РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.04.001*96.04.038
МОСКВА 1996
Далее дается краткий перечень функций, выполняемых милицией общественной безопасности во исполнение стоящих перед нею задач.
Решая, например, задачи личной безопасности граждан милиция общественной безопасности: защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств; оказывает помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; регистрирует заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, угрожающих личной или общественной безопасности; своевременно принимает меры, предусмотренные законодательством и др.
Обеспечение эффективной охраны общественного порядка, надежная защита прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства неразрывно связаны с необходимостью четко налаженной, построенной на научных основах организации работы всех аппаратов и подразделений МОБ. Исходя из научных разработок, касающихся проблем управления, содержание организации управления всех звеньев МОБ включает в себя подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, планирование работы, выработку и принятие решений по расстановке сил и средств, оперативное руководство подразделениями милиции, контроль и проверку исполнения, обобщение и распространение передового опыта работы и др.
В.Ф.Ломакина
96.04.026. МИКЕЕВ А.К., ПОРФИРЬЕВ Б.Н. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / Акад. МВД России. - М, 1995. -87 с/
В учебном пособии рассматриваются условия и причины возникновения чрезвычайных ситуаций, их классификация, меры по
14-3294
обеспечению готовности сил и средств МВД России, режимы их функционирования и основы оперативного управления в районах чрезвычайных ситуаций, вызываемых техногенными авариями и катастрофами, включая крупные пожары, стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии.
В условиях наращивания числа, единичной мощности и территориальной концентрации производств повышенной опасности (радиационной, химической и т.п.), а также сохраняющихся рисков природных катаклизмов стабильное развитие экономики и страны в целом невозможно без надлежащего обеспечения безопасности населения и территории. Последнее предусматривает разработку и реализацию политики и конкретных эффективных мер по предупреждению, ликвидации аварий и катастроф техногенного, природного и комбинированного (природно-техногенного) характера, приводящих к гибели людей, огромным экономическим потерям, создающим социально-политическую напряженность и наносящих невосполнимый ущерб окружающей среде, а также должное информационное обеспечение этих мер.
Под чрезвычайной ситуацией авторы понимают внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, остроконфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, а также необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), больших людских, мериальных и временных затрат, использования специальных техники и персонала для проведения эвакуационных мероприятий и спасательных работ, сокращения масштабов и ликвидации негативных последствий действия разрушающих факторов различной природы.
При любых чрезвычайных ситуациях, независимо от их типа или класса, органы внутренних дел выполняют следующие основные задачи и обязанности, закрепленные за ними действующим законодательством: обеспечение общественного порядка и
общественной безопасности; участие в обеспечении правового режима черзвычайного положения в случае его введения на территории РФ или в отдельных местностях; принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию материальной медицинской помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных событиях; охрана имущества, оставшегося без присмотра; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; тушение пожаров; участие в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ.
Постоянная готовность сил и средств органов внутренних дел к действиям в чрезвычайных ситуациях обеспечивается системой служебной подготовки, проведением во всех звеньях учений и тренировок, определением источников получения дополнительной техники и материальных средств.
Далее рассматриваются общие положения организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так, организация оперативного управления в районе чрезвычайной ситуации включает такие функции как: организация деятельности различных подразделений и служб; руководство; координация; контроль за ее результатами. Это означает, что организация управления деятельностью органов внутренних дел в данных условиях представляет собой процесс, в рамках которого принимаются различного характера управленческие решения, осуществляются работы по их исполнению и контролю за своевременностью и полнотой реализации запланированных мер.
Чрезвычайный характер ситуаций, возникающих вследствие крупных промышленных и транспортных аварий и катастроф, объективно изменяет режим функционирования органов внутренних дел, вызывает появление новых и увеличение объема повседневного выполнения функций в обеспечении общественного порядка и безопасности, борьбе с преступлениями. К наиболее общим из них относятся: оцепление и охрана места происшествия; проведение противопожарных и первоочередных аварийно-спасательных работ;
обеспечение общественного порядка и безопасности в зоне оцепления и вокруг нее с помощью усиленных постов, патрулей, перевода части сил на патрулирование территорий с использованием автомобилей и бронетехники (где это необходимо); усиление охраны зданий органов государственной власти, объектов жизнеобеспечения, пунктов хранения товаров повышенного спроса и тд.
Анализ ликвидации последствий крупных аварий и катастроф на атомных электростанциях, химических предприятиях, транспорте позволил, по мнению авторов, выявить ряд специфических функций, которые предопределяют особенности организации деятельности органов внутренних дел на указанных объектах. К таковым, например, при ликвидации последствий крупных аварий, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ относятся: установление химических и физических свойств веществ, средств для их нейтрализации (тушения) и способы защиты от них; организация защиты личного состава от вредных веществ; ликвидация горения, проведения спасательных, дегазационных и других специальных работ в условиях наличия опасных веществ; установление и охрана границ зоны аварии; обеспечение и короткое время эвакуации населения из опасных зон и др.
Выполняя могочисленные и объемные функции по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также проведению первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях, органы внутренних дел являются преимущественно исполнителями решений и распоряжений соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям, на которые возложены обязанности по руководству силами и средствами при ликвидации последствий крупных аварий и катастроф. Одновременно они являются исполнителями указаний и приказов вышестоящих уровней системы МВД.
В заключение авторы пишут, что эффективность управления органами внутренних дел, смягчающих последствия чрезвычайных
ситуаций, во многом зависит от профессиональной подготовки их руководителей и прежде всего министров, начальников УВД и их заместителей, поскольку непосредственно на них возложено руководство проведением специальных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка, борьбе с правонарушениями, осуществлению противопожарных и первоочередных аварийно-спасательных работ.
В.Ф.Ломакина