Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ'

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА СИЛ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумов Александр Маркович, Виноградов Олег Владимирович, Колчевская Елена Анатольевна

Одним из направлений государственной политики в области гражданской обороны (ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является повышение уровня подготовки органов управления и сил.Переход МЧС России на двухуровневую систему управления, интеграция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО существенно повышают требования к организации подготовки органов управления и сил.В статье рассматриваются некоторые вопросы развития организации подготовки органов управления и сил в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакумов Александр Маркович, Виноградов Олег Владимирович, Колчевская Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE MANAGEMENT BODIES AND FORCES TRAINING ORGANIZATION WITHIN THE UNIFIED SYSTEM OF TRAINING OF THE POPULATION

One of the directions of the state policy in the field of civil defense, protection of the population and territories from emergency situations of natural and man-made nature is to increase the level of management bodies and forces training.Transition of the EMERCOM of Russia to a two-level management system, integration of the unified state system of emergency prevention and response (RSChS) significantly increases the requirements for the management bodies and forces training organization.The article deals with some issues of management bodies and forces training development organization in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ»

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 1 (63) УДК 355.58

Вопросы организации подготовки органов управления и сил в рамках единой системы подготовки населения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

А.М. Абакумов, О.В. Виноградов, Е.А. Колчевская

Аннотация

Одним из направлений государственной политики в области гражданской обороны (ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является повышение уровня подготовки органов управления и сил.

Переход МЧС России на двухуровневую систему управления, интеграция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО существенно повышают требования к организации подготовки органов управления и сил.

В статье рассматриваются некоторые вопросы развития организации подготовки органов управления и сил в современных условиях.

Ключевые слова: органы управления и силы; организация подготовки; подготовка органов управления; подготовка сил; единая система подготовки населения.

Issues of the Management Bodies and Forces Training Organization within the Unified System of Training of the Population

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

А. Abakumov, O. Vinogradov, E.Kolchevskaya

Abstract

One of the directions of the state policy in the field of civil defense, protection of the population and territories from emergency situations of natural and man-made nature is to increase the level of management bodies and forces training.

Transition of the EMERCOM of Russia to a two-level management system, integration of the unified state system of emergency prevention and response (RSChS) significantly increases the requirements for the management bodies and forces training organization.

The article deals with some issues of management bodies and forces training development organization in modern conditions.

Key words: management bodies and forces; training organization, management bodies training; forces training; unified system of the population training.

22.01.2020

Возрастание количества и масштаба ЧС, переход МЧС России на двухуровневую систему управления, пересмотр нормативных и методических документов в области ГО и защиты в ЧС в рамках «регуляторной гильотины», тенденция интеграции РСЧС и ГО в единую систему, обеспечивающую защиту населения, территорий, материальных и культурных ценностей, требуют не только совершенствования, но и развития вопросов организации подготовки органов управления и сил.

Подготовка органов управления и сил осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях (далее — ЕСПН).

Основами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года1, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года2 определено, что подготовка органов управления и сил является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих национальную безопасность государства.

При этом уровень подготовки органов управления и сил является необходимым условием обеспечения защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей.

В связи с этим объектом исследования настоящей статьи является подготовка органов управления и сил в рамках ЕСПН при переходе на новый качественный уровень ее развития.

Предметом исследования, на наш взгляд, представляется комплекс закономерностей функционирования и развития ЕСПН в части подготовки органов управления и сил к выполнению мероприятий по ГО, задач по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Термин «развитие», а не «совершенствование» неслучайно выбран определяющим в сущности объекта и предмета исследования.

Развитие — это смена технологии, управление технологиями (переход от одних практик к другим). Под «развитием» обычно понимают: увеличение сложности системы; улучшение приспособленности к внешним условиям; увеличение масштаба явления; количественный рост экономики и качественное улучшение ее структуры; социальный прогресс.

Развитие — это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых. Развитие — это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.

Совершенствование же — это сохранение технологии, отлаживание технологии, ее «настройка», операционное управление. Совершенствование —

эволюционный путь развития кого-либо или чего-либо. В отличие от реформирования или перестройки совершенствование предполагает поэтапные последовательные преобразования объекта, повышение уровня (степени, стадии) своего развития.

На эффективность подготовки оказывает влияние множество факторов. Так, в ходе проведенных в 2019 году в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) исследований [1] был выявлен ряд факторов, таких как:

«незавершенность» построения системы управления МЧС России в связи с переходом на двухуровневую систему управления;

отсутствие на всех уровнях единых структурных подразделений, отвечающих за организацию подготовки органов управления и сил;

комплектование органов управления разными по типу образования и квалификации специалистами;

наличие в структуре управления элементов, создаваемых на нештатной основе (эвакуационная комиссия, комиссия по повышению устойчивости функционирования);

недостаточный уровень подготовки в области ГО и защиты от ЧС должностных лиц (руководителей) органов управления;

реализация «регуляторной гильотины», в рамках которой должны быть переработаны все нормативные правовые акты, содержащие требования к организациям, в том числе в области подготовки населения;

наличие нормативной базы, отдельно регламентирующей вопросы подготовки органов управления и сил в области ГО и отдельно — в области защиты в ЧС.

