Научная статья на тему 'Гражданская защита как дальнейший этап развития гражданской обороны'

Гражданская защита как дальнейший этап развития гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1487
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская защита как дальнейший этап развития гражданской обороны»

Гражданская защита как дальнейший этап развития гражданской обороны

Владимиров П. А.

ЦСИ ГЗ МЧС России, работая над проблемами дальнейшего совершенствования и развития гражданской обороны и РСЧС, большое внимание уделяет интеграции этих систем, созданию на их основе в недалеком будущем действительно единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующей как в мирное, так и военное время, которую предполагается назвать Российской системой гражданской зашиты (РСГЗ).

Говоря о создании РСГЗ, необходимо, очевидно, прежде всего, дать понятие термину "гражданская защита".

Под термином "гражданская защита" понимаегся комплекс мероприятий по подготовке к защите и осуществлению защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Последнее. очевидно, можно трактовать как чрезвычайные ситуации военного характера.

Этому термину отдается предпочтение по следующим причинам он предметно условен (как положено названию) и достаточно точно соответствует содержанию терминов "противодействие чрезвычайным ситуациям”, "защита населения и территорий", "предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций", "гражданская оборона";

он краток, емок, удобен в употреблении, объединяет в себе и заменяет все вышеназванные термины со всеми их смысловыми оттенками и различиями, что косвенно содействует интеграции будущей системы в единую, действующую как в мирное, так и военное время;

он более точен, чем термин "гражданская оборона", поскольку фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области является защита, а не такой конфликтный метод активного противодействия, как оборона;

он аналогичен названию подобных обласгей деятельности и систем многих развитых государств, в том числе Европейской системы гражданской защиты, чем упрощает международное сотрудничество в этой области;

он сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне, поскольку на него распространяется действие Протокола I к Женев-

ским конвенциям о защит» жерта воины (Амманская конференция МОГО, 1994 г.) и других актов.

Для реализации комплекса мероприятий гражданской защиты и должна быть создана Российская система гражданской защиты.

Есть ли необходимость или лаже целесообразность создания РСГЗ? На наш взгляд, да!

Если обратиться к истории, то можно констатировать, что появление новых угроз, нового оружия всегда порождало новые средства и способы защиты от них, а на более позднем, современном этапе развития цивилизации - и целые системы защиты.

Появление и бурное развитие после 1-ой мировой войны авиации, ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам обусловило создание в нашей стране в 1932 году местной противовоздушной обороны (МПВО), которая в годы Великой Отечественной войны обеспечила успешную защиту населения и создала условия для устойчивого функционирования объектов народного хозяйства.

За годы войны МПВО превратилась из локальной в общегосударственную систему защипы тыла страны, стала важным элементом обороноспособности государства составной частью Вооруженных Сил страны.

Появление в конце 2-ой мировой войны ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки придало новые аспекты проблемам защиты населения и территорий от оружия массового поражения, это обусловило реорганизацию в 1961 году МПВО в гражданскую оборону.

По этому поводу Маршал Советского Союза Чуйков В.И. писал: "За переменой названия кроется глубокий смысл, ибо МПВО с ее ме-сгными, ограниченными по масштабу и характеру действиями уступила место качественно новой системе, ставшей стратегическим фактором обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне".

Следует признать, что в 60-70-ые годы было достаточно много сделано ;итя обеспечения готовности гражданской обороны. В российски зарубежной прессе неоднократно отмечалось, что состояние гр&,г доской обороны в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.

Вмесге с тем, ориентация гражданской обороны в эти годы только на решение задач военного времени обусловила однобоко^ггь ее развития Авария fia Чернобыльской АЭС это подтвеодияа.

Очевидно, что во второй половине 80-ых годов, когда произошло резкое смягчение международной напряженности, но стали быстро накапливаться проблемы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера был момент для дальнейшего качественного скачка в развитии гражданской обороны за счет ее разворота к проблемам мирного времени, возможно даже ее реорганизации в новую систему, способную решать задачи зашиты населения и территорий как в военное, так и мирное время.

Постановлением I {К КПСС и Совета Министров СССР N 886213 от 30 июля 1987 года "О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны1' была даже продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите, спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

Однако Спитакская трагедия (1988 г.) вновь подтвердила, что решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она оказалась не готовой в полной мере к решению задач мирного времени.

