Научная статья на тему 'Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе'

Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ / TRAINING / INDEPENDENCE IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES / SELF-DEVELOPING PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Юри Витальевич

В данной статье рассматривается развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных организаций МВД России в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Юри Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of independence in professional work at cadets in the educational process

This article discusses the development of independence in their professional activities to the students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia, in the educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе»

Смирнов Ю.В. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов.

4. Практическое применение кейс-метода должно быть методически обосновано, выверено и обеспечено. Необходимо продумать, на каких предметах, темах, разделах применение указанного метода даст оптимальный эффект в области развития заявленной компетенции. Указанные вопросы практического применения кейс-метода, нацеленного на развитие профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов, должны быть предметом регулярного обсуждения на предметно-методических секциях, заседаниях кафедры и пр.

Список литературы

1. Морозова, А. Л. Генезис понятия профессиональная компетентность // Образование и Наука. Известия. - 2007. - № 11 - С. 14-21.

2.Морозова, А. Л. Профессионально-ориентированная педагогическая технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2 (80). - С. 64-68.

3. Морозова, А. Л. Генезис понятия профессиональная коммуникативная компетентность будущего учителя // Педагогика: семья-школа-общество : коллективная монография. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 27-36.

4. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс] // Сайт «vshu.ru» - 2015. - 1 апр. - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 (дата обращения: 07.05.2015).

УДК- 378 Ю.В. Смирнов*

Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе

В данной статье рассматривается развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных организаций МВД России в образовательном процессе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, самостоятельность в профессиональной деятельности, саморазвивающаяся личность.

Y.V. Smirnov*. Development of independence in professional work at cadets in the educational process. This article discusses the development of independence in their professional activities to the students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia, in the educational process.

Keywords: training, independence in their professional activities, self-developing personality.

Признание уникальности, индивидуальности, безусловной ценности каждой личности для гуманистической философии и психологии выступает важнейшим условием её самореализации в обществе, профессии и в личной жизни, в осуществлении своего профессионального выбора как механизма обретения человеком свободы, в возложении на себя ответственности за этот выбор. При этом личностный рост и становление человека происходят в партнерстве с другими, в процессе установления гуманных межличностных отношений, основанных на доверии, открытости, любви.

В современном мире человек все сильнее и сильнее ощущает потребность в профессионализме, саморазвитии, в связи с чем возникает необходимость постоянного самоопределения в разных жизненных ситуациях, повышается его самостоятельность и ответственность. Перед ним стоит множество проблем, решить которые он не в состоянии простым накоплением знаний, умений, навыков, норм поведения. Поэтому значительно повышается роль профессиональной подготовки в становлении человека как профессионала, в развитии его самостоятельности в профессиональной деятельности. С этой целью в образовательных организациях МВД России необходимо организовать процесс профессиональной подготовки таким образом, чтобы курсанты ясно и четко осознавали формируемые у них общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции специалиста. На основе глубоко осознанных компетенций они обрели бы способность в экстремальных условиях, связанных с риском для личной жизни и жизни других граждан, самостоятельно, без посторонней помощи, принимать верные решения и были готовы нести за них персональную ответственность.

* Смирнов, Юри Витальевич, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел. (812)744-96-37. E-mail: mail@univermvd.

* Smirnov, Yuri Vitalievich, Senior Lecturer, Department of operational and investigative activities of the internal affairs of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37. E-mail: mail @ univermvd.

© Смирнов Ю.В., 2015

Педагогика

Данное положение позволяет определить сущность образовательного процесса профессиональной подготовки, направленного на развитие самостоятельности в будущей профессиональной деятельности.

Важнейшая функция образовательного - процесса создать условия, чтобы курсанты могли проявлять самостоятельность в будущей профессиональной деятельности. Содержание профессионального обучения курсантов не должно сводиться только к профессиональному научению. Оно должно включать в себя и учебные дисциплины, формирующие различные компетенции, способствующие усвоению курсантами всего богатства профессиональных отношений личности. Это позволит осознать себя субъектами этой деятельности, будет способствовать развитию самостоятельности, позволит сформировать у них способность и готовность к дальнейшему профессиональному самоопределению, к решению сложных проблем, с которыми им придется встретиться при выполнении служебных задач.

При организации профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России необходимо опираться на положение о том, что в ходе данного процесса курсанты должны формировать свой собственный образ полицейского как человека, устремленного к справедливости.

Приоритетными задачами профессиональной подготовки, нацеленной на развития самостоятельности в профессиональной деятельности, у курсантов должны быть не только присвоение профессиональных знаний, способов деятельности, но и формирование у них способностей свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных обстоятельствах, для чего необходимо ориентировать эту подготовку на формирование у них системы общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Выстроенная подобным образом профессиональная подготовка позволит курсантам:

- определить свой жизненный и профессиональный путь;

- приобрести готовность к самоопределению в системе межличностных и профессиональных отношений, овладения умениями и навыками общения;

- сформировать и развить организаторские способности, приобрести основы управленческой деятельности, подготовиться к принятию социальных и профессиональных решений в сложных ситуациях профессиональной деятельности.

Такая подготовка будет эффективнее при условии, что в данном процессе курсанты станут полноценными субъектами, реализующими свою индивидуальность, а преподаватель - координатором деятельности курсанта.

Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие профессиональной самостоятельности у курсантов образовательных организаций МВД России, выступает процесс профессиональной подготовки. Данный процесс, исходя из его сущности, должен иметь определенную последовательность действий участников данного процесса, свою структуру и подчиняться определенным принципам взаимодействия его элементов.

