Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ РСЧС И ГО НА УЧЕНИЯХ И ТРЕНИРОВКАХ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ РСЧС И ГО НА УЧЕНИЯХ И ТРЕНИРОВКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНИЯ / ТРЕНИРОВКИ / ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА СИЛ / РСЧС / EXERCISES / TRAININGS / TRAINING OF GOVERNING BODIES / TRAINING OF FORCES / RUSSIAN STATE SYSTEM OF EMERGENCY MANAGEMENT (RSCHS) / CIVIL DEFENSE / ГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абакумов Александр Маркович, Виноградов Олег Владимирович, Комаристый Андрей Александрович

Рассмотрены вопросы организации и проведения учений (тренировок) с органами управления и силами РСЧС и ГО. Главное внимание уделено органам управления на всех уровнях, в том числе создаваемым на временной основе (комиссиям по чрезвычайным ситуациям). Оценен широкий спектр тренировок, определенный нормативными правовыми актами. Даны основные предложения по решению возникших вопросов, включая внесение изменений в соответствующие документы, разработку модели, алгоритма и методики учений, подготовки документов для этого и по оценке качества их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абакумов Александр Маркович, Виноградов Олег Владимирович, Комаристый Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Organizing Training and Exercises of Emergency Man-Agement and Civil Defence Governing Bodies and Forces

The issues of organization and conduct of training and exercises with participation of RSChS and Civil Defence command bodies and forces are discussed. Key focus is on all levels of the command bodies, including the temporary ones (commissions for emergency situations). A wide range of training and exercises required by regulatory legal acts is assessed. Proposals are made for resolving existing issues, including amending relevant regulatory documents, developing models, algorithms and methodologies for exercises, as well as preparing appropriate documents to assess their quality.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ РСЧС И ГО НА УЧЕНИЯХ И ТРЕНИРОВКАХ»

/SC "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 4 (62) УДК 355.58

Civil defense. Local defense

Проблемы организации подготовки органов управления и сил РСЧС и ГО на учениях и тренировках

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

А.М. Абакумов, О.В. Виноградов, А.А. Комаристый Аннотация

Рассмотрены вопросы организации и проведения учений (тренировок) с органами управления и силами РСЧС и ГО. Главное внимание уделено органам управления на всех уровнях, в том числе создаваемым на временной основе (комиссиям по чрезвычайным ситуациям). Оценен широкий спектр тренировок, определенный нормативными правовыми актами. Даны основные предложения по решению возникших вопросов, включая внесение изменений в соответствующие документы, разработку модели, алгоритма и методики учений, подготовки документов для этого и по оценке качества их проведения.

Ключевые слова: учения; тренировки; подготовка органов управления; подготовка сил; РСЧС, ГО.

Problems of Organizing Training and Exercises of Emergency Man-Agement and Civil Defence Governing Bodies and Forces

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

Ä. Abakumov, O. Vinogradov, A. Komaristiy

Abstract

The issues of organization and conduct of training and exercises with participation of RSChS and Civil Defence command bodies and forces are discussed. Key focus is on all levels of the command bodies, including the temporary ones (commissions for emergency situations). A wide range of training and exercises required by regulatory legal acts is assessed. Proposals are made for resolving existing issues, including amending relevant regulatory documents, developing models, algorithms and methodologies for exercises, as well as preparing appropriate documents to assess their quality.

Key words: exercises; trainings; training of governing bodies; training of forces; Russian State System of Emergency Management (RSChS); civil defense.

Статья поступила в редакцию 25.09.2019.

Основами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года1, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года2 в области пожарной безопасности на период до 2030 года3 определено, что подготовка органов управления и сил является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих национальную безопасность государства.

Возрастание количества и масштаба чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), переход МЧС России на трехуровневую систему управления, с последующим переходом на двухуровневую, потребовали пересмотра нормативных правовых и методических документов в области подготовки и проведения учений и тренировок с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и гражданской обороны (далее — ГО). Кроме того, повысилась значимость подготовки специалистов органов управления регионального и муниципального уровней, особенно в принятии решений по предупреждению и ликвидации ЧС, подготовке к ведению и ведению ГО.

Исходя из сказанного выше, в рамках проводимых ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) научных исследований осуществлен анализ нормативных правовых актов и методических документов в области организации и проведения учений (тренировок). Он показал, что эти вопросы регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами МЧС России, методическими рекомендациями и организационно-методическими указаниями.

Указанными документами определены формы, периодичность, продолжительность, порядок проведения мероприятий оперативной подготовки, а также состав руководства и участников.

Участниками учений и тренировок являются органы управления и силы РСЧС и ГО.

