УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10048
© Б.П. Михайлов, Л.Л. Тузов, М.А. Чварков, 2019
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Б.П. Михайлов, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, доктор юридических наук, профессор,заслуженный юрист Российской Федерации
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Л.Л. Тузов, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, доктор юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
М.А.Чварков, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях УНК СП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются основы государственной политики Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; участие в механизме их реализации органов внутренних дел.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственная политика, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,органы внутренних дел.
SOME FEATURES OF THE ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN EMERGENCY SITUATIONS
B.P. Mikhailov, Professor, Department of Operational Investigation Activities and Special Technology, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
L.L. Tuzov, Professor, Department of Operational Investigation Activities and Special Technology, Doctor of Law, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
M.A. Chvarkov, Senior Lecturer of the Department of ATS Activities in Special Conditions of the UNK SP Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Annotation. The basics of the state policy of the Russian Federation in the field of protection from emergency situations and participation in the mechanism of their implementation of the internal affairs bodies are considered.
Keywords: national security, state policy, emergency situations of natural and man-made character, internal affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Михайлов Б.П., Тузов Л.Л., Чварков М.А. Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных ситуациях. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):195-200.
ХХ! век в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, отметился возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, нормальной жизнедеятельности, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, причиняют огромный ущерб экономике, окружающей природной среде и обществу.
По данным Бюро ООН по снижению рисков стихийных бедствий (UNISBR) и бельгийского центра исследования эпидемиологический катастроф (CRED) в период с 1966 по 2015 год зарегистрировано 7056 стихийных бедствий, геофизических катастроф, включая землетрясения, цунами, извержение вулканов и других природных катаклизмов, в результате которых погибло 1,35 млн. человек [1].
Исследователи утверждают, что в мире установилась тенденция ежегодного роста числа пострадавших на 8,6 % и материальных потерь на 11,4% в результате чрезвычайных ситуаций (далее — по необходимости ЧС), а количество стихийных бедствий удваивается каждые 10 лет.
По данным Международного Комитета Красного Креста в XX столетии ЧС унесли 11 миллионов человеческих жизней [2].
За 15 лет (2000 — 2015 г.) в России произошло 8588 чрезвычайных ситуаций в которых погибло 14826 человек и пострадали 5,841 млн. человек.
За этот период произошло 5097 (59,4%) ЧС техногенного характера, природного характера — 27865 (32,45 %), биолого-социальных — 587 (6,8%) и террористических актов — 118 (1,4%). В среднем ежедневно погибало до 3 человек [3].
Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10 -15 лет показала, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения иокружающей среды. Прямые и косвенные ущербы от них уже составляют 4 -5% от валового производимого продукта [4].
По данным МЧС в 2015 году произошло 179 ЧС техногенного характера, а в 2016 — 3970. В них пострадали соответственно 5599 человек и погибли 1464 человека. В 70-ти авиационных катастрофах погибли 305 и пострадали 426 человек. Большое количество людей погибают и получают тяжкие увечья в дорожно-транспортных происшествиях.
Значительную часть ЧС техногенного характера составляют пожары. Так ежегодно в стране происходит 250 тыс. пожаров в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.
В 2017 году в ЧС техногенного характера постра-дало1790 человек и погибло — 357 [5].
Приведенные нами статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного и техногенного происхождения. На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий
чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 ЧС, связанных с производственной деятельностью человека [6].
Негативные последствия ЧС природного и техногенного характера становятся все более масштабными и представляют собою опасность для стабильного социально-экономического развития страны, повышения благополучия населения и укрепления национальной безопасности Российской Федерации[7].
В марте 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерово произошел крупнейший пожар площадью 1600 кв. метров. В результате пожара погибли 60 человек, в том числе 41 ребенок. На территории Кемеровской области был введен режим чрезвычайной ситуации и объявлен федеральный уровень реагирования. Пожар стал вторым крупнейшим в истории современной России по числу жертв после пожара в Пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, в котором погибли 156 человек.
