в получении квалифицированных специалистов. Четвертый уровень интеллектуализации -интеллектуально-поисковый (творческий). Это уровень исследовательской деятельности, требующий показателей креативности в интеллектуальном потенциале человека. В настоящее время в вузах при многоуровневой подготовке этому уровню должен соответствовать уровень магистерской подготовки. Профессиональная подготовка на таком уровне - это подготовка высококвалифицированными преподавателями, при развитой учебно-материальной базе образовательного учреждения.
Эти уровни могут быть как ступенями восхождения к творческому уровню, так и предельными акме для отдельного индивида (в силу не выраженных у него способностей или личностных качеств, например, плохой памяти, отсутствия интенции к развитию, слабой воли и др.).
Выводы
1. При выборе профессии молодежью интеллектуально-профессиональные приоритеты могут служить гармоничному выбору. Это предполагает возврат уважения и поднятия престижа профессий ученого, инженера, врача, военного, других значимых для экономического развития страны профессий и направление социально-экономической политики государства в сферу развития высокотехнологичных сфер экономики.
2. При профориентации, учитывая мотивацию к выбираемой профессии, способности и личностные качества, можно прогнозировать интеллектуально-профессиональные страты каждого студента, как акме-уровни обучения в соответствии с уровнями интеллектуально-профессиональной подготовки в вузе и последующей профессиональной деятельности.
3. Разрешение противоречий профориентации лежит в области акцентирования социальных и личностных предпочтений молодого человека, исходя из факторов, влияющих на профориентацию: интеллектуально-профессиональное развитие нации; коммерциализация отношений в обществе; фактор развития личности в онто- и филогенезе; фактор уровневой интеллектуализации профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Андреева, Е. В. Содержание образования: история, развитие, перспективы // Челябинский гуманитарий. - 2008. - № 6.
2. Карпов, В. В. Проблемы качества образовательных технологий при многоуровневой подготовке в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 2. - С. 117-120.
3. Карпов, В. В. Профессиональная ориентация в условиях рынка : учебное пособие. - СПб., 1994.
4. Соколинский, В. М. Психологические основы экономики. - М.: Юнити, 1999.
Literature
1. Andreeva, E. V. Soderzhanie obrazovaniya: istoriya, razvitie, perspektivyi // Chelyabinskiy gumanitariy. - 2008. - # 6.
2. Karpov, V. V. Problemyi kachestva obrazovatelnyih tehnologiy pri mnogourovnevoy podgotovke v vuze // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2007. - # 2. - S. 117-120.
3. Karpov, V. V. Professionalnaya orientatsiya v usloviyah ryinka : uchebnoe posobie. - SPb., 1994.
4. Sokolinskiy, V. M. Psihologicheskie osnovyi ekonomiki. - M.: Yuniti, 1999.
УДК 159.9+37.02 В.Н. Устюжанин*
Мировоззрение как личностный феномен
и его формирование у курсантов и слушателей в вузе МВД России
В статье рассматривается сущность, содержание и психологическая структура мировоззрения как личностного феномена. Раскрываются вопросы управления процессом формирования мировоззрения у курсантов вузов МВД России, формы и методы работы педагогических работников.
Ключевые слова: мировоззрение, феномен, убеждения, ответственность.
V.N. Ustjuzhanin*. Ideology as Personal Phenomena and its formation of cadets' and students in the establishments of Internal Affairs of Russia. This article deals with the essence, substance and psychological structure of ideology as personal phenomena. Matters of management of cadets' ideology
* Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13. E-mail: [email protected].
* Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of Internal Affairs, PhD of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. (812) 744-13-13. E-mail: [email protected].
© Устюжанин В.Н., 2013
Устюжанин В.Н. Мировоззрение как личностный феномен и его формирование у курсантов..._
forming in establishments of Internai Affairs, pedagogical employees' working forms and methods are solved in this article.
Keywords: ideology, phenomena, persuasion, responsibility, management, process.
