Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ваньков А.В.

Задачи, возлагаемые на полицию: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан; противодействие преступности; охрана общественного порядка, собственности; обеспечение общественной безопасности, должны осуществляться как в обычных (повседневных), так и в особых условиях. В статье рассмотрены основные вопросы организации деятельности полиции в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF POLICE ACTIVITIES IN SPECIAL CONDITIONS

The tasks assigned to the police: protection of life, health, rights and freedoms of citizens; combating crime; protection of public order, property; ensuring public safety, should be carried out both in ordinary (everyday) and in special conditions. The article deals with the main issues of the organization of police activities in special conditions.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_31 УДК342.9

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ISSUES OF REFORMING THE POLICE TRAINING SYSTEM

ВАНЬКОВ Алексей Владимирович,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, майор полиции. 664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail:Dia050276@mail.ru;

VANKOV Alexey Vladimirovich,

professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Department The East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, police major. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail:Dia050276@mail.ru

Краткая аннотация. Задачи, возлагаемые на полицию: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан; противодействие преступности; охрана общественного порядка, собственности; обеспечение общественной безопасности, должны осуществляться как в обычных (повседневных), так и в особых условиях. В статье рассмотрены основные вопросы организации деятельности полиции в особых условиях.

Abstract. The tasks assigned to the police: protection of life, health, rights and freedoms of citizens; combating crime; protection of public order, property; ensuring public safety, should be carried out both in ordinary (everyday) and in special conditions. The article deals with the main issues of the organization of police activities in special conditions.

Ключевые слова: особые условия, чрезвычайная ситуация, деятельность полиции, общественная безопасность, преступность. Keywords: special conditions, emergency situation, police activity, public safety, crime.

Для цитирования: Ваньков А.В. Вопросы организации деятельности полиции в особых условиях // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 31-33. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_31.

For citation: Vankov A.V. Issues of reforming the police training system // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 31-33. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_31.

Статья поступила в редакцию: 12.04.2023

Задачи, возлагаемые на полицию: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан; противодействие преступности; охрана общественного порядка, собственности; обеспечение общественной безопасности, должны осуществляться как в обычных (повседневных), так и в особых условиях.

Особыми условиями считаются чрезвычайные, выбивающиеся из повседневного уклада жизнедеятельности общества, события. Крупные аварии, катастрофы, стихийные бедствия, социальные потрясения происходят на нашей планете практически ежедневно. В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции», полиция обязана: принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Данные обязанности полиции вытекают из положений статей 45, 56, 72 Конституции Российской Федерации, регламентирующих осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий, гарантирующих государственную защиту жизни, здоровья и собственности, прав и свобод человека и гражданина в РФ при чрезвычайных ситуациях [4].

Организация деятельности полиции (в том числе по вопросам охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности) в особых условиях имеет свои особенности.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуацию следующим образом - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Причиной сложившейся обстановки являются: аварии; катастрофы; стихийные и социальные бедствия.

Для предупреждения и ликвидации таких ситуаций создана единая государственная система, именуемая единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система включает в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данные силы и средства привлекаются при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)

местного самоуправления и организаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Перед силами, которые задействуются в случае наступления чрезвычайной ситуации, ставятся различные задачи, направленные на достижение одной общей цели - ликвидации чрезвычайной ситуации и устранение ее последствий.

Основными задачами полиции при ликвидации последствий стихийных бедствий являются:

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (наряды несут службу в усиленном режиме, организуется круглосуточное патрулирование, выставление заслонов, усиливается охрана особо важных объектов);

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (в условиях чрезвычайных ситуаций повышается вероятность совершения гражданами противоправных действий - повреждений имущества, хищений и т.д. - это требует проведения дополнительных мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению таких действий);

- оказание содействия другим силам, задействованным в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в выполнении их задач (выполнение задач, в обычных условиях не свойственных органам внутренних дел: оказание содействия в проведении работ по спасению людей и оказанию им необходимой помощи, в проведении карантинных мероприятий, в проведении восстановительных работ).

Решение задач, возложенных на полицию в особых условиях, имеет свои особенности. В первую очередь это связано с тем, что вводится режим ограничений прав и свобод граждан. Ограничивается свобода передвижения граждан, производится эвакуация граждан с опасной территории. В случае введения чрезвычайного положения, порядок введения и действия которого определяется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», ограничения носят более жесткий характер [2]:

- устанавливаются ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- устанавливается особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

- запрещается или ограничивается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

- запрещаются забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;

- ограничивается движение транспортных средств и осуществляется их досмотр;

- отселяются жители района, в котором произошла чрезвычайная ситуация;

- вводится карантин, проводятся санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятий;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, производится мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ [1].

Поскольку чрезвычайные ситуации по своему характеру не одинаковы, то различной будет и тактика охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в случае их наступления.

