Научная статья на тему 'Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена'

Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
754
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СТРУКТУРА ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мигунова Ю. С.

Статья посвящена вопросу построения взаимоотношений курсантов института МЧС с младшими командирами своих подразделений. В данной работе мы рассматриваем, каким образом удовлетворенность отношениями курсантов с командирами своих отделений зависит от совпадения их взглядов на модели поведения, характерные для них. Были проанализированы взгляды младших командиров и подчиненных курсантов на профессионально важные качества сотрудников ГПС МЧС, реальные и идеальные модели межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена»

УДК 316.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КУРСАНТАМИ ИНСТИТУТА МЧС И КОМАНДИРАМИ МЛАДШЕГО ЗВЕНА

© 2014 Ю. С. Мигунова

преподаватель кафедры гражданской защиты и управления в чрезвычайных ситуациях e-mail: sttassiya@rambler.ru

Ивановский институт

Государственной противопожарной службы МЧС России

Статья посвящена вопросу построения взаимоотношений курсантов института МЧС с младшими командирами своих подразделений. В данной работе мы рассматриваем, каким образом удовлетворенность отношениями курсантов с командирами своих отделений зависит от совпадения их взглядов на модели поведения, характерные для них. Были проанализированы взгляды младших командиров и подчиненных курсантов на профессионально важные качества сотрудников ГПС МЧС, реальные и идеальные модели межличностных отношений.

Ключевые слова: взаимоотношения, структура интерперсональных отношений, удовлетворенность, психологический комфорт, профессионально важные качества

Формирование отношений в учебных коллективах МЧС России проявляется как социально-психологический феномен и имеет свои особенности и содержание. Эти особенности предполагают системное исследование и требуют раскрытия основных составляющих феномена взаимоотношений: эмоционально-чувственную, когнитивную и поведенческую. Социальная когниция выполняет функцию схематизации объектов социального окружения индивида, тем самым облегчая их восприятие. В данном случае когнитивная функция заключается в предугадывании и предположении социальнопсихологических отношений значимых других. В процессе перцепции происходит не просто восприятие других людей, но и возникновение определенных эмоций, которые выступают регулятором формирующихся взаимоотношений. И наконец, поведенческий аспект отношений выражает степень готовности субъектов к взаимодействию. Этот аспект находит свое выражение в процессе общения и совместной деятельности. Все эти три сферы наглядно можно увидеть на примере взаимоотношений в курсантском коллективе, где постоянное взаимодействие являет собой непременное условие службы, работы и жизни в строгих рамках военнообязанного коллектива и условиях казарменного нахождения.

В данном исследовании большее внимание будет уделено когнитивной и поведенческой составляющим межличностных отношений младших командиров и курсантов института МЧС России.

Мы сделали предположение, что степень удовлетворенности курсантов аспектами учебно-служебной деятельности зависит от совпадения их взглядов на модели поведения в рамках подразделения МЧС России со взглядами командиров младшего звена. Понятие удовлетворенности курсантов мы рассматриваем в рамках следующих аспектов:

• удовлетворенность межличностными отношениями с командирами отделений;

• удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе;

• удовлетворенность своим официальным статусом;

• желание в дальнейшем занимать командирскую должность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Мы изучали, насколько совпадает реальная модель поведения командиров отделений и командиров учебных групп с видением данной модели подчиненными курсантами. И предположили, что совпадение этих моделей может положительно влиять на межличностные отношения между командирами и подчиненными, а также оказывать влияние на чувство удовлетворенности курсантов учебно-служебной обстановкой в целом. В основном исследуемая модель поведения касалась служебной деятельности.

В работе был широко использован метод анкетирования, где было предложено оценить командирам и курсантам свои профессионально важные качества, ответить на ряд вопросов о качестве выполняемых младшими командирами своих должностных обязанностей. Также в анкету был включен опросник Т. Лири для исследования межличностных отношений.

Исследование проводилось среди курсантов первого, третьего и пятого курсов Ивановского института ГПС МЧС России. Общая численность выборки 470 человек, из них 105 являются командирами отделений и заместителями командиров учебных групп и 365 - рядовыми курсантами.

