Научная статья на тему 'Концепция поэтапной интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Российскую систему гражданской защиты'

Концепция поэтапной интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Российскую систему гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1017
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров В. А., Долгин Н. Н., Малышев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция поэтапной интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Российскую систему гражданской защиты»

Проект

КОНЦЕПЦИЯ нотгапной интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Российскую систему гражданской зашиты

Настоящая Концепция определяет основные взгляды на поэтапную интеграцию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны в Российскую систему фаждалской защиты (РСГ'З), на строительство, организацию и функционирование РОЗ, ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации

1. Необходимость создании и опыт функционирования государственных систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера

На протяжении всей истории цивилизации появление новых угроз природного и техногенного характера, нового оружия всегда порождало новые средства и способы защиты населения и территорий от них, а на более позднем, современном этапе развития цивилизации - создание целых государственных систем зашиты

Необходимость создания государственных сисгем защиты населения и территорий была обусловлена нередко имевшими место огромными масштабами последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для предо! вращения и ликвидации которых требуется сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств, в целом * формирование и реализация государственной политики в данной области.

Именно появление и бурное развитие после 1-ой мировой войны авиации, ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам обусловило создание в нашей стране в 1932 году первой общегосударственной системы зашигы населения - местной противовоздушной обороны (МГ1В0), когорая в годы Великой Отечественной войны обеспечила успешную защиту населения и создала условия для устойчивого функционирования объектов народного хозяйства

Появление в конце 2-ой мировой войны ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки придало новые аспекты проблемам защиты населения и территорий страны и обусловило реорганизацию в 1961 году МПВО в гражданскую оборону, качественно новую систему, ставшую стратегическим фактором обеспечения жизнедеятельности государства в современной ядерной войне.

За прошедшие годы проделана значительная работа по становлению и развш-ию гражданской обороны. Была создана необходимая нормативная правовая база гражданской обороны Вначале она опре-

делялась Положением о гражданской обороне, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1976 года, а в 1998 году был принят Федеральный закон "О гражданской обороне”. Кроме того, в ра*вигие этих актов принят ряд нормативных правовых документов, определивших различные вопросы оргаггизации и ведения гражданской обороны.

Созданы основные базовые институты гражданской обороны: институт начальников гражданской обороны; органы управления, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны (вначале - штабы гражданской обороны, сегодня - министерства, главные управления, управления, отделы, сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным сигуациям); службы гражданской обороны; силы гражданской обороны, состоящие из войск гражданской обороны и невоенизированных формирований гражданской обороны (ныне - гражданские организации гражданской обороны).

Были созданы системы связи и оповещения гражданской обороны, запасы специальных средств гражданской обороны, включая защитные сооружения, средства индивидуальной защиты, медицинские средства и т.д., организовано обучение населения вопросам защиты от средств нападения возможного противника, подготовка специалистов и руководящего состава гражданской обороны.

В целом - была создана и функционирует система гражданской обороны, состояние высокой готовности которой было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.

Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в России (СССР) только на решение задач военного времени обусловила однобокость ее развития по сравнению с аналогичными системами в других странах, где фажданская оборона решает и задачи защиты населения в мирное время (США, Германия, Франция и другие). Этот недостаток проявился в период событий, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС (1986 г ), а затем с землетрясением в Армении (1988 г.).

В связи с этим сначала в СССР (1989 г.), а затем в России (1990 г.) были созданы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а вскоре и государственные системы (СССР -1990 г., Россия -1992 г.), предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате в стране начали параллельно функционировать две государственные системы, одна из которых решает задачи защи-

103

ты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий - система гражданской обороны, а вторая - защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, получившая название “единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'1.

За время сущест вования РСЧС проделана большая работа по ее становлению и развитию. Создана законодательная и нормативная правовая база ее функционирования (Федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.), “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” (1995 г.), ряд постановлений Правительства Российской Федерации, определивших создание и функционирование РСЧС). Созданы силы и средства системы, резервы финансовых и материальных ресурсов на различных условиях для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отработки технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и г.д. Сегодня РСЧС осознается [раж-чанами России как одна из структур, призванная обеспечить их безопасность при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Вместе с тем, в настоящее время актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий нс снижается. Это обусловлено следующим.

Во-первых, постоянным ростом количества природных и техногенных катастроф, приводящих к многочисленным жертвам и огромному' ущербу.

