Научная статья на тему 'Критерии и показатели уровня сформированности научного мировоззрения курсантов вузов МВД России'

Критерии и показатели уровня сформированности научного мировоззрения курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / POLICE ACADEMIES STUDENT'S SCIENTIFIC WORLD OUTLOOK / SPIRITUAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / TEACHING INFLUENCE / JURAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко В. С.

В статье рассматриваются вопросы сформированности духовных образований личности, их уровни и критерии. При этом при определении критериев и показателей уровня сформированности научного мировоззрения курсантов за основу была взята разработанная в трудах ученых силовых ведомств система критериев качественной оценки эффективности учебно-воспитательных воздействий и методика оценки непосредственно правового обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CRITERIA AND RESULTS OF THE POLICE ACADEMIES STUDENT'S SCIENTIFIC WORLD OUTLOOK

In this article we research spiritual development of a personality, it's levels and criteria. The basis to determine these levels is the quality estimation criteria system of the teaching influence effectiveness and estimation methods of jural teaching.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели уровня сформированности научного мировоззрения курсантов вузов МВД России»



Все перечисленные критерии можно в совокупности представить как эффективность научной деятельности, как эффективность организации научного процесса, т.е. целесообразность научной деятельности. Вместе с тем некоторые наиболее значимые научные результаты могут проявить себя лишь после многолетних усилий научного сотрудника, коллектива научных сотрудников и научного учреждения. Таким образом, оценивая деятельность, следует учитывать и такое обстоятельство, как отрезок времени, затраченный на научную деятельность. В этом случае возникает вопрос оценки работ, которые были начаты ранее, но завершены в данном периоде или были начаты в оцениваемом периоде, а заканчиваются позже.

Основываясь на результатах проведенного анализа в подходах к определению содержания научной деятельности, приходим к выводу, что по данному вопросу есть достаточно большое количество различных теоретических разработок отечественных ученых, однако это не позволяет прийти к общему мнению. Возможно, здесь кроются как объективные, так и субъективные причины. Вместе с тем в условиях проводимых реформ в сфере науки и образования и связанного с ним процесса формирования системы оценки эффективности научной деятельности необходим единый подход к выработке критериев и показателей, оценке эффективности и результативности научной деятельности, а также других вопросов в этой области. Исходя из этого мы предлагаем заинтересован-

ным исследователям по данной проблеме принять участие в дискуссии на страницах данного научного издания.

1 Например, по данному вопросу в марте 2002 г. прошло заседание Совета Безопасности Российской Федерации, 3 сентября 2008 г. Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям; 27 июня 2008 г. вопрос обсуждался на заседаниях «круглого стола» в Академии управления МВД России, 19 сентября 2008 г. в Минобр-науке России, 17 февраля 2009 г. проходили парламентские слушания, организованные Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2 См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 555; Т. 26, ч. 1. С. 355.

3 Струмилин С. Г. К методологии учета научного труда. Ленинград, 1932. С. 6.

4 См.: Тямшанский Н.Д. Экономика и организация научно-исследовательских работ в машиностроении. Л., 1967. С. 10-11.

5 См.: Клименюк В.Н. Управление развитием и использованием научного потенциала. Киев, 1974. С. 21—31.

6 См.: Йорданов И. Оценка экономической эффективности науки: Критерии и показатели. М., 1977. С. 118.

7 См.: Татаринов Ю.Б. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований. М., 1986.

8 См.: Новиков Д.А., Суханов А.Л. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах. М., 2005.

9 См.: Сержинский И. Методологические проблемы оценки результатов научно-технической и инновационной деятельности. Критерии и показатели // Наука и инновации. 2006. № 2. С. 49—52.

10 См.: Вегер Л.Л. Экономика научных исследований. М.: Наука, 1981. С. 175.

11 См.: Евдокимов С.А. Показатели научной деятельности: мнения ученых. М., 1990. С. 7.

12 См.: Щербаков А.И. Эффективность научной деятельности в СССР: Методологический аспект. М.: Экономика, 1982. С. 92.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАНИОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

B.C. ОСТАПЕНКО,

кандидат философских наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы сформированное™ духовных образований личности, их уровни и критерии. При этом при определении критериев и показателей уровня сфор-мированности научного мировоззрения курсантов за основу была взята разработанная в трудах ученых силовых ведомств система критериев качественной оценки эффективности учебно-воспитательных воздействий и методика оценки непосредственно правового обучения и воспитания.

Ключевые слова, духовное образование личности, научное мировоззрение курсантов, учебно-воспитательное воздействие, правовое обучение и воспитание.

THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CRITERIA AND RESULTS OF THE POLICE ACADEMIES STUDENT'S SCIENTIFIC WORLD OUTLOOK.

V.S. OSTAPENKO,

candidate of philosophy, professor

Annotation. In this article we research spiritual development of a personality, it's levels and criteria. The basis to determine these levels is the quality estimation criteria system of the teaching influence effectiveness and estimation methods of jural teaching.

Key words, spiritual development of a personality, police academies student's scientific world outlook, teaching influence, jural teaching.

В педагогической литературе существуют различные точки зрения на критерии и показатели сформированности духовных образований личности. Иногда в качестве критериев и показателей берутся совокупность знаний, участие курсантов в научныгх мероприятиях, уровень их общей и профессиональной культуры и др. Это позволяет оценить лишь одну из сторон сложной, многогранной деятельности курсантов, способствующей развитию личности. Рассматривают этот вопрос в своих работах В.В. Анциферов, A.B. Барабанщиков, Н.И. Татаркина и особенно П.Н. Городов, взявшие за основу комплексный критерий оценки качества духовных образований личности, который проявляется во всех сферах деятельности курсанта и дает возможность оценить эффективность учебно-воспитательных воздействий и определить уровень сформированности основных структурно-содержательных элементов мировоззрения.

