Научная статья на тему 'Особенности преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торговли на современном этапе'

Особенности преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торговли на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LEGAL EDUCATION / EXTRALEGAL TRAINING PROFILE / LEGAL DISCIPLINES TEACHING / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунин Евгений Михайлович, Сураев Дмитрий Викторович, Трегубова Лидия Алексеевна

В статье рассмотрены факторы, определяющие актуальность преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торговли, их влияние на содержание рабочих программ юридических дисциплин в соответствии с набором компетенций и с учетом требований, изложенных в ФГОС, их изменений после принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гунин Евгений Михайлович, Сураев Дмитрий Викторович, Трегубова Лидия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LEGAL DISCIPLINES TEACHING IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF TRADE AT THE PRESENT STAGE

This article examines determinants of the increasing relevance of legal disciplines teaching at preparation of specialists in the sphere of trade, their influence on the content of the work programme of legal disciplines in accordance with a set of competencies, taking into account the requirements of federal state educational standards, and how they changed after the adoption of the Federal law «About Education In Russian Federation»

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торговли на современном этапе»

УДК/UDC 378.147 Е. М. Гунин, Д. В. Сураев, Л. А. Трегубова

E. Gunin, D. Suraev, L. Tregubova

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

PECULIARITIES OF LEGAL DISCIPLINES TEACHING IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF TRADE AT THE PRESENT STAGE

В статье рассмотрены факторы, определяющие актуальность преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торговли, их влияние на содержание рабочих программ юридических дисциплин в соответствии с набором компетенций и с учетом требований, изложенных в ФГОС, их изменений после принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

This article examines determinants of the increasing relevance of legal disciplines teaching at preparation of specialists in the sphere of trade, their influence on the content of the work programme of legal disciplines in accordance with a set of competencies, taking into account the requirements of federal state educational standards, and how they changed after the adoption of the Federal law «About Education In Russian Federation»

Ключевые слова: правовое образование, неюридический профиль подготовки, преподавание юридических дисциплин, профессиональные компетенции.

Keywords: legal education, extralegal training profile, legal disciplines teaching, professional competence.

Российская система высшего экономического образования предназначена для подготовки специалистов широкого профиля в области региональной экономики, финансов, банковского дела, управления и предпринимательства. В то же время обнаруживается дефицит квалифицированных компетентных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, необходимыми для развития экономических отношений и обоснования комплексных социально-экономических решений. Будущему специалисту экономического профиля объективно требуются: позитивное правосознание, общая культу-

ра, способность к адаптации в изменяющихся условиях производства, умение реализовать свои творческие способности, ответственность за решение принятых задач. Это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области экономики является формирование профессиональной компетентности специалиста [7, с. 179].

В условиях формирования и развития правового государства существует объективная необходимость в том, чтобы любой член общества, в том числе осуществляющий профессиональную деятельность в сфере экономики, обладал необходимыми знаниями, навыками и умениями для осуществления этой деятельности исключительно в правовом поле. При этом конкретная сфера профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения требований правомерности поведения не является определяющей.

Современный этап развития имущественного оборота, в том числе торгового, характеризуется усилением регламентации этой части экономики. Основой для этого стали тенденции, сформировавшиеся в современной российской экономике под воздействием ряда факторов:

— с одной стороны, более полное включение российских товаропроизводителей в процессы глобализации и освоение новых рынков сбыта продукции после присоединения Российской Федерации к ВТО;

— с другой, формирование новых рынков с особенными условиями взаимодействия субъектов имущественных отношений (в рамках ЕврАзЭС, БРИКС, ШОС и др.);

— с третьей, известные «санкционные» ограничения внешнеторгового оборота, носящие политический характер, временные рамки которых достаточно неопределенны.

Эти разноплановые факторы отражают необходимость дополнительного позитивного

правового регулирования путем как конкретизации уже существующих, так и формирования новых правил на уровне законов и подзаконных актов.

Необходимость знаний и навыков для осуществления деятельности в рамках правомерного поведения в условиях увеличения количества правовых норм, регламентирующих торговый оборот, объективно повысила требования к правовой подготовке специалистов в области торговли. Еще одним фактором, повлиявшим на актуальность приобретения будущими специалистами правовых знаний и навыков, связанных с их информатизацией в области торговли, являются существенные изменения в сфере управления всеми процессами в экономике.

Совокупность вышеназванных факторов определила повышение требований к уровню правовых знаний всех специалистов, получающих высшее образование, что нашло отражение в наборе компетенций, установленных ФГОС.

