Научная статья на тему 'Нравственно-волевая готовность курсантов юридических вузов МВД России к профессиональной деятельности'

Нравственно-волевая готовность курсантов юридических вузов МВД России к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / FORMING / MORAL AND VOLITIONAL TRAINING READINESS / CRITERIA / INDICATORS / LEVELS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапшин Василий Николаевич

В статье обосновываются педагогические условия формирования нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лапшин Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates pedagogical conditions of moral and volitional readiness of students for professional work.

Текст научной работы на тему «Нравственно-волевая готовность курсантов юридических вузов МВД России к профессиональной деятельности»

НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Лапшин

В статье обосновываются педагогические условия формирования нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, формирование, нравственно-волевое воспитание, готовность, критерии, показатели, уровни, педагогические условия.

Moral-volitional readiness of law school cadets of the Russian Federation Interior Ministry for professional activity. The article substantiates pedagogical conditions of moral and volitional readiness of students for professional work.

Key words: professional education, forming, moral and volitional training readiness, criteria, indicators, levels, pedagogical conditions.

Роль физической культуры в становлении будущих специалистов раскрыто в исследованиях В.К. Бальсеви-ча, М.Я. Ввелинского, Б.В. Евстафьева,

A.Ф. Караваева, Т.М. Ерофеевой, Г.И. Кукушкина, Л.И. Лубышевой, А.Г. Лушни-ковой и др. Особенности физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России рассматривались И.И. Баишевым, В.П. Бирюковым,

B.С. Кшевиным, В.В. Мороз, В.А. Серебрянниковым, В.П. Усенко и др.

Вместе с тем проблема формирования нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в процессе занятий физической подготовкой остается не решен-

ной. Таким образом, налицо противоречие между требованиями общества к уровню сформированности нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности и неразработанностью путей и средств их удовлетворения в процессе физической подготовки.

С учетом данного противоречия была определена проблема нашего исследования: каковы педагогические

условия обеспечивающее успешное формирование нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в процессе физической подготовки?

Решение этой проблемы составляло цель исследования, которое осуществлялось в Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России в 2007-2010 гг. В нем приняло участие 50 курсантов.

Методика, ход исследования. В своем исследовании мы исходили из того, что нравственность сотрудника МВД тесно связано с волей. В психологии воля определяется как потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Понятие «готовность» определяется как наличие способностей, как существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности» [1;4].

Нравственно-волевая готовность сотрудника ОВД к профессиональной деятельности характеризуется стремлением к достижению поставленной служебной задачи опираясь на закон, нормы морали, при этом проявляя сдержанность, выдержку, эмоциональную устойчивость, гуманность в общении с людьми. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных между собой структурных компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, поведенческого и личностного) и является важным направлением в системе профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов.

В целях формирования нравственно-волевой готовности в учебно-воспитательный процесс вуза был внедрен спецкурс: «Нравственно-волевая подготовка курсантов к профессиональной деятельности», которая состояла

из лекционных (18 часов), семинарских (12 часов) и практических (6 часов) занятий.

Спецкурс предусматривал реализацию следующих задач:

- формирование у курсантов понимания роли здорового образа жизни в развитии личности;

- вооружение их знаниями ана-томно-физиологических и психологопедагогических особенностей развития человека;

- формирование у них мотивационно-ценностного отношения к физической подготовке, установки на здоровый образ жизни, потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- вооружение их системой прак-

тических умений и навыков, обеспечивающих самоформирование

нравственно-волевой готовности к профессиональной деятельности;

- приобретение ими знания нравственно-профессионального содержания и творческого использования их в процессе саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования и т.п.

Принципами отбора содержания курса были: наукоемкость, практико-ориентированность, природосообраз-ность, личностная значимость для курсантов и др.

В программу спецкурса входили следующие темы:ОФП в системе высшего профессионального образования; физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры; физическая подготовка в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов; физическая подготовка в системе общечеловеческих ценностей и физическое

воспитание сотрудников правоохранительных органов; физическая подготовка в профессионально-личностном совершенствовании сотрудников правоохранительных органов; педагогический потенциал физической подготовки в совершенствовании профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов; роль физической подготовки в формировании нравственно-волевой готовности к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов; профессионально важные нравственно-волевые качества личности сотрудников правоохранительных органов и необходимость их формирования (совершенствования) в ходе профессиональной подготовки; формирование профессионально-важных психических качеств, черт и свойств личности сотрудников правоохранительных органов средствами физической подготовки; использование разных средств, методов, форм и приемов саморазвития профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов; медико-биологические основы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов; профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов.

На лекционных занятиях рассматривались основные вопросы, связанные с формированием нравственно-волевой готовности сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности и роли физической подготовки качественной подготовки специалиста.

На семинарских занятиях обсуждались следующие вопросы:

- физическая подготовка в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- исследование педагогического потенциала физической подготовки в совершенствовании профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов;

- профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов и др.

При этом особое внимание уделялось вопросам, связанным с самовоспитанием, саморазвитием нравственно-волевых качеств курсантов.

Практические занятия были посвящены формированию у курсантов умений и навыков по использованию раличных средств, методов, форм и приемов саморазвития профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов; соблюдению медико-биологических основ физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов; самодиагностике уровня сформированности нравственно-волевых качеств, соответствующих знаний и т.п.

Семинарские и практические занятия предусматривали углубленное изучение отдельных тем курса и детализированный разбор наиболее сложных вопросов, а также служили целями проверки теоретических знаний курсантов в области нравственно-волевой готовности к профессиональной деятельности.

