Патрак А.М., Горбатов В.В. Теоретические аспекты организации деятельности МВД России.
курсантов по специализации «Организация режима в уголовно-исполнительной системе» : материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Новокузнецк, 14-15 мая 2014 года. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014. - С. 73-82.
7. Егоров, М. Организационно-правовые аспекты сотрудничества русской православной церкви с исправительными учреждениями и особенности его реализации в современных условиях : дис. ... канд. богословия. - Сергиев Посад, 2005. - 177 с.
8. Красотин, Е. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций и проблемы их взаимодействия с учреждениями УИС // Вестник Кузбасского института ФСИН России. - 2012.
- № 4 (12). - С. 78-87.
9. Лелюх, В. Ф., Позднякова, А. Э. Взаимодействие пенитенциарных учреждений России с негосударственными социальными институтами и организациями // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 2 (50). - С. 229-236.
10. Лещенко, В. Г. Пути совершенствования правовой регламентации религиозной деятельности, осуществляемой в местах лишения свободы // Преступление, наказание, исправление.
- 2012. - № 17. - С. 17-20.
11. Матвеев, Д. О. О зарубежном опыте функционирования службы тюремных священников (капелланов) // Вестник Кузбасского института ФСИН России. - 2013. - № 2 (15). - С. 33-38.
12. Мельникова, Н. А., Матвеев, Д. О. К вопросу о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний с Русской православной церковью в рамках реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Преступление, наказание, исправление. - 2014. - № 3 (27). - С. 37-41.
13. Мишустин, С. П. Особенности работы священнослужителя с осужденными, находящимися в местах лишения свободы // Вестник Самарского юридического института. - 2014. - № 1 (12). - С. 38-42.
14. Радченко, К. Н. Участие Русской православной церкви в деятельности пенитенциарной системы России: общая характеристика проблемы // Вестник Владимирского юридического института.
- 2011. - № 1 (18) - С. 24-27.
15. Скоморох, О. Перспективы тюремного служения Русской православной церкви на современном этапе // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - № 3 (20). - С. 56-59.
16. Скоморох, О. Тюремное служение Русской православной церкви в местах лишения свободы. История и современное состояние // Уголовно-исполнительное право. - 2010. - № 2. - С. 73-75.
17. Федотова, И. Н. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с Русской Православной Церковью и другими религиозными объединениями // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 1 (10). - С. 43-50.
18. Яворский, М. А. Актуальные проблемы пенитенциарно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 1. - С. 75-79.
УДК -355.588.3
А.М. Патрак*, В.В. Горбатов**
Теоретические аспекты организации деятельности МВД России при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в условиях мирного и военного времени
В статье рассматриваются деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных ситуаций, при введении военного положения, а также их личная безопасность при выполнении ими задач на местности, зараженной радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, функциональная подсистема охраны общественного порядка, режим функционирования, соблюдение личной безопасности.
A.M. Patrak*, V.V. Gorbatov**. Activities of the Russian Interior Ministry in the liquidation of emergency situations of natural and man-made disasters in peacetime and wartime.The article discusses the activities of the Interior and the Russian Interior Ministry in the event of emergencies, as well as the introduction of martial law, as well as their personal safety in the performance of tasks in the areas contaminated by radioactive, chemical and biological means.
* Патрак, Александр Михайлович, профессор кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия , 198206 г. Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-90-93.
** Горбатов Вадим Викторович, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-90-93
* Patrak, Alexander Mikhailovich, professor of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 744-70-93.
** Gorbatov, Vadim Victorovich, Head of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 744-70-93.
© Патрак А.М., Горбатов В.В., 2015
Теория и история государства и права
Key-words: Emergency, functional subsystem of public order, mode of operation, compliance with personal safety.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1, ст. 1].
Человечество на протяжении всей своей истории подвергается постоянному воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось десятилетиями и даже веками. Подтверждением этому являются природные катастрофы, которые возникают в России почти каждый год. Так, по данным МЧС России, летом 2010 г. от лесных пожаров пострадало более 20 субъектов РФ, в которых сгорело около 2,5 тыс. жилых домов. Ущерб от пожаров оценивался в 12 млрд. рублей. В 2012 г. произошло наводнение в Краснодарском крае, в результате чего в Геленджике, Крымске, Новороссийске и ряде поселков было затоплено более 7 тыс. домов. Общий ущерб от наводнения оценивался в 20 млрд. руб. В 2013 г. случилось наводнение на Дальнем Востоке, в результате чего под водой оказалось более 13 тыс. жилых домов. Общий объем ущерба от этого наводнения составил 527 млрд. рублей.