Структуру интерперсональных отношений мы исследовали с помощью методики Т. Лири. Данные исследования показали, что удовлетворенность отношениями курсантов со своими командирами отделений выше, если их взгляды на модель межличностных отношений совпадают по шкалам авторитаризма (г=0.198, при p < 0.05), дружелюбия (г=0.214, при p < 0.05) и альтруистической направленности командиров (г=0.214, при p < 0.05). То есть если самооценка командиров и их оценка со стороны курсантов совпадают по данным направленностям, то можно судить, во-первых, об адекватности полученных оценок, во вторых, о том, что именно эти направленности межличностного поведения играют важную роль в удовлетворенности отношениями курсантов с непосредственными командирами. Рядовые курсанты чувствуют себя более уверенно, если их младшие командиры обладают высокой активностью, выраженной мотивацией достижения (что в данном случае подразумевается под авторитарным поведением), стремлением и возможностью вести за собой, и одновременно - склонностью к сотрудничеству, общительностью, высокой ответственностью по отношению к подчиненным. Если младшие командиры не проявляют достаточной авторитарной позиции, а подчиненные считают ее необходимой, то авторитет командиров несколько снижается. Курсанты начинают подвергать сомнению командирские решения и приказы, считая, что на их месте они могли бы предпринять более компетентные действия в вопросах управления и принятия решения (г=0.230, при p < 0.05).

Если младшие командиры считают, что у них ярко выраженная авторитарная (г=0.199, при p < 0.05) и одновременно дружелюбная направленность (г=0.202, при p < 0.05) межличностных отношений и их подчиненные курсанты согласны с этим, то последние с большей вероятностью будут удовлетворены своим статусом рядовых курсантов. В таком случае курсанты реже испытывают чувство зависти к людям в отделении, которые встали на должности младших командиров, и чаще находят положительные моменты в своем статусе рядового курсанта.

Совпадение взглядов на наличие альтруистической направленности в отношениях младших командиров с рядовыми курсантами, играет важную роль в ощущении психологического комфорта в коллективе (г=0.236, при p < 0.05). Если командиры отделений способны проявлять внимание и доброжелательность к подчиненным, то психологическая атмосфера подразделения оценивается последними как более положительная. Также наличие альтруистической направленности командиров способствует увеличению числа союзников среди курсантов в собственном

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Мигунова Ю. С. Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС

и командирами младшего звена

отделении (r=0.202, при p < 0.05). Курсанты с большим желанием будут рассказывать такому командиру о происходящих событиях внутри учебной группы и доводить до их сведения о неподобающем поведении своих сокурсников.

Большинство курсантов в будущем хотят занимать должность, связанную с командованием людьми. Данное исследование также обнаружило связь данного желания курсантов с особенностями межличностных отношений их командиров отделений. Курсанты более уверены в своем желании, если их командиры отделений не склонны к излишней конфликтности, критичности по отношению к окружающим, неконформности и враждебности в поведении. То есть при совпадении отрицательного отношения на наличие подозрительности в поведении командиров курсанты проявляют больший настрой на командирскую деятельность в будущем (r=0.328, при p < 0.01).

Теперь обратим внимание, каким образом совпадение взглядов курсантов и командиров отделений на то, какая направленность межперсональных отношений должна быть приоритетной у предполагаемых «идеальных» командиров, влияет на удовлетворенность взаимоотношениями и учебно-служебной обстановкой коллектива.

Курсанты ощущают больший психологический комфорт на службе, если обнаруживается совпадение их мнений с мнением командиров отделений на необходимость наличия сотрудничающего-конвенционального типа межличностных отношений (r=0.306, при p < 0.01), который проявляется в дружелюбии, конформности и стремлении быть в согласии с мнением окружающих.

