Научная статья на тему 'Акмеологичность в профессиональной ориентации'

Акмеологичность в профессиональной ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / КОММЕРЦИЯ / АКМЕ-УРОВЕНЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / AKMEOLOGY / COMMERCE / ACME-LEVEL / PERSONALITY / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Васильевич

Профессиональная ориентация молодежи рассматривается как выбор последней профессионального образования с точки зрения движения к акмерезультату как отражению способностей личности к определенному уровню достижений. Приводятся факторы, предпосылки и объективные составляющие профориентации сквозь призму интеллектуально-профессиональных страт профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmeability in vocational guidance

Professional orientation of young people is seen as the last choice of vocational education in terms of going to akmeresult as a reflection abilities of the individual to a certain level of achievement. We present the factors that make up the background and objective guidance in the light of the intellectual and professional strata of professional activity.

Текст научной работы на тему «Акмеологичность в профессиональной ориентации»

3. Reshenie Kollegii MVD Rossii «O neotlozhnyih merah po ukrepleniyu sluzhebnoy distsiplinyi i zakonnosti v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii»: utverzhdeno Prikazom MVD Rossii ot 23 marta 2012 g. # 211.

4. Byalt, V. S. Formyi rabotyi po ukrepleniyu sluzhebnoy distsiplinyi sredi kursantov i slushateley uchebnyih zavedeniy sistemyi MVD Rossii v protsesse professionalnogo obucheniya // Obschestvo, kultura, lichnost. Aktualnyie problemyi sotsialno-gumanitarnogo znaniya : materialyi III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 5-6 fevralya 2013 g. - Praga: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - S. 161-165.

5. Prikaz MVD Rossii ot 1 fevralya 2007 g. «O kompleksnom reformirovanii sistemyi vospitatelnoy rabotyi v organah vnutrennih del».

6. Kolokoltsev, V. A. Poruchis za uchastkovogo // Rossiyskaya gazeta. - 2013. - 11 fevralya. - # 28.

7. Mayurov, N. P., Byalt, V. S. Sluzhebnaya proverka v organah vnutrennih del: teoriya i praktika // «Chernyie dyiryi» v Rossiyskom zakonodatelstve. - 2012. - # 4.

8. Instruktsiya o poryadke organizatsii i provedenii sluzhebnyih proverok v organah, podrazdeleniyah i uchrezhdeniyah sistemyi Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: utverzhdena Prikazom MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. # 1140.

9. Vorozhtsov, A. M. Formirovanie i realizatsiya professionalno-lichnostnyih strategiy vyipusknikov sibirskih vuzov MVD RF v sovremennyih usloviyah : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. - Irkutsk, 2009.

10. Kodeks professionalnoy etiki sotrudnika organov vnutrennih del: utverzhden Prikazom MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. # 1138.

УДК 37.047 В.В. Карпов*

Акмеологичность в профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация молодежи рассматривается как выбор последней профессионального образования с точки зрения движения к акмерезультату как отражению способностей личности к определенному уровню достижений. Приводятся факторы, предпосылки и объективные составляющие профориентации сквозь призму интеллектуально-профессиональных страт профессиональной деятельности.

Ключевые слова: акмеология, коммерция, акме-уровень, личность, профессия.

V.V. Karpov*. Akmeability in vocational guidance. Professional orientation of young people is seen as the last choice of vocational education in terms of going to akmeresult as a reflection abilities of the individual to a certain level of achievement. We present the factors that make up the background and objective guidance in the light of the intellectual and professional strata of professional activity.

Keywords. akmeology, commerce, acme-level, personality, profession.

1. Доминирующие факторы профориентации

Демографическая ситуация в стране, как отражение низкой рождаемости в стране 90-х гг. ХХ в., позволяет обратиться к рассмотрению профориентационной работы среди учащейся молодежи, потенциально предрасположенной выбрать дальнейшее обучение в профессиональных образовательных учреждениях.

Очевидно, что социально-экономические процессы в России, связанные со стихийным переходом в сферу рыночных отношений, оказали и продолжают оказывать влияние на выбор молодежью характера и уровня профессионального образования в целом.

Товарно-денежные отношения, где основным инструментом, определяющим функционирование звеньев экономики, является прибыль, сместили приоритеты от абсолютизации научного знания в профессиях, основанных на этом научном знании (ученый, инженер, исследователь, военный и др.) к профессиям менеджмента среднего и низшего звена, которые зачастую не требуют высокого образования, ограничиваясь профессиональными навыками купли-продажи эмпирического характера у продавцов («приказчиков» по терминологии XIX - начала ХХ вв.). Наряду с этим промышленная сфера производства, работа в науке, служба в армии, требующие непреходящей квалификации, не получили еще должного развития после их частичного уничтожения в результате смены социальной формации. Более того,

* Карпов, Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 8-921-577-25-03. E-mail: karvv16@mail.ru.

