Научная статья на тему 'Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно-ролевых игр'

Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно-ролевых игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОЛЕВАЯ ИГРА / РАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / ROLE-PLAY / DEVELOPMENT / INDEPENDENCE / INDEPENDENCE OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY / SOCIO-PROFESSIONAL QUALITY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хальзов В. И., Смирнов Ю. В.

В данной статье рассматривается вопрос развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России через обучение в ситуационно-ролевой игре. На наш взгляд, именно при проведении данных игр наиболее эффективно происходит освоение профессиональной деятельности, обеспечиваемое посредством воссоздания в учебной ситуации контекста конкретной профессиональной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independence in professional cadets’ activity in educational establishments of Ministry of internal Affairs of Russia, through educational in role-play

This article deals with the development of independence in professional cadets’ activity in educational establishments of Ministry of internal Affairs of Russia, through educational in role-play. In our opinion, such games create professional activity, more effectively provided by recreating of the context of a particular occupational situation in a training situation.

Текст научной работы на тему «Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно-ролевых игр»

3. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. N° 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». // Российская газета (федеральный выпуск). - 2008. - 26 декабря. - № 4822.

5. Гоноблин, Ф. Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.

6. Писарев, Д. И. Генрих Гейне // Литературная критика : в 3 т. - Т. 1. - Л.: Художественная литература, 1981.

7. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. - М.: Педагогика, 1979.

Literature

1. Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. # 3-FZ (v red. ot 21 noyabrya 2011 g.) «O politsii» // Rossiyskaya gazeta (federalnyiy vyipusk). - 2011. - 8 fevralya. - # 5401.

2. Federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. # 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Novyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: N 76 tekst s izm. i dop. na 2013 g. - M.: Eksmo, 2013. (Aktualnoe zakonodatelstvo).

3. Prikaz MVD Rossii ot 11 fevralya 2010 g. # 80 «O moralno-psihologicheskom obespechenii operativno-sluzhebnoy deyatelnosti organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii».

4. Prikaz MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. # 1138 «Ob utverzhdenii Kodeksa professionalnoy etiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii». // Rossiyskaya gazeta (federalnyiy vyipusk). - 2008. - 26 dekabrya. - # 4822.

5. Gonoblin, F. N. Psihologiya. - M.: Prosveschenie, 1973.

6. Pisarev, D. I. Genrih Geyne // Literaturnaya kritika : v 3 t. - T. 1. - L.: Hudozhestvennaya literatura, 1981.

7. Suhomlinskiy, V. A. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya : v 3 t. - M.: Pedagogika, 1979.

УДК 371.3

В.И. Хальзов*, Ю.В. Смирнов**

Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно-ролевых игр

В данной статье рассматривается вопрос развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России через обучение в ситуационно-ролевой игре. На наш взгляд, именно при проведении данных игр наиболее эффективно происходит освоение профессиональной деятельности, обеспечиваемое посредством воссоздания в учебной ситуации контекста конкретной профессиональной ситуации.

Ключевые слова: профессиональное образование, ролевая игра, развитие, самостоятельность, самостоятельность в профессиональной деятельности, социально-профессиональное качество, образовательные учреждения МВД России.

V. I. Khalzov*, Y.V. Smirnov**. Independence in professional cadets' activity in educational establishments of Ministry of internal Affairs of Russia, through educational in role-play. This article deals with the development of independence in professional cadets' activity in educational establishments of Ministry of internal Affairs of Russia, through educational in role-play. In our opinion, such games create professional activity, more effectively provided by recreating of the context of a particular occupational situation in a training situation.

Keywords: professional education, role-play, development, independence, independence of the professional activity, socio-professional quality, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

* Хальзов, В. И., профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел. (812) 730-24-23.

** Смирнов Ю.В. - старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1., раб. тел. (812)744-96-37

* Khalzov, V. I. professor of Education and Social Psychology, Department of St. Petersburg University of the Ministry of the Interior, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Education ofthe Russian Federation. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 730-24-23.