Предоставление сотрудникам органов внутренних дел властных полномочий и, как следствие, моральной санкции на проведение мероприятий по охране общественного порядка и защите прав и свобод граждан налагает на них высокую ответственность за строгое исполнение законности, обязанность придерживаться границ допустимых действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. Соблюдение законности и служебной дисциплины определяется сегодня не только и не столько требовательностью руководителей ОВД, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью самих сотрудников. Во многих случаях эти качества проявляются в действиях, поступках и оказывают большее влияние на эффективность служебной деятельности, чем их профессиональная компетентность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника полиции сегодня рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его пригодность и готовность к выполнению оперативно-служебных задач.
В Указе Президента России о реформировании системы МВД, в законе «О полиции», требованиях министра особый упор делается на формирование у сотрудников органов внутренних дел основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развитие профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности и нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности [3].
По утверждению Ф.Н. Гоноблина, мировоззрение отдельного человека - это система знаний, убеждений и взглядов на окружающую его объективную действительность, на общество, на природу, на отношение сознания к бытию, его взгляды на других людей и самого себя. Еще в юношеском возрасте у человека появляются идеалы, т.е. образы людей, которых он высоко ставит и примеру которых хотел бы следовать. В процессе жизни и деятельности, под влиянием окружающей социальной среды и полученных знаний, в связи с развивающимися потребностями и наклонностями у человека складываются убеждения, т.е. определенные взгляды на то, что совершается вокруг него, а также на себя и свою деятельность [5].
По своей психологической структуре мировоззрение человека включает знания, взгляды и убеждения. Знания - это результат познания людьми предметов и явлений действительности. Они могут быть эмпирическими, недостаточно общими и теоретическими, отражающими закономерности. «Наставления родителей, - писал в своих работах великий русский демократ Д.И. Писарев, - могли дать вам несколько хороших привычек. Казенные учебники могли сообщить вам сотни основных научных истин. Но вопрос: «как жить?» остался нетронутым. Над решением этого вопроса каждый здоровый человек должен трудиться сам, точно так, как женщина должна непременно сама выстрадать рождение своих детей. Для решения этого основного вопроса вам понадобилось перебрать, пересмотреть, проверить все ваши понятия о мире, о человеке, об обществе, о нравственности, о науке и об искусстве, о связи между поколениями, об отношениях между сословиями, о великих задачах вашего века и вашего народа» [6].
Взгляды предполагают не только наличие знаний, но и известную выраженность отношения личности к действительности. Овладение мировоззренческими знаниями и идеями, если они становятся глубокими и прочными убеждениями и взглядами ведет к выработке мировоззрения.
Убеждения - это устойчивый «сплав» из познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных компонентов, это знания, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «...Идеи становятся святыми и неприкосновенными не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда они живут в живом трепете мысли и чувства, в творчестве, поступках» [7].
Известно, что получение знаний не всегда сопровождается укреплением личностной устойчивости, развитием морально-политических и нравственно-этических качеств. Большинство курсантов интересуются происходящими событиями, но некоторые свои мысли по международным и внутренним проблемам выражают в примитивной форме: «Я слышал, что...», «Как говорил преподаватель...». Как правило, такие курсанты не высказывают своей личной позиции, не пытаются анализировать информацию, о которой услышали. Говоря об уровнях мировоззрения курсантов можно отметить, что их мировоззрение включает как обыденный, так и научно-теоретический уровни, т.е. имеет смешанный вариант из самого различного их взаимодействия и сочетания, что должны учитывают педагогические работники в ходе образовательного процесса в вузах МВД России. Элементами обыденного уровня, наряду с чувствами, настроениями, привычками, традициями, психологическим складом, выступают и такие социально значимые качества, как ответственность, инициативность, трудолюбие, чувство нового, которые проявляются в отношении к решению учебных проблем, в реальных действиях и поступках курсантов. Теоретический уровень формируется в результате осознанного овладения знаниями по общественным дисциплинам и в систематизированном виде выражает то или иное понимание природных и социальных процессов.
