Научная статья на тему 'Модель командира младшего начальствующего состава вуза МЧС России'

Модель командира младшего начальствующего состава вуза МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший начальствующий состав / младшие командиры / модель младшего командира / компетенции / профессионально-важные качества / younger commanding structure / junior commanders / model of the junior commander / competence / professional and important qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Людмила Владимировна, Евдокимов Андрей Сергеевич, Константинова Алина Станиславовна

Рассмотрены основные задачи, выполняемые младшим командиром учебной группы вуза МЧС России, а также требования, предъявляемые к кандидату на должность младшего начальствующего состава. Предложена модель командира младшего начальствующего состава, включающая в себя профессионально-важные качества, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, организационно-управленческие и психологопедагогические компетенции, согласованные с компетенциями офицера-выпускника вуза по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Людмила Владимировна, Евдокимов Андрей Сергеевич, Константинова Алина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE COMMANDER OF THE YOUNGER COMMANDING STRUCTURE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF EMERCOM OF RUSSIA

In article the main objectives which are carried out by the junior commander of educational group of higher education institution of EMERCOM of Russia and also requirements imposed to the candidate for a position of the younger commanding structure which performance will provide successful performance of these tasks are considered. The model of the commander of the younger commanding structure including the professional and important qualities, common cultural, the all-professional, professional, organizational and administrative and psychology and pedagogical competences coordinated with competences of the officer-university graduate according to federal state educational standard of specialty 20.05.01 «Fire safety» is offered.

Текст научной работы на тему «Модель командира младшего начальствующего состава вуза МЧС России»

МОДЕЛЬ КОМАНДИРА МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ВУЗА МЧС РОССИИ

Л.В. Медведева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; А.С. Евдокимов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. А.С. Константинова.

ФГКУ «8 отряд ФПС по Санкт-Петербургу»

Рассмотрены основные задачи, выполняемые младшим командиром учебной группы вуза МЧС России, а также требования, предъявляемые к кандидату на должность младшего начальствующего состава. Предложена модель командира младшего начальствующего состава, включающая в себя профессионально-важные качества, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, организационно-управленческие и психолого-педагогические компетенции, согласованные с компетенциями офицера-выпускника вуза по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность».

Ключевые слова: младший начальствующий состав, младшие командиры, модель младшего командира, компетенции, профессионально-важные качества

MODEL OF THE COMMANDER OF THE YOUNGER COMMANDING STRUCTURE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF EMERCOM OF RUSSIA

L.V. Medvedeva; A.S. Evdokimov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. A.S. Konstantinova.

State-owned federal state institution «8th group of a federal fire service of Saint-Petersburg»

In article the main objectives which are carried out by the junior commander of educational group of higher education institution of EMERCOM of Russia and also requirements imposed to the candidate for a position of the younger commanding structure which performance will provide successful performance of these tasks are considered. The model of the commander of the younger commanding structure including the professional and important qualities, common cultural, the all-professional, professional, organizational and administrative and psychology and pedagogical competences coordinated with competences of the officer-university graduate according to federal state educational standard of specialty 20.05.01 «Fire safety» is offered.

Keywords: younger commanding structure, junior commanders, model of the junior commander, competence, professional and important qualities

Перечень задач, выполняемых в ходе служебной деятельности командирами групп и командирами отделений (младшими командирами) учебных курсантских подразделений вуза МЧС России можно условно разделить на следующие категории:

- организация учебной деятельности подчиненного курсантского подразделения;

- проведение воспитательной работы в подразделении;

- осуществление взаимодействия с руководством вуза - информирование подчиненных, доведение распоряжений и приказов и т.п.;

- организация и контроль служебной деятельности - выполнение поставленных задач, поддержание дисциплины и т.п.;

- привлечение подчиненных к культурно-массовой и спортивной деятельности, обеспечение условий для ее осуществления;

- психологическая работа в подразделении - создание и поддержание благоприятного морального климата в подразделении, предотвращение конфликтных ситуаций и т.д.