Наиболее типичными чрезвычайными ситуациями природного характера в России являются: землетрясения, наводнения, подтопления, ураганы, метели, лавины, оползни. При их наступлении немедленно вводится специальный план действий органов внутренних дел. Обеспечивается направление на место происшествия нарядов полиции, которые оценивают сложившуюся обстановку (наличие человеческих жертв, характер разрушений зданий и сооружений, наличие угрозы жизни и здоровью людей, характер повреждений дорог и другие обстоятельства, имеющие значение) и докладывают об этом в дежурную часть, либо в созданный оперативный штаб. Полученная информация доводится до взаимодействующих сил и вырабатывается комплекс совместных действий с аварийно-спасательными, медицинскими и другими службами, направленных на ликвидацию сложившейся чрезвычайной ситуации. Одновременно производится перекрытие опасных направлений для движения транспорта и людей, принимаются меры к выводу из опасных зон граждан, пострадавшим оказывается необходимая помощь, организуются пропускные посты, оцепляются отдельные участки местности, создаются пост регулирования потока движения транспорта и граждан на маршрутах эвакуации, обеспечивается охрана материальных ценностей и важных объектов. Во избежание случаев мародерства и совершения преступлений вводится патрулирование.

Наиболее распространенными чрезвычайными ситуациями техногенного характера являются: промышленные аварии, пожары, авиа, железнодорожные катастрофы, кораблекрушения. Опасность, которую таят в себе промышленные аварии, огромна. В подобных ситуациях органы полиции определяют зоны и границы зон заражения, выясняют погодные условия, маршруты движения эвакуируемых, места расположения важных объектов, количество проживающего на территории населения. Важное значение необходимо уделять обеспечению безопасности личного состава от воздействия вредных факторов (радиации, отравляющих веществ и т.д.). После установления границ зон заражения производится расчет численности групп оцепления. В организованных эвакуационных пунктах, где производится посадка в транспорт населения, обеспечивается поддержание порядка, недопущение паники. Осуществляется оцепление районов сосредоточения основных усилий (места, где проводятся аварийно-спасательные работы). Назначаются дозоры, патрули, пропускные посты для пресечения и предупреждения преступлений.

На территории нашей страны нередки случаи крушений самолетов, поездов, водных судов. За последние годы произошло большое количество таких аварий. Первоочередными действиями полиции является прибытие на место аварии и обеспечение его охраны. Выясняется,

существует ли опасность для жизни и здоровья населения, находящегося в непосредственной близости, есть ли человеческие жертвы. Принимаются меры к сохранности имущества, охране важных объектов. Оцепляется территория аварии и участки, где проводятся аварийно-спасательные работы, осуществляется эвакуация населения, организуется опознание погибших граждан.

Существенную опасность представляют чрезвычайные ситуации биологического характера, к коим относят эпидемии и эпизоотии. Эпидемии вызываются такими заболеваниями как чума, сыпной тиф, холера, черная оспа, сибирская язва, и другие. При соответствующих условиях эпидемии и эпизоотии могут распространяться на огромные территории [3].

При наступлении эпидемий и эпизоотий полиция оказывает содействие медицинским, ветеринарным и другим задействованным службам в проведении мероприятий по предотвращению распространения массовых заболеваний, в проведении профилактических мер, в проведении карантинных мер. Осуществляется оцепление пораженных территорий, обеспечивается режим въезда и выезда, производится эвакуацию населения, охрана важных объектов, пресечение и предупреждение преступлений и других противоправных действий.

Библиогра фия:

1. Антонов Я.А. Основания, условия и процедуры введения чрезвычайного положения: проблемы, тенденции изменений, перспективы. //Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2022. № 1 (100). С. 58-67.

2. Ваньков А.В., Дубровин А.К. Деятельность полиции по пресечению массовых беспорядков. //Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сборник научных статей Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 181-185.

3. Голованова Т.В. Охрана общественного порядка на территории омской области в период действия чрезвычайной ситуации, вызванной африканской чумой свиней. // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 4 (95). С. 226-235.

4. Сиволапов М.П. Социальные аспекты полномочий полиции в чрезвычайных ситуациях. //Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. Сборник тезисов выступлений участников международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 2018. С. 461-465.

References:

1. Antonov Ya.A. Grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency: problems, trends of changes, prospects. // Bulletin of the East

Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 1 (100). pp. 58-67.

2. Vankov A.V., Dubrovin A.K. Police activities to suppress mass riots. //Topical issues of tactics for the protection of public order and public safety. Collection of

scientific articles Materials of the interuniversity scientific and practical conference. 2017. pp. 181 -185.

3. Golovanova T.V. Protection of public order on the territory of the Omsk region during the emergency caused by African swine fever. // Bulletin of the East Siberian

Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (95). pp. 226-235.

4. Sivolapov M.P. Social aspects of police powers in emergency situations. //Security of the individual, society and the state: theoretical and legal aspects. Collection of

abstracts of speeches of participants of the international scientific and theoretical conference. St. Petersburg, 2018. pp. 461 -465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.