Научная статья на тему 'О креативном обучении юридическим дисциплинам'

О креативном обучении юридическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Яуроваи Ирина Сергеевнаи, Бугаков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О креативном обучении юридическим дисциплинам»

Е.И. Мещерякова,

доктор педагогических наук

И.С. Яурова,

Воронежский экономикоправовой институт

Д.Н. Булгаков,

Воронежское военнотехническое училище Федеральной Службы Охраны

О КРЕАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Креативная система обучения любой юридической дисциплине главной своей характеристикой должна иметь направленность на образование креативной личности, обладающей необходимым уровнем общей и правовой культуры, культуры профессиональной и самостоятельной деятельности, сформировавшимся правовым мировоззрением, а в условиях информатизации образования и развитие способностей работы в информационно-правовом пространстве со специфическими — нормативно-правовыми — информационными потоками.

По своему содержанию креативная система обучения конкретной юридической дисциплине — это гибкая интегрированная система, представляющая совокупность взаимодействующих и иерархически упорядоченных элементов, варьирование которыми в соответствии с установленными критериями позволяет изменить структуру системы соответственно изменяющимся целям и условиям функционирования системы, что достигается посредством изменения приоритетов, или акцентов. Мы предлагаем использовать для обучения юридическим дисциплинам креативноакцентные системы обучения. Термин «креативно-акцентная» применительно к системе обучения позволяет закрепить содержательную и формальную характеристики системы. По содержанию креативная — это система обучения, основанная на творчестве и развивающая творчество, если под творчеством понимать высшую форму активности и самостоятельности деятельности человека. Оформление креативной системы — это внешнее выражение содержания, а также определение внутреннего строения, структуры, определяющие порядок ее функционирования. Одним из элементов формальной стороны гибкой интегрированной системы обучения и может стать выделение акцентов, то есть подчеркивание, выделение различными способами наиболее важного и существенного.

Исходя из единства содержания и формы, можно следующим образом определить креативно-акцентную систему обучения: это гибкая интегрированная система, представленная как совокупность определенным образом упорядоченных последовательно применяемых технологий, систем организационных и процедурных компонент обучения и контроля, методов управления процессом обучения, которые обеспечивают достижение заданного результата изучения конкретной юридической дисциплины, а также развитие творческих личностных и профессионально-деловых качеств будущих специалистов, формирование культуры их самостоятельной деятельности.

Ведущим и определяющим в креативноакцентных системах обучения будущих специа-листов-юристов должен быть, по нашему мнению, мировоззренческий акцент. Дело в том, что в процессе получения юридического образования необходимо сформировать особое — правовое — мировоззрение специалиста в области юриспруденции. Правовое мировоззрение (по типологии А.А.Касьяна — это «частичное» мировоззрение [1, с. 13]) определяется как особая форма правового индивидуального и общественного мировоззренческого сознания. Основы формирования правового мировоззрения будущих юристов заложены в трудах С.С.Алексеева. Развивая взгляды виднейшего российского правоведа, мы рассматриваем процесс обучения как процесс формирования индивидуального мировоззрения будущего специалиста в контексте общественного мировоззрения. При этом исходим из следующего: правовое общественное мировоззрение формируется под влиянием того неоспоримого обстоятельства, что право и государство в процессе своего функционирования находятся в сложном взаимодействии и во взаимной зависимости, в которых выделяются две стороны: во-первых, зависимость права от государства, следствием которой становится представление права в каче-

стве государственно-официального, публичного явления; во-вторых, зависимость государства от права, проявляющаяся в том, что государство не может выполнять свои функции без общеобязательных юридических норм. Правовое общественное мировоззрение на определенном этапе исторического развития — это среда, в которой формируется индивидуальное правовое мировоззрение, ведь, как и мировоззрение любого типа, правовое мировоззрение должно включать в себя основное мировоззренческое отношение, то есть отношение человека и мира. Рассматривая общественное мировоззрение в качестве определяющего, преподаватель осуществляет формирование индивидуального мировоззрения будущего специалиста-юриста, подчиняя достижению этой цели применяемую систему обучения, стремясь при этом обеспечить разумную «достаточность» мировоззренческой составляющей.

