Научная статья на тему 'Специфика теоретико-правового контента юридического образования в современных условиях'

Специфика теоретико-правового контента юридического образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ КОНТЕНТ / ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО КОНТЕНТА / АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО КОНТЕНТА / CONTENT OF LEGAL EDUCATION / THEORETICAL AND LEGAL CONTENT / LOGICAL CONSTRUCTION OF THEORETICAL AND LEGAL CONTENT / ACTUALIZATION OF THEORETICAL AND LEGAL CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Станислав Александрович

Рассмотрение содержания юридического образования в рамках понятия контента позволяет определить оптимальные способы логического построения и актуализации теоретико-правового контента на протяжении всего периода обучения, прежде всего по таким специальностям как «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the theoretical and legal content of legal education in modern conditions

Consideration of the content of legal education in the framework of the concept of content allows to determine the best ways of logical construction and updating of theoretical and legal content in the course of the entire period of training, primarily in such specialties as «Law Enforcement» and «Legal support of national security».

Текст научной работы на тему «Специфика теоретико-правового контента юридического образования в современных условиях»

УДК 340.1

ББК 67.0 © С.А. Иванов, 2018

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО КОНТЕНТА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Станислав Александрович Иванов, доцент кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ivan.tgp@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрение содержания юридического образования в рамках понятия контента позволяет определить оптимальные способы логического построения и актуализации теоретико-правового контента на протяжении всего периода обучения, прежде всего по таким специальностям как «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Ключевые слова: содержание юридического образования, теоретико-правовой контент, логическое построение теоретико-правового контента, актуализация теоретико-правового контента.

SPECIFICITY OF THE THEORETICAL AND LEGAL CONTENT OF LEGAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Stanislav A. Ivanov, associate professor of Department of theory of state and law, candidate of legal sciences, associate professor, police colonel

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ivan.tgp@yandex.ru

Annotation. Consideration of the content of legal education in the framework of the concept of content allows to determine the best ways of logical construction and updating of theoretical and legal content in the course of the entire period of training, primarily in such specialties as «Law Enforcement» and «Legal support of national security».

Keywords: content of legal education, theoretical and legal content, logical construction of theoretical and legal content, actualization of theoretical and legal content.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иванов С.А. Специфика теоретико-правового контента юридического образования в современных условиях. Вестник Московского универси-тета МВД России. 2018;(5):17-21.

Сокращение количества занятий по теоретической подготовке для обучаемых на юридических специальностях («Правоохранительная деятельность»1 (далее — ПД), «Правовое обеспечение национальной безопасности»2 (далее — ПОНБ)), отмена государственного (итогового) экзамена по общеправовой теоретической дисциплине «Теория государства и права» ставит перед необходимостью поиска путей по сохранению необходимого уровня теоретико-правовой подготовки обучающихся по указанным юридическим специальностям. Для того, чтобы не снижать качество подготовки специалистов в образовательных организациях системы МВД России, обучаемые по указанным программам спе-циалитета должны иметь возможность получения юридического образования для будущего профессионального роста, что требует особого внимания к процессу содержательного наполнения юридического образования соответствующим теоретико-правовым материалом.

Наполнение соответствующим теоретико-правовым содержанием процесса обучения представляется более целесообразным рассматривать в рамках понятия контента. Контент (в пер. с англ. — содержание) — это содержание чего-либо (деятельности, процесса), его информативное наполнение. Поначалу это понятие использовалось в информационных науках в смысле информационного содержания сайта, затем стало активно использоваться и в других науках, в том числе и в социальных. Со временем процесс наполнения чего-либо актуальной информацией любого рода

1 Приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. N° 1424 (ред. от 13 июля 2017 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 8 декабря 2016 г. № 44618) // URL: http://www.pravo.gov.ru

2 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2016 г. № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)». (Зарегистрировано в Минюсте России 11 января 2017 г. № 45171) // URL: http://www.pravo.gov.ru

и характера стал означать контент. Данное понятие не совпадает с понятием содержания образования, так как последнее значительно шире и включает в себя не только наполнение процесса образования теоретическими знаниями и практическими навыками, но и другие компоненты3 (методику обучения, социализацию, воспитание и др.), поэтому понятие контента более узкое, но более удобное для предметного рассмотрения проблемы информативного наполнения юридического образования и позволяет использовать отдельные методологические требования к формированию конкретного контента.

