Научная статья на тему 'Формирование правовой компетентности студентов технического вуза'

Формирование правовой компетентности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГРАЖДАНИНА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА / CITIZEN’S LEGAL COMPETENCE / FORMATION OF ENGINEER’S LEGAL COMPETENCE / LEGAL EDUCATION / LEGAL TEACHING AND TRAINING / LEGAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чудинов Олег Ревокатович

Рассмотрены проблемы правового образования в контексте компетентностного подхода. Определено, что высшее инженерно-техническое образование, не являясь юридическим, входит в систему правового образования, так как одним из его результатов является сформированность правовой компетентности инженера – выпускника вуза. В целях достижения этого результата предложено учесть и обеспечить взаимодействие и преемственность образовательных программ всех уровней правового образования при разработке новых учебных программ в соответствии с ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чудинов Олег Ревокатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The problems of legal education in the context of competence approach have been studied. It has been defined that higher engineering-technical education, not being juridical, is included in the system of legal education, as far as one of his results becomes the formation of the engineer’s, namely the graduator of the university, legal competence. With the aim to achieve this result it has been proposed to take into account and to provide coordination and continuity of educational programs of all levels of legal education while developing new educational programs in accordance with FSS HPE.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой компетентности студентов технического вуза»

ПРАВО

УДК 378.016:34

O.P. Чудинов ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассмотрены проблемы правового образования в контексте компетентностного подхода. Определено, что высшее инженерно-техническое образование, не являясь юридическим, входит в систему правового образования, так как одним из его результатов является сформированность правовой компетентности инженера - выпускника вуза. В целях достижения этого результата предложено учесть и обеспечить взаимодействие и преемственность образовательных программ всех уровней правового образования при разработке новых учебных программ в соответствии с ФГОС ВПО.

Ключевые слова: правовое образование, правовое обучение и воспитание, правовое государство, правовая компетентность гражданина, формирование правовой компетентности инженера.

Осознание современным обществом своей зависимости от качества правового образования обусловливает необходимость создания многоуровневой системы правового образования, в составе которой, в рамках системы государственного образования, можно выделить две подсистемы - общеправовое и юридическое специально-правовое образование.

Общеправовое образование включает:

- допрофессиональное общеправовое образование в рамках изучения таких предметов, как право, правоведение, основы права в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях;

- среднее профессиональное общеправовое образование, включающее изучение курса правоведения, основ права, правового регулирования профессиональной деятельности в учебных заведениях СПО - колледжах, училищах, техникумах;

- высшее профессиональное общеправовое образование, включающее изучение курса правоведения, основ права в рамках ООП (федеральный компонент), и, возможно, некоторых юридических (лучше сказать, околоправовых) дисциплин комплексного характера в вузах неюридического профиля;

- послевузовское образование, включающее элементы правового образования в рамках повышения квалификации работников.

© Чудинов O.P., 2013

Чудинов Олег Ревокатович - доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: [email protected].

Юридическое специально-правовое образование:

- среднее профессиональное юридическое образование;

- высшее профессиональное юридическое образование в юридических академиях, на юридических факультетах университетов и институтов;

- послевузовское юридическое образование, включающее обучение в аспирантуре, соискательство, повышение квалификации профессиональных юристов.

Высшее профессиональное инженерно-техническое образование, не являясь юридическим, все-таки входит в систему правового образования, так как одним из результатов его должно стать сформированное качество правовой компетентности у инженера - выпускника вуза.

Правовое образование представляет собой сложный конгломерат из педагогических и юридических концепций, понятий, методик, технологий. Это некая пограничная область, имеющая междисциплинарный характер, в рамках которой осуществляется переработка педагогических знаний, их адаптация к потребностям правового образования. Взаимосвязь педагогики и юриспруденции подчеркивает, с одной стороны, значимость права как общественного регулятора, а с другой стороны, значимость образования как одного из средств, приводящих этот регулятор в действие. Превалирование педагогики побудило в свое время даже ввести особый термин «правовая педагогика», понимаемый, впрочем, довольно широко, как пропаганда правовых знаний среди населения [1-4]. Действительно, можно согласится с мнением А.М. Столяренко [5. С. 50-51] о том, что между писаным правом и реальным состоянием законности и правопорядка как опосредующее звено стоят педагогические феномены и закономерности, которые позволяют индивидуальному сознанию переработать поступающую правовую информацию и обеспечить ее воплощение в общественных отношениях. В то же время нормы права не действуют автоматически, они проходят через индивидуальное и общественное сознание, исходя из этого, можно говорить и о том, что право формирует личность, следовательно, само право обладает некими педагогическими свойствами.