В связи с этим сначала в СССР (1989 г. ), а загем в России (1990 г.) были созданы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вскоре появились и государственные системы (СССР - 1990 г., Россия * 1992 г.), предназначенные для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Таким образом было положено начало существованию в стране двух систем, одна из которых решала задачи защиты населения и территорий в военное время - система гражданской обороны, а вторая - в мирное время, получив впоследствии название "единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (РСЧС).

За время существования РСЧС проделана большая работа по ее становлению и развитию Сегодня она успешно функционирует и осознается гражданами России как одна из структур, призванная обеспечить их безопасность. На ее счету сотни предотвращенных бедствий, успешные действия при землетрясении в Нефтегорске на о.Сахалин, прорыве дамбы Киселевского водохранилища в Свердловской области, массовых пожарах в Иркутской области, наводнении в Якутии и во многих других случаях.

Вместе с тем, сознавая сохраняющуюся для России военную опасность, государство в условиях имеющего место кризиса в стране стремигся поддерживать и гражданскую оборону на возможном

уровне, принимает меры по совершенсгьованию ее структуры, органов управления, сил и средств. Свидетельством тому недавно принятый Федеральный закон "О гражданской обороне", который определил задачи в области гражданской обороны на современном этапе, правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средсгва гражданской обороны. Развернута работа по реализации этого закона.

И все же. на наш взгляд, мы стоим на пороге нового качественного скачка в дальнейшем развитии гражданской обороны путем ее интеграции с РСЧС, т е. создания РСГЗ.

Причины этого следующие:

во-первых, меняются взгляды на ведение современных войн, что связано со снижением ядерных потенциалов ядерных держав, принятием доктрин ограниченного применения ядерного оружия, запрещением и уничтожением химического оружия, появлением новых видов оружия на новых физических принципах, появлением и быстрым расширением масштабов применения высокоточного оружия, использованием политических, экономических, информационных и других видов борьбы. Это, в свою очередь, ведет к расширению задач гражданской обороны, пересмотру способов и средств защиты населения и территорий;

во-вторых, в современных условиях, когда имеет место разгул терроризма, практически непрерывно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых наносятся удары по потенциально опасным объектам, возрастают количество и масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера фактически перемешались задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущается постоянная необходимость как в силах и средствах РСЧС, так и в гражданской обороне;

в-третьих, в условиях переживаемых страной трудностей, ограничен • ресурсов имеется необходимость создания объединенной систров... реализующей единые организационные и методические принципы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера защиты населения и территорий ог них, что позволит, с одной стороны, сократить расходы на содержание системы, а, с другой стороны, пдднять потешшат объединенной системы на более высокий уровень.

Хотелось бы подчеркнуть, что возможность интеграции РСЧС и іражданской обороны в единую систему обуславливается следующим:

единством физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;

сходством воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварии, катастроф и применяемого оружия;

единством целевых функций систем на мирное и военное время (предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение возможного ущерба от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций);

сходством функциональных задач на мирное и военное время, обусловленное единством целевых функций;

возможностью решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;

сходством методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий воздействий и мирное и военное время;

возможностью использования при противодействии чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и военного характера в значительной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества.

Безусловно, система, созданная на базе гражданской обороны и РСЧС, и по задачам, составу сил и средств, порядку выполнения задач и т.д. будет отличаться от своих предшественниц. Фактически родится новая система

Создать такую новую систему, которая бы сразу заработала в полную силу, непросто. На наш взгляд, наиболее реален следующий путь создания РСГЗ В ходе выполнения НИР "Защита-99" в течение 1999 года необходимо разработать проекты необходимых документов: Концепцию создания и ведения іражданской защиты, Федеральный закон ”0 гражданской защите”. Положение о РСГЗ, утверждаемого Правительстром Российской Федерации, и Основы подготовки и ведения гражданской защиты.

По готовности проекта Федерального закона "О гражданской защите", согласованного с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власги субъектов Российской Федерации, выйти с ним установленным порядком в Государственную Думу и после принятия Федерального закона приступить к практическом}' созданию РСГЗ.

Каков облик, на наш лу .¡яд, должна иметь эта система?

На схеме 1 представлены осывиые базовые институты РСЧС, гражданской обороны и РСГЗ, мз рассмотрения которых следует, что РСГЗ предлагается построить, исходя из опыта функционирования двух объединяемых систем, сохраняя, по возможности, существую' щме институты, что облегчит ее создание и становление, сократит расходы

На схеме 2 представлена структура РСГЗ.

