Научная статья на тему 'Основные положения Концепции интеграции РСЧС и системы го в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий'

Основные положения Концепции интеграции РСЧС и системы го в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2111
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения Концепции интеграции РСЧС и системы го в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ РСЧС И СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ЕДИНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

д.пин. Владимиров В.А., Долгий Н.Н., Кимстач И.Ф. и др.

1. Целесообразность создания Российской системы гражданской зашиты

В современных геополитических, экономических и военностратегических условиях проблемы защиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, продолжают оставаться весьма актуальными.

'Это обуславливается тем, что в последние годы наблюдается рост количества масштабных природных и техногенных катастроф. Все больше проявлякп себя демографические проблемы, глобальное изменение климата, истощение невозобновляемых ресурсов, терроризм, национальные, этнические и религиозные противоречия, которые уже сегодня могут стать источниками крупных чрезвычайных ситуаций.

Практически па всей территории России сохраняется высокий уровень техногенных и природных опасностей, являющихся главным источником различных чрезвычайных ситуаций

Есть основание прогнозировать на период до 2010 года возникновение в стране ежегодно 1-2 федеральных, 4-10 региональных и до 200 территориальных чрезвычайных ситуаций

Несмотря на общее смягчение военно-политической обстановки в мире, как указано в Военной доктрине Российской Федерации, сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциапьные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и еб союзников.

Необходимо также указать, что, несмотря на существенное уменьшение риска глобазьной ядерной опасности, в начале XXI века остается реазьной опасность применения ядерного оружия.

Использование современного высокоточного оружия для поражения критических элементов потенциально опасных объектов и инициирования крупномасштабных аварий, вызванных разрушением ядерных реакторов, прорывом плотин, выбросом в окружающую среду химически опасных веществ, огненными штормами и объемными взрывами на взрывопожароопасных объектах и газо-нефтепроводах по масштабам поражения может быть сопоставимо с воздействием ядерного оружия.

Все это обусловит возникновение большого количества очагов поражения, которые будут характеризоваться сложной медико-санитарной, инженерной, химической и пожарной обстановкой. В крупных и средних городах возможна кризисная ситуация для жизнеобеспечения населения, и прежде всего, нехватка питьевой воды, энергии, топлива, продуктов питания, а также неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Можно ожидать перемещение большого количества населения из районов боевых действий

В России, в целях объединения усилий органов управления, сил и средств в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и достаточно успешно функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий - система гражданской обороны.

Создание РСЧС и реформирование 1ражданской обороны позволило гтридать работе в сфере природной, техногенной и военной безопасности общенациональную значимость, поднять ее на уровень государственной политики.

Однако почти десятилетний опыт параллельного функционирования РСЧС и системы 1ражданской обороны, обеспечивающих защиту' населения, материальных и культурных ценностей от идентичных (по методам защиты, применяемым силам и средствам), но осуществляющих свою деятельность в разных правовых коридорах, выявил ряд нерешенных проблем правового и организационною характера, что отражается на готовности систем к выполнению возложенных на них задач.

При наличии двух самостоятельных систем основную организационную работу как по обеспечению функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев, так и по подготовке к ведению гражданской обороны осуществляют единые постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы и звенья РСЧС в большинстве своем одновременно выполняют функции служб гражданской обороны.

Практически в обеих системах используются одни и те же системы связи и оповещения, для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются в основном одни и те же силы и средства.

Задачи по совершенствованию функционирования этих систем в связи с ростом опасностей и угроз различного характера определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В частности, в Концепции обращено внимание на необходимость проявления новых подходов к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, а также качественного совершенствования единой го-

сударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из направлений совершенствования функционирования этих систем является их объединение путем интеграции в единую государственную систему, функционирующую как в мирное, так и военное время, создание на их основе Российской системы гражданской защиты (РСГЗ).

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 17.01.2001г. № Пр-98 и Председателя Правительства Российской Федерации от 20.01.2001г. № МК-П4-01001 о совершенствовании деятельности РСЧС и подготовке предложений по сближению РСЧС и системы гражданской обороны с их последующим возможным объединением в единую систему гражданской защиты и в соответствии с планом основных мероприятий МЧС России по реализации указанных поручений ЦСИ ГЗ в 2001-2002гг. выполнена МИР «Разработка основ построения и функционирования системы гражданской защиты Российской Федерации»

По ее результатам разработаны основные положения Концепции интеграции РСЧС и системы гражданской обороны в единую Российскую систему фажданской защиты.

