УДК 370
А.Я. Лопушенко*
Критерии сформированное™ профессионального мировоззрения
В данной статье рассматриваются различные подходы к критериям сформированное™ мировоззрения (в том числе и профессионального). Приводятся мнения таких ученых как И.Я. Лернер, , Э.И. Мососзон, B.C. Олейников, И.В. Сысоенко, К.П. Шуртаков. Определение критериев сформированности профессионально мировоззрения курсантов вызвало определенные затруднения, что связано с отсутствием разработанных показателей, методов диагностики и уровня сформированности профессионального мировоззрения обучаемых. Были определены следующие основные критерии оценки профессионального мировоззрения обучаемых: группа внешних и группа внутренних критериев, критерий объективности, группа оценочно-нормативных критериев, критерий морально- психологической надежности, критерий нравственной устойчивости личности. Однако применение в единстве всех выше перечисленных критериев позволяет понять, в той или иной степени, о сформированности или несформированности профессионального мировоззрения обучающегося в вузах МВД России.
Ключевые слова: педагогика, мировоззрение, критерии, профессиональное мировоззрение.
A.Y. Lopushenko*. Criteria formed professional outlook.
In given article various approaches to criteria of formed outlooks (including professional) are considered. Opinions of such scientists as by I.J.Lerner, E.I.mososzon, V.S.Olejnikov, I.V.Sysoenko, K.P.Shurtakov are resulted. Definition of criteria formed professional outlooks of cadets has caused certain difficulties that is connected with absence of the developed indicators, diagnostics and level methods formed professional outlook of trainees. Following basic criteria of an estimation of professional outlook of trainees have been defined: group external and group of internal criteria, criterion of objectivity, group of otsenochno-standard criteria, criterion of morally - psychological reliability, criterion of moral stability ofthe person. However application in unity of all above the listed criteria allows to understand, to some extent, about firmed or not formed professional outlook of the Ministry of Internal Affairs of Russia trained in high schools.
Keywords: pedagogics, outlook, criteria, professional outlook.
Главная цель и итог процесса формирования мировоззрения - это его сформированность. По каким же показателям определяется степень сформированности мировоззрения (в том числе и профессионального)? Для этого необходим объективный критерий, без которого педагогическое решение проблемы лишается точки опоры и процесс формирования мировоззрения остается неопределенным.
В педагогической литературе вопрос о критерии сформированности мировоззрения нашел свое отражение, но в основном в публикациях по формированию мировоззрения школьников. Поскольку мировоззрение является всеобщим феноменом сознания и имеет одинаковые для всех людей статус, то критерий его сформированности, выявленный для школьников, полностью применим и для оценки сформированности мировоззрения всех других категорий людей. Можно привести некоторые определения критерия сформированности мировоззрения. Так, И. Я. Лернер пишет: «Критерий сформированности мировоззрения можно сформулировать как совокупность трех признаков:
а)объем усвоенных мировоззренческих знаний и умение ими пользоваться. Чем больше этот объем, тем шире область их применения, тем глубже осознание связи между знаниями об отражаемых ими явлениях действительности, тем выше теоретический уровень мировоззрения личности;
б)соотнесённость знаний с адекватной им системой ценностей и жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека;
в)устойчивость системы ценностей, убеждений, принципов, направленности применения мировоззренческих знаний в конфликтных, проблемных ситуациях».
Более детально и в то же время более усложненно формулирует критерий сформированности мировоззрения обучаемых И.В. Сысоенко. В этот критерий он включает:
«I. Понимание и усвоение учеником научных понятий и мировоззренческих идей.
1. Знание существенных признаков научного понятия (т. е. содержание понятия) и знание класса предметов, на который оно распространяется (т. е. его объема).
2. Понимание содержания мировоззренческой идей в сочетании всех ее аспектов. Готовность и умение самостоятельно воспроизводить содержание идеи в связи с потребностью в ней в определенной ситуации.
* Лопушенко Александра Яковлевна, старший лейтенант милиции, адъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Л. Рилютова, д. 1. Тел. 778-96-98, 8-904-641-56-46. E-mail: [email protected].
* Lopushenko, Alexandra Yakovlevna, the senior lieutenant of militia, the graduated in a military academy of III course of VII faculty of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
3. Понимание взаимосвязи системности идей (в рамках одного или нескольких учебных предметов).