В апреле 2015 г. из различных регионов поступали неутешительные новости об охвативших субъекты РФ пожарах и наводнениях. Так, только в Сибири бушевали около 70 лесных пожаров на больших площадях. Горели леса также в Республике Хакасия, Забайкальском крае, Красноярском крае, Республике Бурятия, Республике Алтай, Республике Тыва. Наиболее сложной оказалась ситуация в Хакасии, где только за 12 и 13 апреля 2015 г. пожаром было уничтожено 49 населенных пунктов, в которых сгорело 1500 домов, погибли 30 человек, двое числятся без вести пропавшими, без крова осталось тысячи жителей. Для ликвидации только этого стихийного бедствия были привлечены значительные силы и технические средства МЧС, ВС России, а также МВД России. Ущерб от пожара только в Хакасии оценивается в 7 млрд. руб.
Президент Российской Федерации В.В. Путин 21 апреля 2015 г. лично посетил Хакасию с целью проконтролировать ход ликвидации последствий пожаров и восстановление населенных пунктов и после общения с руководством республики и населением пообещал приехать ещё раз. Выполняя своё обещание, 26 июня 2015 г. он повторно посетил регион с целью оценить работу по восстановлению домов и населенных пунктов в целом. После ознакомления с ходом восстановления президент поставил задачу ускорить восстановление некоторых населенных пунктов, по которым были отставания от графика. Не оставляют в беде Россию и наводнения, которые затапливают города, населенные пункты, принося стране огромные потери в материальных средствах, а также человеческие жертвы.
С развитием общества наряду со стихийными бедствиями природного характера всё чаще стали происходить чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые так же, как и природные чрезвычайные ситуации, в некоторых случаях сравнимы по своим разрушениям, заражению местности, гибелью людей и материальными потерями с теми, что возникают во время боевых действий. Необходимо отметить то, что до начала 90-х гг. ХХ в. ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций занимались силы и средства гражданской обороны, которые в своей деятельности были ориентированы на подготовку населения, защитных сооружений и решение других задач на случай возникновения военных действий.
Однако техногенные чрезвычайные ситуации середины 80-х и начала 90-х гг. (аварии на Чернобыльской АЭС и на газопроводе в Башкортостане) вскрыли недостатки в работе этой системы. Поэтому перед правительством встал вопрос о создании структурных подразделений, которые занимались бы вопросами ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уже 27 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров РСФСР такая структура была создана - образован Российский корпус спасателей, который в своей деятельности должен был решать такие задачи, как прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций; координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях [17].
Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а с 1995 г. 27 декабря является Днем спасателя Российской Федерации.
Создание МЧС России стало важным шагом в построении современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России. В дальнейшем эта система постоянно совершенствовалась. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» организована единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), которая в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Необходимо отметить то, что единая система, состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях [4, ст. 3].
Одной из таких подсистем является функциональная подсистема охраны общественного порядка МВД России. Так, в соответствии с Приложением к приказу МВД России от 13 июля 2007 г.
Патрак А.М., Горбатов В.В. Теоретические аспекты организации деятельности МВД России...
№633 «О функциональной подсистеме охраны общественного порядка, единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлен порядок организации и деятельности функциональной подсистемы охраны общественного порядка (далее ФП ООП). Данная система создана для организации и проведения мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка, общественной безопасности, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Она создана на базе органов управления, сил и средств ОВД и ВВ МВД России [5] .
Деятельность этой системы осуществляется на основе взаимодействия с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающими функционирование других подсистем РСЧС, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также - в установленном порядке - с международными организациями и правоохранительными органами иностранных государств.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации и режим военного времени. При введении одного из режимов функционирования РСЧС органы внутренних дел, внутренних войск, органы управления и силы ФП ООП в установленном порядке в соответствии с Приказом МВД России № 363 от 24 марта 2015 г. переводятся в вышеуказанные режимы и действуют в соответствии с данным приказом, а ФП ООП дополнительно выполняет задачи в соответствии с Приложением к приказу МВД России от 13 июля 2007 г. № 633, в котором по пунктам рассмотрены вопросы, решаемые ими при введении одного из режимов функционирования [5].
