Научная статья на тему 'О создании Российской системы гражданской защиты'

О создании Российской системы гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
763
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / CIVIL PROTECTION / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENSE / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / EMERGENCY SITUATIONS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / WATER SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович

Интеграция двух систем защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени назрела очень давно и происходит уже несколько лет в виде синергетического взаимодействия систем гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В работе рассмотрены научно-методические и организационные аспекты завершающей фазы данного процесса, одним из инициаторов и идеологов которого является автор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF THE CIVIL DEFENCE

The integration of the two systems of protection the population and territories in peace and war time is the result of synergetic interaction of the civil defence system and the universal state system of prevention and response to emergency situations. The author of the article views scientific and methodological and organizational issues of the end phase of the given process.

Текст научной работы на тему «О создании Российской системы гражданской защиты»

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УДК 614.8.06.001.18

М.И. Фалеев

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Интеграция двух систем защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени назрела очень давно и происходит уже несколько лет в виде синергетического взаимодействия систем гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В работе рассмотрены научно-методические и организационные аспекты завершающей фазы данного процесса, одним из инициаторов и идеологов которого является автор.

Ключевые слова: гражданская защита, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации, интеграция, эффективность, пожарная безопасность, безопасность на водных объектах.

М. Faleev

FORMATION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF THE CIVIL DEFENCE

The integration of the two systems ofprotection the population and territories in peace and war time is the result of synergetic interaction of the civil defence system and the universal state system of prevention and response to emergency situations. The author of the article views scientific and methodological and organizational issues of the end phase of the given process.

Keywords: civil protection, civil defense, emergency situations, integration, efficiency, fire safety, water safety.

Проблемы защиты населения и территорий от опасностей как мирного, так и военного времени остаются весьма актуальными, являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения национальной безопасности. Это обстоятельство требует постоянного внимания к этим проблемам, дальнейшего совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, формирования государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска.

Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является дальнейшее развитие системы гражданской обороны (ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их интеграция в единую государственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера.

Первыми инициаторами и разработчиками отдельных проектов нормативной базы, ряда предложений по их непротиворечивой совместимости с существующей инфраструктурой, авторами статей по формированию нового облика ГО и интеграции её с РСЧС были Н.Н. Долгин, В.А. Владимиров и другие учёные и специалисты научных и образовательных учреждений МЧС России.

Процесс постепенной интеграции РСЧС и ГО в РСГЗ происходит уже длительное время. В ходе их интеграции уже были объединены органы управления, используются единые системы связи и оповещения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Сегодня две системы - РСЧС и гражданская оборона зачастую решают одну и ту же задачу. Отсюда возникает необходимость устранить двойственную ответственность за решение единой задачи. Представляется целесообразным осуществить это путём ускорения процесса интеграции

РСЧС и гражданской обороны с тем, чтобы в 2013 - 2014 годах создать полноценную Российскую систему гражданской защиты, поддержанную нормативными правовыми и подзаконными актами.

Синергетические аспекты, связанные с размытием ранее существовавшей резкой грани между мирным и военным временем, обусловленные развитием военных стратегий нетрадиционных войн и средств массового поражения и разрушения, детерминируют и обусловливают возможность интеграции РСЧС и ГО в единую РСГЗ. Эти аспекты включают в себя (в том числе):

единство физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия или средств массового поражения, сходство их воздействия на людей, объекты экономики и инфраструктуры;

единство целевых функций систем РСЧС и ГО на мирное и военное время (предотвращение бедствий, снижение возможных потерь и ущерба от них, ликвидация их последствий);

сходство задач мирного и военного времени, обусловленных единством целевых функций; возможность решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;

сходство методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных негативных воздействий в мирное и военное время.

