Научная статья на тему 'Положение о Российской системе гражданской защиты'

Положение о Российской системе гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров В. А., Долгин Н. Н., Малышев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение о Российской системе гражданской защиты»

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ о Российской системе гражданской защиты

Настоящее Положение определяет задачи, принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов Российской системы гражданской защиты (далее - РСГЗ), а также основные вопросы ее функционирования.

РСГЗ предназначена для защиты населения, земельною, водного и воздушною пространства, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ог опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие зтих действий (далее - от чрезвычайных ситуаций).

Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местною самоуправления и организаций (имеются в виду предприятия, учреждения и организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в компетенцию которых входят функции по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций.

I. Общие положения

1. Законодательной и нормативной правовой базой организации и функ1 тонирования РСГЗ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы “О гражданской защите”, “Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О радиационной безопасности населения”, “О пожарной безопасности”, “О безопасности гидротехнических сооружений”, настоящее Положение, иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Защита населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций обеспечивается проведением мероприятий по следующим основным направлениям:

снижеште риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

снижение потерь и ущерба ш чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

3. В соответствии с Федеральным законом “О гражданской защипе” основными задачами РСГЗ являются:

реализация государственной политики в области гражданской

защиты;

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, потерь и ущерба от них;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы,

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита;

защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растении от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки,

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в обласги гражданской зашиты;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, ликвидация чрезвычайных ситуаций, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;

срочное захоронение трупов в военное время; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, проведение гуманитарных акций;

всеобщее обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

иная деятельность, необходимая для решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая планирование и организацию проведения необходимых мероприятий.

II. Основы организации и органы управления РСГЗ

4. РСГЗ состоит из территориальных и ведомственных подсистем, федеральных служб гражданской защиты и имеет пять уровней: федеральный, региональный (в оперативных границах военных округов), территориальный, местный и объектовый.

5. Территориальные подсистемы РСГЗ создаются в субъектах Российской Федерации для снижения риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий, и служб гражданской защиты субъектов Российской Федерации.

Аналогичную структуру имеют звенья территориальных подсистем РС13.

В организациях звенья РСГЗ состоят из служб 1ражданской защиты этих организации

6. Ведомственные подсистемы РСГЗ создаются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации для решения задач в порученных отраслях экономики по снижению риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите персонала от них.

7. Службы гражданской защиты на всех уровнях создаются на базе соответствующих министерств, ведомств и организаций для решения функциональных задач в сфере их деятельности по снижению риска возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, зашите населения, материальных и культурных ценностей от них. Перечень создаваемых служб гражданской защиты определяется исходя из особенностей и возможностей территорий и организаций.

8. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и звеньев РСГЗ определяются положениями об этих подсистемах и звеньях, утверждаемыми соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской защиты (далее - органами управления гражданской защиты).

9. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования ведомственных подсистем РСГЗ определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством гражданской защиты Российской Федерации.

10. Положения о службах гражданской защиты, в т.ч. федеральных, разрабатываются начальниками служб и утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по согласованию с органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской защиты.

Положение о федеральной службе гражданской защиты реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

11. Система управления РСГЗ строится по территориальнопроизводственному принципу Бе оперативность, устойчивость и непрерывность обеспечиваются:

максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций,

оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

сопряжением систем оповещения и связи РСГЗ с соответствующими системами оповещения Минобороны России и МВД России;

заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

12. Обще руководство функционированием РСГЗ осуществляет Правительство Российской Федерации.

Общее руководство функционированием территориальных подсистем и звеньев РСГЗ соответственно осуществляют главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций, которые по должности являются начальниками гражданской защиты соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организации.

Общее руководство функционированием ведомственных подсистем осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых созданы эти подсистемы.

11еречисленные руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за состояние функционирования соответствующих территориальных и ведомсгвенных подсистем и звеньев РСГЗ и имеют права в пределах своих полномочий, установленные Федерааьным законом “О гражданской защите”.