Необходимо отметить то, что переход от «совершенствования» к «развитию» обусловлен в первую очередь процессом интеграции РСЧС и ГО. В ходе этого процесса предполагается объединение органов управления, формирование объединенных сил, резервов и запасов материально-технических, продовольственных и иных средств.

Это может быть достигнуто только путем разработки единой нормативно-методической базы.

Основным элементом интегрированной (объединенной) системы должна стать единая система управления РСЧС и ГО.

Отсюда следует вывод: если объединяются системы управления РСЧС и ГО, силы и средства, нормативная база, логично рассматривать вопрос об объединении элементов руководства подготовкой органов управления и сил в МЧС России в единую систему (орган, структурное подразделение). Графически это можно представить моделью, показанной на рис. 1.

Интеграция РСЧС и ГО неумолимо требует исследования закономерностей и построения на новом качественном уровне структуры подготовки органов управления и сил, взаимосвязи ее элементов в рамках единой системы. Отсюда представляется актуальным

1 Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2016 г № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

2 Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 1 (63)

/79

Рис. 1. Модель системы подготовки органов управления и сил

продолжение научных исследовании в части развития нормативного правового и научно-методического обеспечения организации подготовки органов управления и сил.

В создании, совершенствовании и развитии лю-боИ структуры подготовки (обучения), являющейся сложноИ системой, во главу угла необходимо ставить и решать, с одной стороны, общепедагогические задачи, с другой, — проецировать структуру на существующую систему управления. Применительно к системе подготовки сил МЧС России конструкция системы подготовки описывается следующими организационными и методическими аспектами принятия решения на подготовку:

1) «Кого учить». Кто является обучаемым (отдельный работник или, например, комиссия, руководители

или органы управления, а может быть еще и формирования (подразделения, службы). На каком уровне находится его (их) подготовка.

2) «Чему учить». Каково содержание обучения каждой из этих групп. Чего мы хотим добиться по окончании периода обучения. На какой уровень подготовки должны подняться обучаемые. Нужна ли вообще подготовка в промежутке между получением базового образования и повышением квалификации. А может быть необходимо только проверять уровень подготовки имеющийся.

3) «Как учить». Какие предметы подготовки необходимы для формирования комплекса знаний, умений и навыков. Какие виды подготовки целесообразно использовать в процессе обучения. Какие формы и методы, когда и где надо применять. Каковы должны быть последовательность, периодичность и длительность занятий, тренировок и учений.

4) «Как организовать». Подразумевает: принять решение на организацию подготовки; обеспечить проведение всех мероприятий организации подготовки.

В ходе исследования определено, что подготовка органов управления и сил в рамках ЕСПН является совокупностью взаимосвязанных элементов организации и методики подготовки, образующих целостность и единство в интересах обучения органов управления и сил для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время. Элементы единой системы подготовки органов управления и сил представлены на рис. 2.

В ходе исследования за основу были приняты следующие термины, используемые в МЧС России [2-4].

Оперативно-тактическая подготовка — основной вид подготовки органов управления ГОЧС,

Система подготовки органов управления н сил - это совокупность взаимосвязанных элементов организации и методики подготовки, образующих целостность и единство в интересах обучения органов управления и сил для выполнения задач по предназначению в повседневной деятельности, в мирное п военное время. Основу системы составляют оперативно-тактическая, профессиональная, тактико-специальная подготовка руководителей, органов управления, формирований, подразделении и служб.

Система подготовки органов управления и сил

Система управления подготовкой

Нормативно-методическая база Методика подготовки

Организация подготовки органов управления и сил

Органы управления СП Пункты управления

Средства управления

Нормативно-правовое обеспечение

Указы Президента РФ, ФЗ, ПП РФ, РП РФ, Нормативные :и;м>: М'К России

Субъекты - Обучающие

Объекты - Обучаемые

Учебно-материальная база СП

Оперативно-тактическая и профессиональная подготовка руководителей и органов управления Тактико-специальная подготовка формировании, подразделений и служб

Всестороннее обеспечение СП

Финансовое, техническое, материальное и другое обеспечение

Рис. 2. Элементы подготовки органов управления и сил

Органы руководства МЧС России системой подготовки населения в области гражданской обороны и

защиты в чрезвычайных ситуациях

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям н ликвидации последствий стихийных

бедствий

Федеральный уровень руководства

Заместитель Министра Российской Федерации

Департамент образовательной и научно-технической деятельности

Главное управление пожарной охраны

М

Департамент (Управление) руководства подготовкой органов управления и сил

Отдел организации деятельности образовательных организаций Отдел методического руководства Отдел организации подготовки пожарно-спасательных подразделений Отдел организации подготовки органов управления и сил