* Karpov, Vladimir Vasiliyevich, doctor of pedagogical sciences, professor. St. Petersburg Military Institute MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 8-921-577-25-03. E-mail: karvv16@mail.ru.

© Карпов В.В., 2013

Педагогика

социальное давление на умы молодежи, оказываемое средствами массовой информации, имеет также явно выраженную коммерческую окраску и всячески способствует вовлечению молодых людей в сферу бизнеса (большей частью непроизводственного) и получения дохода быстро и любыми путями. Это фактор коммерциализации социальных отношений, который затрагивает различные сферы взаимодействия человека, такие как: человек - профессиональная деятельность (например, выбор сферы деятельности более выгодной в материальном отношении, нежели привлекательной из-за профессиональной к ней предрасположенности); человек - социальные связи и отношения (например, выбор друзей и знакомых, исходя из коммерческих приоритетов); человек - природа (где лирическое отношение к сохранению природы может быть вытеснено чистоганом) и другие. Однако, хотя фактор коммерциализации отношений в обществе наличествует, он определяет не всё. Существующий интеллектуально-профессиональный уровень нации не может быть разрушен быстро, даже за годы хаоса, смуты и социальной и экономической неопределенности в стране. Этот мощный, складывавшийся столетиями интеллектуальный базис нации обладает, к счастью, большой инерционностью и в определенной степени консервативностью. Последнее в полной мере можно отнести к профессиональной сфере деятельности человека.

Согласно концепции «теории производственного выбора» Д. Супера и М. Бона, «индивид, планируя свою будущую деятельность, сравнивает свое понимание профессии со взглядами тех людей, которые играют лидирующую роль в той или иной сфере труда. В связи с этим рождается стремление следовать за этими лидерами как непосредственно в деятельности, так и в понимании связанных с этим проблем» [3, с. 118]. Сказанное означает, что молодые люди профессионально ориентируются не только и не столько средствами массовой информации, но и многочисленными примерами преданности своей профессии и успешности в ней, которые являют собой окружающие их люди, прошедшие определенный жизненный и трудовой путь (семья, знакомые и друзья семьи, исторические примеры преданности профессии, малые группы людей, по профессиональным интересам, не связанных с коммерцией, и др.). Этот фактор можно назвать фактором интеллектуально-профессионального развития нации, он играет важную роль в устойчивом развитии и потенциальных возможностях человека и свидетельствует о жизнеспособности нации. Следует упомянуть и такой общеизвестный фактор жизнедеятельности человека, как социально-психологический фактор развития личности в онто- и филогенезе, ее признания, становления, выражения. Причем развития, связанного с потребностями человека, условиями его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах приложения интеллекта, выражения психофизиологических, социально-психологических, познавательных свойств и состояний человека.

Вместе с тем определенный уровень развития личности, область реализации этого развития не являются показателями абсолютными, оторванными от конкретной деятельности. Только профессиональная сфера может способствовать адекватному оцениванию и принести максимальный эффект обществу и человеку. Однако такое утверждение, бесспорное на первый взгляд, нуждается в достаточно серьезном подкреплении со стороны общества, его профессиональных структур, образования. Иначе иррациональное развитие личности может «прорасти» в криминальную сферу и дать совершенно нежелательные и непрогнозируемые плоды. Профессиональная сфера деятельности человека выступает ведущей, базисной в деле профессиональной ориентации молодежи, в этой сфере выделяется определенная интеллектуально-профессиональная иерархия (например, рабочие и их тарифы и разряды, инженеры, врачи, менеджеры и их квалификационные разряды и уровни, военные и их воинские звания и т.д.). За всем этим стоит интеллектуально-профессиональная иерархия деятельности. В процессе реализации в профессии каждому свойственно занять определенный уровень, или, по акмеологической интерпретации, - акме - свою вершину достижений. Это можно представить как выделение акмеологического фактора профориентации - фактора интеллектуально-профессиональной иерархии профессиональной деятельности [2]. Развитие личности может осуществляться адекватно, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует интеллектуально-профессиональному уровню профессиональной деятельности. И если человек способен работать только по инструкционному предписанию или выполнять действия по алгоритму, то следует ли от него требовать создания нового творческого продукта на креативном уровне? Он может хорошо соответствовать достигнутому уровню и сознательно, при наличии мотивов и потенциала, стремиться (или не стремиться) дальше. Это может в одинаковой мере относиться к различным образовательным системам (начальному, среднему, высшему профессиональному). «Образование личности представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до старости, т. е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени. По сути, во многом понятие «образование» - синоним понятий «становление личности» и «воспитание» (в широком педагогическом смысле)» [1, с. 20]. Каждая из образовательных систем может формировать познавательную сферу личности (знания, умения, навыки) разного уровня, что в них предусмотрено многоуровневой подготовкой и соответствует практической деятельности человека и гармоничной адаптации его как в процессе получения образования, так и при самостоятельной трудовой деятельности, и уже на каждом уровне человеку решать: идти дальше или остановиться. Акмеология выбора человеком последовательных вершин достижений, акмеологичность профессиональной ориентации в его движении к самосовершенству в личности и профессиональной деятельности - таким представляется современный выбор человека.