13. Каждый уровень РСГЗ имеет свои координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специатьно уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты, органы повседневного управления, силы и средства резервы финансовых и ма-териачьных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

14. Координирующими органами РС'ГЗ являются:

на федератьном уровне - Межведомственная комиссия по фаж-данской защите и ведомственные комиссии по фажданской защите в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации:

на региональном уровне - регионатьные комиссии по гражданской защите, действующие при региональных центрах гражданской защиты и состоящие из председателей комиссий по гражданской защите субъектов Российской Федерации, входящих в данный регион;

на территориальном, местном и объектовом уровнях, охватывающих соответственно территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации - комиссии по гражданской защите субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации.*

Положение о Межведомственной комиссии по фажданской за-шиге и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения о региональных комиссиях по фажданской защите и их составы утверждаются Министром гражданской защиты Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.

11оложения о комиссиях по гражданской защите федератьных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций, а также составы этих комиссий утверждаются соответ -

‘Комиссии по фажданской защите на объектовом уровне создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.

ствующими руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций.

15. Основными задачами комиссий по гражданской защите федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации являются:

руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в мирное и военное время;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства материальных и культурных ценностей;

организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

организация работ по созданию страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов;

обеспечение готовности органов управления фажданской защиты, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координация и руководство работами по их ликвидации на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти или организации Российской Федерации, включая эвакуацию персона!а объектов,

обеспечение выполнения мероприятий по тушению пожаров, экстренной медицинской помощи, проведению аварийноспасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

руководство созданием и использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов дтя ликвидации чрезвычайных ситуации;

участие в осуществлении мероприятий по социатьной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в област и защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства технологических процессов, а также правил защиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;

координация подготовки руководящего состава сил и средств, а также персонала подведомственных организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

При комиссиях по гражданской защите могут создаваться штатные структурные подразделения, состав которых определяется федеральным органом исполнительной власти в зависимости от объемов работ.

16. Основными задачами комиссий по гражданской защите субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются:

организация и контроль за осуществлением мероприятий гражданской защиты, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления гражданской зашиты, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;

организация разработки нормативных правовых актов в области гражданской защиты;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ в области гражданской защиты; создание резервов финансовых и материальных ресурсов; взаимодействие с другими комиссиями по гражданской защите, военным командованием и общест венными объединениями по вопросам гражданской защиты, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств {ражданской защиты для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций,

руководство работами по ликвидации чрезвычайных сигуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам, обеспечение работ по тушению пожаров, оказанию экстренной медицинской помощи, организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;

организация сбора и обмена информацией в области гражданской защиты;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСТЗ по вопросам гражданской защиты.

17. Основными задачами комиссии по гражданской защите организаций являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по гражданской защите, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и обьектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

создание необходимых служб гражданской защиты, обеспечение готовности сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство их ликвидацией, включая тушение пожаров, оказание экстренной медицинской помощи и эвакуацию персонала организаций и в безопасные районы;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств гражданской защиты, а также персонала организаций и объектов по вопросам гражданской защиты.

18 Постоянно действующими органами управления РСГЗ являются органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты:

на федеральном уровне - Министерство хражданской защиты Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской власти - специальные структурные подразделения;

на региональном уровне - региональные центры гражданской защиты МГЗ России;

на территориальном и местном уровнях - органы управления гражданской защиты, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) [ражданской защиты.

На федераиьном, территориальном, местном и объектовом уровнях руководители постоянно действующих органов управления РСГЗ по должности являются заместителями соответствующего начальника Iражданской защиты.

19. Региональные центры (ражданской защиты МГЗ России создаются в целях осуществления руководства силами и средствами МГЗ России, дислоцируемыми на территории региона координации деятельности комиссий по гражданской защите субъектов России-

ской Федерации и руководства деятельностью органов управления гражданской защиты этих же субъектов, входящих в состав региона.

20. Органами повседневного управления РСГЗ являются: оперативно-дежурные службы органов управления гражданской

защиты всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размещение органов повседневного управления РСГЗ осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию

III. Силы и средства РСГЗ

21. Основными задачами сил и средств РСГЗ являются: осуществление мониторинга наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСГЗ;

ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийноспасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

проведение эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы,

проведение работ но первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения, материальных и культурных ценностей;

восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по маскировке объектов экономики и инфраструктуры в военное время,

захоронение трупов в военное время,

поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации:

разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях

22. Силы и средства РСГЗ состоят из: сил и средств наблюдения и контроля;

сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

23. Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на состояние здоровья населения;

формирования санитарно-эпидемиологического надзора: ветеринарную службу;

службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания; геофизическую службу;

службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

космические средства Е(аблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

учреждения сети мониторинга и прогнозирования гражданской защиты.

