Ищенко Станислав Андреевич
доктор юридических, педагогических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79272173058)
Скребец Елизавета Сергеевна
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Административно-правовые методы предупреждения экстремизма, применяемые полицией
Геополитическая ситуация в мире выводит проблему экстремизма на передний план, что, в свою очередь, обостряет межкультурные, межнациональные и другие отношения. В данном контексте приоритетным является предупреждение совершения экстремистских действий. В связи с этим в статье уделено внимание мерам административного предупреждения принудительного характера в деятельности полиции по противодействию экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, безопасность, административно-правовой механизм, методы борьбы с экстремизмом, принудительные меры, меры административного предупреждения.
S.A. Ischenko, Doctor of Law, Pedagogics, Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79272173058;
E.S. Skrebets, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: e_skrebets@ mail.ru
Administrative-legal methods to prevent extremism, applied by the police
Geopolitical situation in the world puts the problems of extremism forward that aggravated intercultural, international and other relations. We consider that priority should be given to prevention of extremist actions commitment. In this connection the article pays a lot attention to measures of administration prevention of the despotic character in the police activity to counteract extremism.
Key words: extremism, security, administrative-legal mechanism, methods to fight with extremism, forced measures, measures of administrative prevention.
XXI в. ознаменовался политико-социальной, экономической нестабильностью в мире. Отразилось это как на российской действительности, так и на обществе. Данная обстановка сложилась также благодаря одной из наиболее сложных и важных проблем современного мирового сообщества, которая стремительно набирает обороты, - экстремизму. Особую опасность вызывает многообразие экстремистских проявлений, состав организаций экстремистской направленности, методы их конспирации, а также способы достижения поставленных и преследуемых целей, реализация идей и численность. Очевидно, что данное явление оказывает дестабилизирующее влияние на политическую, экономическую, социальную жизнь внутригосударственного устройства, а также всего мирового сообщества, посягает на права и свободы человека и гражданина, создает значительную угрозу основам конституционного строя.
Отметим, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. Поддержание межконфессионального и межнационального диалога занимает особое место в организации обеспечения гражданского мира и согласия. Данную задачу в Российской Федерации выполняют органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные учреждения и организации, граждане. В рассматриваемом контексте считаем, что приоритетное значение имеют совершенствование нормативно-правовой базы, целенаправленная правоприменительная практика, практическое и эффективное использование имеющихся рычагов воздействия на экстремистскую идеологию с целью оказания должного сопротивления экстремистским проявлениям.
Механизм правового регулирования представляет собой взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи кото-
116
рых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения [1, с. 30]. Считаем, что принцип комплексности в данном контексте будет носить наиболее эффективный характер.
Говоря об административно-правовом механизме противодействия экстремизму, следует отметить, что он включает в себя различные органы государственной власти. Особое, ключевое место в них занимают органы внутренних дел. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» возложил на полицию обязанность, которая выражается в предупреждении, выявлении и пресечении экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан [2].
Реализация данного механизма осуществляется при помощи методов управления. По мнению К.А. Кареевой-Попелковской, метод убеждения в рассматриваемом контексте применяется с целью изменения сознания убеждаемого в обратную положительную сторону. В то же время принуждение является противоположностью методу убеждения и включает в себя совокупность мер негативного воздействия, которые вынуждают субъект соответствующих правоотношений изменить свое поведение и подчиниться законным требованиям представителя власти [3, с. 24]. Таким образом, методы убеждения и принуждения при изучении института экстремизма составляют систему способов организационного воздействия государства и государственных органов на сознание и поведение людей.
Как указывает Ю.В. Сергеева в своем автореферате, метод убеждения формирует правомерное сознание, позволяющее добровольно выполнять предписанные правила поведения, воздействуя преимущественно средствами морального, нравственного характера. В результате такого воздействия человек воспринимает точку зрения убеждающего как свою собственную и, как правило, у него формируются взгляды, соответствующие мировоззрению убеждающего [4, с. 30]. По нашему мнению, данный метод является определяющим, его сущность состоит в воздействии на сознание и поведение людей с целью формирования у них правильных убеждений, понимания и осознания необходимости добровольного и добросовестного выполнения требований закона и других правовых норм, а содержание устанавливает комплекс конкретных мероприятий и средств данного влияния.
Методы убеждения как мера административно-правового противодействия экстремиз-
му занимают особое место, так как их реализация в основном носит профилактический, предупредительный характер.
