Научная статья на тему 'Роль государства в защите человека. Российская служба спасения и ее место в системе национальной безопасности'

Роль государства в защите человека. Российская служба спасения и ее место в системе национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2538
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в защите человека. Российская служба спасения и ее место в системе национальной безопасности»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЗАЩИТЕ ЧЕЛОВЕКА, РОССИЙСКАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Владимиров В.А.,начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России

Функция защиты населения, объектов производственного и социального назначения и окружающей среды от поражающих воздействий возникающих катастроф (чрезвычайных ситуаций) сформировалась в системе государственного регулирования России как насущная и объективная потребность. Она обусловлена накоплением потенциальных опасностей и угроз возникновения природных и техногенных катастроф, ежегодным возрастанием их количества и разрушительной силы, о чем свидетельствует анализ имевших место в последние 10-15 лет аварий и катастроф как в нашей стране, так и за рубежом. Примечательно то, что наше государство в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций раньше и острее многих других стран осознало опасность указанных выше тенденций и подняло проблему защиты человека, общества и государства от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровень государственной политики.

Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 года подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия Спитакского землетрясения 1988 года в Армении заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

В связи с этим в статье 72 Конституции Российской Федерации (1993 год) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе

с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий”.

В специальном Федеральном законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятом в 1994 году, целями которого являлись предупреждение возникновения и развития катастроф, снижение размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидация их последствий, была определена организация решения этих вопросов в России, расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Изложенное свидетельствует о том. что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера подняты на уровень государственной политики, и это закреплено в законодательном порядке.

В целях радикального улучшения работы по защите населения и территорий в России при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики еще в 1990 году был создан Российский Корпус спасателей на правах Государственного Комитета Российской Федерации, который после ряда преобразований (1994 год) превратился в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную ПОЛИТИКУ И осуществляющим управление В ус-

тановленной сфере деятельности. Министерство выступает в качестве общегосударственного органа по организации обеспечения безопасности населения и государства от опасностей, возникающих при различных катастрофах, в качестве центра, организующего необходимые исследования и интегрирующего достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаба, координирующего усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми МЧС России, являются: разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения;

руководство гражданской обороной Российской Федерации, войсками гражданской обороны, поисково-спасательной службой МЧС России;

обеспечение функционирования и дальнейшего развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;

руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

проведение подводных работ особого назначения, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти. органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

В апреле 1992 года с целью реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская служба спасения - Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 году в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание системы базировалось на ряде принципов, предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки.

Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, то есть всех видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и всего требуемого для этого состава участников.

Во-вторых, это признание "ненулевого риска", то есть факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.

В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.

Кроме того, система формировалась и ее роль определялась, исходя из четкой и обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов.

И. наконец, при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации.

Основными задачами, решаемыми РСЧС. являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их

организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц. непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, органы местного самоуправления. различные производственно-хозяйственные структуры и организации, в том числе и общественные, деятельность которых связана с безопасностью и защитой населения и национального достояния от различных катастроф. а также предназначенные для этого их силы и средства.

РСЧС строится по территориально-производственному принципу и включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и

объектовый. Ее структура показана на рис.1.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствую -щих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям. орган повседневного управления, собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, защитные сооружения, а также специальные учебные заведения.

Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. При этом, как правило, каждая территориальная система имеет собственную иерархию, включающую городские, районные и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, соответствующие органы повседневного управления, силы и средства.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них. утвержденными

1<и ула| \ I кош ми < нскма предупреждении н ликвидации чре.шючаииыч ситуации

ШШМ1 ЙХ* К“^Я ♦ К ....... ' •■-»..» . ... _..

ЙШШд»

Функциональные

подсистемы

ННнНЮ : ’ -з-л

,ъ'м<*т ••••••:*:.... ... ±

:■■>,: ; . . . : '.....•>■ •?• 57—•■ к-'.

Территориальные подсистемы

РИС. I

руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Функциональных подсистем насчитывается более трех десятков. Для примера: подсистема наблюдения и контроля за стихийными гидрометеоро-

логическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; подсистема охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации; подсистема контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; подсистема сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе РАН и другие.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным министерствам.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования России по 9 регионам. В составе РСЧС образованы Центральный (г.Москва), Северо-Западный (г.Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г.Ростов-на-Дону). Приволжский (г.Самара). Уральский (г.Екатеринбург), Западно-Сибирский (г.Новосибирск). Забайкальский (г.Чита). Восточно-Сибирский (г.Красноярск) и Дальневосточный (г.Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. На рис. 2 представлено районирование России по регионам.

Органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначе-

районирование российской федерации по регионам

ние регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на этих территориях.

Местный уровень охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.

Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти.

Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в чрезвычайных условиях - оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Следует отметить, что эти органы, являющиеся основными органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно.

На федеральном уровне создана и функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав включены представители министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, свя-

занных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Основными задачами, решаемыми этой комиссией, являются: формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;

подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от чрезвычайных ситуаций. обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;

организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций. защиту населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций и координация работ по выполнению этих программ;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реаби-

литации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц. принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Характерно, что решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, входящими в состав МВК, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласова

НИЮ) .

Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они. подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование. мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К этим силам и средствам относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и другие. Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об их угрозе органы управления и население.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из: войск гражданской обороны; поисково-спасательной службы МЧС России;

соединений и воинских частей Вооруженных Сил. предназначенных для ликвидации последствий катастроф;

противопожарных, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований министерств, ведомств и различных организаций;

учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи и многих других.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций используются эшелонированно.

В первом эшелоне принимают участие: ведомственные подразделения газо- и горноспасателей; противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

Основные задачи: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:

аварийно-спасательные подразделения войск гражданской обороны; специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);

ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3-х часов.

Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неот-

ложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если и второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

соединения и воинские части Вооруженных Сил;

специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от трех часов до нескольких суток.

Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение

аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т. п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС. той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются МЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Хотелось бы отметить, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС, вводимых решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах конкретной территории:

1.Режим повседневной деятельности: функционирование системы при

нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологичес-

кой обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифототий, ведения долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий.

2. Режим повышенной готовности: функционирование системы при

ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Чрезвычайный режим: функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Всякая организационная система, а таковой является РСЧС, создается и существует во имя удовлетворения тех или иных общественных потребностей. Эти общественные потребности выражаются через целевые функции. которые возлагаются на систему обществом. Анализ реальных потребностей государства и граждан России в области противодействия чрезвычайным ситуациям показывает, что эти потребности сводятся к трем целевым функциям, ради реализации которых и создана Российская служба спасения - РСЧС.

Это:

предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций;

снижение потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Если бы удалось в достаточной степени выполнить эти целевые функции. государственная и общественная потребность в системе была бы удовлетворена. Расчеты показывают, что нормальное функционирование подсистем РСЧС способно уменьшить ущерб от чрезвычайных ситуаций на 25-30%, а при хорошем их взаимодействии - на 30-40% и более.

Главная целевая функция РСЧС - профилактическая - предупреждение

возникновения чрезвычайных ситуаций. Она включает в себя ряд следующих основных направлений деятельности:

контроль за радиационно, химически, взрывопожароопасными объектами, а также надзор за безопасным ведением работ в промышленности, энергетике и на транспорте;

прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, а также опасных природных явлений, которые могут быть предупреждены, и принятие упреждающих мер по смягчению чрезвычайных ситуаций;

проектирование и строительство объектов промышленности и социально-бытовой сферы с учетом возможных потенциальных опасностей возникновения на данной территории чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Состав приведенных мероприятий не исчерпывает всех возможных действий РСЧС по реализации данной функции и мог бы быть продолжен.

Вторая профилактическая функция РСЧС - снижение потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций - выполняется в предвидении того, что предотвратить чрезвычайную ситуацию нельзя, а коли она происходит, надо принимать специальные превентивные и оперативные меры, направленные на минимизацию возможного урона. Обе профилактические функции взаимосвязаны. но различны, поскольку имеют разные цели и, в основном, реализуются разными наборами мероприятий. Другое дело, что работа по их выполнению может организовываться совместно, а ряд комплексных профилактических мероприятий выполняется в интересах обеих целевых функций одновременно.

