Научная статья на тему 'Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России'

Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / THE FORMATION OF WORLDVIEW / POSITIVE THINKING / EMOTIONAL CULTURE / FAMILY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Кочин Андрей Анатольевич

В статье показано значение и содержание таких направлений социокультурного развития лично сти, как формирование мировоззрения и позитивного мышления, эмоциональной и семейной культуры обучающихся в образовательных организациях МВД России. Рассмотрена роль социокультурного развития для успешной профессиональной деятельности и позитивного самочувствия личности. Обсуждается содержание материала для преподавателей психологопедагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Кочин Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural development of students in the process of teaching socio-pedagogical disciplines in higher education institutions of the MIA of Russia of worldview and positive thinking, emotional and family culture of students in educational institutions of the MIA of Russia. The role of social and cultural development for successful professional activity and positive health of the individual is considered in this article. The content of the material for teachers of psycho-pedagogical disciplines is discussed

The article shows the value and the content of such areas of social and cultural development of personality as the formation

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России»

К. Д. Ушинский заложил основы личностно-деятельностного подхода к воспитанию, деятельность и активность ребенка он рассматривал как одно из важнейших условий его воспитания и обучения. Большое значение он придавал режиму жизни детей, в котором, по его мнению, заложены механизмы приучения их к организованности, активности и стремление к деятельности. В своей системе нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения он всегда подчеркивал значение упражнений и настаивал, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

К.Д Ушинский был твёрдо убеждён в том, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Именно ему человек обязан минутами высокого наслаждения. По убеждению К.Д. Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли» [1]. Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых учителей сделать обучение для детей как можно более лёгким. Они в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. «Учить играя, - писал Ушинский, -можно только маленьких детей. Умственный труд тяжёл, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями» [1].

Педагогические идеи и новаторские подходы К.Д. Ушинского оказали огромное влияние на всё дальнейшее развитие советской, а в последующем и российской педагогики. Его педагогическое учение, взгляды и подходы во многом опередили время, его наследие и сегодня широко используется в отечественной педагогике. В современной России с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Хочу выразить надежду, что работы великого русского педагога-новатора, будут востребованы многими и многими поколениями современных педагогических работников.

Список литературы

1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948-1952.

2. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. - М.: Педагогика, 1988.

3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Педагогические сочинения в 6 т. - Т. 1. - М.: Гранд Файр пресс, 2004.

4. Модзалевский, Л. Н. К биографии Ушинского [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib. ru/m/modzalewskij_l_n/text_0010.shtml (дата обращения: 14.12.2015).

УДК 37.017.7

Н.Ф. Гейжан,* А.А. Кочин**

Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России

В статье показано значение и содержание таких направлений социокультурного развития личности, как формирование мировоззрения и позитивного мышления, эмоциональной и семейной культуры обучающихся в образовательных организациях МВД России. Рассмотрена роль социокультурного развития для успешной профессиональной деятельности и позитивного самочувствия личности. Обсуждается содержание материала для преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

Ключевые слова: социокультурное развитие личности, формирование мировоззрения, позитивное мышление, эмоциональная культура, семейная культура.

N.F. Geyzhan*, А.А. Kochin*. Socio-cultural development of students in the process of teaching socio-pedagogical disciplines in higher education institutions of the MIA of Russia. The article shows the value and the content of such areas of social and cultural development of personality as the formation

* Гейжан, Наталия Федоровна, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8911-771-6485. E-mail naftus@yandex.ru.

** Кочин, Андрей Анатольевич, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-24-39. E- mail: mail@univermvd.ru.

* Geyzhan, Natalya Fyodorovna, Doctor of Education, Professor of Education and Social Psychology, Department St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: naftus@yandex.ru

** Kochin, Andrey Anatiliyevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 7442439. E-mail: mail@univermvd.ru.

© Гейжан Н.Ф., Кочин А.А., 2016

of worldview and positive thinking, emotional and family culture of students in educational institutions of the MIA of Russia. The role of social and cultural development for successful professional activity and positive health of the individual is considered in this article. The content of the material for teachers of psycho-pedagogical disciplines is discussed.

