О мобильности сил МЧС России и РСЧС
В.А. Владимиров, д-р техн. наук Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России
Проблемы защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей (далее - защиты населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при пожарах, а также при террористических актах (далее - от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера) и сегодня остаются весьма актуальными, что обусловлено следующим.
Во-первых, постоянным ростом количества и масштабов природных и техногенных катастроф, приводящих к многочисленным жертвам и огромному ущербу.
По данным Центра исследований стихийных бедствий (Centre for Research on the Epidemiology of Disasters - CRED - Бельгия) в 1973-1982 гг. в мире было зафиксировано около 1,5 тыс. природных катастроф (около 1 млн. погибших), в 1983-1992 гг. их число увеличилось до 3,5 тыс. (1,2 млн. погибших), в 1993 - 2002 гг. - до 6 тыс. (около 620 тыс. погибших) [1].
На рис. 1 представлены данные по числу крупномасштабных стихийных бедствий в мире, имевших место, начиная с 1950 г., и экономических потерях от них.
§
а
Ь
£
*
.0
I
а
s
а
с
е
0
S
1
140
120
100
80
60
40
20
0
1950- 1960- 1970- 1980- 19901959 1969 1979 1989 1999
2000-
2009
(прогноз)
1050
900
750
600
450
300
150
0
m
a
го
CD
- природные катастрофы
- экономические потери
Рис. 1 Природные катастрофы и экономические потери с 1950 г.
По данным Всемирной конференции по природным катастрофам (Иокогама, 1994 г.), количество жертв в мире от разрушительных природных явлений увеличивается ежегодно на 4,3%, пострадавших - на 8,6%, а экономические потери растут в среднем на 6,8% [2].
Примерно такая же картина в мире и с техногенными бедствиями. На рис. 2 и 3 представлены данные по динамике количества техногенных катастроф в мире за 1900 - 2005 гг. и количества погибших в этих катастрофах за те же годы, которые свидетельствуют, что тех-
ногенные катастрофы происходят с учащающейся периодичностью и с «кровавыми» последствиями, верхний предел которых никто не в состоянии представить [3].
Рис. 2 Динамика количества техногенных катастроф за 1900-2005
Рис. 3 Динамика количества погибших в техногенных катастрофах
за 1900 - 2005 гг.
Серьезной проблемой во многих странах мира являются пожары, которые с каждым годом оказывают все более отрицательное воздействие на их экономику, экологическую ситуацию, все чаще угрожают жизни и здоровью людей. По данным мировой пожарной статистики, ежегодно в мире происходит 7-8 млн. пожаров, при которых погибают 70-80 тыс. человек и 500-800 тыс. человек получают ожоги и травмы [4].
В табл. 1 представлены данные о среднем числе пожаров в год в начале XXI века в различных странах.
Таблица 1
Среднее число пожаров в год в странах мира (начало XXI века)
№ группы Число пожаров в год Число стран Страны
1 1,6-1,7 млн. 1 США
2 от 100 тыс. до 600 тыс. 10 Великобритания, Франция, Россия, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Италия, Мексика, Австралия
3 от 20 тыс. до 65 тыс. 25 Япония, Индонезия, Турция, Канада, ЮАР, Малайзия, Нидерланды, Украина, Испания, Иран и др.
4 от 10 тыс. до 20 тыс. 20 Таиланд, Алжир, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Куба, Чехия, Бельгия, Сербия, Дания, Финляндия и др.
5 от 5 тыс. до 10 тыс. 15 Ирак, Шри Ланка, Сирия, Тунис, Словакия, Грузия, Сингапур, Хорватия и др.
Всего 71 Остальные 150 стран имеют, как правило, существенно меньше 5 тыс. пожаров в год
Примечание: Отсутствуют данные по таким крупным странам, как Нигерия, Пакистан, Бангладеш, Египет, Аргентина, в каждой из которых может быть примерно от 30 до 50 тыс. пожаров в год.
Аналогичная картина по указанным проблемам наблюдается и в России.
В табл. 2 представлены данные по количеству чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, имевших место на территории Российской Федерации за период 1997-2008 гг.