К основным мерам по снижению потерь и ущерба можно отнести следующие направления деятельности:

рациональное размещение производительных сил, объектов хозяйс-

твенной и социальной инфраструктуры с точки зрения обеспечения их техногенной и природной безопасности;

планирование и осуществление превентивных мер по защите населения, персонала, природной среды, включая строительство убежищ, создание систем оповещения, повышение физической стойкости особо опасных объектов, создание защитных противоселевых. противооползневых и других инженерных сооружений;

заблаговременная эвакуация или отселение населения из потенциально опасных и неблагоприятных зон;

подготовка населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание необходимых резервов материальных и финансовых средств на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Третья целевая функция - ликвидация чрезвычайных ситуаций. На РСЧС официально возложено проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, восстановление первоочередного жизнеобеспечения населения. Это локализация или подавление очага поражения, розыск, извлечение и спасение людей, оказание медицинской помощи пострадавшим и их эвакуация в безопасное место. разборка и расчистка завалов, дегазация, дезактивация и дезинфекция, неотложные ремонтно-восстановительные работы с целью первоочередного жизнеобеспечения населения. Однако зачастую при этом приходится решать задачи и из следующего этапа ликвидации - восстановление разрушенного.

В целом реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера осуществляется РСЧС по следующим основным направлениям.

Во-первых, важнейшим родом деятельности РСЧС является ее роль творца и реализатора единой государственной политики в области пере-

численных выше целевых функций.

РСЧС выполняет это, объединив в себя органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с чрезвычайными ситуациями и ранее занимающиеся этими вопросами разрозненно. Объединительная роль РСЧС оказалась конструктивной, перспективной и обладающей высокой новизной в данной области. Впервые государство получило единую универсальную систему, располагающую объединенной ответственностью, достаточной полнотой полномочий, объединенными ресурсами, способностью к

широкому маневру.

В этих условиях возникла возможность проведения единых мероприятий по защите населения и национального достояния.

Важной составной частью государственной политики, осуществляемой РСЧС, является ее деятельность по созданию нормативно-правовой базы. Обширный комплекс законодательных актов и нормативных документов создается на системной основе. Из области права по безопасности государства выделена область права, являющаяся компетенцией РСЧС. Создание системы документов, регламентирующих деятельность РСЧС. ведется под централизованным руководством. При таком подходе обеспечивается разработка полного набора необходимых документов, достигается их непротиворечивость и исключается дублирование.

Ведущая роль РСЧС в осуществлении государственной политики в области защиты населения и территорий проявляется также в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам. Разработана и реализуется Федеральная целевая программа "Создание и развитие РСЧС", включающая ряд подпрограмм, в том числе обучения населения, оснащения аварийно-спасательных формирований, создания ин-формационно-управляющей системы РСЧС и другие. Поскольку методы программно-целевого планирования оказались эффективными, их применение

расширяется, внедряется разработка и реализация региональных досрочных целевых программ, а также программ по борьбе с наиболее серьезными видами опасности.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть управляющую роль РСЧС.

Руководящий орган РСЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий наделено функцией координации деятельности органов государственного управления по защите населения и национального достояния. Для решения этой задачи предусмотрено создание при МЧС России Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о которой говорилось выше.

Следующая важная роль РСЧС - контрольная. Она выполняется путем государственного надзора за безопасным осуществлением деятельности в различных областях хозяйств, социальной сферы и быта, а также путем инспектирования различных элементов РСЧС и связанных с ней структур. В состав РСЧС входят государственные надзорные органы. Кроме того, должностные лица и некоторые звенья МЧС России также наделены правом осуществлять на всей территории Российской Федерации государственный надзор за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении. Государственный надзор и сопровождающая его система санкций играют важную роль в реализации профилактических целевых функций РСЧС. Кроме этого, контрольная функция выполняется путем периодических плановых и внезапных проверок подсистем РСЧС и ее элементов.

Следует отметить, что РСЧС выполняет не только руководящую, управляющую, контрольную, но и производственную роль. Она проводит практические работы по профилактическим мероприятиям, а также осуществляет аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации

чрезвычайных ситуаций. Этот род ее деятельности реализуется органами управления и силами системы.

Со времени завершения формирования РСЧС система реагирует, практи

чески, на все относительно масштабные чрезвычайные ситуации и ликвиди рует их. Чаще всего это происходит на уровне субъектов Российской Фе дерации. Но и федеральный уровень постоянно задействован на какую-либо крупномасштабную ситуацию или на несколько сразу, направляя в места происшествий свои оперативные группы, организуя различные виды помощи или действуя непосредственно силами центрального подчинения.

МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тыва - на эпизоотию крупного рогатого скота, в Республику Армения - для участия в подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во Владивосток - для ликвидации последствий подобного происшествия на артиллерийских складах Тихоокеанского флота. Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г.Томске, пожаром на заводе двигателей Камского автозавода и нефтеналивном танкере на р.Волге, авариями на нефтепроводах в Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии и Приморском крае, землетрясениями на Курилах и острове Сахалин, в этих чрезвычайных ситуациях широко задействовались силы и средства РСЧС. Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России за время своего существования принял участие в нескольких десятках операций по оказанию помощи людям, в том числе в таких крупных, как доставка продовольствия и эвакуация беженцев в Абхазии, сопровождение гуманитарных грузов в Сараево. Поисково-спасательная служба МЧС России сотни раз привлекалась к работам в экстремальной обстановке, причем в этом участвовало несколько тысяч штатных и общественных спасателей. Большой объем работ выполнен войсками гражданской обороны. Они приняли участие

в ликвидации последствий нескольких десятков аварий на транспорте и в промышленности, в борьбе с наводнениями и лесными пожарами. Ими обезврежено более 7 тыс. взрывоопасных предметов, перевезено около 2 тыс.тонн грузов по линии гуманитарной помощи.

Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.

Первый опыт в этом плане был приобретен в Южной Осетии, где рабочая группа МЧС России вначале организовала помощь в размещении более 100 тыс. беженцев и снабжение их предметами первой необходимости. Затем. в соответствии с российско-грузинским соглашением о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. представители РСЧС участвовали в организации подачи в г.Цхинвали газа, электроэнергии, восстановлении ряда жизненно важных объектов, снабжении населения хлебом и медикаментами.

Накопленный опыт был использован в Приднестровье во время молдавско-приднестровского конфликта. Здесь проводилась работа по оказанию медицинской помощи раненым и больным на базе развернутого госпиталя. доставка гуманитарной помощи беженцам и населению.

МЧС России и силы РСЧС приняли непосредственное участие в урегулировании осетино-ингушского конфликта. В тот период в Северную Осетию и Ингушетию было отправлено гуманитарных грузов на сумму около 1 млрд.рублей.

С самого начала конфликта в Абхазии силы РСЧС были подключены к его разрешению и оказанию помощи пострадавшему населению. Эвакуировались отдыхающие с Черноморского побережья. Сюда перебрасывались продукты питания, медикаменты и перевязочные средства. В блокированный абхазский город Ткварчели сначала вертолетами, а потом наземным путем прошло несколько экспедиций, которые доставили в город продовольствие,

а оттуда вывозили людей, остро нуждающихся в эвакуации.

Ряд мероприятий разрабатывался и был осуществлен в связи с гражданской войной и стихийными бедствиями в Таджикистане. В этом плане принимались меры по оказанию помощи русскоязычному населению, пожелавшему выехать из страны, направлялась гуманитарная помощь в районы бедствий.

Следующая важная функция РСЧС - обучение.

В составе РСЧС создана и продолжает развиваться система подготовки граждан России к действиям в чрезвычайных ситуациях, предусматривающая как подготовку специалистов РСЧС. так и всего населения.

В настоящее время эта система осуществляет:

подготовку должностных лиц государственных и местных органов управления. работников организаций, учреждений и предприятий, призванных участвовать в решении проблем чрезвычайных ситуаций;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации всех категорий специалистов по чрезвычайным ситуациям;

подготовку органов управления и формирований РСЧС в целом;

обучение населения.

Необходимо отметить еще одну важную роль РСЧС - обеспечивающую.

Результативность функционирования РСЧС во многом зависит от того, насколько совершенна материальная база системы, как качественно осуществляется ее материально-техническое и финансовое обеспечение.

Одновременно со становлением РСЧС проходило становление системы этих видов обеспечения. Данная работа, к сожалению, еще не завершена, поскольку условия продолжавшейся экономической реформы не позволили окончательно установить нужные механизмы.

Кроме того, следует подчеркнуть роль РСЧС в международном сотрудничестве в области защиты населения и территорий от катастроф природ

ного и техногенного характера.

Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, работы в рамках крупнейших специализированных международных организаций.

В целом, обобщая изложенное, можно констатировать, что Российская служба спасения - РСЧС. решая задачи защиты населения и территорий, обеспечения устойчивости экономики, поддержания и восстановления безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в чрезвычайных условиях, является одним из важных элементов, составной частью системы национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.