Для успешного выполнения данного комплекса задач кандидат должен обладать определенными личными качествами, которые по степени развития можно разделить на три подсистемы [1]:

- качества, присущие кандидату, и достаточно развитые у него до поступления в вуз;

- качества, развитие которых имеет высокую вероятность по причине имеющихся у кандидата личных склонностей, задатков и опыта;

- качества, наличие которых у кандидата маловероятно и работа по развитию этих качеств должна осуществляться в образовательном процессе вуза.

Системные компоненты модели младшего командира младшего начальствующего состава (МНС) и системные компоненты модели офицера-выпускника вуза должны быть согласованы и находиться в гармоничной дополнительности, так как командир группы (отделения) в образовательном процессе вуза является таким же курсантом, как и его подчиненные, и совместно с командирской деятельностью обязан овладеть компетенциями образовательной программы по направлению подготовки (специальности) [2, 3].

Для выявления потенциально успешных управленцев в числе поступающих в вуз в период абитуриентских сборов офицерами факультета проводится наблюдение за поведением абитуриентов. Потенциальным кандидатам в МНС выдают поручения, ставят задачи с целью выявления следующих умений:

- планировать собственную работу и четко следовать намеченной программе действий;

- устанавливать причинно-следственные закономерности событий и явлений, делать правильные выводы из допущенных ошибок;

- выстраивать рациональную последовательность действий для достижения необходимого результата;

- проявлять психологическую устойчивость в стрессовых и проблемных ситуациях;

- принимать самостоятельные решения, осознавая ответственность за их результаты;

- логично и грамотно обосновать свое мнение.

Вместе с тем офицерами-воспитателями отслеживаются следующие личные проявления:

- направленности на максимальное развитие во всех сферах деятельности;

- адаптивности в изменяющейся обстановке;

- обоснованной независимости в поведении, самодостаточности;

- развитой коммуникативности, конфликтоустойчивости, выдержки и т.д.

Перечисленные умения и личные качества кандидата являются базовыми системными

компонентами успешной командирской деятельности, одновременно с которой командир группы (отделения) должен в полном объеме овладеть компетенциями образовательной программы подготовки специалиста, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) пожарно-технического профиля.

Таким образом, модель командира МНС, по существу, является системным образованием, включающим в себя в качестве системных компонентов компетенции выпускника вуза по профилю подготовки (специальности), системы компетенций по категориям деятельности командира МНС и профессионально-важные качества (ПВК), требуемые для успешного решения задач учебной и служебной деятельностей [2-4].

На рисунке представлена разработанная модель командира МНС в вузе МЧС России, которая включает в себя в качестве системных блоков:

- общекультурные компетенции выпускника вуза (ОК-1...ОК-9);

- общекультурные компетенции командира МНС (ОК-Ю...ОК-13);

- общепрофессиональные компетенции выпускника вуза (ОПК-1...ОПК-3);

- организационно-управленческие компетенции командира МНС (ОУК-1...ОУК-7);

- психолого-педагогические компетенции командира МНС (ППК-1...ППК-7);

- профессиональные компетенции выпускника вуза (ПК-1...ПК-68);

- профессиональные компетенции командира МНС (ПК-69...ПК-73);

- профессионально-специализированные компетенции командира МНС (ПСК-1...ПСК-3);

- профессионально-важные качества командира МНС (ПВК-1...ПВК-16).

Компетенции выпускника вуза (ОК-1...ОК-9; ОПК-1...ОПК-3; ПК-1...ПК-68)

перечислены в ФГОС ВО по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (специалитет) [5].

ОК командира МНС дополняют стандартные ОК и включают в себя [5, 6]:

- патриотизм, уважительное отношение к традициям русского офицерского корпуса и МЧС России (ОК-10);

- грамотное построение речи (как устной, так и письменной) (ОК-11);

- стремление к совершенствованию своей физической формы, умение грамотно применять методы физической культуры (ОК-12);

- стремление к самосовершенствованию (умственному, профессиональному, морально-нравственному), к развитию в сфере своей специальности, повышению мастерства (ОК-13).