Проблема преподавания юридических дисциплин при подготовке студентов неюридических вузов (как технических, так и экономических) стала предметом ряда исследований [7, с. 235; 9, с. 87]. Однако они имели достаточно обобщенный характер, тогда как торговля, являющаяся одной из отраслей экономики, имеет особенности правоприменительной деятельности в этой сфере, которые определяют ряд специфических требований к подготовке специалистов в этой области. Ранее такого рода исследования не проводились.

Обучение по программе высшего образования предполагает приобретение студентами неюридических направлений (профилей) подготовки знаний и умений не только посредством освоения программы обучения по узкопрофессиональным дисциплинам, но и формирования активной жизненной позиции, позитивного правосознания, умения выбрать правомерную модель поведения. На реализацию второго блока задач обучения и нацелено освоение программ юридических дисциплин, избираемых в соответствии с направлением (профилем) подготовки:

— для бакалавров по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» — «Коммерческое право» и «Правовое регулирование профессиональной деятельности»;

— для бакалавров по направлению подготовки «Бизнес-информатика» — «Информационное право» и др.

Особое положение коммерческого права среди учебных дисциплин направления подготовки бакалавров 38.03.06 «Торговое дело» определяется несколькими причинами.

Во-первых, коммерческое право в системе права Российской Федерации представляет собой совокупность общеобязательных правил, в общем виде определяющих правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе товарообменных операций и товарооборота в целом (коммерция — от лат. Commercium — торговля). В соответствии с предметом правового регулирования коммерческое право является подотраслью права гражданского.

Во-вторых, рабочая программа учебной дисциплины «коммерческое право» в программе подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» в качестве предшествующих предполагает изучение таких дисциплин профессионального цикла, как: «административное право» (Б3.Б.5), «гражданское право» (Б3.Б.6), «предпринимательское право» (Б3.Б.16), «международный коммерческий арбитраж» (Б3.В.ДВ.4), «правовое регулирование малого и среднего предпринимательства» (Б3.В.ДВ.6). Соответственно, входные знания, умения и компетенции сформированы в процессе освоения вышеназванных дисциплин.

При изучении коммерческого права обучающимися по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» следует учитывать, что вариативная часть учебного плана обучающихся по направлению 38.03.06 «Торговое дело» (профиль «коммерция») содержит лишь одну обязательную дисциплину — «правоведение» (Б1.ВЦЦ.1), предваряющую изучение коммерческого права (Б1.В.ЦЦ.20)

Решение этой проблемы достигается путем различного наполнения дидактических единиц в составе каждой программы.

Задачи курса «Правоведение» состоят в выработке у студентов:

— понимания особенностей правовой системы Российской Федерации;

— понимания значения и функции права в формировании правового государства, укрепления законности и правопорядка в стране;

— умения разбираться в законах и подзаконных актах, обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения в соответствии с законом;

— умения анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в законодательстве и специальной

литературе, на основе полученных знаний решать конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности.

Совокупность общеправовых знаний, полученных в процессе освоения курса «Правоведение», наряду с моралью позволяет студенту определить ориентиры при выборе модели примерного поведения как в любой жизненной ситуации, так и при решении профессиональных задач.

Полученные знания требуют соответствующего закрепления посредством выработки корреспондирующих им умений на практических занятиях (36 часов), доля которых существенно больше общего числа лекционных занятий (18 часов).

Знания и умения, приобретенные в процессе освоения курса «Правоведение», определяют формирование в первую очередь профессиональной компетенции освоившего программу бакалавриата выпускника, включающей умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов, способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ФГОС 3, ПК-2) [3, п. 5.2].

Общеизвестно, что формирование профессиональных компетенций осуществляется в течение всего процесса обучения при освоении любой из учебных дисциплин, однако, правовые знания приобретаются именно при изучении юридических дисциплин, которое направлено не только на приобретение знаний, но и на формирование правосознания студента. Поскольку индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, то формирование правосознания будущего выпускника, безусловно, будет иметь значение на возможность его самореализации в профессиональной сфере.

Наряду с формированием правосознания решается еще одна важнейшая задача, на которую направлено изучение юридических дисциплин, а именно: устойчивое овладение навыками ориентирования в действующем законодательстве.

Необходимость выработки этого навыка определяется обязательной нормативной регламентацией любой, в том числе торговой деятельности, поскольку именно правом устанавливаются границы, в пределах которых участники общественных отношений вправе

выбирать модель своего поведения и взаимодействия со своими контрагентами.

Любая профессиональная деятельность осуществляется на основе права и в соответствии с общеобязательными правилами, представляющими собой нормы права.

