Научная статья на тему 'Приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России'

Приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ДОМИНАНТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / WORLD-VIEW / PHILOSOPHIC ASPECT OF WORLDVIEW / LEGAL DOMINATING IDEA OF WORLD-VIEW / WORLD-VIEW EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Владимир Савельевич

Рассматриваются приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов, исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России, осуществляющих подготовку специалистов для правоохранительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России»

6. Для усиления тока необходимо дополнить принципиальную схему транзистором.

7. Фоторезистор, транзистор, лампочка, источник света, источник питания, провода, ключ, сосуд с исследуемой жидкостью. В соответствии с разработанной принципиальной схемой монтируется экспериментальная установка.

8. Техническое устройство соответствует требованиям безопасности человека и окружающей среды.

Такая организация работы студентов в практикуме по школьному физическому эксперименту позволяет им овладеть деятельностью по созданию технических устройств.

Второй этап методики реализуется на семинарских занятиях по теории и методике обучения физике, на которых будущий учитель учится проектировать и моделировать педагогическую деятельность, связанную с обучением школьников методу решения прикладных задач.

На этапе проектирования педагогической деятельности каждый студент обучается составлять прикладные задачи, решение которых возможно с применением знаний, полученных учащимися при изучении конкретной темы школьного курса физики, разрабатывать способы решения каждой задачи на основе обобщенного метода, составлять сценарий урока.

Далее реализуется этап моделирования педагогической деятельности. В его основе лежит концепция микрообучения, суть которой в том, что умения практической деятельности у начинающего учителя формируются не в результате полученной информации об этой деятельности, а в процессе непосредственного участия в ней студента. Обучение студентов организации деятельности школьников по решению прикладных задач должно происходить не сразу в ситуации настоящего учебного процесса, т.к. в противном случае не остается времени для коррекции. В рамках данного этапа на занятиях каждый студент «проигрывает» разработанную модель конкретного урока с применением дидактических средств со студентами-однокурсниками, которые выполняют роль учащихся.

Реализация описанной методики позволяет подготовить будущего учителя физики к организации деятельности школьников по решению любых прикладных задач на уроках физики и к разработке проектов, результатом вы-

полнения которых является создание новых технических устройств.

литература

1. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Ч. 1: Разработка уроков. М. : МПГУ, 2001. 236 с.

2. Стефанова Г.П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учашцхся при обучении физике : дис. ... д-ра пед. наук. Астрахань. 2002.

Analysis of methods of teaching pupils to use physics knowledge in practice

There are described the established methods of teaching pupils to use physics knowledge in practice. There are given the results of the stating experiment with pupils. There is suggested the methodology of training the teachers to form the skills to solve applied tasks on the basis of physics knowledge.

Key words: applied task, generalized method, practical orientation.

В.С. остАПЕШо (воронеж)

приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений мвд России

Рассматриваются приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов, исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России, осуществляющих подготовку специалистов для правоохранительной системы.

Ключевые слова: мировоззрение, философский аспект мировоззрения, правовая доминанта мировоззрения, мировоззренческое воспитание.

В документах МВД России, направленных на реформирование системы правоохранительных органов, особый упор делается на формирование у сотрудников основополагающих мировоззренческих ценностей: граждан-

© Остапенко В.С., 2010

ственности, государственности, патриотизма, верности присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности и нравственной чистоплотности, справедливости и неподкупности, объективности. В последние годы, когда ослабли государственные институты, проявились нестабильность, неопределенность во всех сферах общества и особенно в духовной, были ослаблены или даже утрачены эти фундаментальные мировоззренческие ценности, и, как следствие, расцвели коррупция, взяточничество, поборы, круговая порука, предательство интересов службы, пьянство и иные проявления девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов.

Важную роль в становлении личности будущего сотрудника правоохранительных органов, его мировоззрения играют образовательные учреждения МВД России, реализуя эту задачу через приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов, которые основываются на единстве процессов обучения и воспитания в ведомственных вузах и выражаются следующими основными положениями.

1. Важнейшим направлением формирования научного мировоззрения курсантов является усиление правовой доминанты в его развитии, которая реализуется при изучении и усвоении всей суммы правовых знаний, становлении убеждений, идеалов, принципов, ценностей в сфере права, необходимых будущему специалисту в правоохранительной деятельности, а также под воздействием условий службы, быта, основанных на строгом соблюдении законности и норм права в ведомственных образовательных учреждениях МВД России.