Таким образом, мировоззрение обучаемых всегда обусловлено единством рационально-логической и эмоционально-волевой сфер, мотивационных установок, которые существенно влияют
на качество процесса формирования рассматриваемого личностного феномена. Все структурные элементы мировоззрения, наполненные конкретным содержанием, составляют его архитектонику и соотносятся с его ценностной направленностью, что для курсантов приобретает особое значение, поэтому аксиологический компонент, включающий в первую очередь правовые, нравственные, эстетические ценности, играет важное значение в его структуре.
Управление процессом формирования мировоззрения курсантов предполагает следующие взаимосвязанные действия, определяющие эффективность формирования мировоззрения как личностного феномена: во-первых, анализируется исходное состояние объекта управления (процесс формирования мировоззрения курсантов), для этого выделяются в объекте образующие его структуры, выясняется уровень развития, место, роль, значение каждой, устанавливаются связи между частями и целым; во-вторых, конкретизируются цели управления процессом формирования мировоззрения курсантов и организация соответствующего ему планирования, включающие непосредственное и опосредованное управление субъектами мировоззренческого воздействия и самоуправление, осуществляемое самими курсантами; в-третьих, принимаются управленческие решения, что позволяет оптимизировать управление, определяя приоритетные направления, способы, средства целенаправленного мировоззренческого воздействия.
Положительно оценивая процесс управления формированием мировоззрения курсантов будет справедливо отметить недостатки и назвать проблемные вопросы.
1. С одной стороны, доминанта внешне заданного управленческого и организационного начал в вузах МВД России, предполагающая жесткую регламентацию учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности и отношений, способствует повышению эффективности работы по формированию мировоззрения курсантов, а с другой - существенно ограничивает развитие творчества, инициативы, активности, заинтересованности, тормозит становление неповторимого индивидуального мировоззрения курсанта.
2. Не способствуют установлению равноправных субъект-субъектных отношений курсантов с педагогическими работниками и отношения жесткой субординации, установленные в вузах МВД России и характеризующиеся как преимущественно субъект-объектные, определяющие курсанта как подчиненного.
3. Длительное пребывание курсантов на изолированной территории вуза МВД России с четким распорядком дня, в определенной мере предохраняет мировоззрение курсантов от негативного влияния внешней макросреды, но регламентация личного времени и досуга, выполнение служебных обязанностей вне учебного процесса при этом не всегда способствует развитию целостного мировоззрения.
Среди направлений формирования мировоззрения, которые основываются на единстве обучения и воспитания курсантов в вузах МВД России, следует выделить три главных:
Сформирование философского аспекта мировоззрения курсантов на занятиях по философии, логике;
2) правовую доминанту в формировании мировоззрения курсантов;
3) усиление воспитательной работы как фактора формирования мировоззрения курсантов.
Необходимо особо отметить, что в ведомственных вузах МВД России в значительной степени
эффективнее, чем в гражданских образовательных учреждениях, формируется коллективное мировоззрение: этому способствует постоянное взаимодействие курсантов друг с другом на занятиях, во время несения службы и т.д., но при этом надо учитывать, что это коллективное мировоззрение может воздействовать на индивидуальное мировоззрение курсанта как позитивно, так и негативно.
Наряду с проверенными формами обучения и воспитания (лекции, семинарские занятия, практические занятия, групповые и индивидуальные беседы и т.п.) необходимо применять и такие, как показ и обсуждение видеоматериалов, непосредственная работа с юридическими документами, организация соревнования, вариативные воспитательные практики и др. К дополнительным средствам формирования мировоззрения курсантов можно отнести: а) вовлечение их в систему служебной деятельности; б) создание личностно-значимых перспектив учебной и служебной деятельности; в) активизацию профессионально-нравственного и правового воспитания в ходе учебной и служебной деятельности; г) развитие личностных психологических качеств, потребностей и интересов в самовоспитании и другие [3].