Взаимосвязь права и правосознания формулировалась И. А. Ильиным следующим образом: «Право только тогда осуществит свое назначение, когда правосознание примет его, наполнится его содержанием и позволит новому знанию влиять на жизнь души, определять ее решения и направлять поведение человека. Тогда право станет силой во внутренней жизни человека, а через это и в его внешней жизни» [4, с. 180].

Актуальность этого определения в современном его понимании находит свое отражение и в соотношении задач, решаемых в процессе преподавания курсов «Правоведение» и «Коммерческое право».

Задачи курса «Коммерческое право»:

— способствовать усвоению соотношения норм гражданского права с нормами коммерческого права;

— формировать общее представление о специфике и особенностях предмета «коммерческое право»;

— ознакомить с основными источниками российского коммерческого права;

— рассмотреть предмет и метод регулирования правоотношений в сфере коммерции;

— определить субъекты коммерческого права;

— рассмотреть договорные правоотношения в коммерческой (торговой) сфере;

— рассмотреть зарождающиеся нормы коммерческого (торгового) права, которые обеспечивают регулирование новых, прогрессивных форм товарооборота в XXI веке, в том числе электронной торговли;

— способствовать тщательному всестороннему изучению основных институтов коммерческого права, таких как: правовое положение торговых организаций и индивидуальных предпринимателей в коммерции, государственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности, правовые проблемы организации и регулирования торгового оборота, объекты оптового товарооборота и способы их индивидуализации, правовое регулирование хозяйственных связей торговли с отраслями экономики, кредитно-расчетные правоотношения в торговле, электронная торговля в современном мире и др.

Регулирование общественных отношений в сфере товарного оборота осуществляется на любом этапе: от создания товара до его реализации конечному потребителю. Соответственно, специалист этой области должен уметь ориентироваться во всем объеме правовых норм, осуществляющих такое регулирование. Поскольку объектами воздействия в процессе товарообменных операций является имущество, к которому относятся объекты материального мира, то есть вещи, а также ряд нематериальных объектов (деньги, права требования, обязательства и др.), то общественные отношения, возникающие при этом, в основе своей являются имущественными, а значит, в силу закона регулируются нормами гражданского права.

Специфика общественных отношений, регулируемых коммерческим правом, прежде всего проявляется в их субъектном составе, что определенно требует при освоении дисциплины обратить особое внимание на изучение правового статуса участников этих отношений.

В отличие от прочих имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, коммерческие отношения связывают в подавляющем большинстве случаев искусственно созданных субъектов права — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответственно, правовой статус этих субъектов права подлежит особенно подробному изучению. Поскольку общее представление об этих участниках общественных отношений уже было получено при освоении учебной программы по дисциплине «правоведение», то в рамках занятий по коммерческому праву больше внимания уделяется особенностям правового статуса отдельных организационно-правовых форм юридических лиц и объединений предпринимателей, не являющихся юридическими лицами.

Лекционные занятия составляют половину аудиторного времени, предусмотренного программой курса (15 часов), другой формой занятий являются практические (также 15 часов), целью которых должна стать выработка навыков по определению возможных форм взаимодействия субъектов в условиях незначительного объема информации о субъекте как потенциальном контрагенте будущего взаимодействия. Например, сделать предварительный вывод о потенциальных возможностях предполагаемого контрагента, исходя из его наименования, в котором организационно-

правовая форма юридического лица подлежит обязательному указанию.

В отсутствие кодифицированного акта, который бы включал в себя основные нормы коммерческого права, при изучении источников наибольшее внимание обращается не столько на Гражданский кодекс РФ, сколько на специальные нормативные правовые акты (федеральные законы), содержащие нормы наиболее важных институтов коммерческого права. К таким законам, в частности, относятся федеральные законы: «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

При формировании учебной программы по дисциплине «коммерческое право» и планов отдельных занятий необходимо учитывать, что правовое регулирование и особенно правоприменение в рамках практической профессиональной деятельности в соответствии с указанными специальными законами являются составной частью тем специальных учебных дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению «Коммерция». Такое положение дел определяет комплексный подход к освоению программы подготовки в целом с привлечением основных интеграционных ресурсов современных педагогических технологий, в частности:

— синтез в образовательном процессе различных форм деятельности студентов;

— целостность в формировании профессиональных компетенций;

— системность содержания педагогико-технологической базы профессиональной подготовки.

В отношении первого ресурса следует выделить возможности синтеза в образовательном процессе учебной, исследовательской и проектной деятельности, которые открывают современные педагогические технологии.

