ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И
^ИЗКИЧЧ-Е€:1СОЛО^УЛЬСУ1'Ь1 И СПОРТА
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рег. номер Эл№ФС77-42717 от 16 ноября- 2010 г.
№1 (2011)
(Выпуск 18)
УДК 378.6
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Н. Лапшин - старший преподаватель кафедры тактико-специальной,
боевой и физической подготовки Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России
Чебоксары
MAIN CRITERIA AND INDICES OF CADETS MORAL-VOLITIONAL READINESS LEVEL FORMING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
V.N. Lapshin - Senior teacher of the department of tactics-special, military and physical training of the Cheboksary Branch Nizhny Novgorod academy of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs Cheboksary
e-mail: Neljakrylova@yandex. ru
Ключевые слова: критерии, уровни, показатели, нравственно-волевая готовность.
Аннотация. В статье раскрываются критерии, показатели, уровни сформированности нравственно-волевых качеств курсантов вузов МВД России для профессиональной деятельности.
Key words: criteria, levels, indices, moral-volitional readiness.
Summary. This article considers criteria, indices and levels of the moral-volitional qualities forming of cadets of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs higher schools for professional activity.
Прежде, чем перейти к характеристике выделенных нами критериев и показателей, необходимо отметить следующее: во-первых, уровневый подход составляет основу исследования любого процесса развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. В научной литературе уровень определяется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития»
1728074479001
[3; с. 617]; во-вторых, критерий (от греч. кгкепоп - средство для суждения) - это «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [2; с. 374]; показатели - качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их сущностные особенности в статике и динамике [1; с. 234].
Определение критериев предполагает теоретическое осмысление сущности изучаемого явления, а создание системы показателей опирается на выявление объективных закономерностей общественного развития и четкое представление о структуре соответствующих социальных объектов.
Анализ сущности понятия «нравственно-волевая готовность» и особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов позволил нам определить основные критерии и показатели уровня ее сформированности.
Изучение материалов исследований ученых и собственное исследование позволили выделить следующие критерии и показатели уровня сформированности нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности:
- мотивационно-ценностный критерий (соответствующая мировоззренческая и нравственная позиция, идеалы и гуманистические ценности; стремление повысить свой профессиональный статус, получить признание коллег, повысить профессиональную репутацию; обладание социально-профессиональной ответственностью и уважительное отношение к законам и правилам общественного поведения; адекватность самооценки личностью своих достижений, возможностей, способностей и притязаний; мотивы, побуждающие и регулирующие его профессиональную деятельность с позиции общечеловеческих ценностей и нравственных устоев общества и др.);
- когнитивный критерий (полнота, глубина, прочность и систематизированность знаний социально-экономической и политической обстановки в стране и в сфере профессиональной деятельности: ее специфике и основных тенденциях развития; задач, поставленных обществом и государством перед сотрудниками правоохранительных органов; о требованиях профессии к человеку ее избравшему; об общечеловеческих ценностях, профессиональных этических принципах, нормах и правил общения и поведения и др.);
- поведенческий критерий (потребность и готовность к повышению в будущем своего профессионального статуса; готовность к самостоятельному принятию решений и их реализации с позиции общечеловеческих ценностей и моральных норм; ориентация на достижение успеха в своей жизни, в т.ч. и в профессиональной деятельности; обладание социально-профессиональной активностью, способностью к толерантности, взаимодействию с коллегами по работе и другими категориями населения, умения и навыки культуры поведения и т.д.);
- личностный критерий (профессионально важные нравственно-волевые качества: трудолюбие, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, выдержка, упорство, гражданское мужество, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, внимательность, толерантность, гуманность, самодисциплина и др.).
Вышеперечисленные критерии и показатели в своей совокупности позволили оценить уровень сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в последние годы проблема уровней развития профессиональной деятельности стала предметом изучения многих ученых (В.К. Бальсевич, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.И. Ильинич, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.). Опираясь на их подходы к классификации уровня готовности специалиста к профессиональной деятельности и опыт работы в высшем учебном заведении, мы выделили три уровня сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности: низкий, средний и высокий.
Общая характеристика уровней сформированности у курсантов нравственно-волевой готовности к профессиональной деятельности представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности у курсантов нравственно-волевой готовности _к профессиональной деятельности_
Уровни Характеристика уровня
Низкий 1. Мотивационно-ценностный критерий: мировоззренческая и нравственная позиция, идеалы и гуманистические ценности проявляются слабо; отсутствует стремление повысить свой профессиональный статус, получить признание коллег, повысить профессиональную репутацию; обладание социально-профессиональной ответственностью и уважительное отношение к законам и правилам общественного поведения явственно проявляются лишь эпизодически; не всегда адекватна самооценки личности своих достижений, возможностей, способностей и притязаний; мотивы, побуждающие и регулирующие профессиональную деятельность с позиции общечеловеческих ценностей и нравственных устоев общества, не всегда четко обозначаются. 2. Когнитивный критерий: знания социально-экономической и политической обстановки в стране и в сфере профессиональной деятельности: ее специфике и основных тенденциях развития не достаточно полны и поверхностны; не осознаются в полном объеме задачи, поставленные обществом и государством перед сотрудниками правоохранительных органов; имеются общие знания о требованиях профессии к человеку ее избравшему; знания об общечеловеческих ценностях, профессиональных этических принципах, нормах и правил общения и поведения не систематизированы и носят поверхностный характер. 3. Поведенческий критерий: не проявляется потребность и готовность к повышению в будущем своего профессионального статуса; готовность к самостоятельному принятию решений и их реализации с позиции общечеловеческих ценностей и моральных норм практически не сформирована; имеется некоторая ориентация на достижение успеха в своей жизни, в т.ч. и в профессиональной деятельности; слабо проявляется социально-профессиональная активность, способность к толерантности, взаимодействию с коллегами по работе и другими категориями населения; умения и навыки делового поведения проявляются эпизодически. 4. Личностный критерий: набор профессионально важных нравственно-волевых качеств (трудолюбие, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, выдержка, упорство, гражданское мужество, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, внимательность, толерантность, гуманность, самодисциплина и др.) не достаточно полный, а сформированность отдельных качеств личности характеризуется поверхностью и не постоянством их проявления.