Таблица 2
Т/» О т-ч V-/
Количество чрезвычайных ситуации, возникших на территории Российской Федерации за период 1997-2008 гг.*
Годы ЧС техногенного характера ЧС природного характера ЧС биолого- социального характера Всего
1997 1174 360 131 1665
1998 955 465 107 1527
1999 856 263 111 1230
2000 606 282 49 937
2001 617 233 37 887
2002 814 279 23 1116
2003 518 286 15 819
2004 863 231 28 1122
2005 2464 198 48 2710
2006 2541 261 44 2846
2007 2211 236 40 2487
2008 1966 152 36 2154
Всего 15585 3246 669 19500
* По данным Государственных докладов МЧС России о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1997-2008 гг.
Говоря же о пожарах, следует отметить, что ежегодно в России полный ущерб от пожаров превышает 45 млрд. руб. (прямой в 2007 г. - 8,5 млрд. руб.), огнем уничтожается 70 тыс. строений, лишается жилья 350 тыс. чел. В пожарах ежегодно погибает 16-18 тыс. чел. и травмируется около 15 тыс. [4].
Во-вторых, несмотря на то, что в последние годы угроза прямой военной агрессии против России уменьшилась, военная опасность для неё сохраняется, а при определённых условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты
[5].
В-третьих, наблюдается резкая активизация террористической деятельности в мире, в том числе в России, свидетельством чего являются: взрывы домов в 1999 году в Буйнакске Республики Дагестан, в г. Москве и в г. Волгодонске, от которых погибло 293 человека и более 800 пострадало; взрывы самолётов в 2004 году в Тульской и Ростовской областях - погибло 44 и 46 человек соответственно; захват террористами в 2004 году школы в г. Беслан Республики Северная Осетия - Алания, когда погибло 329 человек и было ранено 559 человек, и другие террористические акты.
Имеющий место рост опасностей и угроз природного и техногенного характера, количества жертв и ущербов от возникающих чрезвычайных ситуаций и пожаров обуславливает необходимость совершенствования защиты населения и территорий от них, в том числе совершенствования сил, решающих задачи спасения людей, материальных и культурных ценностей и осуществления жизнеобеспечения населения в зонах бедствия.
Силы МЧС России и РСЧС, привлекаемые к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, решают следующие основные задачи:
осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, ликвидация чрезвычайных ситуаций;
обеспечение пожарной безопасности, тушение пожаров;
обеспечение безопасности людей на водных объектах;
проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.
Структура сил МЧС России и РСЧС, привлекаемых для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, представлена на рис. 4.
Рис. 4 Структура сил, привлекаемых к решению задач гражданской защиты АСС - аварийно-спасательная служба АСФ - аварийно-спасательное формирование ГПС - Государственная противопожарная служба ВСМК - Всероссийская служба медицины катастроф ГИМС - Государственная инспекция по маломерным судам СМП ЧС - система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Вполне очевидно, что силы, привлекаемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, должны иметь высокую степень мобильности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что объёмы ущербов и летальных исходов среди пострадавших в чрезвычайных ситуациях и при пожарах во многом зависят от времени завершения мероприятий по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей и организации жизнеобеспечения населения, пострадавшего в зонах бедствия, свидетельством чего служат данные, приведенные в табл. 3 и 4 [6].
Таблица 3 Выживаемость человека в воде в зависимости от её температуры
Температура воды, °С Допустимое время пребывания в воде, час
в спасательном жилете в обычной одежде
+ 15 ... 20 до 12 до 5-6
+ 10 ... 15 6 2-3
+ 2 ... 4 3 0,5-1
+ 2 ... 4 1,5 10-15 мин.
ниже + 2 менее 45 мин. 2-3 мин.
Таблица 4
Объёмы летальных исходов среди пострадавших в чрезвычайных ситуациях в зависимости от времени завершения мероприятий по спасению людей
Мероприятия по предотвращению летальных исходов среди пострадавших в ЧС Объемы летальных исходов ( %) в зависимости от времени завершения мероприятий (час.)
20 40 60 80 100
Извлечение людей из-под завалов зданий и сооружений 10 25 45 65 95
Оказание медицинской помощи тяжело пострадавшим 1 2 3 5 7
Обеспечение водой 7 19 32 50 72
Обеспечение продуктами питания 24 62 115 168 240
Следует отметить, что согласно современным взглядам понятие «мобильность» характеризует: способность сил осуществлять быстрое развёртывание; своевременно реагировать на резкие изменения обстановки; быстро осуществлять перегруппировку сил в критических ситуациях в период нарастания опасностей и угроз, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера и пожаров; возможность ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного масштаба; способность наращивания сил на важнейших направлениях работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушению пожаров, созданию гибкой системы управления, обеспечивающей чёткое взаимодействие подразделений и формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера и при пожарах [7].
