О теории гражданской защиты
д. пин. Яшдм-чмро* Я А.
«В науке должно искать идеи.
Нет идей, нет и науки! Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей - сор для головы и памяти»
В Г. Белинский
Испокон веков проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (в дальнейшем - от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера), была и остается весьма актуальной.
Эта проблема на сегодня признана одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности нашей страны, составной частью оборонной функции государства, что зафиксировано в Конституции Российской Федерации (ст.71,72), федеральных законах “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера “ и “О гражданской обороне”, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативных правовых актах.
Существует объективное мнение о том, что величина потерь от чрезвычайных ситуаций, обусловленных катастрофами различного характера^ есть цена нашего незнания.
11роникнуть же в существо проблем, познать природу процессов и явлений, предотвратить крупные аварии и катастрофы, снизить тяжесть их последствий, быстро и качественно осуществить локализацию и ликвидацию последних можно только при наличии научно обоснованных данных мониторинга обстановки, прогноза возникновения и развития опасностей и угроз, их воздействия на население и территории, а также о тенденциях экономического и социальнополитического развития общества. В решении этих задач определяющую роль играет наука.
В последние годы для обозначения проблем защиты населения и территорий в мирное и военное время, т е. при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера все чаще используется термин «гражданская защита», под которым понимается комплекс мероприятий но подготовке к защите и по защите населения и территорий Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Составными частями гражданской защиты являются гражданская оборона и защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Для реализации комплекса мероприятий по подготовке к защите и по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях военного характера создана и функционирует система гражданской обороны, а для мирного времени - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Предполагается, что РСЧС и система гражданской обороны в ближайшие годы интегрир^хгся, объединятся в единую систему -Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).
Предпосылки для этого весьма существенны: меняются взгляды на ведение современных войн, что связано со снижением ядерных потенциалов ядерных держав, принятием доктрин ограниченного применения ядерного оружия, запрещением и уничтожением химического оружия, появлением новых видов оружия на новых физических принципах, быстрым расширением масштабов применения высокоточного оружия, использованием политических, экономических, информационных и других видов борьбы, что ведет к расширению задач гражданской обороны, пересмотру средств и способов защиты населения и территорий, расширению объемов мероприятий гражданской обороны, проводимых в мирное время с целью ее подготовки к защите населения и территорий в военное время;
в современных условиях, когда имеет место разгул терроризма, практически непрерывно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых наносятся удары по потенциально опасным объектам, возрастают количество и масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, фактически перемешались задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущается постоянная необходимость как в силах и средства*5РСЧС, так и системы гражданской обороны;
в условиях, переживаемых страной трудностей, ограниченных ресурсов имеется необходимость создания объединенной системы,
550
реализующей единые организационные и методические принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенною характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что позволит, с одной стороны, сократить расходы на содержание системы, а с другой стороны, поднять потенциал объединенной системы на более высокий уровень.
Интеграция РСЧС и системы гражданской обороны в единую государственную систему (РСГЗ) возможна по следующим причинам
единства физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
сходства воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
единства целевых функций системы на мирное и военное время (предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение возможного ущерба от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций);
сходства функциональных задач на мирное и военное время, обусловленного единством целевых функций;
возможности решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;
сходства методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время;
возможности использования при противодействии чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и военного характера в значительной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества.
Создание РСГЗ позволит.
создать, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны;
создать единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время, плавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и системы гражданской обороны на решении совместных задач.
Заметим, что термин «гражданская защита» более полно соответствует содержанию термина «защита населения и территорий», более точен, чем термин «гражданская оборона», поскольку фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области является защита. Он косвенно содействует интеграции будущей системы в единую на мирное и военное время.
Безусловно, что для успешного решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, т е. проблем гражданской защиты требуется разработка научно обоснованных теоретических положений по этим проблемам, а в целом - создание серьезной теоретической базы в этой области.
Вполне очевидно, объектом исследований, при этом, должно быть обеспечение безопасности личности, общества, государства при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Из этого определения следует, что объект исследований имеет двойственный характер: военный и гражданский. Это связано с тем, что изучая силы и средства возможного противника, которые могу! применяться в войне, характер возможных последствий их применения, способы защиты населения и территорий от возникающих при этом опасностей, исследуется война, вооруженная борьба, хотя решение задач гражданской защиты как в мирное, так и в военное время осуществляется невооруженным способом. Изучая же характер угроз природного и техногенного характера, аспекты функционирования государства и экономики, жизнедеятельности населения в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способы их защиты от этих угроз, исследуются проблемы мирного времени.
Это имеет свои положительные и отрицательные стороны, ибо, с одной стороны, проблемы мирного и военного времени, имеющие много общего, изучаются в едином комплексе, с другой сгороны, процессы исследования в значительной степени усложняются.