Учебная деятельность охватывает весь процесс освоения учебного материала как по юридическим дисциплинам (в частности, коммерческому праву), так и по специальным. В то же время исследовательский и проектный виды деятельности как взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты в большей степени реализуются при изучении специальных дисциплин.

Такой подход требует формирования у студентов устойчивых навыков ориентации во всем объеме правовых норм, содержащих-

ся в законодательстве, именно на этапе освоения программы дисциплины «коммерческое право». С этой целью при анализе нормативных актов по коммерческому праву особое внимание обращается на иерархию правовых норм, то есть на их соотношение в зависимости от юридической силы правового акта, в котором они содержатся.

Результат изучения источников коммерческого права позволит студентам неюридических специальностей успешно применять сформированные навыки на этапе проектно-исследовательского обучения в процессе изучения специальных дисциплин:

— при решении значимых для практики проблем (проектная составляющая);

— проведении исследований (исследовательская составляющая);

— овладении студентами новыми для них знаниями посредством анализа соответствующей информации (учебная составляющая).

Целостность в формировании профессиональных компетенций основывается на прочном усвоении установленной законом системы взаимодействия субъектов коммерческой деятельности: от их правового статуса и до порядка проведения коммерческих (торговых) операций в соответствии с моделями правомерного поведения, предлагаемыми законодателем.

Правовой статус субъекта представляет собой совокупность его прав и обязанностей, реализация и исполнение которых в пределах, установленных законом, позволяет ему решать собственные задачи.

В соответствии с действующим законодательством субъекты гражданских, в том числе коммерческих, отношений могут организовываться только в одной из форм, установленных законом. При этом организационно-правовая форма должна быть указана в фирменном наименовании субъекта, что уже при первом взаимодействии с ним позволяет контрагенту выбрать модель возможного взаимодействия. Именно на выбор модели взаимодействия, а затем ее реализации направлены усилия субъекта в процессе коммерческой деятельности, конечной целью которой является получение прибыли.

Знание организационно-правовых форм предпринимательской, в том числе коммерческой, деятельности позволяет в дальнейшем успешно осваивать программу обучения по специальным дисциплинам профессионального цикла, которые направлены на выработку устойчивых профессиональных навыков, таких

как способность выбирать деловых партнеров, определяемая в качестве одной из профессиональных компетенций в составе организационно-управленческой деятельности.

Другой составной частью этой же профессиональной компетенции является способность заключать договоры и контролировать их выполнение. Формирование этой способности начинается с определения полномочий лиц, представляющих стороны договора. Круг полномочий лиц, представляющих субъекты коммерческой деятельности при заключении договоров, определяется в форме, установленной нормами права.

Институт представительства в коммерческих отношениях является ключевым, поскольку сторонами в этих отношениях в большинстве случаев выступают искусственно созданные субъекты права — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это определяет необходимость тщательного подбора заданий для практических занятий, посвященных изучению института представительства, на которых необходимо сформировать не только устойчивое представление о представительстве как таковом, но и обозначить юридически значимые последствия несоблюдения норм закона о представительстве. В качестве материалов для формирования учебных заданий необходимо использовать документы, которые опосредуют полномочия представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (доверенность), для закрепления этого материала можно предложить задания, направленные на создание макетов таких документов.

При анализе последствий несоблюдения норм о представительстве приемлемым является ознакомление со сложившейся судебно-арбитражной практикой по этому вопросу.

Практика коммерческих отношений на современном этапе складывается так, что заключение сделок, прежде всего договоров, осуществляется работниками коммерческих организаций, которые часто не обладают квалификацией юриста. Если в штате организации такой специалист имеется, то, как правило, ему вменяется в обязанность анализ предполагаемого к заключению договора. Однако выпускник по окончании вуза может начать свою самостоятельную деятельность в организации, не имеющей штатного юриста. В этом случае решение о заключении конкретной сделки должен будет принимать менеджер или другой специалист, возможно, недавний выпускник, компонентом профессиональных компетенций

которого является способность заключать договоры и контролировать их выполнение.

На формирование этого профессионального навыка направлено изучение системы договоров, которые регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Поскольку участники коммерческой деятельности правомочны заключать любые договоры как поименованные (указанные в законе), так и непоименованные, регулирование которых напрямую не устанавливается законом, то при заключении договоров права и (или) обязанности могут устанавливаться сторонами по согласованию, отраженному в условиях договора. Задачей, решаемой на этом этапе учебного процесса, является доведение до обучаемых пределов выражения усмотрения сторон. Таким пределом являются императивные нормы гражданского законодательства, устанавливающие границы, в рамках которых может быть выбрана модель правомерного поведения участников коммерческих отношений.