При создании РСГЗ появляется одновременно возможность устранить имеющиеся недостатки в структуре РСЧС, разобраться с функциональными подсистемами РСЧС, которых сегодня достаточно много (44), а функциональные задачи в интересах страны решают лишь единицы (МВД России, Минздравсоцразвития России, МЧС России и некоторые другие). Кроме того, важно предусмотреть более активное участие организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (акционерные общества и компании, общества с ограниченной ответственностью и др.), в мероприятиях гражданской защиты.

Создание РСГЗ на базе РСЧС и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершенствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т. п.) будет носить, в основном, организационный характер. Основные принципы создания и функционирования РСГЗ:

организация и функционирование РСГЗ являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения национальной безопасности страны;

признание (при любых условиях по противодействию) сохраняющихся рисков возникновения ЧС;

правовая обусловленность деятельности системы;

планирование и осуществление мероприятий гражданской защиты - с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

определение объёма и содержания мероприятий гражданской защиты определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

соответствие структуры системы государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;

разделение полномочий и ответственности между элементами системы с учётом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

заблаговременная подготовка государства к осуществлению мероприятий гражданской защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом создание РСГЗ позволит:

сформировать единое нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам организации гражданской защиты на всей территории страны, выработать единую идеологию в области гражданской защиты;

иметь единые органы управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к ведению гражданской защиты в военное время, плавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определённую экономию средств на содержание системы;

сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решении совместных задач, сформировать единые оперативно-технические (тактико-технические) требования по созданию и модернизации различных технических, в том числе информационно-управляющих систем и средств для решения задач гражданской защиты.

В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты. В связи с этим перечень её задач расширяется по сравнению с дифференцированными задачами РСЧС и ГО, глубоко проникая в повседневную превентивную деятельность различных министерств и ведомств - структурных составляющих функциональных подсистем РСЧС по ранее существовавшей схеме. Этот перечень включает в себя:

разработку и реализацию правовых и экономических норм по гражданской защите; обучение населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера; мониторинг и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка их масштабов в случае возникновения;

предупреждение аварий, катастроф, опасных природных явлений и других бедствий, повышение устойчивости функционирования и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях, подготовка к осуществлению мероприятий гражданской защиты в военное время;

оповещение и информирование населения об опасностях и действиях в складывающейся обстановке, включая многочисленные места массового пребывания людей;

эвакуацию (отселение) населения, вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

инженерную, радиационную, химическую, противопожарную и медико-биологическую защиту населения;

защиту водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов экономики и инфраструктуры;

ликвидацию чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

борьбу с пожарами при возникающих ЧС или обусловливающими возникновение ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего от ЧС; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное захоронение трупов в военное время;

осуществление государственного надзора и контроля в области гражданской защиты; обеспечение готовности органов управления сил и средств РСГЗ, организацию управления мероприятиями в области гражданской защиты;

международное сотрудничество в области гражданской защиты;

иную деятельность, необходимую для решения задач гражданской защиты, включая планирование и организацию проведения её мероприятий.

РСГЗ должна представлять действительно единую государственную систему, которой не потребуется времени для перехода с мирного на военное время. Структура РСГЗ приведена на рис. 1.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЕ

Финансовые и материальные ресурсы

НЦУКС

РЦ МЧС России

ЦУКС

Силы и средства Финансовые и материальные ресурсы

Силы МЧС России: спасательные воинские формирования, АСС и АСФ; подразделения ФПС и ГИМС, морские аварийно-спасательные центры, авиационно-спасательные центры

Системы ГЗ ФОИВ и организаций

Федеральные органы исполнительной власти, организации

Управления (отделы) ЧС

ИЦ

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

Системы ГЗ отраслей

Органы управления отраслями (организациями)