Предметом же исследований должна являться защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Если есть объект исследований и предмет исследований, то можно говорить действительно о создании серьезной теоретической базы в области защиты населения и территорий при чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и военного характера, другими словами - в области гражданской защиты.
Вполне очевидно, что эту теоретическую базу можно выделить в самостоятельную научную отрасль - теорию гражданской защиты, которая представляет собой систему научных идей, принципов, закономерностей и обобщенных практических положений об опасностях и угрозах природного, техногенного и военного характера, их формировании и воздействии на население и территории, проблемах предупреждения, смягчения масштабов и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, защиты населения и территорий при их возникновении.
Эта теория должна опираться на результаты наблюдений, экспериментов, практики, т.е. иметь объективное обоснование, а ее разработка должна осуществляться с учетом научных наработок, выполненных в интересах системы гражданской обороны и РСЧС.
Среди этих наработок следует отметить основные положения теории гражданской обороны применительно к ядерной войне1, исследования но обоснованию задач и направлений деятельности гражданской обороны в современных условиях, исследования в области снижения рисков и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и многие другие.
Главным образом, проблемы, рассматриваемые в теории защиты общества от катастроф, прямо или косвенно связаны с разработкой средств и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей, с обеспечением живучести объектов экономики при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера. Специфическим в предмете исследований этой теории является детальное изучение рисков чрезвычайных ситуаций различного характера, их влияния на защищенность населения и устойчивость функционирования объектов экономики, обеспечение жизнедеятельности населения и его выживание в экстремальных условиях
Изложенное позволяет сформулировать основные цели теории гражданской защиты, которыми должны являться: изучение состояния защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного " военного характера, выявление и познание закономерностей ведения гражданской защиты, выработка рекомендаций по её совершенствованию и дальнейшему развитию.
Как видим содержание исследуемых проблем, охватывает широкий круг вопросов, затрагивающих не только собственные интере-
1 * А.Т.Алтунин «О теории гражданской обороны», М ,Воениздат,1974г
553
сы гражданской зашиты, ограниченные ее непосредственными задачами, но и целый ряд смежных с ней теорий и наук.
Очевидно, что в ходе проводимых исследований в рассматриваемой области должны будут использоваться законы, методы, критерии и принципы естественных, технических, общественных и военных наук, а методологические основы теории должны базироваться на достижениях:
математики (методы математического системного анализа, математическая статистика и теория вероятностей, математическое моделирование, теория бифуркаций, теория решения некорректных задач прикладной математики, теория риска);
физики (общая и прикладная физика элементарных частиц и твердого тела, радиоэлектроника, спектроскопия, физика атмосферы, физика земли, ядерная физика и ядерная энергетика, теория лазеров);
механики (механика жидкостей и газов, механика твердого деформируемого тела);
машиноведения (анализ и синтез технических систем, кинематика и динамика машин и механизмов, надежность, прочность и ресурс систем);
информатики и управления (кибернетика, теория управления, теория интегральных систем, теория автоматических систем и роботов, теория принятия решений);
химии (теория химических и физико-химических реакций, химия процессов и материалов, органическая и неорганическая химия, биохимия);
геологии (комплексные методы геологии, геофизики и геохимии, океанологии);
обществоведения (основы государства и права, философии, социологии, экономики).
Все это свидетельствует о необходимости широкого взаимодействия научных организаций различного профиля при исследовании проблем гражданской защиты.
Как и любая другая наука или теория, теория гражданской защиты должна выполнять определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для совершенствования защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера:
познавательную - выражающуюся в познании и объяснении явлений и процессов проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, выявлении закономерностей, лежащих в основе этих явлений и процессов определении их с\тнос554и содержания:
эвристическую - выражающуюся в проникновении вглубь познанных закономерностей, уяснении их тенденций, открытии новых закономерностей;
прогностическую - определяющую устойчивые тенденции в развитии изучаемых явлений, конструирующую научные гипотезы дальнейшего развития проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера. Истинность выдвигаемых гипотез должна проверяться практикой.
Приведенные выше рассуждения позволяют, с одной стороны, говорить о правомерности существования теории гражданской защиты, ибо она познает специфические объективные процессы и явления, связанные с характером опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера, способами подготовки гражданской защиты и ее ведения, сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в экстремальных условиях, которые не познаются другими теориями и науками, с другой стороны - сформулировать следующие ее основные задачи:
обобщение и анализ мирового опыта защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера;
выявление причин и закономерностей возникновения и развития опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера;
создание методической базы прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера и их оценки;
исследование проблем снижения риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
обоснование средств и способов защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера;
разработка методов и способов локализации и ликвидации '!":явычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
обоснование группировки сил и средств гражданской защиты, определение методов их готовности, способов использования;
обоснование структуры государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определение принципов ее строительства и направлений рачвншя. организации функцно-
нирования, порядка взаимодействия подсистем и звеньев, ее составляющих;
разработка принципов и путей автоматизации управления силами и средствами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе создания компьютерных программ поддержки принятия решений;
выработка рекомендаций по созданию и накоплению резервов необходимых ресурсов для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
разработка экономических механизмов функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и другие.