Особого внимания при изучении института договора в составе коммерческого права требует порядок формирования условий договоров, устанавливающих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Значимость этих условий определяется целеполаганием, которым руководствуются стороны договора, — достижение конкретного экономического результата, продиктованного направленностью коммерческой деятельности на получение прибыли.

Принятие нового образовательного стандарта (ФГОС 3+) с измененными компонентами компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, позволило наряду с заново сформулированными общекультурными компетенциями из состава заново сформулированных профессиональных компетенций выделить общепрофессиональные:

— осознание социальной значимости своей будущей профессии, стремление к саморазвитию и повышению квалификации (ОПК-1);

— способность находить организационно-управленческие решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОПК-2);

— умение использовать нормативно-правовые акты в своей профессиональной деятельности (ОПК-3);

— способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4);

— способность применять знания естественно-научных дисциплин для организации торгово-технологических процессов и обеспечения качества и безопасности потребительских товаров (ОПК-5) [1, п. 5.2].

Изменение компетенций повлияло как на содержание и количество юридических дисциплин, так и на учебный план подготовки бакалавров по направлению 38.03.06 «Торговое дело», профиль «коммерция»:

— на первом курсе в учебный план включена дисциплина «право» (Б1.В.ОД.2): лекционный блок — 14 учебных часов и практические занятия — 28 часов;

— на третьем курсе — дисциплина «правовое регулирование профессиональной деятельности» (Б1.Б.18): лекционный блок — 14 учебных часов и практические занятия — 28 часов.

Меняются не только наименования дисциплин, но и задачи каждой из дисциплин:

— понимание особенностей правовой системы Российской Федерации;

— понимание значения и функции права в формировании правового государства, укрепления законности и правопорядка в стране;

— умение разбираться в законах и подзаконных актах, обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения в соответствии с законом;

— умение анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в законодательстве и в специальной литературе;

— умение на основе полученных знаний решать конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности.

Круг задач дисциплины «право» в целом совпадает с задачами, которые были ранее установлены для правоведения, однако объем аудиторных занятий по дисциплине на 12 часов (22 %□) меньше, что потребовало уплотнения учебной программы и увеличения доли самостоятельной подготовки студентов.

Введение в учебный план дисциплины «правовое регулирование профессиональной деятельности» вместо коммерческого права стало отражением изменения всего учебного плана, в котором значительный упор сделан на изучение нормативной базы коммерческой и смежных видов деятельности в рамках специальных неюридических дисциплин, таких как «коммерческая деятельность» (Б1.Б.14), «рекламная деятельность» (Б1.Б19) и др.

Такой подход позволяет уделять больше внимания изучению основных принципов пра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вового регулирования отношений, выходящих за рамки собственно коммерческих, в частности внешнеэкономических и потребительских. Соответственно, были определены и несколько иные задачи для изучения дисциплины:

— обучение студентов правовым основам коммерческой деятельности, организации и обеспечению внутреннего и внешнего торгового оборота;

— усвоение природы и места потребительского права в регулировании торговой деятельности, защите законных прав и интересов потребителей, понимании сущности конкуренции и проявлении монополистической деятельности в торговле;

— рассмотрение механизма технического регулирования требований к качеству и безопасности товаров (работ, услуг), соблюдение правил продаж и торгового обслуживания;

— изучение теории и практики правового регулирования внешнеэкономической деятельности, системы договорных отношений как условия укрепления хозяйственных связей, правового положения участников торгового оборота.

Изучение курса направлено на формирование системного восприятия права как регулятора общественных отношений вообще и отношений в сфере торговой (коммерческой) деятельности в частности. Такой подход является вполне оправданным, учитывая особенности российского права.

Основной отличительной чертой российского права является его нормативный характер, то есть установление нормативным (общеобязательным) актом внешних границ правомерного поведения всех участников общественных отношений, которые позволяют каждому выбрать наиболее приемлемую модель правомерного поведения и прогнозировать поведение других участников, а значит и возможный результат собственной, в том числе профессиональной, деятельности.

Важной частью учебного процесса является формирование у студентов устойчивых навыков определения:

— правового положения (статуса) субъектов права;

— правомочий, которыми они обладают;

— источников формирования этих правомочий и др.

Достаточную сложность в освоении дисциплины представляет незначительный объем учебного времени, который в рамках учебной программы может быть выделен для изучения отдельных правовых институтов, таких как

субъект права, представительство, обязательство и др.