Keywords: socio-cultural development of personality, the formation of worldview, positive thinking, emotional culture, family culture.

Трудно переоценить значение социокультурного развития человека для повышения уровня его профессиональной успешности, самореализации и удовлетворенности жизнью. Особенно это важно для сотрудников полиции, которым приходится постоянно, ежедневно сталкиваться с самыми неприглядными проявлениями человеческой (правильнее сказать, животной) натуры, взаимодействовать с асоциальными элементами, агрессивными представителями общества (и защищать их при этом). Поэтому так важно заботиться о том, чтобы всемерно содействовать эмоциональному и культурному развитию людей, от которых зависит безопасность, доверительное отношение к представителям власти, комфорт существования как отдельных граждан, так и общества в целом.

Социокультурное развитие - сложный, многогранный процесс. И всеобщей целью, которая его объединяет на разных этапах становления специалиста, является мировоззрение. Оно определяет общую систему взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Вне мировоззренческого выбора целостное развитие личности затрудняется. Разного рода знания, сведения, интерпретация событий не могут быть сплавлены в единую картину мира осознанно. Человеку сложно выстроить основы своего бытия, найти смысл и цель своего существования, особенно в сложных и противоречивых обстоятельствах современной действительности. Каждый из выпускников образовательных организаций МВД России - специалист, работающий с людьми. От его мировоззренческой и нравственной позиции зависит успех дела в долговременной перспективе.

Освоение социально-педагогических дисциплин позволяет преподавателю обсуждать не только программные материалы, но и важные вопросы человеческого бытия. Именно гуманитарное образование помогает осмыслению целей и способов построения жизни в профессиональной и непрофессиональной сферах - в семье, досуге, индивидуальном творчестве. Психология и педагогика в большом объёме представлена в учебных программах по таким направлениям (специальностям), как «Социальная педагогика», «Психология служебной деятельности», «Организация работы с молодёжью», подготовка которых осуществляется в образовательных организациях МВД России. Развивать культуру мышления, эмоционального реагирования, семейных отношений - эти задачи важны не только для развития личности, но и формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Это важно, потому что мировоззренческое и социокультурное самоопределение необходимо и для каждой конкретной личности, и для работы с людьми. Оно имеет и более широкое, социально политическое значение. В рамках реализации Указа Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1], в котором, в частности, были определены задачи в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, был разработан проект Стратегии развития молодёжной политики на соответствующий период. Базовыми содержательными направлениями в этом документе названы обеспечение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности молодого поколения, а главными задачами в повестке дня молодёжной политики названы формирование мировоззрения и развитие компетенций молодых людей [2].

Развитие мировоззрения обучающихся затрудняется большой неопределенностью, многообразием точек зрения, плюрализмом мнений, свободой слова и суждений. Методика этой работы сложна, но в рамках данной темы можно утверждать, что при освоении психолого-педагогических дисциплин важно обсуждать и утверждать следующие положения.

Первое. Развитие терпимости к инакомыслию в процессе формирования мировоззрения возможно, если сосредоточивать внимание обучающихся на мировоззренческих проблемах, которые по-разному решаются разными подходами к пониманию мира. При этом важно учить рассматривать проблемы, которые ставит твой оппонент, в его собственной системе взглядов, а также видеть социально-исторические и психологические факторы, порождающие разные мировоззренческие системы. Именно этому учит старейший из философских методов - герменевтика. Возникший в античности как толкование предсказаний, в XIX в. этот метод становится основным в развитии гуманитарных наук, а с середины XX в. превращается в философское учение о бытии. Понимание текстов в информационную эпоху и достижение взаимопонимания между людьми - это бытийная проблема, т.е. повышающая качество жизни и деятельности человека [3].

