Е.И. Мещерякова,
доктор педагогических наук
И.С. Яурова,
Воронежский экономикоправовой институт
Д.Н. Булгаков,
Воронежское военнотехническое училище Федеральной Службы Охраны
О КРЕАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Креативная система обучения любой юридической дисциплине главной своей характеристикой должна иметь направленность на образование креативной личности, обладающей необходимым уровнем общей и правовой культуры, культуры профессиональной и самостоятельной деятельности, сформировавшимся правовым мировоззрением, а в условиях информатизации образования и развитие способностей работы в информационно-правовом пространстве со специфическими — нормативно-правовыми — информационными потоками.
По своему содержанию креативная система обучения конкретной юридической дисциплине — это гибкая интегрированная система, представляющая совокупность взаимодействующих и иерархически упорядоченных элементов, варьирование которыми в соответствии с установленными критериями позволяет изменить структуру системы соответственно изменяющимся целям и условиям функционирования системы, что достигается посредством изменения приоритетов, или акцентов. Мы предлагаем использовать для обучения юридическим дисциплинам креативноакцентные системы обучения. Термин «креативно-акцентная» применительно к системе обучения позволяет закрепить содержательную и формальную характеристики системы. По содержанию креативная — это система обучения, основанная на творчестве и развивающая творчество, если под творчеством понимать высшую форму активности и самостоятельности деятельности человека. Оформление креативной системы — это внешнее выражение содержания, а также определение внутреннего строения, структуры, определяющие порядок ее функционирования. Одним из элементов формальной стороны гибкой интегрированной системы обучения и может стать выделение акцентов, то есть подчеркивание, выделение различными способами наиболее важного и существенного.
Исходя из единства содержания и формы, можно следующим образом определить креативно-акцентную систему обучения: это гибкая интегрированная система, представленная как совокупность определенным образом упорядоченных последовательно применяемых технологий, систем организационных и процедурных компонент обучения и контроля, методов управления процессом обучения, которые обеспечивают достижение заданного результата изучения конкретной юридической дисциплины, а также развитие творческих личностных и профессионально-деловых качеств будущих специалистов, формирование культуры их самостоятельной деятельности.
Ведущим и определяющим в креативноакцентных системах обучения будущих специа-листов-юристов должен быть, по нашему мнению, мировоззренческий акцент. Дело в том, что в процессе получения юридического образования необходимо сформировать особое — правовое — мировоззрение специалиста в области юриспруденции. Правовое мировоззрение (по типологии А.А.Касьяна — это «частичное» мировоззрение [1, с. 13]) определяется как особая форма правового индивидуального и общественного мировоззренческого сознания. Основы формирования правового мировоззрения будущих юристов заложены в трудах С.С.Алексеева. Развивая взгляды виднейшего российского правоведа, мы рассматриваем процесс обучения как процесс формирования индивидуального мировоззрения будущего специалиста в контексте общественного мировоззрения. При этом исходим из следующего: правовое общественное мировоззрение формируется под влиянием того неоспоримого обстоятельства, что право и государство в процессе своего функционирования находятся в сложном взаимодействии и во взаимной зависимости, в которых выделяются две стороны: во-первых, зависимость права от государства, следствием которой становится представление права в каче-
стве государственно-официального, публичного явления; во-вторых, зависимость государства от права, проявляющаяся в том, что государство не может выполнять свои функции без общеобязательных юридических норм. Правовое общественное мировоззрение на определенном этапе исторического развития — это среда, в которой формируется индивидуальное правовое мировоззрение, ведь, как и мировоззрение любого типа, правовое мировоззрение должно включать в себя основное мировоззренческое отношение, то есть отношение человека и мира. Рассматривая общественное мировоззрение в качестве определяющего, преподаватель осуществляет формирование индивидуального мировоззрения будущего специалиста-юриста, подчиняя достижению этой цели применяемую систему обучения, стремясь при этом обеспечить разумную «достаточность» мировоззренческой составляющей.