Департамент гражданской обороны и защиты населения

Департамент оперативного управления

Департамент спасательных формирований

ГУ МЧС субъекта РФ

Отдел подготовки руководящего состава, органов управления и сил

Подготовка руководящего состава и органов управления и сил Подготовка пожарно-спасательных подразделений

Региональный уровень руководства

Отдел организация подготовки специалистов МЧС России

Отдел организации службы и

подготовкипожарно-спасательных подразделений

Отдел подготовкинаселения и СФДЧС

- Существующие подразделения, осуществляющие функции по подготовке органов управления и сил

- Предлагаемые подразделения для осуществления функции по подготовке органов управления и сил

Отдел подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности

Рис. 3. Предлагаемая структура органов руководства подготовкой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руководящего состава подразделений, спасательных воинских формирований МЧС России. Главными целями оперативно-тактической подготовки являются: приобретение обучаемыми глубоких оперативно-тактических знаний в сочетании с выработкой умения реализовать их в практической деятельности в различной обстановке; поддержание органов управления в постоянной готовности к руководству воинскими и аварийно-спасательными формированиями (силами) при решении ими оперативных и тактических задач.

Организация подготовки органов управления и сил по оперативно-тактической, профессиональной и тактико-специальной подготовке включает:

принятие решения руководителем на организацию подготовки;

планирование подготовки;

согласование разработанных документов и представление их на утверждение;

постановку задач и доведение необходимых планирующих документов до подчиненных;

контроль подготовки и проведения занятий, учений (тренировок), оценка итогов подготовки.

Тактико-специальная подготовка — обучение личного состава органов управления, аварийно-спасательных формирований действиям в различных

условиях обстановки, в том числе — в условиях ликвидации ЧС.

Тактико-специальная подготовка включает: изучение тактики действий подразделений и формирований, возможностей сил и средств по ликвидации ЧС;

обучение личного состава применению снаряжения, оборудования, техники в различных условиях обстановки, технологиям проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

слаживание подразделений и формирований, отработку их согласованных действий;

совершенствование навыков руководящего состава в организации и осуществлении мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих действий, а также при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Может проводиться в виде теоретических и практических занятий, основной формой которых является тактико-специальное учение (тактико-специальное занятие).

Готовность и способность органов управления и сил к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, организации и ведению ГО в значительной мере зависят от качества организации оперативно-тактической

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 1 (63)

и тактико-специальной подготовки и особенно от их практической составляющей — проведения учений (тренировок) [4].

Эффективность любого процесса (системы) подготовки (обучения) во многом зависит от эффективности действий органов управления этим процессом (системой), то есть от эффективности управления процессом подготовки (системы управления подготовкой). Практика доказала, что система управления работает намного лучше, эффективней, если системой управляет единый орган управления. Таким образом, представляется целесообразным перейти в МЧС России к единому органу управления (руководства) подготовкой населения в области ГО и защиты в ЧС, структура которого представлена на рис. 3, что позволит перейти на новый качественный уровень.

Таким образом, формирование единой нормативной правовой и методической базы, создание в МЧС России единого органа руководства должны стать основой для формирования эффективной системы подготовки органов управления и сил в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты в ЧС.

Литература

1. Абакумов А. М., Виноградов О. В., Комаристый А. А. Проблемы организации подготовки органов управления и сил РСЧС и ГО на учениях и тренировках // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 16. № 4 (62). С. 84-89.

2. Термины МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/ ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/678.

3. Гражданская защита. Энциклопедия. Т. I. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. С. 383.

4. Гражданская защита. Энциклопедия. Т. II. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, 2017. С. 515.

Сведения об авторах

Абакумов Александр Маркович: к. в. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отд. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 9730-5932.

Виноградов Олег Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7.

e-mail: [email protected]

SPIN-код — 3056-0611.

Колчевская Елена Анатольевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с. науч.-исслед. отд. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: [email protected]

Information about authors

Abakumov Alexander M.: Candidate of Military Sciences, Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 9730-5932.

Vinogradov Oleg V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3056-0611.

Kolchevskaya Elena A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Junior Researcher of the Research Department. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 1. Исторический очерк http://elibrary.ru/item.asp?id=27336754

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 2. Очерки и воспоминания Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т.3. Научные статьи http://elibrary.ru/item.asp?id=27408687 http://elibrary.ru/item.asp?id=27408646

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т 4. Фотолетопись http://elibrary.ru/item.asp?id=27336750

Фалеев М.И. и др. Основы стратегического планирования в области гражданской обороны и защиты населения. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=26571679

Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвы-чай-ных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186

Воронов С.И. и др. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования). I Научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=27562600

Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Россий-ской Фе-дерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.