Проект
КОНЦЕПЦИЯ нотгапной интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Российскую систему гражданской зашиты
Настоящая Концепция определяет основные взгляды на поэтапную интеграцию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны в Российскую систему фаждалской защиты (РСГ'З), на строительство, организацию и функционирование РОЗ, ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации
1. Необходимость создании и опыт функционирования государственных систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера
На протяжении всей истории цивилизации появление новых угроз природного и техногенного характера, нового оружия всегда порождало новые средства и способы защиты населения и территорий от них, а на более позднем, современном этапе развития цивилизации - создание целых государственных систем зашиты
Необходимость создания государственных сисгем защиты населения и территорий была обусловлена нередко имевшими место огромными масштабами последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для предо! вращения и ликвидации которых требуется сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств, в целом * формирование и реализация государственной политики в данной области.
Именно появление и бурное развитие после 1-ой мировой войны авиации, ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам обусловило создание в нашей стране в 1932 году первой общегосударственной системы зашигы населения - местной противовоздушной обороны (МГ1В0), когорая в годы Великой Отечественной войны обеспечила успешную защиту населения и создала условия для устойчивого функционирования объектов народного хозяйства
Появление в конце 2-ой мировой войны ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки придало новые аспекты проблемам защиты населения и территорий страны и обусловило реорганизацию в 1961 году МПВО в гражданскую оборону, качественно новую систему, ставшую стратегическим фактором обеспечения жизнедеятельности государства в современной ядерной войне.
За прошедшие годы проделана значительная работа по становлению и развш-ию гражданской обороны. Была создана необходимая нормативная правовая база гражданской обороны Вначале она опре-
делялась Положением о гражданской обороне, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1976 года, а в 1998 году был принят Федеральный закон "О гражданской обороне”. Кроме того, в ра*вигие этих актов принят ряд нормативных правовых документов, определивших различные вопросы оргаггизации и ведения гражданской обороны.
Созданы основные базовые институты гражданской обороны: институт начальников гражданской обороны; органы управления, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны (вначале - штабы гражданской обороны, сегодня - министерства, главные управления, управления, отделы, сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным сигуациям); службы гражданской обороны; силы гражданской обороны, состоящие из войск гражданской обороны и невоенизированных формирований гражданской обороны (ныне - гражданские организации гражданской обороны).
Были созданы системы связи и оповещения гражданской обороны, запасы специальных средств гражданской обороны, включая защитные сооружения, средства индивидуальной защиты, медицинские средства и т.д., организовано обучение населения вопросам защиты от средств нападения возможного противника, подготовка специалистов и руководящего состава гражданской обороны.
В целом - была создана и функционирует система гражданской обороны, состояние высокой готовности которой было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.
Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в России (СССР) только на решение задач военного времени обусловила однобокость ее развития по сравнению с аналогичными системами в других странах, где фажданская оборона решает и задачи защиты населения в мирное время (США, Германия, Франция и другие). Этот недостаток проявился в период событий, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС (1986 г ), а затем с землетрясением в Армении (1988 г.).
В связи с этим сначала в СССР (1989 г.), а затем в России (1990 г.) были созданы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а вскоре и государственные системы (СССР -1990 г., Россия -1992 г.), предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В результате в стране начали параллельно функционировать две государственные системы, одна из которых решает задачи защи-
103
ты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий - система гражданской обороны, а вторая - защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, получившая название “единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'1.
За время сущест вования РСЧС проделана большая работа по ее становлению и развитию. Создана законодательная и нормативная правовая база ее функционирования (Федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.), “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” (1995 г.), ряд постановлений Правительства Российской Федерации, определивших создание и функционирование РСЧС). Созданы силы и средства системы, резервы финансовых и материальных ресурсов на различных условиях для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отработки технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и г.д. Сегодня РСЧС осознается [раж-чанами России как одна из структур, призванная обеспечить их безопасность при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Вместе с тем, в настоящее время актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий нс снижается. Это обусловлено следующим.
Во-первых, постоянным ростом количества природных и техногенных катастроф, приводящих к многочисленным жертвам и огромному' ущербу.
Во-вторых, сохраняющейся военной опасностью для России, которая при определенных условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты.
Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключаю].
В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах.
В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.