Основными факторами, обуславливающими высокую мобильность сил, решающих задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера и при пожарах, вполне очевидно, должны быть:
- наличие в составе сил подразделений и формирований быстрого реагирования, имеющих многоцелевое назначение, широкий диапазон действий, способных совершать воздушно-наземные маневры на большие расстояния;
- наличие степеней готовности сил, обеспечивающих высокую готовность подразделений и формирований;
- высокая подготовленность личного состава подразделений к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера и сложных физико-географических условиях; владеющего современными технологиями проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и тушения пожаров;
- использование передовых информационных технологий управления силами;
- соответствие организационной структуры и технического оснащения формирований и подразделений требованиям универсальности их применения, способности к длительным автономным действиям;
- устойчивость и оперативность управления мобильными силами.
Учитывая перечисленные факторы, силы МЧС России и РСЧС должны отвечать следующим требованиям.
1. В целях быстрого реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера формирования и подразделения должны быть постоянной готовности (не должно предусматриваться их отмобилизование или развёртывание), с широким диапазоном действий, в связи с чем их технические средства должны быть транспортабельными воздушным, водным и железнодорожным транспортом, а транспортная база технических средств иметь высокую проходимость и скорость. Часть технических средств (машины радиационной и химической разведки - РХМ, инженерные машины раз-
граждения - ИМР) должны иметь защиту, обеспечивающую возможность работы личного состава при высоких уровнях радиации.
2. Формирования и подразделения МЧС России и территориальных подсистем РСЧС должны быть многоцелевыми, структура которых в зависимости от предназначения (аварийно-спасательные, поисково-спасательные, пожарно-спасательные, пожарные), опасностей и угроз в регионах дислокации (природных, техногенных, биолого-социальных) и физикогеографических условий (горы, равнины, наличие водных преград и т.п.) должна состоять из механизированных, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных, парашютно-десантных, инженерно-технических, радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), понтонно-переправочных, медицинских, пожарных, разведывательных, связи, пиротехнических, жизнеобеспечения населения (ЖОН), материально-технического обеспечения и обслуживания подразделений (МТО).
Перечисленные подразделения предназначены: механизированные - для обеспечения выдвижения сил в зоны чрезвычайных ситуаций (очаги поражения), проведения аварийноспасательных и других неотложных работ; спасательные - для поиска и спасения людей, находящихся под завалами, в разрушенных, поврежденных и горящих зданиях и сооружениях, и оказания им первой медицинской помощи; инженерно-технические (механизации) - для инженерного обеспечения действий подразделений и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; пожарно-спасательные - для противопожарного обеспечения действий других подразделений, ведения пожарной разведки, локализации и тушения пожаров на маршрутах и в очагах поражения, спасения людей в зоне пожара; медицинские - для ведения медицинской разведки, проведения лечебно-профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий, оказания первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным; понтонно-переправочные -для оборудования и содержания паромных переправ, наплавных мостов, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах катастрофического затопления; пиротехнические - для поиска, обезвреживания и уничтожения взрывоопасных предметов, а также для проделывания проходов в завалах и обрушения поврежденных конструкций зданий и сооружений взрывным способом; РХБЗ - для ведения радиационной, химической и неспецифической биологической разведки, специальной обработки технических средств, зданий, сооружений, санитарной обработки личного состава и населения; эвакуационные - для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из районов бедствия; ЖОН - для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах бедствия (водоснабжение, выпечка хлеба, подвоз необходимых материальных средств и т.п.); авиационные - для проведения разведки, десантирования спасателей, техники и грузов в районах ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; МТО - для приёма, содержания и доставки запасов горючего, продовольствия, воды, инженерного, медицинского имущества и иных материальных средств, заправки техники горючим и других видов тылового обеспечения.
В организационном отношении крупные многоцелевые мобильные формирования должны быть в непосредственном подчинении МЧС России и их региональных органов (региональных центров МЧС России). В своей структуре они должны содержать управляющие, спасательные, обеспечивающие и обслуживающие подразделения. На рис. 5 и 6 в качестве примеров приведены возможные структуры формирований для решения задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характер - воинского спасательного формирования (спасательного центра) и регионального поисково-спасательного отряда.
