Научная статья на тему 'Административно-предупредительные меры, применяемые полицией'

Административно-предупредительные меры, применяемые полицией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10996
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT / PREVENTION / PROPHYLAXIS / OFFENCE / POLICE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаваев А.Б.

Раскрывается содержание понятий «профилактика правонарушений», «предупреждение правонарушений полицией», рассматривается их соотношение, обосновывается утверждение, что предупреждение правонарушений полицией осуществляется путем применения предупредительных мер административного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADMINISTRATIVE AND PRECAUTIONARY MEASURES APPLIED BY POLICE

The article reveals the content of the concepts «crime prevention», «prevention of offences by police» and considers their correlation, the authors justify the proposition that the prevention of crime by the police is carried out by applying preventive measures of administrative enforcement.

Текст научной работы на тему «Административно-предупредительные меры, применяемые полицией»

92

Юридические науки

УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОЛИЦИЕИ

Шаваев А.Б., магистрант,

Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва E-mail: ashavaef2017@yandex.ru

Раскрывается содержание понятий «профилактика правонарушений», «предупреждение правонарушений полицией», рассматривается их соотношение, обосновывается утверждение, что предупреждение правонарушений полицией осуществляется путем применения предупредительных мер административного принуждения.

Ключевые слова: административное принуждение, предупреждение, профилактика, правонарушение, полиция, административная ответственность.

THE ADMINISTRATIVE AND PRECAUTIONARY MEASURES APPLIED BY POLICE

Shavaev A.B., undergraduate,

Moscow financial and law university (MFUAate powers), Moscow

The article reveals the content of the concepts «crime prevention», «prevention of offences by police» and considers their correlation, the authors justify the proposition that the prevention of crime by the police is carried out by applying preventive measures of administrative enforcement.

Key words: administrative enforcement, prevention, prophylaxis, offence, police, administrative responsibility.

По целям применения административно-предупредительные меры можно подразделить на две подгруппы.

Меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения возможного наступления вреда. Это меры, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» [4].

1. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) над которыми возложен на полицию.

2. Удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов противоправного деяния[4] .

3. Вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств ч. 1 ст. 27.7 и ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ определяют понятия досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства как обследование соответственно вещей и транспортного средства, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. При наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном,

водном и воздушном транспорте, метрополитене [11].

5. В целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории проведения мероприятия. В данном случае речь идет не только о внешнем (визуальном) осмотре (или обследовании) лиц и находящихся при них вещей, но и, например, об открытии сумок, пакетов в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к проносу в места проведения мероприятий (оружие, взрывчатые, ядовитые вещества, колющие, режущие предметы, стеклянная посуда, горны и иные предметы, создающие шум) [11, п. 18].

6. Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях [11, п. 20].

7. Временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения (п. 20).

8. Проводить при осуществлении контроля над обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов и ряд иных действий (п. 27).

9. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки (п. 37).

Полиция также имеет право:

1. Входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресечения преступления; установления обстоятельств несчастного случая [4, ст. 15].

2. Проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление(блокирование)участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий и др.

Меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений. Административно-предупредительные меры, относящиеся ко второй подгруппе:

- приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, которое производится органами внутренних дел, осуществляющими лицензирование данного вида деятельности, а также аннулирование выданных разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение гражданского и служебного оружия (п. 23 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

Основанием для применения рассматриваемой группы принудительных мер является наличие потенциальной или реально существующей угрозы безопасности отдельных лиц, угрозы общественной безопасности, а также потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т.е. наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры [16, ст. 126].

Учитывая комплексный характер полномочий органов внутренних дел, следует отметить, что меры административно-предупредительного

94

А.Б. ШАВАЕВ

характера поглощаются содержанием контрольно-надзорных и санкционирующих методов.

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел осуществляют государственный контроль (надзор):

1) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций;

3) деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций;

4) соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений.

Как меры контрольной (надзорной) деятельности органов внутренних дел следует рассматривать:

- проверку у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) над которыми возложен на полицию;

- обращение к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

- проведение периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

- осуществление в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личного осмотра граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств;

- остановку транспортных средств, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения с целью проверки документов на право пользования и управления ими, документов на транспортные средства, наличия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства [14, ст. 231];

- предполетный досмотр пассажиров и багажа, в т.ч. вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

Меры административного предупреждения, т.е. меры, применяемые сотрудниками полиции способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан [16, ст. 238].