** Y.V. Smirnov, lecturer of Operational and Investigative activity of law enforcement bodies of St. Petersburg University, of the Ministry of the Interior of Russia. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.

© Хальзов В.И., Смирнов Ю.В., 2013

Хальзов В.И., СмирновЮ.В. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности...

Проявление самостоятельности личности зависит от ее общественного положения. Положение сотрудника полиции обязывает его в ходе осуществления профессиональной деятельности проявлять самостоятельность в постановке и решении служебных задач. Это позволяет сотруднику полиции более свободно действовать при принятии решений, но при этом возрастает степень его ответственности перед обществом за полученный результат.

Возлагая на сотрудника полиции ответственность, общество тем самым ориентирует его на конкретные нормы и ценности, основанные на требованиях общества и его интересах. В связи с этим можно утверждать, что «самостоятельность в профессиональной деятельности» является категорией социальной и этической. Она рассматривается нами как многогранное социально-профессиональное качество специалиста, выражающееся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт, прочных специальных знаний, умений, навыков, дающих сотруднику полиции возможность осуществлять инициативные, творческие действия по решению специальных задач без посторонней помощи, при отсутствии боязни ответственности за принятое решение и его последствия.

Проблема развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов недостаточно изучена. Это мешает на практике решать задачу подготовки современного сотрудника правоохранительных органов, к которому общество предъявляет повышенные требования: быть современно образованным, нравственным, специалистом, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способным к сотрудничеству, отличающимся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающим развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Самостоятельность в профессиональной деятельности у курсантов формируется, развивается и проявляется в ходе осуществления деятельности. Основными видами их деятельности являются учебная деятельность, общественная работа, выполнение служебных обязанностей. В процессе этих видов деятельности они развивают интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты, физические способности, социально-профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для развития самостоятельности в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Современное профессиональное образование в вузах МВД России должно быть нацелено на обеспечение самоопределения курсантов, создание условий для развития у них самостоятельности в профессиональной деятельности, самореализации в профессиональной сфере жизнедеятельности. Осмысление функций и тенденций, выбор организационных форм, методов и средств обучения с целью развития самостоятельности в профессиональной деятельности у обучающихся, позволяют выстроить целостный педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов.

Одним из методов обучения, повышающих эффективность развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов, на наш взгляд, является игровой метод (социально-ролевая игра). Технология её проведения заключается в следующем: «обеспечить взаимодействие на психологию обучаемых таким образом, чтобы моделировались, тщательно анализировались отношения, возникающие перед офицером в процессе его служебно-боевой деятельности» [1, с. 137].

В общем виде социально-ролевая игра представляет собой «системный способ моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющей целью обучение отдельных лиц и групп принятию решений» [2, с. 83]. Обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, т.к. позволяет курсантам в ходе учебной деятельности овладевать учебными дисциплинами в контексте их будущей профессиональной деятельности. Их цель в обучении - развитие теоретических и практических навыков самостоятельной работы, формирование умений выстраивать взаимоотношения с людьми и управлять коллективом, развитие инициативы и ответственности.

Использование игрового метода в обучении позволяет одновременно решать многие задачи:

- создавать условия для наиболее полного усвоения учебного материала, в основе которого лежит системное применение знаний в процессе одновременного решения учебных и моделируемых профессиональных ситуаций, синтез знаний из разных дисциплин и преодоление их разобщенности в сознании курсантов;

- оптимизировать учебную деятельность курсантов, создать условия для развития самостоятельности в профессиональной деятельности у них в ходе анализа различных служебных ситуаций, встречающихся в ходе осуществления профессиональной деятельности, и самостоятельно находить их решения;

- стимулировать развитие личностных качеств курсантов, их самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия;

- формировать интерес и эмоционально-ценностное отношение к учебной и профессиональной деятельности;

- обеспечивать овладение курсантами методологией решения служебных задач и усвоение ими опыта выполнения профессиональных функций без посторонней помощи.

Обучение на основе игрового метода происходит в ситуации, имитирующей реальную. При этом деятельность преподавателя приобретает характер совместной деятельности с курсантами по достижению единой цели. Результативность достигается путем расширения самостоятельности курсантов, достижения ими уровня тех руководителей, деятельность которых они моделируют.