Контент юридического образования может быть классифицирован на теоретико-правовой контент, прак-тикоориентированный контент, воспитательный контент. В данной статье основной акцент будет сделан на рассмотрении теоретико-правового контента, причем понятие теоретико-правового контента предлагается сузить до общеправового теоретического контента, чтобы на примере одной дисциплины («Теории государства и права», являющейся квинтэссенцией юридической теории), попытаться выработать конкретные подходы к осмыслению затронутых в статье проблем и попытаться предложить адекватные способы ее решения. Наиболее важным в формировании теоретико-правового контента юридического образования представляется логическое построение положений общеправовой теории, преподаваемых обучаемым по указанным специальностям.

А. В первую очередь необходимо определиться с границами теоретико-правового контента: что преподавать при получении первого уровня высшего юридического образования (базового образования) по указанным специальностям, а что преподавать в дальнейшем, при обучении в магистратуре, в аспирантуре (адъюнктуре), на курсах повышения квалификации4. В отсутствие профстандартов5 и при наличии большого количества размытых формулировок компетенций в действующих федеральных государственных образовательных стандартах по указанным специальностям это могут быть, в лучшем случае, базовые (фундаментальные) знания по теории государства и права, т.е. теоретические положения, признаваемые подавляющим большинством ученых-юристов, стоящих на позиции различных подходов (теорий, школ), и по которым имеется согласие (консенсус) в научном сообществе. Казалось бы, что в этом нового? Вроде бы и так все понятно. И может ли быть по-другому? Да, может.

В преподавании общеправовой теории наметилась тенденция предлагать получающим базовое юридиче-

ское образование учебники, примерные и рабочие программы по теории государства и права на основе какого-то одного подхода, приверженцем которого является педагог, или на основе подхода, который близок ему с мировоззренческой позиции (например, естественно-правовой, коммуникативный, антропосоцио-логический и др.). Исходя из того, что уровень спе-циалитета — это первый уровень высшего юридического образования и принимая во внимание постоянно сокращающийся лимит учебного времени на теоретическую подготовку преподавать обучаемым все положения общеправовой теории и все подходы по большому спектру теоретико-правовых проблем и вопросов невозможно. Вместе с тем, нельзя ограничивать теоретико-правовой контент рассмотрением отдельных положений общеправовой теории с позиции одного частного подхода, который по каким-либо причинам подходит (нравится) конкретному преподавателю или даже группе преподавателей, поскольку это будет обеднять саму юридическую теорию и формировать ограниченные представления о праве у обучающихся. Обвинения в адрес современной юридической теории, в частности, что она не логична, не верно отражает правовую реальность не должны никак отражаться на обучаемых. Это научные проблемы, и они являются предметом непрекращающегося научного дискурса, тем более нельзя этими отчасти справедливыми обвинениями оправдывать превосходство одного подхода или научной школы над другими в глазах обучаемых, используя преподавательскую кафедру.

Представляется, что на данном уровне юридического образования теоретико-правовой контент должен включать те положения общеправовой теории, которые устоялись в науке, стали фундаментом в понимании самых различных правовых явлений, стали основой для других юридических наук, то, что в юридической науке всеми принято называть догмой права. Обзоры различных точек зрения, мнений, подходов на изучаемый предмет (вопрос) необходимы и важны в процессе получения высшего юридического образования и формирования научной картины мира у обучаемого, но важно

3 Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: Моногр. М., 2016. С. 50.

4 Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) и другие направления подготовки (специальности) юридического профиля в данной статье не рассматриваются из-за небольшого объема данной разновидности научной работы.

5 Работа по применению профессиональных стандартов согласно п. 2 постановления Правительства России от 27 июня 2016 г. № 584 должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.