При этом под термином «гражданская защита» понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и природной среды (в дальнейшем - населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (в дальнейшем - от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера).

Создание такой системы, функционирующей как в мирное, так и военное время (с учетом особенностей каждого периода), позволит привести существующие структуры, имеющие единые органы управления и в основном одни и те же силы и средства (схемы 1 и 2), в более стройную и устойчивую единую государственную систему, повысить готовность к выполнению задач по защите населения и территорий от опасностей, создающихся при возникновении крупных аварий, техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также при возникновении вооруженных конфликтов и войн

На основе указанной Концепции подготовлена первая редакция «Предложений по основам функционирования °оссийской системы гражданской защиты», которые были разосланы органам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации и 32 заинтересованным федеральным органам исполнительной власти на рассмотрение Проект «Предложений» получил поддержку абсолютного большинства указанных органов власти. Мнение о нецелесообразности объединения РСЧС и системы гражданской обороны в единую систему высказано лишь Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, и то в связи с тем, что

Специализированные аужбы и организации в системе гражданской обороны и РСЧС

| №№ ! [ Перечень служб ГО, рекомен-дуемых для создания субъектам РФ и органам местного самоуправления Ваза создания Обязанности ФОИВ по созданию функциональной под-системы (ФПС) РСЧС согласно постановлению Правительства РФ от 5.11.1995 г. 113

1. ! Медицинская' Минздрав России Ведомственные мед. службы Минздрав России; 1. Создание и руководство ФПС резервов медицинских ресурсов 2. Обеспечение функционирования ВСМК

1 2. 1 Противопожарная* Государственная противопожарная сл\ жба Создание и руководство ФПС «Противопожарные и аварийно-спасательные работы при пожарах»

| з 1. . ... Охраны общественного порядка’ Милиция общественной безопасности МВД России МВД России: Создание и руководство ФПС «Охрана общественного порядка»

4 Зашиты сельскохозяйственных животных и растений Минсельхоз России Минсельхоз России: Создание и руководство ФПС «Защита сельскохозяйственных животных и растений»

5. Защиты культурных ценностей’ Минкультуры России 1

6. Связи, оповещения и информирования На базе профильных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления Ммнсваж России: Создание и руководство ФПС связи и | оповещения.

7. Автотранспортная Минтранс России: 1. Обеспечение перевозок сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ЧС и осуществления >вакомероприятий. 2.Создание и руководстве! ФПС «Транспортное обеспечение ликвидации ЧС»

8. Автодорожная

Перечень служб ГО, рекомендуемых для создания субъектам РФ и органам местною самоуправления База создания Обязанности ФОИВ по созданию функциональной подсистемы (ФПС) РСЧС согласно постановлению Правительства РФ от 5.11.1995 г. №1113

9. Снабжения ГСМ По решению начальников ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных об раю нал и й могут создаваться др\тие службы На базе профильных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления По решению начальников ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут создаваться другие службы !

10. Коммунально-техническая Госстрой России: Создание и руководство ФПС «Преду- \ преждение и ликвидация ЧС на обьектах, входящих в со- 1 став отрасли»

11. Инженерно-строительная Госстрой России: Координация и руководство восстановительными работами в зонах ЧС. Создание и руководство ФПС России «Зашита городов . населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий»

12. Торговли и питания Росрезерв: Создание н руководство ФПС «Резервы материальных ресурсов» Минэкономразвития России. Координация работ по обеспечению пострадавшего насе- ) ления продовольствием и товарами первой необходимости

13. 1 Материально-технического снабжения

14. У крытий и убежищ

15. Санитарной обработки и обеззараживания Госсанэпиднадзор Минздрава России Создание и руководство ФПС «Надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой»

*1 федеральные службы, создаваемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.11.1995 г. Хе1266

Возможные виды ЧС

Система гражданской защиты

СТРУКТУРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

я

2

Ж

о.

I >, 2

и С и £■ К о

X

о

____________д,__________________

НАЧАЛЬНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Комиссии по ГЗ

Министерства, комитеты, управления, отделы II

X

В

с

X I-

Рсгиональныс центры

Системы и подсистемы П, службы ГЗ

Сохраняются

Сохраняются

Округа ГЗ

Сохраняются

х

5

ж

о

о

3

х

О

X

и

О

Аварийно - спасательные силы мирного времени

Военизированные формирования ГЗ

Учїсшукгг и проклеїти ЛСДІІР самолопелмю и я составе сл>кс<» Г?