Формирование правового мировоззрения будущего специалиста в период обучения в образовательном учреждении неразрывно связано с процессом становления его правовой культуры, которая развивается в русле формирования мировоззрения. Ведь если индивидуальное правовое мировоззрение представлено отношением человека к окружающей его правовой действительности, основанным на понимании взаимодействия государства и права и представленным в его жизненной позиции, убеждениях, ценностных ориентациях и принципах деятельности, то культура — это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысление своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.
Итак, в креативной системе обучения мировоззренческий акцент является ведущим, определяющим, а культуротворческих акцентов может быть несколько: акцент на формирование культуры творческого освоения материала изучаемой дисциплины, «вхождения» в правовую среду, определяемую конкретной отраслью права; акцент на культуру правотворческой деятельности, определивший появление и развитие изучаемой отрасли права; акцент на культуру самостоятельной деятельности, связанный с автономностью изучающей конкретную юридическую дисциплину личности. Важным условием, обеспечивающим гибкость системы в процессе интеграции отдельных технологий, становится необходимость реализовать включенность отрасли (или подотрасли) права в систему российского (а возможно и международного) права. Это — еще один важный акцент, характеризующий креативно-акцентную систему обучения.
Проведенное исследование показало, что акценты в креативной системе обучения выстраиваются в определенную иерархическую структу-
ру: первый уровень — мировоззренческий акцент; второй уровень — культуротворческие акценты; третий уровень — акценты, определяемые спецификой изучения конкретной юридической дисциплины и необходимостью обеспечить ее включенность в систему учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.
В процессе проектирования креативноакцентных систем обучения различным юридическим дисциплинам акценты первого и второго уровней могут быть одинаковыми, а вот акценты третьего уровня должны существенно различаться соответственно различиям преподаваемых дисциплин и тех методических приемов, которые использует преподаватель-разработчик или преподаватель, использующий разработанную систему.
Основными структурными элементами проектируемой креативно-акцентной системы обучения должны стать следующие: планируемый результат, являющийся системообразующим фактором для всего технологического процесса и увязывающий в единое целое все элементы технологической цепочки; общая цель и локальные цели отдельных технологий, которые априорно предопределяют и закрепляют планируемый результат; принципы, которые определяют механизмы достижения поставленных целей и обеспечивают планируемый результат; структура системы, образующие ее элементы и способы их объединения и сочетания, способные обеспечить стабильность параметров системы; закладываемые на этапе проектирования качественные (а возможно — и количественные) параметры и показатели системы, которые должны последовательно достигаться в процессе продвижения по технологической цепочке.
Проектирование креативно-акцентной системы обучения должно основываться на определенных принципах — дидактических, технологических, управленческих. Структурирующие элементы такой системы разрабатываются как самостоятельные технологии, но с учетом их последующего объединения в систему, обеспечивающего достижение в процессе ее применения единой цели и заданного результата. Алгоритм проектирования креативно-акцентной системы обучения конкретной юридической дисциплине включает определенные этапы, представленные схемой 1.
г
1 этап. Исходя из содержания, определенного учебным планом и программой изучения дисциплины, определяются цели и результаты обучения — общие для применения системы технологий и локальные — для каждой из них. При установлении целей и определении результатов учитываются акценты первого и второго уровней.
2 этап. В соответствии с системой целей и результатов подбираются технологии, способные обеспечить их достижение. При этом выбор технологии подчиняется установленным акцентам третьего уровня, а возможно — подбираемым и конкретизируемым акцентам следующих уровней, которые преподаватель сочтет существенными для обучения конкретной юридической дисциплине. Среди таких целей он может определить: формирование глубоких устойчивых знаний установленного уровня, соответствующих ему умений и навыков; развитие способностей научно-исследовательской работы по тематике изучаемой дисциплины; расширение «информационного пространства» изучаемой дисциплины за счет развития дополнительных способностей поиска и обработки информации, выходящей за пределы программы курса; развитие личной активности в обучении и др.
3 этап. Разработка базовой, синхронных и асинхронных технологий, образующих креативноакцентную систему обучения. Этот этап разворачивается в следующих шагах: 1) организация учебного, нормативно-правового, справочного и иного необходимого для изучения дисциплины материала; 2) выбор форм организации процесса обучения, в том числе аудиторного и внеаудиторного; 3) выбор методов обучения, среди которых выделяются традиционные и инновационные; 4) выбор средств обучения, в системе которых особое место занимают компьютеры.