В режиме военного времени, как показывает опыт Великой Отечественной войны, сотрудники органов внутренних дел внесли значительный вклад в достижение Великой Победы. Они выполняли около 20 различных служебно-боевых задач. Так, сотрудники милиции не только мужественно сражались с фашистами, но также обеспечивали безопасность тыла фронта, участвовали в охране важных объектов и учреждений, действовали в составе истребительных батальонов и партизанских отрядов, занимались организацией местной противовоздушной обороны, обезвреживали вражеских диверсантов, вели борьбу с бандитизмом и преступностью, обеспечивали общественный порядок в прифронтовых и тыловых городах и населенных пунктах, проводили отселение из прифронтовых районов лиц, которые признавались социально опасными, участвовали в выполнении специальных задач по выселению некоторых народов и этнических групп и др.
Многие видные советские военачальники высоко оценили вклад сотрудников милиции в общую победу над фашизмом. Они отмечали, что советская милиция внесла достойный вклад в достижение победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
В современных условиях при возникновении военных действий органы внутренних дел будут решать как вышеперечисленные задачи, так и задачи присущие современным условиям, когда в случае применения оружия массового поражения возникнут обширные районы пожаров, радиоактивного, химического и биологического заражения, что может вызвать значительные потери как в войсках, так и в тылу. В этих условиях на сотрудников органов внутренних дел ложатся дополнительные задачи:
- обеспечение и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация учёта потерь населения, а также опознание и учет погибших, оказание помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в медицинские и другие пункты;
- участие в выполнении задач гражданской обороны (в т.ч. организация защиты сотрудников, членов их семей и осужденных);
- проведение мероприятий по повышению устойчивого функционирования объектов органов внутренних дел;
- охрана общественного порядка при разборке подразделениями МЧС разрушений и завалов и др. задачи.
Подготовка органов внутренних дел и внутренних войск к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, как уже отмечалось, осуществляется по заранее разработанным и согласованным с подразделениями МЧС России планам.
Необходимо отметить, что данные для составления планов поступают от комиссии по чрезвычайным ситуациям и Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
После получения необходимых данных руководством ОВД осуществляется анализ прогнозируемой обстановки с последующим уточнением его во время рекогносцировки, в ходе которой изучаются данные, необходимые для расчёта и расстановки сил и средств.
Расчёт сил и средств, порядок создания группировки сил и средств ОВД и ВВ, привлекаемых к действиям при чрезвычайных ситуациях, осуществляется, исходя из норм и в установленном порядке для создания группировки сил и средств, привлекаемых к действиям в этих условиях. При недостатке сил и средств в установленном порядке по решению старшего оперативного начальника могут привлекаться дополнительные силы и средства (резервы).
В соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, при введении режима чрезвычайного положения используются силы и средства: органов внутренних дел; внутренних войск; федеральных органов безопасности; уголовно-исполнительной системы; а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Теория и история государства и права
Как показывает опыт ликвидации крупных аварий, катастроф, а также чрезвычайных ситуаций, на основании Указа Президента РФ дополнительно к вышеперечисленным силам и средствам могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.
Силы и средства ФП ООП приводятся в степени готовности № 2 и № 1 в порядке и в соответствии с приказом МВД России [6].
Получив сообщение о ЧС, руководитель оперативной группы от МВД России, которая входит в оперативный штаб, возглавляемый руководителем работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций от МЧС России, организует выполнение задач, указанных в режиме чрезвычайной ситуации и военного времени.
С прибытием сил и средств, в зону ЧС руководитель уточняет задачи функциональным группам и их расстановку в соответствии с проведенной рекогносцировкой.
Следует обратить особое внимание руководителей, подразделений участвующих в ликвидации ЧС, на то, что при работе личного состава на местности, зараженной радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами, необходимо осуществлять постоянный контроль за соблюдением ими мер личной безопасности. С этой целью руководителям подразделений необходимо выполнить следующие мероприятия:
- обеспечить личный состав средствами индивидуальной защиты и определить порядок использования их, а также порядок использования коллективных средств защиты;
- установить режим несения службы личным составом на местности радиационного, химического и биологического заражения и организовать контроль за его выполнением;
- обеспечить личный состав приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
- при необходимости организовать специальную санитарную обработку личного состава, дезактивацию техники, оружия, обмундирования и снаряжения.