К органам управления РСЧС отнесены4: координационные органы — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

постоянно действующие органы управления — МЧС России, образованные для решения задач

в области защиты населения и территорий от ЧС подразделения федеральных органов исполнительной власти, территориальные органы МЧС России, создаваемые при органах местного самоуправления органы, а так же структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

органы повседневного управления — Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти, центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, единые дежурно-диспетчер-ские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы организаций.

К силам РСЧС относятся: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

К органам, осуществляющим управление ГО, отнесены5®: МЧС России, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.

Силами ГО являются6(5)5: спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.

В табл. 1. приведены результаты анализа практических форм подготовки в области ГО и защиты от ЧС органов управления, сил и населения [1].

1 Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2016 г № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

2 Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

3 Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2018г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5 Федеральный закон от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

6 Там же.

Таблица 1

Виды учений и тренировок

№ п/п Виды учений и тренировок Где проводятся

в федеральных органах исполнительной власти

1 Командно-штабные учения в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в органах местного самоуправления

в организациях

2 Командно-штабные учения (штабные тренировки) в организациях

3 Тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций

с участием формирований постоянной готовности

в муниципальных образованиях

4 Комплексные учения в организациях, имеющих опасные производственные объекты.

в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек

в других организациях

5 Тренировки в организациях, в которых не проводятся комплексные учения

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

6 Объектовые тренировки в организациях, за исключением организаций, указанных в п. 4 таблицы

7 Специальные учения и тренировки (по противопожарной защите) в организациях и учебных заведениях

Под термином «учение» понимается основная форма подготовки руководящего состава, органов управления и сил ГО и РСЧС, а также различных категорий населения к действиям при опасностях, военных конфликтах и ЧС. В зависимости от замысла учения и решаемых задач, состава участников и методов проведения учения подразделяются на комплексные, командно-штабные, штабные, тактико-специальные и специальные [2].

Тренировка — форма приобретения и совершенствования навыков выполнения руководящим составом, должностными лицами и работниками ГО и РСЧС функциональных обязанностей, а также слаживания действий органов управления и сил, отработки взаимодействия между ними. В зависимости от целей тренировки, состава участников различают командно-штабные, штабные, противопожарные тренировки. В ходе тренировок отрабатываются вопросы приведения сил ГО и РСЧС в готовность, принятия решений и постановки задач подчиненным, планирования операций, в том числе спасательных, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки [2].

Эффективность процесса обучения (подготовки) во многом зависит от результативности действия органов управления этим процессом. При этом важно знать и измерять показатели и критерии эффективности системы управления подготовкой самих органов управления, таких как: стабильность, надежность, живучесть, устойчивость, результативность, оперативность. Критерий эффективности, как ее мерило, должен устанавливать соотношение между полезным (ожидаемым) эффектом, т. е. результатом функционирования и требуемым (заданным) результатом [3]. В последних исследованиях эффективности выделяются три основных ее вида:

функциональный, эксплуатационный и экономический. Для исследования сложной системы управления подготовкой наиболее интересен функциональный аспект, где эффективность системы рассматривается как совокупность ее целевых свойств, отражающих степень соответствия системы своему назначению по характеру и полноте выполнения возложенных на нее задач.

Способность органов управления и сил РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в качестве показателя их эффективности в значительной мере зависит от качества подготовки и проведения учений и тренировок в системе РСЧС, особенно на региональном и территориальном уровнях [4].

Можно сделать вывод о том, что вопросы подготовки и проведения учений и тренировок с органами управления РСЧС и ГО в целом нормативно обеспечены.

Вместе с тем, в ходе анализа нормативных и методических документов, сведений о проведенных учениях (тренировках) выявлен ряд проблем, оказывающих влияние на эффективность проведения учений и тренировок:

продолжается процесс оптимизации системы управления МЧС России, связанный с переходом на трехуровневую систему управления и последующим переходом на двухуровневую систему управления;

органы управления и силы на всех уровнях комплектуются различными по типу образования, квалификации, опыту работы специалистами, окончившими учебные заведения МО Российской Федерации, МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти;

в структуре управления имеются элементы, создаваемые на временной основе (комиссии по

чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационные комиссии, комиссии по повышению устойчивости функционирования);

уровень профессиональной подготовки в области ГО и ЧС руководителей, принимающих решение на предупреждение и ликвидацию ЧС, подготовку к ведению и ведение ГО, является недостаточным;

спектр видов тренировок, определенный различными нормативными правовыми актами и методическими документами (табл. 2), слишком широк.