Сохраняются и развертывают войска Г*3 военного вре-

Для усиления имеющихся сил гражданской защиты в военное время осуществляется мобилизационное развертывание войск гражданской защиты, сил отдельных служб ГЗ н активно задействуются невоепизированные нештатные формирования гражданской зашиты

Схема 2

«уже сейчас решение многих задач мирного и военного времени проводится одними и теми же органами управления, силами и средствами.

Разработанные «Предложения» базируются на действующих федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», а также на соответствующих подзаконных нормативных правовых актах.

Основные задачи РСГЗ полностью соответствуют задачам РСЧС и в области гражданской обороны, установленными указанными выше законами.

Вместе с тем, в организационной структуре РСГЗ (в отличие от РСЧС) вместо ведомственных и территориальных подсистем предусмотрено иметь ведомственные и территориальные системы и их отраслевые (федеральных органов исполнительной власти), городские и районные (в субъектах Российской Федерации) подсистемы и объектовые звенья РСГЗ, а вместо функциональных подсистем и звеньев иметь службы гражданской защиты соответствующих уровней.

Предусматривается также, что руководство ведомственными и территориальными системами РСГЗ, их подсистемами и звеньями должны осуществлять руководители соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций - начальники гражданской защиты, а комиссии по гражданской защите выполняют лишь функции координирующих органов. В результате на всех уровнях РСГЗ обеспечивается соблюдение единого принципа руководства, координации и управления функционированием РСГЗ, ее ведомственными и территориальными системами, подсистемами и звеньями.

В перечень сил РСГЗ вместо гражданских организаций гражданской обороны включены невоенизированные формирования гражданской защиты, под которыми понимаются нештатные подразделения, создаваемые в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях и предназначенные доя выполнения задач гражданской защиты.

Предусматривается что соответствующие положения, определяющие порядок их создания и применения в военное и мирное время, должны най ги отражение в соответствующих федеральных законах.

Таким образом, создание Российской системы гражданской защиты потребует определенного изменения действующей законодательной и нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, необходимо указать, что большинство интеграционных мероприятий носит организационный характер, в связи с чем существенных дополнительных затрат на их осуществление не ожидается.

2. Основы функционирования Российской системы гражданской защиты

2.1 Основные задачи Российской системы гражданской защиты

Российская система гражданской защиты создается на базе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы фажданской обороны путем их интефации и объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Основными задачами РСГЗ являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществление целевых и научно - технических профамм, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, защиту населения от них, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в готовности систем управления фажданской защиты и оповещения населения;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий, оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

всеобщая подготовка населения к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;

ликвидация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

инженерная, радиационная, химическая, медицинская, биологическая и противопожарная защита населения и территорий;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; осуществление мероприятий по защите животных и растений; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области гражданской защиты;

срочное захоронение трупов в военное время; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, проведение гуманитарных акций;

международное сотрудничество в области гражданской защиты; иная деятельность, необходимая для решения задач гражданской защиты, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.

К особенностям ведения гражданской защиты в целях защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий относятся:

специальное планирование мероприятий гражданской защиты на всех уровнях управления на военное время, предусматривающее перевод РСГЗ и ее элементов на военное положение, мобилизационное развертывание органов управления, сил и средств гражданской защиты;

подготовка и осуществление мероприятий с началом военных действий по световой и другим видам маскировки объектов экономики и инфраструктуры с целью их сокрытия от средств разведки и защиты от средств поражения противника;

заблаговременное определение объектов, существенно необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в военное время, подготовка и осуществление мероприятий по их сохранению;

срочное захоронение трупов.

2.2. Организационные основы Российской системы гражданской защиты

РСГЗ организуется по территориально-производственному принципу.

Она состоит из территориальных и ведомственных систем, служб гражданской защиты и имеет пять уровней: федеральный, региональный (в границах федеральных округов), территориальный, местный и объектовый (схема 3).

