Научная статья на тему 'Критерии эффективности профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России'

Критерии эффективности профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗ МВД РОССИИ / БУДУЩИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / PROFESSIONAL-MORAL TRAINING / THE UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA / FUTURE POLICE OFFICERS / CRITERIA / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенков Николай Викторович

В статье рассматриваются вопросы выявления критериев эффективности профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России, позволяющих объективно оценить степень ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошенков Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICENCY CRITERIA PROFESSIONAL-MORAL TRAINING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA

In the article the author concerns the issues of identifying the criteria of the efficiency of professional-moral training of future police officers at the University of the MIA of Russia in order to objectively assess the degree of its formation.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России»

Ерошенков Н.В.,

Белгородский юридический институт МВД России

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ

МВД РОССИИ

EFFICENCY CRITERIA PROFESSIONAL-MORAL TRAINING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA

В статье рассматриваются вопросы выявления критериев эффективности профессиональнонравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России, позволяющих объективно оценить степень ее сформированности..

In the article the author concerns the issues of identifying the criteria of the efficiency of professional-moral training offuture police officers at the University of the MIA of Russia in order to objectively assess the degree of its formation.

В ходе реформирования системы МВД России с принятием Федерального закона «О полиции» [1] и развитием новой нормативной правовой базы в сфере правоохранительной деятельности перед ведомственной системой образования в целом и образовательной средой вуза МВД России в частности поставлена очень серьезная по своим масштабам задача — в кратчайшие сроки обеспечить формирование кадрового корпуса полиции, к которому обществом предъявляются высокие личностные, нравственные и профессиональные требования. В связи с этим, как свидетельствуют опыт и результаты проведенного нами исследования, стало необходимым осуществление в образовательной среде вуза МВД России профессионально-нравственной подготовки курсантов.

Профес сионально -нр авственная по дготов ка (ПНП) курсантов — будущих полицейских в вузе МВД России подразумевает, по нашему мнению, ориентацию профессиональной подготовки курсантов на формирование у них нравст -венного сознания, опыта нравственных отноше-ний и нравственного поведения. В процессе осуществления описываемой подготовки буду -щих полицейских определяется комплекс профессионально-нравственных мотивов, ценно -стей, убеждений, отношений, чувств, действий, поступков, качеств личности, благодаря которым эффективность профессионально-нравственной подготовки курсантов может быть измерена. Ис -ходя из данного положения, мы выделяем крите -рии результата профессионально-нравственной

подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России.

Г оворя о критериях профессионально -нравственной подготовки будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России, мы имеем в виду степень соответствия или несоответствия личностных характеристик будущего полицейского определенным требованиям, предъявляемым к результату подготовки. В качестве таких общих мерил выступают: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки; ФЗ «О полиции» [1]; ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], Приказ МВД России от 03.07.2012 г. № 663 «Об

утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» и другие нормативные акты МВД России.

В качестве частного примера выступает предлагаемая нами система критериев результата профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России, проявляющаяся в конкретных показателях и разработанная на основе результатов теоретического анализа, опыт -но-экспериментальной работы, а также мнения экспертов из числа старшего командного соста -ва, кураторов, преподавателей и администрации Белгородского юридического института МВД России и преподавателей кафедры педагогики Белгородского государственного национального

исследовательского университета. Критерии эффективности профессионально-нравственной

подготовки будущего полицейского в вузе МВД России определялись с позиций целостного понимания профессиональной и нравственной под -готовки курсантов, выделения ее структурных и функциональных компонентов, толкования сущ -ности и содержания профессионально-нравст-венной подготовки.

Так, о степени сформированности профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России мы судили, опираясь на моти -вационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный и качественно -личностный критерии. Причем последний рассматривался нами как своего рода результат предыдущих критериев. Перечисленные критерии и соответствующие им показатели конкретизируются в таблице.

Критерии эффективности профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских

Мотивационно -ценностный Эмоцио нально -волевой Рефлексивно-деятель нос тный

Нравст- венное сознание • степень сформирован-ности нравственных знаний, убеждений, идеалов курсантов • степень оценки и принятия моральных требований и норм в профессионально ориентированной деятельности • стремление к профессионально-нравственному самосовершенствованию

Нравственные отношения И чувства • степень интеграции общечеловеческих и профессионально-личностных ценностей • уровень сформированности нравственных чувств и созидательного отношения к себе, к другим, к профессии • степень рефлексии профессионально ориентированной деятельности с по -зиций норм морали и нравственности