Второе положение связано с первым, но подчеркивает деятельностную и позитивную составляющую разных мировоззренческих систем. Это особенно важно для профессионального взаимодействия, конструктивного построения взаимоотношений и психолого-педагогического воздействия, характерного для сотрудников правоохранительных органов. Разные типы мировоззрений имеют не только различия, но и общие стороны. Уметь их вычленять важно на всех этапах развития личности: формирования убеждений, мировоззренческих позиций, целостной картины мира, какой является мировоззрение.

Третье. Создавая ситуации мировоззренческого выбора в образовательном процессе, важно сосредоточивать внимание на критериях оценки собственного выбора и выбора альтернативного.

Разработка таких критериев - задача, которая ещё нуждается в исследованиях. Однако следует подчеркнуть, что оценка системы убеждений с необходимостью требует многокритериальной, разноуровневой и в то же время целостной (не обязательно рациональной) критериальной основы.

Четвертое. Формируя мировоззрение будущего специалиста, важно особое внимание обращать на связь и различие нормативных систем субъекта деятельности и мировоззренческих ориентаций личности. Это весьма сложная проблема, но её решение диктуется опасностью профессиональных деформаций и психотравм сотрудника полиции, включённого в постоянное взаимодействие с носителями противоположных, часто агрессивных убеждений и мировоззренческих позиций.

Другим аспектом, важным для развития мировоззрения обучающихся в процессе освоения психологии и педагогики, является целенаправленное формирование оптимистической жизненной позиции. На первый взгляд кажется, что оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни (шире - мировоззрение) в большой степени обусловлено реальными обстоятельствами бытия человека. Поскольку распространение пессимистических ориентаций, как правило, связано с негативными событиями в жизни человека и общества, прочно установилось мнение, что негативный взгляд на мир объективно обусловлен. «Бытие определяет сознание» - знаменитая фраза материалистической философии.

Между тем, существует и противоположный взгляд - «как мыслишь, так и живешь». Справедливость этой позиции подтверждается практикой жизни, потому что в любых ситуациях встречаются люди, смотрящие в будущее как с оптимизмом, так и с пессимизмом. Значит, эту позицию можно формировать, она может быть предметом воспитания.

Исследования, проведённые нами в высшей школе, показывают актуальность данной задачи в образовательной практике. Пессимистический и близкий к нему критико-агрессивный взгляд на события собственной и общественной жизни проявляются в самых разных аспектах. Например, выражая свое отношение к событиям, происходящим в стране, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России часто концентрируют внимание в истории преимущественно на отрицательных фактах, абсолютизируя явления отрицательного характера: «у нас все плохо», «в России всегда так», «несчастная страна» и т.п. Противоположную позицию в общественном сознании в настоящее время последовательно отстаивает лишь религиозное воспитание, поддерживающее неагрессивное и терпимое отношение к окружающим обстоятельствам, благодарное отношение к бытию от рождения до смертного часа.

Между тем в истории педагогической мысли об этом неоднократно высказывался А.С. Макаренко. Он, в частности, обратил внимание, что в российской традиции не учат жить в оптимистической, радостной позиции. Этого не показывает и литература - великий учитель жизни. Объясняет педагог ситуацию тем, что жизнь, основанная на потреблении, а не на созидании и творчестве, и не может быть счастливой. И в своей педагогической практике в основу воспитания педагог ставил не столько коллектив, как принято считать, а оптимизм, перспективу, радость. «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга» [4].

Если учесть, что вся педагогическая деятельность выдающегося педагога осуществлялась в 20-30-е гг. ХХ в., когда страна переживала тяжелейшие годы экономических и социальных преобразований, то роль оптимистической позиции преподавателя и его воспитанников приобретает особенно яркое звучание. Это заставляет поразмыслить нас, преподавателей и воспитателей, о собственной мировоззренческой позиции, о нашем отношении к событиям повседневной личной и общественной жизни. Осознанность, творческая и созидательная направленность, историчность мышления, стремление к постоянному развитию и обновлению, раскрытию своих душевных и социальных качеств - вот путь оптимистического видения настоящего и будущего. И преподаватели могут нести эту позицию своим воспитанникам, слушателям, подчиненным.

