СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
А.А. Грешных, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Е.Ю. Одинокова.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Уделено внимание соотношению включенных общекультурных и профессиональных компетенций Федерального образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», предложена структурная модель и оптимальные компоненты формирования правовой компетенции курсантов вузов МЧС России.
Ключевые слова: модель, правовая компетенция, правовая подготовка, компоненты правовой компетенции
STRUCTURAL-COMPONENT MODEL OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS LEGAL COMPETENCE IN UNIVERSITIES OF MINISTRY OF EMERGENSY SITUATIONS OF RUSSIA
А.А. Greshnyh; E.Yu. Odinokova.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In this article attention is paid to the relationship included general cultural and professional competencies in specialty Federal education standard «Legal national security». The structural model and the optimal components of formation of legal competence of students of high schools the Russian Emergencies Ministry.
Keywords: model, legal competence, legal training, legal competence components
Педагогическая практика на сегодняшний день накопила достаточный опыт в области достижения высокого результата в групповой работе, однако продолжается непрерывный процесс совершенствования средств, методов и форм преподавания. Следует констатировать, что практический опыт накапливается, но не всегда отвечает требованиям, предъявляемым стандартами нового поколения. Стабильность, плановость, поэтапность в обучении и достижение обучающимся наивысших результатов путем индивидуального и компетентностного подходов - это современные реалии.
Инновационные образовательные технологии предопределяют различные подходы к осмыслению коммуникации, обеспечивающей возможность переживания, обретения опыта и рефлексии. Они обеспечивают формирование интеллектуальной профессиональной компетентности, желание и способность создавать новое знание, решая задачи нового уровня сложности. Профессиональная компетентность рассматривается как внутренне мотивированные способности, позволяющие эффективно действовать и достигать личностно значимых целей в профессиональной сфере [1].
Компетентностный подход является существенным для построения системы оценивания формирования правовой компетенции курсантов вузов МЧС России. Необходимо понимать, что каждого обучающегося важно мотивировать. В этом случае можно сказать, что ценности собственной личности являются главным ориентиром для человека в процессе обучения. Поэтому, прежде чем оценивать способности каждого
конкретного курсанта необходимо установить индивидуальные ценности, интересы, стремления каждого обучающегося.
Вопросы права для обучающихся по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» имеют, прежде всего, профессиональное значение, так как с правом связана их дальнейшая деятельность. Прежде чем осуществлять практическую деятельность и изучать определенно-направленные отраслевые юридические науки, предварительно необходимо иметь понимание и представление об общих юридических понятиях и категориях, например, о таких как правоотношение, реализация права, норма права, систематизация нормативных правовых актов и др. Объектами профессиональной деятельности специалистов по направлению подготовки 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» являются события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка [2]. Указанный объект профессиональной деятельности является составляющей правовой компетенции, сформированность которой напрямую связана с осуществлением профессиональной деятельности. Обязанность преподавателя предусмотреть оптимальный ход занятий посредством преподавания дисциплины своего профиля.
Выпускник, обучающийся по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности», должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- правотворческая деятельность: разработка нормативных правовых актов;
- правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;
- правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства; профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;
- правовое обеспечение служебной деятельности: реализация актов применения права; поиск, получение, анализ и оценка правовой информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности;
- экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов.
Следует учитывать, что содержание правовой компетенции выражается в признаках профессионализма, а «целостность профессионализма может быть обнаружена в принципах его системного описания, где компоненты профессионализма как элементы системы предстают обладающими одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже принципами строения» [3]. Правовая компетенция курсанта вуза МЧС России представлена обширной системой качеств и компонентов, которые, по сути, обладают собственными характеристиками. Следовательно, на этом этапе разработки учебно-методического обеспечения дисциплин необходимо корректировать цели и задачи занятий, преломлять их к нуждам профессиональных компетенций, заложенных в государственном стандарте. Кроме того, необходима система анализа ступеней сформированности правовой компетенции и определение показателей эффективности ее формирования. В достижении указанных целей были использованы методы моделирования формирования правовой компетенции, наблюдение, метод оценки, опрос, беседа, тестирование.