В ситуационно-ролевой игре оценка действий курсантов осуществляется по ряду важных показателей:

- объем знаний, применяемых при решении игровых задач;

- умение увидеть проблему, определить ее природу и без посторонней помощи наметить пути ее разрешения;

- умение направить поиск на оптимальное решение проблемы, используя массивы информации;

- умение использовать теоретические знания при решении практических задач;

- развитие навыков самостоятельных действий курсантов в ситуациях, имитирующих реальные.

В совокупности перечисленные выше знания, умения и навыки и их оценка, полученная по

результатам ситуационно-ролевой игры, стимулируют курсантов к саморазвитию самостоятельности в профессиональной деятельности.

Специфика данного метода обучения, в отличие от других форм коллективного взаимодействия в учебном процессе, заключается в том, что:

- с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных учебных задач;

- с другой, данная деятельность носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, быть достаточно свободным, раскованным, выступая в определенной роли, снимет психологические барьеры, которые мешают проявлению самостоятельности при осуществлении профессиональных действий в различных ситуациях.

Именно эти специфические черты ситуационно-ролевой игры делают ее привлекательной для всех сторон учебного процесса. В то же время, учитывая ее игровую «несерьезную» направленность в ущерб образовательному потенциалу, преподаватели должны хорошо представлять себе как дидактическую сущность и возможности ситуационно-ролевой игры, так и методически грамотно проектировать и строить ее с целью более эффективного развития у курсантов в ходе обучения самостоятельности в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Для этого необходимо рассмотреть структуру игры и проанализировать каждый её элемент с точки зрения доминирующих тенденций в повышении эффективности развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов.

Алгоритм её подготовки и проведения определяется ее типом и особенностями предполагаемой профессиональной деятельности. В общем варианте она представляет собой следующие этапы.

1. Теоретическая подготовка:

- определение целей, которые необходимо достичь при изучении учебной дисциплины;

- изучение учебного материала, используемого в ходе игры;

- проведение консультации в целях разъяснения специфики игровых занятий.

2. Подготовительный этап, предусматривает:

- изложение преподавателем первичной информации, совместную постановку задач игры и учебных задач;

- комплектование игровых групп, распределение ролей и обязанностей;

- подготовку учебного материала, разработку и оформление документов, используемых в игре;

- постановку индивидуальных задач перед каждым участником игры с целью их последующего решения.

3. Ввод в игру, в ходе которого проводятся следующие мероприятия:

- рассмотрение моделируемой системы с целью познания условий её функционирования;

- анализ обстановки на первоначальном этапе и ситуаций, характерных для данного игрового занятия;

- определение порядка проведения игры, взаимодействия, соблюдение дисциплины и правил поведения.

4. Проведение игры:

- видение проблемы, формирование рабочих гипотез и определение вариантов их решений в игровых группах;

- осуществление без посторонней помощи действий с целью реализации принятых решений;

- изменение и усложнение ситуаций, в которых необходимо самостоятельно принять определенные решения для разрешения вновь возникшей проблемы;

- самостоятельные действия курсантов по достижению целей ситуационно-ролевой игры в изменившихся условиях.

5. Завершающий этап включает в себя:

- защиту каждым курсантов своих решений, материалов и результатов работы;

- обсуждение результатов;

- общую дискуссию, в ходе которой устанавливаются проблемы, выявленные в ходе игре, показывается соответствие игры реальной жизни;

- выявление тех или иных причин поведения участников игры;

- выяснение того, что нужно изменить в игре для повышения эффективности результата и предложения о том, что нужно изменить в реальной жизни;

- подведение итогов ситуационно-ролевой игры и оценку деятельности игровых групп и самостоятельной деятельности каждого курсанта.

Рассматривая некоторые элементы механизма воздействия ситуационно-ролевой игры на развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов, мы определили, что центральным элементом, позволяющим повысить эффективность данного развития, является активизация мышления и учебной деятельности обучаемых, т.к. при этом курсанты ориентируются

Хальзов В.И., Смирнов Ю.В. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности...