Другой аспект социокультурного развития курсантов и слушателей в процессе освоения социально-педагогических дисциплин - это внимание к эмоциональным реакциям и эмоциональной культуре будущих специалистов, работающих с людьми. Практика показывает, что в воспитательной работе с курсантами и слушателями явно недооценивается развитие эмоциональности и культуры их эмоционального мира. Между тем, и этот аспект воспитания имеет значение для профессионального становления специалиста. В условиях возрастания информационной нагрузки на обучающегося современная педагогика выделяет два вида противоречий. Первое можно обозначить как противоречие между унификацией специалиста и его индивидуальностью. Второе - между рациональностью и эмоциональностью в восприятии окружающей действительности. И то, и другое имеет самое непосредственное отношение к эмоциональному миру человека и его креативным способностям, творческому отношению к делу, которым он занимается.

Сфера деятельности сотрудников полиции включает в себя множество ситуаций общения с малоразвитыми и агрессивными гражданами. Словарный запас, необходимый для общения в ситуациях, ограниченных жёсткими протокольными требованиями, с неизбежностью обедняется, что, в свою очередь, влияет на глубину мышления человека, формирует стереотипы восприятия и действий. А это путь к профессиональной деформации.

Известно, что эмоции являются регуляторами поведения в условиях недостатка информации. Современное обучение развивает преимущественно логику, мышление. У сотрудников органов внутренних

дел к этому добавляется чёткое знание законов и разного рода процессуальных технологий. Информационные системы, усиливая интеллект, слабо развивают эмоциональную сферу, структурируют логику при недостатке эвристики. Это означает негативные последствия и для решения профессиональных задач, и для профессионального взаимодействия, и для построения отношений в других сферах жизнедеятельности, и для полноты самоощущений человека, полноты восприятия жизни и самовыражения в ней.

Эмоциональность как способность переживания (а значит и выражения) жизненно важных событий и ситуаций, является важной характеристикой разносторонне развитого человека, и специалиста, и личности. Как всякая способность, она может развиваться в соответствующей деятельности и поэтому может быть рассмотрена с точки зрения социальной значимости как феномен культуры, определяющий уровень адаптации человека к конкретным историческим условиям. Эмоциональная культура тесно связывается с понятием «эмоциональный интеллект», который рассматривается как способность к распознаванию, осознанию, переживанию и выражению эмоциональных состояний других людей [5; 6].

В полной мере все эти общие положения относятся к значимости развития эмоциональной культуры сотрудников органов внутренних дел. При этом, рассматривая особенности её формирования и развития в конкретных обстоятельствах, необходимо учитывать важнейшее противоречие, которое характерно именно для этой профессии и поэтому отсутствует в гражданских образовательных и профессиональных организациях. Правоохранительные органы относятся к силовым структурам. В процессе образования и деятельности сотрудников органов внутренних дел формируется определенный менталитет, защитные психологические механизмы, противостоящие агрессии, асоциальному поведению граждан, с которыми многим из сотрудников приходится контактировать по долгу службы. Тонкость душевного мира, на первый взгляд, противопоказана сотрудникам полиции. Но работа с детьми, молодёжью, задачи кадровой и психологической службы требуют развитой эмпатии и эмоциональной культуры.

Ясно, что одних только мер воспитательной работы для исправления ситуации недостаточно, тем более, что (по данным многочисленных исследований) в воспитательной работе руководителей подразделений органов внутренних дел всех уровней методы наказания преобладают над методами поощрения, а значит, это меры контроля, администрирования, а не влияния на ценностные ориентации курсантов и слушателей, их ценностно-смысловую сферу.

Следует добавить, что концепции развития органов внутренних дел в современных условиях требуют их построения на принципах гуманизма, уважения к правам человека, переориентации от карательных функций к защитным и охранительным. Это требует иной ментальности, иного отношения к человеку, иной системы ценностей. Решение этой задачи возможно лишь на пути системного формирования (на этапе освоения профессии) и развития (на этапе практической деятельности) профессиональной и общей культуры специалиста.