Как справедливо отмечает А.С. Дугенец, «только когда убеждение и общественное воздействие (в том числе от имени саморегулируемых организаций) не приводит к положительным результатам и происходит отклонение поведения от установленного правопорядка, возникает необходимость применения метода принуждения, в том числе административного принуждения» [5, с. 267]. Принуждение непосредственно регламентировано правовыми нормами и применяется на базе убеждения, а, как известно, принуждение - это метод влияния государства на сознание и поведение людей, которые совершают противоправные действия.
С целью осуществления и поддержания режима противодействия экстремистским проявлениям полиция в своей деятельности применяет все виды административного принуждения, а именно: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, меры административного наказания, административно-восстановительные меры.
Применительно к противодействию экстремизму административно-правовая деятельность полиции осуществляется с помощью целенаправленного влияния субъекта деятельности (сотрудники полиции) на объект деятельности, на волю людей. Влияние субъекта административной деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, способами - методами административной деятельности, указанными выше. Таким образом, метод -это способ практической реализации целей, задач и функций административной деятельности сотрудников полиции. Содержание метода дает возможность осознать, каким образом эффективнее и рациональнее достичь целей административной деятельности.
Методы в административной деятельности полиции в сфере противодействия экстремистским проявлениям так же, как и в других направлениях ее деятельности, призваны обеспечивать высокую эффективность деятельности сотрудников полиции, взаимодействие, целенаправленность.
Среди методов административного принуждения, благодаря своей профилактической направленности, административно-предупредительные меры, которые применяются подразделениями полиции и другими структурными подразделениями, занимают одно из приоритетных положений.
117
Меры административного предупреждения представляют собой в установленных законом случаях применение ограничений к гражданам и организациям, в чем и проявляется их принудительный характер, при этом фактически правонарушения отсутствуют. Соответственно, данные методы имеют четко профилактическую направленность, ориентированы на защиту интересов граждан и их безопасность, на недопущение совершения правонарушений.
Так, к примеру, А.П. Коренев считает, что «...под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций» [6, с. 193]. Это в полной мере относится и к экстремизму.
Кодекс РФ об административных правонарушениях дает право сотрудникам полиции на применение принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В то же время Федеральный закон «О полиции» одним из направлений деятельности полиции определяет предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Исходя из положений Федерального закона «О полиции», а также иных нормативных правовых актов в сфере предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, в том числе экстремистского характера, считаем, что рассматриваемые меры являются достаточно разнообразными и разноплановыми. В частности, к таким мерам относятся следующие:
1. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований). Это позволяет сотрудникам полиции выявить лиц, скрывающихся от правосудия, в том числе и за преступления экстремистского характера, а также лиц, склонных к совершению данного преступления.
2. Осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено. В сфере противодействия экстремизму данная мера позволяет осуществлять контроль за лицами, совершавшими преступления экстремистской направленности, склонными к
данным правонарушениям, и носит воспитательный и предупредительный характер.
3. Производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - личный досмотр пассажиров, что связано с обеспечением безопасности граждан, охраной жизни и здоровья людей от противоправных действий экстремистского характера, а также способствует поиску и изъятию запрещенной литературы.
4. В целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты. Ограничение доступа граждан на отдельные участки позволит минимизировать количество вовлеченных в экстремистскую деятельность участников, а также количество возможных жертв от действий экстремистов.
5. Осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются. Контроль за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ является мерой, позволяющей предупреждать и пресекать использование оружия экстремистами в своих целях.
6. При возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
7. Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз.
8. С участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов.
9. Производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.
Данные меры являются одними из основных и применяются сотрудниками полиции в период проведения общественных мероприятий: митингов, пикетирований, специальных операций и т.п. Направлены они на предупреждение перевозки запрещенной литературы, носящей экстремистский характер; на незаконную перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, используемых в преступных целях; на розыск лиц, скрывающихся от органов внутренних дел, а также на поиск угнанных автомобилей.
10. Освидетельствование медицинского состояния лиц. Как известно, в состоянии алкогольного, наркотического либо иного опьянения лица склонны к экстремальным поступкам.
118
Таким образом, во время возникновения массовых столкновений данные лица способны поддержать экстремистов в их агрессивных, антиконституционных действиях, прибегнув к насилию.