В структуре формирования правовой компетенции специалиста сферы правовой деятельности выделяются следующие основные составляющие: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент.
Мотивационно-ценностный компонент в составе формирования правовой компетенции предусматривает внедрение накопленной правовой информации в убеждения, обычность правомерного поведения; заключает в себе восприятие права как высшей ценности, уважение закона, позитивность в правовых установках, углубление ценностных нравственных ориентаций и развитие мотива неукоснительного соблюдения правовых норм.
Определение ценности дано в работе Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневича: «... определенная степень значимости определенного смысла и способы поведения, построенные на нем» [4].
Совокупность восприятия правовых ценностей позволяют сотрудникам реализовать общественно одобряемый вариант собственного поведения в ежедневной профессиональной деятельности, то есть принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
Формирование мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции специалистов МЧС России должно включать в себя: осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; умение анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства.
Определение мотивации дает Л.И. Божович: «многоаспектную систему, содержащую личностные внутренние и внешние факторы поведения, при которых возникают, направляют, диктуют способы и формы деятельности» [5].
У обучающихся - будущих специалистов сферы обеспечения безопасности мотивация может быть определена осознанием значимости приобретения правовых знаний, умений и навыков; пониманием роли правовых ценностей в обществе; проявлением интереса к профессиональной деятельности и использованием нормативно-правовых актов в процессе ее осуществления; стремлением повысить уровень собственной правовой компетенции, способной обеспечивать соблюдение законодательства всеми субъектами права.
Когнитивный компонент отражает систему юридических знаний, совокупность различной юридической информации. Результатом усвоения различных понятий, фактов, правил, закономерностей в конкретной профессиональной области и специальности можно назвать знанием. Сластенин В.А., считает, что знания должны иметь эмоционально-оценочные свойства: «. включить знания в систему представлений человека для перерастания в убеждения, можно лишь после прохождения их через сферу эмоций и чувств» [6].
Знания в праве должны предопределять осознанную необходимость права, а также понимание основных правовых требований, умение оценить действия субъектов права с точки зрения их правомерности и противоправности, кроме того, иметь представление о закономерностях развития права. Правовые знания являются центром правового сознания.
Применительно к профессиональной правовой компетенции специалиста рассматриваемый компонент включает такие показатели правовых знаний, как:
- особенности норм права, регулирующие отношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; осуществление контроля за соблюдением прав граждан в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
- основные этические понятия и категории, нормы действующего законодательства; методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния;
- профессиональный категорийный аппарат; нормы морали, профессиональной этики и юридического этикета и другие знания.
Поведенческий компонент - это возможность действий, основанных на правовых знаниях и убеждениях, правомерное поведение и использование своих прав, исполнение обязанностей, а в случае нарушения прав - уверенность и умение их отстоять. Данный компонент в структуре правовой компетенции обусловлен тем, что усвоение совокупности предусмотренных правовых знаний является необходимым, но не исчерпывающим условием эффективности формирования правовой компетенции в процессе осуществления профессиональной подготовки. Цель профессиональной подготовки не ограничивается непосредственным усвоением конкретной системы знаний, но и овладение умениями и навыками использования в юридически значимой практической работе. Так, будущий специалист МЧС России, например, в области правоохранительной деятельности должен быть способен обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; реализовывать мероприятия по получению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства и многие другие составляющие.
Поведенческий компонент правовой компетенции будущих специалистов предполагает способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы; квалифицированно толковать нормативные правовые акты; уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов и др.
Для того чтобы помочь обучающимся преодолеть трудности и организовать процесс обучения, ориентированный на развитие компетентностей, преподаватели должны обладать информацией о мотивах и потенциальных интересах каждого обучающегося, должны предлагать такие задачи, которые создают познавательную мотивацию и основываются на уже развитых у него компетенциях. Особое значение имеет возможность доступа и применение нормативно-правовой базы, использование различной правовой информации, которая в дальнейшем будет использоваться в практике профессиональной сферы в условиях учебного процесса в вузе. Актуальным для будущего специалиста является знание нормативной базы, нормативных актов, регламентирующих его деятельность в профессиональной сфере и использование их в познавательной деятельности.