Данные меры по целям применения можно подразделить на две подгруппы:

1) применяемые в целях предотвращения угрозы общественной без-опасности и безопасности личности;

2) применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное де-яние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений.

Меры, применяемые в целях предотвращения угрозы общественной безопасности и безопасности личности.

Применение мер чаще всего связано не с фактом правонарушения, а с возникновением угрозы общественным или личным интересам, причинения вреда в результате стихийного бедствия, действий психически больных и т.д., и направлено на обеспечение общественной безопасности и безопасности личности. Применение принудительных мер административного предупреждения рассчитано, как правило, на неопределенный круг лиц.

В состав этой подгруппы входят следующие меры:

1. Оцепление (блокирование) участков местности. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ «О полиции» ей предоставлено право производить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или)эпизоотий, проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ [4].

2. Временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов. В соответствии с п. 20 ст. 13 Федерального Закона РФ «О полиции» ей предоставлено право «временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожа-

ет безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии».

3. Удаление граждан с места совершения преступления, административного правонарушения или происшествия осуществляется в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального Закона РФ «О полиции» [4]. Речь в данном случае идет как о правонарушителях, так и иных гражданах, оказавшихся на месте правонарушения или происшествия. Данная мера применяется для того, чтобы обеспечить проведение следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан.

4. Удаление с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения и других нарушителей общественного порядка. Нарушения, в связи с которыми применяется данная мера воздействия, могут и не являться административными правонарушениями, однако их совершение мешает нормальному проведению массового мероприятия. Так, например, согласно п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального Закона РФ «О полиции» полицейские имеют право «обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов» [4].

5. Личный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте (предполетный досмотр), метрополитене производится в целях обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажей, авиаперсонала и др.; предотвращения незаконного провоза взрывчатых, отравля-

ющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов, оружия, боеприпасов и других опасных предметов, грузов и веществ (п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции», п. 27 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции»),

6. Изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения. Сотрудники полиции имеют право «при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения» (п. 16 4.1 ст. 13-ФЗ РФ «О полиции»). Кроме того, закон предусматривает обязанность сотрудников полиции «изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам» (п. 37 ч. 1 чт. 12-ФЗ «О полиции»).

Об изъятии оружия и патронов составляется протокол, в котором указываются вид, тип, марка, модель, калибр, серия, номер и иные модифика-

ционные признаки изымаемого оружия, а также вид и количество боевых припасов (патронов).

7. Вхождение в жилые и служебные помещения. Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность жилища. «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения», -говорится в ст. 25 Основного закона Российской Федерации.

Уполномоченные сотрудники полиции имеют право входить в жилые помещения граждан Российской Федерации для проверки условий хранения зарегистрированного ими оружия.

Сотрудники органов внутренних дел, в функциональные обязанности которых входит контроль над оборотом оружия, при осуществлении проверок объектов и мест хранения оружия и патронов должны иметь письменные предписания.

Отсутствие в административном законодательстве ярко выраженных критериев, позволяющих отграничить административно-предупредительные меры административного принуждения от иных административных мер, имеющих профилактическую направленность, препятствует приведению их исчерпывающего перечня. На наш взгляд, основательная разработка таких критериев является перспективным вопросом, требующим дальнейшего глубокого исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.04. 2017) // Российская газета. № 256. 2001. 31 дек.

2. Федеральный конституционный закон от 30.05. 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07. 2016) «О чрезвычайном положении»// Парламентская газета. № 99. 2001. 1 июня.

3. Федеральный конституционный закон от 30.05. 2001 г. «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 2001. 2 июня.

4. Федеральный закон «О полиции» от 07.02. 2011 № 3-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. № 25. 2011. 8 февр.

5. Федеральный закон от 06.03. 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (послед. редакция) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

6. Федеральный закон от 10.12. 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 22.08. 2004) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. № 245. 1995. 26 дек.

7. Федеральный закон от 13.12. 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

8. Федеральный закон от 08.08. 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 13.08.2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3436.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 г. № 1Э8-ФЗ главы 23-26 // СЗ РФ. 18.11. 2002. № 46. Ст. 4532.

10. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07. 2002 № 95-ФЗ раздел 3 // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 07.01. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

14. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. - 937 с.

15. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2015. - 560 с.

16. Административно-деликтное право: Учебн. пособие / Ю.Б. Аникеенко, В.М. Бозров, В.М. Новоселова. М.: Юрлитинформ, 2014. - 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.