Если для направления подготовки «Юриспруденция» эти правовые институты в той или иной степени рассматриваются в нескольких учебных дисциплинах, посвященных отдельным отраслям или подотраслям права (гражданское, административное, налоговое, предпринимательское право и др.), то для направления подготовки «Торговое дело» в рамках освоения учебной дисциплины «правовое регулирование профессиональной деятельности» эти же правовые институты изучаются в более общем плане, а программой отведено существенно меньше учебного времени.

Небольшой объем учебного времени, отводимого для изучения отдельных правовых институтов, не может быть основанием для снижения требований к формированию соответствующей профессиональной компетенции бакалавра, подготовленного по неюридическому профилю подготовки.

Подготовка бакалавров по направлению 38.03.05 (080500) «Бизнес-информатика» существенно отличается от подготовки бакалавров по направлению «Торговое дело».

В базовой части гуманитарного, социального и экономического циклов содержатся две юридические дисциплины:

— на первом курсе в учебный план включена дисциплина «право» (Б1.Б.6): лекционный блок — 18 учебных часов и практические занятия — 38 часов;

— на втором курсе — дисциплина «информационное право» (Б1.Б.13): лекционный блок — 18 учебных часов и практические занятия — 18 часов.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие между субъектами права, по поводу того или иного объекта права. Взаимодействие субъектов составляет суть общественных отношений. В сфере экономической деятельности таковыми являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и органы публичной власти (в отдельных случаях). Соответственно, подготовка по направлению «Бизнес-информатика» имеет те же основные задачи, что и по другим направлениям подготовки.

Круг задач дисциплины «право» для бакалавров по направлению подготовки «Бизнес-информатика» аналогичен другим неюридическим направлениям подготовки бакалавров, а именно:

— понимание особенностей правовой системы Российской Федерации;

— понимание значения и функции права в формировании правового государства, укрепления законности и правопорядка в стране;

— умение разбираться в законах и подзаконных актах, обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения в соответствии с законом;

— умение анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в законодательстве и специальной литературе;

— умение на основе полученных знаний решать конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности.

Такой подход к формированию программы обучения по дисциплине «право» объективно обоснован в первую очередь необходимостью формирования правосознания обучающихся. В отличие от подготовки по другим неюридическим направлениям больше внимания следует обращать на общеправовую составляющую, поскольку следующая юридическая дисциплина «информационное право» является узконаправленной, так как посвящена правовому регулированию общественных отношений по поводу только одного объекта права — информации, тогда как коммерческое право и правовое регулирование профессиональной деятельности рассматривают более широкий спектр общественных отношений.

Эти отличия обусловлены совокупностью профессиональных компетенций, определяющих подготовку выпускника к профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности составляют важнейшую из компетентностных групп, поскольку характеризуют потенциальную способность к взаимодействию с другими участниками общественных отношений, среди них:

— проводить исследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий;

— управлять контентом предприятия и интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов);

— использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия;

— использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий;

— организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения

задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;

— осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;

— позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет;

— защищать права на интеллектуальную собственность;

— организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами [2, п. 5.2].

При этом только четыре последних компетенции указывают на подготовку к относительно самостоятельному взаимодействию с иными (внешними) субъектами права.

Особенность профессиональной деятельности в области ИКТ заключается в обеспечительном ее характере по отношению к предпринимательской (торговой) или иной экономической деятельности в составе субъекта права. Это определяет «несамостоятельность» будущего специалиста как участника предпринимательских отношений.

Известная «несамостоятельность» с точки зрения участия в предпринимательских отношениях характеризуется не недостаточностью подготовки бакалавра, а самим характером профессии и спецификой профессиональной деятельности.

Собственно защитой гражданских прав занимаются подготовленные юристы, специалисты же в области бизнес-информатики должны уметь использовать средства ИКТ, но при этом иметь достаточные знания для определения степени опасности собственной модели поведения и модели поведения контрагентов (партнеров) при создании или использовании информационных объектов.

Такие знания могут быть получены при изучении дисциплины «информационное право».

Специфичность информации как объекта права заключается в следующих ее характеристиках:

— всегда является результатом интеллектуальной деятельности человека;

— имеет нематериальный характер;

— обладает простотой отчуждения и присвоения.

Определение информации как результата интеллектуальной (мыслительной) деятельности требует при освоении дисциплины «информационное право» обратить особое внимание

на условия создания (формирования) этого объекта.

Нематериальный характер информации в рамках дисциплины определяет особенности установления правовой связи собственно информации и материального носителя, а также правового режима, установленного как для самой информации, так и для материального носителя. Основная сложность при изучении правового режима заключается именно в свободном отделении информации от материального носителя, с помощью которого осуществляется объективное выражение.

