б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);
в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).
Считаю, что проектирование - очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.
Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости, формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
Список литературы / References
1. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М: ИЦ Академия, 2003. 271 с.
2. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М.: АРКТИ, 2006. 76 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. С. 85.
4. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. СПб.: Северная звезда, 2010. С. 24.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Ефимова С.М.1, Алексеев Е.И.2, Слепцова М.Е.3, Сергеева М.И.4, Абрамова С.А.5 Email: [email protected]
'Ефимова Сардана Михайловна — магистрант;
2Алексеев Евгений Иванович — магистрант; 3Слепцова Марисабель Егоровна — магистрант;
4Сергеева Мария Ивановна — магистрант; 5Абрамова Сахаайа Алексеевна — магистрант, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы формирования правовой компетентности студентов педагогического института. Определены структурные компоненты, определяющие процесс формирования правовой компетентности студентов, разработана модель, в процессе реализации которой у студентов педагогического института будет сформирована правовая компетентность, определена совокупность организационно-педагогических условий, влияющих на содержание и организацию деятельности студентов, направленных на формирование правовой компетентности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, правовая компетентность.
FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TEACHER
TRAINING COLLEGE Yefimova S.M.1, Alekseev E.I.2, Sleptsova M.E.3, Sergeyeva M.I.4,
Abramova S.A.5
'Yefimova Sardana Mikhaelovna — Undergraduate;
2Alekseev Evgeny Ivanovich — Undergraduate;
3Sleptsova Marisabel Egorovna — Undergraduate;
4Sergeyeva Maria Ivanovna - Undergraduate;
5Abramova Sakhaaya Alexeyevna — Undergraduate, DEPARTMENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICS, PSYCHOLOGY AND MANAGEMENT OF EDUCATION,
TEACHER TRAINING COLLEGE, NORTHEAST FEDERAL UNIVERSITY OFM.K. AMMOSOV, YAKUTSK
Abstract: the theoretical bases of formation of legal competence of students of pedagogical institute are considered in the article. The structural components determining the process of forming the legal competence of students are determined, a model is developed in the course of which the students of the Pedagogical Institute will be formed legal competence, the set of organizational and pedagogical conditions affecting the content and organization of students' activities aimed at the formation of legal competence. Keywords: competence, competence, competence approach, legal competence.
УДК 37.012.8
Мы принимаем точку зрения А.И. Балашова, который считает, что понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности [1].
В своих трудах Н.В. Юрасюк дает определение правовой компетентности: «...правовая компетентность - это качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.
Иными словами, правовая компетентность - это способность специалиста-профессионала ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний» [2].
Основываясь на определении правовой компетентности можно определить, что же входит в содержание правовой компетентности:
- знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;
- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;
- умение защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;
- умение обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
- умение вести документацию, необходимой педагогу.
Мы считаем, что правовые дисциплины в педагогическом вузе не обеспечивают в полной мере формирование и развитие профессионально важных знаний, умений и навыков студентов - будущих педагогов, необходимых им в будущей профессиональной деятельности осуществляется только на 3 курсе обучения.
В структуре правовой компетентности мы выделяем следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный;
- когнитивный;
- коммуникативный;
- деятельностно-рефлексивный;
- личностный.
Методологической основой данной модели формирования правовой компетентности станут аксиологический, деятельностный, контекстный и личностно ориентированный подходы.
Структурно-содержательная модель формирования правовой компетентности будущего педагога состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и уровнево-результативного.
Основные нормативно-правовые документы, которыми студенты ознакомились и работали: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Права и обязанности всех участников образовательного процесса. В нашем исследовании мы руководствовались такими методами как: наблюдения и опросный метод. Исследование сформированности правовой компетентности студентов педагогического института осуществлялось нами в процессе опытно--поисковой работы, состоявшей из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
На констатирующем этапе мы изучили исходное состояние сформированности правовой компетентности 24 студентов - будущих педагогов в области экономики. Наблюдение во время пребывания на парах показывают, что в группах низкий уровень правовых знаний. Для проверки знаний полученные студентами в первом курсе по дисциплине «Основы права» дали следующий результат. Исходя из результатов наблюдений, можно сделать вывод, что студенты в начале эксперимента знали основу права на 57%, которую изучили в первом курсе. Можно сказать, что они знают основу права на хорошо. Но, следующая проверка показало, что студенты контрольной и экспериментальной группы не знают основные законы в области образования, что является большим минусом для будущего педагога. Это показывает результаты тестирования по применению норм Конституции РФ, ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного стандарта, Профессионального стандарта педагога, Трудового кодекса РФ, который состоял из 23 вопросов. Исходя из результатов, можно сделать вывод, что студенты педагогического института в начале эксперимента плохо знали законы в области образования. Для устранения пробелов в знании у студентов, мы провели беседы, лекции, кураторский час, деловые игры, ролевую игру, мозговой штурм, студенты получали задании для самостоятельной работы, проводили обсуждении. В конце эксперимента после проведенных занятий, в устном опросе в виде блиц - опроса выявилось, что уровень знаний по основам права экспериментальной группы повысилось на 20%, по методике «Нормы законодательство в области образования» повысилось на 15%. Студенты научились ориентироваться в законах, правильно ссылаться по статьям. Ознакомились с текстом основного закона в области образования с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», выучили основные понятия, приведенные в ст.2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ». В нашей диссертации была исследована возможность целенаправленной работы по формированию правовой компетентности студентов педагогического института в процессе их подготовки к профессиональной деятельности.
Список литературы / References
1. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неюридическим специальностям, 2005. С. 45-50.
2. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности менеджера на примере преподавания дисциплины «Правовое обеспечение деятельности менеджера организации» // Специалист, 2010. № 10. С. 10.