Формирование правового мировоззрения будущего специалиста в период обучения в образовательном учреждении неразрывно связано с процессом становления его правовой культуры, которая развивается в русле формирования мировоззрения. Ведь если индивидуальное правовое мировоззрение представлено отношением человека к окружающей его правовой действительности, основанным на понимании взаимодействия государства и права и представленным в его жизненной позиции, убеждениях, ценностных ориентациях и принципах деятельности, то культура — это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысление своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.

Итак, в креативной системе обучения мировоззренческий акцент является ведущим, определяющим, а культуротворческих акцентов может быть несколько: акцент на формирование культуры творческого освоения материала изучаемой дисциплины, «вхождения» в правовую среду, определяемую конкретной отраслью права; акцент на культуру правотворческой деятельности, определивший появление и развитие изучаемой отрасли права; акцент на культуру самостоятельной деятельности, связанный с автономностью изучающей конкретную юридическую дисциплину личности. Важным условием, обеспечивающим гибкость системы в процессе интеграции отдельных технологий, становится необходимость реализовать включенность отрасли (или подотрасли) права в систему российского (а возможно и международного) права. Это — еще один важный акцент, характеризующий креативно-акцентную систему обучения.

Проведенное исследование показало, что акценты в креативной системе обучения выстраиваются в определенную иерархическую структу-

ру: первый уровень — мировоззренческий акцент; второй уровень — культуротворческие акценты; третий уровень — акценты, определяемые спецификой изучения конкретной юридической дисциплины и необходимостью обеспечить ее включенность в систему учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.

В процессе проектирования креативноакцентных систем обучения различным юридическим дисциплинам акценты первого и второго уровней могут быть одинаковыми, а вот акценты третьего уровня должны существенно различаться соответственно различиям преподаваемых дисциплин и тех методических приемов, которые использует преподаватель-разработчик или преподаватель, использующий разработанную систему.

Основными структурными элементами проектируемой креативно-акцентной системы обучения должны стать следующие: планируемый результат, являющийся системообразующим фактором для всего технологического процесса и увязывающий в единое целое все элементы технологической цепочки; общая цель и локальные цели отдельных технологий, которые априорно предопределяют и закрепляют планируемый результат; принципы, которые определяют механизмы достижения поставленных целей и обеспечивают планируемый результат; структура системы, образующие ее элементы и способы их объединения и сочетания, способные обеспечить стабильность параметров системы; закладываемые на этапе проектирования качественные (а возможно — и количественные) параметры и показатели системы, которые должны последовательно достигаться в процессе продвижения по технологической цепочке.

Проектирование креативно-акцентной системы обучения должно основываться на определенных принципах — дидактических, технологических, управленческих. Структурирующие элементы такой системы разрабатываются как самостоятельные технологии, но с учетом их последующего объединения в систему, обеспечивающего достижение в процессе ее применения единой цели и заданного результата. Алгоритм проектирования креативно-акцентной системы обучения конкретной юридической дисциплине включает определенные этапы, представленные схемой 1.

г

1 этап. Исходя из содержания, определенного учебным планом и программой изучения дисциплины, определяются цели и результаты обучения — общие для применения системы технологий и локальные — для каждой из них. При установлении целей и определении результатов учитываются акценты первого и второго уровней.

2 этап. В соответствии с системой целей и результатов подбираются технологии, способные обеспечить их достижение. При этом выбор технологии подчиняется установленным акцентам третьего уровня, а возможно — подбираемым и конкретизируемым акцентам следующих уровней, которые преподаватель сочтет существенными для обучения конкретной юридической дисциплине. Среди таких целей он может определить: формирование глубоких устойчивых знаний установленного уровня, соответствующих ему умений и навыков; развитие способностей научно-исследовательской работы по тематике изучаемой дисциплины; расширение «информационного пространства» изучаемой дисциплины за счет развития дополнительных способностей поиска и обработки информации, выходящей за пределы программы курса; развитие личной активности в обучении и др.