Во-вторых, сохраняющейся военной опасностью для России, которая при определенных условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключаю].

В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах.

В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.

104

Все это свидетельствует, что в современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий ог чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведеггии военных действий или вследствие этих действий, остаются весьма актуальными, являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения безопасности государства, что зафиксировано в Конституции Российской Федерации (ст.71,72), федеральных законах ' О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “О гражданской обороне”, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативных правовых актах Это требует постоянного внимания к этим проблемам, поддержания в готовности РСЧС и гражданской обороны, дальнейшего их совершенствования.

Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем, наряду с совершенствованием их отдельных элементов, является интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).

Целесообразность такой интеграции вызывается;

меняющимися взглядами на ведение современных войн, что связано со снижением ядерных потенциалов ядерных держав, принятием доктрин офаниченного применения ядерного оружия, запреще-ттием и уничтожением химического оружия, появлением новых видов оружия на новых физических притщипах, быстрым расширением масштабов применения высокоточного оружия, использованием политических, экономических, информационных и других видов борьбы. Это ведет к расширению задач фажданской обороны, пересмотру средст в и способов защиты населения и территорий, растиирегшю объемов мероприятий фажданской обороны, проводимых в мирное время с целью ее подготовки к защите населения и территорий в военное время,

имеющим место разгулом терроризма • современных условиях, когда практически непрерывно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых наносятся удары по потенциально опасным объектам, возрастают количество и масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате фактически перемешались задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущает ся ш>-

сгоянная необходимость как в силах и средствах РСЧС, так и гражданской обороны,

целесообразностью создания в условиях, переживаемых страной трудностей, ограниченных ресурсов, объединенной системы, реализующей единые организационные и методические принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что позволит, с одной стороны, сократить расходы на содержание системы, а с другой стороны, поднять потенциал объединенной системы на более высокий уровень. -

Интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему возможна по следующим причинам:

идентичности задач и сходства большинства методов защиты людей и обьекюв экономики и инфраструктуры от поражающих факторов опасных природных явлении, аварий, катастроф и применяемого оружия:

возможности в большинстве случаев решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами убавления, силами и средствами;

сходства методологии и организации наблюдения, контроля и оценки обстановки при различных воздействиях в мирное и военное время.

Следует отметить, что процесс интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГ'З фактически уже идет. Объединены органы управления, Непосредственное управление организацией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как природного, техногенного, так и военного характера осуществляют единые органы управления, уполномоченные на решение задач в этих областях. Используются единые системы связи и оповещения. Войска гражданской обороны принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций ггриродного и техногенного характера и т.д.

Под термином "гражданская зашита" понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространст ва, материатьных и культурных ценностей страны (населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии {далее - от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и ноеиного характера)

Этот термин находит все большее использование потому что:

достаточно полно соответствует содержанию терминов '‘противодействия чрезвычайным ситуациям", “защита населения и территорий”, "предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”, “гражданская оборона”;

краток, удобен в употреблении, объединяет в себе и заменяет все вышеназванные термины со всеми их смысловыми оттенками и различиями, что косвенно содействует интеграции будущей системы в единую на мирное и военное время;

аналогичен названию подобных областей деятельности и систем многих развитых государств, чем упрощает международное сотрудничество в этой области;

сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне, поскольку на него распространено действие Протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны (Амманская конференция МОГО, 1994 г.) и других актов.

Для реализации комплекса мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера и создается РСГЗ Создание РСГЗ позволит:

создать, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны;

создать единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время, плавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционировать) системы;

сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решении совместных задач.

Создание РСГЗ на базе РСЧС и гражданской обороны не потребует значительных материальных заграт, ибо большинство интеграционных мероприятий будег носить орган из а:.'^ чный характер

2. Российская система гражданской защиты

РС13 предназначена для ведения гражданской защиты, выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных

107

органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Основными принципами построения и функционирования РСГЗ являются:

правовая обусловленность деятельности системы; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

территориально-производственный принцип построения системы;

соответствие структуры системы государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;

осуществление деятельности на основе системы приоритетов, концентрации усилий в условиях ограниченных ресурсов на наиболее неотложных, важных и перспективных направлениях работ;

разделение полномочий и ответственности между' звеньями системы с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