также, чтобы преподаваемые положения не выходили (не «выламывались») из общего контекста теоретико-правовой подготовки, не служили бы утверждению превосходства мировоззренческих позиций педагога.

Для более детального ознакомления обучаемых с такими позициями стандарты предусмотрели проведение факультативов, элективных дисциплин, написание научных работ (Блок 2 указанных программ специалитета в полном объеме посвящен «практикам, в том числе научно-исследовательской работе»), тем более, что вовлеченность обучающихся в научно-исследовательскую работу — один из системных критериев аккредитации вуза.

Помимо этого, в обсуждении вопроса об объеме общеправового теоретического контента при получении первого уровня высшего юридического образования по указанным программам специалитета была высказана точка зрения о том, что такой категории обучающихся можно и нужно преподавать целый ряд различных проблем и вопросов, решение которых основано на пересмотре сложившегося в науке категориально-понятийного аппарата, пересмотре большинства «устаревших» теоретических положений юридической науки и заменой их более «логичными» понятиями и теоретическими положениями, причем даже, если такой подход не получил признания в юридической науке, но имеет несколько сторонников в образовательной организации, которые могут, а подчас и должны преподавать его для развития критического мышления у обучаемых.

Такая позиция слаба тем, что не учитывает стадиального характера профессионального развития личности. В теории педагогики высшей школы и психологии профессионального развития личности выделяют такие стадии профессионального развития как профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализм, мастерство6. Понять и осмыслить в полной мере сложные вопросы юридической науки, а тем более теории права и государства, обучаемый сможет тогда, когда он получит базовые юридические знания и навыки, первоначальный опыт работы по юридической профессии (правоприменительный, педагогический, правоконсультационный и др.), т.е. на завершении второй стадии профессионального развития — стадии профессиональной адаптации при обучении в последующем по магистерским программам или программам аспирантуры, а не в самом начале первой стадии — стадии профессиональной подготовки. Говоря образным языком, беззубый младенец, находящийся на первоначальной стадии своего развития, не

сможет разжевать твердую пищу и переварить ее, на данной стадии развития ему пока еще нужна жидкая пища, причем далеко не из всех доступных для остальных возрастных групп продуктов.

Так и с обучаемыми по программам специалитета: им нужно время, чтобы «подрасти» в профессиональном плане. А для того, чтобы у них сформировалась потребность в критическом осмыслении конкретных сложных вопросов (проблем) юридической теории и практики, обучаемому необходимо сначала именно с этими вопросами (проблемами) столкнуться лично, осмыслить их, а после этого предлагать ему при обучении по программам магистратуры (аспирантуры) решить их с позиции какого-то конкретного подхода, даже не важно, утвердившегося в науке или нет, главное, чтобы такое осмысление помогало в служебной деятельности, помогало увидеть старые проблемы по новому (критически), увидеть способы решения этих проблем. Такой подход к формированию границ теоретико-правового контента представляется наиболее ответственным для самих педагогов. Что же касается формирования основ критического мышления, одного из главных компонентов юридического мировоззрения, то оно неплохо формируется и другим инструментарием — дидактическим.

Б. Во-вторую очередь, в логическом построении положений общеправовой теории для обучения на первом уровне высшего юридического образования представляется важным ориентироваться главным образом на такие положения, которые были проверены (апробированы) на практике, скорректированы юридической практикой, которые, как говорят практикующие юристы, работали бы «на земле». Для современной категории обучаемых, в особенности обучаемых на вечерней или заочной формах обучения7, важно знать, на решение каких практических задач направлено то или иное теоретическое положение, которое им предлагается усвоить, как оно будет использовано в отраслевых или специальных юридических науках. Исходя из действующих стандартов именно на таких теоретических положениях, являющихся первым элементом компетенций (знания), должны быть основаны остальные элементы компетен-

6 Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 167, 168.

7 Иванов С.А. Особенности лекции-пресс-конференции как формы проведения занятий со студентами заочной формы обучения // Право и образование. 2010. № 12. С. 28, 29; Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Ревенко Е.П. Особенности обучения в высших образовательных организациях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 265, 266.

ций (умения и навыки), формируемые у обучаемых на данном уровне высшего юридического образования.