3 этап. Разработка базовой, синхронных и асинхронных технологий, образующих креативноакцентную систему обучения. Этот этап разворачивается в следующих шагах: 1) организация учебного, нормативно-правового, справочного и иного необходимого для изучения дисциплины материала; 2) выбор форм организации процесса обучения, в том числе аудиторного и внеаудиторного; 3) выбор методов обучения, среди которых выделяются традиционные и инновационные; 4) выбор средств обучения, в системе которых особое место занимают компьютеры.

Схема 1. Алгоритм проектирования креативно-акцентной системы обучения юридической дисциплине

Базовой технологией в креативноакцентных системах обучения юридическим дисциплинам является традиционная технология поэтапного представления учебного материала на аудиторных занятиях в соответствии с тематическим планом изучения дисциплины. В зависимости от целей, которые ставятся традиционной технологией, и особенностей преподаваемой юридической дисциплины, в рамках такой технологии могут применяться различные формы обучения и контроля, однако связка «лекция — семинар» для традиционной технологии является стержневой, базовой.

Включение в креативно-акцентную систему нетрадиционных технологий может осуществляться посредством построения как синхронных, так и асинхронных систем обучения и контроля. При этом синхронные технологии включаются в единую систему как ее элементы, применяемые по отношению ко всем изучающим конкретную дисциплину. Асинхронные технологии представлены элементами системы, проектируемыми для работы с отдельными категориями изучающих дисциплину. В соответствии с такими категориями могут выделяться студенты, курсанты, слушатели, которые стремятся познать конкрет-

ную дисциплину лучше, чем остальные, а также и те, кто по разным причинам испытывает особые сложности в процессе изучения.

Основные характеристики креативно-

акцентной системы обучения приведем на примере системы обучения финансовому праву, которая разработана и используется нами в Воронежском институте МВД России [2, с.64-109]. Следуя алгоритму построения системы, прежде всего, определяем акценты в креативной системе обучения финансовому праву Мировоззренческий акцент (акцент первого уровня): составляющей правового мировоззрения будущего специалиста — юриста органов внутренних дел, должны стать его убеждения и жизненная позиция, основанные на понимании значимости финансово-правового регулирования социальноэкономических отношений и направленные на защиту финансовых интересов государства от противоправных посягательств. Акценты второго уровня (культуротворческие): акцент на культуру правотворческой деятельности, определившей развитие российского финансового права в последние годы; акцент на вхождение в правовую среду, определяемую финансово-правовыми

нормами; акцент на культуру самостоятельной

деятельности, связанной с освоением финансовоправовых регуляторов поведения государства; акцент на осмысление неотделимости деятельности сотрудников органов внутренних дел от финансовых интересов государства. На третий уровень помещаем акценты, связанные со спецификой обучения финансовому праву и необходимостью обеспечить его включенность в систему дисциплин, предусмотренных учебным планом: акцент на обоснование основных категорий финансового права в связи с категориями, изучавшимися в курсах «Теория государства и права», «История государства и права России» и др.; акцент на обособление предмета и метода финансово-правового регулирования, изучение финансового права как особенной отрасли публичного права; акцент на специфические особенности финансово-правовых знаний, умений анализировать отдельные финансово-правовые институты, навыков осуществлять определенные действия с нормативно-правовыми актами в процессе принятия решений в конкретных ситуациях.

После того, как определены акценты, осуществляется адаптация рабочей программы изучения финансового права к условиям креативноакцентной системы обучения. Важнейшее требование в работе над программой — обеспечение соответствия ее положений требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, в соответствии с которыми установлены цели и задачи изучения дисциплины. Своеобразный стержень, на котором базируется традиционная технология и вокруг которого строятся синхронные и асинхронные технологии — тематическое планирование.

Для технологий, которые включены в креативно-акцентную систему, формулируются общие цели, достижению которых они подчинены: формирование правового мировоззрения, составляющей которого становится понимание значимости финансово-правового регулирования государством социально-экономических отношений, включающее и защиту финансовых интересов государства сотрудниками правоохранительных органов от противоправных посягательств; осознанное вхождение в правовую среду, определяемую финансово-правовыми нормами, понимание культуры правотворческой деятельности, определившей развитие российского финансового права; формирование культуры самостоятельной деятельности, связанной с освоением финансовоправовых регуляторов поведения государства; развитие креативных способностей курсантов в процессе приобретения ими специфических финансово-правовых знаний, умений анализировать отдельные финансово-правовые институты, навыков осуществлять определенные действия с нормативно-правовыми актами в процессе принятия решений в конкретных ситуациях.