на заранее определенное направление учебно-познавательной деятельности и концентрируют силы на достижении поставленных целей без посторонней помощи.

На подготовительном этапе курсанты под руководством преподавателя работают над осознанием практической значимости будущих поисково-познавательных и учебно-профессиональных действий и формируют ценностные установки на предстоящее занятие в контексте будущей профессии. На этапе проведения занятий по основным курсам в сжатой форме сообщается о том, что необходимо знать и уметь по конкретной теме, даются основные блоки необходимых знаний. Курсанты получают представление по профессионально значимым вопросам, и в то же время они ставятся в условия, побуждающие их к поиску нового материала по проблеме, т.е. у них формируется заинтересованность в самом предмете, подлежащем изучению и исследованию. При этом необходимо привлекать внимание курсантов к структуре и принципам организации ситуационно-ролевой игры: они получают возможность использовать свои знания в практическом деле, что делает участие в игре привлекательным, а это повышает эффективность развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов.

На следующем этапе побуждение к самостоятельной познавательной деятельности курсантов достигается постановкой задач по конкретной игре и определением соответствующих индивидуальных и групповых целевых и комплексных проблемных заданий, цель которых - активизировать деятельность курсантов по их творческому решению без посторонней помощи.

Невыполнение данных заданий и формальная подготовка нормативно-справочных и игровых документов имеет морально-психологический аспект. Это приводит к неблагоприятным последствиям как для отдельного курсанта, так и для игровой группы и коллектива в целом. Курсант, не выполнивший задание, создает о себе мнение как о недобросовестном сотруднике и некомпетентном специалисте. Кроме того, в этом случае ситуационно-ролевая игра осложнится, а труд его коллег может оказаться безрезультатным.

Данный этап способствует также повышению уровня развития самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов. Это зависит от правильной организации процесса формирования игровых групп и распределения ролей и обязанностей между курсантами в группе. Как правило, более активные курсанты стремятся выбрать наиболее интересную и престижную роль. Если учитывать данное обстоятельство, при умелой организации процесса ситуационно-ролевой игры у курсантов появляется желание оправдать доверие товарищей и руководителя и стремление показать свою компетентность, способность самостоятельно справиться с порученной ролью как в игровой ситуации, так и в реальных условиях профессиональной деятельности.

С самого начала проведения ситуационно-ролевой игры на курсантов оказывает воздействие фактор состязательности между игровыми группами. Их действия осуществляются на виду друг у друга, а это способствует тому, что курсанты сравнивают качество конечного результата отдельных действий и задач в целом, могут корректировать свои действия, быстро и без посторонней помощи принимать решения. Но главным стимулом, побуждающим курсантов к максимальной самостоятельности при осуществлении профессиональных действий, является возможность ощутить причастность к функционированию сложного механизма правоохранительной системы органов внутренних дел. Ощущение своей полезности для других в ходе ситуационно-ролевой игры, умение без посторонней помощи принимать решения и выполнять их, а также опора на взаимопомощь и гласность придают мощный импульс интенсификации творческого поиска.

Направленность ситуационно-ролевой игры преимущественно на развитие профессиональных навыков и умений оказывает значительное воздействие на развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов. В процессе ее проведения у них появляются возможности проявить данное качество в условиях, близких к своей будущей профессиональной деятельности.

В процессе проведения ситуационно-ролевой игры на каждого курсанта постоянно воздействует эмоционально-оценочная реакция коллектива, что возбуждает курсантов эмоционально, повышает их желание действовать быстро, решительно и без посторонней помощи. Появлению эмоциональной энергии способствует широкая мотивационная основа действий. Она включает как мотивы, обусловленные убеждениями и долгом, так и мотивы, появляющиеся в ходе проведения ситуационно-ролевой игры: стремление быть лучшим, проявлять самостоятельность при принятии решений, уметь организовать их выполнение, получить одобрение и признание своей деятельности среди коллег и занять достойное место среди них.