целесообразная унифицированность структур системы и порядка ее функционирования на мирное и военное время с учетом особенностей этих периодов;

заблаговременность подготовки страны к ведению гражданской защиты в военное время,

согласованность основных мероприятий гражданской защиты с усилиями, предпринимаемыми в других областях национальной безопасности;

признание (при любых усилиях по противодействию) сохранения риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

дифференцированный подход к уровням зашиты различных категорий населения и территорий (по грушам и категориям гражданской зашиты),

необходимость противодействия всем видам чрезвычайных ситуаций, комплексность проведения мероприятий по их предупреждению и ликвидации;

эшелонированное применение сил и средств; построение финансово-экономических механизмов системы на основе сочетания элементов гражданской и военной экономики:

интеграция с международными и иностранными системами гражданской защиты, в том числе сближение отечественной и международной нормативно-правовых баз.

Основными задачами РСГЗ являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и террит орий;

предупреждение аварий, катастроф, опасных природных явлений, подготовка к ведению гражданской защиты в военное время;

оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;

инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и прот ивопожарная защита населения;

защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

сохранение объектов, существенно необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в военное время;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области гражданской защиты:

проведение аварийно-спасательных и друтих неотложных работ,

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;

срочное захоронение трупов в военное время; всеобщее обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их;

организация управления осуществлением мероприятий гражданской зашиты; -

обеспечение мобилизационной готовности; международное сотрудничество в области !ражданской защиты;

иная деятельность, необходимая для решения задач гражданской защиты, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.

К особенностям ведения гражданской защиты в целях защиты населения и территорий ш чрезвычайных ситуаций военного характера следует отнести;

специальное планирование мероприятий гражданской защиты на всех уровнях на военное время, предусматривающее перевод РСГЗ и ее элементов на военное положение, мобилизационное развертывание органов управления, сил и средств гражданской защиты, направления возможною использования сил и средств гражданской защиты при начале военных действий;

планирование, подготовка и осуществление мероприятий с началом военных действии по маскировке объектов экономики и инфраструктуры с целью их скрытия от средств разведки и защиты от средств поражения противника:

заблаговременное определение объектов, существенно необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в военное время, подготовка и осуществление мероприятий по их сохранению.

3. Организационные основы Российской системы гражданской зашиты

РСГЗ состоит из территориальных и ведомственных подсистем, федеральных служб гражданской защиты и имеет пять уровней: федеральный, региональный (в оперативных границах военных округов), территориальный, местный и объектовый. Структура РСГЗ ггредсгавлена на схеме 1.

Территориальные подсистемы РСГЗ создаются в субъектах Российской Федерации для снижения риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий, и служб гражданской защиты субъектов Российской Федерации.

Аналогичную структуру имеют звенья территориальных подсистем РСГЗ.

В организациях звенья РСГЗ состоят из служб гражданской защиты этих орг анизаций

Ведомственные подсистемы РСГЗ создаются в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации для решения задач в порученных отраслях экономики по снижению риска возник-

110

Российская система^ражд&лекой зашиты

| ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

МВК ГЗ

Финансовые и материальные

ресурсы

1

Силы МГЗ Росси и ГСС

Ведомственные подсистемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ Министерства, ведомства и ор! ашшции РФ

Функцио-

нальные

С.'П'ЖОЫ

Управлении (отделы) ГОЧС

I Финанео-I вые и ш-I термальные речерви

Террипифиалъные подсистемы

Силы н Силы и

средст- средст-

ва ва

Фиьансо-вые и мл- ,

|

териаль- ,

Руководство ооьектов жоно- 1

ч j

чики 4Й ФуНКЦИО-

иальнмс

стокбы

1

1 Сиды и , С иды и |

средст- средст-

! м БЛ

Финансовые и материальные резервы

иовения и ликвидации чрезвычайных ситу аций, защите персонала от них.

Службы гражданской защиты на всех уровнях создаются на базе соответствующих министерств, ведомств и организаций для решения функциональных задач в сфере их деятельности по снижению риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситу аций,

защите населения, материальных и культурных ценностей от них. Перечень создаваемых служб гражданской защиты определяется исходя из особенностей и возможностей территорий и организаций.

Система управления РСГЗ строится по территориальнопроизводственному принципу Ее оперативность, устойчивость и непрерывность обеспечиваются.

максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

сопряжением систем оповещения и связи РСГЗ с соответствующими системами оповещения Минобороны России и МВД России;

заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Общее руководство функционированием РСГЗ осуществляет Правительство Российской Федерации.

Общее руководство функционированием территориальных подсистем и звеньев РСГЗ соответственно осуществляют главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций, которые по должности являются начальниками гражданской защиты соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.

Общее руководство функционированием ведомственных подсистем осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых созданы эти подсистемы.

Каждый уровень РСГЗ имеет свои координирующие органы, пост оянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и

материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСГЗ являются: на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по гражданской защите и ведомственные комиссии по гражданской защиге в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации,

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные комиссии по гражданской защите, действующие при региональных центрах фаж-данской защиты и состоящие из председателей комиссий по фаж-данской защите субъектов Российской Федерации, входящих в данный регион;

на территориальном, местном и объектовом уровнях, охватывающих соответственно территории субъекга Российской Федерации, муниципального образования, организации - комиссии но фаж-данской защите субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации.

Постоянно действующими органами управления РСГЗ являются органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области фажданской защиты:

на федеральном уровне - Министерство фажданской защиты Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской власти - специальные структурные подразделения;

на региональном уровне - региональные центры гражданской защиты МГЗ России;

на территориальном и местном уровнях - органы управления фажданской защит ы, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) фажданской защиты.

На федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях руководители постоянно действующих органов управления РС1"3 по должности являются заместителями соответствующего начальника гражданской защигы.

Региональные ценфы фажданской защиты МГЗ России создаются в целях осуществления руководства силами и средствами МГЗ России, дислоцируемыми на территории региона, координации деятельности комиссий но фажданской защите субъектов Россий-

ской Федерации и руководства деятельностью органов управления гражданской защиты этих же субъектов, входящих в состав региона. Органами повседневного управления РС1 3 являются, оперативно-дежурные службы органов управления гражданской защиты всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

Силы и средства РСГЗ состоят из

сил и средств наблюдения и контроля;

сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на состояние здоровья населения;

формирования санигарно-зпидемиологического надзора; ветеринарную службу;

службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания; геофизическую службу;

службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

учреждения сети мониторинга и прог нозирования гражданской защиты.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

войска гражданской защиты;

аварийно-спасательную службу МГЗ России (формирования спасателей центрального подчинения, территориальные и местные поисково-спасательные службы и отряды, оснащенные специальными транспортными средствами, техникой и оборудованием);

военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации; гражданские организации гражданской защиты; формирования Всероссийской службы медицины катастроф.

Ведомственные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на потенциально опасных об1»ектах, решают задачи по ликвидации последствий аварий и разрушений на объектах в соответствии со своим предназначением и могут, по согласованию с руководителями организаций, привлекаться к решению задач гражданской защиты в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Гражданские организации гражданской защиты создаются в организациях и предназначены для проведения аварийноспасательных и других неотложных работ, выполнения других мероприятий гражданской защиты в организациях, а при необходимости, могут участвовать в решении задач гражданской защиты в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Войска гражданской обороны, формирования аварийноспасательной службы МГЗ России, ведомственные аварийноспасательные формирования, противопожарные формирования и формирования Всероссийской службы медицины катастроф являются силами постоянной готовности и могут привлекаться на всех уровнях органами управления гражданской защиты для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время - по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, в военное время - во исполнение приказов соответствующих начальников гражданской защиты.

Для решения задач РСГЗ могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Силы и средсгва Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средсгва органов внутренних дел используются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Порядок функционирования Российской системы гражданской защиты

В мирное время в зависимости ог обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением на-

чальника фажданской защиты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципатьного образования или организации в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСГЗ:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эгхифитотий и пожаров;

режим повышенной готовности * при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСГЗ, являются:

а) в режиме повседневной деятельности.

осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях,

совершенствование подготовки органов управления гражданской защиты, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; •

создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

принятие на себя соответствующими комиссиями по гражданской защите непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСГЗ, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки недо-

ие

средственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспет черской службы; усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

ор^низация защигы населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей,

выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций,

организация ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

определение границ зон чрезвычайных ситуаций; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, тушению пожаров;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляется перевод РСГЗ на функционирование в условиях военного времени

Степени готовности и порядок функционирования РСГЗ в военное время устанавливаются директивами начальника гражданской защигы Российской Федерации.