Курсанты чаще заводят дружеские отношения с командирами, которые, так же как и они, отрицательно относятся к наличию подозрительности (r=0.213, при p < 0.05) и зависимости (r=0.194, при p < 0.05) в отношениях с окружающими. Также авторитет у тех командиров выше, которые согласны с мнением курсантов о необходимости уметь подчиняться в условиях служебной деятельности (r=0.193, при p < 0.05) и при всем при этом обладать авторитарной направленностью (r=0.249, при p < 0.05). Подчиненные меньше противятся приказам и распоряжениям тех командиров, которые показывают пример своего подчинения вышестоящему начальству. Таким образом, в связи со спецификой служебных отношений, важным моментом в структуре

интерперсональных отношений младших командиров является наличие разных по вектору тенденций авторитарной направленности и направленности подчинения.

Нашим следующим шагом в работе было определение зависимости отношения курсантов к аспектам жизнедеятельности своего подразделения в зависимости от соотношения профессионально важных качеств командиров с точки зрения их самих и восприятия этих же качеств подчиненными курсантами. Этот пункт нам оказался важен при исследовании поведенческого аспекта отношений. Поведение является внешним воплощением социальнопсихологических качеств личности, в том числе и профессиональных качеств.

Мы определили круг профессионально важных и одобряемых коллективом качеств (ПВК), наличие которых приветствуется у курсантов и особенно у младших командиров. Список качеств мы получили при помощи пилотажного исследования среди учащихся института МЧС и обобщили их в 20 позиций в соответствии с уже имеющимися требованиями к личности курсанта в рамках его психологического портрета (табл.).

Проведем сначала общий анализ полученных данных. В анкетном опросе мы дали возможность младшим командирам и курсантам оценить как свои ПВК, так и ПВК друг друга и вышестоящего руководства (командиров курса). Это дает нам возможность, во-первых, разобраться в адекватности самооценок, во-вторых, через взаимооценки проследить взаимоотношения внутри подразделения. Это представляется возможным, так как оценки являются субъективными.

Сравним средние оценки по ПВК младших командиров с точки зрения их самих и подразделения в целом (рис. 1). На графике видно, что сержанты свои профессиональные

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

качества оценивают гораздо выше, чем их оценивает коллектив. Судя по результатам, они более всего завышают себе оценки по следующим качествам: умение увлечь людей; увлеченность работой; интерес к личности подчиненного; умение «держать» внимание аудитории; способность создавать благоприятную атмосферу в коллективе. В основном это качества, наличие которых помогает налаживать взаимодействие с подчиненными. Большинство сержантов ошибочно считают, что они на данный момент способны выстраивать конструктивные взаимоотношения в своем подразделении.

ряд 1 - средние оценки ПВК младших командиров с точки зрения их подразделения; ряд 2 - средние оценки ПВК младших командиров с точки зрения их самих

Рис. 1. Сравнение средних оценок ПВК младших командиров с точки зрения их самих и

восприятия подчиненных

На рисунке показано, каким образом младшие командиры оценивают себя, свое подразделение и командиров курса по выраженности профессионально важных качеств. В большинстве случаев видно, что младшие командиры оценивают себя намного выше своих подчиненных и ниже своих командиров. Это говорит о том, что они стараются больше приблизиться до уровня командования курса и больше отстраниться от курсантов. Данный факт говорит о неустойчивом положении сержантов в структуре подразделения курса, подчеркивая их статус как переходного звена. Причем, с одной стороны, им далеко до позиции офицеров, а с другой стороны, рядовые курсанты уже не воспринимают их как «своих».

Можно отметить, что ПВК офицеров сержанты оценивали на ряд выше своих, и тем более ПВК курсантов. Тем не менее сержанты отмечают, что три из перечисленных качества у них выражены больше, чем у самих командиров. Это объективность к подчиненным, способность отстаивания интересов коллектива и интерес к личности подчиненного. Таким образом, они предполагают, что, являясь непосредственным «начальством» курсантов, они обязаны интересоваться проблемами подчиненных и оказывать им регулярную поддержку. Но чаще всего младшие командиры стараются войти в положение подчиненных курсантов, только чтобы не оказаться в позиции изолянта в своем коллективе. Этими действиями они заслуживают одобрения командиров курса и доверие подчиненных курсантов. Сержанты понимают, что они должны стараться угодить обеим сторонам, чтобы не остаться без поддержки и не лишиться своей должности. Находясь в таком «тесном» положении, младшие командиры отмечают, что они чаще могут себе позволить уклоняться от следования уставу, чем «обычные» курсанты. Это предположение дает им псевдосвободу.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Мигунова Ю. С. Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС

и командирами младшего звена

Рис. 2. Сравнение средних оценок ПВК подчиненных курсантских подразделений, командиров курса и младших командиров с точки зрения последних

Далее мы посмотрели, насколько мнение курсантов и мнение младших командиров совпадает относительно наличия указанных социально-психологических качеств у последних, и провели корреляцию полученных результатов с показателями удовлетворенности подчиненных курсантов.

Взаимосвязь четырех аспектов удовлетворенности курсантов на службе с уровнем совпадения их взглядов на наличие ПВК у младших командиров с самооценкой ПВК последних (по коэффициенту корреляции Пирсона)

№п\п Удовлетворенность курсантов отношениями с командирами отделения Удовлетворенность курсантов тсихологической атмосферой в коллективе Удовлетворенность курсантов своим зфициальным статусом Выраженность желания курсантов в дальнейшем заним. должность, связ. с командованием

1. Чувство ответственности за работу коллектива ,358** ,115 ,077 ,149

2. Умение объективно оценить возможности подчиненного ,186 ,288* ,110 ,062

3 Требовательность ,457** ,179 ,092 ,244*

4. Способность отстаивания интересов коллектива ,208 ,000 ,114 ж ,282

5. Умение увлечь людей ,409** ,102 ,147 ,107

6. Увлеченность работой ,276* ,191 ,122 ,252*

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

7. Интерес к личности подчиненного, поддержка в трудных ситуациях ,288* ,299* -,056 ,313**

8. Профессиональная грамотность ,274* ,136 ,048 ,153

9. Высокий уровень управленческих способностей ,346** ,109 ,080 ,117

10. Умение «держать» внимание аудитории ,230* ,195 ,006 ,215

11. Авторитет в коллективе ,252* -,045 ,015 ,109

12. Личная организованность и высокий самоконтроль своего поведения ,168 ,041 ,120 ,137

13. Умение создавать благоприятную атмосферу в коллективе ,236* ,181 ,183 ,003

14. Культурность, тактичность ,293* ,154 ,079 ,108

15. Грамотная речь ,281* ,140 ,084 ,277*

16. Творческая активность ,247* ,057 ,157 -,041

17. Жесткое и беспрекословное следование уставу ,228* ,000 ,081 ,031

18. Подтянутость и хорошая спортивная и строевая подготовка ,171 ,166 ,054 ,193

19. Непосредственное участие в жизни курса (самодеятельность, конкурсы, тренировки и т.п.) ,088 ,064 -,027 ,022

20. Жесткое и беспрекословное следование своим принципам ,190 ,198 ,078 ,020

Выяснилось, что для курсантов большую роль в построении благоприятных отношений с командирами своих отделений играет уровень соответствия модели ПВК младших командиров с восприятием ее со стороны подчиненных. Из данных таблицы можно сделать вывод, что курсантский состав достаточно требовательно относится к наличию ПВК у своих командиров. Наиболее значимыми для них оказалось наличие следующих качеств: чувство ответственности за работу коллектива; требовательность; умение увлечь людей; увлеченность работой; наличие интереса к личности подчиненного; высокий уровень управленческих способностей; умение «держать внимание аудитории»; культурность, тактичность. Причем наличие данных качеств сказывается не только на взаимоотношение в рамках диады «начальник-подчиненный», но и на признании командира отделения достойным своей должности.