Прежде всего, предлагается ввести на всех уровнях институт начальников гражданской защиты. Мы исходим из того, что любая чрезвычайная ситуация - это чрезвычайное событие, когда для руководства работами наиболее эффективно единоначалие.

Учитывая положительный опыт деятельности за последние годы комиссий по чрезвычайным ситуациям в РСЧС, предлагается этот институт сохранить при начальниках гражданской защиты, переименовав их в комиссии гражданской защиты. При этом в мирное время они должны быть координирующими органами, а в военное - консультативными.

Должен сохраниться на всех уровнях системы институт постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера

Полагаем, что министерства, ведомства и организации, во-первых, должны создать ведомственные подсистемы (звенья) для решения задач защиты персонала своих организаций и объектов, а те из них, которые предназначены для решения функциональных задач (мониторинга, контроля, надзора, охраны правопорядка, пожаротушения, проведения аварийно-спасательных и аварийновосстановительных работ, оказания медицинской помощи, жизнеобеспечения пострадавшею населения и т.д.) должны будут создать, кроме того, функциональные службы гражданской защиты, в том числе в составе своих территориальных подсистем.

Говоря о силах РСГЗ, необходимо иметь в виду, что войска гражданской обороны и поисково-спасательная служба МЧС России будут объединены в государственную спасэте.т ,по службу (Г'СС) МЧС России, а ведомственные аварийно-спаса/сльные и аварийновосстановительные подразделения, не вошедшие в состав функциональных служб, а также гражданские организации гражданской защиты должны быть сохранены. В военное время на базе формироаа пий ГСС должны разворачиваться войска гражданской обороны.

Согласно предварительным расчетам создание РСГЗ на бз ? РСЧС и гражданской обороны не потребует значт1тельк.чх матера-

ти:«итуты И\

! рсчс !

і Ким

Г

.1ІІССНЯ

ПО ЧС І_____________________і

\

І. ІЮЬ’гІ 1».МП

| \ !И» І1Иі\Н’*і, |І|іІ.іО і

і

ЧрІ .114.1

А

Ф\ НМІІІОКМ П.чич* 2Г(1 Я >к • І .'МЫ II ІІІІІІЬИ

І Ісіч коію-сіі.іс:н:\імі.ія с і\ /кп.і |

.¡іі:

Силы РСЧС

\ иариГшо-с пасательньїе ве-ІОМС тонные СИЛЫ и службы

ТСГЗ

І

±

Начальник І З

А>

Комиссия (Ю Гі

]

( петы іьно

• ір» Лі 11.1

і

Ф\ мкишжанамас ічаоіи

!

V

І ГніиП

Г осударсгвен-ная спаса іе.и.-

ная служба МЧС России

і

Гра-клане кис оргашшит: І 'і

Анлрііґіио-сіі.іі:!ісаііНЬ!Є не* ЛОМСІЯСІІШиС СИЛЫ и службы

. ¡■'г А

С \ома ,4 і!

1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКИ >Й ФЕДЕРАЦИИ

мвк n

..V . Г. r Фимансэ*

Р, і і I t .1

! .Сили u і 1 iis: ш il мате-

! cpeus- CPCJCI- , '

1 1 Ц<»

_J I)v 5î P >l»!

Гл.-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВІВ

альных затрат, ибо большинство обьединительиых мероприятий будет носить организационный характер.

Вполне очевидно, что в мирное время РСГЗ может функционировать в режимах, установленных для РСЧС ("повседневной деятельности", "повышенной готовности" и "чрезвычайной ситуации"), а В военное время - В соотвегствии с установленными Д-ТЯ Вооруженных Сил страны степенями боевой готовности.

Безусловно, ведение гражданской зашиты в мирное и военное время должно стать предметом совместного ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В заключение следуег подчеркнуть, что образование РСГЗ позволит: создагь, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской зашиты на мирное и военное время на всей территории страны;

создагь единые органы управления, системы связи, силы и средства ка мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время, плавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционирование ) системы;

сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решении совместных задач;

уменьшить расходы федерального бюджета на мероприятия по защите населения и территорий за счет привлечения средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления н связи с признанием, что эти вопросы являются предметом совместного ведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.