До настоящего времени эмоциональное (эстетическое) воспитание ограничивается некоторыми мероприятиями досугового характера, деятельностью клубов и отдельных видов художественной самодеятельности. Это не решает проблем недостаточности эмоционально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Даже обучаясь в таких крупных культурных центрах, как Санкт-Петербург, курсанты и слушатели знакомятся с культурными богатствами города эпизодически, не осваивая тех культурных богатств, которыми обладает северная столица. Многие сотрудники, живущие в отдаленной от крупных городов местности, также часто не имеют возможности обогатить свой внутренний мир за счёт освоения художественных достижений, представленных в музеях, театрах, концертных организациях.

Произведение искусства любого жанра использует собственный набор символов, собственный специфический язык, которому необходимо учиться. И поскольку это не профессиональное обучение, оно должно быть организовано в интерактивной форме интересного обсуждения с разного рода иллюстрациями, которые позволяет использовать современная мультимедийная техника. В современных условиях уже недостаточно ограничиваться традиционными формами эстетического воспитания, которые почти неизменными перешли из советского времени. В условиях огромного количества информации, засилья низкопробной и однообразной художественной продукции, которая транслируется через многочисленные каналы радио и телевидения, необходимо искать и внедрять синтетические формы работы, активизирующие не только интерес к её потреблению, но и самосовершенствованию в этой сфере, развивающие способность анализировать и выражать свои суждения [7].

Опыт показывает, что эмоциональное развитие курсантов при освоении разных тем педагогики и психологии, а также во внеучебное время, можно строить по трём основным направлениям.

Это развитие системы знаний о различных языках, знаках, которыми человек может выразить свое эмоциональное состояние. Свои знаки имеют живопись, балет, романс, опера, архитектура. Их полезно уметь читать, сравнивать. Развивается такое умение лучше всего в комбинированных формах восприятия и осмысления, обсуждения информации о разных видах, жанрах, стилях искусства. Современные лектории позволяют организовать реальные прогулки по виртуальному музею, сопровождать показ изображения разнообразной музыкой. Освоение такой информации, если оно происходит в интерактивной форме, а не в формах пассивного слушания, позволяет общаться, разнообразить свою жизнь, уважать себя и товарищей по освоению такого рода информации. Важно учитывать, что эстетика и искусство - это не только область выставок, музеев, лекториев, самодеятельного творчества. Эстетический вкус развивается в осознании эстетических критериев оценки окружающей среды (быт, условия учебной и профессиональной деятельности, внешний вид, отношения между людьми).

Это также развитие эмпатии, способности чувствовать и переживать эмоции как позитивную характеристику человека. Это направление связано с рефлексией, повышением осознанности

собственных эмоциональных проявлений, критичности к дисгармонии, сквернословию, негативному настрою и циничному отношению к людям. Формирование способности сопереживать эмоциональному состоянию других, в т.ч. выраженному в живописном, музыкальном, литературном произведении; умение проявлять свои чувства разнообразными средствами - мимикой, пластикой, жестами, выразительной, образной лексикой.

И третье - это развитие творческой самодеятельности, связанной с эстетическим утверждением окружающей среды и гармоничных отношений. Красота одежды, помещения, опрятность, корректность поведения могут оцениваться не только по дисциплинарным, но и по эстетическим критериям красоты и гармонии. Стимулирование, поощрение активности и интереса обучающихся к посещению театров, музеев, выставочных и концертных залов, знакомство с архитектурой города и пригородов, чтение художественной литературы и книг по искусству (биографий художников, композиторов, архитекторов; научно-популярных изданий по искусству), участие в различных видах художественного творчества (стихосложение, фотография, рисование, пение, танцы) - всё это формы и методы эстетического развития обучающихся.