ОК являются образцами деятельности, овладение которыми обусловливает развитие интеллектуальных способностей, креативности, ментальной сферы личности, формирование патриотизма, нравственно-ценностных ориентаций, культуры общения, культуры речи, физической культуры и профессиональной культуры, методологической и профессиональной рефлексии.

Рис. Модель командира МНС в вузе МЧС России

Категория ОУК отражает потенциал исполняющего обязанности МНС к руководящей деятельности: планированию работы подчиненных, грамотному распределению задач между имеющимися людскими ресурсами, мониторингу выполнения поставленных задач, анализу соотношения достигнутых результатов и затраченных ресурсов (временных, трудовых, материальных) и т.д. Данные компетенции подлежат развитию на базе имеющихся у кандидата задатков в процессе практической работы с личным составом [3].

К ОУК командира МНС относятся следующие умения:

- осуществлять планирование своей работы, а также производить анализ и оценку достигнутых результатов (ОУК-1);

- осуществлять планирование работы подчиненной учебой группы (отделения) (ОУК-2);

- грамотно распределять задачи между курсантами подчиненного подразделения, четко и однозначно доводить их до исполнителей, проконтролировать ход исполнения (ОУК-3);

- максимально целесообразно и эффективно распределять имеющиеся ресурсы (временные, трудовые, людские, материальные и т.д.) для достижения цели (ОУК-4);

- оптимальной организации коллективной деятельности группы (отделения) (ОУК-5);

- принять правильное решение в нестандартной ситуации при нехватке времени и информации (ОУК-6).

Вместе с тем значимость приобретают лидерские качества, умение быть требовательным по отношению к личному составу учебной группы (отделения) (ОУК-7).

Работа с людьми требует наличия у кандидата на должность МНС определенных ППК, которые развиваются в процессе работы с подчиненными под руководством офицерского состава. К ППК командира МНС относятся:

- знание основ военной психологии и педагогики и умение реализовывать знания в практической работе (ППК-1);

- умение найти индивидуальный подход к каждому курсанту подразделения, грамотно используя знания о его чертах характера и личных особенностях (ППК-2);

- умение сохранять контроль над проявлением эмоций при работе с подчиненными (ППК-3);

- умение применять изученные методы воспитания в практической работе с личным составом (ППК-4);

- умение развить у курсантов подразделения мотивацию к совершенствованию своих знаний, умений и навыков (ППК-5);

- умение осуществлять мониторинг уровня развития каждого курсанта подразделения (умственного, физического, психологического) (ППК-6);

- способность к саморефлексии собственной психолого-педагогической работы в подразделении (ППК-7).

Более специфической категорией компетенций являются ПК младшего командира вуза МЧС России. Они в подавляющем большинстве случаев подлежат выработке и развитию непосредственно в ходе подготовки МНС - вероятность наличия таких качеств у абитуриентов сравнительно невелика. Эта категория компетенций отражает способность кандидата к выполнению должностных обязанностей командира МНС с соблюдением требований штабной культуры вуза МЧС России. К ПК младшего командира относятся:

- психологическая готовность в полной мере отвечать за действия подчиненного личного состава (ПК-69);

- наличие собственной точки зрения, умение грамотно ее аргументировать, самостоятельность в решениях и ответственность за их последствия (ПК-70);

- умелое сочетание субординации, неукоснительного подчинения командирам и начальникам и проявления собственной инициативы в тех случаях, когда это может способствовать рационализации выполнения задачи (ПК-71);

- умение выделить суть получаемой задачи, понять роль и место своего подразделения в выполнении общей задачи вышестоящим подразделением (курс, факультет, университет), стремление к добросовестному выполнению своей задачи (ПК-72);

- адаптивность, умение в короткие сроки приспосабливаться к складывающейся ситуации и принимать правильные решения при недостатке времени и сведений (ПК-73).

Еще более высокую степень специфичности имеет категория ПСК командира МНС. Они так же должны развиваться непосредственно силами вуза МЧС России. Данные компетенции включают в себя следующие прикладные навыки младшего командира:

- умение использовать нормативно-правовую базу университета и министерства в служебной деятельности (ПСК-1);

- навыки строевой подготовки (выполнение строевых приемов, управление строем) (ПСК-2);

- навыки составления служебных документов (ПСК-3).