104
Все это свидетельствует, что в современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий ог чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведеггии военных действий или вследствие этих действий, остаются весьма актуальными, являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения безопасности государства, что зафиксировано в Конституции Российской Федерации (ст.71,72), федеральных законах ' О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “О гражданской обороне”, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативных правовых актах Это требует постоянного внимания к этим проблемам, поддержания в готовности РСЧС и гражданской обороны, дальнейшего их совершенствования.
Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем, наряду с совершенствованием их отдельных элементов, является интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).
Целесообразность такой интеграции вызывается;
меняющимися взглядами на ведение современных войн, что связано со снижением ядерных потенциалов ядерных держав, принятием доктрин офаниченного применения ядерного оружия, запреще-ттием и уничтожением химического оружия, появлением новых видов оружия на новых физических притщипах, быстрым расширением масштабов применения высокоточного оружия, использованием политических, экономических, информационных и других видов борьбы. Это ведет к расширению задач фажданской обороны, пересмотру средст в и способов защиты населения и территорий, растиирегшю объемов мероприятий фажданской обороны, проводимых в мирное время с целью ее подготовки к защите населения и территорий в военное время,
имеющим место разгулом терроризма • современных условиях, когда практически непрерывно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых наносятся удары по потенциально опасным объектам, возрастают количество и масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате фактически перемешались задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущает ся ш>-
сгоянная необходимость как в силах и средствах РСЧС, так и гражданской обороны,
целесообразностью создания в условиях, переживаемых страной трудностей, ограниченных ресурсов, объединенной системы, реализующей единые организационные и методические принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что позволит, с одной стороны, сократить расходы на содержание системы, а с другой стороны, поднять потенциал объединенной системы на более высокий уровень. -
Интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему возможна по следующим причинам:
идентичности задач и сходства большинства методов защиты людей и обьекюв экономики и инфраструктуры от поражающих факторов опасных природных явлении, аварий, катастроф и применяемого оружия:
возможности в большинстве случаев решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами убавления, силами и средствами;
сходства методологии и организации наблюдения, контроля и оценки обстановки при различных воздействиях в мирное и военное время.
Следует отметить, что процесс интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГ'З фактически уже идет. Объединены органы управления, Непосредственное управление организацией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как природного, техногенного, так и военного характера осуществляют единые органы управления, уполномоченные на решение задач в этих областях. Используются единые системы связи и оповещения. Войска гражданской обороны принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций ггриродного и техногенного характера и т.д.
Под термином "гражданская зашита" понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространст ва, материатьных и культурных ценностей страны (населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии {далее - от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и ноеиного характера)
Этот термин находит все большее использование потому что:
достаточно полно соответствует содержанию терминов '‘противодействия чрезвычайным ситуациям", “защита населения и территорий”, "предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”, “гражданская оборона”;
краток, удобен в употреблении, объединяет в себе и заменяет все вышеназванные термины со всеми их смысловыми оттенками и различиями, что косвенно содействует интеграции будущей системы в единую на мирное и военное время;
аналогичен названию подобных областей деятельности и систем многих развитых государств, чем упрощает международное сотрудничество в этой области;
сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне, поскольку на него распространено действие Протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны (Амманская конференция МОГО, 1994 г.) и других актов.
Для реализации комплекса мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера и создается РСГЗ Создание РСГЗ позволит:
создать, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны;
создать единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время, плавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционировать) системы;
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решении совместных задач.
Создание РСГЗ на базе РСЧС и гражданской обороны не потребует значительных материальных заграт, ибо большинство интеграционных мероприятий будег носить орган из а:.'^ чный характер
2. Российская система гражданской защиты
РС13 предназначена для ведения гражданской защиты, выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных
107
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Основными принципами построения и функционирования РСГЗ являются:
правовая обусловленность деятельности системы; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
территориально-производственный принцип построения системы;
соответствие структуры системы государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;
осуществление деятельности на основе системы приоритетов, концентрации усилий в условиях ограниченных ресурсов на наиболее неотложных, важных и перспективных направлениях работ;
разделение полномочий и ответственности между' звеньями системы с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
целесообразная унифицированность структур системы и порядка ее функционирования на мирное и военное время с учетом особенностей этих периодов;
заблаговременность подготовки страны к ведению гражданской защиты в военное время,
согласованность основных мероприятий гражданской защиты с усилиями, предпринимаемыми в других областях национальной безопасности;
признание (при любых усилиях по противодействию) сохранения риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
дифференцированный подход к уровням зашиты различных категорий населения и территорий (по грушам и категориям гражданской зашиты),
необходимость противодействия всем видам чрезвычайных ситуаций, комплексность проведения мероприятий по их предупреждению и ликвидации;
эшелонированное применение сил и средств; построение финансово-экономических механизмов системы на основе сочетания элементов гражданской и военной экономики:
интеграция с международными и иностранными системами гражданской защиты, в том числе сближение отечественной и международной нормативно-правовых баз.