Важным условием эффективности работы по всем перечисленным направлениям является обсуждение полученных впечатлений, обогащение тематики бытового общения, включение эстетических показателей в критерии самооценки и оценки окружающей действительности. Достижение этих целей требует эстетического развития преподавателей, руководителей курсов и факультетов. Засилье отчетно-контролирующей документации, которое, к сожалению, наблюдается во многих сферах воспитательной работы, для формирования эстетической культуры обучающихся особенно губительно. Здесь необходимо стимулирование инициативы, творчества, нестандартных решений, свободы, самоуправления, поддержки нравственных критериев во взаимоотношениях старшего и младшего поколения.

Еще одно направление социокультурного развития - это обсуждение в учебной и досуговой деятельности вопросов семейной культуры молодого человека. В период обучения в образовательной организации МВД России многие курсанты и слушатели создают семьи. Для них эти вопросы актуальны, их неформальное обсуждение всегда вызывает интерес. Среди такого рода вопросов -качество взаимоотношений, психологический климат в семье, качество досуга, широта и глубина интересов всех членов семьи, качество и организация быта, качество материальных отношений, в т.ч. вопросы распределения денег в семье.

Каждая из этих составляющих может и должна быть рассмотрена с позиций современного мировоззрения. Но важно ещё определить, что понимается под качеством и как это качество связано с духовностью. Мы исходим из того, что вектор эволюции человечества направлен в сторону снижения животного, биологического начала в человеке за счет возрастания разумности (не рассудочности!), осознанности, выхода за пределы личного опыта. Человек может прожить жизнь, стремясь к удовлетворению биологических и социально-биологических потребностей, которые едины у людей и животных. Он и живёт как малоразумное животное. Обидели - огрызается, видит врага - ощетинивается, сытый - радуется, победил соперников в борьбе за самку - доволен, погладили - разнежился.

Способности ценить и, главное, творить добро, красоту, истину присущи только человеку, и тем больше, чем более он развит. Это и составляет его истинно человеческие качества, которые точно так же проявляются и развиваются в строительстве семейных отношений, как в любой другой деятельности.

Если речь идёт о культуре взаимоотношений, нужно выйти на более тонкое понимание себя и всех тех, с кем происходит взаимодействие в семье. Говоря о «тонкости», приходится затрагивать отношения, которые улавливаются не столько в конкретных ситуациях, сколько в общем тоне, царящем в семье. Недаром, когда о нём говорят, то используют всякие иносказания - психологический климат, «погода в доме», атмосфера семьи, психологическое здоровье семьи, дух семьи, тёплый дом, морально-нравственный климат. Осознание преобладающего настроения, настроя в семье, её атмосферы должно быть заботой обоих супругов. Задача заключается не в том, чтобы никогда не было спадов настроения или каких-то напряжённых ситуаций. Важно научиться видеть и слышать себя как бы со стороны при обсуждении проблемных вопросов.

Возможность их обсуждения существует при освоении многих дисциплин гуманитарного цикла - философии, этики, культурологи, психологии, педагогики. Осмысления собственного понимания, собственной позиции желательно добиваться в процессе и учебной, и воспитательной работы с курсантами и слушателями. Важно лишь, чтобы преподаватели и сотрудники факультетов были готовы к обсуждению разных позиций и мнений о семье и семейных ценностях, а также сами были ориентированы в многообразной литературе, которая существует в настоящее время по вопросам семейного строительства, умели соотносить свой личный жизненный опыт с психолого-педагогическими знаниями.

Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе освоения социально-педагогических дисциплин — это задача, которая в полной мере способствует реализации компетентностного подхода в высшем образовании, и может осуществляться на разных этапах освоения профессии. Выше было раскрыто содержание формирующей, развивающей деятельности преподавателей и руководства высшей школы лишь по некоторым составляющим общей культуры специалиста. Незатронутыми оказались вопросы развития правовой, физической, трудовой, умственной культуры, мотивации чтения и самообразования.

Завершая рассмотрение вопросов, выделенных для раскрытия, нужно отметить, что все они тесно взаимосвязаны между собой. Развитие одной характеристики влияет на потребность самосовершенствования личности и в других направлениях. Общим для социокультурного развития

обучающихся в общеобразовательных организациях МВД России является осознание ценности культуры во всех сферах жизнедеятельности человека.