Таким образом, основываясь на результатах проведенных исследований, целесообразно:

уточнить в нормативных правовых и методических документах формы, периодичность,

продолжительность, руководство и участников учений и тренировок в системе МЧС России;

разработать методику оценки эффективности проведения учений и тренировок в системе МЧС России;

определить, что основой подготовки органов управления являются командно-штабные учения, являющиеся формой совместного обучения руководящего состава и органов управления РСЧС и ГО, а также штабные тренировки, предназначенные для совершенствования умений и навыков в подготовке предложений для принятия решений;

установить, что основными формами подготовки сил РСЧС и ГО, а также их совместной подготовки

Таблица 2

Виды тренировок

№ п/п Вид тренировки Документ, регламентирующий проведение тренировки

1 Тренировка постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 Организационно-методические указания на 2019 г.8

2 Тренировка по ГО постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 8419

3 Штабная тренировка постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 54710 приказ МЧС России от 24.04.2013 № 28411 Методические рекомендации МЧС России от 01.11.201312 Организационно-методические указания на 2019 г.13

4 Командно-штабная тренировка Методические рекомендации МЧС России от 01.11.201314

5 Объектовая тренировка приказ МЧС России от 24.04.2013 № 28415

6 Специальная тренировка приказ МЧС России от 24.04.2013 № 28416

7 Практическая тренировка постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 39017 приказ МЧС России от 12.12.2007 № 64518 Организационно-методические указания на 2019 г.19

8 Комплексная тренировка Методические рекомендации МЧС России от 01.11.2013 20 Организационно-методические указания на 2019 г.21

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

8 Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2019 год от 30.12.2018 № 2-4-71-32-5.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

11 Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

12 Методические рекомендации по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок) от 01.11.2013 № 2-4-87-35-14.

13 Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2019 год от 30.12.2018 № 2-4-71-32-5.

14 Методические рекомендации по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок) от 01.11.2013 № 2-4-87-35-14.

15 Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

16 Там же.

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

18 Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

19 Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2019 год от 30.12.2018 № 2-4-71-32-5.

20 Методические рекомендации по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок) от 01.11.2013 № 2-4-87-35-14.

21 Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2019 год от 30.12.2018 № 2-4-71-32-5.

с органами управления являются комплексные и тактико-специальные учения.

Предлагаемые мероприятия, несомненно, позволят обеспечить более эффективное проведение учений

и тренировок и повысят уровень подготовки органов управления и сил РСЧС и ГО к совместным действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, подготовке к ведению и ведению ГО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Новиков О. Н., Тараканов А. Ю., Васильев И. В. Анализ практических форм подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций органов управления, сил и населения с целью совершенствования защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 16, № 3 (61).

2. Гражданская защита. Энциклопедия. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2015. Т. IV. С. 463.

Сведения об авторах

Абакумов Александр Маркович: к. в. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отд. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: abak106@mail.ru SPIN-код — 9730-5932.

Виноградов Олег Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7.

e-mail: v1970ov@mail.ru

SPIN-код — 3056-0611.

Комаристый Андрей Александрович: Департамент оперативного управления МЧС России, зам. нач. отдела. 121357, Москва, ул. Ватутина, 1. e-mail: frio1143@gmail.com

3. Дедков В. К. Принципы формирования критериев и показателей эффективности функционирования сложных технических систем // Надежность и качество сложных систем. 2013. № 4. С. 3-8.

4. Баньщикова З. Е., Глебов В. Ю., Сломянский В. П. и др. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и средствами органов государственной власти, органов местного самоуправления в мирное и военное время / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 528 с.

Information about authors

Abakumov Alexander M.: Candidate of Military Sciences, Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: abak106@mail.ru SPIN-scientific — 9730-5932.

Vinogradov Oleg V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: v1970ov@mail.ru SPIN-scientific — 3056-0611.

Komaristiy Andrey A. : Operational management Department, Deputy Head of Division, EMERCOM of Russia. 1 Vatutina, Moscow, 121357, Russia. e-mail: frio1143@gmail.com

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Рыклина М.В. Пресс-секретарь чрезвычайного ведомства. Советы начинающим. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=22689190

Шапошников С.В. и др. История войсковой части 54277 http://elibrary.ru/item.asp?id=22689166

Акимов В.А. и др. Риски при обращении с отходами производства и потребления. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=23355910

Диденко С.Л. и др. Итоги работы комплексной экспедиции по исследованию зон наводнения 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа и рекомендации органам государственной власти по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными наводнениями. Научно-практическая конференция. 30 июля 2014 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=21936743

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2013 году http://elibrary.ru/item.asp?id=21474529

Олтян И.Ю. и др. Анализ прохождения пожароопасного сезона 2013 года на территории Российской Федерации. Отчет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://elibrary. ru/item.asp?id=21683707

Субботина И.И. Русско-английский разговорник для спасателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22287659

Субботина И.И. Русско-испанский разговорник для спасателей http://elibrary. ru/item.asp?id=22287650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.