11. Дача обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий. Для эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе считаем необходимым проведение профилактических, агитационных, разъяснительных мероприятий (беседы, распространение брошюр, памяток, содержащих информацию об экстремизме, его негативном влиянии на общественную и государственную безопасность, а также алгоритме действий в случае нахождения в массовом скоплении людей либо неуправляемой толпе).
Анализируя основной закон в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», обратим внимание на ст. 3 и 5 указанного закона. Статья 3 определяет основные направления противодействия экстремистской деятельности:
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Статья 5 указанного закона гласит, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [7]. В данном контексте, поскольку Россия является многонациональным государством, приоритетными являются профилактические меры, в том числе воспитательного и пропагандистского характера, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Воспитательная мера применяется в основном к несовершеннолетним с целью перевоспитания лица, наделения его жизненно важными ценностями. При этом пропагандистская
заключается в распространении и освещении информации, которая носит рекомендательный, информационный либо просветительский характер.
Считаем необходимым в рамках осуществления административно-предупредительной деятельности сотрудникам полиции систематически принимать участие в осуществлении разъяснительной работы в образовательных учреждениях, учреждениях социальной направленности, проводить семинары, лекции, встречи с участием представителей религиозных, конфессиональных, национально-культурных, молодежных организаций. Что касается средств массовых информаций, то считаем необходимым с их стороны повысить внимание к данной проблеме в порядке освещения деятельности полиции и к ее результатам в сфере противодействия экстремизму и межнациональным конфликтам. Таким образом, на наш взгляд, усилится информационно-пропагандистская работа. Систематический мониторинг печатных изданий, а также информационной сети Интернет позволит выявить и пресечь действия, направленные на возбуждение расовой, национальной и религиозной розни.
Из проведенного анализа законодательных и нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что все они указывают на приоритет предупредительных мер в осуществлении противодействия преступлениям и правонарушениям, в частности рассматриваемому нами негативному явлению - экстремизму.
Меры административного предупреждения, по нашему мнению, являются одними из основополагающих и направлены на предотвращение и недопущение совершения правонарушений и преступлений, их негативных последствий для общества и государства, а также на предотвращение обстоятельств, которые представляют угрозу интересам, охраняемым государством, создание условий, которые способствуют ликвидации последствий таких угроз.
Общей формой предупреждения экстремизма органами внутренних дел являются комплексные профилактические операции, направленные на выявление криминогенных объектов и лиц, представляющих оперативный интерес, предотвращение и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, обеспечение готовности сотрудников ОВД к слаженным действиям.
Вышеизложенные меры целенаправленно призваны обеспечить защиту граждан и госу-
119
дарства от негативного влияния и проявления экстремизма во всех сферах общественной, политической, религиозной жизни. Однако стоит отметить, что в настоящих реалиях и в условиях стремительно развивающегося общества, технологического прогресса лица, преследующие идеологию экстремизма, склонные к экстремизму и распространяющие данное явление в массы, активно используют вышеуказанное в своих преступных целях. Поэтому считаем,
что органы государственной власти, органы исполнительной власти, местного самоуправления, а также граждане и гражданская позиция должны совместными усилиями противодействовать проявлениям экстремизма в нашей жизни. Необходимым считаем использовать все возможности с целью установления источников финансирования экстремистской, а также террористической деятельности, пресечения их использования в совершении преступлений.
1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М, 1966.
2. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.).
3. Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регулирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
4. Сергеева Ю.В. Административно-правовое регулирование противодействия молодежному экстремизму органами внутренних дел: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2014.
5. Дугенец А.С. Некоторые концептуальные вопросы административной ответственности в российском праве // Административное и административно-процессуальное право. М, 2005. Ч. 2.
6. Коренев А. П. Административное право России: учеб.: в 3 ч. М., 1996. Ч. 1.
7. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
1. Alekseev S.S. Mechanism of legal regulation in the social state. Moscow, 1966.
2. About police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL (as amended on July 3, 2016).
3. Kareeva-Popelkovskaya K.A. Administrative legal regulation of application of restriction measures by police employees of the Russian Federation: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2012.
4. Sergeeva Yu. V. Administrative legal regulation of the counteraction to youth extremism by Interior organs: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2014.
5. Dugenets A.S. Some conceptual issues of the administrative responsibility in Russian law // Administrative-procedural law. Moscow, 2005. Pt. 2.
6. Korenev A.P. Administrative law of Russia: textbook: in 3 pt. Moscow, 1996. Pt. 1.
7. About counteraction to extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL.
120