Как показала практика противопожарного надзора, из системных негативных причин пермского пожара не было сделано необходимых выводов.
Трагедия в «Зимней вишне» потрясла Россию и вызвала широкий международный резонанс. По данным Международной ассоциации пожарных и спасательных служб Россия имеет один из самых высоких показателей смертей, происходящих из-за пожаров. За период с 2001 по2015 годы этот показатель составил 7,5 смертей на 100 тыс. жителей. Для сравнения этот показатель в США равен 1, в Казахстане — 2,7, во Франции и Германии — 0,5. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2014 году Россия с показателем 7 уступала 127 странам [8].
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 391-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее Стратегия), которая является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В статье 6 Стратегии сказано, что угрозой национальной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальной безопасности России .
Такую угрозу создают чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправ-
ления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-технических сил, развития системы превентивного принятия мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [9].
Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и национальные приоритеты России , цели, задачи и меры, направленные на укрепление национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В этих целях Президент Российской Федерации Указом от 11 января 2018 г. № 12 утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года», а также механизмы её реализации.
В основах дано понятие государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций).
Государственная политика в области защиты от ЧС является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации представляет собою совокупность мер, направленных на предупреждение и локализацию ЧС, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровья граждан от поражающих факторов при ЧС и размерах ущерба от них [10].
Основными угрозами влияющими на состояние защиты населения и территорий от ЧС названы:
а) стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальными изменениями климата, активизацией геофизических и космических процессов;
б) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также вследствие пожара или стихийного бедствия;
в) особо опасные инфекции и или заболевания людей, животных и растений связанных с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.
Возникают новые угрозы для населения и территорий вызванные негативными изменениями окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий [11].
Цели и задачи государственной политики в обобщенном виде представляют собой меры по обеспечению устойчивого социально-экономического развития
Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения. При этом определены приоритетные направления, которые сводятся к трем основным направлениям:
• во-первых, поддержание безопасности и устойчивости жизнедеятельности общества и государства в любых ЧС;
• во-вторых, комплексная защита населения, объектов экономики, национального достояния и окружающей среды от поражающего воздействия источников ЧС и их неблагоприятных последствий;
• в-третьих, что особенно необходимо, готовность государства к оперативному реагированию и ликвидации ЧС различного характера и масштаба.
Важнейшей задачей является совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Положение о РСЧС утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 (ред. от 18.07.2018) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Территориальные органы МВД России (далее — территориальные органы), как составная часть государства, участвуют в решении всех вышеизложенных задач.
В Федеральном Законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденном в новой редакции, в ст.17 определено, что при ликвидации ЧС силы и средства органов внутренних дел применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Важнейшим компонентом основ применения сил и средств территориальных органов является использование разработанных принципов участия в механизме-ликвидаций последствийЧС.
К таким принципам в первую очередь относятся: заблаговременная подготовка сил и средств территориальных органов, органов управления к действиям при ЧС; поддержание высокой готовности подразделений территориальных органов к действиям при ЧС; своевременное реагирование органов оперативного управления территориальных органов на изменение оперативной обстановки при возникновении ЧС; взаимодействие органов управления различных ведомств участвующих в ликвидации последствий ЧС.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, наряду с обычными повседневными задачами, территориальные органы выполняют дополнительные, в соответствии с законом «О полиции» специальные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, а именно: восстановление порядка и его поддержание в чрезвычайных условиях; спасение людей и имущества, защиту населения от возникшей опасности, предупреждение и ликвидацию кризисных и кон-
фликтных ситуаций, чреватых паникой и массовыми-беспорядками; недопущение случаев использования преступниками резко осложнившейся оперативнойоб-становки, охрану государственного, общественного и личного имущества, оставшегося без присмотра; оказание необходимой помощи пострадавшим [12].
Территориальные органы в условиях чрезвычайных ситуаций осуществляют свою деятельность по трем основным направлениям: обеспечение общественного порядка и безопасности исходя из назначения территориальных органов; создание необходимых условий для эффективной работы других формирований (спасателей, медицинских работников и др.); непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварий и катастроф и при этом решают специфические задачи.