Основными задачами РСГЗ являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и террит орий;
предупреждение аварий, катастроф, опасных природных явлений, подготовка к ведению гражданской защиты в военное время;
оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и прот ивопожарная защита населения;
защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
сохранение объектов, существенно необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в военное время;
проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области гражданской защиты:
проведение аварийно-спасательных и друтих неотложных работ,
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
срочное захоронение трупов в военное время; всеобщее обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их;
организация управления осуществлением мероприятий гражданской зашиты; -
обеспечение мобилизационной готовности; международное сотрудничество в области !ражданской защиты;
иная деятельность, необходимая для решения задач гражданской защиты, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.
К особенностям ведения гражданской защиты в целях защиты населения и территорий ш чрезвычайных ситуаций военного характера следует отнести;
специальное планирование мероприятий гражданской защиты на всех уровнях на военное время, предусматривающее перевод РСГЗ и ее элементов на военное положение, мобилизационное развертывание органов управления, сил и средств гражданской защиты, направления возможною использования сил и средств гражданской защиты при начале военных действий;
планирование, подготовка и осуществление мероприятий с началом военных действии по маскировке объектов экономики и инфраструктуры с целью их скрытия от средств разведки и защиты от средств поражения противника:
заблаговременное определение объектов, существенно необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в военное время, подготовка и осуществление мероприятий по их сохранению.
3. Организационные основы Российской системы гражданской зашиты
РСГЗ состоит из территориальных и ведомственных подсистем, федеральных служб гражданской защиты и имеет пять уровней: федеральный, региональный (в оперативных границах военных округов), территориальный, местный и объектовый. Структура РСГЗ ггредсгавлена на схеме 1.
Территориальные подсистемы РСГЗ создаются в субъектах Российской Федерации для снижения риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий, и служб гражданской защиты субъектов Российской Федерации.
Аналогичную структуру имеют звенья территориальных подсистем РСГЗ.
В организациях звенья РСГЗ состоят из служб гражданской защиты этих орг анизаций
Ведомственные подсистемы РСГЗ создаются в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации для решения задач в порученных отраслях экономики по снижению риска возник-
110
Российская система^ражд&лекой зашиты
| ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
МВК ГЗ
Финансовые и материальные
ресурсы
1
Силы МГЗ Росси и ГСС
Ведомственные подсистемы
\ Министерства, ведомства и ор! ашшции РФ
Функцио-
нальные
С.'П'ЖОЫ
Управлении (отделы) ГОЧС
I Финанео-I вые и ш-I термальные речерви
Террипифиалъные подсистемы
Силы н Силы и
средст- средст-
ва ва
Фиьансо-вые и мл- ,
|
териаль- ,
Руководство ооьектов жоно- 1
ч j
чики 4Й ФуНКЦИО-
■
иальнмс
стокбы
1
1 Сиды и , С иды и |
средст- средст-
! м БЛ
Финансовые и материальные резервы
иовения и ликвидации чрезвычайных ситу аций, защите персонала от них.
Службы гражданской защиты на всех уровнях создаются на базе соответствующих министерств, ведомств и организаций для решения функциональных задач в сфере их деятельности по снижению риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситу аций,
защите населения, материальных и культурных ценностей от них. Перечень создаваемых служб гражданской защиты определяется исходя из особенностей и возможностей территорий и организаций.
Система управления РСГЗ строится по территориальнопроизводственному принципу Ее оперативность, устойчивость и непрерывность обеспечиваются.
максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;
сопряжением систем оповещения и связи РСГЗ с соответствующими системами оповещения Минобороны России и МВД России;
заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.
Общее руководство функционированием РСГЗ осуществляет Правительство Российской Федерации.