Следовательно, на этапе разработки учебно-методического обеспечения дисциплин необходимо корректировать цели и задачи занятий, преломлять их к нуждам профессиональных компетенций, заложенных в государственном стандарте.
Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования [2] в терминах компетенций, сформулированных достаточно широко. Связано это, прежде всего, с тем, что требования ФГОС отражают требования к качеству подготовки
общегосударственного уровня и должны быть обеспечены всеми вузами страны. Однако на уровне вуза федеральные требования конкретизируются в целях отражения вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым направлением подготовки. Например, ПК-22: способен выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач. Данная профессиональная компетенция однозначно отражает специфику получения образования по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» в вузах МЧС России. ФГОС также предусматривает профессионально-специализированные компетенции, определяемые вузом и которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник.
Механизм формирования компетенций должен быть ориентирован на проектирование и решение учебно-практических ситуаций в сложных разнообразных условиях, условиях с неполной информацией и т.п. Такой механизм для профессиональной подготовки будущих специалистов можно описать следующим образом:
- направленность всего процесса обучения на профессию, мотивированность каждого его этапа с профессиональной точки зрения;
- использование в качестве основы деятельности практических, профессионально-ориентированных ситуаций;
- возможно более быстрый переход от деятельности по образцу к самостоятельному решению проблем;
- преимущественное использование активных методов - проективных, исследовательских, проблемных;
- обязательность рефлексии своих действий обучаемыми.
Механизм развития профессиональной правовой компетенции характеризуется систематичностью учебного процесса и совместную деятельность преподавателя и курсантов в постижении конкретной дисциплины.
В образовании модульный подход представляет собой парадигму организации учебного процесса, где основная цель - приобретаемые в процессе обучения компетенции. Дисциплины учебного плана направления подготовки оформляются разработанными учебно-методическими комплексами (УМК), включающими: рабочую программу, тематический план, структурно-логическую схему, частную методику.
То есть непосредственным инструментом формирования компетенций является завершенный блок дисциплин, состоящий из модулей, которые вносят свой вклад в формирование правовой компетенции курсантов вузов, как единица образовательной программы в сочетании с модулями других дисциплин. Указанное сочетание мы можем назвать блок как группа отдельных дисциплин, функционально нацеленных на закрепление компетенций. Критерии объединения в междисциплинарный блок могут быть разнообразными: объединенные учебной целью, особенностями предмета изучения и учебных составляющих, междисциплинарным взаимодействием, представленным объемом учебного материала, а также определенным набором компетенций.
В соответствии с направлениями знаний, целями учебных дисциплин и их содержанием выделены следующие системные блоки дисциплин:
Историко-культурный блок: «История силовых структур», «Политическая социология», «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений», «История России», «История МЧС России», «Иностранный язык», «Философия», «Логика», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Политология», «Социология», «Психология и педагогика», «Психология управления».
Теоретико-правовой блок: «Концепции современного естествознания», «Теория государства и права», «Юридическая техника», «Актуальные проблемы теории
доказательств», «Основы теории национальной безопасности», «Основные проблемы состава преступления», «Актуальные проблемы теории доказательств», «Актуальные вопросы административной ответственности», «Актуальные проблемы правонарушения и юридической ответственности», «Теория судебной экспертизы».
Отраслевой блок: «Конституционное право России», «Муниципальное право», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Финансовое право», «Экологическое право», «Предпринимательское право», «Международное право», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Уголовно-исполнительное право», «Трудовое право», «Страховое право», «Право социального обеспечения».
Организационно-обеспечительный блок: «Начальная профессиональная подготовка», «Первая помощь», «Безопасность жизнедеятельности», «Организация делопроизводства», «Основы сервиса безопасности», «Государственный пожарный надзор», «Правоохранительные органы», «Экономика», «Криминалистика», «Криминология», «Прокурорский надзор», «Конституционное право зарубежных стран», «Правовое регулирование в области пожарной безопасности», «Государственный пожарный надзор в области гражданской обороны», «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Экологическая безопасность», «Менеджмент», «Судебная медицина», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Математика для юристов», «Правовая статистика», «Информационная безопасность», «Информационное право».