Формирование мировоззрения курсантов - это педагогически направленная, системно выстроенная, синергетически ориентированная и выверенная система совокупных действий, содержащая в себе подходы и принципы, содержательные положения, приоритетные направления и управление процессом формирования рассматриваемого личностного феномена. Целевая установка заключается в том, оно рассматривается как раскрытие его архитектоники через внутренний рост и самоорганизацию в сочетании с социально-значимыми требованиями общества. При оценке уровня развития мировоззрения у курсантов надо учитывать такую их психологическую особенность, как переход от юности к возмужалости. И если у большинства курсантов хорошо развиты познавательные процессы, то сложнее дело обстоит с их эмоциональными состояниями, развитием чувств и воли. Порой в их поведении наблюдаются неуравновешенность, несдержанность. Во время обучения в вузе надо учитывать плюсы и минусы их мировоззрения до поступления в ведомственный вуз, а поэтому с курсантами следует работать с учетом их возрастных, социально-психологических, гендерных и иных особенностей.
Устюжанин В.Н. Мировоззрение как личностный феномен и его формирование у курсантов.
Анализ проводимых занятий по различным предметам показывает, что отдельные педагогические работники пытаются решать вопросы формирования мировоззрения в отрыве от их содержания и задач, не всегда учитывая то, что курсанты приходят в вуз с определенными мировоззренческими знаниями, представлениями, сложившимися ранее убеждениями и взглядами. Только глубоко изучив особенности и уровень мировоззрения курсантов, педагогический работник может решить, какими знаниями их следует вооружать, в чем надо убеждать или переубеждать.
Важно выяснять их взгляды на политику, долг перед Отечеством, отношение к службе в полиции, к служебному коллективу и т.д. Конечно, необходимо выявить существо личного мировоззрения каждого курсанта, его устойчивые убеждения и взгляды. Здесь педагогический работник встречается с немалыми трудностями. Если знания и уровень понимания тех или иных вопросов можно определить на занятиях, в ходе беседы, а вот убеждения и взгляды - только путем глубокого и разностороннего анализа всей деятельности и поведения курсанта, изучения его биографии и других сведений. При этом надо учитывать, что убеждения являются не только результатом воспитания, они формируются во взаимодействии человека с окружающей средой.
Сложным является и определение критерия действительного развития отдельных убеждений и устойчивости стремления действовать и жить в соответствии с ними. Такими критериями могут служить: твердость, обобщенность и глубокая осознанность знаний, входящих в убеждения, уверенность в их истинности, появление достаточно сильных эмоций и чувств при необходимости защиты своих убеждений, активное отстаивание их в любых обстоятельствах, самостоятельность и умение применять убеждения в жизни, соответствие понимания того, как надо поступать, действительному поведению (единство слова и дела). Конечно, следует учитывать специфичность предметов обучения, особенности личности курсантов, характер влияния макро- и микросреды. На этой основе можно определять и регулировать содержание и формы воспитательного воздействия, градацию требований, предъявляемых к курсантам, к их самостоятельной работе над собой.
В целеустремленном процессе формирования мировоззрения происходит превращение идей, знаний, изучаемых курсов и усваиваемых ими в мировоззренческую часть их индивидуального сознания. Это своеобразный процесс внутреннего принятия, включения идей, знаний в духовный мир курсанта. При этом надо всегда помнить: развитие их убеждений не гладкий процесс, а постоянное преодоление внутренних противоречий. Структура убеждений и путь их формирования модифицируются в зависимости и от года обучения. Одно дело - курсанты первого курса, другое -пятого года обучения.
Важным условием формирования убеждений является самостоятельное и активное усвоение и использование курсантами мировоззренческих знаний.
Известный русский демократ Д.И. Писарев говорил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове, так точно, как процесс пищеварения совершается вполне самостоятельно в вашем собственном желудке. При этом известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания [6].
Определяя роль и место педагогического работника вуза МВД России в формировании мировоззрения курсантов, следует особо выделить два момента. Во-первых, он включен в события, происходящие вокруг него, как гражданин, как сотрудник вуза. Во-вторых, он является воспитателем курсантов, живущих в конкретных условиях, и в этом плане должен представлять события, факты и ситуации, возникающие в их среде. Ему надо учесть их воспитательное значение, продумать, как они повлияют на курсантов, какие мысли, чувства, психические состояния вызовут и что в связи с этим ему делать. Воспитатель не сможет эффективно проводить в жизнь идеи, которые не стали его личными убеждениями, он должен быть не только их глашатаем, но и образцом практического соблюдения и претворения в жизнь. В ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» особо подчеркнуто: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо к отказу от них...» [3].