24 Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

войска гражданской защиты;

аварийно-спасательную службу МГЗ России (формирования спасателей центрального подчинения, территориальные и местные поисково-спасательные службы и отряды, оснащенные специальными транспортными средствами, техникой и оборудованием);

военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации; гражданские организации гражданской зашиты:

'юрмирования Всероссийской службы медицины катастроф

25. Ведомственные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на потенциально опасных объектах, решают задачи по ликвидации последствий аварий и разрушении на объектах я соответствии со своим предназначением и могут, по согласованию с руководителями организаций, привлекаться к решению задач гражданской защиты в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

26. Г ражданские организации гражданской защиты создаются в организациях и предназначены для проведения аварийноспасательных и других неотложных работ, выполнения других мероприятий гражданской защиты в организациях, а при необходимости, могут участвовать в решении задач гражданской защиты в интересах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Типовой состав гражданских организаций гражданской защиты, их задачи, порядок формирования и организация действий отделяются “Положением о гражданских организациях гражданской защиты”, утверждаемым Правительством Российской Федерации

27. Войска гражданской защиты, формирования аварийноспасательной службы МГЗ России, ведомственные аварийноспасательные формирования, противопожарные формирования и формирования Всероссийской службы медицины катастроф являются силами постоянной готовности и в установленном порядке могут привлекаться на всех уровнях органами управления гражданской защиты для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время - по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, в военное время - во исполнение приказов соответствующих начальников гражданской защиты.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня РСГЗ утверждается Правительством Российской Федерации

28. Для решения задач РСГЗ могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирова!шй привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел используются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

29. Информациошюс обеспечение функционирования РСГЗ осуществляегся информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

центр управления в кризисных ситуациях Министерства гражданской защиты Российской Федерации;

информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

информационно-унравляющне центры региональных центров гражданской зашиты МГЗ России,

информационно-управляющие цетры органов управления гражданской зашиты субъектов Российской Федерации;

абонентские пункты муниципальных органов управления гражданской защиты;

информационные пункты организаций; средства связи и передачи данных

Порядок сбора информации в области гражданской защиты и обмена этой информацией между органами государственной власти и органами управления гражданской защиты определяется Правительством Российской Федерации.

IV. Порядок функционирования РСГЗ

30. В мирное время в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением начальника гражданской защиты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или организации в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСГЗ:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров:

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенною характера.

31. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСГЗ, являются:

а) в режиме повседневной деятельности, осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, пбеспе-

159

чению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование подготовки органов управления гражданской защиты, сил и средств к дейсгвиям при чрезвычайных сигу алиях, организация обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

принятие на себя соответствующими комиссиями по гражданской защите непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСГЗ, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей;

выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций;

организация ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

определение границ тон чрезвычайных ситуаций; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, тушению пожаров;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории

32. С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляется перевод РСГЗ на функционирование в условиях военного времени. Степени готовности и порядок функционирования РСГЗ в военное время устанавливаются директивами начальника гражданской защиты Российской Федерации.

33. С введением режима военного положения на территории Российской Федерации или ее отдельных регионов соответствующие начальники гражданской защиты имеют право

вводить в действие планы 1ражданской защиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

принимать решения на проведение эваку ации населения на подведомственной территории в установленном порядке.

С переводом страны или отдельных ее регионов с мирного на военное положение приказы начальников гражданской защиты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по вопросам гражданской защиты, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

11ри этом органы управления, силы и средства гражданской защиты переводятся на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, развертываются в соответствии с имеющимися V них мобилизационными заданиями.

V. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

34 Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного сам.»у правления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей ог чрезвычайных ситуаций, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

161

35. Нормативную правовую базу, обеспечивающую выполнение функций в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, составляют законодательные и подзаконные акты, нормативно-технические документы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

36. Комплекс заблаговременных организационных, инженернотехнических и специальных мероприятий, направлетшых на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводится по следующим основным направлениям:

организация мониторинга, наблюдения и лабораторною контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций; оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций: организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

оповещение населения о возникающих опасностях; планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на ггредупреждение чрезвычайных ситуаций, в том числе по маскировке и сохранению объектов, существенно необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в военное время, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, созданию убежищ и

др.;

создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

37. Деятельность федеральных органов исполнительной власти в области предупреждения чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и функциями министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.

Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов месі ного самоуправления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций регулируется положениями о работе по снижению риска и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти.

VI. Ликвидация чрезвычайных ситуаций

38. Ликвидация чрезвычайных ситуаций заключается в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых при возникновении этих чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

39. При возникновении чрезвычайной ситуации в зависимости от ее масштабов защита населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):

локализация чрезвычайной ситуации в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;

ограничение (запрет) доступа в зону чрезвычайной ситуации; рассредоточение и/или эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации; укрытие населения в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

борьба с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб;

восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;

медицинское и другие виды первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

срочное захоронение трупов.

40. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась та или иная чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующего начальника гражданской защиты или лица им уполномоченного.

При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации или локализации создавшейся чрезвычайной ситуации соответствующий руководитель (орган исшштительной власти) может обратиться к вышестоящему начальнику' гражданской защиты (органу исполнительной власти) с просьбой об оказании необходимой помощи и/или принятия на себя координации или руководства работами.

В случае недостаточности ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации, они могут быть выделены из других резервов РСГЗ по ходатайству соответствующих руководителей организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субьектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

41. В отдельных случаях для руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована Правительственная комиссия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. В ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать участие общественные организации, объединения и граждане под руководством соответствующих органов управления гражданской защиты и при наличии у участников ликвидации соответствующей подготовки.

VII. Подготовка специалистов и обучение населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенною и военного характера

43. Подготовка и повышение квалификации специалистов РСГЗ, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях являются обязательной функцией органов управления РСГЗ всех уровней.

44. Подготовка и повышение квалификации специалистов РСГЗ осуществляются в учреждениях повышения квалификации, на курсах,

в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учреждениях среднего и высшего образования, в организациях и по месту жительства.

Порядок подготовки специалистов РСГЗ и обучения населения определяется Правительством Российской Федерации.

45. Ответственность за подготовку специалистов РСГЗ и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей учебных заведений, организации и органов управления гражданской защиты соответствующего уровня

V III. Финансирование и материально-техническое обеспечение функционирования РСГЗ

46. Финансирование содержания органов управления, сил и средств РСГЗ и проводимых ими мероприятий осуществляется:

на федеральном уровне:

за счет средств федерального бюджега на основании бюджетной заявки и средств федеральных органов исполнительной власти; на территориальном и местном уровнях: за счет средств бюджета органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании бюджетной заявки: за счет средств бюджета органов местного самоуправления Финансирование может проводиться также за счет внебюджетных средств, получаемых:

от взыскания штрафов за правонарушения в области защиты населения, материатьных и культурных ценностей от чрезвычайных

ситуаций,

по договорам от страховых компаний и обществ взаимного страхования, из резерва на предупредительные мероприятия: целевых кредитов;

добровольных взносов предприятий промышленности и транспорта на данной территории и других источников, на объектовом уровне (с организациях): за счет бюджета организаций.

47. Финансирование целевых программ по защите населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуации, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

48 Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

49. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

резервный фонд Правительства Российской Федерации и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, накапливаемые в составе государственного материального резерва за счет средств федерального бюджета;

ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов -за счет средств федеральных органов исполнительной власти;

резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;

объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

IX. Контроль в РСП

50. Контроль в рамках РСГЗ осуществляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения.

51. Контроль в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МГЗ России (при необходимости - совместно с федеральными надзорами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями).

На территориальном и местном уровнях контроль в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвы-

чайных ситуаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления через соответствующие органы управления гражданской защиты.

52. Основными формами контроля в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций являются:

надзор н инспектирован не - контроль за соблюдением законов, установленных норм, правил и стандартов;

проверка исполнении - контроль за выполнением управленческих решении (постановлений, распоряжений, заданий, конкретных мероприятий и т.п.).

53. Контроль в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций носит регулярный характер, а порядок его проведения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации

X. Международное сотрудничество

54. Международное сотрудничество по вопросам, входящим в компетенцию РСГЗ, осуществляется в установленном порядке на договорной двусторонней и многосторонней основе, а также путем участия в работе международных организаций и проведении международных гуманитарных акций.

55. Организация международного сотрудничества в области проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляется МГЗ России

Участие в международном сотрудничестве, организуемом на федеральном уровне, организация сотрудничества на территориальном уровне осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.