучение электромагнитной ситуации, разрабатывается новая шумовая карта города, начата разработка схемы использования городских и загородных территорий для неорганизованного водного отдыха населения и др.

Приобретённый опыт будет использован при согласовании следующего генерального плана, технико-экономическое обоснование которого уже разрабатывается, и при контроле за его реализацией.

Поступила 30.12.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.