При обеспечении охраны общественного порядка и безопасности: оказывают содействие должностным лицам в привлечении населения, транспортных средств для проведения спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия, участвуют в спасении людей и оказывают помощь пострадавшим; охраняют общественный порядок прирассредоточении рабочих и служащих и эвакуации населения;осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и населения правил карантина;организовывают и проводят надзорно-профилактические, оперативно-разыскные, режимные и иные мероприятия по предупреждению и пресечению паники, характерные для чрезвычайных ситуаций и ликвидацииих последствий; пресекают факты мародёрства; усиливают охрану повседневно охраняемых объектов, а также берут под охрану специальные объекты по заблаговременно определенному в установленном порядке перечню; выявляют и пресекают факты умышленного списания продуктов питания в целях последующего хищения под предлогам их якобы химического, бактериологического или радиационного заражения; охраняют общественный порядоквме-стах расселения эвакуируемого населения,организуют временную прописку граждан и адресно-справочную работу; осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и населением режима допуска в зону бедствия, выполнением установленных правил поведения в этих зонах; осуществляют эвакуацию из опасных зон сотрудников территориальных органов и их семей, вооружения, документов и имущества, а также задержанных, арестованных и осужденных.
В целях обеспечения регулирования дорожного движения: организуют регулирование и бесперебойное движение на улицах и автомобильных дорогах; обеспечивают безопасное дорожное движение при эвакуации населения, при движении транспорта с материальными ценностями, а также с особо важными грузами и спасателями в район чрезвычайных ситуаций; выдают специальные пропуска для беспрепятственного проезда определенных категорий автотранспортных средств; развертывают контрольно-пропускные пункты для обеспечения пропускного режима в закры-тыхдля посещения гражданзонах; мобилизуют транспорт для эвакуации населения и использования в не-
отложных аварийных работах;организуют и охраняют стоянки задержанного транспорта [13].
Для осуществления первоочередных задачприв-лекаются силы и средства территориальных органов, количество и порядок использования которых определяются республиканской (краевой, областной) комиссией по чрезвычайным ситуациям. Этой же комиссией дается часть данных для расчета сил и средств исходя из характера, размера и сложности возможных чрезвычайных ситуаций.
Для выполнения оперативно-служебных задач при участии территориальных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создаются группы оперативного назначения, назовём наиболее значимые из них.
Группа оцепления зон (районов) загрязнения (заражения, затопления) предназначена для обеспечения безопасности населения, прекращения доступа на территорию (объекты), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, посторонних лиц и транспортных средств, задержания и направления на пункт проверки граждан и лиц, пытающихся несанкционированно проникнуть на указанную территорию (указанные объекты) или покинуть ее (их).Для оцепления района кризисной ситуации на направлении сосредоточения основных усилий назначаются посты, дозоры, полицейские (войсковые, смешанные) цепочки. На остальных направлениях — патрули, посты, дозоры. Предусматривается создание сильного резерва.
Важное значение имеет создание и организация четкой работы группы патрулирования предназначенной для обеспечения общественного порядка и безопасности на маршруте патрулирования и территории, прилегающей к зоне (району) загрязнения (заражения, затопления), выявления граждан, причастных к совершению преступления в данном районе, поиска и задержания разыскиваемых лиц, пресечения попыток прохода через контролируемую зону при выполнении функций перекрытия направлений и рубежей.
При этом группа организации дорожного движения выполняет задачи по организации и обеспечению беспрепятственного выдвижения в район ЧС оперативной группы, группировки сил и средств, организации объездных маршрутов движения транспорта, а также эвакуации транспортных средств, находящихся на территории зоны (района) загрязнения (заражения, затопления). Как правило численность группы определяется исходя из необходимого количества постов регулирования движения и с учетом созданиярезерва.