Присвоение информации означает, что потребитель, получив информационный объект, становится его безусловным владельцем, то есть становится обладателем возможности неограниченно пользоваться полученной информацией.

Простота отчуждения информации заключается в однократном ознакомлении, достаточном для дальнейшего ее использования.

Особенности информации как объекта гражданских прав определяют необходимость специальной защиты прав на ее создание, распространение и использование, которые формируют особенный правовой институт — защиту интеллектуальной собственности.

Определенные трудности представляет собой разграничение отдельных объектов в составе интеллектуальной собственности, поскольку все они являются информацией (информационным объектом), выраженной в той или иной форме.

Разграничение объектов интеллектуальной собственности и выделение из их состава собственно информационных зависят от их предназначения и, соответственно, различных механизмов защиты интересов правообладателей.

Одной из задач, которые необходимо решить в процессе освоения дисциплины «информационное право», является овладение критериями, которые позволяют разграничить различные объекты интеллектуальной собственности. Эти объекты условно можно разделить на две группы:

— объекты, обладающие выраженной обособленностью, позволяющей непосредственно использовать в гражданском обороте;

— объекты, которые могут становиться объектом гражданских прав лишь при наличии у лица, обладающего этими объектами, заранее определенных и обусловленных возможностей по их использованию.

Первая группа включает в себя объекты, имеющие, как правило, легальное, то есть выраженное в норме права, определение. К ним относятся: знаки индивидуализации самого производителя и производимых им товаров, работ или услуг (коммерческое обозначение, место происхождения товара, товарные знаки, знаки обслуживания) в любом виде их выражения; топология интегральных микросхем; селекционное достижение; секрет производства (ноу-хау); изобретение. К этой же группе следует отнести информационные продукты, выраженные в той или иной форме, доступной для непосредственного восприятия органами чувств человека, например произведения литературы и искусства.

Вторую группу образует собственно информация или совокупность объектов, создаваемых и доступных лишь при наличии соответствующих технических средств для их создания и восприятия, которое возможно также исключительно после преобразования в доступную для восприятия человеком форму.

При подготовке специалистов в области ИКТ, получающих образование по направлению подготовки «Бизнес-информатика», особое внимание в рамках освоения учебной дисциплины «информационное право» должно быть уделено изучению правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе создания и использования именно второй группы объектов.

С учетом разницы направлений профессиональной подготовки суммарный объем учебного времени учебных программ по нескольким дисциплинам, последовательно изучаемым студентами юридического профиля, отведенного на изучение интеллектуальной собственности, в том числе информации как равнозначной другим объектам гражданских прав, существенно больше, чем объем учебного времени для дисциплины «информационное право». Кроме того, правовое регулирование общественных отношений, связанных с объектами интеллектуальной собственности, в том числе с собственно информацией, изучается в общем блоке наравне с другими объектами гражданских прав.

Профессиональная подготовка специалистов в области ИКТ, получающих образование по направлению подготовки «Бизнес-информатика», предполагает выработку устойчивых навыков создания и обработки информационных объектов. Соответственно, правовое регулирование общественных отношений, возни-

кающих в процессе создания и использования информации, является определяющим элементом при изучении информационного права. В отношении прочих правовых институтов других объектов гражданских прав целью обучения является формирование позитивного правосознания обучающихся, базирующееся на объеме знаний, полученных при освоении учебной дисциплины «право», в первую очередь закрепление понятийного правового аппарата, который применяется при формировании общеобязательных правил (норм права).

Такой подход вполне оправдан, поскольку при решении задач в процессе самостоятельной профессиональной реализации выпускнику потребуется устойчивый навык выработки правомерной модели поведения, прежде всего при использовании информационных объектов, а затем — способность оценки поведения контрагентов с точки зрения законности совершения тех или иных действий, имеющих определенные правовые последствия. В первом случае принятие решения и совершение действий является частью профессиональных обязанностей самого специалиста, а во втором — требует обращения к другому специалисту, компонентами профессиональных компетенций которого являются оценка действий контрагентов и выбор соответствующего решения по дальнейшему взаимодействию с ними. Как правило, это руководитель специалиста в области ИКТ, либо специалист, обладающий необходимыми знаниями в области права.

Соответственно, одной из задач обучения является выработка обучающимися навыка определения пределов собственной компетенции при решении профессиональных задач с целью делегирования их полного или частичного разрешения специалистам иной квалификации. Поскольку направление подготовки предполагает дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность выпускника не только в составе коллективного участника гражданского оборота (юридического лица), где существует иерархическое разделение деятельности, но и в качестве самостоятельного участника гражданского оборота (индивидуального предпринимателя), то задачей обучения является предоставление специалисту в области ИКТ такого объема знаний, который бы позволил ему организовать свою деятельность в рамках установленного правового поля.