Необходимо отметить, что в последние годы значительно укрепилась нормативная база, регламентирующая организацию и осуществление мероприятий по обеспечению деятельности ОВД и ВВ МВД России при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Опыт практической деятельности органов внутренних дел в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций подтверждает, что личный состав недостаточно подготовлен к действиям в этих условиях. В работе часто отсутствуют должная организованность, оперативность и слаженность, допускаются просчёты в расстановке сил и средств, организации связи и взаимной информации. Недостатки отмечаются также во всестороннем обеспечении личного состава при ликвидации чрезвычайных ситуаций в сложных климатических условиях, к которым можно отнести недостаточное снабжение личного состава горячим питанием, вещевым обеспечением по сезону, отсутствие пунктов обогрева и др.
Кроме этого, необходимо уделять больше внимания психологической подготовке личного состава, т.к. не все сотрудники психологически готовы к работе в условиях воздействия на них поражающих факторов, возникающих при техногенных авариях на объектах АЭС, а также промышленности, где используются радиоактивные и химически опасные вещества. Как показывает практика действий сотрудников ОВД в этих условиях, они слабо знают средства защиты органов дыхания и кожи, а также работу с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
Таким образом, для создания необходимых условий для действий подразделений МВД России в условиях ЧС мирного и военного времени необходимо качественное обеспечение их всем необходимым (по аналогии обеспечения подразделений МЧС России), и созданные резервы должны использоваться ими только при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме этого, большое значение имеет качественная подготовка в системе профессиональной, служебной и физической подготовке ОВД и военнослужащих внутренних войск, а курсантов и слушателей как будущих руководителей в образовательных организациях МВД России.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Совета министров РСФСР от 27 декабря 1990 г. «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирования единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
5. Приложение к приказу МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 «О функциональной подсистеме охраны общественного порядка, единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
6. Приказ МВД Российской Федерации от 24 марта 2015 г. № 363.
7. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. № 643 «О гражданской обороне».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «Об утверждении Положения о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Степанов И.В. Россия и страны Восточной Азии в контексте процессов модернизации ХХ-ХХ1 веков
9. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
10. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая
1994 г. «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
12. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
13. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».
14. Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ».
15. Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: утверждено указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249.
16. Постановление правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
17. Патрак, А.М., Хоменко А. В. Деятельность ОВД в системе гражданской обороны и единой государственной системе чрезвычайных ситуаций (ГО и РСЧС) : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 160 с.
18. Тактико-специальная подготовка : учебник: В 2 ч. - Ч. 1. - М.: ДГСК МВД России, 2011.
19. Назаренко, И. А. Принципы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера// Административное право и процесс. - 2007. - № 4.
УДК 339.9 И.В. Степанов*
Россия и страны Восточной Азии в контексте процессов модернизации ХХ-XXI веков
Изложен авторский взгляд на процесс модернизации российской экономики с учетом опыта стран Восточной Азии. Рассмотрены различные аспекты взаимодействия России и стран Шанхайской организации сотрудничества.
Ключевые слова: модернизация, экономика, постиндустриальное общество, политический диалог, Шанхайская организация сотрудничества.
I. V. Stepanov*. Russia and the countries of East Asia in the context of the modernization process of the XX-XXI centuries.
Set out the author's view of the process of modernization of the Russian economy based on the experience of East Asian countries. The various aspects of cooperation between Russia and the countries of the Shanghai Cooperation Organization are considered.
Keywords: modernization of the economy, post-industrial society, political dialogue, the Shanghai Cooperation Organization.
Усиление позиций России в мировой экономике в начале ХХ столетия заставило страны Запада усилить противостояние против Российской Федерации, что вынудило Россию больше внимания уделять налаживанию отношений со странами Восточной Азии.
Актуальность данной работы заключается в анализе экономического, социального, исторического и культурного развития Российской Федерации и стран Восточной Азии, противостояния Западу, что привело к сближению самой крупной державы в Азии (России) с ее соседями.
Целями данной работы являются рассмотрение истории, современного состояния и перспектив развития отношений России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)
Предметом исследования является развитие межгосударственных отношений России со странами Дальнего Востока, а также комплекс международных отношений в регионе.
Объектом исследования является внешняя политика России на дальневосточном направлении, торгово-экономические и культурные связи в регионе.
1. Пересмотр ориентиров дал ьневосточной политики России на рубеже ХХ-ХХ1 столетий
На рубеже XX-XXI вв. Россия пересматривает геополитические ориентиры. Традиционное для неё западное направление сменяется неподдельным интересом к направлению восточному.
* Степанов, Игорь Валерьевич, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 42067-32. E-mail: bayker2009@yandex.ru.
* Stepanov, Igor Valeriyevich, associate professor of the department of special events and special equipment of the St.-Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: bayker2009@yandex.ru.
© Степанов И.В., 2015