В данной работе при определении критериев и показателей уровня сформированности научного мировоззрения курсантов за основу была взята разработанная в трудах ученых силовых ведомств (A.B. Барабанщиков, О.М. Булгаков, В.И. Вдовюк, П.Н. Городов, Ю.И. Дутов, Л.Ф. Железняк, В.М. Мельников, Н.И. Татаркина и др.) система критериев качественной оценки эффективности учебно-воспитательных

воздействий и методика оценки непосредственно правового обучения и воспитания, предложенная В.В. Головченко. При определении критериев и показателей сформированности у курсантов научного мировоззрения в целом и его правового аспекта в частности учитывались следующие требования: репрезентативность, надежность, значимость, сопоставимость, объективность и др.

Исходя из структуры и содержания научного мировоззрения, профессиограммы выпускника образовательного учреждения МВД России, выделен комплекс базовых критериев и показателей, которые наиболее полно отражают уровень егос формированности. В окончательном варианте были определены пять критериев оценки уровня сформированности научного мировоззрения курсантов, каждый из которых, в свою очередь, оценивался по пяти показателям. Примерные критерии и показатели определяют в диссертационном исследовании Ю.И. Дутов [1] применительно к формированию правовой культуры курсантов, Н.И. Татаркина [2] — к духовно-нравственной культуре курсантов. В результате были получены представленные на схеме критерии и показатели уровня сформированности научного мировоззрения.

Критерии и показатели уровня сформированности научного мировоззрения курсантов

Критерий Показатели, характеризующие уровень сформированности научного мировоззрения

Гносеологический Объем, глубина, широта, системность и качество получаемых мировоззренческих знаний

Аксиологический Отношение к мировоззренческим знаниям, осознание их ценности, устойчивость мировоззренческих взглядов и убеждений, ценностные ориентации в правоохранительной сфере, потребность повышать качество мировоззренческих знаний, взглядов, убеждений

Профессионально-формирующий Умения и навыки правоохранительной деятельности, умения и навыки использовать в работе различные виды источников мировоззренческой правовой информации, навыки и умения анализировать явления и ситуации и прогнозировать их возможные правовые последствия, умения и навыки дисциплинарной практики, навыки и умения организации и проведения мировоззренческого воспитания

Профессионально-деятельностный Правомерное поведение, работа по поддержанию правопорядка и укреплению служебной дисциплины, участие в борьбе с проявлениями правового нигилизма, участие в воспитании курсантов младших курсов, практическая деятельность по защите прав и законных интересов населения

Профессионально-мотивационный Мотивы получения мировоззренческих знаний, мотивы правомерного поведения, мотивы обучения и воспитания, мотивы защиты прав и законных интересов населения, мотивы противоправного поведения

В ходе проведенного педагогического эксперимента было определено, что наибольшие весомые коэффициенты получили следующие показатели критериев уровня сформированно-сти научного мировоззрения курсантов.

Гносеологический критерий: системность, объем, качество мировоззренческих знаний. Аксиологический критерий: отношение к мировоззренческим знаниям; осознание их ценности; ценностные ориентации в правоохранительной сфере. Профессионально-формирующий критерий: навыки правоохранительной деятельности; навыки и умения организации и проведения мировоззренческого воспитания; умения и навыки дисциплинарной практики. Профес-сионально-деятельностный критерий: практическая работа по защите прав и законных интересов населения; работа по поддержанию правопорядка и укреплению служебной дисциплины; правомерное поведение. Профессионально-мотивационный критерий: мотивы правомерного поведения; мотивы защиты прав и законных интересов населения; мотивы получения мировоззренческих знаний.

Сравнительная оценка критериев по значимости каждого из них в оценке общего уровня

развития научного мировоззрения не производилась. Каждый из критериев характеризует свою специфическую сторону научного мировоззрения, поэтому не совсем корректно сравнивать критерии между собой по значимости.

Для того чтобы использовать полученные критерии и показатели непосредственно для оценки качества сформированности научного мировоззрения курсантов, было определено количество уровней и сформулировано содержание каждого из них ( I уровень — низкий, II — ниже среднего, III — средний, IV — достаточно высокий, V — высокий).

Таким образом, вполне обоснованно можно утверждать, что предложенная система критериев и показателей может быть использована для оценки уровня сформированности научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России.

Литература

1. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2006.

2. Татаркина Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В.И. ПАШКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности духовно-нравственных ценностей, указаны цели и задачи, раскрыты принципы духовно-нравственного воспитания.

TO THE PROBLEM OF ACQUISITION OF MORAL AND SPIRITUAL VALUES BY MODERN MILITARY SERVANTS

V.I. PASHKOV

Annotation. The article considers the peculiarities of moral and spiritual values, indicates goals and objectives, reveals principles of moral and spiritual education.

В течение последних десятилетий не раз поднимался и поднимается вопрос о реформировании Вооруженных сил Российской Федерации и их техническом переоснащении в связи с повышением авторитета армии. Однако еще более насущной проблемой является духовно-нравственное состояние армии в целом и каждого в ней в отдельности. Испокон веков в на-

шем государстве армия воспринималась как сосредоточенная волевая сила государства, оплот Родины, воплощенная храбрость народа. Идеалом нравственности в ней выступали честь, самоотверженность и жертвенное служение. Дух российской армии никогда не был духом насилия. Эти идеалы не утратили актуальности и на сегодняшний день, ведь без ар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.