Также одним из факторов, влияющих на более эффективное развитие у курсантов самостоятельности в профессиональной деятельности сотрудника полиции, является азарт участников ситуационно-ролевой игры. Он позволяет в ходе всего периода проведения ситуационно-ролевой игры поддерживать у курсантов длительную работоспособность, проявлять свои способности в ограниченные периоды времени в экстремальных игровых ситуациях, полностью отдавать себя решению учебно-игровых задач, мобилизовать свои возможности на достижение поставленной цели.

На завершающем этапе ситуационно-ролевой игры при защите курсантами своих решений, последовательности действий по их выполнению, обсуждении игровых результатов они еще раз мысленно повторяют пройденные этапы, что способствует более прочному усвоению пройденного материала.

«Система оценивания должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем - оценки преподавателя-ведущего» [5, с. 108], т.к. она обеспечивает контроль принимаемых

решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, позволяет оценивать самостоятельную деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность игровых групп.

Таким образом, в игровом процессе раскрываются все преимущества данного метода по развитию у курсантов профессиональных компетенций, что способствует более эффективному развитию у них самостоятельности в профессиональной деятельности. Поскольку этот метод системный, он основан на совокупности приемов и правил формирования комплекса профессиональных компетенций, в основе которых лежат профессиональные знания, умения, навыки, необходимые для выполнения служебных обязанностей, на основе обучения действиям как в знакомой обстановке, так и в экстремальных ситуациях. Все это способствует усвоению предметных и социальных умений в процессе ситуационно-ролевой игры, развивает творческую активность, профессиональную и социальную компетентность личности сотрудника полиции новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.

Сказанное подтверждает преимущество данного метода обучения, направленного на развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России, по сравнению с традиционными методами обучения.

Список литературы

1. Давыдов, В. П., Сальников, В. П., Слепов, В. Я. Педагогика высшей школы МВД России : учебник / Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. - 306 с.

2. Кикоть, В. Я., Якунин, В. А. Педагогика и психология высшего образования : учебник. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 1996. - 318 с.

3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : схемы и комментарии. - М.: Владоспресс, 2001. - 368 с.

4. Никитина, Н. Н., Железнякова, О. М., Петухов, М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002. - 201 с.

5. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / 3-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Юридическая педагогика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Беличев С.А., Беляева Л.И., Буданов А.В. и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: Юнитидана, Закон и право, 2004. - 895 с.

Literature

1. Davyidov, V. P., Salnikov, V. P., Slepov, V. Y. Pedagogika vyisshey shkolyi MVD Rossii : uchebnik / Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii; Akademiya prava, ekonomiki i bezopasnosti zhiznedeyatelnosti / pod obsch. red. V.P. Salnikova. - SPb.: Fond podderzhki nauki i obrazovaniya v oblasti pravoohranitelnoy deyatelnosti «Universitet», 2003. - 306 s.

2. Kikot, V. Ya., Yakunin, V. A. Pedagogika i psihologiya vyisshego obrazovaniya : uchebnik. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyiy universitet, Sankt-Peterburgskiy voennyiy institut vnutrennih voysk MVD Rossii, 1996. - 318 s.

3. Kryisko, V. G. Psihologiya i pedagogika : shemyi i kommentarii. - M.: Vladospress, 2001. - 368 s.

4. Nikitina, N. N., Zheleznyakova, O. M., Petuhov, M. A. Osnovyi professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti : ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdeniy sred. prof. obrazovaniya. - M.: Masterstvo, 2002. - 201 s.

5. Pedagogika i psihologiya vyisshey shkolyi : uchebnoe posobie / 3-e izd., pererab. i dop. - Rostov n/D.: Feniks, 2006. - 196 s.

6. Yuridicheskaya pedagogika : uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po spetsialnosti 021100 «Yurisprudentsiya» / [Belichev S.A., Belyaeva L.I., Budanov A.V. i dr.]; pod red. V.Ya. Kikotya, A.M. Stolyarenko. - M.: Yunitidana, Zakon i pravo, 2004. - 895 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.