Также можно отметить, что курсанты чаще не согласны с действиями младших командиров и отмечают, что «могли бы сделать и лучше в данной ситуации», если командиры не принимают должного участия в жизнедеятельности подразделения (г=0.231 при p < 0.05). Отсутствие достаточного времени, проведенного вместе, ведет к дефициту общения между сержантами и рядовыми, что в свою очередь приводит к отсутствию информированности курсантов о намерениях в деятельности и истинных отношениях младших командиров к ним. Это положение приводит к непониманию принимаемых решений командирами и желанию курсантов поступить иначе.

Также совпадение взглядов курсантов и командиров отделений на наличие определенных ПВК у последних может оказывать непосредственное влияние на психологический комфорт подчиненных курсантов в коллективе (см. табл.). В данном случае важную роль играют такие качества, как умение объективно оценить возможности подчиненного, интерес к личности подчиненного и оказание поддержки в трудных ситуациях. То есть курсант чувствует себя в подразделении более уверенно и спокойно, когда командир способен поручать им задания в соответствии с их знаниями и опытом, а в случае затруднений может поддержать и подсказать наилучший вариант действий.

Таким образом, правильный выбор курсанта на должность командира курса является важным моментом в жизнедеятельности всего подразделения. Как показывает практика, от примера и действий командиров отделения зависит не только удовлетворенность курсантов собственно межличностными отношениями с командирами, но также психологический комфорт в процессе их служебно-учебной деятельности и желание в дальнейшем, поступив на работу в различные учреждения, занимать должность, связанную с командованием людьми. Курсанты, наблюдая в процессе служебно-учебной деятельности за работой младших командиров, делают

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Мигунова Ю. С. Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС

и командирами младшего звена

выводы по поводу того, хотели бы они быть на их месте. Если командиры успешно справляются со своими обязанностями, вероятность того, что подчиненный курсант в будущем будет занимать командующую должность, увеличивается. Корреляционный анализ показал взаимосвязь данного желания курсантов с позицией курсантов и младших командиров по вопросу выраженности у последних следующих профессионально важных качеств: требовательности; способности к отстаиванию интересов коллектива; увлеченности работой; интереса к личности подчиненного и умения поддержать его в трудных ситуациях; грамотной речи. Таким образом, в данном вопросе для рядовых курсантов решающими факторами в поведении сержантов будет являться умение взаимодействовать с коллективом, грамотность и заинтересованность своей деятельностью.

Корреляционный анализ также показал, что удовлетворенность курсантов своим официальным статусом не связана с наличием или отсутствием определенных профессиональных качеств у командиров их отделений.

В исследовании профессионально важных качеств командиров также не было обнаружено совпадения взглядов курсантов и младших командиров на наличие у последних следующих особенностей: личная организованность и высокий

самоконтроль поведения; хорошая физическая и строевая подготовка;

непосредственное участие в жизнедеятельности курса. Причем большинство командиров отмечали у себя хорошо выраженные физические данные и способность к самоконтролю, тогда как подчиненные курсанты не отмечали наличия у них выраженности данных качеств.

В свою очередь, исследование показало, что курсантам важно, чтобы младшие командиры признавали у них наличие профессиональной грамотности (г=0.229, при p < 0.05), требовательности к себе и окружающим (г=0.204, при p < 0.05), способности выполнять все требования устава службы (г=0.233, при p < 0.05), хорошей физической и строевой подготовки (г=0.252, при p < 0.01) и умения следовать своим принципам в личных вопросах и в вопросах учебно-служебной деятельности (г=0.244, при p < 0.05). Одобрение младших командиров по данным пунктам также оказывает благоприятное действие на удовлетворенность курсантов межличностными отношениями с командирами и на их удовлетворенность своим статусом и психологической атмосферой в целом.

Таким образом, наша гипотеза о зависимости степени удовлетворенности курсантов аспектами учебно-служебной деятельности и совпадения их взглядов на модели поведения с взглядами командиров младшего звена подтвердилась. Чем больше «точек соприкосновения» обнаруживается у участников взаимоотношений, тем чаще эти взаимоотношения удовлетворяют потребности обе стороны взаимоотношений; существеннее повышается эффективность взаимодействия коллектива как служебной единицы; выше эффективность коллектива как учебной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.