Службы гражданской защиты на всех уровнях создаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на базе специализированных служб и организаций для решения функциональных задач в сфере их деятельности

619

620

**<ЭДМ*нрй

рУМкр^вх:-

Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства - Начальник ГЗ РФ

Силы ГЗ непосредственного подчинения

Силы ГЗ непосредственного подчинения

Силы ГЗ

Силы ГЗ непосредственного подчинения

МГЗ России -Министр - Первый заместитель Начальника ГЗ РФ

МВК по гражданской защите

Начальники ГЗ субъектов РФ

Комиссия по ГЗ Оріаии управления ГЗ

Начальники ГЗ муниципальных _________образований

Комиссия по ГЗ Органы управления ГЗ

Начальники 13 организаций

Комиссия по ГЗ Органы управления ГЗ

Федеральные службы ГЗ

Службы Г 3 субъекта РФ і

Службы ГЗ городов(районов)

Службы ГЗ

. Нічадь9й|сй:П:ф*дізі7івй*. іч> і рк: Лч і в і ^

РІЯЧЧЬІ \0раІА>КгіиЯ:ГЗ :

И&ч?иі>4і>ік>| гэ іірадіа|})Лтііріо«і* : сі»г*ч і: ■

Кчйиссяч ліО; ГЗ І:::

: рргзды \ізр^алек>ія:Г^

£лу*бЦ ГЗ;:;:

:::

Схема 3 Организация Российской системы гражданской зашиты

но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, защите населения и территорий от них. Перечень создаваемых служб гражданской защиты и положения о них утверждаются соответствующими начальниками гражданской защиты.

Положение о РСГЗ утверждается Правительством Российской Федерации.

Территориальные системы РСГЗ создаются в субъектах Российской Федерации для снижения риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера в пределах их территорий и состоят из подсистем, соответствующих административно

- территориальному делению этих территорий, объектовых звеньев и служб гражданской защиты субъектов Российской Федерации. Аналогичную структуру имеют подсистемы и звенья территориальных систем РСГЗ.

Организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных систем, их подсистем и звеньев РСГЗ определяются положениями об этих системах, подсистемах и звеньях, утверждаемыми соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций по согласованию с вышестоящим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской защиты.

Ведомственные системы РСГЗ строятся по производственному принципу и создаются в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации для решения задач по снижению риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, защите персонала от них. Они объединяют подведомственные им отраслевые структуры управления и объекты, и состоят из отраслевых подсистем и объектовых звеньев.

Положения о ведомственных системах и их подсистемах утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством гражданской защиты Российской Федерации.

Руководство функционированием РСГЗ осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации по должности является начальником гражданской защиты Российской Федерации.

Руководство функционированием территориальных систем РСГЗ, их подсистем и звеньев осуществляют соответственно главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций, которые по должности являются начальниками гражданской защиты соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.

Руководство функционированием ведомственных систем осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, задачи гражданской зашиты решаются в соответствии с ведомственными положениями о местной защите (обороне), согласованными с МЧС России. Каждый уровень РСГЗ имеет свои координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты, подразделения, обеспечивающие повседневное управление, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСГЗ (комиссии по гражданской защите -КГ 3) создаются при соответствующих начальниках гражданской защиты и выполняют функции по общей организации и координации деятельности органов управления, сил и средств по выполнению задач, возложенных на данную систему, подсистему или звено РСГЗ. Состав комиссий по гражданской защите и Положения о них утверждаются соответствующими начальниками гражданской защиты.

На федеральном уровне координирующим органом РСГЗ является Межведомственная комиссия по гражданской защите, создаваемая Правительством Российской Федерации, а также ведомственные комиссии по гражданской защите в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации.

Постоянно действующими органами управления РСГЗ являются органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты (далее - органы управления гражданской защиты):

на федеральном уровне - Министерство гражданской защиты Российской Федерации (МГЗ России), в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации - специальные структурные подразделения (работники) гражданской защиты;

на региональном уровне - региональные центры гражданской защиты МГЗ России;

на территориальном и местном уровнях - органы управления гражданской защиты, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (сектора или специально назначенные лица) гражданской защиты.

Региональные центры гражданской защиты МГЗ России создаются для руководства расположенными в регионе силами и средствами МГЗ России, осуществления в установленном порядке мер по организации и ведению гражданской защиты и координации функционирования территориальных систем РСГЗ на территории соответствующего региона Российской Федерации.