2. Объективные составляющие профориентации.

Представим некоторые объективные показатели профориентации.

1. Социально-экономическая ситуация региона, отражающая состояние и текущие изменения в обществе, его социальные ценности, мотивы развития, перспективы совершенствования, тенденции упадка, культурно-нравственные, экономические, морально-этические, этнические императивы функционирования.

2. Функционально-квалификационная структура профессий в их историческом развитии и состоянии. Познавательный, общетехнический, культурно-этический, интеллектуально-профессиональный уровень профессий и специальностей. Психофизиологические, социально-психологические, профессиональные требования профессии к личности.

3. Личность абитуриента (учащегося) с учетом всех компонентов: возраста, пола, характерологических, интеллектуальных особенностей.

4. Производство и производственные отношения в сфере приложения умений и знаний специалиста конкретной профессии. Вхождение в данную сферу и функционирование в ней с наивысшими профессиональными достижениями - задача в высшей степени актуальная для системы профориентации.

5. Сфера занятости (профессиональная ниша), вхождение в которую удовлетворяло бы материальные потребности человека, позволяла выявлять и правильно распределять личностные качества для достижения высот профессионализма и адекватности на рынке труда и при возможной безработице.

3. Функциональные противоречия в сфере профориентации

Можно выделить следующие противоречия, связанные с функционированием системы профориентации:

a) противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд в различных сферах трудовой деятельности и личностными способностями молодежи, включающейся в рыночные отношения с позиций достижения материального благополучия быстрым путём;

b) противоречие между традиционным отношением к выбору профессии как «предрасположенности» к ней и заинтересованности в определенной профессиональной деятельности и необходимостью ее выбора с точки зрения личной «выживаемости»;

c) противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею;

d) противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможностей (в т.ч. материальных) для обучения и др.

Разрешение перечисленных противоречий осуществляется, исходя из детального рассмотрения структуры личности абитуриента, особенностей профессии, обучения в профессиональных образовательных учреждениях, экономических отношений в сфере рынка труда, акмеологичности профориентации.

4. Приоритеты профориентации

В настоящее время профориентация осуществляется в условиях дисбаланса способностей, потребностей, личностных качеств будущего специалиста в пользу таких качеств личности, как воля, предприимчивость, конкурентоспособность, направленных на приобретение профессий, отвечающих возможностям достижения материального благополучия. Таким образом, профориентация молодежи на выбор профессии меняет приоритеты: на первое место выходят мотивы выбора. Мотивы акцентируют внимание молодежи на престижности и (или) материальной привлекательности профессии и в дальнейшем могут измениться, в частности, оказаться неадекватными способностям и возможностям личности при обучении. Последнее может привести к взаимному разочарованию студента (курсанта) и преподавателей.

Если личностные качества можно оценить с помощью опросника на входе в образовательное учреждение и принять решение, то потенции каждого в интеллектуально-профессиональной сфере оцениваются в процессе обучения. Этим уровням психолого-профессиональной иерархии деятельности, в свою очередь, отвечает многоуровневая подготовка в профессиональных учебных заведениях [3]. Первый уровень интеллектуализации - уровень сенсорно-моторного интеллекта или «динамического стереотипа» (что особенно характерно для деятельности рабочих низкой квалификации). Уровень, характерный для предпрофессоиональной школы (средняя школа) и начальной профессиональной подготовки (1-2-й разряды) в профессиональных лицеях.