На необходимость усиления практического элемента обучения юристов неоднократно обращалось внимание в программных документах различных совещаний и конференций8, в правовых актах Президента России9. В выступлениях руководителей территориальных органов внутренних дел также неоднократно подчеркивалось, что выпускники вузов системы МВД России сразу после назначения на должность должны быть способны решать любые практические задачи, стоящие перед органами внутренних дел без какой-либо дополнительной подготовки или помощи наставников. Такую ситуацию понять можно: после нескольких волн сокращений, связанных с реформой МВД России, в территориальных органах осталось не много сотрудников-профессионалов, способных передавать свой опыт и знания молодым специалистам. Кстати, похожая ситуация сложилась и на рынке труда практикующих юристов: работодатели не стремятся вносить какой-либо вклад в профессиональное развитие молодых юристов, ожидая пока они станут профессионалами в своем деле, они предпочитают набирать в штат специалистов со стажем и солидным опытом практической работы.

Во время дискуссии по поводу особенностей теоретико-правового контента юридического образования была высказана точка зрения о сложных взаимосвязях научной теории и практики, что дает основание преподавателям теории государства и права не учитывать положения юридической практики в процессе преподавания данной дисциплины. Действительно, в философии и методологии науки уже долгое время ведутся споры о формах и способах взаимосвязи научной теории и практики, но методологический принцип «практика как критерий истинности познания» до сих пор признается во всех науках и не опровергается как ложный или устаревший. В этой связи, очень важно, чтобы обучаемым на первом уровне высшего юридического образования преподавались именно те общеправовые теоретические положения, которые прошли проверку практикой и были ею подтверждены в качестве истинных.

В. Другая особенность логического построения теоретико-правового контента при обучении на первом уровне высшего юридического образования состоит в том, что сжатые временные рамки теоретического обучения ставят педагогов перед необходимостью в ряде случаев «сжимать» теоретико-правовой контент до уровня концептуальных идей (положений), конструк-

ций. В отдельных случаях обучаемым предлагаются наиболее обобщенные и универсальные положения общеправовой теории, сжатые в пружины, которые будут «раскручиваться» потом, на отраслевых юридических дисциплинах, дисциплинах специализации в течение всего периода обучения в вузе системы МВД России. Но, как только заканчивается обучение по дисциплине «Теория государства и права», многие из этих положений забываются курсантами (слушателями), перестают быть для них актуальными.

Так, в среднем через три — четыре месяца, а иногда и еще раньше после окончания дисциплины теоретические знания по ней чаще всего забываются курсантами (слушателями), что вызвано естественным процессом вытеснения невостребованной информации. Из-за того, что усвоенные ранее теоретико-правовые положения постоянно не актуализируются, значительно ухудшается уровень освоения последующих юридических дисциплин. В частности, изучение в 1-м семестре общих положений дисциплины «Теория государства и права» у курсантов нацелено на приведение знаний о праве в систему (право систематизируется по отраслям в соответствии с определенными критериями, законодательство систематизируется по иерархическому признаку и так далее, вплоть до систематизации национального права в правовые семьи). Т.е. клеточки выстроенной в представлениях первокурсников правовой матрицы имеют четкие границы, в дальнейшем им остается только заполнить эти клеточки материалом отраслевых и специальных юридических дисциплин.

После завершения 1-й части курса теории государства и права в 1-м семестре большая часть теоретических положений курсантами забывается, из-за того, что эти положения не актуализируются. Сначала стираются границы выстроенных представлений, а затем, когда сформированные ранее клеточки наполнятся знаниями последующих дисциплин, то вся система построенных представлений начинает деформироваться. Курсанты (слушатели) перестают понимать зачем изначально были нужны одни теоретические положения, какую функциональную нагрузку несут другие теоретические положения. Таким образом, помимо особенностей логического построения положений общеправовой теории необходимо учитывать и определенные

8 Например, в Межведомственной программе «Развитие юридического образования в Российской Федерации на 2006—2010 гг.».

9 Указ Президента России от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.