Функционально - правовой блок: «Ограничение и защита прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях», «Пожарная безопасность электроустановок», «Пожарная безопасность в строительстве», «Пожарная автоматика», «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», «Основы возникновения и развития пожаров», «Исследование пожара», «Организация пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ», «Организация гражданской обороны», «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Процессуальные вопросы при расследовании пожаров», «Методика расследования пожаров», «Уголовно-правовые средства борьбы с коррупцией», «Правотворчество в сфере обеспечения безопасности», «Правовое регулирование добровольной пожарной охраны», «Гражданский и арбитражный процесс с участием МЧС России», «Международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности», «Международное сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации ЧС», «Управление в системе МЧС», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере пожарной безопасности».
Многофункциональность разделения на блоки и модули выражается в возможности спроектировать процесс обучения таким образом, чтобы каждый из элементов не только взаимодействовал, но и интегрировался в эффективность процесса формирования совокупность компетенций будущих специалистов. На основании вышесказанного, можно дать характеристику профессиональной правовой компетенции как совокупности профессиональных компетенций, общекультурных, профессионально-специализированных компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности», которыми должен обладать выпускник по окончании срока обучения.
В учебном процессе ключевым умением курсантов является самостоятельность в поиске и анализе, выборка необходимых нормативных актов, регламентирующих деятельность в профессиональной сфере, отвечающих заданному проблемному вопросу. Таким образом, теоретико-методологическое осмысление направлений профессионального образования позволяет полагаться в учебном процессе на следующие выводы:
1. Формирование учебно-методического комплекса по дисциплинам, например, «Теория государства и права», а также связанных с ней дисциплин «Правотворчество в сфере
обеспечения безопасности», «Юридическая техника», которые являются спецкурсами в учебном плане, ориентированы на повышение правовой компетентности и способствуют развитию практических навыков, связанных с деятельностью МЧС России.
2. Создание системы условий для формирования навыков толкования и реализации нормативных правовых актов, проектирования нормативных документов, осуществления мониторинга действующего законодательства посредством практических занятий по темам; деловые игры и моделирование ситуаций практической деятельности создают благоприятные условия для целенаправленного формирования у обучающихся взаимосвязанных разносторонних знаний, свойств, навыков и умений, определяющих высокий уровень будущей профессиональной деятельности.
3. Развитие информационного, правового обеспечения и доступа при необходимости к правовым системам в рамках учебного процесса, поскольку решение практических задач, связанных с применением действующего законодательства, без такого обеспечения не представляется возможным.
4. Участие курсантов в различных правовых олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работах, направленных на выявление проблем теоретико-практической деятельности.
Применительно к образовательной программе высшего профессионального образования «Правовое обеспечение национальной безопасности» разработана структурно-компонентная модель формирования правовой компетенции во взаимодействии с системой дидактических элементов учебного процесса, содержательного компонента учебных программ, обеспечивающих преемственность дисциплинарного контекста различных циклов, для дальнейшего раскрытия междисциплинарных связей по направлению подготовки и регулирования процесса формирования правовой компетенции (рис.).
Литература
1. Козлова Н.В., Берестнева О.Г., Сивицкая Л.А. Образовательный потенциал акмеологии: монография. Томск: Томский пед. ун-т, 2007. С. 45.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)» (утв. Приказом Минобрнауки Рос. Федерации от 17 янв. 2011 г. № 39). Доступ из федер. портала «Российское образование».
3. Жигулин А. А., Абдалина Л.В. Теоретико-методологические подходы к проблеме развития правовой компетентности студента профессионального колледжа // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. Вып. 4 (84). С. 16.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. С. 270.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23.
6. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие. М.: Шк.-пресс, 2002. С. 81.
Рис. Структурно-компонентная модель процесса формирования правовой компетенции