Научная статья на тему 'Вопросы обучения курсантов и слушателей дисциплинам государствено-правового цикла'

Вопросы обучения курсантов и слушателей дисциплинам государствено-правового цикла Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ДИСЦИПЛИНЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ЦИКЛА / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / СПЕЦИФИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремина Инна Станиславовна

В статье автором рассматривается проблема развития правового аспекта мировоззрения курсантов и слушателей в ходе учебно-воспитательного процесса в вузах МВД, мировоззренческий потенциал государственно-правовых дисциплин, определяющий профессиональную деятельность в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы обучения курсантов и слушателей дисциплинам государствено-правового цикла»

УДК 372.834

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНАМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ЦИКЛА

И.С. Ерёмина*

В статье автором рассматривается проблема развития правового аспекта мировоззрения курсантов и слушателей в ходе учебно-воспитательного процесса в вузах МВД, мировоззренческий потенциал государственно-правовых дисциплин, определяющий профессиональную деятельность в правоохранительной сфере.

Ключевые слова: правовой аспект мировоззрения;

дисциплины государственно-правового цикла; правовые знания; специфика правоохранительной деятельности.

QUESTIONS OF TRAINING OF CADETS AND LISTENERS TO DISCIPLINES

OF A STATE-LEGAL CYCLE

I.S. Eryomina

The author considers the problem of the legal aspect of philosophy students and students in the educational process in universities MIA, philosophical potential of state-legal disciplines, defining professional career in law enforcement.

Keywords: legal aspects of vision; discipline of state-legal cycle; legal knowledge; specific law enforcement.

В условиях модернизации российского обще- Обеспечить органы внутренних дел квалифи-ства, становления гражданского общества и пра- кационными специалистами с высшим образова-вового государства большую научную и прак- нием призваны вузы МВД РФ. В их компетенцию тическую значимость предполагает приведение входит не только реализация образовательных содержания образования в соответствие с требо- программ высшего профессионального образова-ваниями социума в данное время. Эти требования ния в сфере правоохранительной деятельности, отражены в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об но и формирование у обучающихся социально образовании» и представляют собой: гуманиста- значимой мотивации, нацеленной на повышение ческий характер образования; приоритет обще- профессионализма, осознание государствен-человеческих ценностей в развитии, жизни и про- ной и общественной важности профессиональ-фессиональной деятельности человека; свободное ной деятельности, преданности избранной проразвитие личности; воспитание гражданственно- фессии. Учитывая это, можно с уверенностью сти; трудолюбия; уважения к правам и свободам утверждать, что в правоохранительной сфере человека, заботливое отношение к окружающей должна формироваться такая система юридиче-природе, любовь к Родине, семье. ского образования, которая будет весьма суще-

Удовлетворить потребности общества призва- ственно влиять на формирование научного мины общеобразовательные школы и образователь- ровоззрения курсантов и слушателей. При этом ные учреждения высшего профессионального об- юридическое образование должно быть ориенти-разования. ровано, прежде всего, на формирование правового

* Ерёмина Инна Станиславовна, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]

аспекта мировоззрения.

Преподавание блока государственно-правовых дисциплин (теории государства и права, проблем теории государства и права, конституционного права России, конституционного права зарубежных стран, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, муниципального права России, международного права) направлено на формирование определенных положений юридического мировоззрения общества, содержащих фундаментальные ценности правовой действительности. В русле будущей практической деятельности курсантов и слушателей принципиально знать, какие мировоззренческие ценности характерны для них, какие ориентиры и приоритеты ставятся перед ними, т.к. согласно ст. 2 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» они будут обязаны решать следующие задачи:

- обеспечение безопасности личности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом. Грамотное, продуктивное решение данных задач невозможно без развитого правового мировоззрения. Данный аспект мировоззрения подразумевает наличие идей, понятий, убеждений и принципов, чувств, привычек и др., выражающих некоторые начала общей правовой культуры, безотносительно к особенностям какого-либо вида юридической деятельности, а также природу, содержание, цель правоохранительной деятельности, проявляющиеся в специфических формах и направлениях. Неподготовленность или недостаточная подготовленность курсанта или слушателя к такого рода деятельности, которая для него должна стать «родной», естественно влечет ослабление функционирования милиции, не способствует укреплению ее служб. Милиция остро нуждается в квалифицированных кадрах, умеющих юридически грамотно действовать.

