Научная статья на тему 'Формирование профессионально-правовой компетентности специалистов пожарной безопасности на основе активных методов обучения в специальном вузе'

Формирование профессионально-правовой компетентности специалистов пожарной безопасности на основе активных методов обучения в специальном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / STANDARD LEGAL INFORMATION / ПРАВОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LEGAL COMPETENCES / СОТРУДНИКИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ / STAFF OF SUPERVISORY AUTHORITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Пустовалова Екатерина Игоревна, Выгузова Евгения Вячеславовна

В статье рассматривается роль и место активных методов обучения в технологии формирования профессионально-правовой компетентности будущих сотрудников надзорных органов МЧС России в соответствии с современными квалификационными требованиями к уровню их профессионализма. Для этого требуется создание определенных условий, которые позволили бы курсанту мысленно поставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, выявить обстоятельства, при которых наиболее результативно протекает предполагаемая деятельность специалиста и достигаются планируемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Пустовалова Екатерина Игоревна, Выгузова Евгения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional legal competence of fire safety experts on the basis of active methods of training in a special higher education institution

The role and place of active learning methods in technology of formation of professional competence of future employees of the legal supervisory bodies EMERCOM of Russia in accordance with modern qualification requirements to the level of their professionalism are discussed. This requires the creation of certain conditions that would allow the cadet to mentally put himself in a particular professional situation, identify the circumstances under which most effectively takes the intended activity specialist and achieved the expected results.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-правовой компетентности специалистов пожарной безопасности на основе активных методов обучения в специальном вузе»

4. Liubimova N.A. Phonetic interference. L.: LGU, 1985. P. 56. [in Russian].

5. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Sakharova T.E. Methods of teaching foreign languages. M.: Prosveshche-nie, 1991. P. 287. [in Russian].

6. Solovova S.N. Methods of teaching foreign languages. M.: Prosveshchenie, 2006. P. 239. [in Russian].

7. Sorokina, I.G. Theory of speech competence and some problems of teaching foreign languages methodology. Levels of speech competence. Edition 222. M.: MGPIIY, 1983. P. 198-210. [in Russian].

8. Fedotova N.L. Methods of teaching foreign language. St.P.: Zlatoust, 2013. P. 192. [in Russian].

Сведения об авторе: Быстрай Елена Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий,

кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: bistraieb@cspu.ru

Information about the author: Bystrai Elena Borisovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bistraieb@cspu.ru

УДК 378.6:378.147 ББК 74.5

Б.Н. Гузанов, Е.И. Пустовалова, Е.В. Выгузова

формирование профессионально-правовой компетентности специалистов пожарной безопасности на основе активных методов обучения в специальном вузе

В статье рассматривается роль и место активных методов обучения в технологии формирования профессионально-правовой компетентности будущих сотрудников надзорных органов МЧС России в соответствии с современными квалификационными требованиями к уровню их профессионализма. Для этого требуется создание определенных условий, которые позволили бы курсанту мысленно поставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, выявить обстоятельства, при которых наиболее результативно протекает предполагаемая деятельность специалиста и достигаются планируемые результаты.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, нормативно-правовая информация, правовые компетенции, сотрудники надзорных органов МЧС России.

B.N.Guzanov, E.I. Pustovalowa, E.B. Vyguzova

formation of professional legal competence of fire safety experts on the basis of active methods of training in a special higher

education institution

The role and place of active learning methods in technology of formation of professional competence of future employees of the legal supervisory bodies EMERCOM of Russia in accordance

0

X Œ

го

1

с m

О ф

у £

s m

¡3 s

s о э-i

ф -Û

о го

о Ф

о Я

X

о

I- m

ф к

I- s

Ф X

С ф

§ю

о m

Cû о ° ?

со О

äfc С 2

О *

X -О

-Û X

с; m

го s

ü s

о ф о £

ф о

-8-х

° о a. °

с Го

ф X

s S

X I-

го о

CÛ О О X

ао

s Го р

о ф

with modern qualification requirements to the level of their professionalism are discussed. This requires the creation of certain conditions that would allow the cadet to mentally put himself in a particular professional situation, identify the circumstances under which most effectively takes the intended activity specialist and achieved the expected results.

Key words: interactive methods of training, standard legal information, legal competences, staff of supervisory authorities of Emercom of Russia.