Управления (отделы) ЧС ДДС, ИЦ

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

Системы ГЗ объектов

Руководство объектов

КГЗ ДДС

Отделы (сектора) ЧС

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

Системы ГЗ субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов

ГУ МЧС России по субъектам РФ —,

ЦУКС

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

Системы ГЗ муниципальных образований

Органы местного самоуправления

Управления (отделы) ЧС

ЕДДС

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

Системы ГЗ объектов

Руководство объектов

КГЗ ДДС

Отделы (сектора) ЧС

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

Функциональные системы РСГЗ

Уполномоченный ФОИВ или организация

Комиссия по функциональной задаче

|ИЦ, ДДС I

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

ФОИВ и организации, входящие в функциональную систему

ИЦ, ДДС

Силы и средства

Финансовые и материальные резервы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Предлагаемая автором организационная структура РСГЗ

Из рис. 1 видно, что в новой, интегрированной системе РСГЗ максимальное количество задействованных подразделений сил и средств различного уровня подчинённости при ликвидации любой крупномасштабной ЧС как мирного, так и военного времени может достигать восьми.

Планируется, что РСГЗ будет объединять органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов гражданской защиты, и состоять из следующих элементов: систем гражданской защиты федеральных органов исполнительной власти и организаций, систем гражданской защиты субъектов Российской Федерации и функциональных систем РСГЗ. Тем самым будет осуществлён переход от понятий территориальных и функциональных подсистем и звеньев к созданию комплексных систем защиты различного уровня.

Системы гражданской защиты федеральных органов исполнительной власти и организаций должны строиться по производственному принципу, создаваться в федеральных органах исполнительной власти и организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (госкорпорации, акционерные общества и компании, общества с ограниченной ответственностью), для снижения риска чрезвычайных ситуаций и защиты персонала в подведомствен-

4 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2011'3

ных организациях, в случае их возникновения. Они могут включать, в зависимости от структуры системы федерального органа исполнительной власти или организаций, системы гражданской защиты отраслей (территориальных органов) федеральных органов исполнительной власти или организаций и объектов или только системы гражданской защиты объектов.

Руководство ведением гражданской защиты на территории страны, функционированием РСГЗ должно осуществлять Правительство Российской Федерации, систем гражданской защиты федеральных органов исполнительной власти и организаций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов - соответственно руководители федеральных органов исполнительной власти, организаций и объектов, главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, именуемые руководителями гражданской защиты.

Общее руководство деятельностью функциональных систем РСГЗ осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители уполномоченных организаций, на базе которых формируются функциональные системы. Перечень функциональных систем, их состав, руководители систем (головные организации) определяются Правительством Российской Федерации.

Непосредственное управление функционированием РСГЗ и её элементов на всех уровнях осуществляют органы гражданской защиты (МЧС России, его территориальные органы, подразделения по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти, в органах местного самоуправления, в организациях и на объектах), уполномоченные на решение задач гражданской защиты.

На каждом уровне РСГЗ создаются свои координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, эвакуационные органы, силы и средства, резервы финансовых и материально-технических ресурсов, продовольственные, медицинские и иные запасы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В принципе - как это предусмотрено в РСЧС в настоящее время.

Системы гражданской защиты субъектов Российской Федерации должны строиться по территориально-производственному принципу, создаваться в пределах территорий субъектов Российской Федерации для снижения риска чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от них и состоять из систем гражданской защиты муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта Российской Федерации, и систем гражданской защиты объектов, учредителем которых являются субъект Российской Федерации или муниципальное образование, входящее в его состав.

Функциональные системы РСГЗ будут, как правило, комплексные (например, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, медицины катастроф и др.). Это системы, решающие функциональные задачи в области гражданской защиты в интересах страны. Они создаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на их формирование организациями на базе подведомственных специализированных служб и организаций. Предлагаемый перечень функциональных систем РСГЗ приведен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень функциональных систем Российской системы гражданской защиты

Наименование функциональных систем Головная (уполномоченная) организация

Охраны общественного порядка МВД России

Мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России

Обеспечения пожарной безопасности МЧС России

Всероссийской службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России

Борьбы с лесными и торфяными пожарами Рослесхоз

Контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами Ростехнадзор

Контроля за биологически опасными объектами Минздравсоцразвития России

Контроля за ядерной и радиационной безопасностью Госкорпорация «Росатом»

Организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Минтранс России

Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах МЧС России

Обеспечения безопасности людей на водных объектах МЧС России

Транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций Минтранс России

Коммунального хозяйства Минрегион России

Материальных резервов Росрезерв

Эвакуации и отселения населения Минрегион России

Поиска и спасения обеспечения полётов авиации Росавиация

Силы и средства РСГЗ должны представлять специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, объектов и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ведения гражданской защиты.