Общее руководство функционированием территориальных подсистем и звеньев РСГЗ соответственно осуществляют главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций, которые по должности являются начальниками гражданской защиты соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
Общее руководство функционированием ведомственных подсистем осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых созданы эти подсистемы.
Каждый уровень РСГЗ имеет свои координирующие органы, пост оянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и
материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСГЗ являются: на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по гражданской защите и ведомственные комиссии по гражданской защиге в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации,
на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные комиссии по гражданской защите, действующие при региональных центрах фаж-данской защиты и состоящие из председателей комиссий по фаж-данской защите субъектов Российской Федерации, входящих в данный регион;
на территориальном, местном и объектовом уровнях, охватывающих соответственно территории субъекга Российской Федерации, муниципального образования, организации - комиссии но фаж-данской защите субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации.
Постоянно действующими органами управления РСГЗ являются органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области фажданской защиты:
на федеральном уровне - Министерство фажданской защиты Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской власти - специальные структурные подразделения;
на региональном уровне - региональные центры гражданской защиты МГЗ России;
на территориальном и местном уровнях - органы управления фажданской защит ы, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) фажданской защиты.
На федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях руководители постоянно действующих органов управления РС1"3 по должности являются заместителями соответствующего начальника гражданской защигы.
Региональные ценфы фажданской защиты МГЗ России создаются в целях осуществления руководства силами и средствами МГЗ России, дислоцируемыми на территории региона, координации деятельности комиссий но фажданской защите субъектов Россий-
ской Федерации и руководства деятельностью органов управления гражданской защиты этих же субъектов, входящих в состав региона. Органами повседневного управления РС1 3 являются, оперативно-дежурные службы органов управления гражданской защиты всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.
Силы и средства РСГЗ состоят из
сил и средств наблюдения и контроля;
сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на состояние здоровья населения;
формирования санигарно-зпидемиологического надзора; ветеринарную службу;
службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания; геофизическую службу;
службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;
учреждения сети мониторинга и прог нозирования гражданской защиты.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:
войска гражданской защиты;
аварийно-спасательную службу МГЗ России (формирования спасателей центрального подчинения, территориальные и местные поисково-спасательные службы и отряды, оснащенные специальными транспортными средствами, техникой и оборудованием);
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации; гражданские организации гражданской защиты; формирования Всероссийской службы медицины катастроф.
Ведомственные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на потенциально опасных об1»ектах, решают задачи по ликвидации последствий аварий и разрушений на объектах в соответствии со своим предназначением и могут, по согласованию с руководителями организаций, привлекаться к решению задач гражданской защиты в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Гражданские организации гражданской защиты создаются в организациях и предназначены для проведения аварийноспасательных и других неотложных работ, выполнения других мероприятий гражданской защиты в организациях, а при необходимости, могут участвовать в решении задач гражданской защиты в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Войска гражданской обороны, формирования аварийноспасательной службы МГЗ России, ведомственные аварийноспасательные формирования, противопожарные формирования и формирования Всероссийской службы медицины катастроф являются силами постоянной готовности и могут привлекаться на всех уровнях органами управления гражданской защиты для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время - по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, в военное время - во исполнение приказов соответствующих начальников гражданской защиты.
Для решения задач РСГЗ могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Силы и средсгва Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средсгва органов внутренних дел используются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. Порядок функционирования Российской системы гражданской защиты
В мирное время в зависимости ог обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением на-
чальника фажданской защиты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципатьного образования или организации в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСГЗ:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эгхифитотий и пожаров;
режим повышенной готовности * при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСГЗ, являются:
а) в режиме повседневной деятельности.
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях,
совершенствование подготовки органов управления гражданской защиты, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; •
создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по гражданской защите непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСГЗ, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки недо-
ие
средственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспет черской службы; усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
ор^низация защигы населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей,
выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций,
организация ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
определение границ зон чрезвычайных ситуаций; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, тушению пожаров;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляется перевод РСГЗ на функционирование в условиях военного времени
Степени готовности и порядок функционирования РСГЗ в военное время устанавливаются директивами начальника гражданской защигы Российской Федерации.