Таким образом, в содержательном плане мировоззрение сотрудника полиции, которое должно быть сформировано у курсантов за годы обучения в вузе МВД России, - это личностный феномен, целостное духовное образование в совокупности основных аспектов: политического, правового, экономического, нравственного и других, основанных на научных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место человека в противоречивом, взаимозависимом мире, его отношение к этому миру и к самому себе.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «О полиции» // Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 8 февраля. - № 5401.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: Н 76 текст с изм. и доп. на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. (Актуальное законодательство).
3. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. N° 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». // Российская газета (федеральный выпуск). - 2008. - 26 декабря. - № 4822.
5. Гоноблин, Ф. Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.
6. Писарев, Д. И. Генрих Гейне // Литературная критика : в 3 т. - Т. 1. - Л.: Художественная литература, 1981.
7. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. - М.: Педагогика, 1979.
Literature
1. Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. # 3-FZ (v red. ot 21 noyabrya 2011 g.) «O politsii» // Rossiyskaya gazeta (federalnyiy vyipusk). - 2011. - 8 fevralya. - # 5401.
2. Federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. # 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Novyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: N 76 tekst s izm. i dop. na 2013 g. - M.: Eksmo, 2013. (Aktualnoe zakonodatelstvo).
3. Prikaz MVD Rossii ot 11 fevralya 2010 g. # 80 «O moralno-psihologicheskom obespechenii operativno-sluzhebnoy deyatelnosti organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii».
4. Prikaz MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. # 1138 «Ob utverzhdenii Kodeksa professionalnoy etiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii». // Rossiyskaya gazeta (federalnyiy vyipusk). - 2008. - 26 dekabrya. - # 4822.
5. Gonoblin, F. N. Psihologiya. - M.: Prosveschenie, 1973.
6. Pisarev, D. I. Genrih Geyne // Literaturnaya kritika : v 3 t. - T. 1. - L.: Hudozhestvennaya literatura, 1981.
7. Suhomlinskiy, V. A. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya : v 3 t. - M.: Pedagogika, 1979.
УДК 371.3
В.И. Хальзов*, Ю.В. Смирнов**
Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно-ролевых игр
В данной статье рассматривается вопрос развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России через обучение в ситуационно-ролевой игре. На наш взгляд, именно при проведении данных игр наиболее эффективно происходит освоение профессиональной деятельности, обеспечиваемое посредством воссоздания в учебной ситуации контекста конкретной профессиональной ситуации.
Ключевые слова: профессиональное образование, ролевая игра, развитие, самостоятельность, самостоятельность в профессиональной деятельности, социально-профессиональное качество, образовательные учреждения МВД России.
V. I. Khalzov*, Y.V. Smirnov**. Independence in professional cadets' activity in educational establishments of Ministry of internal Affairs of Russia, through educational in role-play. This article deals with the development of independence in professional cadets' activity in educational establishments of Ministry of internal Affairs of Russia, through educational in role-play. In our opinion, such games create professional activity, more effectively provided by recreating of the context of a particular occupational situation in a training situation.
Keywords: professional education, role-play, development, independence, independence of the professional activity, socio-professional quality, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
* Хальзов, В. И., профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел. (812) 730-24-23.
** Смирнов Ю.В. - старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1., раб. тел. (812)744-96-37
* Khalzov, V. I. professor of Education and Social Psychology, Department of St. Petersburg University of the Ministry of the Interior, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Education ofthe Russian Federation. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 730-24-23.
** Y.V. Smirnov, lecturer of Operational and Investigative activity of law enforcement bodies of St. Petersburg University, of the Ministry of the Interior of Russia. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.
© Хальзов В.И., Смирнов Ю.В., 2013