В состав сил РСГЗ входят:

1. Спасательные воинские формирования МЧС России.

2. Аварийно-спасательные службы и формирования МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

3. Подразделения Государственной противопожарной службы.

4. Подразделения Всероссийской службы медицины катастроф.

5. Подразделения охраны общественного порядка.

6. Военизированные горноспасательные части.

7. Транспортные средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

8. Специализированные формирования, создаваемые на военное время.

Резервы и запасы, создаваемые для решения задач гражданской защиты, включают:

резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

единые резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти на мирное и военное время;

резервы финансовых и материально-технических ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов на мирное и военное время.

Говоря о порядке функционирования РСГЗ, предлагается установить для РСГЗ единые режимы функционирования на мирное и военное время. В этой связи предлагается действующие в РСГЗ режимы повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации распространить и на военное время.

Сегодня государственная политика Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности формируется и реализуется по принципу «безопасность - через развитие». Следуя этому принципу, предполагается создание РСГЗ завершить в 2013-2014 годах, а период времени до 2020 года посвятить её совершенствованию и развитию. В связи с чем представляется целесообразным рассмотреть вопрос о разработке и принятии Федеральной целевой программы «Совершенствование и развитие РСГЗ».

Основные направления совершенствования и развития РСГЗ: развитие нормативной правовой базы;

совершенствование методов и способов защиты населения и территорий; совершенствование системы управления гражданской защиты; развитие сил и средств РСГЗ;

совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности;

развитие международного сотрудничества;

отработка экономических механизмов функционирования.

Перечень планируемых мероприятий по развитию нормативной правовой базы:

подготовка предложений о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации по вопросу ведения в области гражданской защиты;

разработка и принятие федерального закона «О гражданской защите»; разработка и принятие постановления Правительства РФ «О создании РСГЗ»; разработка и принятие федерального закона «Кодекс гражданской защиты»; разработка нормативных правовых актов, регламентирующих ведение гражданской защиты в военное время;

разработка федерального закона о внесении изменений в действующие законодательные акты;

разработка проектов указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся создания и функционирования РСГЗ, изменения состава МЧС России и системы МЧС России, определяющих показатели и нормы функционирования РСГЗ и её элементов;

разработка и внедрение технических регламентов по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасной эксплуатации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;

разработка государственных (муниципальных) заданий для элементов РСГЗ и др. Совершенствование методов и способов защиты населения и территорий: создание единой системы обучения населения в области гражданской защиты, переработка программ подготовки специалистов и руководящего состава РСГЗ;

совершенствование систем централизованного оповещения и информирования населения об угрозах различного характера и действиях в условиях возникших бедствий, завершение создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объ-

ектов и общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

создание комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на объектах защиты, а также при проведении общественно-политических мероприятий;

освоение подземного пространства городов для укрытия населения и осуществления мер по повышению защищённости критически важных и потенциально опасных объектов;

развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учётом всего спектра современных опасностей и угроз, расширения функций за счёт мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствование промышленной безопасности, улучшение подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях опасностей и угроз различного характера, повышение физической устойчивости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах, террористических актах, ведении военных действий;

развитие системы страхования ответственности за причинение вреда при чрезвычайных ситуациях, системы декларирования промышленной безопасности, а также деятельности по лицензированию опасных производственных объектов;