Важнейшей задачей, выполняемой РСГЗ в ходе своего функционирования, является выработка и осуществление государственной политики в области зашиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, направленной на создание в сгране условий, обеспечивающих предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых
для устойчивого функционирования экономики и жизнеобеспечения населения ири этих чрезвычайных ситуациях.
Государственная политика в области гражданской защиты формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года, Основных положений военной доктрины Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права в этой област и.
Государственная политика в области гражданской защиты проводится посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.
К основным направлениям государственной политики в области гражданской защиты в современных условиях огносятся:
планирование и осуществление мер по совершенствованию и развитию защиты населения и территорий страны в современных социально-экономических условиях на основе анатиза и прогнозирования угроз и опасностей для населения и экономики государства, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, оценки соответствия состояния гражданской защиты, имеющим место угрозам и опасностям, уточнение мобилизационных мероприятий гражданской зашиты;
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской защиты, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий »ражданской защиты;
совершенствование сил и средств гражданской защиты, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, создание на федератьном. региональном и местном уровнях мобильных группировок сил 1ражданской защиты, реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия;
создание организационных и технических основ решения задачи по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, предусматривающие образование резерва материально-
технических, продовольственных, медицинских и иных средств и ресурсов для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения, восстановление функционирования необходимых коммунальных служб, энергосетей и водоснабжения, определение порядка предоставления крова пострадавшему населению, установление режимов его поведения, труда и отдыха;
осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения при чрезвычайных ситуациях, включая создание научно-методических основ этого направления, подготовку мероприятий по различным видам защиты и маскировки объектов экономики и инфраструктуры, подготовку объектов к восстановлению своих функций и ликвидации последствий их разрушения, вопросы организации накопления и сохранения фонда защитных сооружений, обеспечения отселения или эвакуации населения из приграничных районов, прогнозируемых зон поражения, заражения опасными веществами, а также из зон возможного катастрофического затопления;
дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской защите, подготовки руководящег о состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социальноэкономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения и другое;
активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской защиты, включая подготовку, подписание и реализацию двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской защите, всемирное содействие формированию системы коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213\3 - “Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях (ВРСГО)”.
Реализация государственной политики в области гражданской защиты в Российской Федерации должна осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления в общей системе оборонного строительства и обеспечения безопасности страны через органы управления, специально уполномоченные на решение задач гражданской защиты, путем разработки нормативных правовых актов в области гражданской защиты, разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых программ, планов фа-
119
жданской защиты, а также через систему государственного мобилизационного планирования.
5. Этапы интеграции РСЧС и гражданской обороны в Российскую систему гражданской защиты
Ингарация РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ осуществляется поэтапно без снижения готовности систем, их сил и средств, с заблаговременной разработкой нормативных правовых документов, определяющих эту* интеграцию и функционирование элементов новой системы и системы в целом, и утверждением их после апробации в ходе опытного использования в нескольких организациях, муниципальных образованиях и объектах Российской Федерации
Этапы интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ включают следующие основные мероприятия;
первый этап (1999-2000 гг.) - разрабатываются и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты основных нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование РСГЗ, ее подсистем и звеньев, в том числе поэтапную интеграцию РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ (Концепции поэтапной интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ, Федерального закона “О гражданской защите”, Положения о РСГЗ, типовых положений о подсистемах и звеньях РСГЗ, службах гражданской защиты, гражданских организаций гражданской защиты и других), проекты директивных документов о вводе в действие нормативных правовых актов, вносится предложение в Правительство Российской Федерации о создании и опытном функционировании нескольких территориачьных и ведомственных подсистем РСГЗ;
второй этап <2001-2002 гг.) - опытное функционирование нескольких территориачьных и ведомственных подсистем РСГЗ, реформирование войск гражданской обороны, доработка проектов нормативных правовых актов, определяющих поэтапную интеграцию РСЧС и гражданской обороны, создание и функционирование РСГЗ, на основе данных опытною функционирования подсистем РСГЗ, внесение в Государственную Думу Федератьного собрания Российской Федерации проекта Федератьного закона “О гражданской защите
третий этап (2003 I.) - после принятия Федерального закона “О гражданской защите” в Правительство Российской Федерации вносятся проекты нормативных правовых актов о создании и функционировании РСГЗ, осуществляется реформирование сил РСЧС и гражданской обороны, принимается решение о начале функционирования РСГЗ в полном объеме.