Фундаментальные знания юриста - это знания об основных закономерностях формирования современной системы права, ее механизмах, т. е. систематизированные и глубокие знания по теории права, важнейшим его отраслям. С этой точки зрения они, несомненно, по своей сути являются мировоззренческими, лежащими в основе мировоззрения сотрудника правоохранительных органов. Именно фундаментальными правовыми знаниями создаются основы профессионального образования, обеспечивающие всестороннее видение своей профессиональной деятельности, ее соответствия или несоответствия государственным интересам, они

развиваются и конкретизируются в процессе приобретения знаний специализированных, имеющих прикладной характер. Так, например, специальность «Юриспруденция» в образовательных учреждениях МВД России конкретизируется следующими специализациями: следственная, оперативно-розыскная, оперативно-экономическая, административноправовая, деятельность ГИБДД, экспертнокриминалистическая, экономико-правовая и др. Каждая из специализаций требует специальных знаний в конкретной отрасли права, которые формируются на основе общих для всех специализаций фундаментальных правовых знаний.

Правовая доминанта в формировании научного мировоззрения курсантов в период обучения в образовательных учреждениях МВД России неразрывно связана с процессом становления их правовой культуры, считает Ю.И. Дутов [3, с.9], которая развивается в русле формирования мировоззрения. Ведь если индивидуальное мировоззрение специалиста-юриста представлено отношением человека к окружающей его правовой действительности, основанным на понимании взаимодействия государства и права и представленным в его жизненной позиции, убеждениях, ценностных ориентациях и принципах деятельности, то культура - это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысления своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.

Итак, в системе обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России мировоззренческий акцент является ведущим, определяющим. Акценты в мировоззренческой системе обучения юридическим дисциплинам выстраиваются в определенную иерархическую структуру: первый уровень - мировоззренческий акцент; второй уровень - культуротворческие акценты; третий уровень - акценты, определяемые спецификой изучения конкретной юридической дисциплины и необходимостью обеспечить ее включенность в систему учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза МВД России.

2. Следующее направление - формирование философского аспекта научного мировоззрения, которое осуществляется в ходе усвоения курсантами философских знаний, становления философских взглядов, убеждений, цен-

ностей, идеалов, что составляет основу научного мировоззрения, и в этом их особая роль и значение в развитии его архитектоники. Мировоззрение нельзя механически заимствовать, оно не может быть навязано извне, т.к. вырабатывается самой личностью в процессе изучения всего комплекса учебных дисциплин, в особенности философских. Получая философские знания, курсант соотносит их с потребностями и интересами, осмысливает, оценивает, переживает. Знания, которые приобретают жизненную актуальность, внутренне принимаются курсантом, превращаются в жизненные установки, ориентации, убеждения, определяют его поведение и поступки. Философские знания лишь тогда становятся убеждениями, когда они не просто транслированы в сознание курсанта, а восприняты им как истинные, практически значимые для него, когда он овладел ими - включил их в свою точку зрения и они овладели им - стали регуляторами его поведения и поступков. Без эмоционального постижения мировоззренческие знания не могут стать основой духовного мира курсанта.

Эмоциональный фактор влияет на процесс усвоения философских знаний, формирования убеждений, принципов, ценностей, усиливая его емкость, устойчивость, целенаправленность. Это находит свое выражение в интеллектуальных чувствах, которые сопровождают процесс мыслительной деятельности: любознательности, любви к истине, правдивости, ожидании, волнении, восхищении остроумной мыслью и т.д. [4, с. 23]. Если рациональная сторона обучения направлена на овладение курсантами суммой мировоззренческих знаний, и в первую очередь философских, приобретение навыков применения их в предстоящей правоохранительной деятельности, то эмоциональная сторона имеет своей целью воспитание социальных чувств личности, усиление эффекта логических рассуждений, обогащение их образностью, включение в сферу личных переживаний. Все это в конечном итоге составляет основу философского аспекта научного мировоззрения курсантов, выражающегося как на обыденном, так и на теоретическом уровнях.

Философии принадлежит особая роль в формировании научного мировоззрения. Философия способна обеспечить единство и внутреннюю согласованность знаний и духовного мира личности. Но философское знание не является самоцелью в формировании мировоз-

зрения. Оно способствует становлению целостности мировоззрения, которая выражается через овладение «механизмом» взаимодействия всеобщего (философского), общего (общенаучного) и конкретного (специальнонаучного) знания [2, с.35].

3. Усиление мировоззренческого воспитания в вузах МВД России - важнейшее направление формирования научного мировоззрения курсантов. Воспитательная работа выступает фактором формирования научного мировоззрения - становление его основных содержательных аспектов (философского, правового, социально-политического, этического, эстетического), имманентных смысложизненных образований (мировоззренческих взглядов, убеждений, идеалов, ценностей) идет в результате комплексного применения основных направлений воспитательной работы (правового, нравственного, патриотического, профессионального, эстетического).