Схема 1. Алгоритм проектирования креативно-акцентной системы обучения юридической дисциплине
Базовой технологией в креативноакцентных системах обучения юридическим дисциплинам является традиционная технология поэтапного представления учебного материала на аудиторных занятиях в соответствии с тематическим планом изучения дисциплины. В зависимости от целей, которые ставятся традиционной технологией, и особенностей преподаваемой юридической дисциплины, в рамках такой технологии могут применяться различные формы обучения и контроля, однако связка «лекция — семинар» для традиционной технологии является стержневой, базовой.
Включение в креативно-акцентную систему нетрадиционных технологий может осуществляться посредством построения как синхронных, так и асинхронных систем обучения и контроля. При этом синхронные технологии включаются в единую систему как ее элементы, применяемые по отношению ко всем изучающим конкретную дисциплину. Асинхронные технологии представлены элементами системы, проектируемыми для работы с отдельными категориями изучающих дисциплину. В соответствии с такими категориями могут выделяться студенты, курсанты, слушатели, которые стремятся познать конкрет-
ную дисциплину лучше, чем остальные, а также и те, кто по разным причинам испытывает особые сложности в процессе изучения.
Основные характеристики креативно-
акцентной системы обучения приведем на примере системы обучения финансовому праву, которая разработана и используется нами в Воронежском институте МВД России [2, с.64-109]. Следуя алгоритму построения системы, прежде всего, определяем акценты в креативной системе обучения финансовому праву Мировоззренческий акцент (акцент первого уровня): составляющей правового мировоззрения будущего специалиста — юриста органов внутренних дел, должны стать его убеждения и жизненная позиция, основанные на понимании значимости финансово-правового регулирования социальноэкономических отношений и направленные на защиту финансовых интересов государства от противоправных посягательств. Акценты второго уровня (культуротворческие): акцент на культуру правотворческой деятельности, определившей развитие российского финансового права в последние годы; акцент на вхождение в правовую среду, определяемую финансово-правовыми
нормами; акцент на культуру самостоятельной
деятельности, связанной с освоением финансовоправовых регуляторов поведения государства; акцент на осмысление неотделимости деятельности сотрудников органов внутренних дел от финансовых интересов государства. На третий уровень помещаем акценты, связанные со спецификой обучения финансовому праву и необходимостью обеспечить его включенность в систему дисциплин, предусмотренных учебным планом: акцент на обоснование основных категорий финансового права в связи с категориями, изучавшимися в курсах «Теория государства и права», «История государства и права России» и др.; акцент на обособление предмета и метода финансово-правового регулирования, изучение финансового права как особенной отрасли публичного права; акцент на специфические особенности финансово-правовых знаний, умений анализировать отдельные финансово-правовые институты, навыков осуществлять определенные действия с нормативно-правовыми актами в процессе принятия решений в конкретных ситуациях.
После того, как определены акценты, осуществляется адаптация рабочей программы изучения финансового права к условиям креативноакцентной системы обучения. Важнейшее требование в работе над программой — обеспечение соответствия ее положений требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, в соответствии с которыми установлены цели и задачи изучения дисциплины. Своеобразный стержень, на котором базируется традиционная технология и вокруг которого строятся синхронные и асинхронные технологии — тематическое планирование.
Для технологий, которые включены в креативно-акцентную систему, формулируются общие цели, достижению которых они подчинены: формирование правового мировоззрения, составляющей которого становится понимание значимости финансово-правового регулирования государством социально-экономических отношений, включающее и защиту финансовых интересов государства сотрудниками правоохранительных органов от противоправных посягательств; осознанное вхождение в правовую среду, определяемую финансово-правовыми нормами, понимание культуры правотворческой деятельности, определившей развитие российского финансового права; формирование культуры самостоятельной деятельности, связанной с освоением финансовоправовых регуляторов поведения государства; развитие креативных способностей курсантов в процессе приобретения ими специфических финансово-правовых знаний, умений анализировать отдельные финансово-правовые институты, навыков осуществлять определенные действия с нормативно-правовыми актами в процессе принятия решений в конкретных ситуациях.