Список литературы

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. [Электронный ресурс]. - URL: - КонсультантПлюс. 20.12.2012.

2. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года. Проект. [Электронный ресурс]. - URL: http://e.120-bal.ru/pravo/2261/index.html.

3. Черняк, Н. А. Онтология понимания : монография. - Омск, ОмГУ, 2011. - 256 с.

4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 7 т. - Т. 7. - М.: Педагогика, 1960. - С. 39-42.

5. Андреева, И. Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: Теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. - Минск, 2003. - С.166-168.

6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009. - 478 с.

7. Гейжан, Н. Ф., Рыбин, С. С. Эмоциональная культура сотрудников правоохранительных органов: формирование и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2008. - № 1 (37). - С. 153-158.

УДК 355.232:378.147

И.В. Зольников*, С.Ю. Ермолаев**, П.С. Ожигин***

Внедрение технологии ГЛОНАСС и GPS для проведения занятий по вождению транспортных средств с курсантами военных вузов

В статье проанализированы данные, полученные по результатам анкетирования курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России, которые позволили определить их готовность к занятиям по вождению транспортных средств с применением технологии ГЛОНАСС и GPS. Был выявлен уровень их терминологической грамотности и самооценки в готовности к управлению транспортным средством с применением технологии GPS и ГЛОНАСС.

Ключевые слова: курсанты, анкетирование, транспортные средства, военные вузы, ГЛОНАС.

I. V. Zolnikov*, S. Y. Ermolaev**,P. S. Ozhigin***. Using GPS and GLONASS Technologies to Train Driving Skills for Cadets of Military Schools. The article analyzes data obtained from a students' survey in the Perm Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia. These data made it possible to determine cadets' readiness in driving vehicles using the technology of GPS and GLONASS. The level of their terminology literacy and self-evaluation in operating vehicles using the technology of GPS and GLONASS was shown.

Keywords: cadets, questioning, vehicles, military universities, GLONASS.

В Российской Федерации, как и в других странах мира, в последнее время огромное количество информационных систем применяют для передачи и приёма информации мобильные устройства. Развитие технологии глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) и Global Positioning System - системы глобального позиционирования (GPS), первоначально разработанные для военных целей, стремительно растут и сегодня доступны практически каждому. Спутниковые системы навигации позволяют определять точное местоположение объекта [1]. Самым простым и недорогим способом, позволяющим постоянно знать, где в данный момент находится ваше транспортное средство, контролировать его передвижение, может быть применение мобильного электронного устройства - гЛОНАСС/GPS/GPRS-трекера. Эта небольшое по размерам устройство способно фиксировать движение транспортного средства и передавать данные на интернет-сервер. В армейских подразделениях трекер может быть полезен для всех должностных лиц, в т.ч. и для специалистов служб технического обеспечения.

* Зольников, Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры технической подготовки Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89194503950. E-mail: zv_igor@mail.ru.

** Ермолаев, Сергей Юрьевич, доцент, начальник кафедры технической подготовки Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89125803928. E-mail: txppvi@mail.ru.

*** Ожигин, Павел Сергеевич, старший преподаватель кафедры технической подготовки Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89822495833. E-mail: ozhiginpavel@mail.ru.

* Zolnikov, Igor Valerevich, candidate of pedagogy, lecturer of the Technical Training department in the Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, street Gremiachy Log 1. Ph.: 89194503950. E-mail: zv_igor@mail.ru.

** Ermolaev, Sergei Yurievich, Assistant professor, head of the Technical Training department in the Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, street Gremiachy Log 1. Ph.: 89125803928. E-mail: txppvi@mail.ru.

*** Ozhigin, Pavel Sergeevich, senior lecturer of the Technical Training department in the Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, street Gremiachy Log 1. Ph.: 89822495833. E-mail: ozhiginpavel@mail.ru. © Зольников И.В., Ермолаев С.Ю., Ожигин П.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.