П.Умения и навыки реализации усвоенных научных понятий, мировоззренческих идей и формирующихся на их основе убеждений в практической деятельности и поведении. Это прежде всего умения:
- диалектически подходить к познанию и объяснению научных фактов и явлений действительности;
- давать фактам научную оценку с позиций усвоенных и принятых идей;
Н.Г. Огурцов, исходя из положения о том, «что о полностью, сформированном мировоззрении можно говорить в том случае, если: обучаемый усвоил, сделал своим все содержание программы-эталона; сформировавшийся комплекс выполняет функции, присущие мировоззрению личности», в качестве обобщенного критерия указывает «мировоззренческую позицию личности», характеризующуюся «единством знания, убеждения и практического действия».
Э. И. Моносзон при оценке уровней сформированности мировоззрения полагает необходимым учитывать следующие основные критерии:
- активное усвоение важнейших понятий, законов, теорий науки, имеющих определяющее значение для понимания сущности процесса, развития природы общества, мышления;
- устойчивое осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;
К.П. Шуртаков, исходя из вышерассмотренного понимания мировоззрения как системы разноаспектных убеждений человека, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой взгляды и знания-выводы, в качестве критерия сформированности мировоззрения выделяет, нормативность разноаспектных взглядов и знаний-выводов, характерных для обыденного или концептуального уровней мировоззрения человека. Он пишет: «Из данного определения мировоззрения следует, что критерий сформированности мировоззрения должен заключаться в наличии у человека разноаспектных убеждений, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой взгляды и знания-выводы. Нормативный характер взглядов и знаний-выводов свидетельствует об их непрестанном повторении в адекватных условиях, об их устойчивости и тем самым об их закрепленности в убеждениях. А это значит, что сформированность мировоззрения можно всецело определять по нормативности взглядов и знаний-выводов, которыми обладает тот или иной человек. Случайно высказанные или проявленные в поступках и действиях взгляды и знания-выводы не могут служить критерием «сформированности мировоззрения. Следовательно, критерием сформированности мировоззрения является нормативный характер взглядов и знаний-выводов человека, выраженный в их постоянной повторяемости в адекватных условиях и обстоятельствах»6. В определении К.П. Шуртакова критерий сформированности мировоззрения представлен конкретно, и в то же время он легко педагогически осуществим при выявлении сформированности мировоззрения как обучаемых, так и других категорий людей.
В других вышеприведенных критериях сформированности мировоззрения содержится ряд положений, которые не бесспорны. Трудно согласится, например, с выделением в качестве принципа критерия сформированности мировоззрения глубины и объема усвоенных человеком знаний и мировоззренческих идей. Знания, как, было отмечено, безосновательно включать в мировоззрение в качестве его структурного элемента. А если так, то обладание человеком тем или иным объемом знаний не может служить критерием сформированности мировоззрения.
Некоторые положения вышеприведенных критериев мировоззрения, выделенных в качестве элементов критерия его сформированности, скорее относятся к содержанию мировоззрения, убеждений, через которые реализуется человеком указанное в критерии сформированности мировоззрения положение. Например, выделение в качестве элемента критерия классового подхода к явлениям современной международной и внутренней общественно - политической жизни нет оснований рассматривать в качестве одного из элементов критерия, ибо классовый подход к явлениям жизни сам реализуется через соответствующие убеждения, т.е. через содержание мировоззрения. Так, в философии классовость проявляется через само содержание материалистических и идеалистических взглядов (убеждений), и, чтобы проверить, закрепились ли они в его убеждениях, стали ли достоянием его мировоззрения, нужны дополнительные критерии. Равным образом реализуется через взгляды и классовый подход к пониманию сущности государства. Сущность государства определялась как продукт непримиримости классовых противоречий, как продукт борьбы классов, а с другой стороны истолковывалось как орган регулирования классовых отношений, как орган, который обеспечивает благоденствие классов. В этих различных по содержанию взглядах на государство и проявляется классовый подход. И чтобы выяснить, закрепились ли эти взгляды на государство, опять - таки необходим дополнительный критерий. Все это и говорит о том, что выделение классового подхода в качестве элемента критерия сформированности мировоззрения не является бесспорным.
Ряд положений, выделенных в качестве критерия сформированности мировоззрения в некоторых вышеприведенных точках зрения, имеет скорее значение не критерия, а условий формирования убеждения, мировоззрения или средств выявления сформированности мировоззрения.