Важнейшей задачей, выполняемой РСГЗ в ходе своего функционирования, является выработка и осуществление государственной политики в области зашиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, направленной на создание в сгране условий, обеспечивающих предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых

для устойчивого функционирования экономики и жизнеобеспечения населения ири этих чрезвычайных ситуациях.

Государственная политика в области гражданской защиты формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года, Основных положений военной доктрины Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права в этой област и.

Государственная политика в области гражданской защиты проводится посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным направлениям государственной политики в области гражданской защиты в современных условиях огносятся:

планирование и осуществление мер по совершенствованию и развитию защиты населения и территорий страны в современных социально-экономических условиях на основе анатиза и прогнозирования угроз и опасностей для населения и экономики государства, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, оценки соответствия состояния гражданской защиты, имеющим место угрозам и опасностям, уточнение мобилизационных мероприятий гражданской зашиты;

формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской защиты, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий »ражданской защиты;

совершенствование сил и средств гражданской защиты, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, создание на федератьном. региональном и местном уровнях мобильных группировок сил 1ражданской защиты, реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия;

создание организационных и технических основ решения задачи по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, предусматривающие образование резерва материально-

технических, продовольственных, медицинских и иных средств и ресурсов для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения, восстановление функционирования необходимых коммунальных служб, энергосетей и водоснабжения, определение порядка предоставления крова пострадавшему населению, установление режимов его поведения, труда и отдыха;

осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения при чрезвычайных ситуациях, включая создание научно-методических основ этого направления, подготовку мероприятий по различным видам защиты и маскировки объектов экономики и инфраструктуры, подготовку объектов к восстановлению своих функций и ликвидации последствий их разрушения, вопросы организации накопления и сохранения фонда защитных сооружений, обеспечения отселения или эвакуации населения из приграничных районов, прогнозируемых зон поражения, заражения опасными веществами, а также из зон возможного катастрофического затопления;

дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской защите, подготовки руководящег о состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социальноэкономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения и другое;

активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской защиты, включая подготовку, подписание и реализацию двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской защите, всемирное содействие формированию системы коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213\3 - “Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях (ВРСГО)”.

Реализация государственной политики в области гражданской защиты в Российской Федерации должна осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления в общей системе оборонного строительства и обеспечения безопасности страны через органы управления, специально уполномоченные на решение задач гражданской защиты, путем разработки нормативных правовых актов в области гражданской защиты, разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых программ, планов фа-

119

жданской защиты, а также через систему государственного мобилизационного планирования.

5. Этапы интеграции РСЧС и гражданской обороны в Российскую систему гражданской защиты

Ингарация РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ осуществляется поэтапно без снижения готовности систем, их сил и средств, с заблаговременной разработкой нормативных правовых документов, определяющих эту* интеграцию и функционирование элементов новой системы и системы в целом, и утверждением их после апробации в ходе опытного использования в нескольких организациях, муниципальных образованиях и объектах Российской Федерации

Этапы интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ включают следующие основные мероприятия;

первый этап (1999-2000 гг.) - разрабатываются и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты основных нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование РСГЗ, ее подсистем и звеньев, в том числе поэтапную интеграцию РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ (Концепции поэтапной интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ, Федерального закона “О гражданской защите”, Положения о РСГЗ, типовых положений о подсистемах и звеньях РСГЗ, службах гражданской защиты, гражданских организаций гражданской защиты и других), проекты директивных документов о вводе в действие нормативных правовых актов, вносится предложение в Правительство Российской Федерации о создании и опытном функционировании нескольких территориачьных и ведомственных подсистем РСГЗ;

второй этап <2001-2002 гг.) - опытное функционирование нескольких территориачьных и ведомственных подсистем РСГЗ, реформирование войск гражданской обороны, доработка проектов нормативных правовых актов, определяющих поэтапную интеграцию РСЧС и гражданской обороны, создание и функционирование РСГЗ, на основе данных опытною функционирования подсистем РСГЗ, внесение в Государственную Думу Федератьного собрания Российской Федерации проекта Федератьного закона “О гражданской защите

третий этап (2003 I.) - после принятия Федерального закона “О гражданской защите” в Правительство Российской Федерации вносятся проекты нормативных правовых актов о создании и функционировании РСГЗ, осуществляется реформирование сил РСЧС и гражданской обороны, принимается решение о начале функционирования РСГЗ в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.