особенности самого теоретического обучения в освоении юридических специальностей.

Г. Удержать тяжелый каркас базовых теоретических знаний в равновесии можно с помощью периодической актуализации усвоенного теоретико-правового контента. Для этого кафедрой теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя было предложено разделить курс теории государства и права на три части: вводная часть на 1-м курсе (1-й семестр), основная часть на 3-м курсе для обучающихся по специальности ПОНБ (на 2-м курсе для обучающихся по специальности ПД), а третья часть «Правовая теория государства» на 4-м курсе. Но, если теоретические знания, как уже говорилось ранее, забываются обучаемыми в среднем через 3 — 4 месяца, то даже такого деления курса будет недостаточно, чтобы поддерживать теоретические знания в актуальном состоянии.

Представляется, что проведение контрольно-обучающего тестирования по ранее усвоенному теоретическому материалу два раза в семестр во время занятий по самоподготовке позволит курсантам (слушателям) поддерживать уровень теоретических знаний в актуальном состоянии. К примеру, в начале и в конце семестра в соответствии с расписанием курсанты (слушатели) могут проходить тестирование по теоретическому материалу пройденных ранее дисциплин, в том числе и по «Теории государства и права». В процессе прохождения такого контрольно-обучающего тестирования они могут знакомиться с допущенными при тестировании ошибками и правильными ответами, получать возможность снова ответить на вопросы, в которых были допущены ошибки. В дальнейшем такая возможность может быть предоставлена курсантам (слушателям) в режиме удаленного доступа, а в последующем такая возможность должна быть предоставлена и тем, кто завершил обучение в вузе и проходит службу на различных должностях в системе МВД России.

Ведь тесты поначалу использовались в педагогике как средство обучения, в последующем их стали использовать как едва ли не единственное средство контроля знаний, причем совсем не в гуманных целях, а в целях экономии материальных средств. О разрушительных последствиях такой экономии сказано много, повторяться нет смысла, образовательные учреждения МВД России в современных условиях могут в сложившихся условиях использовать гуманистический потенциал этого полезного средства теоретического обучения, тем более, что материально-техническая база для этого име-

ется и дополнительных затрат для этого не потребуется, понадобится только внести частичные коррективы в организацию учебного процесса.

Д. Актуализировать теоретико-правовой контент можно и на занятиях по другим, последующим дисциплинам, обращаясь к ранее пройденным теоретическим положениям, проводя взаимосвязь преподаваемого материала с ранее пройденным, по другим дисциплинам (от положений общеправовых дисциплин к теоретическим положениям отраслевых и других юридических наук). По отдельным сложным вопросам данной стороны теоретико-правового контента возможно предметное взаимодействие на уровне предметно-методических секций различных кафедр. Только у такого взаимодействия есть одна опасность: заформализованность. Оно не должно быть заформализованным, т.е. проходить под контролем инспекторских подразделений и навязана педагогам извне, иначе оно превратится в очередную отписку «о проделанной работе». Педагоги должны сами подойти к пониманию этой потребности, пониманию ее как внутреннего ресурса повышения качества обучения специалистов для всего нашего ведомства.

Е. В процессе теоретического обучения по юридическим специальностям возможен частичный пересмотр последовательности преподавания различных положений общеправовой теории. Проводить такую периодическую ревизию теоретико-правового контента необходимо в связи с постоянным накоплением научного знания, для актуализации и повышения информативности теоретико-правового контента, чтобы убирать устаревший теоретико-правовой материал, а также для того, чтобы сформулировать сложный для обучающихся материал в наиболее доступной и понятной форме.

Таким образом, определение оптимальных способов логического построения и актуализации теоретико-правового контента на протяжении всего периода обучения по таким специальностям как «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности» становится особенно важным, с одной стороны, в условиях сокращения учебного времени на теоретико-правовую подготовку специалистов, с другой стороны, постоянным увеличением требований к качеству подготовки специалистов для системы МВД России10.

10 Выражаю искреннюю благодарность за консультативную помощь в подготовке статьи ведущим специалистам кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя О.Б. Алпатовой и С.Н. Тихомирову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.