Нравст- венное поведение • характер мотивации профессиональной деятельности, моральных потребностей и эталонов поведения личности • уровень эмоциональноволевой устойчивости в профессионально ориентированной деятельности • степень сформированно-сти нравственной привычки и свободы в решении конфликтных ситуаций

Качестве нно -личностный

• гуманизм, духовность • долг, честь и достоинст -во • нравственная чистоплотность, неподкупность • тактичность, доброжелательность • самообладание, выдержка • толерантность • ответственность, обязательность, принципиаль -ность • самокритичность • справедливость, объективность

Мотивационно-ценностный критерий рассматривается нами в качестве базисного критерия результата реализации профессионально-нравственной подготовки будущего полицейского, так как характер и степень осмысления профессионально -нравственных мотивов и присвоения моральных ценностей рассматривается как процесс профессионально-нравственного становления личности.

Оптимизация профессионально-нравственной подготовки в вузе МВД России в значительной степени зависит от степени нравственности сформированных мотивов курсантов, определяющих их отношение к нравственно и профессионально ориентированной деятельности будущего сотрудника правоохранительных органов. В системе мотивов будущего полицейского ведущее значение имеют такие, как осознание социальной и личностной значимости приобретаемых знаний,

умений, навыков, опыта; интерес к предметам гуманитарного и профессионального циклов. Они рождают увлеченность специальностью и моральную ответственность за учение и освоение ценностей будущей профессией.

В связи с этим мы разделяем мнение группы ученых о возрастающей значимости аксиологи-ческой функции профессиональной подготовки (К .А. Альбуханова-Славская, Н.А. Асташова,

В.В. Краевский, И.Ф. Исаев, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И .Ф. Харламов, В.Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.). Очевидно, что формирование базовых моральных ценностей составляет фундамент ПНП, так как ценности как духовно -нравственные ориентиры образования являются социальными индикаторами развития любого общества.

Рассмотрение ценностного содержания морали с позиций теории профессиональной деятельности позволяет поставить вопрос о возможности выявления некоторого минимума фундаментальных (базовых) моральных ценностей, к которым мы относим добро, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость.

С целью уточнения содержания мотивационноценностного критерия ПНП будущих полицейских мы выделили соответствующие показатели.

Первым показателем рассматриваемого критерия является степень сформированности этических знаний, нравственных убеждений, идеалов курсантов. Еще Сократ доказывал, что каждая из добродетелей — это прежде всего знания. Толь -ко просвещенный, знающий человек может быть нравственным. По мнению А.В. Найбауэр, знания о нравственности — основа формирования нравственного сознания студентов [3].

Нравственные знания становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в нравственные (моральные) убеждения. В.А. Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедли -вость и несправедливость доступны нашему пониманию лишь при условии яркой наглядности, очевидности, морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала как обобщенного образа, воплощающего в себе главные моральные ценности общества, нации [4]. Нравствен -ные идеалы являются высшим проявлением целевой детерминализации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем.

Еще одним показателем мотивационноценностного критерия результата ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России является степень интеграции общечеловеческих и профессионально-личностных ценностей.

Общечеловеческие и профессионально -личностные ценности составляют основу морального духа будущего сотрудника ОВД, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений. Высшим нравственным смыслом служебной деятельности будущего полицейского является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод [5].

Зачастую формируемые нравственные цен -ности разделяют на две группы. В первую груп -пу входят общечеловеческие ценности (пони-

мание ценности человеческой жизни, способ -ность к состраданию, готовность оказать по -мощь, трудолюбие, доброжелательность, чест-ность, вежливость, скромность, самоуважение и другие), формирование которых способствует выработке определенной системы убеждений и взглядов, способствующих развитию нравст-венного сознания курсантов. Во вторую группу относят ценности, способствующие формированию особых профессиональных качеств будущих полицейских (патриотизм, исполнитель -ность, чувство долга, смелость, понимание не -обходимости и значимости службы в ОВД, кол -лективизм, понятие офицерской чести, готов -ность взять на себя ответственность, высокую культуру поведения) [6. — С. 388].

Приоритетными ценностями, которые становятся основой для профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских, являются гражданственность, государственность, патриотизм.

Показателем мотивационно-ценностного

критерия ПНП является также характер моти-вации профессиональной деятельности, моральных потребностей и эталонов поведения личности.

Профессиональная деятельность, как и всякая другая, имеет свои моральные мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости [4. — С.107]. Именно в мотивах, обуславливающих выбор поведения, раскрывается степень моральной зрелости личности [6. — С. 387].