Средний 1. Мотивационно-ценностный критерий: в основном сформирована мировоззренческая и нравственная позиция; идеалы и гуманистические ценности проявляются лишь в ситуациях, затрагивающих его лично; стремление повысить в будущем свой
профессиональный статус, получить признание коллег, повысить профессиональную репутацию не выражено четко; налицо обладание социально-профессиональной ответственностью, проявляется уважительное отношение к законам и правилам общественного поведения; не всегда адекватна самооценка личности своих достижений, возможностей, способностей и притязаний; мотивы, побуждающие и регулирующие профессиональную деятельность с позиции общечеловеческих ценностей и нравственных устоев общества, находятся на начальной стадии их формирования. 2. Когнитивный критерий: имеющиеся знания социально-экономической и политической обстановки в стране и в сфере профессиональной деятельности: ее специфике и основных тенденциях развития не достаточно полны и поверхностны; осознаются в достаточном объеме задачи, поставленные обществом и государством перед сотрудниками правоохранительных органов; имеются определенные знания о требованиях профессии к человеку ее избравшему; знания об общечеловеческих ценностях, профессиональных этических принципах, нормах и правил общения и поведения не достаточно полны и систематизированы. 3. Поведенческий критерий: потребность и готовность к повышению в будущем своего профессионального статуса слабо сформированы и неустойчивы; готовность к самостоятельному принятию решений и их реализации с позиции общечеловеческих ценностей и моральных норм проявляется в ситуациях, представляющих личный интерес; ориентация на достижение успеха в своей жизни, в т.ч. и в профессиональной деятельности не прослеживается четко; проявляется социально-профессиональная активность, способность к толерантности, взаимодействию с коллегами по работе и другими категориями населения; имеются умения и навыки культурного поведения, но они не достаточно устойчивы и развиты. 4. Личностный критерий: отдельные профессионально важные качества: трудолюбие, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, выдержка сформированы и устойчивы, гражданское мужество, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, внимательность, толерантность, гуманность, самодисциплина и др. не достаточно сформированы для успешного выполнения основных профессиональных функций.
Высокий 1. Мотивационно-ценностный критерий: имеется мировоззренческая и нравственная позиция; идеалы и гуманистические ценности проявляются при оценке происходящих событий и фактов; четко выражено стремление повысить в будущем свой профессиональный статус, получить признание коллег, повысить профессиональную репутацию; в ходе обучения в вузе часто проявляется социально-профессиональная ответственность и уважительное отношение к законам и правилам общественного поведения; налицо адекватная самооценка своих достижений, возможностей, способностей и притязаний; хорошо выражены мотивы, побуждающие и регулирующие профессиональную деятельность с позиции общечеловеческих ценностей и нравственных устоев общества. 2. Когнитивный критерий: знания социально-экономической и политической обстановки в стране и в сфере профессиональной
деятельности: ее специфике и основных тенденциях развития характеризуется полнотой и системностью; полностью осознаются задачи, поставленные обществом и государством перед сотрудниками правоохранительных органов; имеется ясное представление о требованиях профессии к человеку ее избравшему; знания об общечеловеческих ценностях, профессиональных этических принципах, нормах и правил общения и поведения, в общем, систематизированы и прочны.
3. Поведенческий критерий: имеется устойчивая потребность и готовность к повышению в будущем своего профессионального статуса; сформирована готовность к самостоятельному принятию решений и их реализации с позиции общечеловеческих ценностей и моральных норм; имеется в наличии ориентация на достижение успеха в своей жизни, в т.ч. и в профессиональной деятельности; часто проявляется социально-профессиональная активность, способность к толерантности, взаимодействию с коллегами по работе и другими категориями населения; сформированы умения и навыки культуры поведения.
4. Личностный критерий: профессионально важные качества (трудолюбие, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, выдержка, упорство, гражданское мужество, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, внимательность, толерантность, гуманность, самодисциплина и др.) в целом сформированы. Вместе с тем необходима работа по формированию готовности к их самосовершенствованию._
Таким образом, анализ научной литературы и собственное исследование позволили нам выделить три уровня сформированности нравственно-волевой готовности курсантов вузов МВД России к профессиональной деятельности (низкий, средний, высокий) и определить критерии: мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий и личностный.
Данные критерии не являются исчерпывающими, но они дают реальную возможность оценить уровень сформированности у курсантов нравственно-волевой готовности к профессиональной деятельности.
Литература
1. Краткий словарь по социологии / сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - М. : Политиздат, 1989. -
479 с.
2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А. А. Гусева и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 912 с.
3. Словарь русского языка / гл. ред. А.П. Евгеньева. - М. : Русский язык, 1981. - 794 с.
Literature
1. Dictionary of Russian / Ch. Ed. A.P. Evgenieva. - Moscow : Russkiy Yazyk, 1981. - 794 p.
2. A new illustrated encyclopedia / ed. V.I. Borodulina, A.P. Gorkina, A.A. Guseva and etc. - Moscow : Great Russian Encyclopedia, 2003. - 912 p.
3. Concise Dictionary of Sociology / comp. E.M. Korzheva, N.F. Naumova. - M. : Politizdat, 1989. - 479 p.
Статья поступила в редакцию 27.12.2010 г.