Специфику этого процесса должны определять две необходимые составляющие совместной деятельности преподавателей и курсантов - преподавание и учение, поэтому профессиональная подготовка должна строиться как совместная деятельность. С этой целью преподавателям необходимо организовать данный процесс на основе интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности курсантов, направленной на решение ими конкретных профессиональных проблем, побуждающих к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, способов творческой деятельности. При этом необходимо учитывать, что воспитывающими и развивающими возможностями обладает не только содержание профессиональной подготовки, но и сама её организация, педагогическое мастерство преподавателей.

Ориентиром в организации этого процесса должны выступать познавательные возможности и уровень готовности к обучению курсантов. Данные требования наряду с требованиями, содержащимися в модели специалиста, квалификационной характеристике, государственном стандарте, должны учитываться при определении целей и отборе содержания.

Реализация целей и задач данного процесса станет более эффективной, если будет осуществляться посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов (проблемное изложение, диалогическое изложение, эвристический диалог), приемов, технологий (предметно ориентированные, личностно ориентированные), организационных форм (индивидуальное обучение и воспитание; лекционно-семинарская). Также необходимо учитывать, что важнейшим условием достижения необходимых результатов будет соответствие им способов обучения и способов организации взаимодействия между участниками процесса профессиональной подготовки. Поэтому данный процесс должен быть: а) организован с учетом временных рамок, режима обучения и организационных структур этого процесса; б) обеспечен средствами обучения (техническая оснащенность, наглядные средства, учебно-методические комплексы с пособиями для организации самостоятельной работы курсантов); в) обеспечен благоприятным психологическим климатом (способность преподавателя управлять общением и отношениями в учебной группе).

При этом необходимо постоянно осуществлять контроль результатов развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов, что позволит определить эффективность данного процесса и при необходимости вносить изменения во все его элементы.

Индивидуальная оценка результатов развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в процессе профессиональной подготовки осуществляется по следующим

Смирнов Ю.В. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов...

критериям: «неудовлетворительно» - при решении служебных задач и проведении профессиональных действий не проявляется самостоятельность; «удовлетворительно» - при решении служебных задач и проведении профессиональных действий самостоятельно были допущены ошибки; «хорошо» - при решении служебных задач и проведении профессиональных действий самостоятельно допущены небольшие недостатки. - «отлично» - при решении служебных задач и проведении профессиональных действий самостоятельно ошибок не допущено.

Как показывает педагогический опыт, оценку развития у курсантов самостоятельности в профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России необходимо проводить в три этапа: 1) на первоначальном этапе курсанты при самостоятельном решении служебных задач и проведении профессиональных действий часто поступают неправильно, совершают много ошибок (низкий уровень); 2) на втором этапе при самостоятельном решении служебных задач и проведении профессиональных действий, как правило, они поступают правильно, но с небольшими недостатками (средний уровень); 3) на третьем этапе курсанты самостоятельно решают служебные задачи и проводят профессиональные действия всегда правильно (высокий уровень).

В основе этих критериев лежат установки и мотивы, побуждающие курсантов к стремлению проявлять самостоятельность в профессиональной деятельности в любых ситуациях возникающих при решении служебных задач и проведения служебных действий.

Сформулированные выше положения позволяют сделать вывод, что при использовании преподавателями в ходе проведения учебных занятий разработанных и рекомендованных методических указаний могут быть достигнуты высокие результаты в развитии самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России.

Завершенность и результативность профессиональной подготовки должна быть связана с реализацией целей и достижения соответствующих им результатов развития у курсантов данного профессионального качества. Поэтому любой цикл такой подготовки должен завершаться анализом его результатов и постановкой новых целей с учетом результатов предыдущего этапа, что будет способствовать развитию самооценки и самоанализа курсантами и преподавателями своей деятельности и формированию у них потребности к самосовершенствованию, развитию.

Таким образом, процесс профессиональной подготовки с целью развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в образовательных организациях МВД России должен строиться не только для усвоения ими профессиональных знаний, способов деятельности, но и для развития их интеллектуального и нравственного потенциала, способностей свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных обстоятельствах.

Список литературы

1. Бун, М. З., Балахонский, В. В. Образовательные стратегии переходных обществ (сравнительный анализ) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - N° 2 (62). - С. 190-195.

2. Давыдов, В. П., Сальников, В. П., Слепов, В. Я. Педагогика высшей школы МВД России : учебник / под ред. С.В. Кошелевой. - Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. - 306 с.

3. Кикоть, В. Я., Якунин, В. А. Педагогика и психология высшего образования : учебник. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 1996. - 318 с.

4. Олейников, В. С., Мусин, Я. Н., Заварзина, Л. В. Общая педагогика, история педагогики и образования : учебное пособие для адъюнктов / Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; под общ. ред. В.П. Сальникова. -СПб.: Фонд «Университет», 2005. - 368 с.

5. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски, Х. Кюна, И. Ломшера, Г. Розенфельда. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.

6. Федотов, А. А. Актуальные проблемы воспитательной работы со слушателями вузов МВД России в процессе обучения // Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей Школы педагогического мастерства за 1995-1997 гг. - М.: Академия управления МВД России, 1997.- С. 17-24.

7. Хальзов, В. И. Педагогические основы обучения военнослужащих внутренних войск. - Л.: ВПУ МВД, 1987. - 90 с.

8. Юридическая педагогика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Беличева С.А., Беляева Л.И., Буданов А.В. и др.; под ред. В. Я Кикотя, А. М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. - 895 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.