Обращаясь к понятию «образование», мы не можем избежать нормативного его определения, данного Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законом под образованием «понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [6]. Таким образом, нормативно закрепляется традиционный для педагогики подход к образованию как процессу и результату усвоения знаний, представленному двумя компонентами: обучением и воспитанием.

Правовое образование можно представить как систему обучения, направленную на формирование у обучающегося правовых знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,

сопряженную с воспитанием у него готовности и способности применить эти знания и умения в повседневной жизни. В рамках высшего профессионального образования данное определение нуждается в доработке с учетом профессиональной составляющей образования.

В контексте нашей работы правовое образование включает в себя правовое обучение и правовое воспитание. Обращаясь к первому понятию, отметим, что Закон РФ «Об образовании» не содержит легальной дефиниции обучения, акцент сделан на результат обучения - достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня. Особенности процесса обучения остаются за рамками закона.

В педагогике же об обучении говорят, что «...оно и “протекает”, и “осуществляется”, и “реализуется”, оно и передача человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся» [7. С. 129]. Такая многозначность говорит о сложности и многогранности обучения как специально организуемого процесса отражения в сознании обучаемого реальной действительности. Как отмечают педагоги, обучение «есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом» [8. С. 147]. Эти положения можно экстраполировать и на правовое обучение. Учитывая, что познавательная деятельность объединяет чувственное восприятие, теоретическое мышление и практическую деятельность, можно согласиться с предложенным Е.А. Певцовой понятием правового обучения как процесса «целенаправленной передачи знаний, умений и формирования устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности» [9. С. 193].

Соглашаясь в целом с определением, хотелось бы дополнить его двумя моментами. Первый: обучение - это управляемый процесс, именно направляющая роль педагога может обеспечить полноценное усвоение молодыми людьми правовых знаний, умений и навыков в области правовой действительности. Второй: обучение - это двухсторонний процесс педагогического общения между обучаемым и обучающим. Следовательно, это не только деятельность обучающего по передаче знаний, умений, навыков, но и деятельность ученика, а так как знания, умения, навыки лишены материального содержания, это идеальные образы, то они могут быть восприняты учеником только в результате собственной активной мыслительной деятельности.

Правовое обучение характеризуется рядом принципов, которые еще в 70-е годы прошлого века были сформулированы С.С. Алексеевым, это:

- непрерывность и нарастание сложности обучения;

- сочетание общего и специального в обучении;

- сочетание в обучении теоретических и прикладных начал [10. С. 221].

В современных условиях список можно дополнить принципами активизации межпредметных связей, научно обоснованного сочетания традиционных

и инновационных методик обучения и, последнее, сочетания обучения с правовым воспитанием.

Правовое воспитание часто рассматривается с самых широких позиций. Так, Г.И. Демченко рассматривает его как процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания [11]. С этой точки зрения правовое образование представляется только как часть воспитания, в составе которого, кроме того, выделяют правовую пропаганду, а также воспитательное воздействие юридической практики и самого права [4. С. 33-42; 12, 13]. Правовое воспитание можно рассматривать и как вид общественной деятельности, в этом смысле оно представляет элемент организационной работы государственных органов и общественных организаций.

В рамках нашей работы используется узкое понимание правового воспитания как целенаправленной деятельности по формированию «правовых установок, отношений, мотивов деятельности в среде, регулируемой правом» [14. С. 415] в рамках образовательного процесса в вузе. С точки зрения компетентностного подхода правовое воспитание можно рассматривать как средство формирования ценностно-мотивационного компонента правовой компетентности специалиста. В то же время нельзя правовое образование представить как два непроникающих, параллельно протекающих процесса - правовое обучение и правовое воспитание. Как пишет А.М. Столяренко, «нельзя их сначала учить, а потом воспитывать; сначала развивать, а потом учить, ... одним работникам образовательного учреждения только вооружать профессиональными знаниями, а другим формировать личность» [5. С. 171]. Необходимость взаимосвязи и взаимопроникновения процессов очевидна.

Правовое образование в рамках тоталитарного общества всецело было подчинено интересам государства, которое прекрасно понимало его важность в рамках формирования «нового коммунистического общества». Вопросам правового образования посвящено постановление ЦИК и СНК СССР от 5 марта 1935 года «О мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования». После принятия в 1936 году новой Конституции специальным распоряжением СНК СССР [15] во всех общеобразовательных школах было введено обязательное изучение курса «Конституция СССР». Со стороны партийных органов вопросам правового образования также уделялось особое внимание, достаточно назвать постановление ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 года «О расширении и улучшении юридического образования в стране»; постановление ЦК КПСС 1964 года «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которые прямо посвящены вопросам развития правового образования в высших и средне-специальных учебных заведениях.