Движущей силой и источником профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России явля-ются моральные потребности личности, направ -ленные на нравственное самоизменение, самосовершенствование , на стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера [7. — С. 52], воспи -тание личностью самой себя с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудника МВД России (наличия властных полномочий, наделения правами применения мер принуждения и др.). Сформированные моральные потребности выступают побудителями профессионально-нравственной деятельности будущего поли -цейского, его активной жизненной позиции.

Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к эталонам нравственного поведения сотрудника ОВД, предполагающего постоянное стремление буду -щего полицейского сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности.

Выбор в качестве критерия эффективности профессионально-нравственой подготовки курсантов эмоционально -волевого критерия объясняется тем, что эмоции и в оля взаимосвязаны и взаимо -обусловлены.

По мнению Н.А. Корниенко, эмоциональная сфера, будучи важнейшим звеном системы саморегуляции личности и функционирования ее сознания, включает в себя механизмы ее нравственного становления. Именно эмоциональные явления, сфера переживаний могут выступать наиболее тонкими информативными показателями, индикаторами разнообразных изменений и противоречий в процессе профессионально-нравственной подготовки будущего полицейского. Как позитивные эмоции и чувства, так и негативные (гнев, тревога, неудовлетворенность и др.) являются одной из движущих сил профессионально-нравственной подготовки курсантов [8].

Развитие эмоций и воли происходит в постоянном взаимодействии. По определению Е.П. Ильина, под волей понимается сознательное управление человеком своими действиями и поступками, своей деятельностью и поведением. И .М. Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» [9. — С. 25]. Из этого положения следует, что волевое усилие определяется созна -нием человека, а направляется чувствами и убеждениями нравственного характера. Существен -ными признаками, характеризующими собствен -но эмоционально-волевое поведение, являются «преодоление препятствий», состояние напряже -ния, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия — это дейст -вия, которые связаны с преодолением внутрен-них или внешних препятствий.

В нашем исследовании эмоциональноволевой критерий профессионально-нравствен -ной подготовки будущего полицейского подразумевает несколько специфических показателей.

Характеризуя показатель степень оценки и принятия моральных требований и норм в профессионально-ориентированной деятельности, отметим, что он обуславливает формирование нравственного сознания будущих полицейских и основывается на том, что моральная оценка предполагает акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складыва -ется сознательная человеческая деятельность; суждение, выражающее моральное «одобрение» или «неодобрение» этих феноменов. Всякая кон -кретная моральная оценка представляет собой

применение некоторого общего морального положения (принципа, нормы, идеала, критерия) к частной ситуации. В моральной оценке обозначен объект оценки и выражено позитивное или негативное отношение к нему [10. — С. 183].

Профессионально-нравственная подготовка

будущего полицейского оценивается и по степени соответствия определённым требованиям и правилам. Правило, имеющее общий характер, то есть распространяющееся на множество одинаковых поступков носит название нравственной нормы. Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Нравственная регуляция правоохранительной деятельности будущих полицейских осуществляется благодаря специфической дифференциации нравственных норм на нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы.

С точки зрения наличия опыта нравственных отношений, чувств будущих полицейских эмоционально-волевой критерий описываемой под -готовки характеризуется степенью сформиро-ваннности нравственных чувств и созидательного отношения к себе, к другим, к профессии.

Нравственное чувство — постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Нравствен -ные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности и выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, самому себе [7. — С. 51].

Так, созидательность отношения курсантов к себе выражается в уверенности в том, что их достоинство, честь зависят от их самоуважения, собственной решимости вырасти настоящими людь -ми, профессионалами, от трудолюбия, воли, доброго отношения к окружающим, от постоянного стремления к самовоспитанию [6. — С. 388].

Рассматривая отношение будущих полицей-ских к другим, отметим, сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относиться к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно.

Для того чтобы будущий сотрудник ОВД профессионально выполнял свои служебные обязанности, был удовлетворен результатами своей деятельности, он должен созидательно относиться к своей профессии, быть подготовленным как в нравственных, так и в профессиональных ее аспектах. Истинная созидательность отношения к профессии возможна лишь тогда, когда она имеет моральный смысл, нравственную ценность. Причем эта ценность носит личный характер и увязывается

с окружающей действительностью, то есть когда сама личность избирает для себя ценности, соответствующие ее способностям, склонностям, потребно стям и интер есам.

В контексте формирования нравственного поведения курсанта показателем эмоциональноволевого критерия его профессиональнонравственной подготовки является также уровень эмоционально-волевой устойчивости в профессионально ориентированной деятельности.

