Научная статья на тему 'Общие теоретические и научно-методические основы гражданской зашиты'

Общие теоретические и научно-методические основы гражданской зашиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
767
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Владимиров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие теоретические и научно-методические основы гражданской зашиты»

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

д.пин. Владимиров В Л.

Проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (в дальнейшем - от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера) всег да была и по-прежнему остается весьма актуальной.

Эта проблема на сегодня признана одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности нашей страны, составной частью оборонной функции государства, что зафиксировано в Конституции Российской Федерации (ст.71,72), федеральных законах “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера “ и “О гражданской обороне”, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации и ряде других нормативных правовых актах.

Существует объективное мнение о том, что величина потерь от чрезвычайных ситуаций, обусловленных катастрофами различного характера -есть цена нашего незнания.

Проникнуть же в существо проблем, познать природу процессов и явлений, предотвратить крупные аварии и катастрофы, снизить тяжесть их последствий, быстро и качественно осуществить локализацию и ликвидацию последних можно только при наличии научно обоснованных данных мониторинга обстановки, прогноза возникновения и развития опасностей и угроз, их воздействия на население и территории, а также о тенденциях экономического и социально-политического развития общества. В решении этих задач определяющую роль играет наука.

В последние годы для обозначения проблем защиты населения и территорий в мирное и военное время, т.е. при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера все чаще используется термин «гражданская защита», под которым понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения и территорий Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

Составными частями гражданской защиты являются гражданская оборона и защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

/5;1я реализации комплекса мероприятий по подготовке к защите и по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях военного характера создана и функционирует система гражданской обороны, а для мирного времени - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Предполагается, что РСЧС и система гражданской обороны в ближайшие годы интегрируются, объединятся в единую систему - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).

Предпосылки для этого весьма существенны:

меняются взгляды на ведение современных войн, что связано со снижением ядерных потенциалов ядерных держав, принятием доктрин ограниченного применения ядерного оружия, запрещением и уничтожением химического оружия, появлением новых видов оружия на новых физических принципах, быстрым расширением масштабов применения высокоточного оружия, использованием политических, экономических, информационных и других видов борьбы, что ведет к расширению задач гражданской обороны, пересмотру средств и способов зашиты населения и территорий, расширению объемов мероприятий гражданской обороны, проводимых в мирное время с целью ее подготовки к защите населения и территорий в военное время;

в современных условиях, когда имеет место разгул терроризма, практически непрерывно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых наносятся удары по потенциально опасным объектам, возрастают количество и масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, фактически перемешались задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущается постоянная необходимость как в силах и средствах РСЧС, так и системы гражданской обороны;

в условиях, переживаемых страной трудностей, ограниченных ресурсов имеется необходимость создания объединенной системы, реализующей единые организационные и методические принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что позволит, с одной стороны, сократить расходы на содержание системы, а с другой стороны, поднять потенциал объединенной системы на более высокий уровень.

Интеграция РСЧС и системы гражданской обороны в единую государственную систему (РСГЗ) возможна по следующим причинам:

единства физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;

сходства воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;

единства целевых функций системы на мирное и военное время (предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение возможного ущерба от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций);

сходства функциональных задач на мирное и военное время, обусловленного единством целевых функций;

возможности решения задач мирного и военного времени практически одними и 1еми же органами управления, силами и средствами;

сходства методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время;

возможности использования при противодействии чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и военною характера в значительной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества.

Создание РСГЗ позволит:

создать, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны;

создать единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную кзблаговременную подготовку к гражданской тщиге в военное время, плавный переход системы, при необходимост и, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;

сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и системы гражданской обороны на решении совместных задач.

Заметим, что термин «гражданская защита» более полно соответствует содержанию термина «защита населения и территорий», более точен, чем термин «гражданская оборона», поскольку фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области являегся защита. Он косвенно содействует интеграции будущей системы в единую на мирное и военное время.

Ьеэусловно, что для успешного решения проблем зашиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, т.е. проблем гражданской защиты требуется разработка научно обоснованных теоретических положений по этим проблемам, а в целом - создание серьезной теоретической базы в этой области.