Далее осуществляем подбор технологий, объединяемых в креативно-акцентную систему обучения финансовому праву. Базовая — традиционная технология поэтапного представления учебного материала на лекциях и семинарских занятиях — помимо указанных общих целей направлена и на достижение специфической цели: обеспечить включенность отдельных технологий в единую технологическую схему и возможности управления учебной деятельностью посредством распределения управленческого воздействия между отдельными технологиями в соответствии с установленными критериями оптимизации процесса обучения. Среди методов проведения лекционных занятий особое значение для креативно-акцентных систем обучения имеют информационно-развивающие и проблемно-
исследовательские методы, способствующие развитию творческих способностей курсантов, а для проведения семинарских занятий мы варьируем репродуктивные, творчески-
репродуктивные и исследовательские методы. Семинарские занятия проводились по тем же 10 темам, по которым представлен лекционный материал. Дополнительное двухчасовое практическое занятие использовано для проведения рубежного контроля.
Помимо традиционной, в креативноакцентную систему обучения финансовому праву включены синхронные и асинхронные технологии. Синхронные технологии: технология рейтингового контроля качества знаний, умений, навыков (локальная цель — реализация основных функций контроля — информационной, обучающей, стимулирующей, воспитательной); технология организации самостоятельной деятельности курсантов с применением электронного учебника (локальные цели — приобретение курсантами навыков работы с электронными базами данных, систематизированными в соответствии с установленными критериями; формирование культуры самостоятельной деятельности в информационной обучающей среде); технология управления внеаудиторной самостоятельной деятельностью по изучению учебной, нормативной, справочной литературы (локальная цель — развитие навыков самостоятельной работы со специфическими источниками — финансовоправовыми нормативными актами и учебной, справочной литературой по финансовому праву); технология активизации творческого мышления в процессе участия в ситуационной игре «Бюджетный процесс» (локальная цель — вырабатывание профессиональных умений в выполнении определенных действий субъектами бюджетного процесса, а также развитие мышления, способностей анализировать правоприменительные ситуации и принимать обоснованные решения); кейс-технология (локальную цель — мотивировать творческий поиск решений, основанных на
знаниях нормативных документов, в конкретных правоприменительных ситуациях, отличающихся некоторым драматизмом).
В работе с курсантами, уже накопившими к третьему курсу навыки исследовательской работы и стремящимися к более глубокому пониманию проблем финансово-правового регулирования, нами использованы асинхронные технологии: организация самостоятельной работы на
спецсеминарах (локальная цель — развитие творческих исследовательских способностей курсантов в процессе самостоятельной и коллективной работы над актуальной проблемой государственного финансово-правового регулирования; технология расширений предметно-
информационной среды (представление возможностей работы с материалами фондовых лекций и возможностей работы с компьютерными программами, содержащими материалы по достаточно узким вопросам отдельных финансовоправовых институтов). Локальная цель этой технологии — представление заинтересованным курсантам возможностей получения дополнительной информации по отдельным направлениям финансово-правового регулирования, изучаемым в различных темах дисциплины. В систему обучения мы включили и технологию работы со слабоуспевающими и неуспевающими курсантами. Вряд ли можно с уверенностью утверждать, что такая технология способна развивать креативные способности личности, а потому мы рассматриваем ее в качестве элемента, дополняющего креативно-акцентную систему обучения. Локальная цель технологии работы со слабоуспевающими и неуспевающими курсантами — оказать помощь в понимании того, что оказалось недоступным на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной деятельности.
Результативность креативно-акцентной системы определится в зависимости от того, насколько успешно используются в процессе ее проектирования и применения в учебном процессе преимущества такой системы обучения, а также от того, как осуществляется управление учебной и познавательной деятельностью курсантов и слушателей, формированием культуры их самостоятельной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Касьян А. А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография / А.А. Касьян. — Н.Новгород: НГПУ, 1996. — 184 с.
2. Мещерякова Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России / Е.И. Мещерякова. — Воронеж: ВИ МВД России, 2002. — 139 с.