Некоторые положения в вышеприведенных критериях характеризуются неопределенностью. Именно такую неопределенность имеет выделенная в качестве критерия мировоззренческая позиция единства взглядов, убеждений и практического действия, поскольку при всей привлекательности этого критерия требуется дополнительной выяснение, дополнительный критерий для выявления убеждений человека.
Нельзя не обратить внимание и на то, что во многих вышеприведенных высказываниях критерий сформированности мировоззрения представлен весьма усложнено, что создает излишние трудности при практическом использовании его в педагогической работе.
Критерий сформированности мировоззрения должен быть, во-первых, не расчлененным, состоящим, из минимума элементов, во-вторых, конкретным, простым и удобным для пользования. Только в этом случае с ним можно будет соизмерять уровень мировоззрения человека. По этой причине заслуживает внимание критерия, предложенный К.П. Шуртаковым, при использовании которого для выявления сформированности мировоззрения обучаемых центр тяжести переносится на выявление того, стали ли знания и взгляды нормой их теоретического и практического отношения к миру, т.е. стали ли они непрестанно повторяться у них в адекватных условиях и обстоятельствах.
Например, если обучаемые в каждом случае своего теоретического, в частности, философского отношения к действительности каждый раз использует взгляды, согласно которым материя первична, а сознание вторично или развитие явлений действительности происходит в силу действия заключенных в них противоречий, то это будет свидетельствовать о том, что данные философские взгляды стали нормой их теоретического, философского отношения к миру и закрепились в их убеждениях.
Если же обучаемые не всегда строго придерживаются этих взглядов при объяснении соотношения материи и сознания или при решении вопроса о внутреннем источнике самодвижения, развития, то это значит, что вышеназванные взгляды еще не стали нормой их теоретического философского отношения к миру, а следовательно, они еще не закрепились в их убеждениях и тем самым не стали достоянием их мировоззрения. Возьмем другой пример. Исходя из социальной практики в нашей стране, мы сделаем знание - вывод о том, что каждый человек обязан сохранять и умножать общественное достояние, и это знание - вывод закрепляем в убеждении обучаемых как принцип их практического отношения к действительности.
Для того чтобы убедиться, что данное знание - вывод стало достоянием мировоззрения обучаемых, надо выяснить, всякий ли раз они в своем практическом отношении к общественному достоянию руководствуются им. Если обучаемые в своем практическом отношении к общественному достоянию заботятся о его сохранении и умножении, то это значит, что данное знание - вывод стало нормой их отношения к общественному достоянию и, следовательно, их убеждением, достоянием их мировоззрения. Если этот принцип обучаемыми не всегда соблюдается, то это значит, он не стал еще их убеждением, достоянием их мировоззрения. При рассмотрении нормативности взглядов и знаний-выводов как критерии сформированности мировоззрения возникает вопрос о том, какими способами и средствами можно выявлять эту нормативность. В качестве этих средств К. П. Шуртаков выделяет: 1) анализ полной и неполной деятельности человека; 2) общение с человеком.
Анализ полной деятельности человека позволяет дать абсолютную объективную характеристику сформированности мировоззрения, а анализ неполной деятельности - относительную. Объясняется это тем, что человек в определенных условиях может скрывать свои истинные убеждения и поступать не в соответствии с ними. Например, разведчики, которые, имея истинные политические убеждения, вынуждены в тылу врага свои действия и поступки в некотором отношении временно строить в разрез с ними. То есть анализ неполной деятельности может не дать истинной картины сформированности мировоззрения. Поэтому для абсолютно объективной характеристики сформированности мировоззрения и требуется анализ полной деятельности и полной системы поступков человека.
Но в обычных условиях реальной жизни можно опираться и на анализ неполной деятельности человека. При этом следует помнить, что такой анализ может дать только относительную характеристику сформированности мировоззрения.
Выявлять сформированность мировоззрения человека можно и в процессе общения с ним на основе высказываемых им взглядов, и знаний-выводов относительно тех или иных явлений жизни. Но в этом случае мы получим не абсолютную, а относительную характеристику его мировоззрения, поскольку он не всегда и не во всех условиях может высказывать свои истинные убеждения.
Средствами выявления могут быть все социологические методы анализа. Думается, ценные результаты в этом отношении можно получить методом вовлечения испытуемых в жизненные ситуации путем изменения условий одной и той же задачи, разработанным Г. Е. Залесским.