Далее осуществляем подбор технологий, объединяемых в креативно-акцентную систему обучения финансовому праву. Базовая — традиционная технология поэтапного представления учебного материала на лекциях и семинарских занятиях — помимо указанных общих целей направлена и на достижение специфической цели: обеспечить включенность отдельных технологий в единую технологическую схему и возможности управления учебной деятельностью посредством распределения управленческого воздействия между отдельными технологиями в соответствии с установленными критериями оптимизации процесса обучения. Среди методов проведения лекционных занятий особое значение для креативно-акцентных систем обучения имеют информационно-развивающие и проблемно-

исследовательские методы, способствующие развитию творческих способностей курсантов, а для проведения семинарских занятий мы варьируем репродуктивные, творчески-

репродуктивные и исследовательские методы. Семинарские занятия проводились по тем же 10 темам, по которым представлен лекционный материал. Дополнительное двухчасовое практическое занятие использовано для проведения рубежного контроля.

Помимо традиционной, в креативноакцентную систему обучения финансовому праву включены синхронные и асинхронные технологии. Синхронные технологии: технология рейтингового контроля качества знаний, умений, навыков (локальная цель — реализация основных функций контроля — информационной, обучающей, стимулирующей, воспитательной); технология организации самостоятельной деятельности курсантов с применением электронного учебника (локальные цели — приобретение курсантами навыков работы с электронными базами данных, систематизированными в соответствии с установленными критериями; формирование культуры самостоятельной деятельности в информационной обучающей среде); технология управления внеаудиторной самостоятельной деятельностью по изучению учебной, нормативной, справочной литературы (локальная цель — развитие навыков самостоятельной работы со специфическими источниками — финансовоправовыми нормативными актами и учебной, справочной литературой по финансовому праву); технология активизации творческого мышления в процессе участия в ситуационной игре «Бюджетный процесс» (локальная цель — вырабатывание профессиональных умений в выполнении определенных действий субъектами бюджетного процесса, а также развитие мышления, способностей анализировать правоприменительные ситуации и принимать обоснованные решения); кейс-технология (локальную цель — мотивировать творческий поиск решений, основанных на

знаниях нормативных документов, в конкретных правоприменительных ситуациях, отличающихся некоторым драматизмом).

В работе с курсантами, уже накопившими к третьему курсу навыки исследовательской работы и стремящимися к более глубокому пониманию проблем финансово-правового регулирования, нами использованы асинхронные технологии: организация самостоятельной работы на

спецсеминарах (локальная цель — развитие творческих исследовательских способностей курсантов в процессе самостоятельной и коллективной работы над актуальной проблемой государственного финансово-правового регулирования; технология расширений предметно-

информационной среды (представление возможностей работы с материалами фондовых лекций и возможностей работы с компьютерными программами, содержащими материалы по достаточно узким вопросам отдельных финансовоправовых институтов). Локальная цель этой технологии — представление заинтересованным курсантам возможностей получения дополнительной информации по отдельным направлениям финансово-правового регулирования, изучаемым в различных темах дисциплины. В систему обучения мы включили и технологию работы со слабоуспевающими и неуспевающими курсантами. Вряд ли можно с уверенностью утверждать, что такая технология способна развивать креативные способности личности, а потому мы рассматриваем ее в качестве элемента, дополняющего креативно-акцентную систему обучения. Локальная цель технологии работы со слабоуспевающими и неуспевающими курсантами — оказать помощь в понимании того, что оказалось недоступным на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной деятельности.

Результативность креативно-акцентной системы определится в зависимости от того, насколько успешно используются в процессе ее проектирования и применения в учебном процессе преимущества такой системы обучения, а также от того, как осуществляется управление учебной и познавательной деятельностью курсантов и слушателей, формированием культуры их самостоятельной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касьян А. А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография / А.А. Касьян. — Н.Новгород: НГПУ, 1996. — 184 с.

2. Мещерякова Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России / Е.И. Мещерякова. — Воронеж: ВИ МВД России, 2002. — 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.