Реализация компетентностного подхода в высшей школе предусматривает значительное повышение качества профессиональной подготовки, причем особое значение эта проблема приобретает для вузов МЧС РФ, где готовят специалистов профессии риска. Особенности будущей профессиональной деятельности требуют у ведомственных вузов решения задачи формирования выпускников нового типа, способных и готовых к постоянному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой адаптивной мобильностью. Профессионально-правовая компетентность отражает те качества специалиста, от которых зависит выполнение служебных обязанностей сотрудника МЧС на нормативном уровне, в том числе и в условиях надзорно-профилактической работы. Большой вклад в становление профессионального самосознания курсантов вносит формирование правовой культуры как основы будущей профилактической правоприменительной деятельности [9].

Следует отметить, что пожарно-технические образовательные организации убедительно доказали свои боль-го шие возможности в решении актуальных ° проблем большого государственного Ё= значения, в том числе и в сфере образо-03 вательной деятельности. Актуальность вопросов подготовки специалистов для я- системы государственной противопо-о жарной службы (далее ГПС), способных § принимать участие в решении организа-ь ционных, управленческих и социальных ^ проблем, продиктованных сложностью современного периода, нашла отражение в концепции кадровой политики о МЧС России, основной целью которой $ является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и ^ профиля [4].

Из всех проблем профессиональной подготовки сотрудников надзорных органов МЧС России ключевыми являются проблемы переработки нормативно-правовой информации и совершенствование надзорно-профилактической работы на уровне современных требований, чему в последнее время уделяется наибольшее внимание, так как количество нарушений требований пожарной безопасности и число пожаров возрастают. Анализ этих проблем позволил выявить основные причины низкой эффективности работы с нормативной информацией и определил дидактические возможности для ее совершенствования.

В первую очередь необходимо отметить, что в профессиональной подготовке курсантов возникает определенное несоответствие содержания обучения содержанию будущей профессиональной деятельности, которая постоянно динамически развивается и совершенствуется. Обучаемые являются будущими руководителями, наделенными властно-принудительными полномочиями, действующими на основе законов Российской Федерации. В связи с этим, их подготовка ориентирована на создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему мер организационного, нормативного, экономического, педагогического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, имущества, общества и государства. Правильная постановка дела подготовки конкурентоспособных специалистов требует строгого соблюдения единых, научно обоснованных принципов обучения и воспитания, отражающих важнейшие закономерности и цели процесса обучения. Осуществление этих принципов предполагает твердую убеж-

денность обучаемых в необходимости успешного усвоения программы, в соответствии с выбранной специализацией. Они должны видеть роль изучаемого материала в работе по специальности и знать его жизненную потребность. Выработка и внедрение новых форм и методов обучения должны отвечать современным социально-экономическим условиям [10].

В качестве активных методов формирования правовых компетенций весьма эффективно применение в учебном процессе контекстно-ориентированных задач, решение которых представляет собой целенаправленную деятельность обучаемого по разрешению проблемных ситуаций по надзорной и профилактической деятельности.

Использование подобных задач в процессе обучения для формирования правовых компетенций будущих специалистов надзорной деятельности позволяет воздействовать на внешний и внутренний поведенческий уровень курсантов и вносит определенный вклад в формирование правовых компетенций. Данный метод дает возможность использовать теоретические знания в профессиональных целях и обеспечивает формирование умений самостоятельно и критически мыслить [1].

Четкое знание общих принципов разработки специализированных контекстно-ориентированных задач и решение на этой основе частных случаев позволяют быстро ориентироваться при изменении заданных внешних условий. Решение типовых задач в различных ситуациях позволит психологически подготовить практических работников к актуализации полученных ранее знаний. Вместе с тем несколько примеров решения задач не смогут изменить отношение обучаемых к теоретическим знаниям, так как они считают, что в теоретических положениях многое не учитывается [2].

В то же время необходимо, выполняя практическую задачу, дать возможность обучающимся самостоятельно выделить факторы, отрицательно влияющие на выполнение задания. Это возможно при соответствующей организации самоконтроля за выполнением задания. Более

того, самоконтроль будет активизировать усвоение информации в формате новой ситуации «теория-практика» [6].

Таким образом, самоконтроль и правильно организованный внешний контроль с последующим анализом могут послужить звеном, связывающим все этапы обучения. Самоанализ ситуации, в которой обучающиеся будут стремиться применить теоретические знания на практике, позволит выделить наиболее сильнодействующие отрицательные факторы. Избежать влияния этих факторов и закрепить ориентировочную основу деятельности позволяет смоделированная ситуация.