Подразделениями, обеспечивающими повседневное управление РСГЗ, являются: оперативно-дежурные службы органов управления граж-

данской зашит ы дсех уровней, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. Подразделения, с помощью которых осуществляется управление РСГЗ, размещаются на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления РСГЗ обеспечиваются:

максимальным приближением системы связи и управления в повседневных условиях к системе управления в чрезвычайных ситуациях;

оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения, системами жизнеобеспечения, а также заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

сопряжением систем оповещения и связи РСГЗ с соответствующими системами оповещения Минобороны России. МВД России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации;

заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

В состав сил и средств РСГЗ входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные и привлекаемые в соответствии с возложенными на них обязанностями и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в решении задач в области гражданской защиты.

Силы и средства РСГ З состоят из: сил и средств наблюдения и контроля;

сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах;

формирования санитарно-эпидемиологического надзора; ветеринарную службу;

службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания; геофизическую службу;

службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

другие учреждения системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования гражданской защиты.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера включают в себя:

военизированные и другие формирования гражданской защиты, входящие в систему МГЗ России;

аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

формирования Всероссийской службы медицины катастроф; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации;

силы и средства служб гражданской защиты всех уровней; невоенизированные формирования гражданской защиты. Военизированные и другие формирования гражданской защиты МГ З России, аварийно-спасательные службы и формирования субъектов Российской Федерации, ведомственные аварийно-спасательные службы и формирования федеральных органов исполнительной власти, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме и находящиеся в состоянии постоянной готовности, включаются в состав сил повышенной готовности и в установленном порядке могут привлекаться на всех уровнях органами управления гражданской защиты для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного харакзера: в мирное время - по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций; в военное время - во исполнение приказов соответствующих начальников гражданской защиты.

Перечень сил повышенной готовности федерального уровня РСГЗ утверждается Правительством Российской Федерации.

Для решения задач РСГЗ могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел привлекаются для обеспечения функционирования РСГЗ в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2.3. Порядок функционирования Российской системы гражданской защиты

РСГЗ функционирует в соответствии с планами гражданской зашиты на мирное и военное время.

В мирное ерем я в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации различного характера решением начальника гражданской защиты Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или организации в пределах конкретной территории (организации) устанавливается один из следующих режимов функционирования РСГЗ:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, пожарной и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и реальной опасности резкого осложнения радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, пожарной и гидрометеорологической, эпидемиологической, эпизоотической и фитосанитарной обстановки;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСГЗ, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

разработка и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения и территорий, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера;

совершенствование подготовки органов управления гражданской защиты, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях различного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций ситуациях природного, техногенного и военного характера;

осуществление целевых видов страхования;

Одновременно проводится работа по накоплению и содержанию в готовности средств индивидуальной и коллективной защиты населения, необходимых материальных средств, осуществлению инженерно - технических, организационных и иных мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской

Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

б) в режиме повышенной готовности:

организация работы комиссий по гражданской защите по координации деятельности органов управления и сил территориальных и ведомственных систем РСГЗ, их подсистем и звеньев, формированию при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;

приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, у точнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации: организация защиты населения и территорий;

выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций; организация ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения из опасных зон;

установление границ зон чрезвычайных ситуаций; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию нуждающимся экстренной медицинской помощи, по осуществлению других мероприятий, предусмотренных планами гражданской защиты;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районах чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.

Перевод РСТЗ на военное положение производится в соответствии с планами гражданской защиты на военное время в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

План гражданской защиты Российской Федерации на военное время вводится в действие решением Президента Российской Федерации на всей территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, в полном объеме или частично.

Планы гражданской защиты на военное время федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций вводятся в действие соответствующими начальниками гражданской зашиты в установленном пор"/7*'0.

Осуществление мероприятий и выполнение задач фажданской зашиты военного времени на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, а также при введении Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.

Ведение гражданской защиты в военное время включает: приведение в готовность органов управления и сил РСГЗ, технических систем управления и связи фажданской защиты;

проведение первоочередных мероприятий по наращиванию возможностей органов управления, сил и средств фажданской защиты по выполнению возложенных задач;

проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения: всестороннее обеспечение действий сил фажданской защиты;, реализацию других мероприятий, предусмотренных планами фажданской защиты.

Руководство силами и средствами начальники фажданской защиты осуществляют с пунктов управления фажданской защиты.