Выявление сформированности мировоззрения человека в процессе общения с ним менее надежно, чем характеристика его мировоззрения, основанная на анализе его деятельности. Но в обычных жизненных условиях этим методом вполне можно пользоваться, ибо он более доступен в процессе обучения и его можно повседневно широко применять. Наибольший эффект и наиболее точный результат в оценке сформированности мировоззрения обучаемых можно получить на основе применения всех вышеназванных способов.
Помимо выше перечисленных критериев сформированности профессионального мировоззрения существуют еще подходы, о суть которых хотелось бы раскрыть ниже.
Определение критериев, разработка методики выявления сформированности профессионального мировоззрения, учет и оценка поведения, деятельности курсантов - важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с обучаемыми. Как справедливо отмечает Б.Т. Лихачев - «личность во всем многообразии её качеств и свойств, сущность как целостность. Её нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует её как индивидуальность. Целостным и общим в личности
являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие её направленность и сущность».
Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса формирования профессионального мировоззрения курсантов. Критерий всегда выступает как признак, на основании которого производится оценка, определение или квалификация чего-либо.
Определение критериев сформированности профессионально мировоззрения курсантов вызвало определенные затруднения, что связано с отсутствием разработанных показателей, методов диагностики и уровня сформированности профессионального мировоззрения обучаемых. В разработке критериев сформированности профессионального мировоззрения обучаемых использовались методики по анализу и оценке педагогической деятельности, разработанные на кафедре педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин), а также методики повышения эффективности нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов, применяемые учеными кафедр педагогики и психологии Санкт-Петербургского Университета МВД России (В.С. Олейников, В.И. Хальзов, Я.Я. Юрченко и др.).
Были определены следующие основные критерии сформированности профессионального мировоззрения будущего сотрудника органов внутренних дел.
1. Группа внешних и группа внутренних критериев. Их дифференциация и сочетание.
К группе внешних критериев принадлежит безупречное выполнение социальных и профессиональных требований (соблюдение Конституции РФ и российский законов, присяги, исполнение служебного долга, приказов, отношение к правам и обязанностям ит.п.).
Данные критерии причисляются к группе внешних, поскольку через них выражается отношение сотрудника (как объекта воспитательного процесса) к социализированным формам деятельности; благодаря этим формам отношение сотрудника поддаётся педагогическому анализу. В группе внутренних критериев доминируют совесть, обостренное чувство профессионального долга, его социальной значимости и личной, персональной ответственности за его безупречное исполнение (состояние нравственного удовлетворения либо раскаяния и беспокойства, угрызения и нравственных мук, душевного дискомфорта и пр.). Внутренними - эти критерии являются в силу того, что они отражают явления имманентной природы, то есть явления, присущие самой человеческой личности (сотрудника), априорно, изначально присущие человеческому сознанию. Таким образом, личность сотрудника, гармонично сочетающая в себе содержательную сторону указанных групп критериев, может выступать в качестве педагогического эталона сформированности профессионального мировоззрения у сотрудника.
2. Критерий объективности.
Выражает степень овладения личностью профессиональной моралью в её объективированной (господство или забвение определенной морали в данном обществе) и субъективированной (нравственное отношение индивида к себе и другим людям) ипостасях. Этот критерий в известной мере универсален, поскольку применим к оценке нравственной личности на любом этапе её генезиса (от зоны ближайшего развития личности до её нравственного самосовершенствования и обретения эталонизированных черт).
3. Группа оценочно-нормативных критериев.
Включает требования к достоинству личности, понятию её профессиональной чести, уровню служебного мастерства (профессионализма) к качеству выполнения долга государственного служащего и сотрудника ОВД. Общество ожидает от профессионала службы соответствия его поведения и деятельности социальным, моральным требованиям. Профессионал, в свою очередь, ожидает от общества (его институтов) объективной заслуженной оценки, признания своих успехов, уважения, соответствующих знаков такого признания (материальных и моральных). В понятии чести выражена общественная моральная оценка человека, признание его достоинства. Достоинство есть уровень культурологической, нравственной самооценки личностью самой себя - при условии, что такая самооценка максимально объективно выражает степень личностных притязаний (не завышена и не занижена). В данной группе критериев органически сливаются осознание общественной значимости профессии (сотрудника), любовь к ней и профессиональная гордость, а также мотивы, побуждающие к мастерству, профессионализму, тесно связанные с сознанием долга, совестью, моральной ответственностью за принятие (непринятие) целесообразных и оптимальных (в том числе гуманных) решений.
4.Критерий морально- психологической надежности.