15 сентября 1970 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся», в котором наметил «широкую кон-

кретную программу коренного улучшения всей работы по правовому воспитанию», в том числе направленную на расширение правовых знаний молодежи, формирование у нее высокой ответственности перед обществом и государством, воспитание молодых людей в духе безусловного соблюдения норм и правил социалистического общежития [16. С. 304-308]. В целях реализации положений постановления приказом № 3 Министра просвещения СССР от 7 января 1975 года в школах вводится обязательный предмет «Основы Советского государства и права». Задачами правового обучения и воспитания были признаны:

- формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права;

- формирование уважения к Советскому государству, праву и социалистической законности;

- привитие навыков правомерного поведения;

- воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям;

- формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права государства, общества, личности;

- формирование умения противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать.

Если убрать определенного рода идеологические моменты, то во многом данные задачи остаются актуальными и сегодня.

В рамках высшего неюридического образования положение не было столь радужным. Хотя совместное постановление коллегий Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства юстиции СССР «О правовом воспитании и образовании студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений» от 21 октября 1976 года и предлагало всем вузам осуществить мероприятия, направленные на улучшение правового воспитания, но сделать это в рамках 28-часового курса «Основы советского права» в технических вузах было просто невозможно.

В дальнейшем проблема правового образования поднималась еще не раз. Так, в 1987 году принимается постановление ЦК КПСС «О дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граждан», в котором поставлена задача коренного улучшения правового воспитания населения, формирования глубокого понимания единства прав и обязанностей, высокой гражданственности, уважения к законам и правилам социалистического общежития, нетерпимости к любым правонарушениям и преступлениям [17. С. 3-6].

Впервые заходит речь о компетентностном подходе к правовой грамотности специалистов с высшим неюридическим образованием. В постановлении определялось, что «компетентное участие специалистов и руководителей в решении вопросов экономической политики, управлении делами государства, разрешении хозяйственных споров, обеспечении четкой и слаженной работы всех

звеньев хозяйственного механизма, предупреждении нарушений законов в хозяйственной и всякой другой деятельности во многом зависит от того, насколько прочны их правовые знания. Отныне правовая подготовка специалистов рассматривается в качестве необходимого условия повышения их деловой квалификации» [18].

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» поставлена задача обеспечения непрерывной на протяжении всего периода обучения правовой подготовки студентов всех вузов [19]. В этих целях специалисты предлагали: «Учебное время на изучение права ... должно быть увеличено ... в вузах гуманитарного профиля в 3, в вузах технического профиля - в 3,5 раза» [20]. Однако реально это не было сделано.

В целом следует отметить, что правовое образование в СССР носило исключительно идеологизированный характер, ведущая роль в нем принадлежала КПСС как правящей партии. Недаром возникло следующее определение: «правовое воспитание - это не столько специфически правовое явление, сколько явление идеологическое, подчиняющееся прежде всего закономерностям коммунистического воспитания трудящихся. . правовое воспитание непосредственно включено в единый воспитательный, идеологический процесс, осуществляемый Коммунистической партией, социалистическим государством, общественностью» [21. С. 8].

В связи с социально-политическими изменениями в России, обусловившими кардинальное обновление законодательства, в начале 1990-х годов преподавание таких курсов, как «Основы советского государства и права» в школе, «Основы советского права» в техникумах, «Советское право» в неюридических вузах, было прекращено.

В ходе начавшейся реформы гуманитаризации образования в школе появились разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. Объем правового блока значительно сократился. Темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществоведения. Принятие Минобразованием России в 1995 году Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение его из школы как самостоятельного учебного предмета.

В сфере высшего профессионального неюридического образования дела обстояли несколько лучше. Курс «Правоведение», введенный в базовый план как обязательный элемент, позволял сохранять преемственность в преподавании основ правовых знаний. В то же время становление правового государства актуализировало ряд проблем в области правового образования.

С одной стороны, в 1990-е годы правовая система России, провозглашенной демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы на принципах верховенства права и закона произошло демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта соблюдения прав человека.

Это способствует пробуждению практического интереса к праву и правовым институтам, в обществе укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого. На уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.

С другой стороны, современная социально-политическая ситуация в России способствовала росту разрыва между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. Этот фактор вывел проблему формирования правового сознания, правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики. Естественно, что и вопросам правового образования необходимо было уделить особое внимание.