В повседневной практической деятельности будущим сотрудникам ОВД придется сталкивать -ся с воздействием на них многих неблагоприят-ных обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И эмоционально-волевая устойчивость рассматривается как один из важнейших показателей, который проявляется в способности будущих поли -цейских не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Эмоционально-волевая устойчивость заключается в умении предвидеть трудности различного характера при решении оперативно-служебных задач. Формирование данной устойчивости способствует натренированности будущих сотрудников ОВД в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных профессионально-нравственных

трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и пр актиче ских занятий.

Профессионально-нравственная подготовка

становится действенной опорой в учебе и службе курсантов, когда каждый курсант сам сопротивляется, дает отпор всякого рода несостоятельным, порочным и навязчивым взглядам, отрицательным влияниям. Именно поэтому профессионально -нравственная подготовка должна сопровождаться воспитанием волевых качеств, обеспечивающих преодоление явлений моральной неустойчивости, самообмана и самообольщения и способствующих укреплению подлинной нравственности.

Эффективность профессионально-нравственной подготовки курсанта целесообразно оценивать и по тому, в какой степени она способствует осуществлению рефлексии в различных видах профессионально-ориентированной деятельности. Поэтому в качестве еще одного критерия ПНП мы ис-пользов али рефлексивно-деятельностный.

Опыт осуществления способов деятельности возникает не только в рамках учебных предметов, но и формируется в разных видах профессионально-ориентированной деятельности, в

различных вузовских ситуациях: во внеучебной, в трудовой, культурно-созидательной, досуговой деятельности [11. — С. 50].

Функция рефлексии как раз и заключается в том, чтобы построить новую деятельность, вы -

делить в ней «какие-то новые образования, кото -рые могли бы служить средствами построения новых процессов деятельности». Выделенные рефлексией образования оформляются в виде «новых объективных средств деятельности», после чего возможно их усвоение [12. — С. 52].

Первый показатель рефлексивно-деятель -ностного критерия отражает стремление лично -сти будущего полицейского к профессиональнонравственному самосовершенствованию. На -стоящий профессионал правоохранительных органов формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него морального «стержня» повседневного поведения.

Самосовершенствование личности — это процесс осознанного, управляемого лично -стью развития, в котором целенаправленно формируются и совершенствуются ее лично -стные и профессиональные качества, мотивы, потребности и способности. В процессе само -совершенствования проявляется духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции [13].

Вторым показателем рефлексивно-деятель-ностного критерия профессионально-нравствен -ной подготовки будущего полицейского является степень рефлексии профессионально ориентированной деятельности с позиций норм морали и нравственности.

Дж. Дьюи понимал рефлексию как мораль, суть которой в способности человека к саморегуляции поведения с опорой на свою индивиду -альную шкалу ценностей и интересов. Он видел в рефлексии «инструмент» приспособления человека к среде, средство достижения успеха и характеризовал ее как «оценку оснований собственных убеждений» [14].

Современная философия сущность рефлексии в основном сводит к трем процессам: процессу обращения назад; процессу самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, качеств; осмыслению индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта [15].

Еще одним показателем описываемого критерия является уровень с формированности нравственной привычки и свободы личности в решении конфликтных ситуаций.

Будучи фундаментом поведения профессионала, нравственные привычки базируются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо как мотив. По своей сути нравственная привычка — это результат соответст-

вующей подготовки, когда курсант не думает, а как бы автоматически, «по привычке» совершает какое-либо профессионально-нравственное действие. Привычки облегчают выбор поведения будущего сотрудника ОВД, оптимизируют его общение с другими людьми, позволяют оперативно действовать в той или иной ситуации, в том числе и в конфликтной [7. — С. 51].

Конфликтные ситуации в процессе общения сотрудников органов внутренних дел с гражда-нами являются типичными для их профессиональной деятельности. Поэтому весьма важным является формирование у курсантов нравствен -ной свободы (личной автономии) в попытках нейтрализовать конфликтную ситуацию.

Нравственная свобода — категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. Нравственная свобода состоит не в выборе между добром и злом. Ее однозначно детерминирует добро. Сам же выбор состоит в выявлении наиболее опти-мальных способов утверждения добра в конкретной ситуации через многообразие человеческих поступков (совет, помощь, сострадание, сочувствие и т. д.).

Качественно -личностный критерий профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России рассматривается нами как единство потребностно-ценностной, эмоционально-волевой и рефлексивно-деятельностной сфер личности, наполненное нравственным сознанием, опытом нравственных отношений, нрав -ственным поведением и воплощенное в устойчи -вых нравственных качествах личности.