Вполне очевидно, объектом исследований, при этом, должно быть обеспечение безопасности личности, общества, государства при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

Из этого определения следует, что объект исследований имеет двойственный характер: военный и гражданский. Это связано с тем, что изучая силы и средства возможною противника, которые могут применяться в войне, характер возможных последствий их применения, способы защиты населения и территорий от возникающих при этом опасностей, исследуется характер войн, вооруженной борьбы (хотя решение задач фажданской зашиты как в мирное, так и в военное время осуществляется невооруженным способом). Изучая же характер угроз природного и техногенного характера, аспекты функционирования государства и экономики, жизнедеятельности населения в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногсттого характера, способы их защиты от этих угроз, исследуются Проблемы М1фНОГО Времени. 572

Предметом же исследований должна являться защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера

Если есть объект исследований и предмет исследований, то можно і оворить действительно о создании серьезной теоретической базы в области защиты населения и іерриторий при чрезвычайных ситуациях природного. техногенною и военною характера, другими словами - в области гражданской защиты.

Вполне очевидно, что эту теоретическую базу можно выделить в самостоятельную научную отрасль - теорию гражданской зашиты, которая представляет собой систему научных идей, принципов, закономерностей и обобщенных практических положений об опасностях и угрозах природного. техногенного и военного характера, их формировании и воздействии на население и территории, проблемах предупреждения, смягчения масштабов и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, защиты населения и территорий при их возникновении

Эга теория должна опираться на результаты наблюдений, экспериментов, практики, те иметь объективное обоснование, а ее разработка должна осуществляться с учетом научных наработок, выполненных в интересах системы гражданской обороны и РСЧС.

Среди этих наработок следует отметить основные положения теории гражданской обороны применительно к ядерной войне1, исследования по обоснованию задач и направлений деятельности гражданской обороны в современных условиях, исследования в обласги снижения рисков и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и многие другие.

Главным образом, проблемы, рассматриваемые в теории защиты общества от катастроф, прямо или косвенно связаны с разработкой средств и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей, с обеспечением живучести объектов экономики при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера Специфическим в предмете исследований этой теории является детальное изучение рисков чрезвычайных ситуаций различного характера, влияния этих ситуаций на жизнь населения и устойчивость функционирования объектов экономики, обеспечение жизнедеятельности населения и его выживание в экстремальных условиях.

Изложенное позволяет сформулировать основные цели теории гражданской защиш, котогмми должны являться: изучение состояния защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техно-

' А Т Алтунин «О теории гражданской ооороны», М Военнздаг. 1974 г

генного и военного характера, выявление и познание закономерностей ведения гражданской защиты, выработка рекомендаций по ее совершенствованию и дальнейшему развитию.

Как видим содержание исследуемых проблем, охватывает широкий круг вопросов, затрагивающих не только собственные интересы гражданской защиты, ограниченные ее непосредственными задачами, но и целый ряд смежных с ней теорий и наук.

Очевидно, что в ходе проводимых исследований в рассматриваемой области должны будут использоваться законы, методы, критерии и принципы естественных, технических, общественных и военных наук, а методологические основы теории должны базироваться на достижениях:

математики (методы математического системного анализа, математическая статистика и теория вероятностей, математическое моделирование, теория бифуркаций, теория решения некорректных задач прикладной математики, теория риска);

физики (общая и прикладная физика элементарных частиц и твердого тела, радиоэлектроника, спектроскопия, физика атмосферы, физика земли, ядерная физика и ядерная энергетика, теория лазеров);

механики (механика жидкостей и газов, механика твердого деформируемого тела);

машиноведения (анализ и синтез технических систем, кинематика и динамика машин и механизмов, надежность, прочность и ресурс систем);

информатики и управления (кибернетика, теория управления, теория интегральных систем, теория автоматических систем и роботов, теория принятия решений);

химии (теория химических и физико-химических реакций, химия процессов и материалов, органическая и неорганическая химия, биохимия);

геологии (комплексные методы геологии, геофизики и геохимии, океанологии);

обществоведения (основы государства и права, философии, социологии, экономики).