Расчет численности группы эвакуации производится на основании установленного администрацией республики (края, области) порядка ее проведения при ЧС и норм выделения личного состава. На каждый сборный эвакуационный пункт (СЭП) назначаются сотрудники для работы в эвакуационной комиссии, идля работы в комиссии по осмотру транспорта и для охраны общественного порядка.
Создается следственно-оперативная группа. СОГ предназначена для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, осмотра места совершения престу-
пления. В зоне чрезвычайной ситуации создается одна или две СОГ по 9-12 человек в неё входят сотрудники — специалисты по линии противодействия уголовной, экономической и организованной преступности. На пунктах размещения эвакуируемых создаются также такие группы [15].
Для планирования действий территориальных органов МВД России при ЧС необходимо получать в установленном порядке информацию от следующих источников:
• администрации потенциального опасного объекта; соответствующего уровня комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; от территориального органа МЧС России о прогнозе вариантов ЧС техногенного характера;
• регионального центра мониторинга прогнозирования ситуации МЧС России по предоставлению оперативной и прогнозируемой информации например, расчеты переноса радиоактивных осадков и ядовитого облака аварийно химически опасных веществ при различных погодных условиях и прогнозе о границах зоны загрязнения и заражения по времени выброса с учетом скорости ветра;
• комиссии по ЧС и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации — о плановых мероприятиях по защите населения; организации движения автотранспорта, проведению технического осмотра транспортных средств, предназначенных для эвакуационных перевозок, обеспечении автотранспорта специальными пропусками и опознавательными знаками; об организации эвакуации населения.
Анализ прогнозируемой обстановки производится во время рекогносцировки, в ходе которой изучаются: границы зон загрязнения (заражения); места расположения критически важных объектов;количество населения, подлежащего эвакуации; расположение сборных эвакуационных пунктов, посадочных площадок, районы эвакуации населения, маршруты движения; количество транспортных средств, выделяемое для эвакуации населения; материальные средства, имущество, остающееся без присмотра и нуждающееся во-хране; длительность эвакуационных мероприятий.
Важнейшим организующим началом, влияющим на состояние готовности территориальных органов МВД России к выполнению возложенных на них задач при ЧС, являются оперативные планы,которыми определяют действия органов оперативного управления и подразделений территориальных органов в экстремальных условиях.
Качественно разработанные планы позволяют заранее скоординировать действия различных служб и подразделений, как территориальных органов МВД России , так и привлекаемых и взаимодействующих сил и избежать при этом ошибок и просчетов.
В настоящее время в целях защиты населения и
территории от ЧС наряду с реализацией планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (РСЧС) и повышении эффективности управления рисками в ЧС с учетом названных выше современных угроз природного, техногенного и иного характера большое внимание должно уделяться развитию систем информирования и оповещения населения местах массового пребывания людей.
События в Кемерово, например, в связи с пожаром в «Зимней вишне» стали быстро обрастать провокационными слухами в Интернет сетях, о том, что в огне погибли сотни человек. В Интернете появились аудиозаписи с неназванными людьми, которые сообщали о гибели 300-400 человек и подготовке 200 могил, а также о том, что власти скрывают данные о количестве погибших.
Выяснилось, что одна из аудиозаписей была создана пранкером, выдававшим себя за сотрудника МЧС. Следственный комитет России объявил, что пранке-ром оказался Евгений Вольнов (настоящее имя Никита Кувинов) находящийся на Украине, который в последствии объяснил свои действия местью за погибших друзей в Донбассе.
28 марта Басманный районный суд г. Москвы заочно арестовал пранкера по возбужденному против него уголовному делу по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды). Однако служба безопасности и МВД Украины сразу же заявили, что Украина не выдаст Кувинова России . В тоже время по Кемерово распространились слухи о многочисленных жертвах пожара, что причиной пожара стал поджог. 27 марта кемеровчане вышли на стихийный митинг, на котором потребовали отставки губернатора А. Тулеева и администрации города Кемерово, проведения прозрачного расследования и привлечения к ответственности все виновных.