Нравственные качества будущих полицей-ских являются таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их активного участия. Основным содержанием личностных нравственных качеств курсантов служит соотношение общест -венного и личного в их сознании и поведении.

В качестве показателей описываемого крите -рия мы выделили следующие профессиональнонравственные качества: с учетом мотивационноценностной сферы личности: гуманизм, духов -ность, долг, честь и достоинство, нравственная чистоплотность, неподкупность; с учетом эмоционально-волевой сферы будущего полицейского: тактичность, доброжелательность, самообладание, выдержка, толерантность; с учетом рефлексивно-деятельностной сферы курсанта: от -ветственность, обязательность, принципиаль -ность, самокритичность, справедливость.

Дадим краткую характеристику выделенным качествам.

Гуманизм провозглашает человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита кото -рых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности. Духовность отражает проблемы обретения смысла, является показателем существования определен -ной иерархии ценностей, целей и смыслов. Долг состоит в безусловном выполнении закреплён -ных присягой, законами и профессиональноэтическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законно -сти, общественной безопасности. Честь выража-ется в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам. Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях. Нравственная чистоплотность состав -ляет основу профессионально-этического стан -дарта антикоррупционного поведения. Неподкупность способствует честному и добросовестному выполнению своего профессионального долга, отвергает предпосылки и условия для получения корыстной выгоды и (или) преимуществ . Тактичность — это чувство меры, которое необходимо соблюдать будущим полицей -ским в разговоре, в личных и служебных отно-шениях, подсказывающее правильный подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя по -добающим образом. Доброжелательность — стремление быть открытым другим людям, же -лать им добра, быть готовым содействовать бла -гополучию других. Самообладание позволяет сохранять ясность мысли, способность управлять своими действиями в ситуациях стресса; проявляется в умении обдуманно принимать и выполнять решения в оперативной обстановке. Вы -держка проявляется в умении осуществлять контроль над своими чувствами, эмоциями; позволяет подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других куль -тур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ответствен-

ность представляет этическую категорию, отражающую особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу, кото -рое характеризуется выполнением своего нравственного долга. Обязательность — это привычка без проволочек и напоминаний делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам. Самокритичность — рефлексивное отношение к себе, способность к само-

стоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления. Принципиальность — последовательное проведение в теории и на практике определенных нравственных принципов (гуманизма, законности, объективно -сти, справедливости, коллективизма и товарище -ства, лояльности, нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, толерант -ности). Справедливость — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталки -вающихся желаний, интересов, обязанностей. Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика фак -торов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Таким образом, о степени профессионально -нравственной подготовки будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России мы судили, опираясь на мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-деятель -ностный критерии, проявляющиеся в становлении нравственного сознания, опыта нравственных чувств и отношений, а также нравственного поведения курсантов в их профессионально -ориентированной деятельности. Сформирован-ность соответствующих показателей по выделенным критериям свидетельствует о профессиональной воспитанности будущего полицейского в нравственном отношении, о его нравственной зрелости.

ЛИТЕРАТУРА

1. О полиции: Федеральный закон от

07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Российская газета.— 2011. — 8 февр.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от -дельные законодательные акты Российской Фе-дерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Найбауэр А.В. Содержание нравственного образования в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2004. — 24 с.

4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2009. — С. 108.

5. Кодекс профессиональной этики сотруд-ника органов внутренних дел Российской Феде -рации, утвержденный приказом МВД России от 24.12.2008 г. № 1138 - М., 2009.

6. Карась И.С. Система нравственного воспитания курсантов высших военных образовательных учреждений // Известия Российского

государственного педагогического института им. А.И. Герцена. — 2008. — № 60. — С. 386—394.

7. Ефремов О.Ю., Солнцев В.О. Нравствен -ное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подго-товки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 5, т. 12. — С. 51—56.

8. Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально -нр авственного р азвития лично с ти: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1997. — 566 с.

9. Исаев И.Ф., Сен В.Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами кудо: монография. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. — С. 25.

10. Бим-Бад Б .М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

11. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской.

— М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.

12. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. — М.: Эксперимент, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Купавцев Т.С. Акмеологические основы профессионального образования в вузе МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

— 2010. — Вып. 7 (65). — С. 32—38.

14. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / пер. с англ. Н .М. Никольской; ред. Ю .С. Рассказова. — М.: Ла -биринт, 1999. — 192 с.

15. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза // CREDO NEW: теоретический журнал. — 2005.

— № 1 [Электронный ресурс]. —URL:

http://credonew.ru/content /category/9/ 56/ 5 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.