Основой для компетенций выступают определенные личностные качества кандидата на должность МНС - черты характера, способствующие успешному выполнению должностного регламента командира МНС (профессионально важные качества или ПВК). Данные качества являются необходимыми для выполнения следующих задач повседневной служебной деятельности младшего командира [3, 4, 7]:

- выполнение приказов вышестоящего руководства как самостоятельно, так и с привлечением подчиненного личного состава - исполнительность, ответственность, инициативность;

- руководство повседневной деятельностью подчиненного личного состава -организованность, дисциплинированность;

- психологическая работа в подразделении, поддержание оптимального морально-психологического климата - справедливость, внимательность;

- индивидуальная работа с подчиненными - коммуникабельность, выдержка;

- воспитательная работа в подразделении, выработка у подчиненных правильных ценностных ориентаций, идеалов, развитие верности традициям МЧС России - патриотизм, требовательность;

- поддержание строгой дисциплины в подразделении - дисциплинированность, требовательность, решительность;

- педагогическая деятельность в пределах подчиненного подразделения, побуждение подчиненных к повышению своего профессионального и общекультурного уровня -требовательность, интеллект;

- саморазвитие в профессиональном, культурном, физическом, нравственном, общеобразовательном плане - целеустремленность, самостоятельность, интеллект.

Повышенная нагрузка на кандидата на должность МНС в период подготовки и дальнейшей учебы в вузе актуализирует как процедуры отбора кандидатов из числа абитуриентов, так и методики их осуществления. Значительный объем учебной и служебной нагрузки младшего командира требует от него высокой работоспособности, стрессоустойчивости и целеустремленности - младший командир должен осознавать важность своей роли в связи между рядовыми курсантами и офицерским составом и стремиться к максимально качественному выполнению возложенных на него задач [2, 7].

В заключении следует отметить, что системные компоненты разработанной модели командира МНС являются, по существу, ожидаемыми результатами подготовки МНС в вузе МЧС России, в достижении которых интегрируется требуемый личный уровень подготовленности кандидата к выполнению задач, предусмотренных должностным регламентом МНС.

Литература

1. Боровых A.C., Чейда И.И. Формирование у курсантов профессионально значимых качеств личности. Иваново: ИПТУ МВД России, 1998.

2. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.

3. Евтихов О.В., Жильцов А.В. Профессионально-управленческая компетентность и проблема лидерства младших командиров учебных групп образовательных организаций МВД России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 4 (29). С. 87-92.

4. Варламов А.С. Методологические аспекты развития профессиональных компетенций у курсантов военного вуза // Фундаментальная и прикладная наука: сб. конф. Челябинск, 2015. С. 63-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ МЧС России от 6 марта 2006 г. № 136. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета): Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 авг. 2015 г. № 851. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Солоницын В.А. Компетентностный подход и качество образовательного процесса в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). С. 12-18.

References

1. Borovyh A.C., Chejda I.I. Formirovanie u kursantov professional'no znachimyh kachestv lichnosti. Ivanovo: IPTU MVD Rossii, 1998.

2. Voennaya pedagogika / pod red. O.Yu. Efremova. SPb.: Piter, 2008.

3. Evtihov O.V., Zhil'cov A.V. Professional'no-upravlencheskaya kompetentnost' i problema liderstva mladshih komandirov uchebnyh grupp obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 4 (29). S. 87-92.

4. Varlamov A.S. Metodologicheskie aspekty razvitiya professional'nyh kompetencij u kursantov voennogo vuza // Fundamental'naya i prikladnaya nauka: sb. konf. Chelyabinsk, 2015. S. 63-66.

5. Kodeks chesti sotrudnika sistemy Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij: Prikaz MCHS Rossii ot 6 marta 2006 g. № 136. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 20.05.01 «Pozharnaya bezopasnost'» (uroven' specialiteta): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 17 avg. 2015 g. № 851. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. Solonicyn V.A. Kompetentnostnyj podhod i kachestvo obrazovatel'nogo processa v vuze // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2013. № 1 (2). S. 12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.