Также на учебных занятиях мы знакомили курсантов с эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физической подготовки: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, регби и др.) и единоборства (армейский рукопашный бой, самбо, дзюдо, бокс и т.д.) и тренировка в этих видах; введение опе-

ративной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование необходимых нравственно-волевых качеств, осуществлялось нравственное просвещение.

Мы стремились к тому, чтобы система аудиторной и внеаудиторной работы вуза обеспечивала качественное улучшение процесса формирования нравственно-волевой готовности к профессиональной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов, используя богатый потенциал форм, методов и средств физической подготовки курсантов как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

В научной литературе уровень определяется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития» [3]; а как выступают, критерий (от греч. кгйепоп

- средство для суждения) - «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [2]; показателями качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их сущностные особенности в статике и динамике.

Анализ научной литературы и собственное исследование позволили нам выделить три уровня нравственноволевой готовности курсантов к профессиональной деятельности (низкий, средний, высокий) и определить следующие критерии и показатели оценки этих уровней:

- мотивационно-ценностный критерий (показатели: мировоззренческая и нравственная позиция, идеалы и гуманистические ценности; стремление повысить свой профессиональный

статус, получить признание коллег, повысить профессиональную репутацию; обладание социально-профессиональной ответственностью и уважительное отношение к законам и правилам общественного поведения; адекватность самооценки личностью своих достижений, возможностей, способностей и притязаний; мотивы, побуждающие и регулирующие его профессиональную деятельность с позиции общечеловеческих ценностей и нравственных устоев общества и др.);

- когнитивный критерий (показатели: глубина, прочность и знание социально-экономической и политической обстановки в стране и в сфере профессиональной деятельности, ее специфика и основных тенденциях развития; задачи поставленные обществом и государством перед сотрудниками правоохранительных органов; требований профессии сотрудникам МВД; принципах, нормах и правилах общения и поведения и др.);

- поведенческий критерий (показатели: потребность и готовность к повышению своего профессионального уровня; готовность к самостоятельному принятию решений и их реализации с позиции общечеловеческих ценностей и моральных норм; ориентация на достижение успеха и профессиональной деятельности; обладание социально-профессиональной активностью, способностью к толерантности, взаимодействию с коллегами по работе и другими категориями граждан, умения и навыки профессиональной культуры поведения и т.д.);

- личностный критерий (показатели: сформированности профес-

сионально важных качеств: трудолюбие, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, выдержка,

упорство, мужество, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, внимательность, толерантность, гуманность, самодисциплина и др.).

Результаты констатирующего этапа нами были выделены три группы курсантов по уровню развития нравственно-волевой готовности (низкий, средний, высокий.) к профессиональной деятельности. К первой группе были отнесены курсанты имеющие высокий уровень готовности, ко второй-средней и третьей-низкий [Таблица 1].

В процессе исследования мы определяли динамику основных показателей уровня сформированности у курсантов нравственно-волевых качеств.

Для диагностики и анализа использовался пакет методов: опросник Кеттелла, тест Люшера, диагностический опросник «МПДО» (модификация «ПДО» А.Е.Личко), метод социометрии, методика «Мир моих ценностей».

Для определения эффективности и результативности были разработаны две группы критериев: количественные и качественные, отражающие содержание сформированной готовности и ее структуры.

В начале эксперимента, распределение испытуемых по уровням сфор-мированности у них нравственно-волевых качеств личности до начала эксперимента в обеих группах было примерно одинаково. После эксперимента произошли значительные изменения в экспериментальной группе: 48% испытуемых экспериментальной группы показали высокий уровень, а в контрольной группе - 34%. Средний уровень показали 34% курсантов экспериментальной и 42% - контрольной группы. Низкий уровень характеризуется следующими показателями: у 18% курсантов ЭГ и у 24% курсантов КГ (табл.1).

Таблица 1

Динамика основных показателей сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности по результатам двух срезов (%)

Первый срез Второй срез

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивный - - 44 48 56 52 56 28 24 54 20 18

Мотивационно- ценностный - - 60 64 40 36 44 26 36 62 20 12

Поведенческий 8 12 44 39 48 49 48 24 36 48 16 28

Личностный 8 12 46 48 46 46 48 34 34 42 18 24

Анализосновных показателей уровня сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности по результатам двух срезов позволил заключить следующее: после экспериментального исследования произошли значительные изменения в экспериментальной группе и ниже показатели уровня сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности в контрольной группе.

Результаты исследования. Представленные данные свидетельствуют о том, что проведенное опытно-экспериментальное исследование доказывает эффективность проведенной нами работы. На конечном этапе экспериментального исследования более высокие результаты были выявлены у курсантов экспериментальной группы.

Теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа по определению путей совершенствования процесса формирования нравственно-волевой готовности курсантов вузов МВД России к профессиональной деятельности показало, что наиболее эффективными из них являются:

• оптимальное использование потенциала физической подготовки для формирования нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности;

• разработка и внедрение в учебный процесс, спецкурса «Нравственноволевая подготовка курсантов к профессиональной деятельности»;

• организация процесса формирования нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов;

• проведение систематической диагностики уровня сформирванности нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности.

• создание нравственно-психологического климата на занятиях.

Литература:

1. Караваев А.Ф. Психолого-педаго-гическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников ОВД/ А.Ф. Караваев. - Омск, 2005. - 284с.

2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева и др.

- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- С. 374.

3. . Словарь русского языка / Гл. ред. А.П. Евгеньева. - М.: Русский язык, 1981.-

С.617.

4. Павлова И.И., Фогель Е.В. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних / И.И. Павлова, Е.В. Фогель. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. - 309 с.

5. Корниенко А.Ф. Профессиональное сознание и профессиональное компетентность личности.- №2.- 2010.- С.114-122.

б1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.