Исследуя особенности юридического обучения специалистов для правоохранительных органов в вузах МВД РФ, важно подчеркнуть, что до недав-

него времени доминировала парадигма стабильности и энциклопедичное™ знаний, накапливаемых в процессе обучения. С этим был связан информационный подход к процессу обучения, при котором наблюдалось насыщение учебных планов большим количеством различных теоретико-информационных курсов.

Однако сегодня для формирующегося правового аспекта мировоззрения курсантов и слушателей необходима такая система взглядов и идей, которая базируется на системном междисциплинарном подходе к обучению, формировании такой системы знаний, убеждений, принципов, идеалов, которая соответствует современным требованиям и отвечает будущему профессиональному предназначению выпускника. В процессе получения юридического образования необходимо сформировать особое правовое мировоззрение (или правовой аспект мировоззрения) специалиста в области юриспруденции. Правовое мировоззрение (по типологии A.A. Касьяна, это частичное мировоззрение [1, с. 13]) определяется как особая форма правового индивидуального и общественного мировоззренческого сознания. Основы формирования правового мировоззрения будущих юристов определил С.С. Алексеев [2, с.75]. Известный российский правовед рассматривает обучение как процесс формирования мировоззрения будущего специалиста-юриста в контексте общественного мировоззрения. Правовое общественное мировоззрение формируется под влиянием того неоспоримого обстоятельства, что право и государство в процессе своего функционирования находятся в сложном взаимодействии и во взаимной зависимости, в которых выделяются две стороны: во-первых, зависимость права от государства, следствием которой становится представление права в качестве государственно-официального, публичного явления; во-вторых, зависимость государства от права, проявляющаяся в том, что государство не может выполнять свои функции без общеобязательных юридических норм.

С этой точки зрения нагрузка на дисциплины государственно-правового характера не так уж и мала. Теоретический характер этих дисциплин не исключает их необходимости и ценности в правовой социализации курсанта и слушателя. Напротив, если внимательно изучить рабочие программы данных дисциплин, то легко заметить, что они выражают общие, методологические и методически значимые начала юриспруденции, являют-

ся внутренним «образом» структурированности теоретического юридического познания, системой правовых понятий, основой юридического обучения. В них содержатся общее многообразие правовых явлений, в том числе феномены правоохранительной деятельности милиции.

Правовое общественное мировоззрение на определенном этапе исторического развития - это среда, в которой формируется индивидуальное правовое мировоззрение любого типа, правовое мировоззрение должно включать в себя основное мировоззренческое отношение, т.е. отношение человека и мира. Рассматривая общественное мировоззрение в качестве определяющего, преподаватель осуществляет формирование индивидуального мировоззрения будущего специ-алиста-юриста, подчиняя достижению этой цели применяемую систему обучения, стремясь при этом обеспечить разумную «достаточность» мировоззренческой составляющей.

Формирование правового аспекта мировоззрения будущего специалиста в период обучения государственно-правовым дисциплинам неразрывно связан с процессом становления его правовой культуры, которая развивается в русле формирования мировоззрения [3. с.З]. Ведь если индивидуальное правовое мировоззрение представлено отношением человека к окружающей его правовой действительности, то культура это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысление своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.

В системе обучения государственно-правовым дисциплинам мировоззренческий акцент является ведущим, определяющим, а культуротворческих акцентов может быть несколько: акцент на формирование культуры творческого освоения материала изучаемой дисциплины, «вхождения» в правовую среду, определяемую конкретной отраслью права; акцент на культуру правотворческой деятельности, определивший появление и развитие изучаемой отрасли; акцент на культуру самостоятельной деятельности, связанной с автономностью изучающей конкретную юридическую дисциплину личности.

Итак, акценты в системе обучения дисциплинам государственно-правового цикла выстраиваются в определенную иерархическую структуру: первый уровень — мировоззренческий акцент; вто-

рой уровень — культурогворческие акценты; третий уровень - акценты, определяемые спецификой изучения конкретной юридической дисциплины и необходимостью обеспечить ее включенность в систему учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.

В процессе мировоззренческой акцентной системы обучения различным государственно-правовым дисциплинам акценты первого и второго уровней могут быть одинаковыми, а вот акценты третьего уровня должны существенно различаться соответственно различиям преподаваемых дисциплин и тех методических приемов, которые использует преподаватель-разработчик или преподаватель, использующий разработанную систему.