Рис. 5. Структура спасательного центра
Рис. 6. Структура регионального поисково-спасательного отряда
3. Формирования и подразделения сил функциональных подсистем РСЧС, как правило, являются целевыми, предназначенными для решения конкретной задачи (газоспасательные и горноспасательные службы, аварийно-технические центры Г оскорпорации «Росатом», аварийно-восстановительные формирования ОАО РЖД и др.). Эти формирования и подразделения должны быть постоянной готовности, иметь дежурные подразделения. Они могут привлекаться к ликвидации последствий аварий и катастроф вне своих объектов, для чего должны иметь технические средства, транспортабельные различными видами транспорта.
4. В зависимости от уровня готовности и фактора мобильности формирования и подразделения сил МЧС России и РСЧС должны использоваться в три эшелона: первый - силы немедленного реагирования. Их основу составляют спасательные дежурные подразделения, с готовностью убытия в район бедствия до 30 минут. Личный состав дежурных подразделений, в том числе офицерский (командный) состав, находится на казарменном положении; второй - силы быстрого реагирования с готовностью убытия в район бедствия - до 3-х часов. Время их убытия, в основном, регламентируется временем сбора личного состава; третий - силы резерва, в том числе подразделения ЖОН, МТО и др. с готовностью убытия в район бедствия в пределах 24 часов. Решение на убытие сил резерва принимается по данным разведки, проводимой ранее убывшими подразделениями.
Основными задачами сил первого эшелона являются: проведение общей разведки в целях определения объёма работ и потребности необходимых сил, локализация чрезвычайной ситуации (пожара), организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Основными задачами сил второго эшелона являются: радиационная и химическая разведка (при необходимости), проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в т.ч. оказание специализированной медицинской помощи, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения (обеспечение водой, сухим пайком).
Задачами сил третьего эшелона являются: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ с использованием тяжёлой техники; осуществление дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ, санитарной обработки; жизнеобеспечение пострадавшего населения (обеспечение жильём, одеждой, горячей пищей и т.п.); оказание медицинской помощи; решение внезапно возникающих задач.
Для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (радиационные катастрофы, землетрясения и др.), требующих большого количества сил и длительного времени проведения работ, должны предусматриваться резервы сил со временем их отмобилизования развёртывания в пределах 10 суток.
5. Оперативно-тактическая подготовка руководящего состава, обучение личного состава формирований и подразделений МЧС России и РСЧС действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера должны быть весьма высокими, что определяет минимальные сроки и качественное проведение работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, спасению людей, материальных и культурных ценностей.
В немалой степени этому должно способствовать использование формированиями и подразделениями современных технических средств и технологий проведения аварийноспасательных и других неотложных работ и тушения пожаров, в том числе авиационных, использование роботов и робототехнических комплексов, телеуправляемых аппаратов, многофункциональных мобильных аварийно-спасательных комплексов, многофункциональных пожарно-спасательных и пожарно-технических автомобилей и т.п.
6. В деятельности по управлению силами МЧС России и РСЧС должны использоваться передовые информационные технологии обработки данных, управления и поддержки принятия решений, которые способствуют автоматизации операций по обработке данных, повышению эффективности функционирования оперативных служб и персонала, удовлетворению информационных потребностей руководителей и сотрудников, организации взаимодействия человека и компьютера, выработке качественных и быстрых решений по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. Оперативность руководства силами является одним из важнейших элементов, определяющих их мобильность.
Совершенствование сил МЧС России и РСЧС, организационных структур аварийно- и поисково-спасательных формирований, подразделений ГПС и ГИМС, оснащение их современными высокоэффективными техническими средствами и инструментом, многоцелевыми машинами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, тушения пожаров, а также средствами автоматизированного управления должно обеспечить быстрое реагирование на возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера и пожары, уменьшение размеров потерь и ущербов от них.
Литература
1. http://www.unisdr.org
2. Доклад Всемирной конференции по уменьшению опасности стихийных бедствий (Иокогама, 23-27 мая 1994 г.).
3. http://www.cred.be/
4. Пожары в России и мире. Статистика, анализ, прогнозы / под ред. Н.Н. Брушлин-ского - М.: Академия ГПС, 2002.
5. Современная стратегия гражданской защиты - М.: МЧС России, 2008, 260 с.
6. Энциклопедия «Гражданская защита», т. 3. - М.: Деловой экспресс, 2007, 512 с.
7. Попов В.И. Фактор мобильности в системе боевой готовности Вооружённых Сил -М.: Военная мысль, 2007, № 2.