Все это свидетельствует о необходимости широкого взаимодействия научных организаций различного профиля при исследовании проблем гражданской защиты.

Как и любая другая наука или теория, теория гражданской защиты должна выполнять определенные функции, характеризующие ее теоретическое и поактическое значение для совершенствования защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера:

познавательную - выражающуюся в познании и объяснении явлений и процессов проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, выявлении закономерностей, лежащих в основе этих явлений и процессов, определении их сущности и содержания;

эвристическую - выражающуюся в проникновении вглубь познанных закономерностей, уяснении их тенденций, открытии новых закономерностей;

прої ностическую - определяющую устойчивые тенденции в развитии изучаемых явлений, конструирующую научные гипотезы дальнейшего развития проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера. Истинность выдвигаемых гипотез должна проверяться практикой.

Приведенные выше рассуждения позволяют, с одной стороны, говорить о правомерности существования теории гражданской защиты, ибо она познает специфические объективные процессы и явления, связанные с характером опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера, способами подготовки гражданской защиты и ее ведения, сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в экстремальных условиях, которые не познаются другими теориями и науками, с другой стороны, сформулировать следующие ее основные задачи:

обобщение и анализ мирового опыта зашиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера;

выявление причин и закономерностей возникновения и развития опасностей и угроз природною, техногенного и военного характера;

создание методической базы прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военною харакгера и их оценки;

исследование проблем снижения риска чрезвычайных ситуаций природною, техногенного и военного характера;

обоснование средств и способов защиты населения и территорий при чрезвычайных ситу ациях природного, техногенного и военного характера;

разработка методов и способов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенною и военного характера;

обоснование группировки сил и средств гражданской защиты, определение методов их готовности, способов использования;

обоснование структуры государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определение принципов ее строительства и направлений развития, организации функционирования, порядка взаимодействия подсистем и звеньев, ее составляющих;

разработка принципов и путей автоматизации управления силами и средствами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе создания компьютерных проірамм поддержки принятия решений;

выработка рекомендаций по созданию и накоплению резервов необходимых ресурсов для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера,

разработка экономических механизмов функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и другие.

В соответствии с задачами, решаемыми теорией гражданской защиты. используя принципы научной логики, структуру теории можно представить как состоящую из следующих восьми основных разделов:

1. Общие основы теории гражданской защиты (методологическая база для всех разделов), включающие логико-методические и общетеоретические проблемы гражданской защиты: объект и предмет исследований, задачи теории, ее структура, определение категорий и методов, общие принципы и закономерности защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, доктрины, концепции и программы гражданской защиты, национальная нормативная правовая база в этой области, международное гуманитарное право и практика.

2. Снижение риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, включающий исследования причин и закономерностей возникновения и развития опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера, орг анизации их мониторинга, проблем прогнозирования и оценки последствий, разработки рекомендаций, мер и технологий по снижению риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

3. Использование сил и средств Российской системы гражданской защиты, изучающий характер, закономерности, принципы и способы подготовки и использования сил и средств РСГЗ. в том числе закономерности их создания и развития, совершенствования структуры, поддержания в готовности, определения состава и структуры, подготовки резервов, системы подготовки кадров, технического оснащения сил.

4. Строительство и функционирование Российской системы гражданской защиты, предметом исследования которого является изучение закономерностей создания, функционирования и дальнейшего развития системы, в том числе определение ее структуры, режимов функционирования, взаимодействия подсистем и звеньев системы.

5. Средства и способы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, изучающий процессы их развития и использования, характер, объемы, способы накопления и использования резервов необходимых ресурсов для предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пути повышения устойчивости объектов экономики при чрезвычайных ситуациях, проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

6. Управление силами и средствами Российской системы гражданской защиты, исследующий закономерности управления, механизмы их проявления, принципы, тенденции развития способов и средств управления, при этом вырабатываются рекимендапии по структу ре

576 ■

систем управленчх, методам организации и работы органов управления, разрабатываю гея способы анализа и оценки обстановки, принципы принятия решений, компьютерные программы поддержки принятия решений, методы и способы планирования мероприятий защиты и использования сил и средств, организации взаимодействия, достижения устойчивости управления, оценки эффективности управления силами и средствами.

7. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, изучающий и разрабатывающий основы, закономерности, формы, методы, программы и рекомендации обучения всех категорий населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

8. История, обобщающий, анализирующий и исследующий опьп защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, тенденции развития средств и способов защиты, использования сил и средств, вырабатывающий предложения по совершенствованию и развитию мероприятий гражданской защиты.

Следует отметить, что в соответствии со своим предметом исследований, задачами и местом в системе научных знаний теория гражданской защиты должна использовать совокупность определенных исследовательских методов, приемов и методик, характерных для тех областей знаний, на которые она опирается и с которыми взаимодействует.

Вазовую, философскую основу применяемых методов составляют идеи и установки реализма, прагматизма, диалектики. К ним следует, прежде всего, отнести реалистичность, объективность и конкретность оценок, а также опору на практику и признание ее решающей роли при рассмотрении вопросов защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

В связи с этим особое значение имеют сочетание исторического и логического подходов, когда теоретический анализ проблем постоянно соотносится с историческими фактами, а рассмотрение изменений взглядов опирается на определенные теоретические модели и логическую проработку изучаемых проблем, а также идеи и установки системного подхода.

Безусловно, что предложение о выделении теоретической базы проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера в самостоятельную научную отрасль - теорию гражданской защиты базируется не на пустом месте, о чем говорилось выше.

Можно прямо сказать, что во всех разделах теории проделана большая научная работа в рамках развития РСЧС и системы гражданской. .’бороны, начиная с исследования закономерностей возникновения и развшия опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера, проблем снижения риска чрезвычайных ситуаций и завершая изучением проблем обучения населения действиям в чрезвычайных сигуациях и исторического опыта в области гражданской защиты.

Наряду с этим перед теорией гражданской защиты в настоящее время стоит ряд задач по исследованию таких первоочередных проблем, как:

снижение риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, а в целом - создание теории управления рисками;

совершенствование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу аций;

реорганизация сил и средств Российской системы гражданской защиты;

разработка более совершенных средств, методов, способов и технологий проведения работ по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера и другие.

Существенное развитие теоретических и правовых основ деятельности по снижению риска чрезвычайных ситуаций ожидается в результате реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года». Только по разделу «Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций» на проведение НИОКР выделено 20 млн. руб. за счет средств федерального бюджета.

Проблеме управления рисками чрезвычайных ситуаций была посвящена организованная МЧС России и Российской академией наук и проведенная 20-21 марта 2001 Всероссийская научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие ведущие ученые и специалисты России и 11 зарубежных государств в области управления рисками, представители всех заинтересованных органов власти Российской Федерации.

Теоретические предпосылки и организационно-технические основы совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её дальнейшего сближения с системой гражданской обороны с возможным последующим объединением обоих систем в единую государственную систему гражданской защиты исследуются в рамках НИР «Разработка основ построения и функционирования системы гражданской защиты Российской Федерации» (шифр «Поручение»). По итогам проведенных исследований в 2001 г. разработан проект Концепции интеграции РСЧС и системы гражданской обороны в единую государственную систему гражданской защиты. Исследования по данной НИР будут продолжены в 2002 г.

Обзор состояния законодательной и нормативной правовой базы в области гражданской защиты, направление её совершенствования и развития приведены в приложении №1 к настоящему отчету.

< }';С.ОГ- - сложенного, основное внимание при выполнении данной НИР было сосредоточено на разработке общетеоретических и научнометодологических основ гражданской защиты.

Есть надежды, что исследования, ведущиеся в соответствии с планами НИОКР МЧС России, позволят решить практические проблемы создания системы г ражданской защиты Российской Федерации и будут содействовать становлению теории гражданской защиты как самостоятельной научной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.