Педагогическая практика различает моделирование ситуаций по характеру деятельности в моделируемой ситуации преподавателя и учащегося. В одном случае ситуацию моделирует преподаватель и включает в нее учащегося, в другом -учащийся может моделировать сам. При этом его познавательная деятельность еще более активизируется, создаются условия для более широкого саморазвития учащегося. Мыслительная деятельность в значительной степени активизируется при разработке информационных моделей, причем не только нормативной, но и включая информацию другого рода (гуманитарных и технических теоретических дисциплин).

В процессе проигрывания профессионально практических ситуаций формируется ориентировочная основа профессиональной деятельности. Поэтому результаты практического обучения во многом зависят от дидактического качества игровых ситуаций. Следует отметить, что в психологии и педагогике нет достаточно полного теоретического анализа и педагогического обоснования игрового моделирования. Вместе с тем игровое моделирование активно используется в учебном процессе (особенно в высшей школе и в системе повышения квалификации), и педагоги-практики, добившиеся хороших результатов, выделяют наиболее значимые характеристики игрового моделирования. В основе этих разработок лежит анализ конкретной профессиональной деятельности раз-

0

X

го

1

с

СО

О Ф

у £

^ т

^ О

3-х ф .о

о го

-

ф

с

о

н о

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

X

О)

н

Ф X с ф

§Ю

* 2 о т со О

° 5

Сй О

С 2

О *

X -О

.0 X

Ш со

го ^

н

О ф О Ш Ф О

-8-х

° о с (0

ф X ^ ^

X н

го о ей О О X о.и ^ Го

р

о ф вю

го ш о

со

ЕГ .0 ш

Ш и]

ГО~ ей

О ^

ГО ш о н

о >

С

Ш

со О X

го

I ш

личных специалистов, поэтому поиск путей повышения эффективности профессиональной подготовки осуществляется эмпирически [3].

Одним из основных условий моделирования должно быть соответствие модели реальной ситуации. При этом реальные ситуации необходимо моделировать до тех пор, пока не будут достигнуты необходимые навыки профессиональной деятельности. С учетом этого подхода наиболее значимой и эффективной формой подготовки курсантов к профессиональной деятельности является проведение практических занятий с использованием интерактивных средств обучения. В этом случае можно установить непрерывную логическую взаимосвязь теоретического и практического обучения и обеспечить формирование на требуемом уровне соответствующих умений и навыков применения знаний и в ходе самостоятельной работы.

Для этих целей в настоящее время в системе вузов используют различные учебные технологии, однако наиболее широкое распространение получило применение различных тренажеров и виртуальных симуляторов. Объектами моделирования в тренажерах, как правило, становятся в первую очередь процессы, обучение которым на реальных объектах может привести к тяжелым последствиям или воспроизведение которых при обучении затруднено или невозможно [7]. Смоделированная ситуация должна повторять ситуации конкретной профессиональной деятельности. Соблюдение этого принципа достигается на основе соответствия пространственных и временных характеристик реального объекта, а также направленностью действий с учетом типов систем, образуемых действиями. Выделение оперативных единиц деятельности позволяет определить содержание информации, необходимой для формирования ориентировочной основы профессиональной деятельности. Основное внимание при этом должно уделяться возможности формирования структуры концептуальных моделей: технологической, топологической, функциональной, информа-

ционной, алгоритмической и образной (интегральной).

Формирование системы концептуальных моделей деятельности возможно лишь в типичных (стандартных) ситуациях, где проявляются закономерности отбора информации, определяются функциональные и логические связи между оперативными единицами деятельности. Работа слушателей в типичных учебных ситуациях создает возможность для переноса навыков в реальные условия [5]. В основе типологизации могут лежать общие признаки анализируемых явлений. Выявление общих признаков в реальных ситуациях позволяет создать обобщенный образ профессиональной деятельности, который служит эталоном, точкой отсчета в решении конкретных профессиональных задач. В тоже время следует учитывать возможность возникновения критической (экстремальной) ситуации, которая возникает спонтанно. Требует немедленного и радикального вмешательства. Из перечисленных типов наибольшую ценность при организации учебных занятий представляют стандартные, а наименьшую - экстремальные ситуации, поскольку в совокупности стандартные ситуации создают большую проблему, чем экстремальные. Поэтому полезней для управления педагогической деятельностью и в процессе профессиональной подготовки инспекторов государственного пожарного надзора учить педагогов и курсантов предупреждать и эффективно разрешать именно стандартные ситуации [8].