В соответствии с задачами, решаемыми теорией гражданской защиты, используя принципы научной логики, структуру теории можно представить как состоящую из следующих восьми основных разделов;
1. Общие основы теории гражданской защиты (методологическая база для всех разделов), включающие логико-методические и общетеоретические проблемы гражданской защиты, объект и предмет исследований, задачи теории, ее структура, определение категорий и методов, общие принципы и закономерности защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, доктрины, концепции и программы гражданской защиты, национальная нормативная правовая база в этой области, международное гуманитарное право и практика.
2. Снижение риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, включающий исследования причин и закономерностей возникновения и развития опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера, организации их мониторинга, проблем прогнозирования и оценки последствий, разработки рекомендаций, мер и технологий по снижению риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера
3. Использование сил и средств Российской системы гражданской защиты, изучающий характер, закономерности, принципы и способы подготовки и использования сил и средств РСГЗ, в том числе закономерности их создания и развития, совершенствования структуры, поддержания в готовности, определения состава и структуры, подготовки резервов, системы подготовки кадров, технического оснащения сил.
4. Строительство и функционирование Российской системы гражданской защиты, предметом исследования которого является изучение закономерностей создания, функционирования и дальнейшего развития системы, в том числе определение ее структуры, режимов функционирования, взаимодействия подсистем и звеньев сисгемы.
5. Средства и способы защиты населении и территорий при
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, изучающий процессы их развития и использования, характер, объемы, способы накопления и использования резервов необходимых ресурсов для предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пути повышения устойчивости объектов экономики при чрезвычайных ситуациях, проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
6. Управление силами и средствами Российской системы гражданской защиты, исследующий закономерности управления, механизмы их проявления, принципы, тенденции развития способов и средств управления, при этом вырабатываются рекомендации по структуре и функциям систем управления, методам организации и работы органов управления, разрабатываются способы анализа и оценки обстановки, принципы принятия решений, компьютерные программы поддержки принятия решений, методы и способы планирования мероприятий зашиты и использования сил и средств, организации взаимодействия, достижения устойчивости управления, оценки эффективности управления силами и средствами.
7. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, изучающий и разрабатывающий основы, закономерности, формы, методы, программы и рекомендации обучения всех категорий населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. История, обобщающий, анализирующий и исследующий опыт защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, тенденции развития средств и способов защиты, использования сил и средств, вырабатывающий предложения по совершенствованию и развитию мероприятий гражданской защиты.
Следует отметить, что в соответствии со своим предметом исследований, задачами и местом в системе научных знаний теория гражданской защиты должна использрвать совокупность определенных исследовательских методов, приемов и методик, характерных для тех областей знаний, на которые она опирается и с которыми
інаимолсйсівусг. 557
Базовую, философскую основу применяемых методов составляют идеи и установки реализма, прагматизма, диалектики. К ним следует, прежде всего, отнести реалистичность, объективность и конкретность оценок, а также опору на практику и признание ее решающей роли при рассмотрении вопросов защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
В связи с этим особое значение имеют сочетание исторического и логического подходов, когда теоретический анализ проблем постоянно соотносится с историческими фактами, а рассмотрение изменений взглядов опирается на определенные теоретические модели и логическую проработку изучаемых проблем, а также идеи и установки системного подхода.
Безусловно, что предложение о выделении теоретической базы проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных сигуа-циях природного, техногенного и военного характера в самостоятельную научную отрасль - теорию гражданской защиты базируется не на пустом месте, о чем говорилось выше.
Можно прямо сказать, что во всех разделах теории проделана большая научная работа в рамках развития РСЧС и системы гражданской обороны, начиная с исследования закономерностей возникновения и развития опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера, проблем снижения риска чрезвычайных ситуаций и завершая изучением проблем обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях и исторического опыта в области гражданской защиты
Наряду с этим перед теорией гражданской защиты в настоящее время стоит ряд задач по исследованию таких первоочередных проблем, как:
снижение риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, а в целом - создание теории управления рисками;
совершенствование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
реорганизация сил и средств Российской системы гражданской защиты;
разработка более совершенных средств, методов, способов и технологий проведения работ по ггредупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера и другие.
Есть надежды, что исследования, ведущиеся в соответствии с планами НИОКР МЧС России, позволят ^пнгь перечисленные про-
блемы и будут содействовав * становлению теории гражданской зашиты как самостоятельной научной отрасли.