В зависимости от направления (профиля] подготовки перечень правовых институтов

(комплекс правовых норм), доскональное знание и устойчивые навыки применения которых объективно необходимы, существенно отличается.

Для подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело», профиль «Коммерция», наиболее значимыми являются следующие правовые институты:

— статус (правовое положение) отдельных субъектов права;

— представительство;

— правомочия, которыми обладают субъекты права;

— источники формирования этих правомочий;

— гражданско-правовые договоры и др.

Подготовка бакалавров по направлению

подготовки 38.03.05 (080500) «Бизнес-информатика» направлена на более подробное изучение институтов:

— информация как объект гражданских прав;

— иные объекты интеллектуальной собственности;

— договоры, опосредующие оборот объектов интеллектуальной собственности и др.

Дифференцированный подход к структуре рабочих программ соответствующих юридических дисциплин, к содержанию и форме проводимых занятий позволяет выработать набор компетенций, специфический для каждого из профилей подготовки специалистов в сфере торговли. Такой подход позволяет справиться с задачей профессионального обучения студентов неюридических направлений (профилей) подготовки, а именно: дать правовое образование, направленное на удовлетворение потребностей в социализации и самореализации, формирование позитивной гражданской активности, правовой культуры в интересах личности, гражданского общества и правового государства.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] : приказ Ми-нобрнауки РФ 12.11.201 5 г.№ 1334 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2015).

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ред. от 31.05.2011) : приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2010 № 27 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 14.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ред. от 31.05.2011) : приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 787 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 15.

4. Ильин И. А. О сущности правосознания. // Собрание сочинений. — М. : Русская книга, 1994. — Т. IV.

5. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касе-вич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

6. Кручинин М. В., Кручинина Г. А. Формирование правосознания студентов в вузе : моногр. / под ред. Ю. Н. Петрова. — Н. Новгород : НФ УРАО, 2010.

7. Лодкин А. Е. Правовая подготовка студентов неюридических вузов // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб. : СатисЪ, 2014. — С. 236-239.

8. Малышева И. С. Совершенствование методики преподавания курса «Правоведение» в вузах // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XIX Междунар. науч.-метод. конф. / Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). — СПб., 2013. — Т. 2. — С. 199-200.

9. Никулин В. В. Правовое образование в техническом вузе: некоторые проблемы преподавания правоведче-ских дисциплин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2012. — Спец. вып. (38). — С. 86-91.

10. Певцова Е. А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции : учеб. пособие. — М. : Изд-во Междунар. юрид. ин-та, 2010.

11. К вопросу об обеспечении высокого уровня подготовки кадров экономической направленности / Т. А. Перевертова, И. С. Кондрашова, А. А. Бурмистро-ва, Н. К. Родионова // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — Вып. № 2 (060). — С. 179-184.

УДК/UDC 37.048.45

Т. В. Королева T. Koroleva

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORTING MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE STUDENTS

Автор статьи обобщает положительный опыт организации работы по профессиональной ориентации в ГБОУ ВО «Педагогический институт» (Калининградская область) в условиях непрерывного педагогического образования и профориентационно значимого социального партнерства образовательных организаций. С учетом методологии системного подхода автор анализирует реализуемую организационно-педагогическую модель профессионального самоопределения обучающихся Педагогического института.

The author describes the positive experience of the organization of vocational guidance in conditions of continuous pedagogical education and meaningful career-oriented social partnership of educational institutions in Kaliningrad State Pedagogical Institute. Based on the methodology of the system approach, the author analyzes the realized organizational and pedagogical model of professional self-determination and designing of the professional career of the students of Kaliningrad State Pedagogical Institute.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, системный подход, организационно-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся.

Keywords: vocational guidance, system approach, organizational and pedagogical model of professional self-determination of students.

Социально-экономическое развитие России, духовно-нравственный потенциал современного молодого человека зависят от качества подготовки педагогических кадров. Многочисленные исследования доказывают, что качество образования и успешность его развития определяются деятельностью учителя. В последние годы система педагогического образования сталкивается с проблемами и подвергается критике за недостаточно качественную подготовку учителей к деятельности в современной школе. Исследования российских ученых показывают, что в профессии учителя молодых людей все еще не устраивают оплата труда, достаточно большой объем бумажной работы и мероприятий, непрестиж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.