Для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, их органов, осуществляющих управление фажданской защитой, а также служб и других сил фажданской защиты устанавливаются степени готовности фажданской защиты. Количество и наименование степеней готовности фажданской защиты, а также перечни мероприятий фажданской защиты, проводимые по этим степеням готовности, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по фажданской защите

Финансирование мероприятий по фажданской защите ежегодно планируется и осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Финансирование содержания органов управления, сил и средств РСГЗ и проводимых мероприятий по фажданской защите осуществляются на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Расходы, связанные с вводом в действие планов фажданской защиты на военное время предусматриваются * '•метах федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Технические средства гражданской защиты, необходимые для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, в том числе для оснащения невоенизированных формирований гражданской защиты, приобретаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями самостоятельно за счет соответствующих бюджетов и средств организаций.

Обеспечение потребностей в специальном имуществе, оборонной технике, материалах и запасных частях для их ремонта осуществляется через федеральный орган управления гражданской защиты с оплатой получателем стоимости выделяемых ему материальных средств.

4. Порядок интеграции РСЧС и системы гражданской обороны в Российскую систему гражданской защиты

Интеграция РСЧС и системы гражданской обороны в РСГЗ осуществляется постепенно, без снижения готовности систем, их сил и средств. При этом на первом папе в установленный Правительством Российской Федерации срок (до 2005 г.) продолжают осуществляться мероприятия по совершенствованию функционирования РСЧС, подготовке и ведению гражданской обороны, включая:

разработку и внесение в установленном порядке предложений по изменению и дополнению отдельных статей действующих законодательных и нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработку механизма (включая меры финансово-экономическою и технического характера) и организационных форм привлечения аварийно

- спасателоных служб различной подчиненности к проведению аварийно -спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, а также возмещения понесенных при этом расходов;

дальнейшее реформирование войск гражданской обороны и формирований поисково-спасательной службы, содержащихся за счет федерального бюджета. Завершение работы по преобразованию соединений и воинских частей гражданской обороны в отдельные спасательные центры, а также создание региональных поисково-спасательных отрядов, укрепление и развитие авиации МЧС России;

урегулирование вопросов привлечения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций с возложением на них отдельных задач в этой области;

создание на базе Государственной противопожарной службы МВД России Государственной противопожарно-спасательной службы МЧС России;

реал», ацг-ю мер по созданию и развитию единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;

более четкое определение задач РСЧС и гражданской обороны при крупномасштабных террористических актах, в ходе которых возникают чрезвычайные ситуации на потенциально опасных предприятиях и объектах жизнеобеспечения, а также при возможном применении террористами компонентов оружия массового поражения. Организация целенаправленной подготовки сил РСЧС и гражданской обороны к ликвидации последствий возможных террористических актов различной целевой направленности как в мирное, так и военное время, обеспечение их технической готовности к такой деятельности;

разработку и реализацию мероприятий по созданию единой системы управления РСЧС и фажданской обороны, реконструкцию узлов связи и территориальных систем централизованного оповещения;

осуществление мер по обеспечению содержания существующих защитных сооружений фажданской обороны в технически исправном состоянии и в готовности к приему укрываемых, а также по обеспечению сохранности накопленного имущества фажданской обороны в готовности к использованию по предназначению как в военное, так и в мирное время. Одновременно в целях создания РСГЗ осуществляется: разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов, определяющих создание и функционирование РСГЗ;

проведение в нескольких федеральных органах исполнительной власти (Минатом России, Минтранс России, Госгортехнадзор России и Росгидромет) и субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Республика Дагестан, Краснодарский и Красноярский края, Ленинфадская, Московская, Свердловская, Саратовская и Томская области) экспериментов по созданию и функционированию ведомственных и территориальных подсистем и служб фажданской защиты РСГЗ;

на основе результатов экспериментов принятие окончательного решения о создании РСГЗ, доработка законодательного решения о создании РСГЗ, доработка законодательных и нормативных правовых актов, определяющих порядок её создания и функционирования, их представление установленном порядком на принятие (утверждение).

На втором этапе (после 2005 г.) после принятия законодательных и нормативных правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования РСГЗ, осуществляются организационные и практические меры по созданию РСГЗ, её систем, подсистем, звеньев и служб фажданской защиты на территории Российской Федерации и обеспечению их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.