В Уральском институте ГПС МЧС России при изучении дисциплин «Государственный пожарный надзор» и «Правовое регулирование в области пожарной безопасности» проводятся деловые игры с использованием анализа конкретных ситуаций. Так, при изучении тем «Надзор за выполнением требований пожарной безопасности», «Производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности» нами использован метод «ситуация - оценка». Педагог предлагает описание конкретного события и принятых мер, а курсант должен проанализировать

ситуацию и оценить правильность мер или действий должностного лица.

По темам «Деятельность подразделений федеральной противопожарной службы по организации пожарно-профилактической работы на охраняемом объекте», «Организация пожарно-профилактической работы на объектах и населенных пунктов» был выбран метод «ситуация - упражнение». В данном случае анализ ситуации требует обращения к нормативно правовым актам, справочным материалам, проведения расчетов и измерений. Анализ конкретных ситуаций предполагает несколько уровней сложности:

1. Курсанты приступают к работе над ситуацией только после предварительного изучения сведений, фактов, статей, законов и других материалов.

2. Анализ ситуации проводится без предварительной подготовки, но все необходимые сведения можно получить в аудитории.

3. Анализ проводится без подготовки и источников.

После изучения ситуации курсанты в подгруппах по 3-5 человек анализируют информацию, вырабатывают план действий и принимают проекты управленческих решений. Необходимо учитывать, что при моделировании реальных ситуаций следует избегать излишней детализации, т. к. это может привести к усложнению общих принципов решения профессиональных задач и дополнительным затратам времени на обучение. Ситуация должна быть типичной, для того чтобы сформированный навык можно было бы широко использовать на практике. Поэтому вопросы типологизации моделей имеют не-

маловажное значение в моделировании.

Помимо разработанных вариантов вопросов-заданий, к каждой конкретной ситуации весьма полезно использовать следующие приемы и способы предъявления ситуации:

• видеозапись с места пожара или какого-либо реального события;

• киноэпизоды художественных и документальных фильмов; магнитофонные записи бесед, интервью, обсуждений, докладов, речей и т.п.;

• фотодокументы;

• схемы, бланки унифицированных служебных документов, писем, отчетов, докладных записок, приказов, директив, инструкций, рекомендаций, положений, планов и др.

Подобные материалы являются реальными сюжетами, наиболее близко соответствующими тематике рассматриваемых ситуаций, поэтому они с интересом воспринимаются курсантами и в большей степени влияют на мотивацию к выполнению заданий, чем просто серия вопросов.

Таким образом, на формирование профессионально-правовой компетентности будущего специалиста пожарной безопасности в наибольшей степени влияют активные методы обучения, помогающие сформировать компетенции, которыми должен овладеть будущий специалист. Совокупность общекультурных и профессиональных компетенций обеспечивает правовую компетентность, является фактором высокой результативности его труда в рамках нормативно-правовых требований и является условием успешной адаптации специалиста в профессии пожарно-спасательного профиля.

Библиографический список

1. Гузанов, Б.Н. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения компетентностных задач [Текст] / Б.Н. Гузанов, Е.И. Пустовалова / / Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 9 -С.66-78.

2. Гузанов, Б.Н. Развитие креативных способностей курсантов специального вуза при решении практико-ориентированных задач [Электронный ресурс] / Б.Н. Гузанов, А.А. Карапузиков // Новые образовательные технологии в вузе: материалы X Международной научно-метод. конф. - Екатеринбург, 2012. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/26727

0

X

.

го

1

с

СО

О ф

у £

^ т

^ О

3-х

ф -й

о го

о Ф

15

I- со

ф к

I- ^ Ф X С ф

§ю

* 2 о т со О

° 5

со О

С 2

О *

X -О

.0 X

с; со

го ^

р

О ф О Ш Ф о -8-1 ° о с ГО

ф X ^ ^

X |-

го о со о О X

аи ^ го

Р

о ф вш

3. Дзюбенко, О.Л. Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного вуза [Электронный ресурс] / О.Л. Дзюбенко, А.О. Коженков // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». - 2012. - № 7. - Режим доступа: http://psychology. snauka.ru/2012/07/942

4. Концепция кадровой политики МЧС Росси на период до 2020 года [Текст].

5. Коровин, В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении [Текст]: монография / В.М. Коровин. - Воронеж: ВИРЭ, 1999. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Королькова, С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении [Текст] / С.А Ко-ролькова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - Сер. 6. - Вып. 11. - 2009. - С. 29-33.