Проектирование такой мировоззренческой системы обучения должно основываться на определенных принципах - дидактических, технологических, управленческих. Структурирующие элементы такой системы разрабатываются как самостоятельные технологии, но с учетом их последующего объединения в систему, обеспечивающую достижение в процессе ее применения единой цели и заданного результата.

Алгоритм проектирования акцентной системы обучения государственно-правовым дисциплинам, как и другим юридическим дисциплинам, обоснованный Е.И. Мещеряковой [4, с. 134; 5, с.95-99] включает такие основные структурные элементы как: планируемый результат, являющийся системообразующим фактором для всего технологического процесса и увязывающий в единое целое все элементы технологической цепочки; общая цель и локальные цели отдельных технологий, которые изначально предопределяют и закрепляют планируемый результат; принципы, которые определяют механизмы достижения поставленных целей и обеспечивают выполнение задачи; структура системы, образующие ее элементы и способы их объединения и сочетания, способные обеспечить стабильность параметров системы; закладываемые на этапе проектирования качественные (а возможно, и количественные) параметры и показатели системы, которые должны последовательно достигаться в процессе продвижения по технологической цепочке.

Особое значение для становления и развития правового аспекта мировоззрения курсантов имеют непосредственно юридические знания, ведь эти знания в первую очередь мировоззренческие.

Профессиональные знания юриста можно рассматривать как систематизированную профессионально-значимую информацию, ставшую достоянием сознания и памяти юриста. Вряд ли можно согласиться со следующим весьма категоричным утверждением Л.М. Столяренко: «Фундаментом всех знаний юриста выступает знание закона» [6, с. 185]. Исходя из смысла приведенного высказывания и дальнейших рассуждений автора под словом «закон» он понимает действующее законодательство. Но знать, т.е. содержать в сознании (а именно так определяет знания автор), все множество законодательных актов даже в определенной области права в настоящее время практически невозможно. Вероятно, «фундамент всех знаний» создается фундаментальными мировоззренческими знаниями, на основе которых формируется способность юриста понимать действующее законодательство и строить свою деятельность в соответствии с таким пониманием.

Фундаментальные, мировоззренческие знания юриста - это знания основных закономерностей формирования современной системы права, ее механизмов, т.е. систематизированные и глубокие знания теории права и государства и базовые знания других государственно-правовых дисциплин. Именно фундаментальными мировоззренческими знаниями (предметом государственно-правовых дисциплин) создаются основы профессионального образования, обеспечивающие всестороннее видение своей профессиональной деятельности, ее соответствия или несоответствия национальным интересам. В тоже время, обладая определенными правовыми знаниями, курсант (слушатель) оказывается неспособным выполнить

Литература

конкретные действия подчас в простой ситуации, требующей применения полученных знаний, т.е. не обладает сформированным правовым аспектом мировоззрения.

Поэтому в системе обучения государственноправовым дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России необходимо формировать такой уровень знаний, который обеспечит их использование при решении различных практических задач. Для этого при организации усвоения практически любых юридических знаний по большинству дисциплин государственно-правового цикла необходимо заранее планировать воспроизведение теми или иными способами конкретной деятельности, в которой эти знания найдут применение и ради которых организуется их усвоение. Все это и характеризует единство теоретического и практического в научном мировоззрении курсанта.

Такой подход возможен в ходе моделирования в процессе обучения государственно-правовым дисциплинам, и в процессе проведения общих мероприятий, организации практики специфических приемов деятельности, характерных для определенных областей знаний.

В целом результативность работы по развитию научного мировоззрения и его правового аспекта при изучении дисциплин государственно-правового цикла будет определяться и другими условиями и факторами, такими например, как: эффективное управление учебной деятельностью; использование развивающих методик; активизация познавательных способностей курсантов и слушателей; формирование культуры самостоятельной работы курсантов и т.п.

1. Касьян A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. - Н. Новгород, 1996. -240 с.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М., 2009. - 345 с.

3. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Елец, 2006. -22 с.

4. Мещерякова Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России. - Воронеж, 2002. - 198 с.

5. Мещерякова Е.И., Якурова И.С., Булгаков Д.Н. О креативном обучении юридическим дисциплинам // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007. - № 1. - С. 95 - 99

6. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. - М., 2000. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.