Важность правового образования следует из основополагающих положений Конституции, определяющих, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1 Конституции РФ), в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Таким образом, в правовом государстве субъективные права человека и гражданина должны сочетаться с объективным порядком государственной деятельности. Однако такое сочетание невозможно без обладания гражданами определенным объемом правовых знаний и умений, навыков практического использования субъективных прав и обязанностей не только в своих, но и в общественных интересах. Как отмечает О.Е. Кутафин, «жизнь и работа в правовом государстве невозможны без знания законов, выражающих интересы общества, определяющих гарантии прав и свобод граждан, дозволенного и запрещенного в интересах общества поведения» [22].

Одних правовых знаний и умений, навыков недостаточно, гражданин должен быть мотивирован на нормативное поведение, необходимо сформировать такие качества, как способность и готовность к правомерному использованию предоставленных законом субъективных прав и обязанностей. Добиться этого возможно только при сформированности у граждан правовой компетентности, одним из факторов формирования которой является правовое образование как составная часть общего и профессионального образования, в ходе которого реализуется конституционное право на образование.

Возрастает роль правового образования в рамках высшего инженернотехнического образования. Анализ учебных планов 10-11 классов показывает, что, как правило, допрофессиональная правовая подготовка старшеклассников отсутствует, за исключением профилированных юридических или обществоведческих классов. В результате осуществленного выбора профиля обучения происходит образовательная дифференциация старшеклассников. Гуманитарии, лица, выбравшие гуманитарный профиль обучения, действительно углубленно изучают правовые темы в курсе обществознания, они же обращаются к курсу правоведения, плюс выбирают тот или иной правовой факультатив, пытаясь уже на школьной скамье заложить достойный фундамент правовых знаний, сформировать первоначальную правовую компетентность. Но те из школьников, кто выбирает точные науки, технику и технологию, часто остаются в стороне от правовых знаний, умений и навыков, не говоря уже о способности и готовности применять их на практике. Именно эти ребята становятся абитуриентами и студентами инженерно-технических вузов, именно из их рядов выходят современные инженеры. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования правовой компетентности инженера стоит более остро, чем проблема формирования такой же компетентности у студентов гуманитарного вуза, не говоря уже о юридическом специальном образовании.

Одним из решений проблемы, как представляется, является обеспечение эффективного взаимодействия и преемственности образовательных программ всех уровней правового образования. Отсутствие преемственности общеобразовательных программ и вузовских образовательных программ по дисциплине «правоведение» ведет к принципиальной невозможности решения проблемы формированния высокого уровня правовой компетентности у выпускников вуза. Необходимо увязать допрофессиональную общеправовую подготовку учащихся школ, лицеев, гимназий с общеправовой подготовкой в средних профессиональных и высших учебных заведениях неюридического профиля.

Список литературы

1. Алексеев А.И. Криминология и педагогика // Советское государство и право. - 1979. - № 10.

2. Дыбовская Н.В., Бурлаков В.Н. Правовая педагогика: актуальные проблемы // Правоведение. - 1989. - № 2. - С. 64-67.

3. Исправительно-трудовая педагогика / под ред. В.Ф. Пирожкова. - М.,

1967.

4. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. - Ростов н/Д., 1973.

5. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций. - М.: Экмос, 2000. - С. 50-51.

6. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. от 10.07.2012) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.

7. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого; Пед. общество России. - М., 2001.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2005.

9. Певцова Е.А. Основные концепции правового образования // Теоретические и методические основы преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2002.

10. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. - М.: Юрид. лит., 1976.

11. Демченко Г.И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе: дис. ... канд. юр. наук. - М., 1978.

12. Соколов Н.Я. Организация правовой пропаганды. - М., 1974.

13. Павлов А.С. Правовое воспитание. - М., 1972.

14. Юридический словарь / сост. А.Ф. Никитина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС,

2005.

15. Об изучении Конституции Союза ССР в школах: распоряжение СНК СССР от 1 февраля 1937 года // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974.

16. Об идеологической работе КПСС: сб. документов. - М., 1977.

17. Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1987. - № 1.

18. Правда. - 1987. - 21 марта. - С. 4.

19. Правда. - 1987. - 25 марта.

20. Кравцов Б. Правовое воспитание граждан - программная задача КПСС // Советская юстиция. - 1986. - № 15.

21. Организация и эффективность правового воспитания. - М.: Мысль,

1983.

22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2001.

Получено 26.09.12

O.R. Chudinov FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The problems of legal education in the context of competence approach have been studied. It has been defined that higher engineering-technical education, not being juridical, is included in the system of legal education, as far as one of his results becomes the formation of the engineer’s, namely the graduator of the university, legal competence. With the aim to achieve this result it has been proposed to take into account and to provide coordination and continuity of educational programs of all levels of legal education while developing new educational programs in accordance with FSS HPE.

Keywords: legal education, legal teaching and training, legal state, citizen’s legal competence, formation of engineer’s legal competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.