развитие системы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях, разработку норм и нормативных показателей по основным видам жизнеобеспечения, создание запасов материально-технических ресурсов для восстановления инфраструктуры жизнеобеспечения в зонах бедствия;

совершенствование экономического обеспечения функционирования РСГЗ. Совершенствование системы управления гражданской защиты включает в себя: совершенствование органов управления РСГЗ;

реконструкцию и модернизацию существующих пунктов управления, оснащение их современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных;

создание единой многоуровневой автоматизированной информационно-управляющей системы РСГЗ;

создание подвижных пунктов управления РСГЗ для главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

интеграцию систем связи РСГЗ с единой сетью электросвязи Российской Федерации, Минобороны России, сетями связи взаимоувязанной сети связи страны, Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, завершение создания с использованием ресурсов НЦУКС системы антикризисного управления на мирное и военное время;

переработку существующих планирующих документов с целью сокращения их количества с учётом современных требований и условий, в том числе по переводу гражданской защиты с мирного на военное время, эвакуации (отселению) населения и др.; создание системы «112».

Развитие сил и средств РСГЗ предполагает:

1. Создание подразделений аварийно-спасательных сил в потенциально опасных районах и на основных автомагистралях страны и в районах Севера, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах для обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр Сочи-2014 и отдыха граждан на побережьях Чёрного, Азовского и Каспийского морей и других.

2. Развитие аварийно-спасательных сил на водных объектах и авиации МЧС России.

3. Развитие аварийно-спасательных сил в федеральных органах исполнительной власти и субъектах Российской Федерации.

4. Создание группировки сил РСГЗ, способной осуществлять оперативное реагирование на возникающие чрезвычайные ситуации различного характера и масштаба на территории Российской Федерации, оказывать эффективную международную помощь в соответствии с заключенными международными договорами.

5. Модернизацию технического оснащения сил РСГЗ с целью повышения мобильности, оперативности и эффективности их действий.

6. Разработку и реализацию нового механизма привлечения аварийно-спасательных сил Минобороны России, МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в интересах выполнения задач гражданской защиты в связи с реорганизацией (реформированием) этих органов.

К совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности относятся:

1. Повышение эффективности государственного пожарного надзора, внедрение новых антикоррупционных форм и методов контроля за состоянием пожарной безопасности.

2. Развитие договорных подразделений Федеральной противопожарной службы, добровольной и частной пожарной охраны в целях повышения оперативности реагирования на возникающие пожары.

3. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в развивающихся городах и муниципальных образованиях, а также на критически важных объектах.

4. Оснащение подразделений пожарной охраны новыми средствами спасения и тушения пожаров, в том числе в высотных зданиях.

5. Развитие единой системы управления силами и средствами пожаротушения.

6. Разработка эффективных средств пожаротушения лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ.

Развитие международного сотрудничества включает в себя:

1. Совершенствование сотрудничества в области гражданской защиты с государствами-участниками СНГ, в том числе повышение эффективности деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и функционирования Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Развитие сотрудничества в области гражданской защиты в рамках Шанхайской организации сотрудничества, организации Договора о коллективной безопасности.

3. Развитие сотрудничества в области гражданской защиты в рамках Европейского союза, Черноморского сотрудничества, Совета государств Балтийского моря, Арктического совета, Совета Баренцева моря, форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, форума Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, стран BRICS.

4. Активизация сотрудничества на базе новых концептуальных договорённостей с НАТО.

Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций продолжают быть

весьма актуальными. Свидетельством тому крупномасштабные чрезвычайные ситуации, имевшие место в последнее время (аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», лесные и торфяные пожары в европейской части России, террористические акты в московском метрополитене и во Владикавказе, крушение теплохода «Булгария» и другие). В связи с этим мероприятия по защите населения и территорий страны от опасностей природного, техногенного, военного и террористического характера и организация их осуществления требуют совершенствования и дальнейшего развития. Образование РСГЗ на базе РСЧС и гражданской обороны создаст реальные и серьёзные предпосылки для эффективного решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.