Воспитание в вузах МВД России имеет свои особенности, связанные со спецификой обучения, служебной деятельности, поэтому оно существенно отличается по целям и содержанию от воспитания других категорий граждан. Это необходимо учитывать при организации мировоззренческого воздействия на курсантов. Как показывает практика, мировоззренческое воспитание курсантов - сложный и многогранный процесс, которым занимаются начальники, педагоги, воспитатели; им приходится решать множество различных специфических педагогических задач. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо наличие у всех категорий воспитателей необходимых психолого-педагогических знаний, большого такта, широкой эрудиции, высокого уровня методической подготовки.

В различных аспектах особенности воспитательной работы, направленной на формирование духовного мира, мировоззрения курсантов, изучали ученые образовательных учреждений МВД России В.В. Анциферов, Н.М. Дудин, Ю.И. Дутов, В.М. Мельников, Н.И.Татаркина и др. Следует признать, что в рамках субординационного подхода, в целом характерного для работ указанных авторов, сложилось понимание сущности воспитания как субъектно-объектных отношений, где субъект оказывает на объект определенное воздействие с целью формирования мировоз-

зренческих взглядов, убеждений, ценностей, необходимых обществу, профессии. Такой подход в вузах МВД России частично оправдан, но вряд ли эффективен. При таком понимании мировоззренческого воспитания учет интересов личности, ее духовный мир, стремления, потребность в саморазвитии почти не учитываются.

Сущность воспитания как деятельности воспитателей по педагогизации среды, содействующей максимальному развитию личности, созданию условий для разностороннего развития и саморазвития человека, состоит в том, что субъект-объектные отношения трансформируются в субъект-субъектные [1, с. 43 -44]. Личность в рамках этого подхода определяется как центральное звено воспитательной работы по формированию научного мировоззрения. Можно выделить определенные специфические факторы и условия, способствующие мировоззренческому воспитанию курсантов в вузах МВД РФ.

Первый фактор. Наличие единого педагогического коллектива вуза, объединяющего постоянный и переменный составы, использование его возможностей для мировоззренческого воспитания курсантов. Благоприятные условия: единство целей воспитателей и воспитуемых; педагогическая сплоченность всего вузовского коллектива в достижении воспитательных целей; педагогическое взаимодействие всех его членов; педагогическая согласованность воспитательной деятельности в учебной и служебной сферах.

Второй фактор. Профессионально-

педагогическая подготовленность субъектов воспитательного процесса, включающая такие благоприятные условия, как педагогическая направленность, методологическая грамотность, педагогические умения, навыки, способности, организаторские способности и личностные качества, владение современными педагогическими технологиями.

Третий фактор. Организация педагогического взаимодействия начальников и курсантов, воспитателей и воспитуемых, направленного на мировоззренческое становление личности курсанта. Благоприятные условия: взаимная заинтересованность всех участников воспитательного процесса; сочетание различных активных форм и методов воспитания; создание позитивной воспитательной среды, основанной на взаимопонимании, взаимоуважении, сотрудничестве, умении находить компромиссы.

Деятельность каждого курсанта проходит в специфических условиях вуза МВД России. Под влиянием среды учебной группы (взвода), курса, факультета, вуза, организованного и целенаправленного учебновоспитательного процесса, взаимодействия с различными категориями воспитателей, другими обучающимися происходит изменение мировоззренческих взглядов, убеждений, ценностей курсанта, он приобретает определенные установки и направленность, вовлекается в различные виды деятельности, овладевает определенной системой работы над собой, т.е. его мировоззрение формирует он сам, воспитатели и среда. Система мировоззренческого воспитания курсантов включает в себя воспитание в ходе учебного процесса, служебной и внеслужебной деятельности, осуществляется разными формами и методами. В целом, как показывает практика, приоритетные направления формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России способствуют становлению и развитию личности будущих сотрудников правоохранительных органов, их духовного мира.

литература

1. Вульфов Б.З, Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : учеб. пособие. М. : Изд-во УРАО, 1997. 228 с.

2. Грачев В.Д. Стиль мышления и формальная логика // Философия права. 2008. № 2. С. 34 -39.

3. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2006. 26 с.

4. Каган В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М. : Высш. шк., 1987. 143 с.

Priority directions of scientific worldview formation at the students of the educational institutions of Ministry of the Interior of Russia

There are considered the priority directions of students’ scientific -world-view formation on the basis of the peculiarities of the educational process in the higher schools of Ministry of the Interior of Russia that train specialists for the law enforcement system.

Key words: world-view, philosophic aspect of worldview, legal dominating idea of world-view, world-view education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.