Администрации удалось за счет разъяснительной работы и принятых организационных мер предотвратить превращение митинга в массовые беспорядки, к которым призывали паникеры и провокаторы. Важную роль сыграли действия сотрудников полиции, которые обеспечили общественный порядок и предотвратили возможное развитие массовых беспорядков [16].
Как показывает практика в случаях подобных кемеровскому пожару необходимо задействовать оперативные возможности подразделений «К» Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД России и территориальных органов МВД России по установлению контроля за информационными муниципальными системами, в том числе сетью «Интернет».
Закон предусматривает гласность и открытую информацию в области защиты населения и территории от ЧС, в которой содержатся сведения о прогнозируемых и возникающих ЧС и их последствиях, а также о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экономической безопасности на соответствующих территориях. Информация является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законом.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно
информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникающих ЧС, о приемах и способах защиты населения от них.
Как показывает практика привлечение средств массовой информации к освещению деятельности по защите населения и территорий при ЧС (например, по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) по инициативе территориальных органов могут создаваться временные Пресс-центры, при которых акреди-тируются журналисты.
Создается специальная группа взаимодействия со средствами массовой информации (далее — СМИ) предназначенная для информирования общественности через СМИ (о результатах проведения специальных мероприятий; подготовке в интересах оперативного штаба информационных материалов (сообщений, выступлений, комментариев); создания условий по недопущению огласки и распространения в СМИ информации, могущей негативно повлиять на ход проведения специальных мероприятий; участия в специальных информационных мероприятиях; оказания содействияпредставителям СМИ в подготовке публикаций, видео и аудио сюжетов.
В заключении следует отметить, что усилиями органов власти и местного самоуправления была создана прочная правовая база, разработан и принят ряд важнейших нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области предупреждения и ликвидации ЧС, накоплен опыт проведения эффективных мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научно-исследовательская база прогнозирования по противодействию катастрофам, внедряются новейшие технологии и современные средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вместе с тем, необходимо повышать уровень защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; развивать системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС; совершенствовать деятельность органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. В условиях сложившейся политической нестабильности и на фоне новых угроз национальной безопасности России повышать качество подготовки населения по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности; добиваться минимизации потерь путем совершенствования взаимодействия различных органов государственного управления, в том числе подразделений МЧС и терри-
ториальных органов МВД России . Успешная реализация государственной политики в области защиты от ЧС будет способствовать достижению стратегических целей РФ в области государственной и общественной безопасности.
Литература
1. Доклад (UNISBR) и (CRED) Женева, 13 октября 2016 г. Публикация ТАСС, корреспондент Константин Прибытков.
2. https://infopedia.su/8xef71.html
3. Евдокимов В.И., Кислова г.Д. Анализ чрезвычайных ситуаций в России в 2000-2014 годах// Журнал «Безопасность в техносфере» 2015.
4. http://www.grandars.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/ekonomicheskie-posledstviya-chs.html
5. МЧС России . Статистика сравнительных характеристик ЧС происшедших на территории Российской Федерации в 2015/2016и за 9 месяцев 2016/2017 г.г.
6. http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/ CHrezvichaynie_situacii/2017god
7. Статистика чрезвычайных ситуаций
8. http s;//vuzlit.ru/14 12 8 8 / s t at i s t ik a_ chrezvychaynyh_situatsiy
9. Игнатьев В.Б. Правовое регулирование межведомственного взаимодействия МВД России и МЧС России в чрезвычайных ситуациях. дис-ер. канд. юрид. наук. СПБ, 2006
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожар в торговом доме «Зимняя вишня»
11. Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ст.49
12. Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года» ст.2
13. Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года» ст.13
14. Закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3 ФЗ ст.2 п 1.2.3.4, ст. 12 п 7.29, ст.13 п.31
15. Чварков М.А. Тактико-специальная подготовка в определениях и схемах». Учебное пособие М: МосУ МВД России , 2013, стр.168-170
16. Чварков М.А. 2013, стр.171, 179-183
17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожар в торговом доме «Зимняя вишня»