Второй уровень интеллектуализации - аналитико-синтетический (инструкционно-аналитический). Для него характерно интенсивное действие анализа через синтез и синтеза через анализ. Данному уровню соответствуют хорошо сформированные умения работать по инструкции (технологической карте). Обучение на этом уровне (и не ниже) обеспечивает первая ступень образования в профессиональном лицее, в вузе в процессе подготовки бакалавра.

Третий уровень интеллектуализации профессиональной деятельности - алгоритмический (или интеллектуально-моторный). Качество профессионализма специалиста зачастую оценивается умениями владеть банком алгоритмов для решения стандартных профессиональных задач и его применять. Формирование такого банка алгоритмов в профессиональном образовательном учреждении любого уровня - задача непреходящая, предполагающая хорошо развитую материально-техническую базу обучения (лаборатории, учебно-производственные мастерские, кабинеты профессионального развития), прочную взаимосвязь с предприятиями, заинтересованными

Педагогика

в получении квалифицированных специалистов. Четвертый уровень интеллектуализации -интеллектуально-поисковый (творческий). Это уровень исследовательской деятельности, требующий показателей креативности в интеллектуальном потенциале человека. В настоящее время в вузах при многоуровневой подготовке этому уровню должен соответствовать уровень магистерской подготовки. Профессиональная подготовка на таком уровне - это подготовка высококвалифицированными преподавателями, при развитой учебно-материальной базе образовательного учреждения.

Эти уровни могут быть как ступенями восхождения к творческому уровню, так и предельными акме для отдельного индивида (в силу не выраженных у него способностей или личностных качеств, например, плохой памяти, отсутствия интенции к развитию, слабой воли и др.).

Выводы

1. При выборе профессии молодежью интеллектуально-профессиональные приоритеты могут служить гармоничному выбору. Это предполагает возврат уважения и поднятия престижа профессий ученого, инженера, врача, военного, других значимых для экономического развития страны профессий и направление социально-экономической политики государства в сферу развития высокотехнологичных сфер экономики.

2. При профориентации, учитывая мотивацию к выбираемой профессии, способности и личностные качества, можно прогнозировать интеллектуально-профессиональные страты каждого студента, как акме-уровни обучения в соответствии с уровнями интеллектуально-профессиональной подготовки в вузе и последующей профессиональной деятельности.

3. Разрешение противоречий профориентации лежит в области акцентирования социальных и личностных предпочтений молодого человека, исходя из факторов, влияющих на профориентацию: интеллектуально-профессиональное развитие нации; коммерциализация отношений в обществе; фактор развития личности в онто- и филогенезе; фактор уровневой интеллектуализации профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Андреева, Е. В. Содержание образования: история, развитие, перспективы // Челябинский гуманитарий. - 2008. - № 6.

2. Карпов, В. В. Проблемы качества образовательных технологий при многоуровневой подготовке в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 2. - С. 117-120.

3. Карпов, В. В. Профессиональная ориентация в условиях рынка : учебное пособие. - СПб., 1994.

4. Соколинский, В. М. Психологические основы экономики. - М.: Юнити, 1999.

Literature

1. Andreeva, E. V. Soderzhanie obrazovaniya: istoriya, razvitie, perspektivyi // Chelyabinskiy gumanitariy. - 2008. - # 6.

2. Karpov, V. V. Problemyi kachestva obrazovatelnyih tehnologiy pri mnogourovnevoy podgotovke v vuze // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2007. - # 2. - S. 117-120.

3. Karpov, V. V. Professionalnaya orientatsiya v usloviyah ryinka : uchebnoe posobie. - SPb., 1994.

4. Sokolinskiy, V. M. Psihologicheskie osnovyi ekonomiki. - M.: Yuniti, 1999.

УДК 159.9+37.02 В.Н. Устюжанин*

Мировоззрение как личностный феномен

и его формирование у курсантов и слушателей в вузе МВД России

В статье рассматривается сущность, содержание и психологическая структура мировоззрения как личностного феномена. Раскрываются вопросы управления процессом формирования мировоззрения у курсантов вузов МВД России, формы и методы работы педагогических работников.

Ключевые слова: мировоззрение, феномен, убеждения, ответственность.

V.N. Ustjuzhanin*. Ideology as Personal Phenomena and its formation of cadets' and students in the establishments of Internal Affairs of Russia. This article deals with the essence, substance and psychological structure of ideology as personal phenomena. Matters of management of cadets' ideology

* Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru.

* Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of Internal Affairs, PhD of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru.

© Устюжанин В.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.