7. Кулепанов, А.Н. Новое направление в обучении специалистов в области расследования пожаров [Текст] / А.Н. Кулепанов, Е.Ю. Полищук, И.А. Ефимов // Пожаровзрывобезопасность. - 2015. -№ 3(78). - С. 37-39.

8. Мокроусова, О.А. Организационные формы подготовки курсантов к надзорно-профилактической деятельности [Текст] / О.А. Мокроусова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - Вып. 2, ч. 2. - С. 206-213.

9. Пуганов, М.В. Формирование правовой культуры будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Пуганов. - Шуя, 2011. - 23 с.

10. Пустовалова, Е.И. Развитие профессионально значимых качеств специалистов ГПС МЧС России на основе интерактивных методов обучения [Текст] / Е.И. Пустовалова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3(78). - С. 116-122.

References

1. Guzanov B.N., Pustovalova E.I. Practice-oriented approach in training of specialists of EMERCOM of Russia in the study of special disciplines on the basis of competence-based tasks. Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2014. № 9. P. 66-78. [in Russian].

2. Guzanov B.N., Karapuzikov A.A. Development of creative abilities of the special students of the University in the solution of practice-oriented problems. New educational technologies in higher education: materials of X international scientific-methodical conference. Ekaterinburg, 2012. Available at: http://hdl.handle. net/10995/26727 [in Russian].

3. Dzyubenko O.L., Kosenkov A.O. Application of virtual simulators in training of cadets of military higher educational establishment. Psikhologia, sotsiologia i pedagogika, 2012. № 7. Available at: http:// psychology.snauka.ru/2012/07/942 [in Russian].

4. The concept of personnel policy of EMERCOM Rossi on the period 2020. [in Russian].

5. Korovin V.M. Basic principles, methods andforms of training of cadets in higher military educational institution. Voronezh: VIRA, 1999. P. 224. [in Russian].

6. Korolkova S.A. Competence approach in vocational training. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2009. Series of 6. Vol.11. P. 29-33. [in Russian].

7. Kulipanov A.N., Polishchuk E.Y., Efimov A.I. A new direction in the training of specialists in the field of fire investigations. Pozharovzryvobezopasnost, 2015. № 3 (78) P. 37-39. [in Russian].

8. Mokrousova O.A. Organizational forms of preparation of students to Supervisory-preventive activity. Theory and practice of vocational education: pedagogical search. Ed. by G. D. Buharova. Ekaterinburg: Izd-vo ROS. GOS. prof.-PED. Universiteta, 2003. Vol. 2, part 2. P. 206-213. [in Russian].

9. Puganov M.V. Formation of legal culture of future specialists of state fire service of EMERCOM of Russia: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Shuya, 2011. P. 23. [in Russian].

10. Pustovalova E.I. Development of professionally important qualities of specialists of EMERCOM of Russia on the basis of interactive methods of teaching. Izvestiya Uralskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2010. № 3 (78) P. 116-122. [in Russian].

Сведения об авторах: Гузанов Борис Николаевич,

доктор технических наук, профессор, заведующий, кафедра металлургии, сварочного производства и методики

профессионального обучения, Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. Е-тай: guzanov_bn@mail.ru

Information about the authors: Guzanov Boris Nikolaevich,

Doctor of Sciences (Engineering), Academic Title of Professor, Head, Department of Materiology, Technologies of the Control over Mechanical Engineering and Techniques of Vocational Training, Russian State Vocational Pedagogical University,

Yekaterinburg, Russia. E-mail: guzanov_bn@mail.ru

Пустовалова Екатерина Игоревна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра организации надзорной деятельности, Уральский институт ГПС МЧС России,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: ek_pustovalowa@mail.ru.

Pustovalowa Ekaterina Igorevna,

Candidate of Sciences (Education), Senior lecturer, Lieutenant Colonel of Internal Service, Ural Institute of State Fire Service of the Ministry for Emergency Situations of the Russian Federation, Yekaterinburg, Russia. E-mail: ek_pustovalowa@mail.ru

Выгузова Евгения Вячеславовна,

старший преподаватель, кафедра расследования пожаров,

Уральский институт ГПС МЧС России,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: e.wigusova@mail.ru

Vyguzova Evgenija Viacheslavovna,

Senior lecturer, Lieutenant Colonel

of Internal Service,

Ural Institute of State Fire Service

of the Ministry for Emergency Situations

of the Russian Federation,

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: e.wigusova@mail.ru

0

X

er го

1 [=

со

О Ф

у £

s m

¡32 s О ^Х ф -Û

о го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.