Выявляет ту характеристику индивида (его психологического портрета), которая выражается в способности его к сбалансированному, сознательно уравновешенному сохранению оптимальных рабочих (в том числе профессиональных) параметров: работоспособности, бдительности, помехоустойчивости и тому подобное в течение длительного времени, особенно при всевозможных усложнениях обстановки, включая действия индивида в экстремальных условиях, условиях риска, повышенного стресса, а также при столкновении с девиантным поведением со стороны каких-либо лиц. Разумеется, соответствие требованиям данного критерия зависит непосредственно от состояния свойств нервной системы сотрудника в её функционально - поведенческом значении (по мнению психологов Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова, свойства нервной системы составляют только одну из групп «человеческих факторов оперативной надежности»).
5.Критерий нравственной устойчивости личности.
Предполагает выработку у индивида особого механизма социально - психологической защиты. Нравственно- психологическая способность личности осознанно противостоять злу, асоциальным
явлениям и ложной морали - одна из ведущих черт воспитанности у личности профессиональной нравственной культуры. Если критерий морально-психологической надежности отражает состояние первичных свойств нервной системы индивида, её подвижность, то критерий нравственной устойчивости вызван к применению вторичным свойством нервной системы, а именно: уравновешенностью нервных процессов, характеризуемой соответствием двух видов выносливости нервной системы - по отношению к действию возбуждения и по отношению к действию торможения.
Применение в единстве критериев объективности (субъективности), оценочно - нормативных, морально - психологической надежности и нравственной устойчивости позволяет понять, в той или иной степени, о сформированности или несформированности профессионального мировоззрения обучающегося в вузах МВД России.
Список литературы:
1. Ефремова, И.А. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00. 01«Воспитание профессионально-гуманистических качеств курсантов вузов МВД России» СПб., 2002. - С. 78-88.
2. Щеглов, А.В. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00. 01 «Воспитание профессионально-нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России» СПб., 1994. - С. 114-137.
3. Дмитриева, Е.В. Дис. ... канд. пед. наук: «Формирование профессионального педагогического мировоззрения». С. 36-89.
Literature
1. EfremovaI.A. Dis.... The cand. of ped. scien.: 13.00. 01 «Education of is professional-humanistic qualities of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia» SPb., 2002. - with. 78-88
2. Scheglov A.V. Dis.... The cand. of ped. scien.: 13.00. 01 «Education of is professional-moral culture ofthe employee of law-enforcement bodies internal affairs of Russia» SPb., 1994. - with. 114-137
3. DmitrievaE.V. Dis.... The cand. of ped. scien.: «Forming professional pedagogic outlooking»
УДК 37.012:372.881.111.1:378 И.Н. Навроцкая*
Тестирование уровня владения умениями чтения при обучении иностранному языку
Тестирование уровня владения умениями чтения - основное звено в процессе формирования и закрепления знаний и умений студента, которые пробуждают студентов к самостоятельной мыслительной деятельности и познавательной активности.
Ключевые слова: тестирование, мониторинг, уровень владения умениями, мотивация, перцептивная переработка информации, сформированность рецептивных навыков
I.N. Navrotskaya*. Testing of language skills qualifications of reading in the process of language teaching
Testing of language skills qualifications of reading is the main part in the process of forming and consolidation of student's knowledge and skills which rouse a student to the independent intellectual activity and cognitive activity.
Keywords: testing, monitoring, language skills qualification, motivation, perceptive processing of information, forming of receptive skills.
Задача подготовки квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях системы МВД России, для которых практическое владение иностранным языком является непременным условием постоянного профессионального самосовершенствования и средством общения с зарубежными коллегами в целях обмена полезной информацией, невозможна без системы контроля как важнейшего компонента обучения. Для разрешения этой задачи важно постоянно активизировать познавательную деятельность студентов, развивать у них творческие способности и стремление к постоянному приобретению новых знаний.
Современное развитие высшего образования характеризуют две основные тенденции: непрерывность как концептуальная основа образования и повышение качества за счет активизации личностного потенциала студента. Основная стратегия в этом случае должна состоять в повышении мотивации к изучению иностранного языка, в создании педагогических условий, которые бы способствовали
* Навроцкая, Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД РФ. Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (4722) 55-71-32, e-mail: [email protected].
* Navrotskaya, Irina N., senior teacher of the staff of foreign languages, Belgorod Police Training Institute of the Interior of Russian Federation. Tel. (4722) 55-71-32, e-mail: [email protected].